Мы представляем комиксы как совершенно новое литературное течение XX в., которое имеет свою историю создания, грандиозных создателей и их последователей, необычную систему образов и композицию. Комикс — заметное явление современной культуры. Он имеет длинную истории и огромную армию поклонников.
Вложение | Размер |
---|---|
komiks_v_obrazovatelnom_prostranstve.docx | 334.04 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Научное Общество Учащихся
начальной школы
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Выполнил: Моисеев Григорий
3 Д класс
Руководитель: Пережогина Е.В.
г. Балахна 2017 г.
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | |
Теоретическая часть | |
1. История развития комикса в России | 4 |
2. Область применения, популярность в современном мире | 6 |
Практическая часть | |
1. Мастерская комикса. | 7 |
2. Возможности разнообразия учебной деятельности с помощью комикса. | 9 |
3. Социологический опрос учащихся 3 Д класса. | 9 |
4. Социологический опрос работников библиотеки | 10 |
5. Проведение эксперимента | 10 |
6. Создание комикса | 10 |
Заключение | 11 |
Приложение | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Я люблю читать книги. Но когда начинаю читать новую книгу, сначала просматриваю картинки к написанной истории. Поэтому, мне нравятся комиксы, в них картинки рассказывают саму историю. Яркие, насыщенные красками, образы помогают лучше запомнить написанное. Школьнику в процессе обучения запомнить большое количество правил иногда очень нелегко. Комиксы на школьную тему помогут просто наглядно и доходчиво усвоить материал.
Таким образом, возникла гипотеза: комиксы – помощники в учебном процессе.
Объектом исследования стал комикс
Предметом исследования – история возникновения комикса, исследование развития комиксов в России, применение в современном мире.
Цель исследования: показать возможности комикса в образовательных целях.
Новизна исследования мы представляем комиксы как совершенно новое литературное течение XX в., которое имеет свою историю создания, грандиозных создателей и их последователей, необычную систему образов и композицию. Комикс — заметное явление современной культуры. Он имеет длинную истории и огромную армию поклонников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Методы решения поставленных задач:
1. Анкетирование учащихся школы.
2.Проведение эксперимента.
3. Интервью.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Легко читать такой рассказ –
Картинок много, мало фраз.
Он – будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно?
Комикс (от англ. comic – смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование.
Первые комиксы появились в Америке чуть раньше, в 1892 году, с опубликованного в журнале «The San Francisco Examiner» рассказа в картинках «Медвежата и тигр».
С тех пор комиксы стремительно эволюционировали.
Но комиксы зародились не в Америке и не за пару лет – этому предшествовало достаточно продолжительное развитие от примитивных форм до тех, которые мы можем наблюдать сейчас. Появление «историй в картинках», объединяющих графику и литературу, отмечалось в различных культурах и эпохах. Сближение графики и письма началось еще в глубокой древности.
Мы же начнем наше исследование с допетровских времен в России.
Считается, что комиксы - исключительно западное явление, но это мнение далеко от истины. Мы хотим вспомнить исконно русские комиксы.
Житийные иконы (приложение 1)
Определение комикса как рисованной истории позволяет причислить к ним, пусть и с некоторой оговорокой, русские житийные иконы. На одной житийной иконе может помещаться несколько десятков миниатюрных картин, живописующих жизнь того или иного святого. Подобный графический формат очень распространён в иконописи, при знании материала такие иконы «читаются» как книги. Особенно актуален такой подход был раньше, когда большая часть прихожан была неграмотной, но и сегодня житийные иконы интересно смотреть и «читать».
Библия для бедных (приложение 2)
Ещё один русский «комикс» появился в 17 веке. Его создатель – художник и гравёр Василий Корень. «Комикс» этот был не чем иным, как первой русской гравированной иллюстрированной Библией, аналогичной западным «Библиям бедняков». Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса. Из-за наличия неканонических изображений Бога весь тираж книги Кореня (около 1000 экземпляров) был изъят и уничтожен. Едиснтвенный частично уцелевший экземпляр находится в Русской национальной галерее в Санкт-Петербурге.
Лубок (приложение 3)
Русским комиксом, заключающим в себе ещё и юмористическую составляющую, может считаться русский лубок. Лубки-азбуки, лубки- календари, лубки-травники — это не просто картинки, а настоящая библиотека народной грамотности. По своему насыщению именно лубок – первый русский комикс в том значении, которое комикс имеет сейчас. «Читать» лубок интересно, весело и познавательно, он отражает народный дух и графическую смелость.
