Цель: 1.Рассказать о положении православия в СССР на кануне великой Отечественной войны. 2. Познакомиться с конкретными фактами развития церкви и деятельности священнослужителей в годы ВОв. 3.На краеведческом материале проследить вклад священников Саратовской губернии в дело победы народа над фашисткой Германией.
Вложение | Размер |
---|---|
molitva_v_gody_voyny.docx | 647.2 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
VI –й РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА:
СОБЫТИЯ,ЛЮДИ,ФАКТЫ,ОЦЕНКИ»
МОУ «СОШ п.КРАСНЫЙ ТЕКСТИЛЬЩИК
САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Исследовательская работа
«МОЛИТВА В ГОДЫ ВОЙНЫ»
Козина Карина
Лузина Мария
учащиеся 10 класса
МОУ «СОШ п.КРАСНЫЙ ТЕКСТИЛЬЩИК
САРАТОВСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Научный руководитель
Евграфова Надежда Анатольевна
учитель обществознания
МОУ «СОШ п.КРАСНЫЙ ТЕКСТИЛЬЩИК
САРАТОВСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
САРАТОВ 2016
Содержание
1. Введение
- Аннотация
- Актуальность работы
- Постановка проблемы
- Цель и задачи работы
2. Русская православная церковь накануне ВОв
3. Сбор пожертвований для нужд фронта
4. «Господь нам дарует Победу!» - книга О.Гришаниной.
5. Награды за отвагу и мужество служителям церкви –«…. Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса» ( святитель Димитрий Ростовский)
6. Заключение
Список используемой литературы
1. Введение
Приближается праздник, завоёванный миллионами жизней наших соотечественников, страшными разрушениями народного хозяйства, огромными материальными потерями. Это День Победы в Великой Отечественной войне.
«Православие осуждает войну вообще. Но православие не только оправдывает, но и благословляет освободительную борьбу за свою Родину»
Сегодня, прошло более семидесяти лет, и нет сомнения в том, что выстоять в Великой Отечественной войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и религиозная вера советских людей. Несмотря на то, что накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь (РПЦ) подверглась невиданному разгрому и репрессиям, и невзирая на нанесенные обиды, на совершенное над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, РПЦ в тяжелейшие годы для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.
Победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, а ещё верили в Бога. Всё чаще мы слышим из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу.
Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России, иерархи Русской Православной Церкви духовно окормляли воинов. Русская Православная Церковь благословляла их на ратный подвиг, и в лихие годы это вселяло в них мужество. Во время войн Церковь особенно истово молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству.
Мы, учащиеся 10 класса школы поселка Красный Текстильщик, хотим рассказать о событиях Великой Отечественной войны, которые длительное время в нашей истории не рассматривались совсем. Поэтому мы считаем, что данный материал будет актуальным сегодня как для изучения в школе, так и для внеклассной работы, потому что будет помогать воспитанию духовно – нравственных ценностей.
В связи с этим в данном реферате ставятся следующие цели и задачи:
В ходе написания работы перед нами вставали вопросы о том
- почему этот материал замалчивался раньше?
- можно ли священнослужителей назвать героями Великой Отечественной войны?
-как их действия влияли на солдат той далекой войны?
2. Русская православная церковь накануне Великой Отечественной войны
Действия Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны - это продолжение и развитие многовековой патриотической традиции нашего народа.
В годы гражданской войны, а затем в период «наступления социализма по всему фронту» политика советской власти по отношению к Церкви и верующим становилась все более репрессивной. Десятки тысяч священнослужителей и мирян, не пожелавших отречься от своей веры, были расстреляны, растерзаны, погибли в застенках и лагерях. Тысячи храмов были разрушены, ограблены, закрыты, превращены в народные дома, склады, мастерские, просто брошены на произвол судьбы. Согласно некоторым западным источникам, между 1918 г. и концом 30-х годов погибло до 42 тысяч православных священников.
Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937–1938). О точных цифрах пострадавших в этот период до сих пор спорят историки. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. На кафедрах оставались лишь 4 архиерея Московского Патриархата – Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) (СНОСКА1).
К началу 40-х годов десятки и сотни деревень, поселков, городов и даже целые области были бесцерковными и потому числились безбожными. В 25 областях Российской Федерации не было ни одного православного храма, в 20 функционировало не более чем по 5 церквей.
К чести Русской Православной Церкви, она, несмотря на крутые исторические повороты в государстве, сталинские репрессии, всегда оставалась верной патриотическому служению своему народу. «Нам не приходилось даже задумываться о том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны», - вспоминал впоследствии митрополит Сергий.
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к «пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с посланием:
«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей,
_________________________________
Православная энциклопедия. Т.1. 2000. «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943″. М. 1994.
Карла XII, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.
Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.
Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» (СНОСКА2).
В первый же день войны глава православной церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим, в котором говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы, жители России, победим, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере». Всего же митрополит Сергий в годы войны обращался к русской церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа. Сталин же нашел в себе силы обратиться с воззванием к народу лишь спустя полмесяца после начала войны.
1942 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В один из июльских дней 1943 года митрополиту Сергию и его ближайшим сотрудникам пришло сообщение о том, что им разрешено возвратиться в Москву (из Оренбурга). «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Его кандидатура оказалась
________________________________________
Православная энциклопедия. Т.1. 2000.«Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943″. М. 1994.
единственной, митрополит глубоко занимался делами Церкви. Было принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх постоянных и трёх временных членов. Было принято решение об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Деятельность нового совета курировал Молотов, а «особо важные вопросы» решал Сталин.
Сталин понял, что коммунистическая идеология вдохновляет лишь часть (меньшую часть населения). Необходимо обращение к идеологии патриотизма, историческим, духовным корням народа. Отсюда учреждаются ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. «Возрождаются» погоны. Возрождается официально и роль Церкви.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направления: патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; ободряющие проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др.
