Кто из нас не испытывал чувство страха? Каждым человеком он овладевал в той или иной ситуации. Страх предупреждает нас о различных проблемах, которые могут произойти, а могут и не произойти, если мы прислушаемся к страху. Но, помимо здорового, естественного страха, есть страх болезненный, преобладающий и управляющий жизнью человека. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pech_ekz.docx | 36.01 КБ |
Районный творческий конкурс школьников «Паруса науки»
«Что такое страх?»
Работу выполнил (а) | |
Ляличева Мария Юрьевна | |
Ученица 4 «В» класса | |
(телефон 89119838742) | |
ГБОУ лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга | |
Классный руководитель: Бородинова Т. В. | |
(телефон 89215519804) |
Февраль, 2016 год.
Оглавление
1.Введение……………………………………..………………………………3
2.Основная часть
2.1.Чувство страха………………………..…………………………………...4
2.2.Виды детских страхов……………………………………..………….…..6
2.3.Причины детских страхов………………………………………………...9
3. Практическая часть ………………………………………………………..10
4. Заключение. ………………………………………………………………..12
Список используемых источников ………………………………………….12
Приложение…………………………………………………………………...13
Введение
Кто из нас не испытывал чувство страха? Каждым человеком он овладевал в той или иной ситуации. Страх предупреждает нас о различных проблемах, которые могут произойти, а могут и не произойти, если мы прислушаемся к страху. Но, помимо здорового, естественного страха, есть страх болезненный, преобладающий и управляющий жизнью человека. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Цель работы: выявление и преодоление преобладающих страхов у одноклассников.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- изучить различные виды и причины страхов одноклассников;
- ознакомить учащихся с техникой снижения страхов и тревожностей.
Что же такое страх? Страх – это чувство. Страх должен защищать своего хозяина от того, что может быть для него опасным, а не мешать жить. И я хочу узнать, как с этими страхами бороться, могут ли они как-то повлиять на будущее человека или маленьких детей, у которых страх иногда начинает ими руководить. За основу проекта я взяла книгу детского психолога Филоненко Елизаветы «Тайное общество победителей страха».
Чувство страха
Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:
Страх, в словаре Ожегова – очень сильный испуг, сильная боязнь. В словаре Даля, страх – страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние, от грозящего или воображаемого бедствия. Известный физиолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности » – считает Л.А. Петровский. По мнению А.С. Спиваковской: «страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой уже наступившей опасностью.
В древности люди были совсем беззащитными перед природой, болезнями, хищными зверями, злыми соседями. Страх был надежным помощником людей, он часто спасал их жизнь. Организм человека мало изменился с тех пор, когда люди жили в пещерах, и многие прошлые опасности побеждены человеком. И что же происходит со страхом. Страх не хочет, чтобы о нем забывали, и ищет опасности уже там, где их и нет. Тогда человек и начинает бояться того, что на самом деле неопасно: темноты, грозы, воображаемых монстров, одиночества.
Но некоторые страхи, которые испытывают дети, действительно оправданы. Например, дети бояться злых собак, и это вполне понятно. А вот оставаться дома в темной комнате, ребенок может бояться от того, что его мозг еще не очень хорошо выучил, что темнота дома безопасна. И еще есть группа ситуаций – это когда опасность существует, только если вести себя небрежно. Например, нож опасен тогда, когда с ним обращаются неаккуратно, а вообще-то это полезная вещь.
Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.
Чувство страха – естественное состояние для человека, а для ребенка – тем более. Просто взрослые уже приобрели навыки взаимодействия со средой, а для ребенка пока весь мир - открытая книга, и действует он во многих ситуациях инстинктивно. Важно только уловить тонкую грань, когда естественная реакция на внешние раздражители перерастает в навязчивое состояние, требующее внимания и корректировки.
Физиология страха
При поверхностном взгляде страх несет малоприятное ощущение — он вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. Однако первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. Позже, когда человек построил вокруг себя новую среду обитания, реакция страха во многих случаях перестала быть адекватной обстоятельствам.
Что же происходит в организме человека, когда его охватывает страх? Прежде всего активируется нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности. Активизация нервной системы приводит к учащенному сердцебиению (“сердце уходит в пятки”), расширяет зрачки (“у страха глаза велики”), тормозит активность пищеварительных желез (“от страха во рту пересохло”) и т.д. Параллельно включается и эндокринная система, которая в опасных ситуациях выбрасывает в кровь адреналин, или “гормон кролика” (в отличие от похожего на него норадреналина, называемого “гормоном льва”, который выделяется при гневе и ярости). Адреналин сужает сосуды кожи (“лицо посерело от страха”).
Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. Страх сковывает активность человека, в отдельных случаях буквально парализует его, а хроническое состояние тревоги и страха приводит к различным психосоматическим болезням.
Виды детских страхов
Страхи можно разделить на две большие ГРУППЫ.
Первая группа - страхи, которые имеют вполне реальную причину - например, если ребенок обжегся, он может бояться огня, если его наказывали, закрывая в комнате, он может бояться темноты или замкнутых пространств.
