В работе рассмотрены подходы нескольких ученых - языковедов к пониманию нулевой суффиксации и обоснована своя точка зрения на исследуемую проблему. Проанализировав работы лингвистов последнего десятилетия двадцатого века и современных ученых, автор исследования в Главе 1 доказывает целесообразность термина «нулевая суффиксация». В работе нулевая суффиксация как явление современного русского языка трактуется широко. Основываясь на анализе творчества С. Есенина, автор работы исследовал модели образования и типы слов с нулевым суффиксом: образование имен существительных от глаголов, прилагательных, существительных, образование имен прилагательных от глаголов и существительных. В работе дан анализ сложных слов (имен прилагательных и существительных), образованных при помощи нулевой суффиксации в сочетании с другими способами словообразования: префиксацией и сложением. Автор определил значения слов с нулевым суффиксом. Если слово окказиональное, то его лексическое значение продемонстрировано в контексте есенинских стихотворений. Автор работы нашел соответствия нулевых и материально выраженных суффиксов, определил роль слов с нулевым суффиксом в творчестве поэта, подчеркнул их особый лиризм, неповторимую музыкальность и образность.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно - исследовательская работа | 155 КБ |
Исследовательская работа
Слова с нулевой суффиксацией в творчестве С.Есенина
Барыкина Анастасия
7 а класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Научный руководитель:
Евгения ААлександровна Базеева,
учитель русского языка и литературы высшей кв.категории
Оглавление
1.
Введение. 3
2. Глава 1. Нулевая суффиксация как один из способов современного
русского словообразования: 5
1) нулевой суффикс; 5
2) нулевая суффиксация. 6
3. Глава 2. Словообразовательные типы слов с нулевым суффиксом
в поэзии С. Есенина. 11
1) Существительные с нулевым суффиксом, образованные от глаголов: 11
а) существительные мужского рода с нулевым окончанием; 11
б) существительные женского рода с окончанием -а, -я; 14
в) существительные женского рода с нулевым окончанием. 15
2) Существительные с нулевым суффиксом, образованные
от прилагательных. 17
3) Существительные с нулевым суффиксом, образованные
от существительных. 18
4) Нулевая суффиксация в сочетании со сложением: 19
а) сложные прилагательные с нулевым суффиксом. 18
4. Заключение. 21
Список использованной литературы. 23
Введение
Научный интерес и новизна работы заключена в двух аспектах, вытекающих из ее названия: 1. Вопрос о нулевой суффиксации как способе словообразования в системе русского языка. 2. Изучение поэтического языка С.Есенина в рамках поставленной темы.
Почему же в связи с исследованием проблемы нулевой суффиксации нас заинтересовало творчество С.Есенина? Ответ на вопрос заключается в специфике слов с нулевым суффиксом и специфике творчества самого поэта. Все исследователи творчества С.Есенина (Васильковский А.Г., Голуб И.Б., Бельская JI.Л., Галкин-Федорук Е.М.) отмечают простоту, напевность, музыкальность стихов русского поэта, истоками которых были русский фольклор, непосредственные впечатления поэта, связанные с восприятием окружающей с раннего детства среды и языка деревенских жителей. Все это наложило свой отпечаток не только на лексику, морфологию, синтаксис есенинской лирики, но и на ее образную систему и поэтику. Васильковский А.Г.[1] отмечает, что в силу идейных убеждений поэта в его творчестве встречаются и определенные слова, поддерживающие позицию автора. Для Есенина характерна идеализация патриархальной старины. Он - «поэт золотой бревенчатой избы», певец деревни, крестьянский сын. Поэтому в творчестве Есенина много лексико - фразеологических архаизмов и диалектизмов, а также «усеченных на древний лад слов» (лунь, цветь, звень). «Усеченные на древний лад слова» - это и есть слова с нулевой суффиксацией. Такие слова неотъемлемая и органичная примета неповторимого есенинского лиризма. Поэт использует слова с нулевой суффиксацией особенно широко и разнообразно, с исключительной эмоциональностью. Слова с нулевыми суффиксами со своей стороны обладают немаловажными свойствами: они являются характерной приметой живой народной речи, что теснейшим образом связано с творчеством Есенина; их отличает краткость, образность, эмоциональность, что можно сказать о творчестве поэта в целом.
Таким образом, предметом нашего исследования будут являться слова нулевой суффиксации, которые использует С.Есенин в своей поэзии. Поле нашей деятельности - лирика Есенина. Именно в стихах слова с нулевым суффиксом встречаются чаще, чем в прозе, имеют стилистическую и ярко выраженную эмоционально- экспрессивную окраску.
Цель работы - выбрать из лирики поэта слова указанного типа, определить их место среди других слов, проанализировать специфику и значимость их употребления, выделить чисто есенинские образования, классифицировать модели образования подобных слов. Практическое значение данной работы - систематизация различных точек зрения на явление нулевой суффиксации, развитие и совершенствование приемов лингвистического анализа художественных текстов (в частности лирики С. Есенина), использование полученных результатов в практике школьного изучения предмета русского языка (темы «Словообразование») и литературы.