И правительство сразу же сделало шаги навстречу религиозным организациям. Разрешается более широкая издательская деятельность (книги, листовки), снимаются ограничения на внекультовую деятельность религиозных объединений. Не чинятся препятствия массовым богослужениям и церемониям. Открываются - пока еще без юридического оформления, явочным порядком - молитвенные здания. Признаны - так же пока что де-факто - религиозные центры, устанавливающие связь с зарубежными церковными организациями. Эти действия определялись как внутренними, так и внешними причинами - необходимостью сплочения всех антифашистских сил. православная церковь о Зазвучали молебны в память великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
В апреле 1942 г. было объявлено в приказе военного коменданта Москвы о разрешении беспрепятственного движения по городу всю пасхальную ночь «согласно традиции», а 9 апреля в Москве впервые за многие годы состоялся Крестный ход со свечами. На это время пришлось даже приостановить действие закона о чрезвычайном положении. Сталин вынужден был вынужден считаться с Церковью.
В блокадном Ленинграде митрополит Алексий в этот же день провел службу и особо отметил, что дата Пасхи совпадает с датой Ледового побоища и ровно 700 лет отделяют эту битву под предводительством Александра Невского от сражения с фашистскими полчищами. После благословения митрополита Алексия воинские части Ленинградского фронта под развернутыми знаменами двинулись от Александро-Невской Лавры на свои боевые позиции (СНОСКА 3).
____________________________________
Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М., 1997.
3. Сбор пожертвований для нужд фронта
Включившись во всенародное патриотическое движение, Церковь развернула деятельность по сбору средств на нужды Великой Отечественной войны. 14 октября 1941 г. патриарший местоблюститель Сергий призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». Приходские общины стали вносить в Фонд обороны крупные денежные суммы. Только московские церкви за год войны передали Красной Армии более 3 млн. руб. Церковная община из города Горького (Нижнего Новгорода) за этот период передала государству около 1,5 млн. рублей. В осажденном Ленинграде (Санкт-Петербурге) церковные сборы в Фонд обороны к 22 июня 1943 года составили 5,5 млн. рублей, в Куйбышеве (Самаре) - 2 млн. рублей и т.д. 5 июня 1943 г. церковный совет Успенской церкви (г. Новосибирск) подписался на заем на суму 50 тыс. рублей, из которых 20 тысяч внес наличными. Весной 1944 г. верующие Сибири собрали пожертвование - более двух миллионов рублей. В 4-м квартале 1944 г. приходами обеих Новосибирских церквей внесено 226500 рублей, а всего в течение 1944 г. приходскими советами из церковных сумм и духовенством собрано и внесено 826500 рублей, в т.ч.: на подарки бойцам Красной Армии - 120 тыс., на танковую колонну им. Дмитрия Донского - 50 тыс., в фонд помощи инвалидам и раненым - 230 тыс., в фонд помощи детям и семьям фронтовиков - 146500 руб., для детей фронтовиков Когановичского района - 50000 рублей.
По поводу указанных взносов архиепископ Варфоломей и благочинный Новосибирских церквей посылали дважды телеграммы т. Сталину в мае и декабре 1944 г. От т. Сталина получены ответные телеграммы, содержание которых было сообщено верующим обеих церквей после богослужений, с соответствующим призывом усилить помощь фронту, семьям и детям фронтовиков.
Кроме того, в мае месяце приходскими советами и духовенством приобретено за наличный расчет облигаций 3-го государственного военного займа на сумму 200 тыс. руб. (в т. ч. духовенством на 95 тыс. руб.).
Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей. Движимые желанием помочь Родине в трудную минуту, многие верующие несли свои скромные пожертвования на нужды обороны прямо в храм. В осажденном голодном, холодном Ленинграде, например, неведомые богомольцы принесли и сложили у иконы пакеты с надписями «В помощь фронту». В пакетах оказались золотые монеты. Жертвовали не только золото и серебро, но и деньги, продукты, теплые вещи. Священнослужители передавали деньги в банк, а продукты и вещи - в другие соответствующие государственные организации.
На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для авиаэскадрилий «За Родину» и «Александр Невский».
Боевую технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. И как несколько столетий назад преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих иноков из числа братии Троицкого монастыря на правую брань с мамаевыми полчищами, так
и во время Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь направила два танковых полка на борьбу с фашизмом. Два полка, равно как и два воина, немного могли прибавить силы русскому оружию, но они были посланы от Церкви. Видя их в своей среде, российское воинство воочию убеждалось, что на святое дело спасения Родины оно благословляется Православной Церковью.
Личный состав танковых полков показал в сражениях чудеса героизма и доблести, нанося сокрушительные удары врагу.
Был открыт специальный церковный сбор в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Собранные Церковью средства шли на содержание раненых, в помощь детям-сиротам, потерявшим на войне родителей и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 )
«Господь нам дарует Победу!»
На страницах Интернета мне попался материал о книге «Господь нам дарует победу!» автора Ольги Васильевны Гришаниной – лауреата всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский». В книге «Господь нам дарует победу!» собран материал о судьбах священников, которые воевали на фронте или служили в годы войны в храмах, молясь о победе, поддерживая всех, кто нуждался в утешении и надежде. Многочисленные архивные документы тех лет, свидетельства очевидцев говорят о том, что и саратовские священники, и просто верующие люди как могли приближали в те годы Победу.
Автор рассказывает о том, что Саратовской епархии к моменту начала войны фактически не существовало. Ни одного храма тогда в Саратове и области не было. В книге говорится о том, что сохранилось довольно много фотографий периода войны, различных документов, прошения, которые отправлялись на имя архиерея с просьбой открыть храмы. И по всем этим документам мы можем видеть, насколько важна была для людей возможность молиться в годы Великой Отечественной войны. Такая трагедия была кругом, погибали люди. И конечно, для верующего человека было крайне важно прийти в храм помолиться об упокоении погибших, заказать молебен о здравии тех, кто находился на фронте и воевал.
