Вложение | Размер |
---|---|
110_letparlamentarizma.docx | 37.84 КБ |
Ростовская область Зерноградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г. Зернограда
подготовил: ученик 10 класса
руководитель: учитель истории и обществознания
Замковая В.А.
а) Псков;
б) Новгород;
в) Смоленск;
г) Киев;
а) при Иване III, Боярская Дума;
б) при Иване IV, Земский собор;
в) при Петре I, Сенат;
а) 1564 г.;
б) 1549 г.;
в) 1551 г.;
г) 1566 г.;
а) Петре I;
б) Александре I;
в) при Николае II;
а) Конституции Королевства Польского;
б) «Конституции» Н.М. Муравьева;
в) М.М. Сперанского;
г) «Государственная уставная грамота Российской Империи»;
а) Созывался Земский собор с законосовещательными полномочиями; б)Утверждался Государственный совет с законодательными полномочиями;
в)Утверждалась Государственная Дума с законодательными полномочиями;
а) не всеобщие;
б) не равные;
в) не прямые;
б) Муромцев;
в) Родзянко;
б) Второй;
в) Третьей;
а) Первой;
б) Второй;
в) Третьей;
а) «Караул устал!»;
б) «Это вышло случайно…»;
в) «Так было и будет всегда!»;
а) Первая;
б) Вторая;
в) Третья;
г) Четвёртая;
а) октябрист;
б) эсер;
в) кадет;
а) 1977 г.;
б) 1985 г.;
в) 1990 г.;
г) 1999 г.;
а) к исполнительной;
б) к учредительной;
в) к судебной;
г) к законодательной (представительной);
а) Администрация Президента РФ;
б) Правительство РФ;
в) Совет Федерации ФС РФ;
г) Государственная Дума РФ;
а) для утверждения;
б) для согласования;
в) для одобрения;
а) нет;
б) да, в форме выборов депутатов;
в) да, в форме референдума;
а) не несет ответственности за то, что говорит в парламенте;
б) не подвластен действующему законодательству, за которое лично голосовал;
в) обладает депутатской неприкосновенностью;
а)17 октября;
б)12 декабря;
в)27 апреля;
Тестовая часть Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. Б
5. В
6. В
7. А
8. Б
9. В
10. Б
11. В
12. Б
13. А
14. В
15. Г
16. В
17. В
18. Б
19. В
20. В
21. В
Кратко ответьте на предложенные вопросы. / 2, 3, 2, 4, 5 баллов /
На Земских соборах были избраны цари Борис Годунов (17 февраля 1598г), Василий Шуйский (1606г.), Михаил Романов (февраль 1613г.). Прецедентом было «избрание» Земским собором в 1584г. Фёдора (сына Ивана Грозного), подобное утверждение было необходимым, поскольку согласно духовному завещанию Ивана Грозного, составленному в 1572 году, его преемником был старший сын, царевич Иван Иванович. Нового завещания после смерти сына Иван Грозный не сделал, и младший сын Федор оставался без юридического титула. Последними правителями, прошедшими эту процедуру стали Петр I и Иван V (1682г.).
На всем протяжении краткого периода думского парламентаризма существовала мажоритарная система, т.е. такой порядок, когда избранным считается кандидат, который получил абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе.
Альтернативной мажоритарной системе принято считать систему пропорциональную, характеризующуюся тем, что распределение мандатов происходит между партиями в зависимости от количества голосов, отданных за их кандидатов.
III Государственную думу в советской литературе ее часто называли столыпинской, по имени Председателя Совета министров в 1906 - 1911 гг. П.А. Столыпина.
Первые представительные органы в России.
1497 г. – Боярская Дума
↓
1711 г. – Сенат
↓
1810 г. - Государственный Совет
↓
1905 г – Государственная Дума
↓
1989 г. – Съезд народных депутатов
↓
1993 г. – Государственная Дума
Поскольку, современной оргтехники в зале Таврического дворца, в котором проходили общие собрания Думы, не было, поэтому на подсчет голосов нередко уходило немало времени. Конечно, были и бюллетени, и поименное голосование. Но чаще всего использовали такие способы голосования, как вставание (или не вставание) и выход в двери. Председательствующий на заседании предлагал встать всем, кто не поддерживал решение, а сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех, и других было примерно равное число, предпочитали перейти к способу «выход в двери». Голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» - в другие. Подсчет голосов осуществляли помощники думского пристава.
/10 баллов/
1. Как известно, политические партии делятся на консервативные — те, кто желает сохранить существующее положение, статус-кво, — и радикальные — те, кто выступает за необходимость перемен, преобразование общественного строя. Но в народе их чаще именуют «правыми» и «левыми». Объясните почему?
