РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПРАВА ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА»
РЕФЕРАТ
на тему: «Борьба с детской беспризорностью»
Выполнил:
студентка 2 курса
ГБУ ПО РМ «Рузаевский
железнодорожно-промышленный
техникум им. А.П. Байкузова»
Капранова Светлана Валерьевна
Тел.89276438595
Научный руководитель:
преподаватель
Чугунова Светлана Николаевна
Тел. 89603350934
Саранск 2016
Содержание
Введение
1. Понятие и причины детской беспризорности
2.Профилактика детской беспризорности
Заключение
Приложение
Список источников
Введение
Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков.
Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.
1.Понятие и причины детской беспризорности
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
В соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства.
Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.
Росту беспризорности способствуют безработица, экономические кризисы, нужда, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).
2. Профилактика детской беспризорности
В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей. Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.
Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.
Заключение
Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности – основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи.
Проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.
Приложение
Сведения о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в Государственном казенном учреждении социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»» за 2014 год, 2015 год, на 01.11.2016год
| До 7 лет | От 7-10 лет | От 11-14 лет | От 15-18 лет | Категории детей |
2014 год |
25 |
11 |
9 |
11 | 2 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 40 н/л – проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасномположении; 4 н/л – самовольно оставившие семью; 10 н/л – оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
2015 год |
29 |
22 |
20 |
13 | 9 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 61 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 6 н/л - самовольно оставившие семью; 8 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
на 01.11.2016г. |
24 |
23 |
27 |
12 | 5 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 63 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 6 н/л - самовольно оставившие семью; 12 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
итого |
78 |
56 |
56 |
36 | 16 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 164 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 16 н/л - самовольно оставившие семью; 30 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
Список использованных источников
1.Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2. Абатурова, Л.Г. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России/ Л.Г. Абатурова// Современные технологии – железнодорожный транспорт и промышленность: Сб. науч. трудов/ Под ред. Ю.А. Давыдова; ДВГУПС.: Хабаровск, 2011.
3. Байков, Н.М. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы: Учебное пособие/ Н.М. Байков, Л.В. Каширина – Хабаровск.: ДВАГС, 2003.
4. Брутман, В. Причины социального сиротства/ В. Брутман// Социальная работа. – 2003. - № 2.
5. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебник/ В.И. Курбатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Вложение | Размер |
---|---|
21.01.2017 | 24.14 КБ |
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПРАВА ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА»
РЕФЕРАТ
на тему: «Борьба с детской беспризорностью»
Выполнил:
студентка 2 курса
ГБУ ПО РМ «Рузаевский
железнодорожно-промышленный
техникум им. А.П. Байкузова»
Капранова Светлана Валерьевна
Тел.89276438595
Научный руководитель:
преподаватель
Чугунова Светлана Николаевна
Тел. 89603350934
Саранск 2016
Содержание
Введение
1. Понятие и причины детской беспризорности
2.Профилактика детской беспризорности
Заключение
Приложение
Список источников
Введение
Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков.
Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.
1.Понятие и причины детской беспризорности
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
В соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства.
Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.
Росту беспризорности способствуют безработица, экономические кризисы, нужда, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).
2. Профилактика детской беспризорности
В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей. Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.
Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.
Заключение
Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности – основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи.
Проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.
Приложение
Сведения о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в Государственном казенном учреждении социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»» за 2014 год, 2015 год, на 01.11.2016год
До 7 лет | От 7-10 лет | От 11-14 лет | От 15-18 лет | Категории детей | |
2014 год | 25 | 11 | 9 | 11 | 2 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 40 н/л – проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасномположении; 4 н/л – самовольно оставившие семью; 10 н/л – оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
2015 год | 29 | 22 | 20 | 13 | 9 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 61 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 6 н/л - самовольно оставившие семью; 8 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
на 01.11.2016г. | 24 | 23 | 27 | 12 | 5 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 63 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 6 н/л - самовольно оставившие семью; 12 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
итого | 78 | 56 | 56 | 36 | 16 н/л - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; 164 н/л - проживающие в семьях, находящиеся в социально-опасном положении; 16 н/л - самовольно оставившие семью; 30 н/л - оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
Список использованных источников
1.Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2. Абатурова, Л.Г. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России/ Л.Г. Абатурова// Современные технологии – железнодорожный транспорт и промышленность: Сб. науч. трудов/ Под ред. Ю.А. Давыдова; ДВГУПС.: Хабаровск, 2011.
3. Байков, Н.М. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы: Учебное пособие/ Н.М. Байков, Л.В. Каширина – Хабаровск.: ДВАГС, 2003.
4. Брутман, В. Причины социального сиротства/ В. Брутман// Социальная работа. – 2003. - № 2.
5. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебник/ В.И. Курбатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Рисуем тыкву
Бабочка
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Галка в чужих перьях