Открытки с облачками (приложение 4)
Ещё один пример русского комикса, к сожалению утраченный, мы можем обнаружить в начале ХХ века, благодаря отрывку из романа Набокова «Пнин». Писатель пишет про серию открыток, изданных акционерным художественно-книгоиздательским товариществом Р. Голике и А. Вильборга . «Понимаете, эти круглые облачка изображают их мысли. Ну вот мы и добрались до самой шутки. Матрос воображает русалку с парой ножек, а киске она кажется законченной рыбкой…». Облачка с мыслями – одна из особенностей современных комиксов. Спасибо Набокову за упоминание этих открыток!
В 1937 году вышла детская книга-альбом «Рассказы в картинках» художника Николая Радлова. (приложение 5)
Ещё одним предшественником комиксов является карикатура (приложение 6). Одним из главных заимствований, которые комикс сделал из карикатуры, является филактер (пузырь, облако) в который вынесена речь персонажей. Небольшие карикатурные истории в картинках, печатались в журнале для взрослых «Крокодил». Изредка иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь». В детском юмористическом журнале «Весёлые картинки» истории в картинках печатались для досуга всей семьи.
Фактически «Весёлые картинки» стали первым официальным изданием, в котором публиковался советский вариант комиксов. Одними из постоянных героев таких иллюстрированных историй стали Весёлые человечки — группа сказочных персонажей, включающая Карандаша, Самоделкина, Буратино, Чиполлино, Незнайку и других.
В середине 2010-х Россия впервые в своей истории переживала бум комиксов. Рисованные истории издаёт более десятка издательств. На русском языке выходят самые известные зарубежные графические романы, возникают специализированные магазины комиксов.
В 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России» (приложение 7)
Сейчас комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано, и фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Серии этих комиксов были любимы не только детьми, но и взрослыми. Подобная подача была в новинку для русских читателей. Всё-таки русская письменная культура всегда шла от текста, а рисунок воспринимался как дополнение.
На будущее отечественной комикс-индустрии многие специалисты смотрят оптимистично. Так, искусствовед – один из главных отечественных экспертов по комиксам – Илья Фальковский считает, что в последнее время у нашего комикса появилась своя публика: «Мы хотим получать одновременно максимум информации. А комикс – это история, поданная в таком виде, в каком нам легче и удобнее всего ее воспринять: текст и картинки». По его мнению, комикс неизбежно войдет и в нашу жизнь. Совсем скоро ситуация, когда западные веяния будут вытеснены продукцией наших авторов не за горами. Ведь то же самое происходило с фантастикой и компьютерными играми.
Культурологи утверждают, что комиксы создают современную мифологию. Сегодня место богов в борьбе добра со злом заняли Супермен, Бэтмен, Человек-паук и другие яркие представители впечатляющего сонма супергероев. О невероятной популярности комиксов свидетельствует и тот факт, что самые громкие кинопремьеры последних лет так или иначе связаны с легендарными книгами комиксов. На Западе соотношение выпускаемых книг и книг-комиксов составляет 1:12.
Целые поколения людей по всему миру выросли на комиксах. И до наших дней этот вид творчества остается востребованным и любимым среди взрослых и детей.
Большинство людей комиксы как серьезную литературу не воспринимают. Считают, что чтение комиксов - это занятие развлекательного характера, и никакой познавательной или обучающей функции оно не несет.
Однако, ученые доказали, дети гораздо лучше воспринимают и запоминают информацию, полученную из изображения, а не из обычного текста.
Комиксы для самых маленьких – прекрасная альтернатива чтению сказки. Яркие картинки и минимум слов позволят малышам «читать» журнал самостоятельно, без взрослых. И главное то, что ребенок, не замечая сам того начинает любить читать. А ведь, кажется, что он просто смотрит картинки.
Плакаты с нормами и правилами поведения (на дороге, пожарной безопасности и т.д.) чаще всего представлены в виде рисованных историй, для лучшего запоминания. (приложение 8)
Даже взрослому человеку собрать что-то по инструкции легче если она сопровождается картинками.
Следовательно, картинки способствуют запоминанию текста, так почему бы не воспользоваться именно этой «полезностью» комикса.
Ученику в его образовательной и учебной деятельности требуется изучить большое количество информации, текста, правил и др. Конечно, перевести все учебники в формат комикса не выход. Но для закрепления пройденного или особо проблемного материала, отобразить его в комиксе возможно.
Также, комиксы способствуют развитию визуального мышления учащихся.
Комиксы повышают мотивацию к изучению, они способны приковать наш взгляд и заставить прочитать реплики героев. Читать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты. Чтение и понимание коротких комиксов может вселить уверенность в своих способностях, которая порой так необходима в процессе обучения!
Веселые картинки обеспечивают визуальную поддержку обучению и, самое главное, позволяют снять напряжение, зажим, возникающий при изучении незнакомого материала. Вспомните, хорошо ли вы понимаете и запоминаете информацию, когда напуганы и напряжены? Комиксы настраивают на шутливый лад, позволяют расслабиться и наш мозг снова способен воспринимать информацию.