В исторической науке принято считать, что термины «правые» и «левые» впервые появились во французском Национальном Собрании (1789—1791) времен революции. Справа сидели сторонники ограниченной монархии, так называемые фельяны, по центру – умеренные сторонники республики (жирондисты), а справа – сторонники радикальных политических преобразований (якобинцы). Фельяны – политическая группировка во Франции во время Великой Французской революции. Представляли интересы крупной буржуазии. Получили название от бывшего монастыря ордена фельянов, где проводили свои заседания. Жирондисты – одна из политических группировок во Франции. Сторонники республики. Получили название по департаменту Жиронда, от которого в Национальное Собрание были избраны лидеры группировки. Якобинцы – политическая группировка во Франции во время Великой Французской революции. Получили название от монастыря св.Якова, где собирались члены клуба. В июне 1793 года установили во Франции диктатуру, получившую название Якобинской (свергнута в июле 1794 года).
По мере развертывания практической деятельности правых и левых стали вырисовываться контурыразличных трактовок социально-экономических и политических проблем. Они предложили свою трактовку
человека как суверенной личности, которой нельзя навязывать со стороны те или иные правила. Правыетребовали безопасности для человека и собственности, а также законности. Правые придерживалисьлиберальной экономической теории, что означало ограничение роли государства как в политической жизни,так и в экономической, поскольку вмешательство государства разрушает экономику и лишает свободы.
Левые сделали акцент на принципе экономического эгалитаризма (равенства). Требования равенствасопровождались попытками обеспечить его при помощи государства.
В европейской традиции принято считать, что "правые" подчёркивают приоритет личности, а "левые" -приоритет общества и государства. Однако, такое понимание "правого" и "левого" долго не принималось врусской общественно-политической мысли.
Грань между «правыми» и «левыми» была достаточно чёткой и в дореволюционной России, где «правыми» считались защитники традиционных ценностей – монархии, православной веры и национальной культуры, а «левыми», соответственно, их противники с той или иной степенью радикальности. К правым партиям обычно относят «Союз Русского Народа», «Русскую монархическую партию», «Всероссийский съезд земельных собственников» отстаивавшие традиционные уклад жизни и выступавшие за сохранение общественно – политических основ существующего строя. При этом понятия традиционного уклада распространялись на экономику, социальную, политическую и духовную сферы жизни общества. Самой крупной партией правого толка был СРН, отделения которого были открыт и в городах и станицах ОВД (Ростов – на – Дону, посад Азов, Красный Сулин и др.)
2. Какой вклад внес Александр II в развитие парламентаризма в России?
В эпоху "великих реформ" императора Александра II в России были созданы новые выборные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.
3. 20 февраля 1906 года был издан царский манифест, согласно которому Государственный совет стал фактически верхней палатой. Объясните почему?
В начале двадцатого века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905- зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную Думу и реформируемый Государственный Совет, существовавший с 1810г. Манифестом 20 февраля 1906 года император установил, что “со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы”. Отныне каждый закон должен был получить поддержку большинства в Государственной Думе и Государственном Совете, а затем быть подписан императором.
Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы (за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых император оставил за собой). По общему правилу, законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и по одобрению ею поступали в Государственный Совет. Но законодательные инициативы Государственного Совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную Думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали на усмотрение императора. Государственный Совет и Государственная Дума получали также определенные контрольные полномочия: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и руководителям государственных ведомств с запросами по поводу решений и действий этих ведомств и их чиновников в случае, если их законность вызывала сомнения.
Государственный Совет – ставший, практически верхней палатой первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем. Другая половина членов Государственного Совета, избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного Совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (шесть членов от духовенства православной Российской церкви, восемнадцать от губернских дворянских обществ, шесть членов от Академии наук и университетов, по шесть от промышленных и торговых корпораций).
Таким образом, в порядке формирования избираемой части Государственного Совета сочеталась модель, характерная для германских государств первой половины и середины века (посословное избрание членов верхней палаты) и модель третьей Французской республики (выборы от территориальных представительных органов). Для выборных членов Государственного Совета устанавливался возрастной ценз в сорок лет. Срок их полномочий составлял девять лет с обновлением одной трети каждого разряда каждые три года.
4. Какая из Государственных Дум Российской империи полностью проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок полномочий? Кто был ее председателем?
3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (одновременно с роспуском II Государственной Думы), то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Третья Дума, стала единственной из четырёх, которая проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года.
Состоялось пять сессий:
с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г.,
с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г.,
с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г.,
с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г.,
с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г.
В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала 441 депутата: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» — 28, кадетов — 54, трудовиков — 13, социал-демократов — 19, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло — 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.
Председателями Думы 3-го созыва были:
Н. А. Хомяков (октябрист) с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г.,
А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г.,
М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Товарищами председателя:
кн. В. М. Волконский (умеренно правый), бар. А. Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г.,
С. И. Шидловский(октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем — Иван Созонович (правый).
5. Если бы вы на один день стали депутатом регионального парламента (или Молодежного парламента), чтобы вы сделали в первую очередь, какой(-ие) закон(-ы) предложили?
Калитка в сад
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Волшебные звуки ноктюрна
Этот древний-древний-древний мир!
Басня "Две подруги"