Как же часто в нашей жизни в самых различных ситуациях мы слышим нецензурную лексику от взрослых, от подростков, даже от маленьких детей. Так же в нашу жизнь прочно вошли карты и всё, что с ними связано. Человеческие пороки цепкой хваткой держат под контролем современных людей. Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Чем опасны картёжные игры? Что скрывает за собой картёжная символика? В данной работе мне предстоит выяснить причины появления сквернословия, раскрытие обозначений картёжной символики, пагубного воздействия этих пороков на человека.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 774 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Липовская основная общеобразовательная школа»
Балахнинского района
Научное общество учащихся
Вся правда о русском мате и картёжных играх
Выполнил: Кознов Антон,
учащийся 5 класса.
Научный руководитель:
Молдаванцева Н.В. ,
учитель начальных классов,
преподаватель факультатива «Истоки»
Балахна
2016 год
Содержание
Страница | ||
Введение | 3 | |
Глава 1 | Что такое сквернословие. | 6 |
1.1 | История возникновения матерной речи. | 6 |
1.2 | Православный взгляд на сквернословие. | 7 |
1.3 | Исследование. Школьники и сквернословие. | 7 |
ГЛАВА 2 | Тайна игральных карт. | 12 |
2.1 | Немного о картах и картёжных играх. | 12 |
2.2 | Картёжные символы. | 12 |
2.3 | Исследование. Школьники и картёжные игры. | 13 |
Заключение | 17 | |
Литература | 18 | |
Приложения | 19 | |
Введение
«Смерть и жизнь – во власти языка»
Притч. 18, 21.
Некоторые ребята из нашей школы поступают учиться в Нижегородский кадетский корпус. Мне приходилось общаться с будущими десантниками. Однажды я услышал от них рассказ о легендарном «Чукче-снайпере», в прошлом бойце спецназа ВДВ Николае Кравченко. Сейчас он – Отец Николай (Кравченко), полковой священник ВДВ. Именно настоящая мужская работа, которая досталась ему на войне, и очень важное слово, прозвучавшее в бою, привели его к Богу.
В январе 1995 года разведгруппа ВДВ укрылась от чеченских сепаратистов в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от площади Минутка. Здание гудело, словно огромный улей, от свиста пуль и взрывов. На одном из этажей дюжие спецназовцы наткнулись на пехотинцев – срочников, также нашедших здесь пристанище. Командир пехоты – капитан – едва не прослезился: «Вы как раз вовремя! У нас только что кончились все патроны!»
В этом кипящем котле оборону держали целые сутки. Лейтенант Кравченко делал всё, что могло зависеть от отличного снайпера.
-Когда через сутки стало ясно, что подмоги не будет, а патроны на исходе, у многих появилось чувство обреченности, - вспоминает отец Николай.- И тогда я взмолился, верно, первый раз в жизни: «Господи, сделай так, чтобы мы вырвались живыми из этого ада! Если останусь жив – построю Тебе храм!»
Оказавшись в безвыходном положении, спецназовцы и офицер-пехотинец посовещались и решили пойти на прорыв кольца чеченского окружения. Хотя не было уверенности, что хоть кто-нибудь останется живым после такого безумного прыжка. И они рванули на вооруженных до зубов бандитов. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны солдаты обычно орали диким, яростным матом.
- Христос воскресе!!! – неожиданно для самого себя выкрикнул Николай, выпрыгивая из оконного проема.
- Ур-ра! Христос воскресе!!! – подхватили его товарищи.
-Началась страшная рукопашная схватка,- вспоминает о.Николай.- В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно. Но все были живы. И я точно знаю, что если бы мы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком – не прорвались бы, все бы там полегли.
Как же часто в нашей жизни в самых различных ситуациях мы слышим нецензурную лексику от взрослых, от подростков, даже от маленьких детей.
Так же в нашу жизнь прочно вошли карты и всё, что с ними связано. Человеческие пороки цепкой хваткой держат под контролем современных людей.
Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Чем опасны картёжные игры? Что скрывает за собой картёжная символика?
Целью моей работы стало выявление причины появления сквернословия, раскрытие обозначений картёжной символики, пагубного воздействия этих пороков на человека.
Гипотеза: употребление ненормативной лексики, а также игры в карты считаются молодежью безобидной привычкой, т.е. является неосознанной.
Задачи:
Формы и методы
Объект исследования: речь учащихся, отношение к картёжным играм учащихся школы.
Предмет исследования: бранные слова, вредные привычки.
Участники исследования: учащиеся 5 – 9 классов.
Практическое применение.
Материалы данной работы можно использовать в качестве дополнительной литературы на уроках исторического и литературного краеведения, ОПК, МКХ, на факультативе «Истоки», во внеклассной работе.
Глава 1. Что такое сквернословие.
Издавна матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверно». В словаре В. Даля, сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, Атерщина, нецензурная лексика.
Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “А” и “мя”. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
В современном мире тяжёлое, грязное слово мата почти победило русский народ. Грех языка, грех скабрезных слов, по сути, обрёл в России статус нормы. Часто можно услышать такие утверждения: «В России матом не ругаются – на нём разговаривают», «Жить с Россией – значит жить в матерщине». И действительно, матерное слово отвоёвывает себе всё новые территории, на которые ещё совсем недавно вход ему был закрыт. Ещё в 60 – 70-е годы XX века молодые люди никогда не допускали «крепких выражений» в присутствии девушек, строго оберегая девичий слух от этой грязи. В наше время представительницы « слабого пола» без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться.
