Исследовательская работа в номинации "Математика и музыка"
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_mozg.docx | 726.02 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Тема «Математика и музыка»
(Научная работа по математике)
Работу выполнила:
Цветкова Алина
ученица 8 «б» класса,
МБОУ СОШ №6
Проверила:
Якименко
Евгения Александровна,
учитель математики,
МБОУ СОШ №6
г.Богородск
2015год
Содержание
2.1. Музыкальные и математические склонности ………... стр.
«Числа управляют миром»
Пифагор
Для моего исследования я выбрала тему «Математика и музыка», потому что я очень долгое время хожу в музыкальную школу и хотела бы узнать, как мои музыкальные способности влияют на мои результаты по математике в школе. Актуальность этой темы в том, что сейчас возрастает количество детей, выбирающих музыкальную школу, как дополнительное образование. Многие мамы, отдавая ребенка учиться этому великолепному искусству, даже не подозревают о том, что способности детей к музыке развивают их способности и к математике - не менее великолепной науки. Раньше о связи этих способностей не задумывалась и я.
Гипотеза
Ученики, когда-либо занимающиеся музыкой, имеют более развитые математические способности.
Объектом моих исследований в течение работы будут служить мои одноклассники и ровесники, с разными склонностями и способностями (в том числе и с музыкальными). Предметом исследования будут служить их музыкальные и математические способности.
Цель
Изучение влияния музыки на развитие математических способностей ребенка
Задачи
Методы исследования
Новизна работы
Такие научные работы и эксперименты проводились не раз за всю историю. Многие ученые обращались к этой теме с целью узнать что-то новое о возможных способностях человека и их безграничности. В моей исследовательской работе объектом исследования являются мои одноклассники и их контрольные работы. Методикой расчета являются диаграммы, составленные по результатам контрольных работ. Большая часть работы -экспериментальная.
План исследования
Сначала нужно рассмотреть, что такое математика и что такое музыка? Всем нам с рождения известно, что математика – это наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. А музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Эти два определения на первый взгляд совершенно разные, но попробуем в них разобраться. Самым важным на мой взгляд различием является то, что в математике более точный ответ - всегда один, и понять по-другому мы не можем, а при исполнении одной и той же мелодии у каждого человека возникают свои эмоции и чувства, то есть у музыки «много ответов».
На основе всего прочитанного мною материала я составила небольшую таблицу, посвященную сходствам и различиям музыки и математики.
Музыка | Математика | |
Сходства | ||
| ||
Различия | ||
Искусство | Наука | |
Ноты | Числа | |
Нотный стан | Числовой ряд | |
Абстрактное мышление | Логика | |
От музыки мы получаем удовольствие | Числа воздействуют на мышление | |
Можно следовать своей мысли, делать с мелодией все, что тебе хочется | Есть специальные формулы, которым мы следуем |
В интернете я прочитала некоторую информацию, которая дала мне первый толчок к исследованию.
Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.
На основе этих предположений, которые я нашла в сети, я решила провести тест на пространственное воображение между подростками (14-16 лет), среди которых участвовали и мои одноклассники. Это был Тест Амтхауэра. (Приложение 1).
Рудольф Амтхауэр— известный немецкий психолог, который разработал тест структуры интеллекта. В своей профессиональной карьере он сконцентрировался на проблеме структуры интеллекта, ранее до него крайне неизученную область психологии.[4]
Всего экспериментальный тест на развитие пространственного воображения прошли 20 человек. Среди которых занимающихся музыкой было 7 человек. В общем, результаты теста показали очень разные результаты:
Всего было 20 человек – 100%
Написали меньше 30%- 5%(1 человек)
От 30 До 50 % написали этот тест – 10%( 2 человека)
От 50 % До 70% выполнили этот тест – 40% (8 человек)
Выше 70 % выполнили – 45% (9 человек)
Итак, проанализировав все я сделала несколько выводов:
Второе исследование, которое я провела стала проверка геометрических и алгебраических знаний учащихся. (Приложение 2) Первая диаграмма отражает контрольную работу по геометрии, состоящую из трех заданий. Всего я проверила 12 человек (6 из которых музыканты, 6 - анализаторы.) На рисунке показано, что процент выполнения заданий творческих людей намного превысил процент анализаторов. Так как это была контрольная по геометрии, то это доказывает, что у творческих людей наиболее нестандартное мышление, направленное на поиск наиболее легкого и точного выхода из какой-либо задачи. На втором графике показаны результаты контрольной работы по алгебре, состоящий из шести заданий. На диаграмме так же видны процентные соотношения выполнения контрольной. Творческие личности здесь уступили анализаторам только в первом и четвертом задании, где были чисто числовые упражнения, основанные на точности ответа. Может, потому эти задания были выполнены хуже, потому что анализаторы пользуются чисто механическим мышлением и алгоритмическими, выработанными действиями. Но задания на решение систем неравенств, задания на применение формул решены отлично у музыкантов, что опять же подтверждает очень хорошую память и нестандартные подходы к решению у творческих людей.
1)
2)
Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.
Я провела свой маленький эксперимент. Я перевела даты рождения своих одноклассников на ноты. Ступени и цифры все подписаны на фотографии. (Приложение 3). Итоги эксперимента оказались утешительными. Те люди, которые когда-то занимались какими-либо видами искусства, имеют музыкальные и звучные мелодии, как (ученик 1,2,3,5,6.). Это ученики из музыкальной и художественной школы, а так же те, кто сам по себе является творческим человеком, то есть активен в школе, участвует в разных мероприятиях. Все остальные(4,7,8) имеют резкие и не очень приятные на слух звуки, те люди занимаются науками точными или вообще ничем не занимаются. Так мы доказали, что музыка и число твоего рождения влияют на способности ребенка.
Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью. Все исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.[5]
Музыка может помочь вам в будущем. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».
Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность анти социального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт. Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».[6]
Недаром говорил Г. Лейбниц: «Музыка есть таинственная арифметика души: она вычисляет, сама того не подозревая»
1. http://hijos.ru/2011/08/26/stojkij-mif-o-muzyke-i-matematike/ дата выхода 22.12.2014
2. http://muzruk.net/2011/09/o-muzykalnom-razvitii-rebenka-konsultaciya-dlya-roditelej/ дата выхода 13.01.2015
3. http://maksimov-school.ucoz.ru/index/0-19 дата выхода 15.01.2015
4. http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/ дата выхода 15.12.2014
5. http://www.decoder.ru/list/all/topic_116/ дата выхода 20.12.201
6. Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.
с 11-12, с 37-38, с 137-140
Приложение 1
Тест Амтхауэра. Пространственное воображение.
Тест "Пространственное воображение" является одним из субтестов теста структуры интеллекта немецкого психолога Рудольфа Амтхауэра, предназначенного, в первую очередь, для профессиональной психодиагностики людей в возрасте от 13 лет и старше.
Данный субтест входит в комплекс конструктивных субтестов (пространственное воображение, пространственное обобщение), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей. Если, к тому же, они дополняются высокой результативностью по комплексу математических субтестов (арифметические задачи, числовые ряды), то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.
Тест состоит из 20 заданий. Материалом каждого задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур. Решение образных задач требует особого вида логики, - при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.
Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). При выполнении данного субтеста преобладают способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.
На основании высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности, однако нельзя судить о высоком развитии способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности.
Тест
Задание 1 из 20
1
2
3. 4
5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.
Возможные ответы:
13. 14.
15. 16.
17. 18.
19. 20.
Возможные ответы:
Приложение 3
Даты рождения и ноты
[1] http://hijos.ru/2011/08/26/stojkij-mif-o-muzyke-i-matematike/
[2] http://muzruk.net/2011/09/o-muzykalnom-razvitii-rebenka-konsultaciya-dlya-roditelej/
[3] Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.
с 11-12, с 37-38
[4] http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/
[5] http://bondarenko.dn.ua/psychology/tests/test-amthaue-ra-prostranstvennoe-voobrazhenie/
[6] Мир математики: в 40 т. Т.12. Хавьер Арбонес и Пабло Милруд. Числа – основа гармонии. Музыка и математика / пер. с нап – М: Де Агостини, 2014.
Рисуем осенние листья
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем крокусы акварелью
Как нарисовать лимон акварелью
Цветок или сорняк?