Ухина Кристина Александровна ГБПОУ «КГСТ». Волонтёрство (добровольчество) как значимый фактор социализации молодежи.
В данной работе проведено исследование проблемы социализации через участие студенческой молодежи в волонтёрской деятельности. В ходе исследования был подобран и изучен материал из специальной литературы и официальных источников и систематизирован по разделам; и в результате было установлено, что эта проблема актуальна в современных условиях. Знание причин этой проблемы позволят техникуму предпринять меры по повышению эффективности социальной активности студентов и развития программы волонтёрского движения в техникуме.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Коркинский горно-строительный техникум»
Областной конкурс ученических и студенческих научно-исследовательских работ
«НОУ-2016»
Секция «Социология»
Волонтёрство (добровольчество) как значимый фактор социализации молодёжи
Исследовательская творческая работа
Автор:
студентка ГБПОУ « КГСТ»
Ухина Кристина Александровна
Руководитель:
преподаватель ГБПОУ « КГСТ»
Гневашева Татьяна Викторовна
Челябинск 2016
АННОТАЦИЯ
Ухина Кристина Александровна ГБПОУ «КГСТ». Волонтёрство (добровольчество) как значимый фактор социализации молодежи.
В данной работе проведено исследование проблемы социализации через участие студенческой молодежи в волонтёрской деятельности. В ходе исследования был подобран и изучен материал из специальной литературы и официальных источников и систематизирован по разделам; и в результате было установлено, что эта проблема актуальна в современных условиях. Знание причин этой проблемы позволят техникуму предпринять меры по повышению эффективности социальной активности студентов и развития программы волонтёрского движения в техникуме.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теоретико-социологический анализ социализации молодежи 5
1.1. Социализация и социальная активность молодежи: понятия,
сущность, виды и формы 5
1.2 Социальное служение и волонтёрская деятельность молодежи:
понятия, основные направления, специфика, виды 8
1.3 Волонтёрство - значимое условие социализации молодежи 15
2.Исследование некоторых аспектов процесса социализации студентов
КГСТ 18
2.1. Анализ социальной активности студентов КГСТ в добровольческой деятельности 18
2.2. Рекомендации по развитию волонтёрской (добровольческой) деятельности молодежи 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение А. Анкета студента группы 34
Приложение Б. Результаты опроса 36
Приложение В. Результаты опроса 37
Приложение Г. Результаты опроса 38
Приложение Д. Результаты опроса 39
Приложение Е. Результаты опроса 40
ВВЕДЕНИЕ
Волонтёрское движение в России имеет давнюю историю и изначально оно связано с деятельностью православной церкви. Несмотря на то, что сегодня традиции волонтёрского движения в России возрождаются, несколько тормозит его развитие инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе, низкий уровень вовлечения молодых граждан в добровольческую деятельность. На 2015 год он не превышает 2,5%.
В нашем обществе имеется множество социальных проблем и задач, решение которых напрямую связано с развитием волонтёрского движения, а молодежь может стать основой крупномасштабного волонтерского движения. Одним из примеров решения таких задач является привлечение более 25 тысяч волонтёров для работы на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх в 2014г. в городе Сочи.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день уровень развития волонтёрской деятельности в России, по сравнению со странами Европы, остается крайне низким.
Вопросы социального служения и развития волонтёрской деятельности рассматривалось разными учеными, которые в своих исследованиях делают акцент на социальную активность молодежи. Исходя из выводов исследований Азаровой Е.С. [4], Алещенок C.B. [5] , Вандышевой JI.B. [7], Решетникова О. В. [18,19], Тетерского С.В. [20] и др., волонтерскую деятельность можно рассматривать как значимый фактор социализации. Однако проблема исследования социализации молодежи через участие в волонтёрской деятельности до конца не решена.
Цель исследования заключается в изучение проблемы социализации и влияния волонтерской деятельности на нее и социальную активность студентов техникума.
Объект исследования являются студенты техникума очной формы обучения с 1 по 4 курсы.
Предметом исследования является волонтёрская (добровольческая) деятельность и ее влияние на социализацию студентов техникума.
Гипотеза исследования: волонтёрское движение может рассматриваться как фактор социализации молодежи.
Выдвинуты следующие задачи исследования, основанные на цели и гипотезе:
- изучить и обосновать надобность развития социальной активности молодежи и зависимость развития социальной активности студентов от их участия в волонтёрском движении;
- изучить сущность понятий «социальная активность» и «волонтерское движение», определить их принципы;
- проанализировать и изучить факторы развития социальной активности молодежи и волонтёрского движения;
- провести тестирование студентов КГСТ для изучения социальной активности техникума;
- проанализировать полученные результаты;
- разработать рекомендации и программу развития волонтёрского движения в техникуме.