Вторая группа – страхи фантазийные, порожденные воображением ребенка. Эти страхи сложнее понять взрослому человеку, ибо мир ребенку и взрослому представляется по-разному. Детская фантазия преобразует в пугающие образы самые обыденные предметы и явления. Страхи этого типа особенно заметно проявляются у детей с наследственной предрасположенностью к повышенной эмоциональности и нервности.
Страх одиночества
Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.
Боязнь темноты
Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.
Страх смерти
Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.
Детские возрастные страхи
Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.
Возраст | Возрастные страхи |
0 – 6 месяцев | Любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки. |
7 – 12 месяцев | Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией. |
1 – 2 года
| Громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями. |
2 – 2,5 года | Разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.). |
2 – 3 года | Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов. |
3 – 5 лет | смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников. |
6 – 7 лет | Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка).
|
7 – 8 лет | Темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе. |
8 – 9 лет
| Неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря. |
9 – 11 лет
| Неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, грабители, воры и т.п.) |
11 – 13 Лет | Неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей. |
Перечислим СВОЙСТВА детских страхов:
1. Иррациональность. Большинство причин детского страха кажутся взрослым просто смешными. Как правило, ничего общего с реальностью они не имеют.
2. Рефлекторность. Физиологически нормальные страхи.
3. Заражаемость. Очень часто бывает так, что страх переходит от одного ребенка к другому, или от взрослого к ребенку. Дети эмоционально чувствительны, легко перенимают чужие душевные состояния. А внушение страха взрослым - вообще наиболее распространенная причина фобий ребенка. Как часто ребенку говорят «не наступай – упадешь», «не трогай – обожжешься». Всё это верно, но только ребенок часто эмоционально воспринимает лишь вторую часть наставления – и начинает бояться того, чего не попробовал опытным путем. Следствием повышенной эмоциональной восприимчивости ребенка являются страхи, порожденные семейными конфликтами и ссорами.
Причины детских страхов
Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:
- перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.
Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.
Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.
Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства.
Практическая часть.
Как избавиться от страхов
Что делать, если страх не позволяет оставаться в квартире одному, мешает отвечать на уроках, мешает высказывать свое мнение, пугает детскими страшилками про монстров? Так как же быть, когда бояться нечего, а страх все равно приходит и досаждает тебе? Есть два пути развития:
Страх сам боится тех, кто действует!
Чувство страха – естественное состояние для человека, а для ребенка – тем более. Просто взрослые уже знают как бороться со страхами, а дети нет.
Я провела исследования в своем классе, чтобы узнать чего бояться ребята.
1.Первым этапом моего исследования стал опрос одноклассников.
Для выявления страхов у учащихся 4 «В» класса, был использован опросник «…»…(автора), , Дети должны были назвать страх и оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 7 баллов.(Приложение 1)
Вот что получилось:…
Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у одноклассников.
Как видно из таблицы (Приложение 2), наиболее выраженным оказался страх смерти близких людей (.. чел.). Следующим по выраженности идёт группа учебных страхов: страх перед вызовом отвечать у доски (..чел), страх получить плохую оценку (…чел)…
Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов.
Но есть необычные страхи, например, …
Данные свидетельствуют о том, что девочки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно мальчиков с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девочкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
2. Вторым этапом я решила поработать психологом, и постараться поискать специальную технику для победы над страхом. Для этого нужно было выгнать страх и перенести его на бумагу:
1) Нарисовать свой страх. (Приложение 3)
2) Вспомнить ситуацию, когда ты был смелым. Смелый человек тоже чувствует страх, но он умеет действовать храбро, несмотря на это.
3) Нарисовать картинку «Победа над страхом».
4) Некоторые вещи просто нужно изучить, чтобы перестать их бояться.
3. Третий этап. Рекомендации по борьбе со страхами которые я предложила детям:
Страх оставаться дома одной.
Страх, что учитель будет ругать.
Заключение
Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
Бывает так, что, избавившись от какого-то страха, или даже нескольких, дети с огорчением замечают, что он все равно чего-нибудь да боится. Или появляются новые неожиданные страхи. И тогда ребенок может расстроиться и даже решить, что ничего у него не получилось.
Надо помнить. Что страх – естественная эмоция. Важно не полностью избавиться от страхов, а научиться строить свою жизнь по своему усмотрению, а не под властью страха.
Список используемых источников.
Филоненко Е. «Тайное общество победителей страха». Ростов-на-Дону. Феникс.2014. 62
Список Интернет – ресурсов
Приложение
Злых чудовищ и различных страшилок(7) | ||||
Лиза | ||||
Юля | ||||
Матвей | ||||
Женя | ||||
Аня | ||||
Ксюша | ||||
Леша | ||||
Смерть близких (2) | ||||
Марина | ||||
Яна | ||||
Высота (1) | ||||
Родион | ||||
Получить плохую отметку(1) | ||||
Влада | ||||
Наказание родителей(1) | ||||
Милена | ||||
Пауки, змеи(2) | ||||
Катя | ||||
Саша | ||||
Отрицательная реакция окружающих на плохую отметку(1) | ||||
Оля |
Акварельные гвоздики
Заколдованная буква
Как Дед Мороз сделал себе помощников
О чем поет Шотландская волынка?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое