Данная исследовательская работа предполагалась для обучения учащихся возможностям давать комплексную оценку экологического состояния территорий.
Перед ними были поставлены следующие задачи:
• Изучить литературу, посвященную экологии помещений и территорий, прилегающих к детскому саду;
• Изучить планировку территории детского сада.
• Изучить видовой состав растительности.
• Изучить влияние автотранспорта и железной дороги на состояние окружающей среды.
• Определить загазованность воздуха выбросами автотранспорта и железнодорожного транспорта, проходящего около детского сада.
• Изучить загрязненность снежного покрова, на территории.
• Определить степень загрязнения воздуха по методу лихеноиндикации.
• Предложить свои мероприятия, направленные на сохранение и улучшение экологического состояния территории детского сада.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по экологии | 54.18 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
Исследовательская работа
Оценка экологического состояния территории МДОУ
«Новохоперский детский сад «Ласточка»
Выполнила: Мальцева Екатерина,
ученица 10 класса
МОУ «Новохоперская СОШ№91»,
Руководитель: Писеукова Елена Георгиевна
учитель МОУ «Новохоперская СОШ №91»
Новохоперск 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 - 5 | |
1 | Обзор литературы, нормативных документов. | 6 - 7 |
2. | Комплексная оценка экологического состояния территории детского сада. | 8 - 20 |
2.1 | Исследование территории микрорайона детского сада. | 8 - 9 |
2.2 | Лихеноиндикация | 10-11 |
2.3 | Наблюдение за транспортными средствами. | 12- 14 |
2.4 | Исследования снежного покрова. | 15-18 |
2.5 | Определение степени озеленения территории. | 19-20 |
Заключения и выводы | 21 | |
Литература | 22 | |
Приложение | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического образования и воспитания. Особую актуальность приобретает этот вопрос в условиях перехода отечественной школы на стандарты нового поколения, поручений Президента Российской Федерации о включении учебного предмета по экологическому образованию, а также с учётом международных обязательств Российской Федерации по реализации образования для устойчивого развития, в котором экологическое образование занимает ведущие позиции. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем – совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет построить гармоничные отношения с окружающей средой. Отсюда следует, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей.
Актуальность проекта. Одной из эффективных форм по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой. Процесс благоустройства и озеленения территорий важный и ответственный момент, который всегда является актуальным. Он подразумевает оформление внешне привлекательного, с эстетической точки зрения облика, а также влияет на здоровье людей.
Дорога в школу начинается с детского сада и большую часть своего времени самые маленькие жители нашего поселка проводят именно в нем. Поэтому немало важно, чтоб они могли дышать чистым, свежим воздухом.
Также важную роль играет творческий подход к обустройству и фантазия в оформлении, для того, чтобы каждая деталь детского двора отложилась в памяти детей, и через долгие годы отразилась в светлых воспоминаниях о чудесных годах, проведенных в детском саду.
На территории нашего поселка находится учреждение дошкольного образования «Новохоперский детский сад «Ласточка». Чтобы внести свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки нашего поселка и территории детского сада, мы решили заняться написанием этого проекта.
В детском саду постоянно уделяется внимание санитарным правилам озеленения двора. Однако он расположен в непосредственной близости к железной дороге, к площади железнодорожного вокзала и к РМЗ, мы предположили, что завод и разные виды транспорта сжигают много кислорода, выбрасывая в атмосферу диоксид углерода, оксиды серы и азота, которые растворяются в атмосферной влаге и выпадают на землю, принося вред экологическому состоянию территории детского сада. Поэтому мы считаем актуальным исследовать экологическое состояние территории прилегающей к детскому саду «Ласточка».
Цель нашей работы:
- дать комплексную оценку экологического состояния территории МДОУ "Новохоперский детский сад «Ласточка».
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Преимуществами данного проекта являются малозатратность, технологичность, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, приближенность глобальных экологических проблем к экологии данной местности, региона, района города и конкретного микрорайона детского сада.
Разработчик проекта: Мальцева Екатерина ученица 10 класса МОУ «Новохоперская СОШ № 91», руководитель – учитель биологии МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Писеукова Елена Георгиевна .
