За 9 лет я обучения в средней школе поселка Уч-Дере, автор обратила внимание на то, что об истории этого поселка, о легендах, объясняющих происхождение названий природных объектов, о личностях, проживавших на территории поселка, практически ничего не известно. Учащимся школы неизвестна топонимика названий реки, поселка, мыса. Людям старшего возраста так же не хватает знаний о своих корнях. А старики не могут вспомнить сказки и предания. Студентам колледжа известно только название посёлка, входящее в Большой Сочи. Школьники практически не читают историческую литературу и не знают историю создания малых поселений, не знают сказок и былин древних народов, населявших нашу землю. Поэтому автору захотелось рассказать о том, как на карте Сочи появился поселок Уч-Дере.
Вложение | Размер |
---|---|
novoselova_a.i._proshloe_nastoyashchee_i_budushchee_uch-dere.doc | 103.5 КБ |
Новоселова Александра Ивановна
«Прошлое, настоящее и будущее Уч-Дере»
Новоселова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Сочинского эколого-биологического центра им. С.Ю.Соколова
Россия, Краснодарский край, г.Сочи,
КК ГОБУ СПО «Сочинский колледж
поликультурного образования», группа 13Д
эколого-биологический центр им. С.Ю.Соколова,
кружок «Экологический вестник»
Оглавление
Введение…………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Уч-Дере: история и современность:
1.1. Физико-географическое положение………………………....5
1.2. История создания поселка…………………………………....5
1.3. Жизнь поселка в настоящее время…………………………..7
ГЛАВА 2. Битха - птица счастья убыхов Уч-Дере:
2.1. Убыхи. Краткая история коренного населения ……..…......8
2.2. Легенды о Битхе……………………………………………...9
ГЛАВА 3. Легендарные жители посёлка:
3.1. Евгений Васильевич Павлов…...…………………………....11
3.2. Александр Александрович Старк ……………...……….......13
3.3.Дмитрий Дмитриевич Жилинский……………………….......14
ГЛАВА 4. Социологический опрос:
4.1. Опрос жителей посёлка………………………………………15
4.2. Опрос студентов «СКПО» …………………………………..16
Заключение………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………......22
Приложения……………………………………………………......23
Введение.
За 9 лет я обучения в средней школе поселка Уч-Дере, я обратила внимание на то, что об истории этого поселка, о легендах, объясняющих происхождение названий природных объектов, о личностях, проживавших на территории поселка, практически ничего не известно. Учащимся школы неизвестна топонимика названий реки, поселка, мыса. Людям старшего возраста так же не хватает знаний о своих корнях. А старики не могут вспомнить сказки и предания. Студентам моего колледжа известно только название посёлка, входящее в Большой Сочи. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Я считаю, что людям необходимо знать историю своей семьи, своей малой родины, своей страны. Доступной для широких масс научно-популярной литературы об истории черноморских поселений не так уж и много. Школьники практически не читают историческую литературу и не знают историю создания малых поселений, не знают сказок и былин древних народов, населявших нашу землю. Поэтому мне захотелось рассказать о том, как на карте Сочи появился поселок Уч-Дере.
Цель работы: изучить историю поселка Уч-Дере и определить пути его дальнейшего развития, как памятника истории г.Сочи.
Задачи:
- собрать, изучить и проанализировать литературу об истории поселка Уч-Дере и древнего народа убыхов;
- изучить топонимику названий «Уч-Дере», «Битха» и легенду о Битхе;
- рассмотреть вклад легендарных жителей посёлка в развитие города;
- опросить местное население, выявив знания об истории поселка, легендах и преданиях;
- провести занятие с первокурсниками об истории и знаменитых людях посёлка Уч -Дере и проанализировать вводные и итоговые знания студентов;
- результаты исследования оформить в виде исследовательской работы и ознакомить студентов СПО «Сочинского колледжа поликультурного образования» с историей посёлка путём разработки и выпуска студенческой газеты «Прошлое, настоящее и будущее Уч-Дере».
Объект исследования: поселок Уч-Дере г. Сочи.
Предмет исследования: история поселка, легенды, топонимика, биографии выдающихся жителей.
Методы исследования: анализ литературных источников об истории поселения Уч-Дере и г.Сочи, изучение легенд древнего народа убыхов, социологический опрос жителей поселка, выпуск студенческой газеты.