Но есть у комиксов и свои минусы. Учится на одних комиксах невозможно, ведь чтение нельзя ограничивать только красочными картинками, иначе мы рискуем совсем отвыкнуть от более объемных текстов и книг. Рисунки не должны отвлекать от чтения. Кроме того, при чтении комиксов могут возникнуть сложности с пониманием юмора, ведь то, что считается смешным в одной стране может таковым не считаться в другой.
В журнале «Народное образование» № 9 2002 г. теме «Комикс в образовании: есть ли польза от дела?» был посвящён "круглый стол", за которым собрались люди разных профессий - психологи, социологи, филологи, культурологи, специалисты в области детской литературы и детского чтения, ну и, конечно, сценаристы, художники, переводчики комиксов и их издатели.
Итогом встречи стало высказывание: комикс является мощным инструментом воздействия на ребёнка и, естественно, может и должен использоваться в сфере образования.
Со своим классным руководителем мы полностью разделяем это мнение. Если педагогов смущает слово "комикс", и они не хотят называть комиксы комиксами - пусть не называют, могут воспользоваться термином "визуальные истории", суть дела не изменится. Но пренебрегать их дидактическим потенциалом не стоит. Мы уверены, что любой учитель, взглянув на вопрос широко, поймёт, что комикс может быть ему полезен. А убедив себя в этом, он найдёт массу путей и возможностей использования его в учебном процессе и внеклассной работе.
Комиксы могут стать ярким дополнением, изюминкой урока, пятиминуткой юмора, позволяющей поднять учебный дух, но не могут заполнить собой весь урок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Комикс — представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Это единство повествования и визуального действия. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Исследуя комиксы, мы обнаружили что им характерна четкая композиция, сюжет, образы, что еще раз говорит о том, что комикс является новым литературным течением, возникшим в 20 столетии.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. Самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура, но встречаются научно-фантастические комиксы, комиксы на основе исторических событий, мистические, детективные и другие виды комиксов. В то же время многие комиксы представляли собой микс из этих жанров.
Когда сюжет истории придуман и написан, необходимо сделать раскадровки. Раскадровки - это схематический рисунок, излагающий сюжет в логичной последовательности. Набор картинок на котором изображены все эти «Кадр 1» «Кадр 2» и т.д. (приложение 9)
Важно помнить о правилах построения планов:
Дальний план — показывает место действия. Персонажи в таком случае выглядят очень маленькими.
Общий план — когда видно всего персонажа. Такая композиция тоже подходит для показа места действия.
Средний план — используется, когда взаимодействуют двое или несколько человек. Вариант – вид героя по пояс.
Крупный план — когда показана лишь голова персонажа. Применяется также для выведения объекта из фона.
Макро план — когда показана отдельная деталь. Данный план создан для экстремальных ситуаций (приложение 10)
Также важным пунктом в правилах построения комиксов является композиция. Композиция – это умение управлять вниманием зрителя, составлять объекты и выстраивать планы изображения так, чтобы взгляд мог скользить по картинке, обращая внимание на ключевые элементы. Такая композиция комфортна для восприятия.
Чаще всего в комиксах присутствует текст, который прописывают в «словесном пузыре» над головой героя (если это его мысль) или возле губ (если это его речь). Здесь важно не только месторасположение «облачка», но и его форма. Ведь через форму «облачка» (а так же через шрифт) можно передать интонацию, громкость, нюанс реплики. (приложение 11)
Начертание текста и надписей в комиксах – мощное средство воздействия на читателя. В ход идет все: форма и цвет шрифта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения. В эмоциональных сценах, отдельные реплики персонажей выделяются ярким цветом, броским и увеличенным начертанием. Напротив, в спокойных сценах шрифт подчеркнуто сдержанный, монотонный и маловыразительный, не отвлекающий от смыслового содержания.
Авторские комментарии обычно располагаются внизу кадра или над ним.
Однако встречаются и «молчаливые» комиксы с очевидным сюжетом, который понятен без слов.
Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому визуальные средства выражения, такие как форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Выбор цветовой гаммы является средством воздействия на эмоцию читателя. Синий, зеленый, серый придают рисунку таинственность, ссора сопровождается обычно оранжевыми, красными тонами, теплые цвета (коричневый, охра) говорят о приближении чего-то неприятного, а что-то спокойное романтическое связано с пастельными тонами.
Цвет может соединять кадры на странице в единое целое, либо подчеркивать момент перехода от одного плана повествования к другому. (приложение12)
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ КОМИКСА:
Сочинения в картинках. Ученики дополняют рисунками свое сочинение или дают иллюстрированную оценку прочитанному произведению.
Биография в картинках. Ученики могут описать жизнь известной исторической личности, проиллюстрировав её фотографиями, рисунками, комментариями.