Эмпирической базой исследования послужили изученная литература; проанализированные отечественные и зарубежные статьи по волонтёрству.
Данное исследование носит теоретико - прикладной характер.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования для повышения эффективности социальной активности студентов и развития программы волонтёрского движения в техникуме.
В работе используются данные по социологическому опросу студентов техникума, сравнительная характеристика, статистические данные, отчетные материалы и иные фактические материалы, содержащиеся в официальных источниках, приведенных в списке использованной литературы и других источников.
1 ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
сущность, виды и формы
Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
В отечественной социологии одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано В. Т. Лисовским в 1968 г.: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [17].
Некоторыми учеными «молодежь» понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума [24].
Студенческая молодежь как социальная группа является разновидностью группы «молодежь». Из этого следует, что для нее присущи все характеристики молодежи, а также свои специфические черты.
Молодёжь РФ сегодня — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В их числе - студенческая молодежь, наиболее образованная, профессионально ориентированная часть молодежи, социальный и стратегический ресурс, фактор национального развития страны.
Перед любым обществом стоит проблема неразвитости и отсутствия стимулирования социальной активности молодых граждан, замедляющая процесс социализации молодого поколения. Эта проблема требует своего решения. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года основная цель государственной молодежной политики формулируется как «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [2].
Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный – это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный» [12].
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность» [9].
Активность делится на виды по критерию уровня индивидуальности: физическая, психическая, социальная активность.
В социологии чаще всего используется понятие «социальная активность». Философская, социологическая, психологическая литература «социальная активность личности» определяют по-разному: как своеобразную меру деятельности в обществе; меру направленности деятельности; саму деятельность. Социальная активность предусматривает повышенное участие в различных социальных мероприятиях, которые направлены на общественное благо.
Социальная активность – (от лат.аctivus-деятельный) способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении [27].
По критерию направленности социальная активность делится на просоциальную, асоциальную и антисоциальную.
Под понятием «просоциальная активность» обозначаются действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих. Это может начинаться от простой любезности и заканчиваться помощью человеку, который оказался в опасности.
Понятие «асоциальность» используется в качестве собирательного политического термина, которое обозначает неблагополучных людей из низших слоев общества. «Асоциальная активность» подразумевает зарождение преступлений и часто переходит в антисоциальную активность, связанную с совершением общественно опасных действий: краж, разбойных нападений, ограблений, хулиганства и т.п.
По предмету воздействия выделяются следующие виды социальной активности: коммуникативная, практическая, смешанная.
Так как общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы: политическая активность; гражданская активность; творческая активность; культурная активность; трудовая активность; деловая активность; коммуникационная активность.
Сущность социальной активности молодых граждан заключается в формировании у молодежи свойства самостоятельности и потребности во внутренне необходимой активной деятельности.
В советские годы задача на формирование социально-активной личности молодых граждан была одной из главных. Для решения этой задачи был построен Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, который охватывал более 60% юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет. Данная организация основывалась на единой программе, благодаря которой можно достичь обязательного уровня активности, политической грамотности, нравственности. В годы перестройки, благодаря самороспуску комсомола, возникают множества молодежных объединений, а так же осваиваются новые подходы в работе с молодыми гражданами. Современная эпоха социальной активности основывается на модернизации и политике, где огромную роль играют политические партии и различные общественные институты.
Сегодня для молодых граждан актуальными формами социальной активности являются, такие как коммуникационная, гражданская и творческая. Так же к наиболее распространенным формам социальной активности молодежи относится и волонтерская деятельность, которая основана на добровольчестве. Особенно она актуальна для студенческой молодежи, так как способствует раскрытию ее личностного потенциала и может выступать базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, а также возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.
1.2 Социальное служение и волонтерская деятельность молодежи:
понятия, основные направления, специфика, виды
Социальное служение – это служение любви и милосердия к ближнему. Каждому человеку даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4, 10).
Трактовка понятия «социального служения» отсутствует во всех современных российских словарях, которые связаны с проблемами социальной сферы общества. В настоящее время, указания на социальное служение приводится как особый вид Церкви.
Социальное служение является формой благотворительной помощи и представляет собой вклад в развитие общественного блага. Социальное служение отражает уровень социальной ответственности членов всего общества. Именно осознание своей социальной ответственности всегда связывалось с нравственной силой и религиозным сознанием личности.
В толковых словарях В.И. Даля [11] и С.И. Ожегова[15] служение рассматривается как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.
Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с социальной работой цели и задачи [16]. Социальное служение является феноменом развития гражданского общества, что способствовало отведению огромной роли бескорыстному и добровольному выполнению социальных услуг.