Что же такое собственно мат? Мат с духовной точки зрения – это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы» и человек отступает от Бога. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергетика обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Человек уже не может жить без этой подпитки, но теперь он лишает себя помощи Божьей.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах и гаданиях.
1.2. Православный взгляд на сквернословие.
С православной точки зрения сквернословие — это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе: «Непотребными словами оскорбляют честь Атерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
А что же говорят по этому поводу мои сверстники, сквернословят ли они?
Учащимся нашей школы были предложены следующие вопросы (участвовали 28 ребят 5-9 классов):
1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
2. Используете ли вы в своей речи бранные слова (мат, ругательства)?
3. Как вы думаете, плохо это или нет?
4. Какие ваши предложения по искоренению бранных слов.
Получились следующие результаты (изображены в виде диаграмм):
Диаграмма 1
Вывод: Многие ругаются просто по привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие – в порыве минутного гнева и нашедшей ярости.
Диаграмма 2
Вывод: Учащиеся используют в речи бранные слова, но есть ребята (в основном девочки), которые не используют нецензурные ругательства.
Диаграмма 3
Вывод: бранные слова стали обыденной речью, их употребляют для связки слов и считают использование бранных слов в своей речи нормальным явлением, не чувствуют стыда.
Диаграмма 4
Вывод: Большинство учащихся употребляют нецензурные слова, даже не задумываясь об уместности их употребления и не могут предложить меры борьбы с матерной руганью.
Исходя из диаграмм, можно сделать выводы:
Изучив ответы учащихся, беседуя педагогами, я пришёл к выводу, что в глазах учащегося сквернословие — это проявление независимости, то есть символ взрослости. Кроме всего, это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Учащиеся стараются бранными словами задеть родителей, преподавателей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Глава 2. Тайна игральных карт.
2.1. Немного о картах и картёжных играх.
«Не будучи в состоянии обмениваться мыслями,
люди перебрасываются картами.»
Артур Шопенгауэр
В современном мире игра в карты является одной из самых распространенных игр не только среди взрослых, но и детей. А уж в поездах дальнего следования, на пляжах, во дворах и на школьных задворках в карты не играл только ленивый. Множество людей «режутся» в картишки - в «дурака», в «козла», в «пьяницу», совершенно не задумываясь об их святотатственной (буквально, украденной у Церкви) символике. Сегодня для большинства людей игра в карты это просто «приятное», легкое времяпровождение, не связанное ни с какими мистико-символическими глубинами. Но так ли это на самом деле?
Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение картам: «склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур».
Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено.
2.2. Картёжные символы.
Давайте посмотрим, что представляют собой в карточной колоде загадочные символы — «трефы», «вини», «черви» и «бубны».
Все четыре картежные масти подразумевают священные предметы — орудия страдания и смерти Иисуса Христа.
«Трефа» или «крести» — карта с изображением креста «трилистника», креста Христова, которому поклоняется полмира.
Картежная масть «вини», или, иначе, «пики» символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал в Своем провидении Господь, устами пророка Захарии, «что воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12:10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).
Картежная масть «черви» подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины «дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22), так и сбылось: «Один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48).
Картежная масть «бубны» — графическое изображение евангельских кованых четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Истинно христианские ценности, которым поклоняется весь христианский мир грубо попираются игральными картами. Игра в карты бесчестит Крест Господен, Евангельскую пику-копьё, Евангельскую губу на трости, Егельские кованные четырёхгранные гвозди. Давайте задумаемся над этим.
2.3. Исследование. Школьники и картёжные игры.
А что же говорят мои сверстники об играх в карты?
Учащимся нашей школы были предложены следующие вопросы (участвовали 28 ребят 5-9 классов):
1. Вы играли раньше в карты?
2. Знаете ли вы символику карточных мастей?
3. Знаете ли вы, что игра в карты является вредной привычкой?
Получились следующие результаты (изображены в виде диаграмм):
Диаграмма №1
Вывод: все ребята, которые отвечали на вопросы, играли в картёжные игры, знают правила этих игр и никогда не задумывались о том, чему учат их эти «игрушки».
Диаграмма №2
Вывод: никто из ребят никогда не размышлял о символике карточных мастей. Они не знают, что обозначают карточные символы «крести», «черви», «пики», «буби».
Диаграмма №3
Вывод: Большинство ребят не задумываются, что игра в карты является вредной привычкой. Хотя некоторые из опрошенных слышали от взрослых о запрете на картёжные игры.
Увлечение картами развивает страстное желание превосходства над соперниками и служит развитию гордыни.
В случае поражения игрок впадает в раздражение, гнев и даже ярость, или уныние, отчаяние… Часто карточные игры оканчиваются обманом, драками, потерей имущества.
Карты развращают душу человека, и об этом нужно помнить.
Бывает часто с игроком:
Сел богачом —
встал бедняком.
Кто карты взял,
прельстясь наживой,
Тому не знать игры
счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана, —
Ее придумал сатана!
Себастиан БРАНТ, 1494 г.
Заключение
Бездуховность – вот основная причина распространения человеческих пороков. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от пороков в нашем обществе.
Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?
До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли, речь и поступки.
Единственный путь, ведущий к нравственному здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. Отказавшись от уродливого матерного языка, от картёжных игр, каждый обретет здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь близких.
Список используемых источников и литературы
Приложения
Отец Николай (Кравченко), полковой священник ВДВ
Православная символика креста
Спасибо тебе, дедушка!
Сказка "Колосок"
Чья проталина?
Кто грамотней?
Мост Леонардо