Выполнение ученических проектов. Изначально комиксы - это ироничный жанр. Немного иронии в ученических проектах не повредит. Иногда слишком серьезная подача представленной темы проекта теряет внимание слушателей.
Составление текстов к комиксам. Учитель готовит видеоряд (рисунки, фотографии), объединенные одной темой. Ученики готовят к ним тексты.
Можно усложнить задание. Видеоряд представляется без темы. Дети, ознакомившись, с изображениями, сами придумывают название и подписывают сюжеты.
Словарик. Не просто написать определение термина, а составить к этому определению комикс. (приложение 21)
Иллюстрация норм и правил. Правила поведения в школе, в столовой, на улице и т.д.
Часто дети пропускают всё это мимо ушей, несмотря на периодические напоминания взрослых. Инструкции, представленные в виде комиксов, которые дети сделают сами, запомнятся лучше. (приложение 22)
Отчет о проведенном мероприятии. Ученики были в походе, на экскурсии. Имеются фотографии. Можно подготовить фотоотчёт с текстовым сопровождением.
Недостающие кадры. В комиксе несколько кадров удалены. Ученики должны восстановить кадры, продумать логические цепочки между ними.
Вписать пропущенные слова или реплики. Это упражнение мотивирует к творчеству и, кроме того, требует применить как знания грамматики, так и лексики.
Расставить реплики или картинки в правильном порядке. Упражнение можно выполнять как самостоятельно, так и в группах. На уроках английского языка ученики с интересом читают и переводят реплики героев и заодно соревнуются, кто расставит картинки в правильном порядке быстрее всех.
Прочитать комикс и ответить на вопросы. В этом случае комикс по сути заменяет обычный текст, который можно анализировать, отвечать на вопросы и делаем упражнения после прочтения.
В ходе выполнения исследовательской работы ученикам 3Д класса было предложено ответить на вопросы анкеты, для того чтобы оценить их знания по данной теме.
В анкетирование участвовал 22 человека. Были заданы следующие вопросы (Приложение 23)
Было выявлено, учащиеся знакомы с комиксами, большинство любит читать комиксы о супергероях. Комиксы в основном покупают. Мнение детей, для кого этот жанр разделились. Большинство детей хотели бы научиться составлять комиксы.
Наглядно результаты анкетирования представлены в Приложении 24.
В библиотечном сообществе активно пытаются использовать комикс именно как инструмент для привлечения молодежи к чтению серьезной литературы.
У нас в стране есть несколько государственных библиотек с коллекцией комиксов.
В Москве, в Российской государственной библиотеке для молодежи есть Центр комиксов и визуальной культуры.
В Петербурге два года назад на базе библиотеки имени Лермонтова была открыта библиотека комиксов, там коллекция из двух тысяч книг на разных языках. Другие библиотеки тоже потихоньку закупают комиксы в свои фонды.
Мы обратились в библиотеку МБОУ «СОШ №6 им. К.Минина» для уточнения информации о том, есть ли в нашей библиотеке литература посвященная комиксам, пользуется ли она спросом, ребята какого возраста чаще всего берут её для прочтения.
Интервью мы взяли у Белоусовой Антонины Егоровны, школьного библиотекаря.
Она рассказала нам
В процессе исследовательской работы было решено использовать в проектной работе по русскому языку «Рассказ о слове» комиксы. (Приложение 25)
В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что комиксы повышают мотивацию к изучению, они способны приковать наш взгляд и заставить прочитать реплики героев. Использование комиксов позволяет уменьшить длительность презентации, доклада, объяснения нового понятия. Читать и воспринимать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты. Однако, полностью подменить теоретический материал комиксом нельзя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей стране с недавнего времени стали выпускать комиксы по классическим литературным произведениям. Перевести литературное произведение на язык комикса не так уж просто. Хорошо сделанный комикс по книге, с бережным отношением к ней, тщательным следованием духу и букве оригинала, неважно, роман это, басня или небольшое стихотворение могут помочь освоить программу. Приобщить юношество к литературной классике. Школьника, таким образом, стремятся увлечь и подтолкнуть к чтению оригинала, а взрослому читателю, посмотреть на привычный текст в новом свете.
Таким образом: комикс – новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на ребенка.
Комикс повышает мотивацию к изучению;
Читать комиксы гораздо легче и интереснее;
Веселые картинки обеспечивают визуальную поддержку обучению;
Использование комиксов позволяет уменьшить длительность презентации, доклада, лекции или объяснения нового понятия;
Комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную;
Комикс упрощает и ускоряет процесс познания, поскольку комикс делится на фрагменты.
Однако, имеется риск отвыкания от объемных текстов, негативного отношения к адаптированным текстам, могут возникнуть сложности с пониманием юмора.
Огонь фламенко
Всему свой срок
Ералаш
Рукавичка
На горке