В современном понятии социального служения имеются следующие основания, которые побуждают человека действовать на благо общества:
- социальная ответственность, - нравственные основания, благодаря которым человек побужден к добровольному служению;
- гражданские обязанности, которые являются одной из основ осуществления жизни гражданского общества.
Тетерский С.В. считает, что социальное служение рассматривается как единичный акт или группа акций социально значимого (государственно-общественного) характера, символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста, осознание полного человеческого потенциала, оказание помощи нуждающимся [20].
Главные черты социального служения: бескорыстие; добровольность; социальная значимость деятельности.
Объектами социального служения являются социальные учреждения, различные объединения, в том числе и некоммерческие, определенные семьи и сами люди.
Субъектами социального служения являются:
- волонтеры, оказывающие различные виды поддержки;
- педагоги или наставники, которые обеспечивают обучение добровольцев служению;
- участники проектов и программ социального служения, которые являются добровольческим резервом;
- административно-управленческий персонал, с помощью которого осуществляются все проекты и программы социального служения;
- исследователи, наблюдающие за динамикой развития социального служения.
Социально значимыми мотивами участия молодежи в социальном служении являются: возможность самореализации, общественное призвание, чувство социальной значимости; самовыражение и самоопределение; профессиональное ориентирование; приобретение полезных социальных и практических навыков, возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; способность выразить свою гражданскую позицию; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; выполнение общественного и религиозного долга; организация свободного времени.
Поэтому социальное служение можно рассматривать как образовательный (в единстве обучения, воспитания, развития) процесс, направленный на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников.
Социальное служение имеет 4 основные направления:
- добровольчество;
- благотворительность;
- правозащитная деятельность;
- миротворчество.
Добровольчество и благотворительность являются более значимыми в социальном служении.
Добровольческая деятельность (добровольчество) — это деятельность граждан, направленная на решение социально значимых задач на основе добровольности [16].
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [1].
Волонтерство всегда приравнивали к добровольной деятельности, так как понятия имеют одинаковый смысл. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».
Добровольная деятельность (волонтерство) является видом духовной деятельности, которая направлена на помощь тем, кто больше всего в ней нуждается, кто не имеет возможности сам себе помогать из-за старости, инвалидности, беспризорничества, социальных катаклизм или стихийных бедствий. Добровольная (волонтерская) деятельность может начинаться от традиционных видов взаимопомощи и заканчиваться объединениями усилий огромного количества людей для преодоления каких-либо социально значимых ситуаций. Добровольная деятельность имеет три принципа: отсутствие вознаграждения, польза обществу и работа без принуждения.
Социальное служение (в том числе добровольчество) является специфической деятельностью. Его специфика связанна с личными качествами волонтеров, а так же предполагает, что целенаправленно и серьезно ей могут заниматься только те, кому это душевно необходимо. Вступая в социальное служение, молодежь получает новые обязанности, а так же принимают на себя новую роль – волонтеров.
Волонтеры или добровольцы – это те люди, деятельность которых направлена на безвозмездное выполнение различных работ, не связанных с получением выгоды или прибыли. Добровольцы, в первую очередь, помогают остронуждающимся слоям населения. В волонтерстве не имеет значения раса, религиозная принадлежность, возраст. Волонтерство всё больше и больше приобретает многоаспектный характер.
Существует несколько различных видов волонтерства:
- взаимопомощь – осуществление волонтерской деятельности для предоставления помощи другим членам своей социальной группы;
- благотворительность или служба на благо других;
- участие и самоуправление;
- просвещение или пропаганда каких-либо вопросов.
Волонтерство играет огромную роль в отношениях между различными государствами сегодня. Международный статус волонтерство получило в 1920 году, что способствовало созданию организации под названиями «Международная гражданская помощь» и «Международный Красный Крест». Так же появились различные международные объединения, которые существуют и сейчас. На сегодняшний день волонтерских организаций огромное количество, которые имеют международный статус. Волонтеров этих организаций можно встретить повсюду, они могут работать в любое время и в любой день.
Один из российских социологов Е.И. Холостова трактует понятие «волонтер» следующим образом: «Волонтеры (от англ. volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций…». Всегда находятся люди, способные на безвозмездных основах оказывать помощь нуждающимся, таким образом влияя на трансформацию современного ему общества [16].
Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя [1].
У волонтеров свои заповеди, которым они следуют. Отличительными чертами волонтера выступают: честность, порядочность, искренность, пунктуальность, толерантность, смелость, великодушие, щедрость, справедливость, милосердие, стремление к знаниям, благодарность, терпеливость, оптимизм, умение доверять, аккуратность, сочувствие, чувство юмора, тактичность.
В России корни идей волонтерства можно найти глубоко в истории, когда россияне воспитывались на этических и моральных традициях. Именно тогда началось зарождение безвозмездной помощи нуждающимся.