Глава 1
Нулевая суффиксация как один из способов
современного русского словообразования
В современном русском словообразовании аффиксальные морфемы можно классифицировать на основании их материальной выраженности или невыраженности. Материально выраженные аффиксы обычно не вызывают затруднения в их понимании и осмысливании. Значение таких аффиксов выражается одним звуком или комплексом звуков: тел-енок, ключ-ик, школ-а. Материально не выраженные аффиксы называются нулевыми. Чаще всего в учебной и научной литературе речь идет о нулевых окончаниях. Нулевое окончание могут иметь все изменяемые части речи: существительные: стол[- ], рожь[-], конь[-]; краткие прилагательные: бел[-], смел[-]; количественные числительные: один[-], пять[-]; местоимения: наш[-], ваш[-]; глаголы прошедшего времени: пришел [-], одолел [-], писал[-].
Из приведенных примеров видим, что нулевое окончание несет в себе определенное грамматическое значение: наиболее часто указывает на мужской род. Надо заметить, что значения нулевого окончания и материально выраженного часто совпадают. Мнение о наличие нулевого окончания является традиционным, наука его признает. Споры идут вокруг вопроса о нулевом суффиксе и способе образования слов с помощью нулевого суффикса. В науке существует много точек зрения по данной проблеме, ученые полемизируют друг с другом. Вопрос о нулевой суффиксации остается открытым и в наше время.
Рассмотрим некоторые научные обоснования интересующей нас проблемы.
1) Нулевой суффикс
Большинство ученых нулевой суффикс считают как реально существующий. Разногласия идут о его специфике и сущности.
Марков В. М. в своей работе «Явления нулевой суффиксации в русском языке»[2] понимает под нулевым суффиксом «показательное отсутствие формального знака при наличии четкой соотнесенности с производящей основой в системе родственных суффиксальных образований». Отсюда следует, что нулевой суффикс можно выделить, если слово с нулевым суффиксом имеет «четкую соотнесенность с производящей основой, т.е. мотивирующая основа легко просматривается в производном слове, если оно стоит в ряду аналогичных образований, имеет определенное значение, которое могут иметь и материально выраженные суффиксы. Например, полив-ка, полив^.
Академическая грамматика русского языка (1980г.) отражает такое явление языка как нулевой аффикс. В определении нулевого аффикса, данном АГ - 80, главным является то, что отсутствие аффикса является значимым, а значение, которое несет в себе нулевой аффикс, может выражаться в словообразовательной системе и материально выраженным аффиксом: полив-ка, полив^ - нулевой суффикс равен по значению суффиксу -к - (значение процесса).
Итак, принимая во внимание рассмотренное нами положение относительно нулевого суффикса, мы можем о нем говорить как о реально существующем и будем его выделять на основании следующих положений:
Нулевой суффикс - важный элемент нулевой суффиксации как способа образования слов, поэтому его необходимо видеть и правильно выделять.
2) Нулевая суффиксация
В современном русском словообразовании некоторые словообразовательные типы, имеющие в своем составе нулевой суффикс, представляют собой особый способ словообразования. Этот способ стоит особняком в системе других морфологических способов, где словообразовательные элементы материально выражены. Можно утверждать, что нулевая суффиксация это особый способ словообразования.
Рассмотрим несколько разных научных подходов к проблеме нулевой суффиксации.
Шанский Н.М. в работе «Очерки по русскому словообразованию» дает термин «безаффиксный способ словообразования», который определяет как «такой способ производства слов, при котором образующая основа без добавления каких - либо аффиксов становится основой имени существительного»[3]. То есть существительное равно образующей основе, к которой прибавляется система окончаний данного существительного. Образующими основами являются основы глаголов (без тематического гласного) и прилагательных. Нередко эти слова при переходе в другую часть речи подвергаются изменениям: происходит чередование или изменение конечного согласного основы, мена гласных в корне, перенос ударения. Например, УДАЛОЙ - УДАЛЬ л//л', ГЛУХОЙ- ГЛУШЬ х\\ш, ЗАПИРАТЬ- ЗАПОР и\\о. Но есть основы, которые не подвергаются изменениям: СИНИЙ - СИНЬ, ЗАДЕЛАТЬ - ЗАДЕЛ. Шанский Н.М. оспаривает термин Виноградова В. В., который назвал данный способ фонетико - морфологическим.[4] Шанский Н. М. показывает, что фонетические изменения не обязательны при данном способе словообразования, поэтому термин Виноградова В.В. неудачен. Однако время показало узость взглядов и Шанского Н. М.
В конце шестидесятых годов появляется статья Лихтмана Р.И. «Существует ли безаффиксный способ словообразования?»[5], в которой обращается внимание на то, что до недавнего времени безаффиксный способ словообразования ограничен был словами типа ГЛУШЬ, ПОДВОЗ, НАКИПЬ, и при этом из системы словообразования выпадают слова типа богач, биолог, примитив, шестой и др. Круг слов, образованных при помощи нулевой суффиксации, расширяется, пересматривается вопрос и о сущности «безаффиксного способа словообразования». Термин «безаффиксный» не отражает явления целиком, а только часть его - определенный словообразовательный тип.
З.А. Потиха вводит термин «бессуффиксный» [6]. Данный термин полнее раскрывает суть явления: слова образуются как бы без прибавления суффикса, т.е. при помощи нулевого суффикса. По аналогии с другими морфологическими способами словообразования можно определить модель образования слов бессуффиксным способом. Сопоставим модели морфологических способов словообразования:
Таблица 1
Приставочный | Суффиксальный | Нулевая суффиксация |
Приставка + мотивирующее слово + система окончаний Пре + широкий | Мотивирующая основа + суффикс + система окончаний Счаст + лив + ый | Мотивирующая основа + нулевой суффикс + система окончаний Синий - синь + ^ + [ _ ] |
Заметим, что присоединение приставки не меняет часть речи, а присоединение суффикса, в том числе и нулевого, в большинстве случаев приводит к смене части речи. Образование слов с помощью нулевого суффикса сопровождается отсечением суффикса мотивирующего слова, если такой имеется. Например, тематического гласного глагола ( махать - мах, разливать - разлив), суффикса прилагательного (широкий - ширь, глубокий - глубь). На первый взгляд может показаться, что новое слово образовано раньше, чем производящее. Оно кажется более простым по своей структуре в сравнении с мотивирующим. На эту особенность указывает и А.Г. Лыков. [7] Однако простота эта только внешняя: за ней скрывается сложность явления нулевой суффиксации. А.Г.Лыков называет рассматриваемый нами способ «обратным словообразованием», потому что во всех морфологических способах словообразования новые слова последовательно образуются от предыдущего. Важнейшее свойство образования слов - однонаправленность образования. Новое слово по структуре и смыслу сложнее предыдущего, т.к. каждые словообразовательный элемент, при помощи которого образуется новое слово, несет новое значение. Образуются словесные цепи: мысль - (мысл)итъ - с(мыслить) - смысл - о(смыслить) - пере(осмыслить) - (переосмыслить)ся. Такое словообразование А.Г.Лыков считает обычным. Его можно назвать и прямым, если допустить, что существует и обратное словообразование, при котором происходит все наоборот: последовательность создания слов в словообразовательной цепочке меняется местами и дается в обратном порядке. Ученый приводит примеры с ущербными цепочками, звенья которых можно реконструировать, опираясь на принцип аналогии, когда все слова строятся по определенной модели: «кнопа» — кнопка — кнопочка, «улыба» — улыбка — улыбочка, звезда — «зеездка» — звездочка, лампа — «лампка» — лампочка. Слова, взятые в кавычки, созданы обратным словообразованием. Таких слов очень мало в русском языке, время их появления - 60-70-ые годы: дояр - доярка, школяр - школярка, юбиляр - юбилярка.
Наиболее глубоко и всесторонне, на наш взгляд, отражает сущность данного явления В. В. Лопатин. Ученый придерживается термина «нулевая аффиксация»[8], считая, что «словообразовательные значения, которые характерны для «безаффиксных» типов, принципиально не отличаются от значений аффиксальных», т.е. значение нулевого суффикса идентично значению материального, о чем мы упоминали выше. В. В. Лопатин пишет, что «при наличии семантически сложной основы средства выражения этой сложности должны заключатся в самой основе, хотя бы и в нулевой форме». Это положение объясняет ошибочное представление о том, что слова, образованные при помощи нулевого суффикса, проще в формальном и семантическом плане, чем мотивирующее слово. При более глубоком изучении явления все представляется наоборот: новое слово, имеющее в своем составе нулевой суффикс, который несет определенное словообразовательное значение, формально и семантически сложнее предыдущего. Рассматриваемое явление В. В. Лопатин относит к обычным морфологическим способам словообразования, а не считает обратным словообразованием. Это можно, увидеть при сопоставлении моделей суффиксации и нулевой суффиксации (таблица 1). При сравнении мы видим однотипность данных способов образования слов, вся разница только в характере суффикса. В безаффиксных типах носителем словообразовательного значения является нулевой аффикс в основе слова, поэтому Лопатин вводит термин «нулевая аффиксация». Конкретизируя данный термин, имея в виду, что под аффиксом понимается суффикс, мы вслед за рядом авторов отдаем предпочтение термину «нулевая суффиксация». Данный термин отражает специфику изучаемого явления: при нулевой суффиксации слово образуется при помощи нулевого суффикса, который и является словообразовательным средством, он несет определенное словообразовательное значение. Термин нулевая суффиксация» отражает то, что очевидно скрыто в явлении. Он может стать, действительно, общепринятым термином.
Традиционно выделяют две группы слов, образованных при помощи нулевого суффикса:
Существуют в русском языке, по мнению некоторых ученых, прилагательные (безбров^ый, безголов^ый ), числительные (пят^ый, восъм^ой ), имеющие в своем составе нулевой суффикс. Подобной точки зрения придерживаются и современные ученые. В учебнике «Современный русский язык»[9] группа ученых (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова) в числе других способов словообразования отмечают образование слов без аффикса (взрыв, гниль, ширь) и обратное словообразование (дояр - позднейшее образование от доярки).
Таким образом, под нулевой суффиксацией следует понимать морфологический способ образования слов, при котором новое слово образуется при помощи нулевого суффикса, формальное отсутствие которого является значимым.