Первый храм был открыт в городе Саратове только 8 октября 1942 года. Это был Свято-Троицкий кафедральный собор. Причем он начал действовать задолго до того как было принято в ноябре 1943 года известное постановление нашего правительства за номером 1325 «О порядке открытия церквей». Наверное, произошло это в 1942 году не случайно. Тогдашний Саратов – это первый прифронтовой город перед Сталинградом. Шли бесконечные бомбежки Саратова, был огромнейший поток раненых. Все понимали, что под Сталинградом во многом решается судьба нашей страны. Молитва очень была нужна в те годы, люди чувствовали и понимали это. И «двадцатка» верующих, как тогда говорили, написала заявление в Саратовский исполком с просьбой открыть храм. Как это ни странно, храм разрешили открыть. Причем есть документы, подтверждающие, что решение было принято единогласно. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Андрей, который возглавил епархию в военное время, назначил первого настоятеля храма. Имя этого человека впоследствии стало очень известным. Владыка Борис (Вик) в послевоенные годы был
епископом Саратовским и Сталинградским, а в 1942 году именно он стал настоятелем Свято-Троицкого собора. Нашему народу просто была необходима в тот период времени духовная поддержка. Проповеди священников и впервые дни работы собора, и потом были патриотической направленности. Сегодня точно известно – есть подтверждающие документы, – о чем говорил священник на службе 8 октября 1942-го. Все до единого люди прекрасно понимали, что для разгрома врага нужно объединить все силы, и духовная основа была в тот период времени сосредоточена именно в Церкви. Сохранились иконы, которые в период войны возвратили в храмы и перед которыми тогда молились. Одна из них – икона Божией Матери, очень редкий список, который находится сегодня в Троицком соборе г. Саратова.
Прихожанам Троицкого собора удалось собрать немало средств для фронта. Сохранились телеграммы от Сталина, которые присылались клирикам Свято-Троицкого кафедрального собора в благодарность за собранные средства для приобретения для фронта авиационной эскадрильи «Александр Невский». Тогда было собрано сначала 600 тысяч рублей, потом еще 300, то есть практически миллион рублей. Благодарственная телеграмма в адрес клириков за сбор средств на авиаэскадрилью была опубликована в газете «Коммунист». Были собраны от Саратовской епархии деньги в сумме 400 тысяч рублей на танковую колонну «Дмитрий Донской». Всего от Русской Православной Церкви было собрано триста миллионов рублей, среди этих денег 5 миллионов были от Саратовской епархии.
Из книги можно узнать о судьбе семьи протоиерея Андрея Султанова, человека во многом удивительного. Судьба забросила его в Саратовскую область в 20-е годы, когда Церковь подвергалась гонениям и уничтожалась. В село Золотое Красноармейского района священник приехал, так как здесь проживали родственники его жены. В семье батюшки было много детей, которые потом в годы войны с первых же ее дней воевали на фронте.
Интересным будет и материал о том, что в годы войны бывали крестные ходы с иконами, что во время Сталинградской битвы, когда решалась судьба нашей страны, икону Казанской Божией Матери выносили на берег Волги, что многим воинам было явление Божией Матери над Мамаевым курганом (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
«…. Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно
«ради Иисуса, а не ради хлеба куса» (святитель Димитрий Ростовский)
Священники во время Второй мировой на территории СССР занимались в основном мирной деятельностью: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистких отрядах. Также священнослужители отпевали жертв боевых действий
Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич укрывал в своем доме советских партизан, тяжелораненых солдат. В сентябре 1943 года дом отца Николая сожгли вместе с ним и его семьей члены отряда карателей. Люди сгорели заживо. А впоследствии за помощь партизанам истребили и всех жителей Старого села. 500 человек загнали в церковь и сожгли.
На оккупированной территории священнослужители являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев, сами вступали в партизанские ряды. Священник Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района на Пинщине, в первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда получил из Москвы послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, прочитал его своим прихожанам, несмотря на то, что фашисты расстреливали тех, у кого находили текст воззвания. С начала войны и до ее победного завершения отец Василий духовно укреплял своих прихожан, совершая богослужения ночью без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания Церкви к тем, кто оказался в оккупации. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента стал партизанским связным. Дом священника стал партизанской явкой. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 г. фашистам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Чудом удалось спасти семью пастыря и переправить самого отца Василия в партизанский отряд, который впоследствии соединился с действующей армией и участвовал в освобождении Белоруссии и Западной Украины. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями "Партизану Великой Отечественной войны", "За победу над Германией", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (СНОСКА 4)
Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Так, например, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 г. Покровский женский монастырь исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок насельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от военной администрации за отличное обслуживание раненых, а настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность.
Судьбы сотен приходских священников были отмечены высокими наградами. Сразу после Победы Советского Союза над фашистской Германией более 50 из них удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Примером верного служения Отечеству является вся жизнь епископа Ташкентского Луки, к началу войны отбывавшего ссылку в отдаленном поселке Красноярского края. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался
_____________________________________
Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М., 1997.
огромный госпиталь. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. За научную и практическую разработку новых хирургических методов лечения гнойных ранений епископу Луке Войно-Ясенецкому была присуждено Сталинская премия I степени, из 200 тысяч рублей которой 130 тысяч владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 )
Столь же самоотверженно в осажденном Ленинграде свои архипастырские труды нес митрополит Ленинградский Алексий, большую часть блокады проведший со своей многострадальной паствой. В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих храмов: Никольский Морской собор, Князь-Владимирский и Преображенский соборы и две кладбищенские церкви. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он наполнял души исстрадавшихся ленинградцев мужеством и надеждой. В Вербное воскресенье в храмах было прочитано его архипастырское обращение, в котором он призывал верующих самоотверженно помогать воинам честной работой в тылу. Он писал: "Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружия правды, "спасающего" нас "от малодушия и от бури" (Пс.54:8). И само воинство наше сильно не одной численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет весь русский народ".
Имевшую глубокое духовно-нравственное значение деятельность духовенства в дни блокады вынуждено было признать и советское правительство. Многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью "За оборону Ленинграда".
Аналогичной наградой, но уже за оборону Москвы был награжден митрополит Крутицкий Николай и многие представители московского духовенства. В "Журнале Московской Патриархии" читаем, что настоятель московской церкви во имя Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в тревожные дни не покидал Москву, хотя обычно он жил за городом. В храме было организовано круглосуточное дежурство, очень тщательно следили за тем, чтобы на кладбище по ночам не задерживались случайные посетители. В нижней части храма было организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях при храме был создан санитарный пункт, где имелись носилки, перевязочный материал и необходимые лекарства. Супруга священника и две его дочери принимали участие в сооружении противотанковых рвов. Энергичная патриотическая деятельность священника станет еще более показательной, если упомянуть, что ему было 60 лет. У протоиерея Петра Филонова, настоятеля московской церкви в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в Марьиной роще, три сына служили в армии. Он также организовал в храме убежище, так же, как и все граждане столицы, в свою очередь стоял на постах охраны. И наряду с этим он вел большую разъяснительную работу среди верующих, указывая на вредное влияние вражеской пропаганды, проникавшей в столицу в разбрасываемых немцами листовках. Слово духовного пастыря было весьма плодотворным в те тяжелые и тревожные дни (СНОСКА 5). (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
___________________________________________________________
Русская Православная Церковь. ХХ век / Беглов А. Л, Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др.. М., 2008
Заключение
9 мая 1945 безоговорочной капитуляцией Германии закончилась Великая Отечественная война и Патриарх Алексий обратился к всероссийской пастве со словами радости и гордости за победу русского оружия: "Слава и благодарение Богу! С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире"
Пасха в 1945 году выпала на 6 мая - День Великомученика война-святого Георгия Победоносца! Именно 6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Дуайт Эйзенхауэр был достойным человеком и отказался от принятия такой односторонней капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются. На Западном Фронте - перед союзниками, а на Восточном - перед СССР. Тем более, что на Восточном фронте еще продолжались боевые действия. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы полководцем с именем Георгий - это был Георгий Константинович Жуков!
В США, Германии и Великобритании о капитуляции Германии было объявлено уже 7 мая. В Советском Союзе же о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашена только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине - 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Великой Победы!
Как удивительно и промыслительно все сложилось!!! В послании Патриарха Московского и Всея Руси Алексия-I 6 мая 1945 года говорилось: "Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой... Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой...". Лучше и не скажешь!
Вот так чудесно весной 1945 года соединились два события: Торжество Жизни над смертью и Торжество Мужества и Героизма над страхом и злом!"
Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий.
Стало уже доброй традицией участие православных священнослужителей в торжественных церемониях на воинских мемориалах.
"Воинский подвиг, совершенный христианином по воле Божией, всегда считался подвигом религиозным, подвигом веры и любви, - говорил об этом Патриарх Алексий. - Каждый раз, отмечая славный День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы молимся об упокоении всех павших на поле брани воинов, усопших ветеранов … Помнить и с благодарностью чтить их подвиг - наш священный долг».
Низкий поклон и вечная благодарность воинам, отдавшим свою жизнь за Родину.
Список используемой литературы
1.Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. ХХ век. М., 2004.
2.Русская Православная Церковь. ХХ век / Беглов А. Л, Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др.. М., 2008.
3. Солоухин В.А. “При свете дня”. - М., 1992.
4. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М., 1997.
Ресурсы сети Интернет:
http://www.pravmir.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_1827
1944 год. Красной Армии передана танковая колонна имени Дмитрия Донского, созданная на средства Русской Православной Церкви
В тот, еще по-зимнему холодный, день, 7 марта 1944 года, в обычном драповом пальто и шляпе, он выехал на фронт по делу чрезвычайной важности. Уже немолодой и грузный, с присущей «бывшим» людям неторопливостью движений и тем особым благородством, которым отличались священники старой школы, он появился перед солдатами танковой колонны, как гость из «иного мира», казалось, навсегда преданного забвению, безвозвратно ушедшего в прошлое. Кто бы мог поверить еще некоторое время назад, что православный архиерей сможет… свободно обращаться к солдатам-красноармейцам с напутственным словом!
Из тех, кто выжил
Митрополит Николай (Ярушевич) оказался одним из немногих архиереев Русской православной Церкви, кому довелось пережить первый этап государственной компании, направленной на Ее уничтожение.
…Совсем недавно, оставаясь по титулу архиепископом Петергофским, он был лишен возможности жить в Ленинграде, и вынужден переехать в посёлок Татьянино под Гатчиной. Служил обычно — иерейским чином в ленинградском Николо-Морском соборе, и это в те времена можно было почитать за благо. Высокообразованный иерарх, в оспитанник Санкт-Петербургской Духовной Академии дореволюционного — 1914 года — выпуска, магистр богословия, преподаватель литургики и гомилетики, монах, священник лейб-гвардии Финляндского полка, послуживший на фронте в период I мировой, а с 1919-го — наместник Александро-Невской Лавры… Все то, что прежде относилось к преимуществам, теперь могло лишь обеспечить «беспрепятственный доступ» в места заключения.
Возглавляя вместе с епископом Алексием (Симанским) «Петроградскую автокефалию», занимавшую позицию неприсоединения и по отношению к обновленческому Высшему Церковному Управлению, и к находившемуся тогда под домашним арестом Патриарху Тихону, он избежал расстрела, но не ссылки: за нелояльность по отношению к обновленческой церкви, «официально признанной» советскими властями, в феврале 1923 — был выслан в город Усть-Колым Зырянского края… Три года, но и они были достаточным сроком для человека, получившего на фронте в годы Первой мировой тяжелую форму ревматизма, дававшего осложнения на сердце; и после возвращения он не мог бы поручиться за то, что завтрашний день не станет для него последним.
Обстоятельства, между тем, не оставляли надежды на размеренную жизнь. Церковь понесла колоссальные потери. И, прежде чем появилась возможность включиться вместе с заместителем Патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским) в работу, имевшую целью добиться «легализации» Православной Церкви со стороны существовавшего в СССР режима, он не по своей воле должен был направиться на Украину. Возведение в сан митрополита Волынского и Луцкого, Экзарха западных областей Украины и Белоруссии совпало для него с тяжелыми личными обстоятельствами: в 1941 году при смерти была его мать. Но монах не выбирает… А вскоре, уже в сане митрополита Киевского и Галицкого, он вынужденно возвращался назад. С началом немецкого наступления митрополит Николай сколько мог еще поддерживал в Киеве беженцев, пока не оказался одним из тысячи измученных, усталых и голодных людей, пробиравшихся к центру.