В советское время появились пионерские и комсомольские отряды, в которых трудились и взрослые, и дети. Участие было принудительным, что в дальнейшем исказило понимание о добровольческой деятельности.
После распада СССР, люди забыли о труде на благо.
Сейчас в России насчитывается огромное количество добровольческих организаций, благодаря которым каждый 4 россиянин желает работать на благо общества. По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремиться к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны – дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу) [20].
Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь. Наиболее актуальными формами и направлениями деятельности для молодежи являются:
- работа с детьми-сиротами, инвалидами, пожилыми, бездомными, беженцами, бывшими заключенными и другими;
- служба в больницах;
- работа, направленная на сохранение и восстановление природных и исторических памятников;
- помощью животным, добровольная помощь заповедникам и зоопаркам, работа в приютах для животных;
- профилактика здорового и безопасного образа жизни, деятельность, направленная на профилактику и борьбу с наркоманией, СПИДом;
- историко-просветительская деятельность;
- защита окружающей среды;
- творческая и досуговая деятельность;
- психолого-педагогическое сопровождение подростков и детей;
- краеведческая деятельность;
- трудовая помощь;
- работа в местных муниципалитетах;
- выполнение специальных работ или участие в них;
- организация и проведение различных интеллектуальных конкурсов.
Волонтерской деятельности присущи следующие характеристики:
- волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью ради получения вознаграждения, любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости работы;
- деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны;
- добровольная помощь должна приносить пользу;
- волонтерство должно быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях;
- степень участия должна зависеть только от волонтера.
Существует ряд технологических этапов создания волонтерского движения и развития добровольческой программы.
Предварительный этап заключается в сборе информации об интересах, мотивации потенциальных волонтеров, формировании и принятии добровольческой программы.
Начальный этап состоит из проведения собеседований, назначение кураторов для добровольцев, а так же составлению описания работы.
Основной этап основывается на выполнении работы.
Заключительный этап формирует оценку значимости и эффективности проделанной работы, добровольцы получают поощрение, а так же начинается дальнейшее планирование деятельности.
Эффективность данной технологии будет зависеть от верности представлений о деятельности и у организаторов, и у добровольцев, а так же от взаимодействия между добровольцами и организаторами, от способностей добровольца.
Волонтерская деятельность – это идея социального служения человека.
Потребность быть полезным есть в каждом человеке. Люди становятся добровольцами из-за того, что могут убедиться в важности работы, которую выполняют, к которой их привлекают. Они могут убедиться в том, что нужны обществу и являются ценной частью для него.
1.3 Волонтёрство - значимое условие социализации молодежи
Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации. Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.
Обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию - это факторы социализации. В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:
- макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
- мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:
а) по национальному признаку (этнос);
б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);
в) по принадлежности к СМИ.
- микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.
Основными институтами социализации являются: семья; культура; образовательные учреждения; религия.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательное учреждение и организованная целенаправленная деятельность студентом под руководством преподавателей в нем играет огромную роль в социализации студенческой молодежи. Реализация задачи по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию молодежи связана, в первую очередь, с организацией добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи.
Волонтерская деятельность студентов – это вид социального служения, предполагающий помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она дает ряд преимуществ. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру; возможность увидеть результаты собственного труда, что является особенностью участия студентов в волонтерской деятельности. Волонтерское движение в студенческой среде имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что выпускники техникума станут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Участие молодых людей в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения ее конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства. Указанный аспект очень актуален для студенческой молодежи, так как добровольческая деятельность способствует раскрытию ее личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития и может выступать как базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу, так и возможностью попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.
Таким образом, процесс социализации студентов напрямую зависит от их участия в социальном служении и волонтерской (добровольческой) деятельности. Отсюда следует, что задачей учебного заведения (техникума) является организация целенаправленной работы по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность как основы дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего конкурентно способного специалиста.
2 ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КГСТ
2.1 Анализ социальной активности студентов КГСТ в добровольческой деятельности
Техникум был создан приказом народного Комиссара угольной промышленности СССР от 28.06.1943 за № 483/а. За годы своего существования техникум неоднократно претерпел реорганизацию и переименовывался. С 04.05.2015г. техникум переименован в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно-строительный техникум» (КГСТ).
Являясь одним из старейших учебных заведений города, техникум стал крупным учебно-методическим центром. За минувшие годы техникуму довелось готовить специалистов более чем по 20 специальностям, а сегодня КГСТ осуществляет подготовку специалистов по 5 специальностям и 6 профессиям.
На 1 марта в техникуме насчитывается 422 студента, обучающихся с 1 по 4 курс по специальностям «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Компьютерные системы и комплексы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Коммерция (по отраслям)».
В техникуме действует шесть предметно-цикловых комиссий: комиссия социально-экономических дисциплин (ПЦК СЭД); комиссия общеобразовательных дисциплин; комиссия строительных дисциплин; комиссия горно-механических дисциплин; комиссия информационно-компьютерных дисциплин.
КГСТ, как и каждое учебное заведение, постоянно ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Этому способствует вся образовательная среда техникума (в том числе и воспитательная система), которая направлена на формирование личности студента, способного усвоить социальный опыт и ценностно-нравственные ориентации; на усвоение студентами норм поведения, развитие самоконтроля и выдержки, выработке активной жизненной позиции, на совершенствование субъективно-духовного мира.
Образовательная среда техникума играет важную роль в процессе социализации студенческого коллектива. Показателями социализации студенчества техникума являются рост качества образования обучаемых, все большее вовлечение студентов в общественные мероприятия с высокими итоговыми показателями на разных уровнях и др. Традицией учебного заведения являются разнообразные досуговые мероприятия: военно-патриотические мероприятия, фестивали; военно-спортивные мероприятия, игры, эстафеты; фестиваль «Студенческая весна»; экскурсии в музеи; встречи с интересными людьми; мероприятия «ЗОЖ»; функционирование молодежного театра «Проспект Горняков» и др. Именно они создают особенную нравственную атмосферу в учебном заведении.
Постоянный поиск новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности, два года назад привел к развитию такого направления в воспитательной работе как волонтёрская деятельность.
Вместе с тем вопросы социального служения молодежи техникума уже более 15 лет рассматриваются в рамках работы «ЭКО-клуба», цикл «Молодежь, религия и бизнес», руководителем которого является преподаватель ПЦК СЭД (и ее председатель) Гневашева Т.В.
За эти годы ею неоднократно проведены открытые внеклассные мероприятия по темам «Социальная работа с молодежью. Роль социального служения в решении проблем молодежи», «Социальное служение и молодежь», «Христианские добродетели и их роль в социализации современной молодежи», «Духовное богатство человека» и др. В этих мероприятиях принимают участие представители Церкви, ученики воскресной школы, социальные работники, представители предпринимателей, молодежных организаций. Одна из основных целей проведения подобного рода мероприятий - подготовить высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов с необходимыми обществу определенными духовно-нравственными качествами, целями и установками и необходимыми общими и профессиональными компетенциями.
На таких мероприятиях рассматриваются вопросы о социальной работе с молодежью и роли социального служения в решении проблем молодежи; участие студентов КГСТ в деле социального служения обществу.
В процесс социального служения (добровольческую деятельность и благотворительность) за эти годы вовлекались студенты разных курсов и не только экономических, но и технических специальностей. Стимулировалась и поддерживалась активность молодежи, студентов техникума, направленная на действенное участие в разрешении проблем сограждан; развивались различные формы социального служения и реальной социальной помощи, которые могут осуществить молодые люди, студенты, по отношению к людям, переживающим трудности: инвалидам, одиноким старикам, детям, оставшимся без родительской поддержки, и др. Вовлечение студентов техникума происходило для того, чтобы они получили положительный опыт участия в решении проблем, имеющих общественное значение.
В настоящее время, по желанию студентов, в техникуме было организованно волонтерское движение, в состав которого входит 19 человек, большую часть из которых представляют студентки, имеющие опыт социального служения через работу «ЭКО-клуба». Работа волонтерского движения основывается на помощи социально незащищенным группам населения. По каждой проделанной работе ведётся отчёт в письменной форме и в виде фотографий. Однако какой-то разработанной программы волонтерского движения среди студентов не существует.
С целью изучения социальной активности, процесса социализации и волонтерства как значимого фактора социализации студентов было проведено исследование. Социологическое исследование проводились на базе КГСТ среди юношей и девушек с помощью анкетирования (Приложение А).
В опросе приняли участие студенты техникума девяти групп с 1 по 4 курс по четырем специальностям: «Коммерция (по отраслям)», «Компьютерные системы и комплексы», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» групп: 1КОМ-15; 1КОМ-14; 2КОМ-14; КОМ-13; КСК-15; КСК-12; ТЭРО-15; СЭЗ-15; СЭЗ-13.
Всего в опросе приняло участие 138 студентов в возрасте от 16 до 19 лет, что в соответствии с рисунком Б.1 составляет примерно 38% от числа всех студентов. Большую часть опрошенных составили юноши 57%. Девушек в опросе приняло участие 43% (Рисунок Б.2).
Опрос, проведенный среди студентов, позволил сделать выводы по вопросам волонтерства и социализации в техникуме.
С помощью ответа на вопрос «Выбрали ли Вы какую-либо форму общественной активности?» исследование позволило выявить, что 37% респондентов выбрали свою форму общественной активности, 35% - нет; 20% - испытали затруднения при ответе на этот вопрос, а 8% - вообще не желают ни в чем участвовать. Полученные результаты свидетельствуют все-таки о низкой социальной активности и вовлеченности студентов в процесс социализации.
На вопрос «Помогаете ли Вы своим друзьям?» 56,2% респондентов ответили о постоянной помощи своим друзьям, 40,8% - время от времени; 2% - ответили «нет» и 1% затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос «Как Вы думаете «Волонтерство – это …..» большинство респондентов, а именно 91,3% написали о волонтерстве, как о бескорыстной помощи. У 8,7% - ответа не было.
На вопрос «Разделяете ли Вы понятия волонтерство и добровольчество?» 40,5% респондентов показали, что это два разделимых понятия. При этом 37% студентов решили, что эти понятия не разделимы.
На вопрос «Как Вы относитесь к волонтерству в молодежной среде?» большое количество 58% респондентов отметили, что волонтерство – хороший способ социализации. 10% отметили, что это распространенное явление; нейтрально высказалось – 21%. 7% опрошенных отметило, что волонтерство – это пустая трата времени. У 4% респондентов вопрос вызвал затруднение в ответе в соответствии с рисунком В.3.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, необходимы ли волонтеры обществу?» исследование позволило выявить, что 83% респондентов считают, что волонтеры непременно нужны нашему обществу; 14% -ответило, что не нужны. 3% респондентов в соответствии с рисунком В.4 затруднились ответить на данный вопрос.
На вопрос « Как Вы думаете, является ли волонтерство значимым фактором социализации молодежи?» 56% респондентов решили, что волонтерство является значимым фактором социализации. При этом, в соответствии с рисунком Г.5, равное количество респондентов выбрали другие варианты ответа и говорят о волонтерстве, как не о факторе социализации (22%) и признаются в затруднении дать ответ (22%).
Были рассмотрены и мотивы участия студентов в волонтерском движении. На вопрос «Как Вы думаете, какой у студентов основной мотив участия в волонтерстве?» В соответствии с рисунком Г.6 64% респондентов решили, что главным мотивом участия студентов в волонтерском движении является потребность оказать помощь. На втором месте – потребность в достижении (14%); на третьем - потребность в общении (12%). 10% студентов считает, что основным мотивом участия является потребность в развлечении.
При ответе на вопрос «Участвуют Ваши друзья в волонтерском движении?» 45% респондентов ответили «да»; 40% - ответили «нет»; у 15% респондентов вопрос вызвал затруднения (Рисунок Д.8).
На вопрос «Участвуете ли Вы в волонтерском движении техникума?» большинство респондентов, а именно 80% выбрали ответ «нет»; 16% - ответили «да». 4% респондентов затруднились ответить (Рисунок Д.8).
Респондентов не участвующих в волонтёрстве попросили написать, по какой причине они не участвуют в нём. В результате опроса было выявлено то, что 58% просто не хотят участвовать; у 32% - нет времени; 7% - это неинтересно и 3% респондентов ответили, что не записались (Рисунок Е.9).
Так же респондентов, которые ответили, что участвуют в волонтерском движении техникума, попросили рассказать, что им это дает. 92,8% не смогли дать ответ на этот вопрос.
При ответе на последний вопрос «Как, по Вашему мнению, стоит ли активно развивать волонтерское движение в техникуме?» 57% респондентов написали ответ «да»; 8,0% ответили «нет»; 35% - затруднились ответить (Рисунок Е.10).
Таким образом, в ходе исследования, гипотеза о том, что волонтёрское движение может рассматриваться как фактор социализации молодежи - нашла подтверждение.
Также исследования показали, что есть необходимость активно развивать волонтёрское движение в техникуме. Опрос позволил сделать выводы о наличии проблем, связанных с развитием социальной активности, социализации студентов и повышению вовлеченности в волонтёрскую деятельность в техникуме.
2.2. Рекомендации по развитию волонтёрской (добровольческой) деятельности молодежи
В целом, ситуация в техникуме говорит о зарождении волонтерского движения в ГБОУ (ССУЗ) «Коркинский горно-строительный техникум». Однако следует заметить, что на данный момент волонтерство в техникуме носит не системный характер, подобно кружкам по интересам и не имеет структуры, от которой зависит его дальнейшее развитие; наблюдается отсутствие единого организованного волонтерского движения; не существует достаточного методического обеспечения организации волонтёрской деятельности.
В то же время вся воспитательная работа в техникуме и такая общественная организация техникума как Парламент строят свою деятельность, используя методы и подходы волонтёрской деятельности, то есть можно заметить, что потенциал для развития волонтерского движения в КГСТ существует. Тем более, что сами студенты считают, что его необходимо активно развивать.
