В настоящее время найти бензин хорошего качества довольно проблематично. Но, не секрет, что любой автолюбитель стремится осуществлять заправку своего автомобиля только топливом хорошего качества, т.к. бензин плохого качества отрицательно сказывается на работе двигателя автомобиля. А также, не хотелось бы переплачивать за бензин низкого качества. Чтобы убедиться, что бензин на выбранной заправке соответствует ГОСТу, нужно иметь на вооружении довольно простые способы, позволяющие в бытовых условиях быстро определить его качество.
Вложение | Размер |
---|---|
sozvezdie-2016_chelovek-zemlya-kosmos.docx | 969.4 КБ |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………2-4
1.Теоретическая часть………………………………………………….…..5
1.Общая характеристика бензина……………………………………………..5
2.Характеристика качеств автомобильных бензинов…………………...5-7
3.Способы повышения качества бензинов………………………..............7-8
4.Ассортимент и маркировка бензинов……………………………...…...8-9
2.Практическая часть………………………………………….……….….10
1. Методы оценки качества бензинов……………………………………...10
2.Цвет, запах, прозрачность бензина……………………………….…..10-12
3. Испаряемость бензина………………………………………..………..12-13
4.Определение содержания воды в бензине…………………………..13-14
5.Определение смолистости бензина и содержания примесей дизельного топлива по остатку после сжигания…………………...……………………15-18
Выводы……………………………………………………………...……….18-19
Заключение ……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы.............................................................20
Введение
Автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день. Каждый из нас пользуется общественным транспортом, а большинство имеет ещё и личный. Любому автолюбителю хочется чтобы его машина прослужила как можно дольше. Для этого необходимо хорошее техническое обслуживание, а так же использование качественного топлива. Эффективность и надежность эксплуатации различных автомобилей зависит не только от конструктивных и технологических особенностей, но и в значительной степени от того, насколько удачно подобраны к ним топливо, смазочные материалы и технические жидкости [1]
К сожалению, в наше время не все продавцы отличаются честностью. Разбавленный бензин, топливо низкого качества продается на большинстве заправок. Чтобы не стать источником наживы для недобросовестных продавцов, необходимо уметь определять качество бензина самостоятельно. Конечно, определить качество бензина опытному водителю не составит труда и без всяких тестов – ему достаточно проанализировать работу машины.
В настоящее время найти бензин хорошего качества довольно проблематично. Но, не секрет, что любой автолюбитель стремится осуществлять заправку своего автомобиля только топливом хорошего качества, т.к. бензин плохого качества отрицательно сказывается на работе двигателя автомобиля. А также, не хотелось бы переплачивать за бензин низкого качества. Чтобы убедиться, что бензин на выбранной заправке соответствует ГОСТу, нужно иметь на вооружении довольно простые способы, позволяющие в бытовых условиях быстро определить его качество. В интернете имеется описание не сложных в осуществлении способов проверки качества бензина, но, насколько эти методы дают реальную картину – эту проблему мне захотелось решить.
Цель моей работы: исследовать качество бензина различных производителей в школьных условиях.
Для достижения поставленной цели сформулировал следующие задачи:
Гипотеза исследования: качество бензина различных производителей отличаются
Объект исследования: бензин марки Аи-92
Предмет исследования: вредные примеси бензина (смолы, вода, механические примеси, дизельное топливо)
Место проведения исследования: школьная химическая лаборатория МБОУ «Бакрчинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района РТ
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: водители смогут выбрать АЗС для того, чтобы заправлять бензин без угрозы поломки двигателя и выхода из строя других запасных частей в процессе эксплуатации транспорта. А также
от качества бензина зависит количество и качество вредных выбросов (отходы, выхлопные газы и т.д.), которые загрязняют атмосферу, тем самым создавая угрозу здоровью жителей.
Теоретическая часть
1.Общая характеристика бензина
Бензин - это смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30°С до 200°C. Плотность бензина составляет около 0,7 г/см³. Теплотворная способность горючего вещества примерно соответствует 10500 ккал/кг.
Получается бензин путём перегонки нефти, гидрокрекингом и, при необходимости дальнейшей ароматизации — каталитическим крекингом и риформингом. Для специальных бензинов характерна дополнительная очистка от нежелательных компонентов и смешение с полезными добавками [3]
2. Характеристика качеств автомобильных бензинов
Во время работы двигателя бензин подается к карбюратору, где испаряется и перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Из карбюратора горючая смесь поступает в цилиндры двигателя, где и происходит быстрое сгорание рабочей смеси, длящееся десятые доли секунды.
