Сохранение исторической памяти - одна из важнейших проблем в начале ХХI века. Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки, какова его вера - так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств. Есть форма работы - исследование истории малой родины. Именно в этом направлении работает наш историко-патриотический клуб «Патриот».
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о проделанной работе | 167.87 КБ |
приложения 1-4 | 2.65 МБ |
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат»
г. Рассказово Тамбовской области
Акция
«Восстановление духовно-исторической памяти»
Дорога к храму
отчет о поисково-исследовательской
деятельности историко-патриотического
клуба старшеклассников
«Патриот»
Руководитель клуба «Патриот»,
Учитель истории и географии
Пучкова Наталья Аркадьевна
Рассказово - 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Начало пути……………………………………………………………….. 5
Храм святой великомученицы Екатерины………………………............ 7
Храм Покрова Пресвятой Богородицы…………………………………. 11
Заключение……………………………………………………………….. 14
Библиография……………………………………………………………. 15
Приложения……………………………………………………………… 16
ВВЕДЕНИЕ.
Сохранение исторической памяти - одна из важнейших проблем в начале ХХI века. Формирование патриотических чувств и сознания молодых граждан на основе исторических и духовных ценностей, развитие чувства гордости за свое Отечество является сегодня одной из решаемых задач.
Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки, какова его вера - так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни.
Сегодняшние школьники через 10-15 лет будут определять политическое, экономическое и духовное развитие страны и от того, какие знания они получают, какие ценности впитывают, зависит будущее всей страны. Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что молодежь пренебрежительно относится к прошлому своей страны, не ценит героическую и духовную историю Отечества, пренебрегает традициями. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств.
Большую роль в процессе формирования исторической памяти молодежи должны сыграть уроки литературы, истории. Не только знание исторических фактов, понимание исторических закономерностей, но и ощущение сопричастности и ответственности дают такие уроки, формируют уважительное отношение к нашим предкам, для кого вера, долг, служение Отечеству были смыслом жизни.
Но есть еще одна форма работы - исследование истории малой родины. Именно в этом направлении работает наш историко-патриотический клуб «Патриот». Учащиеся - участники клуба с удовольствием изучают жизнь, повседневный быт и нравы рассказовцев далекого прошлого, открывают для себя тайну известных с детства названий улиц и переулков, узнают о героизме земляков и начинают понимать, что мало знать историю наших предков, нужно еще ценить и перенимать духовно-нравственный опыт их жизни. В результате многолетней работы у членов клуба «Патриот» появляется чувство единения с родным городом, с его историей и культурой. Еще большую возможность в приближении к истокам родной земли ребятам дала акция «Восстановление духовно-исторической памяти», участию в которой они включились с большим энтузиазмом и настойчивостью.
НАЧАЛО ПУТИ
Приступая к поисково-исследовательской работе в рамках Акции «Восстановление духовно-исторической памяти», участники клуба «Патриот» под руководством учителя истории и географии Натальи Аркадьевны Пучковой при содействии администрация школы-интерната, МО учителей истории и географии; классных руководителей и воспитателей 9,11 и 12 классов, Совета старшеклассников в начале 2013 года сформировали исследовательскую группу, в которую вошли члены клуба, интересующиеся духовным наследием родного края - 16 учащихся из 9, 11 и 12 классов.
(Приложение № 1).
Был составлен плана работы группы (Приложение № 2).
Затем школьники под руководством Н.А. Пучковой и при содействии классного руководителя 9-го класса Т. В Зориной, выявили ранее существовавшие на рассказовской земле городские православные храмы, составили их список и приступили к непосредственно исследовательской работе.
Было создано четыре подгруппы по четыре человека в каждой. Первой подгруппе поручалась работа с архивными документами; второй - посещение мест, где раньше были храмы. Третья подгруппа должна была встретиться со старожилами города и записать их воспоминания о былых храмах, Четвертая подгруппа - сбор фото и материалов прессы.
Для обсуждения текущих итогов работы, участия в торжественных мероприятиях и волонтерских акциях исследовательская группа «Дорога к храму» неоднократно объединялась с другими участниками клуба «Патриот».
В ходе акции ребята решили исследовать состояние разрушенных в годы советской власти православных храмов г. Рассказово и храмов восстанавливаемых из небытия. Основными объектами их исследований стали Екатерининский и Покровский храмы г. Рассказово.
В ходе исследований истории Екатерининского и Покровского храмов участники клуба «Патриот» работали с архивными документами в городском краеведческом музее, посещали воскресную школу Иоанно-Богословского храма, где беседовали с иереем Владимиром Шелдовициным, встречались с рассказовским краеведом Андреем Литовским.
Неоднократно члены клуба проводили в Екатерининском храме волонтерские акции: убирали помещения храма от бытового и строительного мусора, сажали цветы на территории церковного двора и, конечно же, посещали богослужения.
Встречались они с жителями микрорайона Арженка, с которыми беседовали о духовном возрождении православных святынь и в частности Екатерининского храма, расспрашивали о разрушенной Покровской церкви, проводили анкетирование среди прихожан.
ХРАМ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
В 1892 году рассказовский фабрикант, владелец Арженской суконной фабрики Михаил Васильевич Асеев завершил строительство своего первого дворца в бывшей усадьбе Крюченковых, расположившейся в живописном уголке села Арженки, ныне это улица Комитетская, 18.
От дворца к фабрике вела широкая, прямая улица, застроенная Асеевым добротными домами для рабочих. (Приложение № 3).
В другую сторону эта улица вела к Арженскому Покровскому храму.
(Приложение № 4).
На богатство и изящество отделки не жалели ни сил, ни средств. Однако неожиданно для всех Асеев меняет планы и решает открыть во дворце приют для детей, чьи родители пострадали на фабрике, и домовую церковь, которой он отдал центральный зал второго этажа и выбрал ей имя святой великомученицы Екатерины - небесной покровительницы его матери и старшей дочери.
Интерьер этой домовой церкви был необычным: стены отделаны под мрамор, а центральный иконостас натуральным мрамором из Италии и ценными иконами в серебряных ризах. Богатством отличалась церковная утварь и ризница. В храме пел детский хор. Это была лучшая домовая церковь на Тамбовщине.
В воскресенье, 23 мая 1893 года Его Преосвященство Епископ Иероним освятил домовую церковь в здании приюта для детей фабричных рабочих.
Освящение нового храма Владыкой произошло в сослужении отца Ректора Тамбовской семинарии, протоиерея П.И. Соколова, протоиерея М.Г. Озерова, священника Феодора Сеславинского и священника с. Разсказова Григория Альтова при пении хора певчих Иоанно-Богословской церкви с. Разсказова. По окончании освящения престола, алтаря и храма Его Преосвященство сказал глубоко назидательное слово о значении храма Божия вообще и в частности ново освященной церкви, устроенной в благотворительном учреждении.
На освящение храма прибыли из Тамбова с экстренным поездом господин начальник губернии В.П. Рокосовский и много приглашенных гостей. По окончании Божественной Литургии в новом храме гости были приглашены в дом строителя храма М.В. Асеева, где радушный хозяин предложил им чай и обед.
Владыка Иероним посетил приют и больницу при фабрике, благословил больных и расспрашивал врача о ходе лечения.
При входе в приют Преосвященный был встречен пением детей под руководством местного слепца - крестьянина. Похвалив усердие и любовь слепца к церковному пению, Владыка Иероним дал ему свою лепту.
Осмотрев приют, Епископ Тамбовский отправился на станцию Платоновка и экстренным поездом отбыл в губернский город.
В 1903 году в приюте на полном содержании и лечении находилось 67 детей. Занимались приютом врач Михаил Васильевич Асеев и его жена Мария Никаноровна. В год на содержание этого богоугодного заведения выделялось около шести тысяч рублей.
В 1908 году в здание приюта и церкви и в рядом стоящую больницу подводится электричество. Появляются фонтан и красивый парк с редкими породами декоративных деревьев. Теперь зеленая зона разделяла новый дворец Асеева и старый дом Крюченковых, в котором фабрикант-миллионер так и продолжал пока жить.
В 1923 году дом Божий - храм святой великомученицы Екатерины, был нещадно ликвидирован большевиками.
Во времена советской власти мало что напоминало о былом великолепии Екатерининской церкви: фрески были закрашены, мраморный иконостас разрушен и разграблен, в алтаре хозяйничали повара больничной кухни, на заднем дворе церкви был оборудован и до сего времени функционирует морг.
Долгие десятилетия на первом этаже бывшего храма, прямо под алтарем было устроено гинекологическое отделение городской больницы. Здесь денно и нощно работала фабрика смерти неродившихся младенцев. В парке, расположенном позади церкви, этих младенцев тайно и хоронили.
А еще рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны там же хоронили умерших от ран солдат, ведь в больнице расположился военный госпиталь.
В послевоенное время в парке прямо на этих безымянных могилах был устроен «Парк культуры и отдыха» с каруселями и танцплощадкой. Аттракционы здесь часто ломались, был высок уровень травматизма взрослых и детей, регистрировались случаи со смертельным исходом.
Недолгой была история этого «очага советской культуры»: как-то сами собой прекратились там танцы, стремительно пришли в негодность качели-карусели. Долго парк стоял заброшенным, потихоньку превращаясь в помойку.
Когда медучреждение съехало в другое место, здание церкви стало разрушаться просто катастрофически. Через проломленную крышу в храм протекала вода, здание не отапливалось и не охранялось, святотатцы разграбили все, что можно было вынести и изувечили все, что поддалось их силе. (Приложение № 5)
Русские православные люди не могли спокойно смотреть на то, как ветшает и приходит в полнейшее запустение некогда великолепная святыня, и они с начала девяностых годов прошлого столетия начали обивать пороги властей, писать письма с просьбой вернуть народу их церковь.
У истоков возрождения Екатерининского храма стояли наши земляки Нина Архиповна Краснова, Мария Федоровна Тетушкина, Валентина Владимировна Рудакова, Алексей Иванович Козаков.
Если не они, как знать, может, так бесследно и разрушилась бы церковь, и мы снова сокрушались бы о ней у поклонного креста. Но эти люди не дали в обиду свою веру и земной поклон им за это поклон.
В ноябре 2001 года состоялась передача Екатерининского храма рассказовским православным христианам. (Приложение № 6 и № 7) и практически сразу будущие прихожане при содействии приходского совета Иоанно-Богословского храма приступили к делу возрождения порушенной святыни. За тринадцать лет непрерывной работы здание храма было восстановлено практически с нуля.
Крыша, потолки, полы, окна, новая система электропроводки и отопления, водопровод, канализация, газ - все возводилось вновь, старыми остались лишь асеевские стены. В храме появились горячая вода и телефонная связь. Построены: новый притвор, колокольня и лестница к ней, новая котельная. 27 сентября 2006 года на колокольню был воздвигнут православный крест. (Приложения № 8)
Оборудованы и оснащены всем необходимым крестильная комната. Благоустроена церковная территория: вывезены тонны бытового и строительного мусора, вырублены старые деревья и дикий кустарник, сооружено железное ограждение внутренней части двора.
И самое главное. С 7 декабря 2013года начались службы в новом, нижнем храме, освященном митрополитом Тамбовским Феодосием в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (Приложение № 9).
По благословению митрополита Тамбовского Феодосия в ближайшем будущем начнется реконструкция верхнего храма, которому вернут былую, асеевскую красоту. Но это в перспективе, а пока храм живет, строится и сюда идут люди, чтобы соединиться с Богом и привнести в свою жизнь чистоту, веру и любовь.
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В 1858 году, в селе Арженка был открыт православный приход. В то время здесь насчитывалось 340 дворов, 1097 - душ мужского и 1102 души женского пола, в основном великороссы. Земледельцы честно зарабатывали свой хлеб в поле, рабочие - на суконной фабрике.
Люди тогда боялись Бога и любили друг друга, и потому очень быстро, менее чем через четыре года, арженские православные христиане праздновали освящение престола в новой теплой каменной церкви, названной в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм для арженских православных христиан построил почетный гражданин села Разсказова, полковник Рагоза, помещик, фабрикант, иноплеменник, ставший, по сути, русским - он и его семья избрали Православие и жизнь на нашей земле добровольно и с радостью и никогда не жалели об этом.
Прихожане были весьма благодарны Рагозе за его заботу о храме и по силе возможности помогали ему украшать новый Божий дом. Общими стараниями здесь появился изящный из дубового дерева иконостас и в нём художественной живописи иконы: особенно была замечательна икона Покрова Пресвятой Богородицы - художественный список с иконы С. - Петербургского Исаакиевского собора. Отличались внутренним благолепием и богатством церковная ризница и утварь. (Приложение № 16)
Эту церковь любили навещать правящие Тамбовские епископы. Вот как описывается одно из таких посещений в майском номере “Тамбовских епархиальных ведомостях” за 1893-й год.
“.. .Встреченный на вокзале станции Платоновка благочинным второго Тамбовского Разсказовского округа, уездным исправником и становым приставом, Преосвященнейший Иероним в сопровождении их и отца - ключаря направился в село Арженку и посетил приходскую церковь.
Все местное население встречало своего Епископа с радушием и благо -говением. Против каждого дома около стола, покрытого белой скатертью, с хлебом и солью стояла вся семья и с глубоким поклоном приветствовала проезжающего и благословляющего их Архипастыря.
Церковная площадь, место в церковной ограде, сама церковь были пере полнены народом, желавшим видеть своего уважаемого Архипастыря и принять Его Святительское благословение.
Преосвященный благословил крестом каждого присутствующего, затем тщательно осмотрел храм, заходил в земскую школу, слушал ответы и пение учеников, дал им всем по книжке и крестику в благословение”.
В Покровской церкви в разное время служили священники Михаил и Петр Гавриловские (отец и сын), Василий Островский, Павел Гаврилов.
Замечательный след в истории Покровской церкви оставил священник Феодор Сеславинский, посвятивший храму семнадцать лет жизни. Кроме выполнения своих священнических обязанностей этот неутомимый пастырь председательствовал в открытом им в селе Арженка церковно - приходском попечительстве, нес послушание законоучителя в трёх школах, состоял духовно - судебным следователем, наблюдателем церковно - приходских школ, благочинным. За активную проповедническую, миссионерскую и благотворительную деятельность он был награжден: скуфьей, камилавкой, набедренником и наперсным крестом.
В 1895 году священник Феодор Сеславинский был возведён в сан протоиерея и в этом же году в возрасте 53-х лет неожиданно умер, оставив о себе в веках добрую память и пример для подражания.
Когда скончался полковник Рагоза, то возведенный им храм не остался сиротой. Эстафету благопопечения о Покровской церкви взяли на себя купцы Василий Асеев и Феодор Смолин, которые попеременно исполняли должность церковного старосты и делали это с особым усердием. Так в разное время Василием Асеевым были пожертвованы в церковь с. Арженки большие суммы денег, в том числе полное священническое и диаконское облачение стоимостью в 450 рублей и 1700 рублей на ремонт храма.
Очень много жертвовал на обустройство церкви купец Феодор Смолин, утвержденный в 1902 году старостой на седьмое трехлетие. Он был пожалован золотой медалью с надписью “За усердие” на Станиславской ленте.
И процветала и защищала бы, своим молитвенным щитом великолепная церковь всю Арженку, если бы не пришло время всеобщего умопомрачения, когда любимое детище Рагозы, Асеева и Смолина было осквернено и разрушено подчистую в 20-х начале 30-х годов минувшего столетия. Сравняли с землей кладбище за храмом, а из награбленного церковного кирпича построили на территории Иоанно - Богословской церкви здание пожарной части...
Долгое время на месте церкви был луг. Потом здесь дали место для строительства дома семье Кузнецовых. Они и построились, но жить не смогли. Как только наступал вечер, в доме слышался звон колоколов, пение церковное, начиналась незримая, но отчетливо слышимая вечерняя служба. Было страшно, непонятно, жутко.
Кузнецовы продали дом Золотаревым. Глава многочадной семьи Золотарев был тряпичником: собирал макулатуру, тряпье и сдавал во “Вторсырье” - тем и жил. Так вот эта бедная семья ни на что не жаловалась: в их присутствии службы были не слышны. В настоящее время здесь стоит другой жилой дом.
1 ноября 2013 года на пересечении улиц Комитетской и Коммунальной - на месте, где стояла Покровская церковь, священниками - протоиереем Михаилом Кудиным, протоиереем Алексеем Буниным и иереем Александром Поповым был освящен поклонный крест.
Члены историко-патриотического клуба «Патриот» специальной коллекционной школы-интерната с воодушевлением принимали участие в этом замечательном событии - ведь в том, чтобы этот крест появился, пусть немного, но есть и их заслуга (Приложение № 17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. И особенно это важно когда мы говорим о воспитании детей, о привитии им чувства любви к Родине, патриотизма, духовного самосознания. Ведь воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития.
Благодаря участию в Акции «Восстановление духовно-исторической памяти», учащиеся специальной коррекционной школы-интерната - участники клуба «Патриот», открыли для себя новые ценности своего духовно-исторического наследия, пережив если не самые яркие, то уж точно самые запоминающиеся моменты в жизни: они открывали историю.
Главная цель проведения мероприятий в рамках Акции: увековечивание памяти о разрушенных православных храмах, исследовательская работа и помощь в их восстановлении на территории г. Рассказово и Рассказовского района достигнута. Храмы святой Екатерины и Покровская церковь стали для участников клуба «Патриот» близкими и родными, а в ходе сбора информации об этих памятниках духовной культуры детьми получен бесценный опыт исследовательской работы, и это основные позитивные результаты.
Однако, Акция еще не завершена и работы по выявлению забытых страниц духовной истории родной земли будет продолжена. Потому что нам это интересно и необходимо, как воздух и вода, без которых нельзя жить.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ребята и утята
Весёлая кукушка
Лиса-охотница
Кто грамотней?
Почему люди кричат, когда ссорятся?