После возвращения его ожидала довольно напряженная работа. С февраля 1942 года он становится заместителем митрополита Сергия по управлению Московской епархией и управляющим делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. Время хоть напряженное, но и радостное: в период, когда над столицей нависла угроза оккупации, впервые за много лет в московских храмах было разрешено, наконец, совершать церковные службы с молитвой о даровании помощи и победы народу в войне. И для тысяч москвичей это время было связано с ним, митрополитом Николаем, ободрявшим людей одним своим присутствием и архиерейским благословением.
Для нужд фронта
…И вот теперь митрополит Николай (Ярушевич) отправлялся на фронт для того, чтобы передать Красной Армии сформированную на средства Русской Православной Церкви танковую колонну, названную в честь Святого благоверного князя Димитрия Донского. Новое мощное подразделение, состоявшее из танков «Т-34», было создано на добровольные пожертвования верующих.
В России происходило невероятное: 17 мая 1943 г . сам Сталин отправил митрополиту Сергию письмо с выражением «искреннего привета и благодарности» православным за помощь, …не замечать которую было просто уже невозможно.
Откликнувшись на призыв главы Церкви о сборе средств на нужды фронта, люди понесли на сборные пункты все, что имели. Серебряные оклады икон, цепочки, кольца, броши, золото, личные сбережения — все это передавалось безвозмездно государству, которое в недавнем прошлом неправедно, беспощадно под предлогом принудительного изъятия церковных ценностей, разоряло храмы и казнило священнослужителей.
Тогда, в период гонений на Православную Церковь, никто из руководителей ЦК не воспринял всерьез слово митрополита Петроградского Вениамина: «Мы все отдадим сами». Власти объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке, как «принадлежащее государству» имущество. Волнения народа, сопровождавшие в отдельных областях изъятие ценностей, послужили поводом к открытому наступлению на Православие. Война же расставила все по местам.
Уже в начале военных действий митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I , составил знаменитое обращение к духовенству и мирянам, озаглавленное: «Церковь зовет к защите Родины!». За богослужением в Московском Богоявленском соборе 10 августа 1941 года он произнес слова, которые получили широкую известность: «Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом!».
Когда же 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны, этот почин был поддержан всей Православной Церковью. Предполагаемая сумма взносов от прихожан требовала централизации в управлении этим мероприятием и участия в банковской системе государства, а, следовательно — помощи и поддержки правительства в организационных делах.
5 января 1943 года впервые состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего последовало его указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР для Русской Православной Церкви. За короткий срок церковные общины собрали значительную сумму — около 8 млн. руб., из которых 25% — 2 млн. руб. собрала находившаяся в блокаде Ленинградская епархия!
Начало было положено. Подобным же образом по всей стране православные приходы собирали средства на создание авиационной эскадрильи им. Александра Невского, на другие нужды фронта, на организацию госпиталей и домов для детей-сирот. На глазах суды Божии свершались уже сейчас: насильственно изъятые богоборческой властью миллионные средства, направленные на создание и поддержку Коминтерна, уходили, как вода в песок, а принесенные доброхотно, во славу Божию верующими жертвователями, зачастую лишенными самого необходимого, составили значительный вклад в дело победы.
Наконец, власть уступила. В сентябре 1943 г ., после встречи трех митрополитов со Сталиным, правительство разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, освободило из лагерей ряд оставшихся в живых пастырей.
Могли ли понимать в тот день, 7 марта, с улыбкой встречавшие митрополита Николая красноармейцы, какой ценный подарок они принимают? — Архипастырское благословение. А оно было не менее важным, чем та физическая, ощутимая помощь, которая пришла со стороны Церкви, — благословение из рук того, кому снова предстояло исповедовать Христа перед людьми, уже в годы хрущевской реформы и возобновленной, особенно жестокой волны атеистической пропаганды!
Странновато и непривычно выглядел он в военной обстановке: сутуловатый, интеллигентный, слишком выбивавшийся из «стиля эпохи», в своем темном пальто на фоне белого снега. Но он искренне, сердечно обращался к ним на их языке, простом языке своей паствы, своего народа: «Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины!.. Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли от фашистской нечисти,во имя мирной жизни и счастья нашего народа! На священное дело – вперед!»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ОЛЬГА ГРИШАНИНА: «У ЦЕРКВИ СВОЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ»
Что мы знаем о жизни Саратовской епархии в годы Великой Отечественной войны? Очень мало или даже совсем ничего. В Саратовском государственном музее боевой славы этой темой занимаются уже не один год. Ольга Гришанина, заместитель директора музея, в течение семи лет собирает материал о судьбах священников, которые воевали на фронте или служили в годы войны в храмах, молясь о победе, поддерживая всех, кто нуждался в утешении и надежде. Многочисленные архивные документы тех лет, свидетельства очевидцев говорят о том, что и саратовские священники, и просто верующие люди как могли приближали в те годы Победу.
Молитва в годы войны
– Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, что собой представляла жизнь Саратовской епархии в годы Великой Отечественной войны?
– Как известно, в 20-е годы прошлого столетия была поставлена цель уничтожить Русскую Православную Церковь как социальный институт. И правительство добилось своего: Саратовской епархии к моменту начала войны фактически не существовало. Ни одного храма тогда в Саратове и области не было. Первый храм был открыт в нашем городе только 8 октября 1942 года. Это был Свято-Троицкий кафедральный собор. Причем он начал действовать задолго до того как было принято в ноябре 1943 года известное постановление нашего правительства за номером 1325 «О порядке открытия церквей». Наверное, произошло это в 1942 году не случайно. Тогдашний Саратов – это первый прифронтовой город перед Сталинградом. Шли бесконечные бомбежки Саратова, был огромнейший поток раненых. Все понимали, что под Сталинградом во многом решается судьба нашей страны. Молитва очень была нужна в те годы, люди чувствовали и понимали это. И «двадцатка» верующих, как тогда говорили, написала заявление в Саратовский исполком с просьбой открыть храм. Как это ни странно, храм разрешили открыть. Причем есть документы, подтверждающие, что решение было принято единогласно. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Андрей, который возглавил епархию в военное время, назначил первого настоятеля храма. Имя этого человека впоследствии стало очень известным. Владыка Борис (Вик) в послевоенные годы был епископом Саратовским и Сталинградским, а в 1942 году именно он стал настоятелем Свято-Троицкого собора.