Гипотеза: предполагаем, что экологическое состояние территории МДОУ «Новохоперский детский сад «Ласточка», соответствует не всем санитарно - гигиеническим нормам, в связи с близким расположением к железной дороге и автотрассе.
Методы исследования:
Ожидаемые результаты
Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Мы изучили большое количество нормативных документов Российской Федерации, связанных с экологией. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» сказано в ст.42. Конституции Российской Федерации. [5] В Законе РФ об охране окружающей среды [6] я нашла предельно допустимые концентрации (ПДК) химических элементов и их соединений в окружающей среде, которые при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывают патологических изменений или заболеваний. В России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,01 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,007 мг/м³. В «Нормативах санитарных и защитных зон» [7] мы узнали, что между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми или общественными зданиями необходима санитарно-защитная зона, которая создается для защиты населения от влияния вредных производственных факторов (шум, пыль, газообразные и другие вредные выбросы, содержащие промышленные загрязнения).
Минимальные размеры санитарно-защитных зон:
• предприятия первого класса — 2000 м;
• предприятия второго класса — 1000 м;
• предприятия третьего класса — 500 м;
• предприятия четвертого класса — 300 м;
• предприятия пятого класса — 100 м.
В Интернете мы нашли данные Всемирной Организации Здравоохранения: на одного жителя Земли должно приходиться не менее 50 м зеленых насаждений. На 1 га (10000 м2) должно быть 90-150 деревьев. В «Гигиенических требованиях к условиям обучения детей в различных видах современных образовательных учреждений" мы прочитали требования к территории образовательных учреждений дошкольного образования. Территория должна быть огорожена заборами и озеленена на 50%. На территории детского учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, зона для игры и отдыха и хозяйственная. На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками, на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон помещений для пребывания детей.
Детский сад расположен на площади Железнодорожной 13, примерно в 200 метрах от здания железнодорожного вокзала.
Мы изучили карту данной территории и проанализировали площадку территории прилегающей к территории детского сада на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. За основу была взята карта п. Новохоперского, предоставленная Земельной палатой г. Новохоперска. На схеме обозначены транспортные магистрали, расположение улиц, административных территорий, территорий предприятий, отдельных крупных сооружений, железные дороги (приложение 1).
Таким образом, перед нами стала четкая картина застройки.
На западе от детского сада в районе 25 метров от заборного ограждения расположены железнодорожные пути Юго-Восточной железной дороги, на востоке сразу за ограждением в 8 метрах асфальтированная дорога на поселок Русаново. На юге в 50-ти метрах расположено здание железнодорожного вокзала. На севере и севере и северо-востоке кирпичные жилые постройки домов.
Площадь участка – 6820 м2.
Площадь детского сада 750 м2+ 250 м2 под хозяйственными постройками, всего - 1000 м2 .
В детском саду около 185 детей и 35 человек обслуживающий персонал, всего около 220 человек. Вычислили:
П=S/N, где П – степень застройки;
S– площадь постройки
N– количество учащихся.
П= 1000 м2/220=4,5 м2/чел.
Степень застройки очень слабая.
По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины и т.п. должны располагаться от границы детского сада не менее, чем в пятидесяти метрах. Данное условие для месторасположения детского сада соблюдается. Единственное нарушение в данном случае – близость железной дороги. Автомобильная дорога по улице Привокзальной считается асфальтированной дорогой с нерегулярным движением (приложение 2).
Хозяйственная зона размещена детского сада расположена в западной стороне, имеет отдельный вход и въезд, она не находится в зоне следования детей в детский сад. (Приложение 3)
Следует заметить, что контейнеров для мусора мы на территории детского сада не обнаружили и сделали вывод о том, что скорее всего они располагаются внутри хозяйственных построек.
Вся территория в идеальном состоянии, за всё время исследования нами не было замечено никак видов мусора. При этом особо хочется упомянуть об эстетическом виде. Такого разнообразия ландшафтного дизайнерского оформления мы в нашем поселке и городе не встречали нигде (Приложение 4).