В связи с данными процессами к бензину предъявляется ряд требований, основными из которых являются:
- быстрое образование топливно-воздушной (горючей) смеси необходимого состава;
- сгорание рабочей смеси с нормальной скоростью (без детонации);
- минимальное коррозирующее воздействие на детали системы питания двигателя;
- небольшие отложения смолистых веществ в системе питания двигателя;
- минимальное отравляющее воздействие на организм человека и окружающую среду;
- сохранность первоначальных свойств в течение длительного времени.
Соответствие бензина перечисленным требованиям зависит, прежде всего, от его физико-химических свойств, которые определяются рядом показателей, в качестве которых выступают давление насыщенных паров, фракционный состав, теплота испарения, вязкость и плотность. Основные показатели физико-химических свойств бензинов указываются в стандарте или в технических условиях на бензин данной марки [1]
От них зависят также быстрота и полнота сгорания бензино-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, возможность работы двигателя на наиболее экономичных режимах.
При использовании некачественных бензинов, не соответствующих требованиям двигателя, может возникать детонация. Это широко известное явление проявляется в звонком металлическом стуке, дымлении отработавших газов и резком перегреве двигателя.
Для каждого типа карбюраторного двигателя допускается применение бензина со строго определенным октановым числом (ОЧ). Октановое число определяют моторным и исследовательским методами, суть которых заключается в сравнении работы одноцилиндрового двигателя на испытуемом бензине и эталонном топливе. В качестве эталонного топлива используют смесь двух углеводородов – изооктана (С8Н18) и нормального гептана (С7Н16). Октановое число первого принимают равным 100 единицам, второго – нулю. Если составлять смесь из этих углеводородов в определенном процентном соотношении, то оно и будет характеризовать октановое число. Так, смесь из 92 % изооктана и 8 % гептана будет равноценна бензину с октановым числом 92.
Значительное влияние на износ двигателя и затраты по уходу за автомобилем оказывает содержание в бензине минеральных и органических кислот, щелочей, смол, серы и ее соединений.
Минеральные (водорастворимые) кислоты и щелочи, а также активные сернистые соединения отличаются сильным коррозионным воздействием: в связи с чем их содержание в бензинах не допускается.
Наличие воды в топливе вызывает сильную коррозию топливных баков, элементов системы питания двигателя и др. Кроме того она опасна прежде всего при температуре ниже 0 °С, так как, замерзая, образует кристаллы,
которые могут преградить доступ бензина в цилиндры двигателя, а также она способствует осмолению бензина. Поэтому товарные бензины воду содержать не должны.
В автомобильном бензине исключается наличие механических примесей, ведущих к засорению жиклеров карбюратора и форсунок, абразивному износу топливной аппаратуры и деталей двигателя, отложениям и др.
Наличие в бензине непредельных углеводородов ведет к их химическому превращению вследствие окисления. В результате бензины приобретают желтовато-коричневый цвет, а на стенках емкости при хранении появляется
слой смолистых веществ. При использовании такого бензина смолы интенсивно отлагаются на деталях топливной системы, ухудшая тем самым смесеобразование и снижая наполнение двигателя
В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.
3.Способы повышения качества бензинов
Для повышения детонационной стойкости, во-первых, в состав бензинов включают более стойкие углеводороды, которые не образуют перекисные соединения, и во-вторых, вводят в состав бензина антидетонаторы, препятствующие образованию перекиси
Среди антидетонационных присадок наиболее распространенной является тетраэтилсвинец (ТЭС) – РЬ(С2Н5)4 (в связи с ужесточением норм по выбросам отработавших газов осуществляется отказ от данных присадок). Это бесцветная жидкость, тяжелее воды (плотностью 1,65), отличающаяся высокой токсичностью. ТЭС в воде не растворяется, но хорошо растворяется в бензине и других органических растворителях.
Использование ТЭС в чистом виде невозможно, так как основной продукт его сгорания – окись свинца – отлагается в значительных количествах в двигателе. Поэтому к ТЭС добавляются вещества, образующие при сгорании
соединения со свинцом и его окислами, которые не конденсируются и вместе с отработавшими газами выносятся из двигателя. Такие вещества получили название выносителей, а смесь ТЭС с выносителем и некоторыми другими добавками – этиловой жидкостью. Бензины с добавками этиловой жидкости называются этилированными, а ее добавление повышает октановое число на 8…12 единиц.
Основным недостатком этилированных бензинов является их токсичность. Ядовитость этилированных бензинов во много раз меньше, чем
этиловой жидкости, тем не менее для их безопасного применения требуется
соблюдение ряда мер предосторожности. С этой целью этилированные бензины различных марок окрашиваются в различные цвета. . В связи с этим с 1 июля
2008 года согласно законопроекту, принятому Госдумой РФ, в России запрещаются производство и оборот этилированного бензина. В качестве альтернативы алкилсвинцовым антидетонаторам для повышения детонационной стойкости автомобильных бензинов в России допущены и используются при производстве бензинов органические соединения марганца, железа, ароматические амины. Широкое распространение в России и за рубежом при производстве высокооктановых бензинов получил метил-третбутиловый эфир (МТБЭ). МТБЭ имеет октановые числа смешения: 115-135 по исследовательскому методу и 98-110 по моторному.
4.Ассортимент и маркировка бензинов
Нефтеперерабатывающей промышленностью выпускается несколько марок бензинов, каждая из которых предназначена для определенных моделей автомобилей и соответствующих условий эксплуатации.
Каждая марка бензина имеет свое условное обозначение, которое включает одну или две буквы и цифру: буква ''А'' говорит о том, что бензин автомобильный; ''И'' – октановое число для данной марки бензина определено исследовательским методом (если ''И'' нет, то – моторный метод определения), а цифра указывает октановое число [3]
Основные марки автомобильных бензинов вырабатываются в соответствии с действующим ГОСТ 2084–77, а именно: А–76, АИ–91, АИ–93, АИ–95 и дополнениями в виде технических условий (ТУ), которые предусматривают выпуск бензинов: АИ–80, АИ–92, АИ–96 и АИ–98. Допускается выпуск бензинов А–76, АИ–80, АИ–91, АИ–92 и АИ–96 с использованием этиловой жидкости.
В зависимости от испаряемости бензины могут быть: летними, зимними и всесезонными. Бензины А–76, АИ–91, АИ–93, АИ–95 изготавливают летних и зимних видов. Все оставшиеся являются всесезонными.
В обозначении бензинов с улучшенными экологическими свойствами и присадками содержится аббревиатура ЭКп (например, АИ–95 ЭКп).
В целях повышения конкурентоспособности бензинов и доведения их качества до европейских стандартов введен ГОСТ Р 51105–97, который предусматривает выпуск бензинов «Нормаль–80», «Регулятор–91», «Регулятор–92», «Премиум–95», «Супер–98». Бензин «Нормаль–80» предназначен для использования наряду с бензином А–76. Неэтилированный бензин «Регулятор–91» можно применять вместо этилированного бензина АИ–93. Бензины «Премиум–95» и «Супер–98» отвечают европейским стандартам и предназначены для современных импортных автомобилей.
Настоящий стандарт для указанных выше марок бензина разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта ЕN 228.
Практическая часть
Для исследования осуществлялся отбор проб бензина марки Аи-92 из разных АЗС, т.к. бензин данной марки является самым выбираемым.
1-Татнефть-продукт 2- Татнефть 3-Лукойл 4-Таиф НК
1. Методы оценки качества бензинов
Когда нет возможности провести лабораторный анализ и важно ориентировочно определить возможность применения имеющегося бензина, внешним осмотром определяют цвет, прозрачность, а также простейшими способами проверяют смолистость, испаряемость бензина и степень его агрессивности.
2.Цвет, запах, прозрачность бензина
Прозрачность бензина определили в стеклянной колбе, который должен быть совершенно прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно частиц посторонних примесей, в том числе воды.
1 | 2 | 3 | 4 | |
Цвет | бледно желтый | желтый | жветлый, почти бесцветный | слегка зеленоватый |
Запах | сравнительно мягкий | резкий, неприятный напоминающий запах краски | более приятный, мягкий | неприятный резкий запах сжиженного газа (пахнет серой) |
Прозрачность | прозрачный | мутный | прозрачный | очень мутный |
Предполагаемое загрязняющее вещество | нет | вода в виде эмульсий | нет | вода в виде эмульсий, сернистые соединения |
Заключение | Бензин неэтилированный, прямой перегонки или каталитического крекинга, не содержит примесей | Бензин неэтилированный, содержащий продукты термического крекинга, не содержит примесей. Присутствующая вода не позволяет сгорать топливу до конца, и в атмосферу вместе с продуктами сгорания топлива выбрасываются и значительное количество нефтепродуктов | Бензин неэтилированный, прямой перегонки или каталитического крекинга, содержит примесей | Бензин неэтилированный, содержащий продукты термического крекинга, содержит примесей. Наличие серы усиливает токсичность отработавших газов и является причиной появления в них вредных сернистых соединений. Они оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека |
3.Испаряемость бензина
Для оценки испаряемости бензина на фильтровальную бумагу нанесли стеклянной палочкой каплю, дали ей испариться и осмотрели осадок испарения
Марка бензина | Время полного испарения, мин | Наличие пятна | Заключение |
1 | 2 | отсутствует | норма |
2 | 2 | отсутствует | норма |
3 | 2 | отсутствует | норма |
4 | 2 | отсутствует | норма |
Чтобы определить содержание воды в бензине налили бензин в колбу, рассмотрели его на свету – жидкость должна иметь бледно-желтый цвет. Добавили в нее немного реактива- марганцевокислый калий KMnO4, изучили на свету произошедшие изменения. Если цвет поменяется, стал розоватым или фиолетовым, то это свидетельствует о том, что проверяемом бензине присутствуют примеси воды.
Марка бензина | Результат действия KMnO4 | Заключение |
1 | Осадок отсутствует | Нет воды |
2 | Осадок отсутствует | Нет воды |
3 | Осадок отсутствует | Нет воды |
4 | Осадок фиолетового цвета ярко выраженный | Наличие воды |
Средняя | Фиолетовый | контроль(бензин+вода) |
По остатку после сжигания испытуемого топлива на сферическом (часовом) стекле можно судить о смолистости и о наличии дизельного топлива [4]
Часовое стекло диаметром 60–70 мм установили выпуклостью вниз на асбестовую сетку. В центр стекла с помощью пипетки налили 0,5 или 1,0 мл испытуемого топлива. Аккуратно подожгли испытуемое топливо. После окончания горения дали стеклу остыть и осмотрели вид остатка на сферическом стекле.
Марка бензина | Цвет пламени | Диаметр смоляного круга, мм | Цвет смоляного следа | Предполагаемое загрязняющее вещество | Заключение |
1 | коптящее | 4-5 | Разбросанные пятна желтого цвета, по краям стекла несгоревшие капли масла | Малосмольный бензин, загрязненный диз.топливом или маслом, содержание фактических смол, 4-5мг/100 мл (норма) | |
2 | Сильно коптящее | 7-8 | Стекло полностью покрыто пятном желто-коричневого цвета; | ароматические УВ, сажа(С) | Смолистый бензин, загрязненный диз.топливом или маслом, содержание фактических смол, 10мг/100 мл (выше нормы). Сажа не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах. |
3 | коптящее | 5-6 | По середине -пятно желтого цвета небольшого размера, заметны несгоревшие капли | Малосмольный бензин, загрязненный диз.топливом или маслом, содержание фактических смол, 5мг/100 мл (норма) | |
4 | Сильно коптящее | 6-7 | Большое пятно желто-коричневого цвета, по краям стекла несгоревшие капли | соединения типа СХ НУ – этан, метан, бензол, ацетилен | Смолистый бензин, загрязненный диз.топливом или маслом, содержание фактических смол, 5мг/100 мл (норма) Несгоревшие углеводороды являются одной из причин появления белого или голубого дыма. Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются новые токсичные продукты – фотооксиданты. Фотооксиданты биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости. |
Выводы:
На основании вышеописанных методик получены следующие результаты:
Какой же бензин лучше заливать в топливный бак своего автомобиля? Желательно тот, который обеспечит безопасную и экологичную работу двигателя. Исходя из наших исследований- это бензин Татнефть-продукт и Лукойл.
Заключение
За качество нефтепродуктов в системе переработки и изготовления отвечает поставщик. Однако подавляющее большинство нефтебаз и АЗС не имеют лабораторий, не проверяют качество принимаемых бензинов на соответствие их требованиям стандартов, а вследствие этого предприятия не располагая достаточным числом лабораторий, могут допускать применение бензинов некондиционных(«суррогатных»), что ведет к снижению надежности и долговечности работы техники и загрязнению окружающей среды.
Список использованной литературы
1. Автомобильный справочник. – М.: ЗАО КЖИ ''За рулем'', 2002. – 896 с.
3. Справочник по горюче-смазочным материалам / Под ред. Беляева В. А. – Нижний Новгород: Вента-2, 2000. – 360 с.
4. Трофименко И. Л., Коваленко Н. А., Лобах В. П. Автомобильные эксплуатационные материалы: Лабораторный практикум. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 96 с.
5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
6. Химики – автолюбителям / Под ред. Малкина А. Я. – Л.: Химия, 1991. – 318 с.
ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» г.Казани РТ
МБОУ «Бакрчинская средняя общеобразовательная школа»
Тетюшского муниципального района РТ
17-ая Всероссийская Олимпиада «Созвездие-2016»
«Человек-Земля-Космос»
Номинация: город, в котором я живу
Научно-исследовательская работа
«Оценка качества автомобильных бензинов и его влияние на окружающую среду»
Выполнил: Салихов Альберт Фирдусович,
ученик 10 класса МБОУ «Бакрчинская СОШ»
Руководитель: Салимзянова Роза Баязитовна,
учитель химии и биологии первой квалификационной
категории МБОУ «Бакрчинская СОШ»
Бакрчи-2015
Юрий Визбор. Милая моя
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Прекрасное далёко
Рисуем кактусы акварелью