В проекте проведено исследование типов глин, пригодных для изготовления керамических изделий.
Вложение | Размер |
---|---|
skopinskiy_goncharnyy_hudozhestvennyy_promysel.docx | 66.47 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Школа № 68» г. Рязань
Тема проекта: «Скопинский гончарный художественный промысел»
Руководитель: Панина И.А.
Выполнили: Котельникова Полина,
Себрова Мария, Жирнова Дарья.
Содержание
4.1.Легенда о названии города………………………………………...…………..5
4.2. История промысла………………………………………………..……………5
4.3. Изготовление изделий из глины……………………………….……………5
4.4. Подготовка глины к работе…………………………………….……………..6
4.5. Изготовление изделий из глины………………………………..……………..6
1) подготовка сырой керамической массы ………………………..……………..7
2) формование изделий……………………………………………….……………7
3) сушка изделий и отделка их в необожженном виде…………….…………….8
4) обжиг изделий…………………………………………………….……………..9
5) глазурование изделий……………………………………………………….....10
4.6.Экскурсия………………………………………………………..…………….11
5. Заключение…………………………………………………….……………….12
6.Приложения………………………………………………………………….13-14
7.Список литературы………………………………………………………….….15
8. Интернет ресурсы….………………………………………………………..….15
Эпиграф:
Город рожденья народных талантов,
Сказок гончарных рассвет,
Город шахтеров, певцов, музыкантов,
Рыцарей огненных лет.
Н. Клюев
Тема проекта : «Скопинский гончарный художественный промысел»
Цель: прикоснуться к истории предков, выразить свое отношение к увиденному и услышанному, научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими.
Задачи: воспитание у детей интереса к Скопинскому гончарному промыслу;
формирование системы трудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание у учащихся бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям.
Гипотеза:
Из любой глины можно выполнить красивое и прочное керамическое изделие.
Основополагающий вопрос: «Какие глины можно использовать при изготовлении изделий?»
Критериями эффективности проекта являются:
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развитие общеучебных умений и навыков учеников.
Участники проекта: учащиеся 4 класса
Предполагаемый продукт:
1.Презентация ««Скопинский гончарный художественный промысел» ».
2. Глиняные изделия учащихся.
Актуальность
Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.
-Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:
— Слепи мне счастье.
Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:
— Слепи сам себе свое счастье.
Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России.
Этапы работы:
Подготовительный этап: сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта, составление перспективного плана проектной деятельности. (Приложение 1. Перспективный план деятельности по проекту « »)
Познавательный этап: проведение тематических занятий по ИЗО, технологии и окружающему миру, организация экскурсии в Г. Скопин
Исследовательский этап: изучение технологии производства изделий из глины
Практический этап: реализация продуктивной деятельности детей (рисование, изготовление посуды из глины).
Заключительный этап: анализ результатов проекта, обобщение опыта по теме проекта, подготовка и представление презентации.
Прогноз и предполагаемые результаты проекта:
1. Умение самостоятельно использовать технику изготовления изделий из глины
2. Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям
3. Установление партнёрских взаимоотношений между детьми и родителями,
благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения мероприятий
Легенда о названии города
Давным-давно, когда вся Русская земля еще была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов бесчисленных врагов-кочевников. Она-то, мол, и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.
Что ж, скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными рябыми крыльями и сильными когтями. Живет она постоянно в лесистых местах по берегам больших рек и питается крупной рыбой, которой немало когда-то было в ныне обмелевших речках Верде и Проне.
История промысла
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Мы привыкли к тому, что глиняный сосуд – это нечто обыденное (хотя подчас очень красивое): горшок, кувшин, кринка, тарелка…Конечно, все это издавна делали и в Скопине. Однако в середине прошлого века в здешней гончарной слободе начали лепить фигурную керамику, ставшую одним из самых ярких явлений нашего декоративно-прикладного искусства. И тогда в обычной черной глине неожиданно ожила добрая русская сказка!
В Скопине людей, которые делали посуду прозывали горшенями, а еще – глинниками и скудельниками. А их улицу – горшечным рядом. Черные, как головешки, вытянулись вдоль нее горны, и поэтому улица казалась длиннее против действительной своей длины. Ох, и веселая улица, мастеровая! В каждой избе гончарили. Все: от карапуза-бесенка, кто под стол пешком ходил, до старца седобородого. У Пеленкиных прадед гончарил, и дед Михаил, и отец Михаил, и сам он опять же Михаил (вот тебе родовое ремесло – вот и родовое имя), едва на ножки встал, окреп – спозаранок с отцом возится у горна.