2.2. Лихеноиндикация
Лихеноиндикация – определение чистоты воздуха по лишайникам. Метод использования живых организмов в качестве индикаторов загрязненности окружающей среды называется биоиндикацией [10]. Необходимо определить обрастание лишайниками стволов и ветвей деревьев и тем самым определить степень загрязненности воздуха. Для исследований необходимо увеличительное стекло, так как многие виды лишайников, особенно накипные, довольно трудно разглядеть. Лишайники – своеобразная группа симбиотических организмов, морфологическую основу тела которых образует гриб. Эти организмы представляют собой вид сожительства грибов и водорослей. Водоросль или цианобактерия является автотрофным компонентом тела (фитобионтом), гриб – гетеротрофным (микобионтом). Вместе они образуют единый симбиотический организм.
Особую известность лишайники приобрели в последнее время, когда их стали использовать в качестве хороших биоиндикаторов загрязнения. То, что лишайники реагируют на загрязнение воздуха, было замечено еще в XIX веке. Видовой состав лишайников в индустриальных и окраинных районах различается настолько сильно, что ученые стали выделять лишайниковые зоны. Впервые такие зоны были выделены в Стокгольме: зона "лишайниковой пустыни", где лишайники почти отсутствуют, "зона соревнования", где видовой состав лишайников беден, а сами они обладают пониженной жизнеспособностью. Сейчас известно, что первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные.
Накипные лишайники наиболее выносливые, они произрастают в местах со среднем загрязнением воздуха и отсутствуют только на сильно загрязненных участках городов. Тонкая корочка, полностью сросшаяся с той поверхностью, на которой она разместилась, это лишайник накипной. Его можно увидеть на коре дерева, на почве, на камне, на скале. Если попробуете эту корочку снять, оторвать, ничего не получится – только повредите лишайник. Массовый вид накипных лишайников – серовато-беловатый графис.
Листоватые лишайники обитают в зонах слабого загрязнения. Они имеют форму мелких чешуек и пластинок. Листоватые лишайники похожи на листья. Тело как бы состоит из множества листочков. Оно плоское, стелется по камням, деревьям, по какой-нибудь другой поверхности, прикрепляясь особыми нитями, напоминающими маленькие корешки. Листоватый лишайник обычно можно отделить от поверхности: он связан с ней непрочно. Листоватые лишайники – это пепельно-серая гипогимния, серо-зеленая пармелия, оранжевая ксантория или стеная золотнянка. Кустистые лишайники не выдерживают даже слабого загрязнения. Они напоминают маленькие кустики, растущие на ветвях вверх или свисающие вниз, наподобие бороды. Кустистые лишайники – зеленоватая уснея, серебристая кладония.
Материалы исследования оформляются в виде таблицы.
Таблица 1. Материалы исследования
Выводы | Кустистые лишайники | Листоватые лишайники | Накипные лишайники |
Загрязнения нет | + | + | + |
Слабое загрязнение | + | + | |
Среднее загрязнение | + | ||
Сильное загрязнение «лишайниковая пустыня» |
В результате проведенной экскурсии по применению метода лихеноиндикации на территории детского сада было установлено следующее (приложение 5):
Таблица 2. Результаты обследования территории.
Субстрат | Кустистые лишайники | Листоватые лишайники | Накипные лишайники |
Поверхность детского сада | |||
Заборы вокруг детского сада | + | ||
Стволы деревьев | + | + |
Метод лихеноиндикации показал, что степень загрязнения территории средняя.
2.3. Наблюдение за транспортными средствами.
Автомобиль – один из главных источников загрязнения окружающей среды. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива. Загрязнение воздуха в первую очередь отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, животных и растениях[1].
На этих участках подсчитали количество автомобилей, проходящих в течение 1 часа утром, в обед и вечером и нашли среднее количество автомобилей за двенадцать часов с 8.00 и до 20.00. и рассчитали количество вредных веществ, при сжигании топлива.
