Исследовательская работа содержит научные данные об авторе первого чувашского алфавита Иване Яковлевиче Яковлеве.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 128.95 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
города Чебоксары Чувашской Республики
Научно- практическая конференция
„Хочу все знать”
Наименование предметного направления:
гуманитарное
Тема исследовательской работы:
Создатель чувашского алфавита
Работу выполнил обучающийся 2 „Д” класса
МБОУ „СОШ №2” города Чебоксары
Демидов Дмитрий
Руководитель: учитель начальных классов
Федорова Светлана Михайловна
г. Чебоксары
2017
Целепологание
1.Постановка проблемы. Тема.
На уроке русского языка недавно изучили русский алфавит. Учитель сообщил, что на основе данного алфавита был создан чувашский. Создателем чувашского алфавита является Иван Яковлевич Яковлев. О нем я слышал многократно, но о его большом научном подвиге почти ничего не знал. Сообщение, полученное от учителя, меня заинтересовало. Я решил узнать как можно больше о сздателе чувашского алфавита, подготовить информацию для одноклассников по теме: „Создатель чувашского алфавита”.
2. Актуальность темы:
Мы живем в Чувашской республике. Значит, мы обязаны знать о нашей национальной культуре, образовании. Я думаю, что моя тема актуальна.
3.Цель исследовательской работы:
Систематизировать исследуемые материалы об И. Я. Яковлеве и чувашском алфавите, из собранной информации создать учебный фильм «Иван Яковлевич Яковлев» для представления результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
4.Гипотеза:
Каким человеком был Иван Яковлевич Яковлев- создатель чувашского алфавита?
5. Задачи:
- определить места поиска, анализа, сбора информаций;
- выяснить об авторе чувашского алфавита И. Я. Яковлеве, о самом алфавите;
-собрать необходимую информацию в познавательном фильме «Иван Яковлевич Яковлев».
6.План работы:
– собрать информацию по теме из книг, интернет- ресурсах; организовать экскурсии в Чувашский национальный музей, в библиотеку им. И. Я Яковлева;
– встретиться с людьми пожилого возраста;
–написать исследовательскую работу.
7. Главная мысль работы:
Показать значимость великого труда И. Я. Яковлева.
8.Содержание этапов исследовательской работы:
Этапы | Содержание |
I. Подготовительный | – собрать информацию по теме из книг, интернет- ресурсах; –организовать экскурсии в Чувашский национальный музей, в библиотеку им. И. Я. Яковлева; – встретиться с людьми пожилого возраста |
II. Основной | –написать исследовательскую работу; -подготовить познавательный фильм «Иван Яковлевич Яковлев» для представления результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования |
III. Заключительный | –сделать выводы по поставленным задачам |
9. Ожидаемый результат:
– исследовательская работа;
- познавательный фильм «Иван Яковлевич Яковлев».
II. Основной этап
Иван Яковлевич Яковлев (родился 25 апреля 1848 года в Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии, умер 23 октября 1930 года в Москве) — чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского языка и русского языка для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.
В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик.
В 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком. Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям,
И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре.
Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование. В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет).
Осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.
Основные даты его деятельности:
Современная версия чувашского алфавита в честь И. Я. Яковлева называется Яковлевской. На сегодняшний день официальным алфавитом для чувашского языка в Российской Федерации является алфавит на основе русского, включающий 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы кириллицы — Ӑ ӑ, Ӗ ӗ, Ҫ ҫ, Ӳ ӳ.
Алфавит первого букваря содержит 47 знаков:
Сразу после выхода букваря Яковлев и Белилин переделали его, сократив количество букв до 27.
На этом алфавите в 1872 был издан пробный букварь «Сыръва вьренме тьтгьнмалли кьнеке» (Книга для обучения грамоте) и «Чън тьн кьнеки» (Начальное учение православной христианской веры).
После выхода этих книг Яковлев снова пересмотрел алфавит и внес незначительные изменения: знаки ъ, ь заменил буквами ӑ, ĕ, знак ј — буквой й; буквы о, ф исключил (написание новозаимствованных или заимствуемых слов подчинил русской орфографии).
Окончательный вариант алфавита от 1873 г. был уже составлен без участия В. А. Белилина.
На основе новой версии алфавита в 1873 г. был издан новый букварь — «Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки», который состоит из двух — чувашского и русского — отделов и «Предуведомления», где изложены основные правила чувашского письма и представлен новый вариант алфавита. Этот алфавит без каких-либо изменений просуществовал 50 лет. С 1873 по 1917 на данном алфавите были изданы около 687 названий книг, в том числе Псалтирь, Новый завет Библии, календари, а также учебная, научная (агрономическая, ветеринарная, медицинская, пчеловодческая) и художественная литература, в 1906—1907 на этом алфавите издавалась первая чувашская газета «Хыпар». В первой половине XX в. в чувашском алфавите произошли значительные изменения.
III. Заключительный этап
Значит, из книг, интернет- ресурсов, из бесед с пожилыми родственниками, из организованных экскурсий можно утверждать, что Иван Яковлевич Яковлев является чувашским просветителем, миссионером, педагогом, организатором народных школ, создателем нового чувашского алфавита и учебников чувашского языка и русского языка для чувашей, писателем и переводчиком, фольклористом.
IV. Литература. Ссылки:
Чувашская письменность.
Алфавит чувашский. Автор: Ю.М. Виноградов.
Чувашский алфавит
V. Приложение:
Познавательный фильм «Иван Яковлевич Яковлев»
Рождественский венок
Рисуем акварельное мороженое
Ералаш
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев