Районная научно-практическая конференция старшеклассников.
Теория личности Зигмунда Фрейда и трудные подростки
Научно-исследовательская работа по психологии и
литературе
Выполнила:
Часовских Софья Андреевна, ученица
9А класса
МОУ «Новоигирменская СОШ №3».
Руководитель:
Грудинина Рада Владимировна,
учитель 13 разряда русского языка и литературы
МОУ « Новоигирменская СОШ №3».
Новая Игирма, 2014.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Основная часть
Глава 1. Теоретическое обоснование темы.
Глава 2. Достоевский и Фрейд
2.1Демонстрация теории Фрейда на примере жизни и творчества Ф.М. Достоевского……………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….…..20
Используемая литература………………………………………………………21
Приложения………………………………………………………………...……22
Введение
Около классной доски возня. Удар в спину, толчок в живот, подножка.
Шум за углом школы. Крики. Разбитый нос.
Дискотека. –Пойдем, выйдем! Синяк под глазом у одноклассника.
И все это он! Вася Кулаков . Учителя, родители, одноклассники твердят: «Он - зло!!! Душа у него черствая и жестокая!». Взрослые задаются вопросом: « Что делать? Быть или не быть цивилизованной личности?!
И таких Васей Кулаковых ни один десяток.
И если рассматривать этот жизненный эпизод с точки зрения педагогики и психологии, то это и есть актуальная проблема, которую называют «трудные подростки». Поэтому тема исследовательской работы выбрана не случайно.
Тема исследовательской работы:
« Теория личности Зигмунда Фрейда и трудные подростки».
Актуальность темы:
Социальный аспект:
данная тема очень важна с точки зрения современных социальных условий развития общества, вообще, и в отдельно взятом коллективе, в частности.
Научный аспект:
Теория личности Фрейда - одна из составляющих, которая помогает сформировать цивилизованную личность, но данная теория ,не всегда воспринимается положительно в обществе.
Цель:
Доказать, что теория личности Фрейда играет не последнюю роль в формировании цивилизованной личности
Задачи:
-изучить теорию личности Зигмунда Фрейда;
-показать практическую значимость теории на примере жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского;
-в ходе исследования темы выработать практические предложения .
Объект исследования:
Психология. Теория личности
Предмет исследования:
Теория личности Зигмуда Фрейда как ответ на многие проблемные вопросы подросткового возраста
Методы исследования:
Теоретические:
-анализ и синтез
Эмпирические (практические):
- диагностическая работа (анкетирование)
Практическая значимость:
Результаты, полученные в ходе исследования (как теоретические, так и практические), можно внедрять в практику:
- уроки литературы,
- материал для работы с родителями
Изучение теории Фрейда позволило сформулировать советы:
Памятка для взрослых «Я так устроен!» (см. в разделе «Приложение»)
Основная часть
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейбурге, находящемся недалеко от границы Пруссии и Польши. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью. Недавно он в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд. Подобно Гете, Фрейд явился на свет черным. По словам Фрейда, он «родился с таким большим количеством черных спутанных волос, что молодая мать признала его маленьким арапченком», увидев в темном одеянии головы новорожденного символ будущей миссии сына.
"Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество",- так вспоминал Фрейд свое детство. А еще прилежную учебу в лицее, успехи в языках, литературе, особенно античной, философии, похвалы учителей и ненависть сверстников, доводящих черноволосого отличника с тяжелыми кудрями до слез.
После окончания медицинского факультета Фрейд ринулся в институт физиологии, где и проработал с 1876-го по 1882 годы. Он получал различные стипендии и с упоением изучал половые органы угря и других подобных тварей. "Никто никогда,- кипятился Фрейд,- еще не видел яичек угря". "Это были не половые органы угря, а зачатки психоанализа",- хором говорили годы спустя его последователи-психоаналитики.
В 1884 году Фрейду надоедают угри, рыбки и ракообразные, и он уходит в лабораторию профессора клинической психиатрии Мейнерта, чтобы заняться изучением мозга человеческих зародышей, детей, котят и щенков. Это было увлекательно, но не прибыльно.
А тут еще любовь. Однажды на отдыхе он увидел 21-летнюю, хрупкую, бледную, невысокую девушку очень изысканных манер - Марту Верней. Он женился, влез в долги, переехал в большую квартиру на Берггассе. Но его карьера не складывалась. Доклад про истеричек, сделанный по итогам стажировки, вызвал у ученой братии глубочайшую скуку. Продолжать исследования он не мог, врачи не подпускали Фрейда к своим больным. Ему, правда, предложили было управлять невропатологической службой при больничном институте, но он отказался: должность хотя и хорошая, но почти бесплатная.
А Фрейд хотел денег. Выход один - частная практика. Он дает объявления в газеты: "Лечу нервные расстройства разного типа". Оборудует одну из комнат в своей квартире под кабинет. Клиентов пока нет. Но Фрейд уверен, что будут. Он ждет. И вот появились первые, но и это не приносит, ни успеха, ни денег, ни удовлетворения работой.
После этих неудач Фрейд одумался и попытался сделать процесс неудачного лечения комфортным хотя бы для себя. Решение было найдено: пациента уложить на кушетку и сесть за его головой. Обоснование: чтобы он расслабился, и ничто его не стесняло. Другое обоснование: чтобы не видел идиотских гримас доктора в ответ на бред, который он несет. Третье обоснование: чтобы тот чувствовал давящее присутствие врача. И никаких вопросов: пусть говорит, что хочет. Это и есть метод свободных ассоциаций, обнажающий подсознание. Так рождались основные нормы и догмы новой профессии. Фрейд старался подстроить практику и законы психоанализа под себя самого. О многом из этого он рассказывает 15 марта в немецком медицинском журнале, впервые употребив термин "психоанализ".
Практическая инструкция психоаналитика, по мнению Фрейда должна выглядеть так: "Психоаналитик должен подолгу слушать, не выказывать реакции и только время от времени вставлять отдельные реплики. Психоаналитик не должен удовлетворять пациента своими оценками и советами".
К началу нынешнего века Фрейд уже понимал, что нащупал золотую жилу. Распространявшийся атеизм вербовал для него армии клиентов. В воображении он ясно видел мраморные доски, которыми будут отмечены все вехи его великого пути, но слава запаздывала. "Мне уже 44 года,- пишет он в очередном письме своему другу Флиессу,- и кто я? Старый неимущий еврей. Каждую субботу я погружаюсь в оргию карточных гаданий, а каждый второй вторник провожу с моими братьями-евреями".
Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом пяти великих гениев человечества - Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна. Венский дом на Берггассе, 19 наполнялся знаменитостями, запись на приемы Фрейда шла из разных стран, и он был расписан уже, кажется, на много лет вперед. Его приглашают на чтение лекций в США. Сулят $10 тысяч: по утрам - пациенты, днем - лекции. Фрейд подсчитывает свои расходы и отвечает: мало, вернусь уставшим и еще более бедным. Контракт пересматривают в его пользу.
Однако полученные такой ценой деньги и слава омрачаются тяжелой болезнью: в апреле 1923 года его оперируют по поводу рака ротовой полости. Ужасный протез и мучительные боли делают жизнь отца психоаналитиков невыносимой. Он с трудом ест и говорит. К болезни Фрейд относится стоически, много шутит, пишет статьи о Танатосе - боге смерти, выстраивает теорию о влечении человека к смерти. На этом фоне бешеная слава лишь досаждает ему. К примеру, знаменитый голливудский магнат Самюэль Голдвин предлагал Зигмунду Фрейду $100 тыс. только за то, чтобы поставить его имя в титрах фильма о знаменитых любовных историях человечества. Фрейд пишет ему гневное письмо с отказом. Та же участь постигла и немецкую компанию UFA, пожелавшую поставить фильм собственно о психоанализе. В 1928 году на европейские экраны выходит кино "Тайны души", в рекламе которого широко используется имя Фрейда. Фрейд устраивает скандал и требует компенсации.
Приход фашизма еще более омрачает его жизнь. В Берлине публично сжигаются его книги, любимая дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, схвачена гестаповцами. Семья Фрейда бежит в Лондон. К тому времени состояние здоровья Фрейда стало безнадежным. И свой конец он определил сам: 23 сентября 1939 года лечащий врач Фрейда по его просьбе ввел ему смертельную дозу морфия
«В бессознательном заключено все зло человеческой души… разум человека бессилен в сравнении с инстинктивной его жизнью».
В мировой психологии существует несколько теорий личности. Отечественная и зарубежная психологическая литература представляет нам много научных трудов, посвященных проблеме личности и личностного становления. Нет правильных и неправильных теорий личности. Все теории имеют право на существование, а для того чтобы остановиться на какой- либо из них, надо познакомиться с ними и апробировать.
Итак, теория личности Зигмунда Фрейда.
По мнению Фрейда, большая часть психики бессознательна; сознание, подобно вершине айсберга, лишь немного выступает над поверхностью бессознательного. Основная же «масса» психических содержаний скрыта в его глубинах (см.Рис.1, «Приложение»). « Бессознательное есть такое представление, которого мы не замечаем, но присутствие, которого мы должны, тем не менее, признать, на основании посторонних признаков и доказательств». Сознание - лишь небольшая часть ума, оно включает то, что мы сознаем в каждый данный момент.
По мнению Фрейда, психика представлена трехуровневой структурой, то есть личность состоит из трех подсистем:
Id(Оно),
Ego(Я),
Super Ego(Сверх Я)
Не смотря на то, что они между собой взаимосвязаны, каждый из данных компонентов самостоятелен. Следует рассмотреть каждый компонент отдельно.
Начнем с Super Ego. Верхняя часть структуры личности - это Super Ego. Оно выполняет роль цензора, то есть предупреждает наше реальное (Я)Ego о невозможности или о необходимости свершения тех или иных поступков, разрешает или запрещает какие-либо формы поведения.
Следующий компонент личности. Ego.
Этот компонент находится с внешним миром в контакте. Он выполняет функцию восприятия и осознания внешней реальности, то есть управляет ощущениями, восприятием, речью и.т.д.
Данный научный материал позволяет выдвинуть гипотезу о том, что Super Ego далеко не всегда способно осуществить идеальную психическую цензуру мыслей и поступков человека и именно это может, провялятся в подростковом периоде.
И завершающий компонент структуры - это Id. Это самый фундаментальный компонент личности, по мнению Фрейда. Он самый бессознательный.
Главное место в структуре Id занимают два важных инстинкта : инстинкт сексуальной направленности на продолжения человека (рассмотрение данного инстинкта в работе не предусматривается) и деструктивный инстинкт, побуждающий к разрушениям и агрессивным действиям.
Именно в подростковом возрасте Id начинает активно действовать, побуждая подростков на поступки, которые не согласуются с нравственными идеями, то есть с Super Ego (см.Рис.2, «Приложение»).
Если исходить из теории Фрейда, то именно это объясняет, что для подросткового возраста характерны критичность, противоречивость в поведении, нарушение внутреннего равновесия.
Психологи называют этот период переходным, трудным, критическим. Все это объясняет существующую проблему трудных подростков.
Исследуя данную тему, была выдвинута гипотеза:
Теория личности Зигмунда Фрейда во многом объясняет проблему «Трудные подростки» и является в определенной мере технологией превращения плохих детей в хороших, «трудных» подростков в «легких», при условии создания для них комфортного психологического климата.
1.3.Особенности подросткового периода
Средний школьный возраст характеризуется глубокой перестройкой всего организма. В психологии традиционно называют его подростковым и наделяют устрашающими эпитетами: «переходный, трудный, критический». Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание. Анатомические и физиологические изменения настолько значительны, что ученые используют такие выражения как «гормональная буря, эндокринный шторм». Все это вносит серьезные изменения и в личность подростка. Тяга к сопротивлению, проявлению упрямства, протест, стремление к неизвестному, неизведанному и часто рискованному. Именно это, на наш взгляд, превращает их в Васей Кулаковых, усиливает их деструктивную энергию.
Почему же чаще всего не срабатывает Super Ego (оно становится не способным осуществить идеальную психическую цензуру мыслей и поступков подростка)?
Ответить на этот вопрос могут только сами подростки. В ходе работы были сформулированы понятные для подростков вопросы:
б) друзья
в) взрослые
г) другое
Из 30 опрошенных подростков 17 выбрали вариант «в».
Ответы были следующие: честные, верные слову, справедливые, понимающие, чтобы уважали личность.
Проанализировав ответы, мы сделали следующие выводы:
Не всегда желания подростков совпадают с реальностью, взрослые не такие как хотелось бы. Вследствие чего, сталкиваясь с нечестными или, к примеру, несправедливыми взрослыми, уровень Id начинает расти. Это вызывает сопротивление и противоречивость подростка, то есть Super Ego неспособно осуществить идеальную цензуру их мыслей и поступков. Отсюда и Васи Кулаковы.
1.4. Превращение «трудного» подростка в «легкого»
Не надо быть педагогом или психологом, что бы увидеть существующую в современном мире проблему. Эту проблему можно сформулировать так: «Трудные подростки».
Логичен вопрос: «Почему они стали трудными?» Это может произойти по следующей причине: социальные институты своевременно не сработали, не помогли сублимировать деструктивную энергию в конструктивную, в конечном счете, не помогли стать цивилизованной личностью.
Каждый человек, по мнению Фрейда, несет в себе энергию, первоначально эта энергия деструктивна, разрушительна. Взгляд Фрейда заключается в следующем: человеческая сущность негативна уже с младенчества. В нем все «зло».
В обществе доминируют Васи Кулаковы. Страшно представить себе общество, где все являются носителями зла, это будет общество убийц, воров, азартных игроков, шизофреников. Что же делать? Ведь нам хочется жить в обществе, где царят добро, любовь. Как уже было сказано, Фрейд предлагает исправить человека, чтобы он был менее «зло», то есть направить его деструктивную энергию в конструктивную, разрушительную в созидательную (сублимировать энергию).
В конечном итоге сублимированная энергия является главным источником развития личности, источником цивилизованной деятельности человека. Все ценности, наука, искусство созданы сублимированной энергией их творцов. « Первоначальную энергию можно представить себе как разливающуюся реку, разрушающую дома и поля. Для предотвращения этого строится плотина. Непосредственная опасность предотвращена, но за плотиной накапливается давление, угрожающее еще большими разрушениями, если плотина будет прорвана. Сублимация в этой аналогии подобно отводным каналам, которые могут быть использованы для создания электроэнергии, обводнения сухих земель, создания парков… Первоначальная энергия реки успешно обращается на социально приемлемые и культурно санкционированные цели. Сублимированная энергия создает то, что мы называем цивилизацией».
Что бы полностью понять, что такое сублимация обратимся к словарю:
Сублимация - (от лат.sublimare-возносит) - это механизм психологической защиты, заключающийся в трансформации энергии сексуального или агрессивного начала, идущей из Id, в приемлемые для Super Ego формы поведения.
Глава 2.Достоевский и Фрейд
2.1.Демонстрация теории Фрейда на примере жизни и творчества Достоевского
Кем бы стал Ф.М. Достоевский, если бы он не сублимировал деструктивную энергию в конструктивную? Почему Ф.М. Достоевский выбран в качестве примера?(ведь он не подросток)
Не только подростки склонны к деструктивной энергии, но и юношество , и взрослые. Теория личности работает на всех одинаково, так как все они личности с трехуровневой системой. Ярким примером является ф.М.Достоевский.
Не вызывает сомнения его гениальность как писателя и мыслителя. Достоевский - величайшая единица девятнадцатого столетия. Его место в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман, когда-либо написанный, «Легенда о Великом Инквизиторе» - одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно
И все-таки, почему Достоевский? Личность Достоевского многогранна: Исследователи творчества Достоевского предлагают рассматривать её с четырёх сторон: величайший писатель и мыслитель, невротик и грешник.
Уязвим, он был, скорее всего, как моралист. Достоевский – это человек, который постоянно находился в состоянии нравственной борьбы. Борьба доходила до исступления. Его первичные позывы индивида не желали мириться с требованиями общества. Достоевский как подросток вступает в конфликт с обществом. Его Id вступает в конфликт с Super Ego. В этом слабое место Большой личности.
Достоевский - грешник и преступник. Такая постановка вопроса представляется отталкивающей, ведь он не только испытывал потребность в любви, но и сам был способен на огромную любовь, которая проявлялась в его сверхдоброте там, где он имел право ненавидеть и мстить.
Но тогда возникает вопрос: откуда появляется соблазн причислить Достоевского к преступникам?
Для преступника существенна такая черта, как сильная деструктивная склонность. Такая склонность была присуща внутреннему миру Достоевского, о чем свидетельствует выбор сюжетов его произведений, где преимущественно насильники, убийцы, эгоцентрические характеры, а так же некоторые факты его жизни (страсть к азартным играм, сексуальное растление незрелой девочки, раздражительность, мучительство и нетерпимость даже по отношению к любимым людям). Именно деструктивная склонность могла бы сделать Достоевского преступником. Силу, которая могла бы стать разрушительной, он сублимирует и направляет главным образом на себя и на своё творчество. Сила, которая могла бы стать разрушительной, становится созидательной, из деструктивной сублимируется в конструктивную. Кто помог в этом Достоевскому? Вопрос остаётся открытым. Возможно, он сам и его чувство вины, которое Достоевский испытывал всю жизнь. Приведём для примера один эпизод жизни, когда Достоевский жил в Германии и был, обуреваем игорной страстью. Страсть была патологической. Первичные позывы безрассудного поведения не желали подчиняться запретам общества. Достоевский испытывал постоянное чувство вины, однако не останавливался, пока не проигрывал всё. Игра была для него средством самонаказания. Несчётное количество раз он давал молодой жене слово, что не будет играть, но снова играл. Если его проигрыши доводили семью до крайне бедственного положения, он снова чувствовал вину: унижал себя, просил презирать его. И снова играл. Молодая жена привыкла к этому циклу, так как заметила, что после всех этих ужасов разрушительная энергия его мужа превращалась в созидательную.
Наступало спасение. Никогда не продвигалось так писательство вперёд, чем после потери всего и закладывания последнего имущества. Исчезала затрудненность в работе, и Достоевский создавал свои шедевры. В своих произведениях этот писатель рассматривает целые социальные пласты, выявляет проблемы и пороки общества; он сам всем своим умом и талантом участвует в судьбах поколений, их спорах и решениях. Достоевский своим изумительным чутьем угадывает все болезни времени, болезни человеческой личности и рассматривает их изнутри, глазами самих созданных им героев. Например, в своем романе «Преступление и наказание» он рисует нам человека с расколотым сознанием, не признающего окружающей действительности, отторгающегося от внешнего мира. Особенность его психологической драмы заключается в том, что он одержим своеобразным помешательством, болезненной мономанией. Весь ход и развитие этой болезни поразительно точно показаны Достоевским на страницах романа. Он раскрывает перед нами всевозможные пороки и темные страсти человеческой натуры, освещает глубинные страдания и страхи, тайные слезы и незаживающие душевные раны униженных и оскобленных этого мира. И в лице Раскольникова перед нами предстает человек с больным, надтреснутым сознанием; человек, чей внутренний мир был разрушен всем тем злом, гадостью и мерзостью, которые он видит вокруг себя и в себе. Две сущности, две самостоятельных личности беспрерывно борются в нем. Один человек, живущий в нем, находящийся на бессознательном уровне личности, гуманист, умный, умеющий чувствовать и понимать человеческую душу. Он видит страдания кротких и невинных, видит вокруг себя разврат, унижение и боль, но ощущает физически свое бессилие. И бессилие это тем ужасно, что вся судьба его, как ему кажется, зависит от какой-нибудь тысячи рублей, которые он не в силах достать. Окружающий мир душит его, несправедливость и безнаказанность зла причиняют ему сильнейшую душевную боль, переходящую в исступление. Его мысли мечутся по замкнутому кругу, но не находят выхода из грязных раскаленных тупиков человеческого бытия. Рядом с ним погибают тысячи безответных, забитых насмерть, замученных нищетой и человеческой жестокостью, да и сам Раскольников балансирует на краю пропасти, каждую секунду он может сорваться в бездну отчаяния. «Отказаться от жизни совсем! Послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» - вот тот единственный выход, который находит его воспаленное сознание.
Но другая, более сильная сущность, живущая реальностью, берет верх в его душе. Раскольников не хочет, не может смириться с тем, что он должен молча, смиренно погибнуть вместе с сотнями других обреченных только потому, что на свете существуют бесполезные, никому не нужные люди, вши, отнимающие жизнь и воздух у многих несчастных. Его гигантское, неумеренное самолюбие и страх смерти, страх унижения рождает в его мозгу фантастическую, ужасную в своей рассудочности и безжалостности, идею. И эта идея заключается в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, ан материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово... Первый разряд, то есть материал, люди по натуре своей консервативные, живут в послушании и любят быть послушными. Второй разряд, все преступают закон, разрушители. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны, большею частью они требуют разрушения настоящего во имя лучшего. Первый разряд - всегда господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Вот кем видит себя Раскольников в этом мире, вот кем осознает себя: господином будущего, имеющим право убить бесполезную вошь ради осуществления своей блистательной Идеи. Эта мысль захватывает его сознание полностью, заменяет ему чувства и разум. Именно эта Идея, развившаяся и завладевшая его сознанием, вложила ему в руки топор, заставила его убить живое существо. Логичность, холодность, ледяная жестокость этой Идеи поражают нас своей безапелляционностью и железной прочностью. Здесь нет места жалости и сомнениям, все пути, все размышления ведут к «единственно верному» решению. Возвысить себя над толпой, стать повелителем всей «твари дрожащей» - вот в чем заключается смысл этой Идеи, поглотившей и поработившей Раскольникова. Одержимый одной только этой мыслью, ежесекундно сталкиваясь с развратом, грязью и жестокостью окружающего мира, он поднимает свое разящее без промаха оружие, и первой жертвой его становится старуха-процентщица. За нею последует и Лизавета, и ее не родившийся ребенок, но пока что Раскольников еще стоит перед выбором, роковая секунда еще не настает, не опущен еще топор убийцы. Ещё нет рядом Сони и Порфирия Петровича, которые смогли бы направить разрушительную энергию на созидание. И Раскольников совершает убийство. Кто же вновь поможет вернуться Раскольникову к созиданию? Религия и Соня. Бог и Человек. И хочется верить, что созидание возьмёт верх над разрушением, и в сознании Раскольникова «должно выработаться что-то совершенно другое».
«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…Он не раскрыл её и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: «Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»
Это говорит Раскольников. Это говорит Федор Михайлович Достоевский, жизнь которого подобна разливающейся реке, способной принести разрушения. Но энергия этой реки была успешно обращена на культурные цели. Сублимированная энергия создала то, что мы называем искусством, - произведения Достоевского, занимающие свою нишу в отечественной и мировой литературе.
Заключение
В Советском Союзе Фрейд был разрешен только в 1989 году Борисом Ельциным.
В настоящее время учение Зигмунда Фрейда получило широкое распространение и вызывает к себе громадный интерес.
Его работы изменили облик психологии нового столетия, осветили основные вопросы устройства внутреннего мира личности, и побуждения, переживания, причины душевных надломов, фантастическое представление человека о себе и окружающих. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный пласт неосознанных личностью могущественных стремлений, влечений и желаний. Изначально это деструктивная склонность личности. И целью социальных институтов становится следующее: исправить человека, чтобы он стал «менее зло».
Мы попытались подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что «Теория личности З. Фрейда – это серьёзный шаг в развитие не только психологии, но и педагогики.
Теория личности З. Фрейда во многом объясняет проблему трудного подросткового возраста и является в определённой мере технологией превращения трудных детей в «легких».
Используемая литература
Приложение
Рис.1
Рис.2
Памятка-совет « Я так устроен!»
Рис.3
Швейня
"Портрет". Н.В. Гоголь
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Твёрдое - мягкое
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)