1.На выбранном для исследования участке длиной 1км (Приложение 6), неоднократно производился подсчет автомобилей, движущихся в оба направления. Работа проводилась в утренние, дневное и вечерние часы следующим образом: занималось место у исследуемого участка и в течение 1-го часа в отдельный бланк заносились данные о проезжающем транспорте. Исследуемые участки дорог: улица Привокзальная и площадь железнодорожного вокзала. На этих участках подсчитали количество автомобилей, проходящих в течение 1 часа утром, в обед и вечером и нашли среднее количество автомобилей за двенадцать часов с 8.00 и до 20.00. и рассчитали количество вредных веществ, при сжигании топлива. На основе проведения эксперимента были получены усредненные характеристики транспортного потока, представленные в таблице.
Таблица 3. Движение автомобилей за 1 час
Время | 8:00-9:00 | 12:00-13:00 | 17:00-18:00 |
Количество автомобилей | 347 | 207 | 300 |
Примечание :санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток машин в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час.
2.Расчитывается общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час(S ,км),по формуле :S=N× I, где N-количество автомобилей каждого типа (на дизельном и бензиновом топливе) за 1 час ;I- длина участка, км ,равна, 0,1км.
Предположим что все легковые (включая автобусы, грузовые газели) используют бензин.
Расчеты количество автомобилей за 1 час в таблице.
08:00-09:00 S бен.=347×0,1=34,7
12:00-13:00 S бен.=207×0,1=20,7
17:00-18:00 S бен.=300×0,1=30
3.Рассчитывается количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин(R ,л), по формуле: R=S×K- расход топлива на 1км пути, л, приблизительно равный 0,1л для бензиновых двигателей,0,4л для дизельных.
08:00-09:00 R бен =34,7×0,1=3,47
12:00-13:00 R бен=20,7×0,1=2,07
17:00-18:00 R бен=30×0,1=3
4.Расчитывается объемное количество выделившихся загрязняющих веществ (V,л) на выбранном нами участке дороги по формуле: V=R×k, где k-коэффициент.
Для бензиновых автомобилей
08:00-09:00
V (СО)=3,47×0,6=2,082
V(СН4)=3,47×0,1=0,347
V(NО2)=3,47×0,04=0,1388
M(Рb)=3,47×0,25=0,08675
12:00-13:00
V(СО)=2,07×0,6=1,242
V(СН4)=2,07×0,1=0,207
V(NО2)=2,07×0,04=0,0828
M(Рb)=2,07×0,25=0,5175
17:00-18:00
V(СО)=3×0,6=1,8
V(СН4)=3×0,1=0,3
V(NО2)=3×0,04=0,12
M(Рb)=3×0,25= 0,75.
Для бензина: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1км,выделяется: 0,6л угарного газа,0,1 л углеводородов,0,04 л диоксида азота.
Рассчитывается количество свинца (m, г) содержащееся в топливе (1л этилированного бензина содержит в среднем 0,25г,тетраэтилата свинца),с использованием данных по расходу топлива на исследуемых участках; m(Pb)=R× k (Pb) где R-количество сжигаемого топлива, k-коэффициент, равный 0,25.
Таблица 4. Данные количества загрязняющих веществ.
Время | СО | СН4 | NO2 | Pb |
08:00-09:00 | 1,041 | 0,1735 | 0,0694 | 0,43375 |
12:00-13:00 | 0,621 | 0,1035 | 0,0414 | 0,25875 |
17:00-18:00 | 1,8 | 0,3 | 0,12 | 0,75 |
Полученные результаты говорят о том, что среднесуточный суммарный транспортный поток возле территории детского сада превышает санитарные нормы, отсюда выброс огромного количества вредных веществ в атмосферу.
Данный этап исследования проводился в зимний период, в феврале 2015 года. Как известно, круговорот воды осуществляется за счет ее испарения и осаждения в виде атмосферных осадков (снега, дождя, града). При этом атмосферу попадают сотни веществ, которые ранее отсутствовали в природе. Это атмосферные загрязнители – сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода (II) (угарный газ), хлор, формальдегид, и др. В некоторых случаях из двух или нескольких относительно неопасных веществ, выброшенных в атмосферу, под влиянием солнечного света могут образоваться ядовитые соединения. Главный источник загрязнения – автотранспорт. Основные агенты воздействия атмосферы на гидросферу – это атмосферные осадки в виде дождя и снега. Снежные хлопья и дождевые капли захватывают примеси и выводят их из атмосферы. Таким образом, осадки приводят к уменьшению концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Снежные хлопья за счет большой поверхности адсорбции являются лучшими его очистителями. При таянии снежного покрова примеси загрязняют водоемы. Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Поэтому по результатам качественного анализа талого снега можно судить и об атмосферном загрязнении.
Мы поставили перед собой задачи:
Для отбора проб мы выбрали две точки на территории детского сада.
Проба №1 – возле забора, который примыкает к проезжей части улицы Привокзальной;
проба №2 – со стороны железной дороги (Приложение 7).
Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр диаметром 3 см высотой 30 см наливается определенное количество воды и сравнили каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре, сквозь который начинают читаться буквы.
Для определения запаха в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл наливают исследуемую воду на 2/3 объема, прикрывают стеклышком, осторожно взбалтывают. Затем, сдвинув с колбы стеклышко, определяют запах воды.
Качественную оценку цветности воды можно провести путем сравнения ее с дистиллированной водой, на фоне листа белой бумаги сравнить наблюдаемый цвет (бесцветная, светло-бурая, желтоватая, серая, мутная и т. д.).
Таблица 5. Результаты определения физических свойств талого снега
Контрольный участок | Прозрачность | Запах при 20°С |
проба №1 – возле проезжей части | сильно мутная | Запах бензиновый |
проба №2 – возле железной дороги | Мутная | Запах слабый |
Для определения количества пылевых фракций в пробах снега, мы профильтровали снеговую воду через бумажный фильтр. Далее сравнили количество пылевых частиц, оставшихся на фильтре. Сравнение показало, что в пробах, взятых у проезжей части количество пылевых частиц особенно много.
Для определения реакции водной среды талого снега необходим универсальный индикатор, полоску которого необходимо смочить в пробе и сравнить цвет со шкалой pH. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Присутствие соединений металлов, ароматических углеводородов защелачивает снег.
Мы изучили реакцию водной среды на этих участках с помощью лакмусовой индикаторной бумаги. Опустили индикаторную бумагу в каждую пробирку с 1мл. фильтрата. Сравнительный анализ показал, что в пробе №1 наблюдается слабое подкисление снежного покрова, тогда как со стороны железной дороги среда слабощелочная.
Далее мы попытались определить содержание в пробах ионов железа Fe3+.
К 10 мл исследуемых проб мы прибавили 1-2 капли соляной кислоты HCl, несколько капель пероксида водорода и 0,2 мл (4 капли) 50%-го раствора тиоцианата калия KNCS. Перемешали и наблюдали за развитием окраски. Примерное содержание железа находят по таблице. Метод чувствителен, можно определить до 0,02 мг/л. Качественная реакция протекает по ионному уравнению: Fe3+ + 3NCS- = Fe(NCS)3
Таблица 6. Примерное определение ионов Fe3+ в пробах снега
Окрашивание, видимое при рассмотрении пробирки сверху вниз на белом фоне | Примерное содержание ионов железа (Fe3+) |
Отсутствие | менее 0, 05 |
Едва заметное желтовато-розовое | от 0, 05до 0, 1 |
Слабое желтовато-розовое | от 0, 1 до 0, 5 |
Желтовато-розовое | от 0, 5 до 1, 0 |
Желтовато-красное | от 1, 0 до 2, 5 |
Ярко-красное | более 2, 5 |
Сравнивая полученные нами результаты с таблицей, мы выяснили, что в обеих пробах наблюдается содержание ионов Fe +3, при этом в пробе №2 их несколько больше, чем в пробе №1.
На основании проведенных исследований физических и химических свойств талого снега мы сделали следующие выводы:
Анализ физических свойств проб талого снега показал, что все пробы мутные, с большим содержанием пыли, механический осадок присутствует во всех пробах, особенно велик в пробе №2, это можно объяснить движением автотранспорта недалеко от места взятия пробы. При этом заметна, хоть и небольшая, но разница в показателях рН. В пробе №1 среда слабокислотная, тогда как в в пробе №2 – слабощелочная. Исследование химического состава проб талого снега тоже показали разную степень их загрязнения: в пробе №1 обнаружено наличие большего количества ионов железа, что объясняется соседством с автодорогой.
Зеленые насаждения являются надежной защитой от загрязнений. В зеленой среде ребенку требуется на 60% меньше времени, чтобы восстановить свои силы. Зелень - это легкие поселка. Чем ее больше, тем чище воздух, легко дышится. Многие растения выделяют фитонциды, что благотворно сказывается на здоровье детей, озонирует воздух ароматным эфирным маслом, ослабляет радиацию.
Озелененную часть территории называют «зеленой защитной полосой». Она выполняет функции защиты здания детского сада от шума, а также играет важную роль в детоксикации загрязнителей, т.е. в очистке воздуха. Располагать растения, особенно деревья, очень близко от окон здания нельзя, т. к. они будут затемнять игровые комнаты.
Мы подсчитали количество деревьев и кустарников на территории детского сада. На всей территории детского сада произрастает 102 дерева и 34 кустарника. Условно принято, что крона одного дерева равна 2м2, а крона одного кустарника 1м2. Тогда площадь кроны деревьев составляет 102 ∙ 2м2 = 204м2, а площадь кроны кустарников 34 ∙ 1 м2 =342, следовательно, общая площадь кроны всех насаждений равна 204м2 +34м2 = 238м2 .
Велика также роль газонной травы и клумб, с 1м2 испаряется до 200г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,5 0C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень способствует ионизации воздуха.
Зеленый газон расположен на четырех площадках территории детского сада, общая площадь которого составляет 2240м2, плюс на территории огромное количество клумб, площадь которых около 1000м2, тогда площадь озеленения (т. е. всех зеленых насаждений и газона) равна 2240м2 + 1000м2 = 3240м2. Теперь найдем долю озеленения, т.е. разделим площадь озеленения на всю площадь без застройки и переведем в проценты.
Таким образом, доля озеленения составляет 3240м2 / 5820м2 * 100% =56%, это низкий показатель, но он соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 (не менее 50 % площади его территории).
В детском саду воспитывается 185 детей и работает 35 сотрудников, всего 220 человек. Рассчитаем степень озеленения: 3240м2/ 220 ч = 14,7м2/ч. Значит на одного человека в детском саду приходится 14,7м2 зеленых насаждений, что соответствует норме, т. к. по европейским нормам, на одного жителя города приходиться не менее 7 м2 зеленых насаждений, а международные стандарты требуют не менее 10 м2.
Большинство деревьев относят к покрытосеменным растениям: клены, березы, тополи, яблони, вишни и т.д. Но есть на территории детского сада хвойные. Это сосны, а также большое количество кустарников семейства кипарисовые. Нами были замечены несколько кустарников жимолости (приложение 8). Зеленые ягоды которого, по нашим сведениям, относят к ядовитым. Однако, внимательно изучив сорт, мы все же пришли к выводу, что он не опасен. Кустарник же барбариса (тоже имеющего ядовитые ягоды) огорожен. Оценка состояние деревьев проводилась визуальным методом по наличию различных повреждений. Санитарное состояние всех почти всех зеленых насаждений хорошее. Но есть много старых деревьев, на которых заметны сухие ветви, снижение густоты кроны. При этом следует заметить, что все деревья располагаются вдоль забора, образуя как бы природный щит (Приложение 9).
Заключения и выводы.
По результатам нашей исследовательской работы можно сделать следующие выводы. В целом экологическая обстановка на территории детского сада благоприятна, но есть несколько вопросов которые требуют внимания.
Наши предложения для улучшения экологического состояния территории детского сада «Ласточка»:
Мы планируем:
1. Помочь детскому саду в озеленении их территории, о чем уже беседовали с заведующей детским садом.
2. Продолжить данное исследование, определить также степень запыленности и изучить видовой состав растительности.
Список используемых источников.
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
О чем поет Шотландская волынка?
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Филимоновская игрушка