– Как открывался Троицкий собор, ведь внутри храма все было разрушено?
– Сплочение людей было тогда поразительным. Троицкий собор удалось восстановить за очень короткое время. Люди несли в храм все, что им удалось сохранить в годы гонений на Церковь. Это были богослужебные книги, церковная утварь, за очень маленький срок убрали весь мусор из нижней церкви Троицкого собора. Был построен фанерный иконостас, и начались первые богослужения. И на первых службах, документы это подтверждают, было очень много людей самого разного возраста. Нашему народу просто была необходима в тот период времени духовная поддержка. Проповеди священников и в первые дни работы собора, и потом были патриотической направленности. Мы сегодня точно знаем – есть подтверждающие документы, – о чем говорил священник на службе 8 октября 1942-го. Все до единого люди прекрасно понимали, что для разгрома врага нужно объединить все силы, и духовная основа была в тот период времени сосредоточена именно в Церкви.
Когда было разрешено открывать храмы по Саратовской области, было подано более 25 ходатайств! Другое дело, что Сталин не был бы самим собой, если бы наряду с постановлением об открытии храмов не принял бы другое постановление – о контролирующем органе, о совете, который в тот период распоряжался всеми делами Православной Церкви. К сожалению, этот совет большую часть прошений отклонял. И были открыты только 5 храмов. Но очень важно, что в самых крупных городах области – Вольске, Ртищеве, Петровске – они все же появились.
– Расскажите о наиболее интересных, ярких судьбах священников, которые служили в годы войны.
– Конечно, имен и фамилий можно назвать немало. Это протоиерей Иоанн Варин, священник Георгий Молев, протоиерей Петр Меринов и многие другие. И каждый из этих священников достоин отдельного рассказа. Но мне очень близка судьба семьи протоиерея Андрея Султанова, человека во многом удивительного. Он родился в конце XIX века, окончил миссионерские курсы, жил в Башкирии, потом в Сибири. Судьба забросила его в Саратовскую область в 20-е годы, когда Церковь подвергалась гонениям и уничтожалась. В село Золотое Красноармейского района священник приехал, так как здесь проживали родственники его жены. В семье батюшки было много детей, которые потом в годы войны с первых же ее дней воевали на фронте.
Отец Андрей много лет служил настоятелем храма в селе Золотом. Немало в 30-е годы прошлого столетия он пытался сделать для открытия храма в селе Топовка, сейчас территориально село относится к Камышинской области, а тогда входило в состав Саратовской области. За «чрезмерную активность» его арестовали, тройкой НКВД он был осужден на 10 лет и отправлен в лагеря под Сталинградом. Когда фашисты уже во время войны стали наступать, этот лагерь разбомбили, и батюшка пешком пришел к себе домой в Золотое. Матушка сохранила антиминс (Антиминс – плат с зашитыми частицами мощей христианских святых. Необходим для совершения литургии. – Прим. автора), и отец Андрей с первых дней стал собирать жителей села и служить литургию.
Сразу же он отправляет прошение в Саратов с просьбой открыть храм в селе Золотом. Вслед за этим прошением уходит еще и заявление от жителей этого села на имя архиепископа Григория – назначить священником в село только отца Андрея Султанова. Под заявлением стояло огромное число подписей. Женщины-крестьянки, неграмотные, с ошибками, химическим карандашом писали: назначьте священником отца Андрея, назначьте протоиерея Султанова настоятелем храма. Его действительно назначили, и до 1945 года он служил настоятелем в этом селе. Что интересно, храм в этом селе сохранился до сегодняшнего дня, и сейчас он восстанавливается.
Сыновья отца Андрея воевали, прошли разными дорогами войны. Средний сын Вячеслав был награжден орденом Александра Невского, это очень высокая награда. Он стал военным, затем демобилизовался и жил не в Саратовской области. А вот еще трех его сыновей в Саратове очень хорошо знают – отца Владимира, отца Николая и отца Василия. Старший сын, отец Владимир, после ранения демобилизовался еще в годы войны и пришел служить в Троицкий собор. Затем он служил протодиаконом в кафедральном соборе города Волгограда, там и был похоронен. Отец Николай служил в Самаре. Протодиакон Василий Султанов умер в 1993 году. В годы войны он был ребенком, после войны служил в составе ВМФ. Был рукоположен сначала во диаконы, а после стал протодиаконом у владыки Пимена. Матушка его жива до сих пор.
Вообще судьба отца Андрея Султанова очень яркая. В семье и сегодня берегут батюшкины вещи. Его епитрахиль, иконы, которые он покупал, еще будучи семинаристом, – все это сохранено.
Священники на фронте
– Очень долго замалчивались и сегодня далеко не всем известны судьбы воевавших священников. Расскажите о них.
– Что касается воевавших священников, стоит, безусловно, сказать об отце Николае Архангельском. Человек тоже удивительный. Последние годы своей жизни он был духовником Саратовской епархии. В целом он более 50 лет служил Церкви Христовой. Этот человек прошел всю Великую Отечественную войну, воевал на знаменитых «катюшах» – БМ13, которые наводили ужас на фашистов. Был награжден благодарностями Верховного Главнокомандующего, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды. И это далеко не весь перечень наград. Когда отмечали 60-летие победы в 2005 году, отец Николай был на открытии выставки «Господь нам дарует победу» у нас в музее, а через несколько месяцев, к сожалению, его не стало.
Он был сыном известного тогда саратовского священника отца Константина Архангельского. И когда Николай Константинович демобилизовался, выбор был фактически предопределен. В годы войны, когда наше правительство пошло на уступки Церкви, разрешили открывать и духовные учебные заведения. Были открыты семинарии, в том числе и в Саратове. И Николай Константинович сразу пошел учиться. И вот сохранилась запись, какую характеристику в 1961 г. дал отцу Константину и отцу Николаю архиепископ Палладий: «Скромный по жизни и усердный по службе священник и сына своего сумел воспитать в церковном духе, обучить в нынешней Духовной семинарии и утешиться, видя его священником кафедрального собора г. Саратова». Тогда это был Троицкий собор. Отец Николай в памяти очень многих людей остался как удивительный батюшка, замечательный духовник, умевший отогреть человеческие сердца.