Несомненно, стилистические особенности, эмоциональность, выразительность, близость к живой разговорной речи - все это способствовало широкому использованию слов с нулевым суффиксом С. Есениным. Основными источниками его творчества является устное народное творчество, русская природа, деревенский быт, живая русская речь. Сам Есенин писал: «К стихам расположили песни, которые я слышал вокруг себя». Любовь к русской деревне, ее культуре, языку поэт пронес через всю жизнь. Воплощать в своей поэзии удивительные, незабываемые образы природы и деревни помогают ему окказиональные слова с нулевым суффиксом, которых, как отмечают исследователи[10], в его творчестве около четырех десятков.
Итак, особенности употребления слов с нулевым суффиксом в поэзии С. Есенина заключаются в следующем:
Глава 2
Словообразовательные типы слов
с нулевым суффиксом в поэзии С.Есенина
1) Существительные с нулевым суффиксом, образованные от глаголов
а) существительные мужского рода с нулевым окончанием называют отвлеченное действие или состояние. Они несут в себе присущее глаголу значение процесса и в то же время обладают предметностью. Некоторые существительные обладают только предметно-конкретным значением. Существительные образуются от приставочных и бесприставочных глаголов совершенного и несовершенного вида. При образовании таких существительных у мотивирующего глагола отбрасывается показатель глагола и суффикс: Взмах - взмахнуть откол - отколоть, помин - поминать, разлив - разливать, упрек - упрекать, шаг - шагать. В данных словах основа мотивирующего слова не подвергается изменениям. Если основа оканчивается на мягкий согласный, то происходит его отвердение: Бред - бредить, посвист - посвистеть, покос - покосить, смысл - смыслить, сход - сходиться, удар - ударить. Могут происходить чередования в корне: бег - бежать, залог - заложить, звук - звучать. Переход глагольных основ в имена существительные сопровождается рядом других преобразований:
Приобретает другое значение в поэзии С. Есенина слово ПРИЧАЛ. Узуальное значение слова: 1. Место у берега, оборудованное для стоянки и обслуживания судов, для причаливания лодок. 2. Веревка, кант для причаливания. «Причалить»- подведя к берегу, привязать судно; подойти, пристать» (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»). У Есенина:
...И без семьи, без дружбы, \\ Без ПРИЧАЛ
Ты с головой \\ Ушел в кабацкий омут... (Письмо от матери.)
Значение слова несколько меняется, хотя на первый взгляд можно подумать, что оно употреблено в переносном значении. ПРИЧАЛ у Есенина - семья, дети, дружба, привязанность, т.е. то, что удерживает человека в жизни, дает ему возможность самоопределиться, связать свою жизнь с определенным кругом людей.
Встречаем в есенинской поэзии и диалектные слова, которые можно отнести к данному типу:
Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с ПОДТЫКАМИ росе бродила...
Матушка в Купальницу по лесу ходила...
Слово ПОДТЫК образовано от приставочного глагола несовершенного вида «подтыкать». Значение этого слова в контексте равнозначно значению, которое дает в своем словаре В.Даль: «подтык» - всякая подогнутая вещь». В стихотворении это подогнутый подол женского платья. Значение нулевого суффикса в слове близко значению суффиксов - к - ни. (е): подтычка, подтыкание.
Слово ВЫЗВОН образовано от приставочного глагола совершенного вида «вызвонить» путем отбрасывания глагольного окончания, суффикса -и. Конечный согласный основы отвердевает. Значение этого слова у Есенина отличается от значения, данного в словаре В.Даля. У Есенина читаем:
Там с ВЫЗВОНОМ блюда \\ Прохлада куста,
И рыжий Иуда \\ Целует Христа... (Отчарь.)
В. Даль дает толкование через словосочетание: «до вызвону», т.е. «пока колокола не треснут». Поэт расширяет значение слова и его сочетаемость - «вызвон блюда».
Собственно есенинские (окказиональные) образования с нулевым суффиксом образуются по той же модели.
Существительное ОЖЕРЕБ образовано от приставочного глагола совершенного вида «ожеребиться» - «о кобыле, ослице родить, принести жеребя» (В. Даль) само слово ОЖЕРЕБ в словарях не отмечено, его лексическое значение понятно читателю, т.к. оно вытекает из лексического значения мотивирующего глагола. Данное слово употреблено в переносном значении: не по отношению к животным, а к тучам:
Тучи с ОЖЕРЕБА \\ Ржут как сто кобыл... (Тучи с ожереба...)
Существительное ОЩУР, вероятнее всего, образовано от глагола «ощерить»:
Желтый хвост упал в метель пожаром \\ На губах - как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром. \\ И в ОЩУРсочилась тихо кровь. (Лисица.)
При образовании окказионализма в основе глагола происходит чередование е\\у. По всей вероятности, появление «у» связано с глаголом «щурить», близким по звучанию с глаголом «щерить» - скалить пасть. Ощур у Есенина - оскал зверя. В словарях данное слово не отмечено.