Сперва гнали «синюю» посуду, а печь выносили на улицу. Потом братья Оводовы, мужики расторопные, привезли из Липецка секрет «обливной глазури», наловчились добывать порошок из свинца. Стали жечь в избе, снимать с гончарного круга посуду с поливой. Бойче пошла торговля. Не только в близкой округе, где порою «худ торжок – да не зуд горшок», но в городах губернских, на ярмарках, и в самой Москве златоглавой, в Охотном горластом ее ряду, гончаров позванивали и деньгами позванивали. Солидные люди, князья да графы подкатывали, товар охотно брали: «егольники» пузатые, репчатые, да «балакири» узкогорлые, с шеями лебедиными, да квасники расписные, дабы удивить заезжих гостей русской диковинкой. И привозили мастера – в Скопин хлеб да соль, да бабам платки, девкам – ленты алые в косы, детишкам – пряники на забаву. И снова горны раздували.
Торг торгом, а ремесло ремеслом: знай не ленись, поворачивайся.
Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.
Изготовление изделий из глины
Изучая различную литературу мы хотели узнать: Всякую ли глину можно использовать при изготовлении керамической посуды? Оказалось что нет. Широко распространенные в природе глины так же широко отличаются по своим свойствам. Некоторые из них пригодны для изготовления той или иной керамики в том виде, в каком они встречаются в природе, а другие должны быть очищены, обогащены и смешаны с соответствующими компонентами и только после этого они приобретают необходимые рабочие свойства.
Сырьевые материалы, применяемые в основном для изготовления керамического черепка, можно разделить на три группы:
1) пластичные материалы; непластичные материалы;
2) отощающие материалы;
3) плавни (флюсы).
К пластичным материалам относят глины, каолины и некоторые другие, например бентонит. Эти материалы набухают в увлажненном состоянии и способны при определенном количестве воды под действием внешних сил (например, рук) принимать ту или иную форму и сохранять ее, а после сушки и обжига приобретать камнеподобную структуру.
К непластичным материалам относятся отощающие материалы и плавни (флюсы). Под отощающими подразумевают каменистые материалы, например кварц, кварцевый песок, шамот и др. Они в основном препятствуют сокращению размеров глинистого изделия при сушке и обжиге.
Некоторые глины содержат органическое вещество в виде лигнина или минерального воска (озокерита), выжигающегося во время обжига. Оно влияет на пластичность и прочность необожженной глины. Торфообразные примеси придают глине в сыром виде почти черный цвет .
Подготовка глины к работе
Глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту.
Почти в каждой области имеется месторождение глины.
Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года.
Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски.
Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.
Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы.
Такая искусственная масса лучше поддается сушке, и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объеме. Поэтому значительно уменьшается опасность образования трещин на изделии, а кроме того, облегчается соблюдение заданных размеров при его изготовлении.
Под нормальным тестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.
Изготовление. Несмотря на все многообразие керамических изделий и применяемого для их изготовления сырья важнейшие процессы при их производстве, различаясь в деталях, по существу одни и те же. Получение керамических изделий состоит в основном из следующих технологических операций:
1) подготовка сырой керамической массы;
2) формование изделий;
3) сушка изделий и отделка их в необожженном виде;
4) обжиг изделий;
5) глазурование изделий (может предшествовать обжигу или выполняться после предварительного обжига с последующим обжигом для закрепления глазури).
Приготовление керамической массы.
Основа любого керамического изделия - глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига становится белой. Чтобы определить, с какой глиной имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.
В общем случае керамическая масса состоит из четырех компонентов: глины (или смеси глин); отощителя; флюса и воды. В некоторых случаях, при подходящих природных глинах, отсутствует необходимость в использовании отощителя или флюса. При необходимости получения пористого черепка в массу вводят породообразующие материалы.
Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением.
Наиболее часто применяются способы пластического формования: ручное — "от руки" (при производстве тонких художественных изделий — цветов, украшений и т. д.); формовка "полосками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью шаблона; на гончарном круге.
Устройство гончарного круга
В керамике термин «точение» означает работу по изготовлению тела геометрически правильной формы вращения с помощью вращающегося круга.
Гончарный круг — это инструмент, который в руках мастера-художника позволяет создавать изделия прекрасной формы.
Каждый керамист-художник должен стремиться овладеть мастерством работы на гончарном круге, но по мере совершенствования профессионального мастерства следует остерегаться утрирования форм, число которых кажется беспредельным. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Он состоит из железного вертикального стержня, прикрепленного к рабочему столу и двух деревянных кругов — большого, нижнего (диаметр — 95—105 см), и малого, верхнего (диаметр — 30—40 см). Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формуют изделие. При этом необходимы некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка, кусочки кожи и оргстекла.
Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Высохшее до 19—20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.
Сушка изделий
Сушка изделий осуществляется в сушилках разнообразных конструкций (камерных, туннельных). Сушка керамических изделий является трудоемкой стадией производства, так как в процессе сушки получается большой процент брака вследствие образования трещин и деформации заготовок.
Прежде сырец сушили преимущественно в естественных условиях (в сушильных сараях). Естественная сушка, хотя и не требует затрат топлива, но в значительной степени зависит от погоды и длится очень долго (10- 20 сут). В настоящее время сушку сырца, как правило, производят искусственно в специальных сушилках периодического или непрерывного действия. В качестве теплоносителя используют дымовые газы обжигательных печей или горячий воздух из калориферов. Срок сушки сокращается до 2 - 3 суток, а иногда до нескольких часов.
Глазурование керамических изделий. Глазурью называется тонкий стекловидный слой, наносимый на поверхность керамического изделия с целью придать ему красивый внешний вид и одновременно повысить водонепроницаемость и стойкость к химическим и механическим воздействиям. По составу и физическим свойствам глазури представляют собой разновидности стекол. Для приготовления глазури используют природные материалы, содержащие кремнезем и глинозем (кварцевый песок, глину, полевой шпат, тальк и др.), а также соли и оксиды различных металлов: калия, натрия, лития, бора, кальция, магния, бария, цинка, свинца, олова и т.д. Оксиды металлов придают глазури ту или иную окраску, улучшают блеск и другие свойства, понижают температуру плавления глазури.
Обжиг керамических изделий.
Обжиг позволяет осуществить необратимое превращение керамической массы в твердое камневидное тело. Этот процесс называется спеканием. Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.
Темные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности скопинской керамики цвет играет важную роль.
Экскурсия
Мы побывали в г Скопине на фабрике , где изготавливают керамичекую посуду. Ассортимент изделий разнообразен. Это - квасники, кумганы . ( Приложение 2. ), подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Выпускаются также вазы, глазурованные фигурные сосуды, посуда, сувенирные изделия: свистульки, колокольчики; подставки под цветочные горшки; сувениры-подсвечники, сосуды, пепельницы, карандашницы, копилки; настенные кашпо; вазы напольные и настольные; небольшой ассортимент посуды, изразцы для каминов и печей.
На Скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с отдаленными регионами страны. Немалый интерес Скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия Скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории Скопинской керамики, проводятся экскурсии. Экскурсовод рассказал нам, что для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Мастера овладели разной техникой исполнения — гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования.
Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.
Скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого.
Александр Фёдорович Крылов написал замечательное стихотворение, которое нам очень понравилось.
Старый гончар.
Глины коричневый ком
Мастер кладет на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» -
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, -
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
- Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
- Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..
А поэт-рязанец Герольд Киселев посвятил скопинским гончарам такие стихи:
В комнатенке, низенькой и тесной,
Жаждой рукоделия горя,
Вязкую и мягкую, как тесто,
Глину достает он из ларя.
Пальцами суровыми сжимает,
И в ладонях крепко стеснена.
Рыжая, веселая, живая,
Бегает меж пальцами она.
И растет кувшин быстрее злака.
И тогда о том подумал я,
Что я так же, может, встал из мрака,
Возродился из небытия.
И меня вот так же замесили
Из обычной глины и земли
Руки моей матери-России –
И в порыве к звездам вознесли!
Космонавты, гончары, поэты,
Отираем звезды мы с чела!
Может быть, сработана планета
Добрыми руками гончара.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели и была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
После экскурсии на уроке технологии мы изготовили посуду из глины. Дома мы обжигали наши изделия в духовом шкафу, потом раскрашивали. У нас получились керамические изделия, созданные нашими руками. Они, конечно, не очень красивые, но мы очень старались.
Заключение
За время работы над проектом мы узнали историю гончарного промысла г. Скопина, узнали , почему город так назвали. Гипотезу мы опровергли, потому что узнали, что не из любой глины можно выполнить керамическое изделие. Мы узнали, как делают посуду из глины. На уроке технологии мы тоже попробовали лепить посуду, оказалось это совсем не просто. Одноклассники приобрели навыки ручного изготовления глиняных изделий. В результате у нас получилась целая выставка-полка с посудой. Мы считаем, что цель нашего проекта достигнута.
Приложение 1.
Перспективный план деятельности по проекту
№ п\п | Этапы деятельности | Содержание работы
| Сроки |
1. | Постановка проблемы. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. | Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта. | 23 сентября |
2. | Планирование деятельности по реализации проекта. | Составление развернутого плана работы, этапов реализации проекта. Консультация с руководителем проекта. | с 30 сентября по 10 октября |
3. | Сбор информации. Структурирование информации. | Работа по анализу и систематизации материалов по проекту. Определение технических характеристик проекта. | с 11 октября по 11 ноября |
4. | Изготовление продукта. Оформление продукта. | Систематизация теоретического материала по теме. Определение конструктивных особенностей модели, технических характеристик. Изготовление модели. | с 1 декабря по 20 декабря |
5. | Оформление продукта. Выбор формы презентации. Подготовка презентации. | Консультация с руководителем проекта. Подготовка чистового варианта. | 21 декабря по 14 января |
6. | Презентация. Самооценка и самоанализ. | Консультация с руководителем проекта. Представление проекта. | 18 января |
Приложение 2
Кумга́н (тюркск.) — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, а также подмывания, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке.
Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком...
Приложение 3
Краткая аннотация проекта
Проект " Скопинский гончарный художественный промысел " реализуется в рамках регионального компонента предмета "Окружающий мир". Направлен на ознакомление с народным промыслом Рязанской области. Предполагает проектную деятельность по темам " Почему г. Скопин так назвали?», « Что такое керамика?», «Как получаются глиняные изделия?»
Список литературы
1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль.: Академия развития, 1998.
2. Пантелеева Л. Искусство русской глиняной игрушки // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – с. 43 – 47
3. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992.
4. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – Пресс, 1997.
Интернет ресурсы:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/pic/000064.jpg
http://xallyava.ru/images/Hudozhestva_3/Keramika_Skopino/0b0541a180573ad60eda67433c1d07a7.jpg
http://xallyava.ru/images/Hudozhestva_3/Keramika_Skopino/0d7d722c08aeb4c16b02c39ed9609beb.jpg
https://img.tourister.ru/files/7/6/0/7/0/9/5/clones/870_600_fixedwidth.jpg
Защита проекта «Скопинский гончарный художественный промысел»
На уроках по окружающему в разделе «История» наша учительница рассказала нам о жизни наших предков. Археологические раскопки на месте проживания древних людей показали нам, что люди пользовались глиняной посудой, обожженной на костре. Нас заинтересовали эти сведения . Инна Алексеевна на уроке изобразительного искусства предложила нарисовать посуду и украсить её орнаментом. У нас получились красивые рисунки. Нам захотелось слепить и пластилина предметы посуды и мы решили выполнить проект по теме, связанной с посудой из глины. Тему выбрали неспроста: у одноклассницы Поляковой Вики в г. Скопине живёт тётя, у которой она бывает в гостях. Вика слышала, что в городе есть фабрика, где изготавливают керамику (изделия из глины). Исходя из всего этого, мы решили начать работу над проектом «Скопинский гончарный художественный промысел» . Нам предстояла большая работа. Чтобы собрать необходимый материал, мы обратились в библиотеку, к своей учительнице, к родителям.
Работая над проектом, мы собрали очень много различной информации. Мы узнали , почему г. Скопин так назвали? Кто такие гончары? Как изготавливают посуду на гончарном круге? Можно ли использовать любую глину для изготовления посуды? Какие виды глины существуют в природе?
Для защиты проекта мы предлагаем посмотреть презентацию нашего проекта.
Слад №1
Тема проекта : «Скопинский гончарный художественный промысел»
Слад №2
Цель:
прикоснуться к истории предков, выразить свое отношение к увиденному и услышанному, научиться делать своими руками глиняные изделия, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими.
Слад № 3
Задачи:
воспитание у детей интереса к Скопинскому гончарному промыслу;
формирование системы трудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание у учащихся бережного отношения к гончарному мастерству и его создателям.