А его отец Константин Иванович в годы войны не служил, а работал в Петровске на заводе и был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Узнав о том, что храмы разрешили открывать, он собрал «двадцатку» верующих и начал хлопоты об открытии храма в честь иконы Казанской Божией матери в г. Петровске. И в годы войны привез прошение в Саратов. Тогда это было тоже своего рода маленьким подвигом. Нужно было получить специальный пропуск на проезд и каким-то образом добраться за 100 км. Сделать это было не так просто, как сейчас.
– Какие сохранились свидетельства того, что храмы во время войны не пустовали, что церковная жизнь шла, люди молились?
– Сохранилось довольно много фотографий периода войны, различных документов, прошения, которые отправлялись на имя архиерея с просьбой открыть храмы. И по всем этим документам мы можем видеть, насколько важна была для людей возможность молиться в годы Великой Отечественной войны. Такая трагедия была кругом, погибали люди. И конечно, для верующего человека было крайне важно прийти в храм помолиться об упокоении погибших, заказать молебен о здравии тех, кто находился на фронте и воевал.
Сохранились иконы, которые в период войны возвратили в храмы и перед которыми тогда молились. Одна из них – икона Божией Матери, очень редкий список, который находится сегодня в Троицком соборе г. Саратова. Она была возвращена в храм в 1942 году из Саратовского областного музея краеведения.
– Действительно ли прихожанам Троицкого собора удалось собрать немало средств для фронта, за что были даже получены благодарственные телеграммы от Сталина?
– Всего от Русской Православной Церкви было собрано триста миллионов рублей, среди этих денег 5 миллионов были от Саратовской епархии. А телеграммы от Сталина присылались клирикам Свято-Троицкого кафедрального собора в благодарность за собранные средства, на которые была куплена для фронта авиационная эскадрилья «Александр Невский». Тогда было собрано сначала 600 тысяч рублей, потом еще 300, то есть практически миллион рублей. Благодарственная телеграмма в адрес клириков за сбор средств на авиаэскадрилью была опубликована в газете «Коммунист». И были собраны от Саратовской епархии деньги в сумме 400 тысяч рублей на танковую колонну «Дмитрий Донской».
На выставке нашего музея, в архиве Саратовского епархиального управления есть справки, ведомости, телеграммы о помощи фронту. По ним можно проследить, на что собирались деньги Церковью в годы войны. Были многочисленные отчисления в фонд обороны, Красной Армии, пострадавшим от налетов вражеской авиации, детям-сиротам, в фонд помощи эвакуированным, на развитие промышленных предприятий. То есть деньги собирались на самые разные цели, а на содержание храмов, священнослужителей шел сравнительно небольшой процент от общих доходов храма.
Невозможно забыть
– Вы уже несколько лет занимаетесь темой жизни епархии в годы войны. А чем она вас привлекла изначально?
– Тема жизни Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны была не исследована долгие годы. Когда я начала заниматься этой темой в 2002- 2003 гг., в Саратове публикаций на эту тему не было вообще никаких. И, конечно, как историку и сотруднику музея мне было очень важно восстановить справедливость. Потому что я предполагала, что священнослужители, конечно же, воевали на фронте и вместе со всеми сражались за победу. И рассказать об этих людях мне представлялось крайне необходимым.
– Наверняка за годы изучения у вас были и свои личные открытия. Что поразило, удивило больше всего?
– Больше всего меня удивило, что жители нашей страны и Саратовской области абсолютно ничего не знают о жизни Церкви в военные годы. Многие из посетивших в нашем музее выставку «Господь нам дарует победу» с удивлением узнавали, что в годы войны бывали крестные ходы с иконами, что во время Сталинградской битвы, когда решалась судьба нашей страны, икону Казанской Божией Матери выносили на берег Волги, что многим воинам было явление Божией Матери над Мамаевым курганом. Огромное число людей обо всем этом никогда не слышало. А ведь это было! Восстановить имена священников, которые служили в годы Великой Отечественной войны не только Церкви, но прежде всего своей Родине, очень важно.
Народ наш обязательно должен знать о роли Церкви в годы войны. Да, отношения между государством и Русской Православной Церковью в тот период были очень сложные. Но Сталин прекрасно понимал, насколько нужна была народу духовная поддержка. И на первую встречу с митрополитом Московским и Коломенским Сергием он согласился еще в июле 1941 года. И потом, начиная с 1943 года, государство пошло на уступки: начал издаваться журнал Московской патриархии, был отведен особняк для Патриархии в центре Москвы, разрешили Собор епископов в сентябре 1943 г. Духовенство стало награждаться мирскими наградами – медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда». В июне 1945 года была учреждена медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», и в числе первых, кто ее получил, были и саратовские священнослужители. Еще меня поразило знаете что… Ведь сколько священнослужителей перед войной было отправлено в лагеря! Они были освобождены в 1942–43 гг. И эти люди не затаили зла на наше государство. Выйдя на свободу, они все силы отдавали, служа Родине. И знаменитое воззвание митрополита Московского и Коломенского Сергия (было произнесено в первые дни войны в Богоявленском соборе в Москве), которое заканчивалось словами: «Господь нам дарует победу!» — послужило основой к объединению всех православных христиан для защиты своего Отечества.
Православные священники, духовенство, миряне внесли свой достойный вклад в Победу. Жизнь Русской Православной Церкви – очень важная составляющая истории Великой Отечественной войны, и об этом мы все должны обязательно знать и помнить.
Беседовала Юлия Семенова
Книга "Господь нам дарует победу!" содержит бесценные материалы, рассказывающие об участии клириков Саратовской епархии Русской Православной Церкви в защите Родины в годы Великой Отечественной. Автор книги, заведующая научно-просветительским отделом Саратовского государственного музея боевой славы О.В. Гришанина, не раз встречалась с очевидцами военных событий, которых уже нет на этом свете, по крохам собирала информацию в архивах. Год назад на основе материала, который вошел в книгу, в музее Боевой славы была открыта выставка с одноименным названием.
В числе приглашенных были представители духовенства Саратовской епархии, прихожане саратовских храмов, воспитанники воскресных школ, члены семей и родственники клириков епархии — участников Великой Отечественной войны, представители общественности.
Перед собравшимися выступили священники Кирилл Краснощеков, Алексий Абрамов. Воспоминаниями о деде поделилась Л.Н. Вахлюева — внучка протоиерея Андрея Султанова.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин передал приветствие, в котором поблагодарил О.В. Гришанину за кропотливую многолетнюю работу "по восстановлению и сохранению исторической правды".
Пресс-служба
Саратовской епархии
Глубокоуважаемая Ольга Васильевна!
Уважаемые организаторы и гости презентации!
Наша сегодняшняя встреча приурочена к трагической и памятной для многих поколений наших соотечественников дате — 22 июня, Дню памяти и скорби. Великая Отечественная война вошла в тот роковой день в каждый дом, в каждую семью, стала скорбью и болью миллионов людей.
Но те невыносимые беды, которые принесла эта война, не породили безысходного страха и отчаяния. В своем служении людям и Отечеству воины, сражавшиеся против германского фашизма, явились продолжателями ратных традиций и преемниками боевой славы доблестных героев России. И в самоотверженном подвиге сыновей и дочерей России в те годы, мы видим исполнение Евангельских слов: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).
Год назад, благодаря стараниям автора выходящей сегодня книги, Ольги Васильевны Гришаниной, в Музее боевой славы состоялось открытие выставки "Господь нам дарует победу". Эта экспозиция стала во многом уникальной для культурной и исторической жизни нашего города, поскольку на ней, впервые в Саратове, была представлена тема участия Русской Православной Церкви, ее духовенства и мирян в защите Отечества.
Военные испытания помогли пробудить веру в сердцах многих участников тех событий, что дало возможность возрождения церковной жизни в те суровые годы. Не только народ, но и государственная власть в тот период смогла осознать великое значение христианской веры, дающей силы "побеждать царства, творить правду, угашать силу огня, укрепляться от немощи, быть крепкими на войне". (Ср.: Евр. 11, 33-34).
Русская Православная Церковь с самого начала войны благословила всех своих верных чад на битву с врагом, и во все дни в храмах возносились непрестанные молитвы о даровании победы нашему народу. По призыву Церкви, миллионы православных христиан приняли активное участие в сборе денежных средств, на которые была создана танковая колонна "Имени Димитрия Донского" и эскадрилья "Имени Александра Невского". Патриотическая позиция священноначалия и церковного народа способствовала укреплению того единения, которое позволило выстоять и победить.
Об этом необходимо помнить всем нам, но еще более важно сберечь и передать эту память грядущим поколениям наших соотечественников.
Глубокоуважаемая Ольга Васильевна! Уважаемые организаторы нашей сегодняшней встречи! Я сердечно благодарю Вас за те труды, благодаря которым была подготовлена выставка "Господь нам дарует победу" и вышла одноименная книга. Уверен, что Ваша многолетняя и кропотливая работа по восстановлению и сохранению исторической правды, станет весомым вкладом в культурном развитии нашего региона и патриотическом воспитании молодого поколения.
Благословение Господне да пребывает со всеми вами!
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания было внесено имя человека, которого знают как выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, исповедника, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.
Имея талант художника, он мог вести богемный образ жизни, пачкая руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», священником, жертвой политических репрессий. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота и гноя. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.
Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест – и Сталинской премией первой степени по медицине.
В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским и получив эту высокую государственную награду, он из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.
В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевели в мой родной Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.
После 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма.
Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу.
Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях»
Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой, – писал он в то время, – когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают».
«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, – писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. – Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».
В ссылке. Село Б.Мурта, Красноярского края, 1941г.
В Красноярском крае святитель-хирург находился в ссылке дважды – в начале 1920-х годов и на рубеже 1930-1940 годов. Из Красноярска владыка писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Как уроженка Красноярска я с гордостью узнала из книги В.А. Лисичкина «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», что именно в моем родном городе епископ Лука стал архиепископом Красноярским и постоянным членом Священного Синода.
5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским…». «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». Думаю, это уникальный случай в истории РПЦ.
Когда он покидал красноярскую кафедру, моей маме было 5 лет, но бабушка, работавшая в Красноярске почтальоном, не могла не слышать о владыке-хирурге, сосланном в Красноярский край (в село Большая Мурта). Я родилась в Красноярске уже после смерти святителя Луки. Уезжая после окончания школы из родного города, я понятия не имела ни о Боге, ни о том, был ли на тот момент открыт хотя бы один храм. Помню лишь возвышающуюся над городом часовенку, которую можно видеть на десятирублевых банкнотах.
Рада, что 15 ноября 2002 года мои земляки установили в центре Красноярска бронзовый памятник, изображающий архиепископа Луку с молитвенно сложенными руками. Это третий по счету памятник после Тамбова и Симферополя. Но к нему могут прийти лишь красноярцы или гости города. А вот к другому «Святителю Луке» – «поезду здоровья» с вагоном-храмом за врачебной и духовной помощью приходят жители Красноярского края и Хакасии.
Как же ждут люди эту поликлинику на колесах, гордо носящую имя одного из самых выдающихся деятелей русской медицины и Русской Православной Церкви! Церкви, представителей которой советская власть десятилетиями уничтожала, расстреливая, ссылая в лагеря, сажая в тюрьмы. Но далеко не всех обитателей сталинских лагерей эта же власть потом награждала высочайшими государственными наградами.
Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.
А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.
Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.
После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.
Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.
В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».
«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»
В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.
Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.
Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»
«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».
Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.
Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет «Сам Иисус Христос».
По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.
Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…
В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).
В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.
В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским. Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».
11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)
Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.
В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.
С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа
Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)
Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.
Машенька - ветреные косы
Стеклянный Человечек
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сказка про Серого Зайку
Как нарисовать ветку ели?