Практическая значимость: предложить данную работу и соответствующую презентацию для представления в образовательных и культурных учреждениях города.
Поиск информации: помимо поиска информации в интернет источниках и литературных источников, я встретилась с сочинским краеведом Сергеем Николаевичем Щербаковым, от которого я получила много полезной и ранее неизвестной информации.
Глава 1. Уч-Дере: история и современность.
1.1. Физико-географическое положение.
Поселок Уч-Дере находится в Лазаревском районе города Сочи Краснодарского края. Одноименный мыс Уч-Дере – один из крупнейших на сочинском побережье, тянется от Горного воздуха до Дагомыса. Уч-Дере объединяет три посёлка: Культурное Уч-Дере – в устье реки, Нижнее Уч-Дере – в среднем течении, Верхнее Уч-Дере – в верховьях.
Расположен на западном побережье Черного моря, приблизительно на высоте 200 м над уровнем моря. Рельеф поселка разнообразен: горный, с перепадами высот до 100м, речные террасы, склоны.
Поселок расположен в субтропическом климатическом поясе в зоне широколиственных лесов. На территории поселка Культурное Уч-Дере преобладают леса и агроэкосистемы (сады, чайные плантации), также в поселке имеются озеро, по ущельям посёлка протекают небольшие речушки Битха, Кучук-Дере и Уч-Дере. Склоны гор покрывают древесные породы, как дикорастущие, так и культурные. [6, стр. 4]
1.2. История создания поселка.
Название посёлка «Уч-Дере» переводится с турецкого и тюркского языков как «Три ущелья» (другая версия названия – «три ручья», «три реки»).
В 1829 году между Турцией и Россией был подписан Адрианопольский мир, по результатам которого Турция отдала России Кавказское побережье Чёрного моря и в том числе все свои крепости. В число районов, находящихся под покровительством Турции, входил и посёлок Уч-Дере. Все племена, кроме племени убыхов, обитающих в этих местах, приняли русскую власть. Убыхов попросили перебраться с мест Уч-Дере на Кубань, но такое предложение им не понравилось. Во второй половине XIX века племя убыхов перебралось на поселение в Турцию.
Официальной датой основания посёлка, как населённого пункта, считается 1915 год. Однако заселение земель началось еще с 1901 -1902г.г., когда началось строительство дач для видных московских чиновников. Но, несмотря на это основателями посёлка «Культурное Уч-Дере» считаются армяне, приехавшие из населённого пункта Вилайете, а второй по значимости была эстонская семья Метусов.
Климатические и природные условия поселка Уч-Дере способствовали развитию в этой местности базы для лечения больных туберкулёзом легких. В 1900 году министром земледелия и Государственных имуществ А.С. Ермоловым Ведомству императрицы Марии 6езвоздмездно был передан участок земли в Уч-Дере площадью 54,8 десятин под устройство института для слабых здоровьем воспитанников. А в 1914 году здесь состоялось открытие и освещение Романовской Воспитательной лечебно-климатической станции, построенной на средства этого ведомства.
В 1905 году был основан Сиротский приют, который в 1911 году был переделан в «Пансион благородных девиц», в котором после была организована школа.
В районе Уч-Дере и окрестностях располагались дачи (постройки 1901 -1902г.г.) многих московских чиновников, столичной интеллигенции:
дача Евгения Васильевича Павлова - тайного советника, доктора медицины, хирурга, профессора (до сих пор район поселка носит название Павлова Дача); усадьба Великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича; дача Николая Саввича Абазы - доктора медицины, члена Госсовета, начальника управления по делам печати; дача Григория Александровича Крестовникова - председателя Московского биржевого комитета, председателя совета Московского купеческого банка ; дачи: П.А. Столыпина, Ф.Н. Плевако, А.Г. Булыгина, Д.Н. Шипова, Н.В. Склифосовского и многих других –дачи всего цвета российской политики и культуры; самоорганизованный хутор, по типу коммуны Быковой-Богдановой Марии Арсеньевны и т.д. [9. Стр.36.]
В советское время в 1924 году был основан пансионат «Уч - Дере», который позднее был переименован в пансионат «Семашко». В посёлке Культурное Уч-Дере были построены детский сад, небольшая электростанция, а в 1930 году был основан колхоз имени Сталина. Жители поселка занимались чаеводством и садоводством, выращивали фундук, фейхоа, инжир, плодовые деревья – груши, алычу, сливу. Продукция, производимая на территории поселка, направлялась в разные регионы страны, а так же на экспорт. Для обработки продукции были построены цеха с холодильными установками. [6. Стр.7]
1.3. Жизнь поселка в настоящее время.
Поселок Уч-Дере – один из многочисленных населенных пунктов Сочи. На территории поселка работают школа, клуб. Многочисленные сады раскинулись на склонах гор. Вблизи берега моря расположены санатории «Белые ночи», «Лучезарный», «Ивушка», «Мосэнерго», «им. Н.А. Семашко», «Горный Воздух», «Магадан», «Лазурный».
Самый крупный же оздоровительный комплекс – это, конечно, «Белые ночи». Известен он не только как место отдыха, но и тем, что на его территории расположен один из самых крупных ботанических садов Северного Кавказа. 13 октября 1982г. саду «Белые ночи» присвоен статус дендрологического парка. На его базе расположен опорный пункт Ботанического института им. В.Л.Комарова Академии Наук РФ. [6. Стр. 4]
На территории поселка расположены два памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. Один из них - это мемориал, где захоронены солдаты, погибшие от ранений в госпитале, размещавшимся в современном санатории «им. Н.А.Семашко».
Глава 2. Битха - птица счастья убыхов Уч-Дере:
2.1. Убыхи. Краткая история коренного населения.
Убыхи — это народ, родственный по языку, культуре и быту абхазам и адыгам. До 1864г. они жили на кавказском побережье Черного моря, между реками Шахе и Хоста (Убыхия) в количестве около 50 тыс. человек и являлись коренным населением Сочи. Занимались земледелием, садоводством, животноводством и даже работорговлей. [10, стр. 27]
Русский военный инженер, лингвист и этнограф 19 в. Услар П.К. в 1865г. писал: «убыхи слывут у адыгов, живущих за хребтом к востоку и далее за Кубанью, под именем абаза, или абадза». [2]
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, (который издавался в конце XIX века) дается описание убыхов — «одно из черкесских племен, ближайшие родственники одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западе Кавказского хребта, между pеками Белой и Афипсом».
Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья: по юго-западному склону Кавказского хребта, между pеками Хоста и Шахе, в ущельях по реке Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезуапсе, Мзымта и других мелких рек, текущих в Черное море.
Убыхи делились на: 1) собственно убыхов, живших между pеками Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) саше, между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхов, 3) вардане, между pеками Соча и Сюепсе. Они, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе). А так же: Хизе (Хобзы, Пшогия) занимало долины рек Осакай (Осокай), Хожиебс (Якорная щель), Беранда, Детляшка и Буу; Субаши или Субешх, Псахе, располагавшиеся в береговой полосе, племя Алань, предположительно располагающееся в верховьях Шахе. [11,стр. 50-51; 10, стр. 27]
Дворяне убыхов - убыхские князья пользовались большим почетом и огромным влиянием не только среди своих соплеменников, но и среди черкесов и джигетов. В целом общество убыхов жило по своим законам: во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие; во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.
Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Например, у горных убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. [11,стр.53-56]
Убыхи считали турецкого султана своим религиозным главой. Убыхские женщины считались самыми красивыми среди женщин причерноморских племен. Убыхские воины были отважными и в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль. Так что русские считали их весьма многочисленными. Во время Кавказской войны убыхи выступали в роли предводителей, составляли главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех. Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью. [2; 4, с.14]
В первой половине XIX в. убыхи и их земли считались территорией Черкессии, которой не стало в результате поражения черкесов в ходе Кавказской войны в 1864 году. В том же году Россия объявила ультиматум черкесским народам: либо принять российское подданство, либо переселиться в Турцию (Османскую империю). [3]
В 1878г. убыхи в количестве 25000 человек эмигрировали в Азиатскую часть Турции. Последний носитель убыхского языка в Турции Тевфик Эсенч – умер в 1992г. После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (окло 40 человек) убыхов, поселенных в адыгских аулах кубанской области и около села Головинка. Небольшое количество убыхов еще живы. В Турции насчитывают около 4000 человек, которыми создано движение за восстановление своего языка. [3]
Язык убыхов в настоящий момент мертвый язык, но является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем, что указывает на его очень древнее происхождение. [7]
2.2. Легенды о Битхе.
Места Уч-Дере были весьма почитаемы в древние времена, так как в древности мыс Уч-Дере назывался Быттхы в честь птицеголовой богини, покровительницы племени убыхов. Речка с измененным названием Битха протекает и сейчас в районе санатория «Белые ночи».
У убыхов не было своей письменности, и потому до нас не дошел перевод названий географических объектов, а лишь обрывки некоторых легенд.
По одной из них на склонах было небольшое кладбище, где горцы хоронили своих соплеменников, погибших от молний. Здесь были владения таинственного существа, имени его горцы не знали и звали просто - Битха, т.е. богиня. Горцы раз в году собирались на поляне, которая была перед высоким холмом. На нём, охраняя свою святыню, стояли семь огромных дубов - на их стволах были многочисленные шрамы от горящих свечей, которые прикрепляли к ним каждой весной приходившие поклониться Битхе, люди.
Убыхи, живущие в нынешнем Уч-Дере, приносили богатые жертвы, и их жрецы совершали молебны перед небольшим гротом, возле которого протекал ручей. Горцы знали, где-то рядом находится Битха. Похожа она на орлицу, глаза у нее из чистого золота, а крылья и острые когти у нее из серебра. Сама же Битха каменная. Раз в году эта птица будто оживала и поднималась высоко в небо – к богам Вселенной. [9]
Согласно топонимическому словарю, составленному В.И. Ворошиловым: «Битха небольшая речка, впадающая в Черное море в 3,5 км от устья реки Дагомыс. На левом склоне реки Битхи располагается п. Культурное Уч-Дере и пансионат Белые ночи. Вероятно, название в прошлом относилось к какой-то из ближайших гор. Этимология может быть та же, что и для топонима Бытха («быты» – «кривой» и «тхое» - хребет)». [8, с.60]
В книге В.Н.Ковешников «Очерки по топонимике Кубани» указывается, что Бытха (Быттха, Битха) – это ручей, протяженностью около 6 км. Термин входит в состав названия мыса Сочи - Бытх, г. Бытха (301 м) (расположены между р. Сочи и р. Мацестой) и поселка Бытха. «В состав топонима входят адыгейские слова «быты» - кривой (горбатый) и «тхы» хребет, что означает «кривой (горбатый) хребет (гора)». По другим данным, это убыхское слово, где «би» или «бий» означает «овца», и слово переводится как «спина овцы»» [7].
Другие данные, указывают на то, что у убыхов была святыня Бытха, которой они поклонялись. Она была высечена из камня и похожа на орла. Бытха хранилась в подземном обиталище и на поверхность не извлекалась. Слово состоит из двух: «тха», означающего «бог», а «бы» - углубление под землей (буквально «нора»). [2]
Похожее святилище с базальтовой фигурой орлиноголовой женщины находилось на священной горе Бытха в нынешнем Сочи. Возможно, священной птицей древнего народа еще до разделения на убыхов и садзов (джигетов) был орел. Наличие в окрестностях Сочи Орлиных скал может служить косвенным подтверждением этой гипотезы. По другой версии Бытха была ястребиноголовой богиней.
У причерноморских племен издавна был известен культ священных рощ и деревьев. Об этом упоминают античные и средневековые источники. У сочинских абазин в начале Х1Х века существовал культ священных дубов:
« Они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и «всякое колено» имеет у себя таковой дуб на примете. Перед начинанием какого-либо важного дела, как-то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю и отправляют обряды, за которыми следует пир». [10, стр. 37].
В священных рощах не было каких-либо особых строений для молебна. Все обряды совершались под открытым небом под сенью вековых деревьев. К каждой священной роще причислялось определенное число семейств или родов. Кресты, изготовленные в основном из бука или дуба, ставились на видных местах в роще или вешались на наиболее старые и почитаемые деревья.
В каждой роще почиталось одно или несколько божеств. В жертву этим богам приносились коровы, бараны, оружие, кольчуги, шлемы, а в новейшее время различные тряпки. Приношения сопровождались просьбами к божествам перед военными походами, о выздоровлении больных и т.п. Существовало поверье, что присвоившего себе что-либо из жертвенных вещей постигала мучительная смерть. Деревья рощи считались неприкосновенными, срубленное дерево влекло за собой уничтожение всей фамилии святотатца. [10, стр.38]
Для людей, издавна населяющих местность Уч-Дере, эти места являются малой родиной. Здесь проживали поколения людей, внёсшие свой вклад не только в городе Сочи, но и в России, располагаются культурные объекты. Мне хочется, чтобы жители современного поселка не забывали о том, кто его создал, чтобы над ним всегда парила золотая птица Битха, простирая свои крылья и защищая.
ГЛАВА 3. Легендарные жители посёлка.
3.1. Евгений Васильевич Павлов.
На территории посёлка Культурное Уч-Дере расположено 2 участка земли, которые принадлежали выдающемуся человека, хирургу - Евгению Васильевичу Павлову.
Мало кому сейчас известен Евгений Васильевич - выдающийся профессор медицины. Павлову принадлежит особое место в общественной и научной жизни России конца XIX –начала XX века. Евгений Васильевич оставил российской науке и обществу большое наследство, им издано более 40 научных трудов, сотни статей, востребованных по настоящее время.
Родился Павлов 26 февраля 1845 года в Царском Селе под Петербургом в семье небогатого кавалерийского офицера. Был лично знаком с императором Александром III. Получив прекрасное среднее образование, физически окрепший, молодой Павлов не захотел идти по стопам отца. Ему больше всего импонировали естественные науки. По совету приятеля, Павлов переехал учиться в Петербург. Там окончил Медико-хирургическую академию с серебряной медалью. Через год, после успешной сдачи экзаменов, Павлову присваивают звание военно-полевого хирурга.
Пройдя путь от просто врача до лейб-хирурга, профессора, тайного советника, Павлов всегда бескорыстно служил своему народу и России. Это не повлияло на его отношение к окружающим людям, он остался таким же добрым и щедрым человеком.
Но этот выдающийся человек прославился не только в медицине. Он прошел четыре войны, видел поражение Парижской коммуны, был на полях сражения в Черногории, на Балканах, в Манчжурии.
Кроме того, Евгений Васильевич был замечательным публицистом и фотографом, одним из руководителей общества Красного Креста, организатор борьбы против потрясших Россию эпидемий. [12,стр.48]
В начале XX века Павлов получает участок в урочище Уч-Дере. Первое посещение им Сочи можно отнести примерно к 1907 году. В одной из своих работ писал: «Сочи - лучший уголок не только России, но и всего мира». «Я, 62-летний старик с больным сердцем и артериосклерозом, перерождаюсь в этом уголке». И далее: «Я не знаю, найдется ли на берегу Франции местечко, которое могло бы соперничать с Сочи, как климатическая станция». [12, стр.48]
Почётный седовласый доктор-генерал, приобретя у адвоката Плевако дачу в Сочи, мог вести здесь спокойную, размеренную жизнь курортника. Но не такой была его натура. Павлов строит на территории участка метеостанцию, налаживает впервые на побережье паровую сушку чернослива, культивируемого в те годы в Сочи.
Евгений Васильевич, часто и подолгу посещающий Сочи в 1911-1915 годах, организует борьбу с эпидемией сыпного тифа в городе. Уже через три дня после начала «борьбы» в черноморской газете «Сочинский листок» печатается отзыв общественности: «Благодаря энергии пионера Побережья лейб-хирурга Е.В. Павлова составлена точная программа локализации эпидемии, а главное –уничтожен очаг распространения заразы…».[12, стр. 49]
В 1914 году Павлов готовится к открытию в Уч-Дере Романовской лечебно-климатической станции.(как сообщает «Сочинский листок», освящение станции состоялось 24 апреля.) Это было первое в России учреждение, которое являлось одновременно учебно-воспитательным и лечебным, предназначенным для пребывания слабых здоровьем воспитанниц женских курсов Ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны. Он немало сил и энергии вложил в строительство и подготовку открытия этого уникального учреждения. [12, стр.49]
Весь комплекс является лучшим ландшафтно-архитектурным памятником, сохранившимся в Сочи. И достоин особого внимания, бережного отношения со стороны государства и местного самоуправления.[12, стр. 50]
Вывод: Вклад в развитие города Сочи, как климатической станции неоценим. Тот факт. Что он остановил эпидемию сыпного тифа в Сочи заставляет задуматься о том, какой это был выдающийся человек, с добрым сердцем и открытой душой.
3.2. Александр Александрович Старк.
Одним из пионеров заселения посёлка Уч-Дере был Александр Александрович Старк(1849-1933).
Предки Александра Александровича служили русскому государству еще с Петровских времен. Его дед, Иван Давыдович, первый из этой ветви рода получил русское дворянство. Когда Финляндия отделилась от России (в 1918) Александр Александрович стал финским подданным.
Сам Александр Александрович был третьим сыном в семье прапорщика Финляндского полка Александра Ивановича Старка. Однако он не пошел по стопам отца и деда, а избрал научную и хозяйственную карьеру. Образование получил в Санкт-Петербургском земледельческом институте, который окончил в 1868 году. Изучал вредных, особенно лесных насекомых и проследил жизнь многих насекомых, о вреде которых до того времени ничего не было известно. В России и за рубежом он известен как ученый-энтомолог. Увлекался зоологией, собирал гербарии и коллекции насекомых. Ему представилась счастливая возможность изучать флору и фауну Западного Кавказа. В 1878 г. А.А.Старк получил место управляющего имением великого князя Константина Николаевича в южной части Черноморского округа и занялся изучением фауны альпийской области западного Кавказа. Им открыто более 120 новых видов насекомых. Впоследствии свою уникальную коллекцию жуков он завещал университету в Хельсинки. В 1913 году вышла его замечательная книга «На русской Ривьере. Из дневника охотника», приуроченная к выставке «Русская Ривьера» в С.-Петербурге. [14]
В своей книге «На русской Ривьере. Из дневника охотника» (Санкт-Петербург, 1913 г.) Старк пишет о том, что он прожил на побережье 30 лет, совершил более ста путешествий по окрестностям тогдашнего Сочинского участка (попечительства) Черноморского округа. В этих походах, сопряжённых с огромными трудностями, так как местность была совершенно необжитой, он собирал коллекции насекомых, материалы для описаний восхищавшей его природы. В дореволюционной (до 1917 года) литературе Старк неизменно характеризуется как один из «насадителей культуры» на Черноморском побережье.
В Уч-Дере Старк имел небольшой земельный участок с домом, который подарил ему Великий князь по случаю женитьбы. Женат Старк был на Аделаиде Константиновне, дочери героя Севастополя Константина Петровича Голенко. От брака с Голенко в семье имелось восемь детей. Был у Старка также внебрачный ребенок, сын Эдуард, от Екатерины Павловны Майковой, личности весьма известной в городе Сочи. [13]
Вывод: Благодаря таким людям, как Александр Александрович Старк, сделаны величайшие открытия России и всего мира. Вклад в научную жизнь посёлка Уч-Дере и всего Черноморского побережья очень велик - неоценим.
3.3.Дмитрий Дмитриевич Жилинский.
Мало найдется сочинских семей, чья история так органично и широко вплелась в историю города, как семья Жилинских. История рода Жилинских документально прослеживается с 1882 года и до наших дней.
Дмитрий Дмитриевич Жилинский выдающийся художник (с ним я лично встречалась, видела его работы). Внук Константина Жилинского - участвовал в революции создания Сочинской республики.[12, стр. 126]
В 1981 году в Сочи была открыта первая в СССР персональная выставка художника Д.Д.Жилинского. В этом году художнику исполнился 81 год. Академик живописи, вице-президент Академии художеств, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии, народный художник России - вот неполный перечень заслуг и званий художника. [12, стр. 128]. Дача Д.Д.Жилинского расположена в посёлке Уч-Дере и по сей день.
Вывод: Дмитрий Дмитриевич один из немногих, кто описывал места Уч-Дере в картинах. Многие жители посёлка и учащиеся школы №86 знают Дмитрия Дмитриевича лично. По словам жителей посёлка и школьников: «Дмитрий Дмитриевич Жилинский - выдающийся человек, потрясающий художник и просто замечательный, доброжелательный, улыбчивый человек. Мы гордимся, что именно в нашем посёлке проживал такой хороший человек».