Существительное ВЫТЯЖ образовано от глагола вытягивать, в корне происходит чередование г\\ж. В словарях оно не дано, у Есенина имеет значение «вытянутое пространство»:
Проклинаю я дыхание Китежа \\ И все лощины его дорог,
Я хочу, чтоб на бездонном ВЫТЯЖЕ \\ Мы воздвигли себе чертог.
Инония.
Как видим, существительные данного типа образуются от глагольных основ, преимущественно имеющих в инфинитиве тематические гласные - а-, -и-, реже -е-, единичны образования с тематической -о-, - я-. От глагольных основ могут отбрасываться суффиксы -ну-, -ыва-, -ива-. Все существительные, имеющие предметно Щ конкретное значение можно разделить на следующие группы: 1. Субъект действия: а) одушевленное лицо (мот, сброд, сход); б) неодушевленный предмет (покров, закат, рассвет); в) орудие действия (воз, повод); г) место действия (выступ, залив, спуск, скат,склон). 2. Объект или результат действия: а) вещество или совокупность предметов (корм, тлен, наряд); б) неодушевленный предмет - объект или результат действия (дар, скрип, запас, удар).
Нулевой суффикс в существительных рассматриваемого словообразовательного подтипа близок значению суффиксов – к -,- ни(е): возврат - возвращение, восход - восхождение, гуд - гудение.
В лирике Есенина наиболее часто встречаются слова данного подтипа, что еще раз подтверждает большую продуктивность способа образования существительных с помощью нулевого суффикса от глагольных основ.
б) существительные женского рода с окончанием -а, -я имеют значение отвлеченного действия или состояния (дрема, дума, мечта, ласка, забава), обозначают неодушевленные предметы с различными оттенками мотивации: 1) объект действия (награда, ноша, потеря, порука), 2) вещество или совокупность предметов (пряжа, отрава), 3) результат действия (хвала, утрата, потеря, позолота). Существительные женского рода могут быть образованы от приставочных и бесприставочных глаголов совершенного или несовершенного вида. От бесприставочных глаголов: награда - наградить, мечта - мечтать. От приставочных глаголов: позолота - позолотить, потреба - потребоваться. При образовании существительных от глагола отбрасываются глагольные показатели, основа мотивирующего глагола подвергается изменениям: 1) если основа оканчивается на мягкий согласный, то происходит его отвердение: (награда - наградить, позолота - позолотить, утрата - утратить); 2) происходит чередование конечного согласного: (засуха - засушить, мука - мучить, ноша - носить).
Существительные данного подтипа образуются в основном от глаголов на -ать, -ить. Нами отмечено одно, образование от глагола на -ять : потеря - потерять, при этом отвердение конечного гласного не происходит.
Иное лексическое значение приобретают слова с нулевым суффиксом ТРЕБА и ПОТРЕБА. С.И. Ожегов дает такое толкование: «треба - в православии: богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих (крестины, венчание и др.)». Есенин это церковное слово употребляет в ином смысле:
И ты, как я, в печальной ТРЕБЕ, \\О розовом тоскуешь небе
Забыв, кто друг тебе, кто враг, \\ И голубиных облаках.
За темной далью перелесец...
«Треба» лирического героя заключается в тоске «о розовом ...небе и голубиных облаках», т.е. ТРЕБА - потребности души, состояние человека.
Слово ПОТРЕБА в словаре С. И. Ожегова дается как синоним слову «потребность» с пометой «устар.». У Есенина оно несет, определенную стилистическую нагрузку - воссоздание колорита эпохи: слово «потреба» можно трактовать как документ, посылаемый царю и содержащий некие требования:
А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,\\ Отошлем дикомытя с потребою царю:
Чтобы дал нам царь в сечи той, \\Чтоб не застил он новгородскую зарю.
Марфа Посадница.
в) существительные женского рода с нулевым окончанием можно разделить на две группы в зависимости от лексического значения:
Некоторые существительные объединяют оба эти значения. Существительные данного подтипа I образуются от приставочных и бесприставочных глаголов совершенного или несовершенного вида. От бесприставочных глаголов: гарь - гореть, звень - звенеть, морщь - морщить, хлюпь - хлюпать, хмарь - хмаритъ, индевь - индеветь. От приставочных глаголов: выбель - выбелить, выпячь - выпячивать, заморозь - заморозить. Существительные данного типа образуются от глаголов путем отбрасывания глагольных показателей и суффикса инфинитива. В основном отбрасываются глагольные суффиксы - а-, -и-, реже -е-, -ну-. Если конечный согласный производящей основы глагола твердый, то он чередуется с парным мягким. Может наблюдаться чередование гласных в корне или в приставке: (гарь - гореть, россыпь - рассыпать). Среди слов данного подтипа есть чисто есенинские образования и диалектные слова.
Существительное ЗВЕНЬ образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «звенеть». Общее значение - «предмет, полученный в результате определенного действия»:
Как же мне не прослезиться, \\ Будет рядом веселиться
Если с венкой в СТЫНЬ и ЗВЕНЬ \\ Юность русских деревень.
Мелколесье. Степь и дали.
