Данная презентация является зрительным сопровождением к докладу о партизанском движении на конференции "Великая Отечественная война. Взгляд из XXI века.
Вложение | Размер |
---|---|
partizanskoe_dvizhenie.ppsx | 2.01 МБ |
Слайд 1
Партизанское движение «Наша память идет по лесной партизанской тропе…»Слайд 2
Влияние современных средств войны на боевые действия и организацию партизанских отрядов. Отряды, действовавшие по коммуникациям Наполеона, стремились внезапно напасть на движущиеся части и обозы врага. Отряды же партизан во время Великой Отечественной войны, высылавшиеся для разрушения железных дорог, уже не искали встреч с частями противника, а, наоборот, избегали их.
Слайд 3
Руководство партизанским движением. Общие вопросы руководст в а В период Великой Отечественной войны к лету 1942 г. партизанские отряды стали нуждаться в централизованном руководстве и снабжении; это настоятельно требовало создания единого центра по руководству партизанским движением.
Слайд 4
Структура партизанских отрядов и соединений. Состав и структура партизанских соединений и отрядов были весьма разнообразны и зависели от местных условий, выполняемых задач, численности, индивидуальных качеств командира и т.п. Однако все отряды и соединения имели много сходного: отряд и соединение возглавляли командир и, как правило, комиссар, при них штаб во главе с начальником; большинство командиров имело заместителей по разведке, помощников по снабжению, а позже во многих соединениях и заместителей по диверсиям.
Слайд 5
Численность и состав партизанских отрядов Состав партизанских отрядов в 1812 году – это прежде всего крестьяне и солдаты. Обычно во главе таких отрядов становились раненые или отставшие по болезни кадровые солдаты или унтер-офицеры. Один из таких крупных партизанских отрядов (до 4 тыс. человек) возглавил в районе Гжатска солдат Еремей Четвертаков.
Слайд 6
Подготовка специалистов В отряде Четвертакова почти никто не умел ездить верхом, а быстрота передвижения, маневренность были залогом успехов партизан, поэтому он начал с того, что создал «партизанскую школу». Это в XIX веке! Для начала он обучил своих подопечных элементам кавалерийской верховой езды и простейшим командам. Затем под его наблюдением деревенский кузнец сковал несколько самодельных казацких пик. Но надо было достать и огнестрельное оружие. В деревне, конечно, его не было. Где взять? Только у противника. Но сначала надо было научиться владеть оружием.
Слайд 7
Связь Связь имела решающее значение для организации централизованного оперативного руководства партизанским движением и снабжения партизан. В обеих войнах использовалась связь пешими и конными связными, при помощи звуковых сигналов, через личное общение и местное население.
Слайд 8
Снабжение В XX веке в начальный период войны партизаны снабжались всем необходимым для жизни и борьбы с врагом из созданных в местах развертывания отрядов скрытых баз, пользовались личным оружием и имуществом, подбирали на палях сражений боеприпасы и мины. Позже значительную часть оружия и боеприпасов партизаны стали добывать в боях с врагом, а продовольствие заготовляли из местных средств, используя и трофейное.
Слайд 9
Боевые действия партизан Тактика партизан Современные средства войны вызвали к жизни тактику партизанских действий мелкими группами, которые, умело применяя минно-подрывные средства, способны решать исключительно большие задачи. Все боеспособные отряды и соединения — батальоны, полки, бригады, дивизии — значительную часть своих сил выделяли для действий мелкими группами на вражеских путях сообщения.
Слайд 10
Взаимодействие партизан с войсками регулярной армии Большинство крупных операций партизан проводилось в сочетании с действиями войск на фронте. Курская битва сочеталась с мощным воздействием партизан на вражеские коммуникации. Партизанские удары настолько снизили пропускную способность железных дорог на временно оккупированной территории (особенно на участках, проходящий вблизи лесных массивов), что затруднили не только Маневр, но и снабжение войск врага. Этим партизаны помогали Красной Армии громить немецких оккупантов. Партизаны ответили мощными ударами по вражеским коммуникациям, массовыми крушениями поездов, подрывом рельсов, автомобилей. Замечательно взаимодействие партизан с Красной Армией при форсировании Днепра.
Слайд 11
Рейды При подготовке к рейдам разрабатывались их планы по этапам и подготовлялось материальное обеспечение. Необходим особенно подробный план первого этапа рейда. План составлялся на основе полученной задачи и охватывал следующие вопросы: задачи рейда; подробный маршрут первого этапа и ориентировочный маршрут всего рейда; агентурная и войсковая разведка; политическое обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; боевые операции по этапам; иногда — взаимодействие с войсками. План рейда сохранялся в строгом секрете. Все знали, что идут в рейд, но никто, кроме командования, не знал — куда и как.
Слайд 12
Значение действий партизан по вражеским коммуникациям Партизаны наносили удары по основным видам путей сообщения — железнодорожным, автомобильным и водным. Воздушные сообщения были недосягаемы для партизан. Для нарушения работы железнодорожного транспорта производились: крушения поездов, иногда с последующим уничтожением подвижного состава; подрыв рельсов; взрыв больших и средних искусственных сооружений на перегонах; взрыв малых искусственных сооружений (иногда с одновременным крушением поезда); нападения на железнодорожные станции; подрыв связи и прочих устройств на железных дорогах; порча и уничтожение подвижного состава.
Слайд 13
Крушения поездов Крушение поездов с помощью минно-подрывных средств во время войны было самым сильным способом воздействия на железнодорожный транспорт. Крушениями поездов прерывалось движение, уничтожались живая сила, подвижной состав, техника и нарушалось снабжение врага.
Слайд 14
Подрыв мостов Благодаря техническому прогрессу партизаны за время Великой Отечественной войны подорвали несколько сот средних мостов на железных дорогах, разрушили и сожгли несколько больших мостов на автомобильных дорогах, Однако, в основном, партизаны подрывали или сжигали малые мосты, которые слабо охранялись или оставались без охраны.
Слайд 15
Массовый подрыв рельсов (рельсовая война) В ночь с 3 на 4 августа 1943 года многочисленные белорусские, ленинградские, смоленские и другие партизанские отряды общей численностью до 100.000 человек, в сочетании с наступлением Красной Армии, по заранее разработанному плану, сбивая охрану, овладевая перегонами железной дороги, взрывали рельсы. В 2 ночи на всех линиях было взорвано около 36.000 рельсов. Повсеместными и внезапными ударами многие железнодорожные линии оказались выведенными из строя: у немцев не хватало сил предотвратить удары партизан на всех перегонах и заменить взорванные рельсы. Противнику пришлось подвозить рельсы из Германии и оккупированных стран.
Слайд 16
Провал мероприятий оккупантов по борьбе с партизанами. Немцы в первые месяцы войны, рассчитывая на быструю победу, восстанавливали лишь важнейшие железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, оставляя невосстановленными не только рокадные железные дороги, но и ряд магистральных, особенно однопутных; эти дороги были отремонтированы только через год после прихода немцев, которые были не в состоянии освоить всю временно оккупированную территорию. Немцы восстановили часть второстепенных и ряд кустарных предприятий.
Слайд 17
Провал карательных экспедиций и провокаций противника С момента вступления немецких оккупантов на советскую землю карательные отряды повели борьбу с партизанами. В ход были пущены все средства — специальные экспедиции против партизан, лживая пропаганда, провокации, репрессии против родственников партизан и всего советского населения в районах партизанских действий. Захватчики засылали агентов для разложения партизанских отрядов изнутри, убийства командного состава, его дискредитации, разведки расположения и вооружения отрядов, системы охранения и т.д.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В обеих войнах партизанское движение было всенародным и охватывало всю временно оккупированную территорию. Партизанское движение на временно оккупированной территории было одним из факторов ускорения разгрома врага и мощным стимулом для развития партизанского движения в других странах. Историческими заслугами советских партизан являются: значительная помощь войскам регулярной армии (уничтожение врага, его техники и всех видов снабжения, срыв воинских перевозок, сообщение разведывательных данных, отвлечение значительных сил врага на охрану и оборону коммуникаций, тыловых органов и на борьбу с партизанами); спасение многих сотен тысяч людей от уничтожения, спасение многих городов и сел от разрушения их врагом; огромная политическая работа среди населения и срыв административных, хозяйственных других мероприятий врага. Исключительно велико моральное значение партизанских действий - создание чувства неуверенности у врага в его тылу. Всенародная партизанская война велась в органической связи с жизнью государства, с героической борьбой армии. Особенности партизанского движения Второй мировой войны: единое руководство им при устойчивой связи между штабами партизанского движения и партизанскими отрядами и соединениями; сочетание (благодаря этому) действий партизан с действиями Красной Армии; проведение больших операций значительным количеством партизанских, отрядов и соединений по заранее разработанному плану (рельсовая война, удары по железнодорожным узлам Ковель, Брест, форсирование Днепра и т.д.); применение современной техники, в том числе специальных диверсионных средств; снабжение партизан по воздуху оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, средствами связи, медикаментами и т.д. Для партизанской борьбы исключительно большое значение имеют технические средства. Современная минно-подрывная техника при правильном ее использовании дает возможность уничтожать противника, не вступая с ним в бой. Врага и его технику во много раз легче и выгоднее уничтожить в тылу посредством мин во время следования на фронт, чем в бою. Благодаря диверсионной технике опытные партизаны малыми силами и средствами наносили врагу весьма значительные потери. В связи с усилением значения коммуникаций и наличием специальной диверсионной техники (для уничтожения живой силы, боевой техники - и всех видов снабжения врага во время перевозок) изменялась и тактика партизан. Диверсионная группа стала, сильнее бронепоезда, сильнее танкового или стрелкового батальона во время их следования в поезде. Опыт партизан по разрушению вражеского тыла обгонял опыт и возможности врага по охране тыла. Охрана вражеских путей сообщения оказалась не в состоянии, защитить их от партизан. Удары партизан по вражеским коммуникациям значительно сильнее и эффективнее ударов немецкой авиации по нашим железным дорогам и авиации союзников по немецким железным дорогам. В результате 2—3 лет упорной борьбы и учебы выросли во время Великой Отечественной войны опытные кадры, способные успешно действовать в тылу противника даже вне пределов нашей Родины и умело применять современные средства борьбы с врагом и нарушения работы тыла противника. Опыт, приобретенный сотнями лучших партизан по разрушению вражеского тыла, - своего рода высшее военное образование. Этот опыт необходимо изучать войскам, предназначенным для действий в тылу противника, и тем, кто в ходе боя может оказаться там, особенно пограничникам и экипажам самолетов бомбардировочной авиации. В случае гибели самолета экипаж должен действовать как диверсионная группа и продолжать борьбу с врагом в его тылу. Огромный вклад внесло партизанское и ополченческое движение в разгром и истребление неприятеля. Перерезая коммуникации противника, истребляя его отряды, наводя на него страх и ужас, оно час за часом приближало неизбежный разгром захватчиков. И опыт, полученный народом в 1812 году, очень пригодился и в последующем.
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Флейта и Ветер
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем подснежники гуашью
Рукавичка