Чем раньше человек начинаем понимать свои особенности и организовать свою деятельность в соответствии со своими природными возможностями, тем больше успехов он достигает. Особенно это важно в школьный период. Потому что именно в этот период закладываются базисные знания, умения и навыки.
Вложение | Размер |
---|---|
ovchinnikova.docx | 79.37 КБ |
Влияние хронотипа школьника на качество обучения
Введение
В разные периоды жизни происходит изменение состояния организма человека, его отдельных органов и клеток. Изменяется движение импульсов по нервным волокам, бьётся сердце, сокращаются и расслабляются мышцы. Происходит изменение артериального давления, температуры тела. Периодически изменяется настроение, самочувствие, деловая активность.
В природе постоянно происходит обмен информации, энергии и веществ между любой живой системой и окружающей средой. Исключением не стал и человек. Любое нарушение обмена (на любом уровне) неблагоприятно сказываются на развитии и жизнедеятельности организмов.
Именно поэтому при разработке и выборе различных режимов деятельности необходимо учитывать свои индивидуальные биоритмы. Учёными доказано, что они оказывают влияние на работоспособность, а значит и на успеваемость школьников.
Чем раньше человек начинаем понимать свои особенности и организовать свою деятельность в соответствии со своими природными возможностями, тем больше успехов он достигает. Особенно это важно в школьный период. Потому что именно в этот период закладываются базисные знания, умения и навыки.
Цель исследования: выявить взаимосвязь хронотипа школьника, графика учебных нагрузок и успеваемости.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с методиками определениями хронотипа человека.
Гипотеза исследования: наше состояние, настроение, работоспособность зависит от того, кем мы являемся по хронобиологическому типу. Если у учащихся нет возможности организовать режим дня с учетом своего хронобиологического типа, то их успеваемость снижается.
Актуальность проблемы: Повышение качества образования школьников занимает первостепенное место в учреждениях образования. Хронотип человека влияет на работоспособность человека и в частности, на качество обучения школьника. Учащимся с разным хронотипом требуется определенная система организации учебных занятий. Данное исследование ставит задачу проверить это утверждение.
Объект исследования: Учащиеся 5 класса общеобразовательной школы
Предмет исследования: Хронотипы учащихся 5 класса и их влияние на успеваемость.
Новизна исследования: В беседе со школьниками и учителями-предметниками нашей школы я пришла к выводу, что тема данного исследования никем не затрагивалась и исследования по ней не проводились.
Практическая значимость: Полученные мною результаты исследования можно использовать школьниками и администрацией школы при повышении работоспособности, а, следовательно, улучшить успеваемость.
1. Теоретическая связь.
Знакомясь с литературными источниками и Интернет-ресурсами по исследуемой теме я нашла достаточно информации о хронотипах людей. Методики определения хронотипа, взаимодействие биоритмов с окружающей средой рассматриваются в книгах В.И.Шапошниковой «Биоритмы – часы здоровья», Л.М.Дурейко «Как устроен организм человека». Авторы этих книг рассказывают, что хронотип – это признак, передающийся по наследству человека. Г.И.Гуревич в книге «Лоция будущих открытий» рассматривает проблемы, влияющие на работоспособность человека. На страницах сайта nauka.relis.ru/08/0501/08501028.htm имеется информация о науке хронологии. А данные о биоритмах я нашла на страницах сайта www.bio-ritm.ru.
С самого рождения человека включаются его биологические часы. Которые определяют его самочувствие, работоспособность. Эти часы называют биологическими ритмами. Они определяют циклическое изменение состояния всей жизни человека. Существуют различные биологические ритмы. Например, суточные, определяющие самочувствие и работоспособность человека в течении суток. Если науиться планировать свою деятельность в течении дня в соответствии с этими ритмами, то продуктивность и эффективность труда резко возрастёт. Но есть и более длинные биоритмы. Они оказывают положительное или отрицательное воздействие на человека в течении нескольких дней. Наиболее известны три циклических биоритма: физический (продолжается 23 дня), эмоциональный (продолжается 28 дней), интеллектуальный (продолжается 33 дня). Первую половину этих ритмов человек находится в положительной фазе и благоприятно выполняет свою деятельность. Вторая половина биоритмов – отрицательная, что плохо сказывается на выполнении деятельности человеком.