Существительное СТЫНЬ образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «стынуть». У Есенина оно употреблено в переносном значении. В одном из цроизведений поэта сочетается с прилагательным «житейская». Это прилагательное конкретизирует существительное: «житейская СТЫНЬ» - неблагополучный период в жизни:
В грозы, в бури, \\ В житейскую СТЫНЬ,
При тяжелых утратах \\ И когда тебе грустно... (Черный человек.)
Существительное МОРЩЬ также образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «морщить» и имеет значение - «предмет, полученный в результате определенного действия»:
Я любил этот дом деревянный, \\В бревнах теплилась грозная МОРЩЬ…
Эта улица мне знакома...
Существительное ХМАРЬ образовано от диалектного бесприставочного глагола несовершенного вида «хмарить». В. Даль дает ему такое толкование: «ХМАРИТЬ - заволакивать, становиться пасмурным, идти к дождю». В контексте есенинского стихотворения существительное ХМАРЬ имеет лексическое значение, которое легко прослеживается в мотивирующем глаголе:
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится ХМАРЬ и сырь... (Исповедь хулигана)
Заметим, что А.Н Тихонов дает образование существительного ХМАРЬ от прилагательного «хмарный». На наш взгляд, это не совсем точно, в нем ярче прослеживается глагольное происхождение.
Существительное НИКЬ образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида «никнуть». Его значение тесно связано с лексическим значением производящего глагола:
Тут рать Деникина - \\В сотни верст легла \\Прямо в НИКЬ она.
Песнь о великом походе.
Существительные ИНДЕВЬ, ХЛЮПЬ, ТРЯСЬ образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида «индеветь», «хлюпать», «трясти». Это окказиональные слова, их значения легко угадываются из контекста есенинских стихотворений:
Серым веретеньем стоят шалаши, \\Глухо баюкают ХЛЮПЬ камыши...
Черная, потом пропахшая выпь...
В берег бьет вода \\ Пенной ИНДЕВЬЮ.
Песнь о великом походе.
Потом, когда стало легче, \\Когда прекратилась ТРЯСЬ,
На пятые сутки под вечер\\Простуда моя улеглась... (Анна Снегина.)
Словообразовательное значение нулевого суффикса в существительных рассматриваемого словообразовательного подтипа близок или равен значению суффиксов: -ин(а) (морщь - морщина), -ни(е) (дрожь-дрожание, гарь - горение), -к(а) (связь - связка, чекань - чеканка).
Как видим, существительные женского рода с нулевым окончанием, образованные от глагольных основ с помощью нулевого суффикса сравнительно немногочисленны и в большинстве своем являются либо чисто есенинскими образованиями, либо связаны с диалектными словами. Мы отметим такую особенность есенинской поэзии: несмотря на малочисленность таких существительных, поэт очень часто их употребляет, одно и то же образование встречается в нескольких произведениях. Так, существительные «звень», «хмарь» сопровождают многие центральные образы поэзии С.Есенина. Подобные новообразования придают стихам особую эмоциональность, экспрессию, создают чарующую поэтичность есенинских образов.
2) Существительные с нулевым суффиксом, образованные от прилагательных имеют значение «название отвлеченного признака, чаще с оттенком собирательности или вещественного значения признака». При их образовании от прилагательных отбрасывается флексия и некоторые суффиксы: -к- - жуть - жуткий, крепь - крепкий, близь - близкий, вязь - вязкий, -ок- - ширь - широкий, высь - высокий, -н- - сочь - сочный, темь - темный, гнусь - гнусный. Если в прилагательных нет суффикса, отсекается только флексия: чернь - черный, ржавь - ржавый, рознь - разный. Подобные существительные образуются от бесприставочных прилагательных, только два существительных - от прилагательных с приставками: нечисть - нечистый, приволь - привольный. При образовании существительных основа прилагательных иногда подвергается изменениям. Изменения касаются конечного гласного корня. Парный твердый согласный смягчается, при этом происходит чередование: тишь - тихий, дичь - дикий.
Значение нулевого суффикса в существительных рассматриваемого словообразовательного подтипа близок или равен значению суффиксов: -от(а) (чернь - чернота, темь - темнота), -ев(а) (синь - синева), -ин(а) (тишь - тишина, глубь - глубина), -ость (сырь сырость), -изн(а) (новь - новизна), -j- (приволь - приволье).
Слова данного подтипа довольно часто встречаются в поэзии С.Есенина. Лопатин В.В. отмечает «особое пристрастие Есенина к существительным типа синь, ширь, рань».[11] Они являются приметой есенинской поэзии, несут отличную от других слов эмоциональную нагрузку, неповторимый лиризм, передают близость к народной поэзии.
Большинство существительных, образованных от прилагательных общеизвестны, но в поэзии С.Есенина они приобретают особую силу воздействия на читателя:
Бродит черная ЖУТЬ по холмам. \\ Злобу вора струит в наш сад.
Хулиган.
«Черная ЖУТЬ» - поэтический образ, приобретающий максимальное воздействие на читателя через олицетворение - «бродит, злобу вора струит». В большинстве случаев такие существительные употребляются с эпитетами, которые усиливают эмоциональность образов и конкретизируют значение слов: «гулкая рань», «зеленая ширь», «лесная, дремучая муть», «лесная топь» и др. Разнообразны пути образования новых слов в поэзии С.Есенина:
Алый мрак в небесной ЧЕРНИ \\ Начертил пожаром грань...