Е.В. Павлов, А.А. Старк, Д.Д. Жилинский - одни из большинства выдающихся людей, проживавших в посёлке, чей вклад в научную, общественную, хозяйственную жизнь п.Уч-Дере, г.Сочи и всей России останется значимым на века.
ГЛАВА 4. Социологический опрос.
4.1. Опрос жителей поселка.
Я решила опросить местных жителей и узнать, что они знают об истории своего поселка, о древних народах, населявших окрестные леса, о происхождении названий географических объектов, об истории выдающихся жителей посёлка. Жителям, чьи предки проживали в поселке не менее 25 лет, была предложена анкета об истории поселка, топонимике, народных преданиях.
Возраст опрашиваемых составил: 8-30 лет - 12 чел.; 30-40 лет - 18 чел.; 50-65 лет - 20 чел. Всего 50 чел.
4.2.Опрос студентов «СКПО» 2014 года.
Так же я предложила анкету студентам Сочинского колледжа поликультурного образования (предварительно изменив ее).
Итоги анкетирования:
Местное население: Анализ опроса местного населения показал, что молодые люди до 30 лет практически ничего не знают об истории своей малой родины. Наибольшую осведомленность продемонстрировали люди 30-40, 50-65 лет, которые указывали в ответах не только правильные ответы, но еще и дополнительную информацию.
К сожалению, 86% опрошенных не знают, что в бывшем Сиротском приюте сейчас размещается средняя школа №86. А 84% не знают об исторических личностях, проживавших на территории поселка. Легенды о Битхе, либо другие легенды, связанные с историей поселка никому не известны. И местонахождение священной поляны, где росли семь дубов, также никому не известно.
Студенты СПО «СКПО»:
Первичный опрос: анализ анкеты показал, что студенты не знают о том, где располагается посёлок Уч-Дере, о достопримечательностях посёлка, выдающихся личностях, о санаториях и базах отдыха.
Итоговый опрос: после того, как я провела выступление для студентов первых курсов, анализ анкеты показал, то что уровень знаний об Уч-Дере, легендах и преданиях, базах отдыха, выдающихся личностях, народах, проживавших на Черноморском побережье, непосредственно на территории мыса увеличился.
Студентам понравилось моё выступление. Они оставили большое количество положительных комментариев. Более 55% студентов захотели организовать групповую экскурсию по местам Уч-Дере.
Заключение.
В ходе работы по исследованию истории поселка Уч-Дере:
-изучила и проанализировала литературу, посвященную истории Черноморского побережья;
-узнала легенду о птицеголовой богине Битхе;
-посетила исторические места, связанные с историей поселения;
-изучила жизнь и деятельность выдающихся людей, которые внесли свой вклад в науку не только посёлка Уч-Дере и города Сочи, но и всей России;
- проанализировала и обобщила информацию, полученную при встречах с краеведом Сергеем Николаевичем Щербаковым.
- организовала и провела выступления по теме исследования среди школьников и студентов колледжа (студенты колледжа- 87 человек в 2014 году, 93 человека в 2013 году, учащиеся школы №86 посёлка Уч-Дере – 5-9 класс)
- провела социологические опросы жителей посёлка, школьников и студентов колледжа и проанализировала результаты.
- результаты исследования оформила в виде исследовательской работы и газеты «Прошлое, настоящее и будущее Уч-Дере» в рамках Информационного центра Студенческого совета колледжа;
Считаю, что особое внимание стоит обратить педагогическому и коллективу школы на воспитание любви и уважения к своей малой родине у школьников и молодёжи посёлка. А для этого нужно больше уделять внимания на занятиях истории посёлка, его традициям и культурным ценностям. При определённых условиях, Уч-Дере можно сделать местом туристического паломничества, что будет способствовать социальному, экономическому и культурному развитию посёлка.
Практическая значимость моего исследования состоит не только в личном интеллектуальном обогащении, но в возможности использовать данную работу на уроках «Краеведения», внеклассных мероприятиях в школе и днях посёлка.
Список литературы:
Есть в осени первоначальной...
Лупленый бочок
Северное сияние
Девчата
Машенька - ветреные косы