Ещё в древности учёные установили, что каждый орган имеет определённый период особенно напряжённой деятельности. Именно в этот период орган податлив любым воздействиям, в том числе и лечебным. Медики тех далёких времён знали о «лечебном времени» для каждого органа. Например, печень наименее «работоспособна» примерно в 1-3 часа ночи, почки - в 17-19 часов и т. п. Врачи рекомендуют измерять температуру тела в утренние часы и в 18 часов. Наибольшая частота, пульса большинством исследователей отмечена в 17-18 часов, однако имеются еще и пики в 9-10 часов; уменьшение частоты пульса наблюдается в 13-14 часов и 22-23 часа. Артериальное давление имеет минимальные значения в ранние утренние часы и около полуночи, а максимальные - в 16-20 часов. Установлено, что в течение суток у человека в определенное время наступает сонливость - это 9, 13 и 17 часов! Спортивные результаты так же «подчиняются» закономерностям биоритмов. Наиболее эффективны тренировки, проводимые в период от 10 до 12 и от 15 до 18 часов.
При распределении учебной нагрузки педагогам необходимо выявить принадлежность обучающихся к определённой биоритмологической группе, помочь обучающемуся рационально использовать резервные возможности организма без вреда для его здоровья.
Конечно, на природный биоритм человека в повседневной жизни оказывают влияние и другие факторы: устрой семьи, интересы, индивидуальный распорядок дня, который формируется с детства. Иногда приходиться нарушать определённые режимы дня в связи с семейными или бытовыми обстоятельствами.
Позитивный настрой в работе люди испытывают в определённое время суток. Одни наиболее продуктивно работают утром, другие – в вечерние часы. Личности, которые владеют разным ритмом трудоспособности, отличаются особенностями характера, тем, как они реагируют на окружение и как болеют. Все это позволяет считать ритм трудоспособности не результатом привычки определенного режима работы, а внутренней чертой, которая свойственная человеку.
Хронобиология – это наука, изучающая условия возникновения, природу, закономерности и значение биологических ритмов, а так же взаимосвязи между биоритмами и здоровьем человека. Корни знаний о биоритмах уходят в далёкую древность. До нашего время дошли трактаты Гиппократа и Авиценны, в которых значительное место уделялось здоровому образу жизни, основанному на правильном чередовании фаз активности и отдыха. Основоположником современной школы изучения биологических ритмов является профессор Франц Халберг. В изучении биоритмов значительный вклад внесли и русские учёные: И.М.Сеченов, В.И.Вернандский, И.П.Павлов, который считал, что «в жизни человека нет ничего более властного, чем ритм».
Хронобиология – достаточно молодая наука, которая помимо изучения взаимосвязей между биоритмами и здоровьем человека занимается разработкой методов и средств, для восстановления и гармонизации нарушенных ритмов. В настоящее время эта направление считается одним из самых перспективных в профилактической медицине, поскольку позволяет воздействовать на самые ранние причины развития многих заболеваний.
Ученые выявили, что люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в возможностях организма в те или иные часы суток.
Основные характеристики хронотипов следующие:
«Жаворонки» Самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать. Жизнь в современном обществе больше подходит для «жаворонков» или «голубей». Это раннее пробуждение, работа в течение светового дня. Именно это подходит «жаворонкам» и «голубям». К тому же «жаворонки» имеют несколько лучшие показатели здоровья, по сравнению с другими хронотипами. Но они хуже переносят временные изменения ритма жизни и дольше приспосабливаются к длительным изменениям. Работоспособность «жаворонков» выше в утренние часы. А так же выше уровень функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела.
«Совы» Самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее - ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи. «Совы» не могут активно работать в первой половине дня, им приходится применять различные тонизирующие средства, но всё равно «совы» испытывают трудности при постоянной дневной работе. Учёными замечено, что «совы» лучше сохраняют здоровье и психологически устойчивее «жаворонков». «Совы» в утренние часы делают больше ошибок при чтении, чем «жаворонки».
«Голуби» Промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи. «Голуби» хорошо приспособлены для жизни и работы в «дневном» ритме. У лиц этого хронотипа наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Их работоспособность имеет два пика - в 10-12 и в 15-18 часов. Лица этого типа придерживаются нормального режима дня.
Люди разных хронотипов неодинаково реагируют на множество внешних воздействий.
В данной работе «качество обучения» условно определено как успеваемость учащихся 5 класса в общеобразовательной школе. Исходя из итоговых оценок учащихся, выделены 3 группы по качеству обучения: «неуспевающие» (есть “2”), «удовлетворительно обучающиеся» (“3”-“4”), «хорошо обучающиеся» (“4”-“5”).
2. Практическая часть.
2.1 Определение хронотипа.
Методика анкетирования: был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени - тест Остберга в модификации профессора С. И. Степановой. Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. С целью чистоты эксперимента тестирование было проведено дважды. Испытуемым предложено ответить на 23 вопроса анкеты (Приложение 1).
Анализ анкет показал, что все пятиклассники имеют хронотип «совы», так как их баллы вошли в рамки 42-57.
2.2 Анализ журнала учета успеваемости обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.
Успеваемость обучающихся 5 класса рассматривалась за первую и вторую четверти.
Анализ результатов:
2.3 Изучение графика учебных нагрузок в 5 классе (школьное расписание).
Изучая расписание на 2015-2016 учебный год в 5 классе, мы видим, что оно практически соответствует хронотипам обучающихся 5 класса. Для идеального совпадения можно было бы основные уроки сместить на урок позже.
Можно предположить, что успеваемость напрямую зависит от взаимосвязи хронотипа школьника и графика учебных занятий. Но встаёт вопрос, а как же адаптация и мотивация.
2.4 Исследование уровня адаптации пятиклассников к предметам, методом «Цветные письма».
Метод «Цветные письма» показал, что в среднем все обучающиеся относятся спокойно и положительно к предметам, без чувства внутренней напряжённости (у ребят преобладали жёлтый и синий цвета). А это значит, что адаптация пятиклассников прошла успешно и на успеваемость не влияет.
2.5 Изучение уровня мотивации к школе пятиклассников (тестирование).
Результаты получились следующими (приложение):
-отношение к себе как к школьнику не сформировано /1 человек – 12%;
-положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами / 4 человека – 64%;
-отношение к себе как к школьнику сформировано / 1 человек – 12 %;
-сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность / 1 человек – 12%.
2.6 Вывод
Сравнительный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: тот факт, что среди «сов», обучающихся в первую смену, 71% учащихся относятся к группе «удовлетворительно обучающихся» может рассматриваться как доказательство взаимосвязи качества обучения и хронотипа школьника.
Возможно, одинаковая работоспособность «сов» в разное время суток способствует лучшему усвоению материала. Однако в этом имеется небольшое количество хорошо успевающих, что позволяет сделать выводы о том, что при правильной организации учебного труда и режима дня независимо от хронотипа можно достичь хороших результатов в обучении. Сравнив результаты исследования по полу невозможно сделать однозначного заключения о зависимости хронотипа и пола человека, тем более сделать выводы об их влиянии на успеваемость, так как традиционно юноши показывают более низкие результаты из-за меньшего прилежания в учебе. Как видно зависимость между хронотипом и успеваемостью частичная. Гораздо большее значение в обучении играет мотивация.
3.Заключение
В процессе данного исследования были рассмотрены теоретические аспекты разной работоспособности человека в течение суток. Изучена методика определения хронотипа человека (тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой), которая была использована в работе. В ходе практической работы был определен хронотип учащихся 5-х классов и сделан сравнительный анализ успеваемости школьников. Выявленные в ходе анализа закономерности позволили подобрать в литературных источниках рекомендации по организации учебной деятельности и познакомить с ними учащихся 5-х классов и учителей школы.
В перспективе было бы интересно продолжить исследования зависимости успеваемости школьника от его хронотипа:
Конечно, человеческая жизнь многообразна. Ее никогда не рассчитать по циклам и по дням. Но, с другой стороны, человек иметь право попытаться понять, отчего в одном и том же состоянии он ощущает себя совершенно по-разному? Поэтому биоритмы действительно имеют место быть. С этим нельзя не считаться. Знание биоритмов и планирование деятельности в соответствии с ними, могло бы значительно улучшить качество жизни человека.
4. Рекомендации
Для учащихся вечернего типа ( «сов»)
Для администрации ОУ
Приложение 1
АНКЕТА ОСТБЕРГА.
для определения утреннего и вечернего типа работоспособности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно.
2. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы.
3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.
4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос.
5. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.
Вопросы и оценочные баллы.
1.Когда бы Вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Время, час. Баллы
Зимой Летом
5.00-6.45 4.00-5.45 5
6.46-8.15 5.46-7.15 4
8.16-10.45 7.16-9.45 3
10.46-12.00 9.46-11.00 2
12.01-13.00 11.01-12.00 1
2.Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Время, час. Баллы
Зимой Летом
20.00-20.45 21.00-21.45 5
20.46-21.30 21.46-22.30 4
21.31-00.15 22.31-1.15 3
00.16-1.30 1.16-2.30 2
1.31-3.00 2.31-4.00 1
3.Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?
Совершенно нет потребности 4
В отдельных случаях 3
Потребность в будильнике довольно сильная 2
Будильник мне абсолютно необходим 1
4.Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать 4
Была бы некоторая польза 3
Работа была бы достаточно эффективной 2
Работа была бы высокоэффективной 1
5.Легко ли Вам вставать утром в обычных условиях?
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
6.Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъема?
Очень большая сонливость 1
Есть небольшая сонливость 2
Довольно ясная голова 3
Полная ясность мысли 4
7.Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Аппетита совершенно нет 1
Аппетит снижен 2
Довольно хороший аппетит 3
Прекрасный аппетит 4
8.Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 час.), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать
1
Была бы некоторая польза 2
Работа была бы достаточно эффективной 3
Работа была бы высокоэффективной 4
9.Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Очень большая вялость (вплоть до полной разбитости) 1
Небольшая вялость 2
Незначительная бодрость 3
Полная бодрость 4
10.Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?
Не позже, чем обычно 4
Позже на час и менее 3
На 1-2 часа позже 2
11.Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
12.Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу два раза в неделю. Для вашего друга лучше всего это делать от 7 до 8 часов утра .Является ли этот период наилучшим и для Вас?
В это время я бы находился в хорошей форме 4
Я бы был в довольно хорошем состоянии 3
Мне было бы трудно 2
Мне было бы очень трудно 1
13.Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Время, час.
20.00-21.00 5
14.При выполнении двухчасовой работы, требующей от Вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырех предполагаемых периодов вы бы выбрали для этой работы, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Время, час.
15.Как велика Ваша усталость к 23 часам?
Очень устаю 5
Заметно устаю 3
Слегка устаю 2
Совершенно не устаю 0
16.По какой-то причине Вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов вам больше всего подходит?
Проснусь в обычное время и больше не усну 4
Проснусь в обычное время и буду дремать 3
Проснусь в обычное время и снова засну 2
Проснусь позже, чем обычно 1
17.Вы должны дежурить ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у Вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов для Вас наиболее приемлем?
Спать буду только после ночного дежурства 1
Перед дежурством вздремну, а после буду спать 2
Перед дежурством хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю 3
Полностью высплюсь перед дежурством 4
18.Вы должны в течение 2 часов выполнять тяжелую физическую работу. Какое время Вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
Время, час.
19.Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе два раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него 22-23 час. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для Вас?
Да, я был бы в хорошей форме 1
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме 2
Немного поздновато, я был бы в плохой форме 3
Нет, в это время я совсем не мог бы тренироваться 4
20.В котором часу Вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по Вашему личному желанию?
Время, час.
5.00-6.45 5
21.Представьте себе, что Вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы) и Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
Время, час.
00.01-5.00 1
0.01-8.00 5
8.01- 10.00 4
10.01-16.00 3
16.01-16.00 2
21.01-24.00 1
22.В какое время суток Вы полностью достигаете «вершины» своей трудовой деятельности?
Время, час.
23.Иногда приходиться слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов Вы относите себя?
Четко к утреннему 6
Скорее к утреннему, чем к вечернему 4
Скорее к вечернему, чем к утреннему 2
Четко к вечернему 0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СУММЕ НАБРАННЫХ ВАМИ БАЛЛОВ:
Свыше 92- четко выраженный утренний тип
77-91 -слабо выраженный утренний тип
58-76 -аритмичный тип
42-57 -слабо выраженный вечерний тип
Ниже 41 -четко выраженный вечерний т
От 77 до 92 балов – утренний тип - «жаворонки»; от 41 до 57 – вечерний тип - «совы»; 58 – 76 – аритмичный тип - «голуби».
Приложение 2
Количество школьников с разным качеством обучения по полу и хронотипу.
пол | качество обучения | количество человек | (%) | (%) |
Девочки | Неуспевающие | - | - | - |
Мальчики | - | - | ||
Девочки | Удовлетворительно | 2 | 29 | 72 |
мальчики | 3 | 43 | ||
Девочки | Отличники и хорошисты | 1 | 14 | 28 |
мальчики | 1 | 14 |
Приложение 3
Расписание
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Ин.яз. | Рус.яз. | Ин.яз. | Ин.яз. | Литература |
Рус.яз. | Обж | Математика | Математика | Математика |
Математика | Математика | Обществознание | География | Биология |
Литература | Литература | История | Рус.яз. | История |
Технология | Физ.культ. | Физ.культ. | Рус.яз. | Рус.яз. |
Технология | ИЗО | Музыка | Физ.культ. |
Приложение 5
1 | Тебе нравиться в школе? | да; не очень; нет |
2 | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; не знаю; остался бы дома |
3 | Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? | пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4 | Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? | не нравиться; бывает по разному; нравиться |
5 | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; не знаю; хотел бы |
6 | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; не знаю; хотел бы |
7 | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; редко; не рассказываю |
8 | Ты хотел бы чтобы у тебе был другой, строгий учитель? | мне нравиться наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9 | У тебя в классе много друзей? | много; мало; нет друзей |
10 | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; не очень; не нравятся |
Приложение 6
Литература
Интернет-источники
предмет ФИ | Русский язык | Литература | Математика | Биология | ||||
1 чет. | 2 чет. | 1 чет. | 2 чет. | 1 чет. | 2 чет. | 1 чет. | 2 чет. | |
Иванцов Стас | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 |
Ковязин Андрей | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Корыткин Дима | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Овчинникова Катя | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Приёмышев Денис | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Толмачёва Даша | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Фадеева Лиза | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Качество знаний | 1 четверть | 2 четверть |
«2»-«3» | ----------- | 1 ученик |
«3»-«4» | 5 учеников | 4 ученика |
«4»-«5» | 2 ученика | 2 ученика |
Рисуем "Ночь в лесу"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Осенняя паутина
Девочка-Снегурочка
Медведь и солнце