Алый мрак в небесной черни...
ЧЕРНЬ - в дворянском общества люди, принадлежащие к непривилегированным классам (С. И. Ожегов). У Есенина слово приобретает другое лексическое значения, лексическое значение слова конкретизируется прилагательным «небесная»: черное небо, очное небо или небо в темных облаках.
Бедна наша родина кроткая, \\ В древесную цветень и СОЧЬ.
Анна Снегина…
Слово СОЧЬ образовано от прилагательного «сочный» и выступает как синоним общеупотребительного слова «сочность».
Я очень люблю родину! \\ Хоть есть в ней грусти ивовая РЖАВЬ.
Исповедь хулигана.
Слово РЖАВЬ образовано от прилагательного «ржавый», его значение конкретизирует прилагательное «ивовая». «Ивовая РЖАВЬ» - поэтический образ ивы, листья которых в крапинку, похожие на ржавчину.
Побегу по мятой стежке \\ на ПРИВОЛЬ зеленых лex...
Гой, ты, Русь, моя родная...
Слово ПРИВОЛЬ образовано от прилагательного «привольный» и выступает как синоним слова «приволье».
3) Существительные с нулевым суффиксом, образованные от существительных являются собственно есенинскими образованиями.
Богаты мы лесом и ВОДЬЮ. \\ Есть пастбища, есть поля... (Анна Снегина.) Существительное ВОДЬ образовано от существительного «вода» с одновременным смягчением конечного согласного основы, что свойственно образованиям существительных от снов прилагательных. Значение слщаЯ «речное, озерное, морское пространство, а также их поверхность». Это же значение есть и у слова «вода».
Они сытных хлебов не видели, \\ Только видели БЕРЕЗЬ и ЦВЕТЬ...
Низкий дом с голубыми ставнями... Существительные БЕРЕЗЬ и ЦВЕТЬ имеют значение собирательности. Предметная мотивация слова ЦВЕТЬ обусловлена семантикой есенинского образа, который проходит через все творчество поэта. Сравним: «Не жаль души сиреневую цветь..» («Отговорила роща золотая..»). Особую группу есенинских образований составляют слова, образованные путем смягчения конечного согласного общеупотребительных существительных: мороз - морозь, солнце - солнь, сон -сонь, омут - омутъ, бред - бредь.
Я усталым таким еще не был. \\ В эту серую МОРОЗЬ и стынь...
Я усталым таким еще не был...
Цветы людей и в СОЛНЬ и в стыть \\ Умеют ползать и ходить. (Цветы.)
Светит мееяц. Синь и СОНЬ.\\ Хорошо копытит конь.
Вижу сон. Дорога черная.
Ничего, родная, успокойся.\\Это только тягостная БРЕДЬ...
(Письмо матери.)
И теперь уж я болеть не стану\\Прояснилась ОМУТЬ в сердце мглистом...
Я обманывать себя не стану...
Употребление таких слов, на первый взгляд, является нарушением норм литературного языка, образование подобных слов носит оттенок искусственности. Однако у Есенина эти слова не противопоставлены другим словам, а органично вписываются в языковую и образную систему поэта, придавая речи особую выразительность, красоту.
Итак, мы рассмотрели различные словообразовательные типы и модели «чистой» нулевой суффиксации, когда новые слова образуются от мотивирующих основ только при помощи нулевого суффикса. Но нулевая суффиксация, входя в систему русского словообразования, выступает часто в смешанных способах, сочетаясь с приставочным способом и сложением.
4) Нулевая суффиксация в сочетании со сложением.
Нулевая суффиксация в сочетании со сложением встречается в поэзии Есенина чаще, чем в сочетании с префиксацией, а) сложные прилагательные с нулевым суффиксом, у которых обычно вторым компонентом является основа существительного со значением части тела живого существа или какого - либо его неотъемлемого свойства, встречаются в поэзии С. Есенина. Такие слова напоминают образования прилагательных с приставкой и нулевым суффиксом (безногий). В качестве первого компонента выступает основа прилагательного. В большинстве случаев это прилагательные со значением цвета, реже - прилагательные, обозначающие внешний признак предмета. Единичны образования, где первым компонентом являются прилагательные, обозначающие признак по сходству с другим предметом или признаком: цвет рыжеволосый, красногривый, белокосая, желтоклыкий, синегубый, внешний признак: тонкогубый, тонкоклювый, легкокрылый, сходство: златоглавый, снежнорогий. Сложные прилагательные с нулевым суффиксом, имея вторым компонентом основу существительного со значением части тела живого существа или какого - либо его неотъемлемого свойства, обозначают признак живого существа. Вот несколько примеров употребления таких слов в стихотворениях С. Есенина:
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет КРАСНОГРИВЫЙ жеребенок. Сорокоуст.
Сквозь синь стекла ЖЕЛТОВОЛОСЫЙ отрок
Лучит глаза на галочью игру. «О красном вечере задумалась дорога…»
В творчестве Есенина есть прилагательные, которые обозначают реалии природы, так как излюбленный прием создания образов природы у поэта - олицетворение:
СИНЕГУБЫЙ Урал
Выставляет клыки...