Слад № 4
Гипотеза:
Из любой глины можно выполнить красивое и прочное керамическое изделие.
Слад № 5
Основополагающий вопрос: «Какие глины можно использовать при изготовлении изделий?»
Слад № 6
Актуальность
Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.
-Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:
— Слепи мне счастье.
Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:
— Слепи сам себе свое счастье.
Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда-то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Три составные части народного искусства: национальности, красоты и пользы нашли свое отражение в традиционных крестьянских промыслах. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно-прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Сегодня молодые мастера пытаются восстанавливать забытые традиции, возрождают забытые технологии, пытаются развивать промыслы для наших детей и будущего России.
Слад № 7
Легенда о названии города
Давным-давно, когда вся Русская земля еще была покрыта дремучими лесами, жила на Рязанщине гордая птица Скопа, которая защищала здешние места от набегов бесчисленных врагов-кочевников. Она-то, мол, и дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе.
Что ж, скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными рябыми крыльями и сильными когтями. Живет она постоянно в лесистых местах по берегам больших рек и питается крупной рыбой, которой немало когда-то было в ныне обмелевших речках Верде и Проне.
Слад № 8
История промысла
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
В Скопине людей , которые делали посуду прозывали горшенями, а еще – глинниками и скудельниками. А их улицу – горшечным рядом. В каждой избе гончарили.
Сперва гнали «синюю» посуду, а печь выносили на улицу. Потом стали жечь в избе, снимать с гончарного круга посуду с поливой. Бойче пошла торговля. Торг торгом, а ремесло ремеслом: знай не ленись, поворачивайся.
Слад № 9
Изготовление изделий из глины
Изучая различную литературу мы хотели узнать: Всякую ли глину можно использовать при изготовлении керамической посуды? Оказалось что нет. Широко распространенные в природе глины так же широко отличаются по своим свойствам. Некоторые из них пригодны для изготовления той или иной керамики в том виде, в каком они встречаются в природе, а другие должны быть очищены, обогащены и смешаны с соответствующими компонентами и только после этого они приобретают необходимые рабочие свойства.
Слад № 10
Сырьевые материалы, применяемые в основном для изготовления керамического черепка, можно разделить на три группы:
1) пластичные материалы; непластичные материалы;
2) отощающие материалы;
3) плавни (флюсы).
К пластичным материалам относят глины, каолины и некоторые другие, например бентонит. Эти материалы набухают в увлажненном состоянии и способны при определенном количестве воды под действием внешних сил (например, рук) принимать ту или иную форму и сохранять ее, а после сушки и обжига приобретать камнеподобную структуру.
К непластичным материалам относятся отощающие материалы и плавни (флюсы). Под отощающими подразумевают каменистые материалы, например кварц, кварцевый песок, шамот и др. Они в основном препятствуют сокращению размеров глинистого изделия при сушке и обжиге.
Слад № 11
Подготовка глины к работе
Глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту.
Почти в каждой области имеется месторождение глины.
Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года.
Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски.
Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.
Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы.
Под нормальным тестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.
Слад № 12
Изготовление
Получение керамических изделий состоит в основном из следующих технологических операций:
1) подготовка сырой керамической массы;
2) формование изделий;
3) сушка изделий и отделка их в необожженном виде;
4) обжиг изделий;
5) глазурование изделий (может предшествовать обжигу или выполняться после предварительного обжига с последующим обжигом для закрепления глазури).
Слад № 13
Приготовление керамической массы.
Основа любого керамического изделия - глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая после обжига становится белой.
Слад № 14
Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением.
Наиболее часто применяются способы пластического формования: ручное — "от руки" (при производстве тонких художественных изделий — цветов, украшений и т. д.); формовка "полосками"; в гипсовых формах лепкой; в гипсовых формах с помощью шаблона; на гончарном круге.
Слад № 15
Устройство гончарного круга
В керамике термин «точение» означает работу по изготовлению тела геометрически правильной формы вращения с помощью вращающегося круга.
Гончарный круг — это инструмент, который в руках мастера-художника позволяет создавать изделия прекрасной формы.
Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Он состоит из железного вертикального стержня, прикрепленного к рабочему столу и двух деревянных кругов — большого, нижнего (диаметр — 95—105 см), и малого, верхнего (диаметр — 30—40 см). Гончарный круг приводится в движение вращением ногой нижнего круга. Верхний круг является непосредственно рабочим местом, на котором формуют изделие. При этом необходимы некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка, кусочки кожи и оргстекла.
Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Высохшее до 19—20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.
Слад № 16
Сушка изделий
Сушка изделий осуществляется в сушилках разнообразных конструкций (камерных, туннельных). Сушка керамических изделий является трудоемкой стадией производства, так как в процессе сушки получается большой процент брака вследствие образования трещин и деформации заготовок.
Слад № 17
Глазурование керамических изделий. Глазурью называется тонкий стекловидный слой, наносимый на поверхность керамического изделия с целью придать ему красивый внешний вид и одновременно повысить водонепроницаемость и стойкость к химическим и механическим воздействиям.
Для приготовления глазури используют природные материалы, содержащие кремнезем и глинозем (кварцевый песок, глину, полевой шпат, тальк и др.), а также соли и оксиды различных металлов: калия, натрия, лития, бора, кальция, магния, бария, цинка, свинца, олова и т.д. Оксиды металлов придают глазури ту или иную окраску, улучшают блеск и другие свойства, понижают температуру плавления глазури.
Слад № 18
Обжиг керамических изделий.
Обжиг позволяет осуществить необратимое превращение керамической массы в твердое камневидное тело. Этот процесс называется спеканием. Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.
Темные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности скопинской керамики цвет играет важную роль.
Слад № 19
Экскурсия
Работая над проектом нам очень хотелось увидеть своими глазами весь процесс изготовления керамической посуды. Наши родители организовали экскурсию в г. Скопин на фабрику скопинской керамики , где изготавливают керамичекую посуду. Ассортимент изделий разнообразен. Это - квасники, кумганы ( Приложение 1. ), подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Выпускаются также вазы, глазурованные фигурные сосуды, посуда, сувенирные изделия: свистульки, колокольчики; подставки под цветочные горшки; сувениры-подсвечники, сосуды, пепельницы, карандашницы, копилки; настенные кашпо; вазы напольные и настольные; небольшой ассортимент посуды, изразцы для каминов и печей.
Экскурсовод рассказал нам, что для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Слайд № 20
Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования. Только современный гончарный круг сильно отличается от прежнего. Он стал полностью электрическим и облегчил работу гончаров.
Слайд №21
На экскурсии мы узнали, что скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого.
Слайд № 22
Скопинский поэт , историк-краевед, гончар, член союза художников, почётный гражданин Скопина Алексей Фёдорович Крылов написал замечательное стихотворение , которое нам очень понравилось.
Старый гончар.
Глины коричневый ком
Мастер кладет на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» -
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, -
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
- Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
- Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..
А поэт-рязанец Герольд Киселев посвятил скопинским гончарам такие стихи:
В комнатенке, низенькой и тесной,
Жаждой рукоделия горя,
Вязкую и мягкую, как тесто,
Глину достает он из ларя.
Пальцами суровыми сжимает,
И в ладонях крепко стеснена.
Рыжая, веселая, живая,
Бегает меж пальцами она.
И растет кувшин быстрее злака.
И тогда о том подумал я,
Что я так же, может, встал из мрака,
Возродился из небытия.
И меня вот так же замесили
Из обычной глины и земли
Руки моей матери-России –
И в порыве к звездам вознесли!
Космонавты, гончары, поэты,
Отираем звезды мы с чела!
Может быть, сработана планета
Добрыми руками гончара.
Слайды №№23-31
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели и была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
Слайд № 32
После экскурсии на уроке технологии мы изготовили посуду из глины. Дома мы обжигали наши изделия в духовом шкафу, потом раскрашивали. У нас получились керамические изделия, созданные нашими руками. Они , конечно, не очень красивые, но мы очень старались.
Заключение
За время работы над проектом мы узнали историю гончарного промысла г. Скопина, узнали , почему город так назвали. Гипотезу мы опровергли, потому что узнали, что не из любой глины можно выполнить керамическое изделие. Мы узнали, как делают посуду из глины. На уроке технологии мы тоже попробовали лепить посуду, оказалось это совсем не просто. Одноклассники приобрели навыки ручного изготовления глиняных изделий. В результате у нас получилась целая выставка-полка с посудой. Мы считаем, что цель нашего проекта достигнута.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Н. Гумилёв. Жираф
Ералаш
Карты планет и спутников Солнечной системы
За еду птицы готовы собирать мусор