Для того чтобы перевести волонтёрство в действующую рабочую силу, техникуму, во-первых, необходима Программа, цель которой будет заключаться в формировании и подготовке волонтеров для активизации волонтерского движения в техникуме.
Программа «Повышение вовлеченности студентов в волонтерское движение техникума» может иметь следующие задачи:
- создание комфортной среды для наиболее активной деятельности волонтерского движения техникума;
- подготовка и обучение студентов для дальнейшей работы в волонтерском отряде;
- организация и установление различных связей между структурными подразделениями техникума и волонтерским движением для повышения вовлеченности студентов.
При реализации программы следует придерживаться следующих основных направлений:
- обучение волонтеров;
- сотрудничество с Общественной молодежной палатой г.Коркино;
- взаимодействие с Управлением социальной защиты граждан по г.Коркино;
- взаимодействие с Церковью.
Выполнение программы должно быть возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Для наибольшей эффективности программы следует контролировать её ход через создание ежемесячных отчетов. Так же должна рассматриваться справочная, статистическая и аналитическая информация о ходе программы.
При оценке эффективности программы следует использовать показатели результативности:
- процент студентов, которые участвуют в волонтерском движении;
- количество проведенных занятий по обучению волонтеров;
- количество мероприятий, проведенных волонтерским движением техникума;
- количество мероприятий, проведенных на разных уровнях, в которых принимали участие студенты техникума.
Успех данной программы будет зависеть от работы руководства техникума и волонтерского движения.
Во-вторых, хорошо проработать все этапы организации волонтерской деятельности на должном уровне в своем образовательном пространстве.
Существующая технология развития волонтёрства предполагает прохождение четырех этапов;
Техникуму в соответствии с этой технологией необходимо:
На первом этапе, необходимо четко сформулировать идею в каком направлении будет развиваться волонтёрство: культурном, спортивном, экологическом, пропаганда ЗОЖ, помощь ВОВ, работа с детьми-сиротами или ином направлении.
Второй этап является слабым местом техникума в этой технологии, так как отсутствует четкий план действий. На этом этапе необходимо сформировать волонтёрское объединение, возможно с привлечением не только студентов, но и преподавателей. Определить, цели, задачи и направления деятельности. Как отмечают авторы технологического подхода к построению процесса обучения В.П.Беспалько [6] и В.Я.Виленский [8], поставленные цели должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, диагностически заданными, систематизированными полными без избыточности. На этом этапе необходимо разработать права и обязанности волонтёров. Необходимо проработать план работы в соответствии с выбранными направлениями. Желательно дать название волонтерскому объединению (отряду).
Для поддержания интереса студентов к волонтёрской деятельности можно принять решения о введении поощрительных мероприятий, например, «Лучший волонтер года», празднование Дня волонтёров, поздравление с днем рождения, вручение сувениров и др.
Следует разработать формы отчета для волонтера. На основе этих отчетов и наблюдений может производиться оценка работы волонтера. Если по окончании своей работы волонтер пожелает уйти из волонтерского объединения, то ему могут быть предоставлены рекомендации или подготовлены специальные сертификаты, письма благодарности, "Личная книжка волонтера".
"Личная книжка волонтера" может стать аналогом трудовой книжки, куда можно вносить сведения о добровольческой деятельности волонтера (различных видах трудовой деятельности, количестве часов, поощрениях, дополнительной подготовке). Добровольческая (волонтерская) деятельность является формой социального служения, благотворительная деятельность в форме безвозмездного труда. Для студентов данная книжка может стать своеобразным портфолио, которое может помочь им в поиске работы и трудоустройстве, поскольку, одним из основных критериев в современной России является общественная деятельность.
На третьем этапе реализовываются ранее запланированные и спроектированные идеи. Сейчас этот этап осуществляется в техникуме. Однако техникуму для эффективного осуществления волонтёрской деятельности на этом этапе необходимо принять официальное Положение о деятельности волонтёров, которого пока в КГСТ нет.
В состав такого Положения предлагается включить:
- Общие положения.
- Цели и задачи волонтёрства.
- Управление деятельностью и структура волонтёрского объединения (отряда).
- Права и обязанности волонтёров.
- Мотивация волонтёров.
Четвертый этап реализации идей и планов в техникуме осуществляется. Однако для повышения его эффективности необходимо, исходя из выбранной на третьем этапе формы управления, четко понимать, кто и за что отвечает. Лишь при выполнении данного условия волонтёрская работа будет выполнена качественно.
Выполнив, все предлагаемые задачи техникум сможет системно решать проблемы вовлечения студентов в социально-значимую деятельность, повысит социальную активность студентов и стимулирует процесс их социализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности и в Законе «Об образовании» и ФГОС.
Социализация рассматривается как сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного общества.
В связи с тем, что выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым, тема социализации личности стала особенно актуальной.
Образовательная среда техникума играет важную роль в социализации студенческой молодежи. Усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, саморазвитие и самореализация личности осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Создание и функционирование полноценного волонтерского движения – это значимый фактор социализации молодежи.
Добровольческая (волонтерская) деятельность является формой социального служения, благотворительная деятельность в форме безвозмездного труда.
Для привлечения молодого человека к социальному служению, к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативные формы работы.
В ходе социологического анализа организации волонтерской деятельности в КГСТ выяснилось, что для активного развития волонтёрства (добровольчества) среди студенческой молодежи необходимо решить ряд задач, а именно: популяризировать этот вид деятельности; отработать технологию организации и координации волонтерского движения; усилить интерес и мотивацию студентов к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач были предложены следующие мероприятия:
1) разработка Программы «Повышение вовлеченности студентов в волонтерское движение техникума»;
2) разработка Положения о волонтерской деятельности;
2) соблюдение всех этапов технологии развития волонтерства.
В ходе исследования подтверждена гипотеза: волонтёрское движение может рассматриваться как фактор социализации молодежи.
Потому техникуму необходимо в своей образовательной среде активно развивать волонтёрство, так как оно не только позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу, налаживает социальное партнерство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые и другие официальные документы:
Моноиздания:
Статьи из периодических изданий и сборников:
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Анкета студента группы ________________
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном вопросам изучения проблем участия молодежи в волонтерском движении. Пожалуйста, внимательно прочтите предложенные вопросы и варианты ответов к ним. Обведите букву того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, в свободной строке Вы можете написать свой вариант ответа. Подписывать анкету не нужно, данные будут использованы в обобщенном виде. Надеемся на ваши искренние и полные ответы.
1. Выбрали ли Вы какую-либо форму общественной активности?
А) Нет
Б) Да
В) Не буду ни в чем участвовать
Г) Затрудняюсь ответить
2. Помогаете ли Вы своим друзьям?
А) Постоянно
Б) Время от времени
В) Нет
Г) Затрудняюсь ответить
3. Как вы думаете «Волонтерство» - это ……..
(напишите)_________________________________________
4. Разделяете ли Вы понятия волонтерство и добровольчество?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
5. Как вы относитесь к волонтерству в молодежной среде?
А) Хороший способ социализации
Б) Распространенное явление
В) Нейтрально
Г) Пустая трата времени
Д) Затрудняюсь ответить
6. Как Вы считаете необходимы ли волонтеры обществу?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
Г) Не представляю, что это такое
7. Как Вы думаете, является ли волонтерство значимым фактором социализации молодежи?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
8. Как Вы думаете, какой у студентов основной мотив участия в волонтерстве?
А) Потребность оказать помощь
Б) Потребность в общении
В) Потребность в достижении
Г) Потребность в развлечении
9. Участвуют ли Ваши друзья в волонтерском движении?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
10. Участвуете ли Вы в волонтерском движении?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
11. Если Вы ответили на вопрос 10 «Нет» или «Затрудняюсь ответить», назовите причину «Почему?»
(напишите)_______________________________________________________
12. Если Вы ответили на вопрос 10 «Да», назовите то, что Вам это дает
(напишите)_______________________________________________________
13. Как по Вашему мнению стоит ли активно развивать волонтерское движение в техникуме?
А) Нет
Б) Да
В) Затрудняюсь ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Рисунок Б.1 – Графическая структура студентов, принявших и не принявших участие в опросе
Рисунок Б.2 – Графическая структура опрошенных по гендерному признаку
(в % к числу опрошенных)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Рисунок В.3 – Результаты опроса по отношению к волонтерству в молодежной среде
(в % к числу опрошенных)
Рисунок В.4 – Результаты опроса по отношению к необходимости волонтеров обществу
(в % к числу опрошенных)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Рисунок Г.5 – Результаты опроса по мнению о волонтерстве как о значимом факторе социализации молодежи (в % к числу опрошенных)
Рисунок Г.6 – Результаты опроса по выбору мотива для участия в волонтерстве
(в % к числу опрошенных)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(справочное)
Рисунок Д.7 – Результаты опроса по участию друзей студентов в волонтерском движении
(в % к числу опрошенных)
Рисунок Д.8 – Результаты опроса по участию студентов в волонтерском движении
(в % к числу опрошенных)
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(справочное)
Рисунок Е.9 – Результаты опроса по причине не участия в волонтерском движении техникума (в % к числу опрошенных)
Рисунок E.10 – Результаты опроса по мнению о развитии волонтерского движения в техникуме (в % к опрошенным)
Мост из бумаги для Киры и Вики
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как напиться обезьяне?
Несчастный Андрей
Композитор Алексей Рыбников