«Преображение».
Наряду с общепринятыми прилагательными в лирике С. Есенина встречаются и окказиональные образования, созданные поэтом по той же модели: ЗЛАТОЗУБАЯ высь, КРАСНОГРИВЫЙ жеребенок, БЕЛОКОСАЯ девица - вьюга, ЗЕЛЕНОКОСАЯ береза и др. Такие прилагательные помогают Есенину создавать яркие, эмоциональные поэтические образы (хотя некоторые из них несут оттенок искусственности, например сежнорогий).
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели различные подходы ученых - языковедов к пониманию нулевой суффиксации как способе словообразования в системе современного русского языка и обосновали свою точку зрения. Проанализировав работы лингвистов, в которых даются различные термины, обозначающие явление нулевой суффиксации (безаффиксный способ словообразования, бессуффиксный способ словообразования, обратное словообразование, нулевая аффиксация), мы постарались доказать в главе 1 целесообразность термина «нулевая суффиксация». Под нулевой суффиксацией следует понимать морфологический способ образования слов, при котором новое слово образуется при помощи нулевого суффикса, формальное отсутствие которого является значимым. Если традиционным и общепринятым в науке о языке является мнение о том, что при помощи нулевого суффикса образуются лишь имена существительные от глаголов и прилагательных (типа вывоз, бег, тишь, удаль и т.п.), то мы своей работе расширяем границы нулевой суффиксации, беря за основу лингвистический анализ творчества С.Есенина. Мы выделили подтип существительных с нулевым суффиксом, которые встречаются в творчестве С.Есенина, образованных и от глаголов (бред, гуд, сход, зык, вызвон, ожереб, ощур, звень, стынь, морщь, хмарь, хлюпь и др.), и от прилагательных (крпь, сочь, ржавь), и от существительных (отрубь, водь, цветь). Многие из таких слов являются чисто Есенинскими новообразованиями, другие употребляются поэтом в узуальном значении, третьи - диалектные слова. Во- вторых, нулевая суффиксация может выступать в сочетании со сложением, что тоже характерно для есенинского творчества. При помощи нулевого суффикса в сочетании со сложением образуются прилагательные (рыжеволосый, тонкогубый, златоглавый и др.). Такие прилагательные в основном - окказионализмы.
Слова с нулевым суффиксом - примета есенинского стиля, «особое пристрастие поэта». Они максимально воздействуют на читателя: создают яркие, запоминающиеся, чарующие образы, заставляют сопереживать лирическому герою Есенина, помогают понять его мысли и чувства. Такие слова заключают в себе основную смысловую, эмоциональную нагрузку в лирике С. Есенина, придают стихам музыкальность, сближают с живой разговорной речью, культурой патриархальной Руси, поэтому так близко его творчество каждому русскому человеку. Нередко одно слово, имеющее в своем составе нулевой суффикс, становится центральным образом в творчестве поэта, например, слова - образы «звень», «цветь», «синь», «хмарь».
Таким образом, говоря о нулевой суффиксации как о способе словообразования и классифицируя типы слов с нулевым суффиксом, основываясь на анализе творчества русского поэта - классика С.Есенина, мы утверждаем необходимость признания данного способа словообразования наряду с существующими в современном русском языке и изучения его в школьном курсе русского языка в разделе «Словообразование». На уроках литературы лингвистический анализ творчества любого поэта или писателя поможет ученикам не только в раскрытии идейно - художественного смысла произведения, но и в понимании личности самого автора, а это самое важное в изучении творчества русских классиков. Анализ языка С.Есенина поможет раскрыть мировоззрение поэта и особенности его поэтики.
Список использованной литературы
[1] Васильковский А.Г. Сергей Есенин. Очерк творчества. - Елабуга, 1980
[2] Марков В.М. Явления нулевой суффиксации в русском языке. - Л.Д961
3 Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. - М.: Просвещение, 1953.
[4] Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Высшая школа, 1972 э Лихтман Р.И. Существует ли безаффиксный способ словообразования? \\ Вопросы языкознания. - 1968 - №2- с. 3-16.
[5] Лихтман Р.И. Существует ли безаффиксный способ словообразования?\\ Вопросы языкознания. – 1968-№2 – с. 3-16
[6] Потиха 3. А. Современное русское словообразование. - М.: Просвещение, 1989.
[7] Лыков А .Г. Обратное словообразование \\Руская речь. - 1987 - №2 - с. 17-22.
[8] Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования \\ Вопросы языкознания. - 1966 - №1 - с,11-19.
[9] Современный русский язык: Учебное пособие для студентов педагогических вузов\ Сост. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. - М.: Международные отношения, 1995.
Лопатин В.В. Синь, упавшая в реку. Об одном словообразовательном приеме С.А.Есенина \\ Русская речь.-1970 - № 3 - с. 7-14.
[11] Лопатин В.В. Синь, упавшая в реку. Об одном словообразовательном приеме С.А.Есенина \\ Русская речь.-1970 - № 3 - с. 7-14.
Осенняя паутина
Тигрёнок на подсолнухе
Две лягушки
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен