Историю страны можно изучать не только из книг. Очень часто рядом с нами находятся те, кто историю "прожил". Они не только могут детально рассказать об определенных этапах становления нашей страны, но и привнести эмоциональную окраску события.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 51.84 КБ |
Администрация городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вильская средняя школа
XVIII Всероссийский конкурс
исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия – ХХ век»
2016–2017 год
Номинация «История семей»
Слова из сердца Гусевой Елизаветы Сергеевны
как отражение истории страны
Автор : Лабазова Дарья,
обучающаяся 8 класса
МБОУ Вильской средней школы
607040 Нижегородская область, город Выкса, рабочий поселок Виля, улица Островского, дом 50
8-920-073-34-36
Руководитель:
Гаврина Елена Александровна –
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ Вильской средней школы
607040 Нижегородская область, город Выкса, рабочий поселок Виля, улица Крупской, дом 30
883177661297
Адрес школы:
607040 Нижегородская область, город Выкса,
рабочий поселок Виля, улица Крупской, дом 30
8(83177)66-1-31
г.Выкса, р.п.Виля
2017 год
Оглавление
Глава 2. 30 е годы в истории страны.
Глава 3. Война в жизни Гусевой Е.С.
Глава 5. Военное детство Гусевой Е.С.
Глава 6. Взрослая жизнь Гусевой Е.С.
Глава 7. Коллеги и сослуживцы о Гусевой Елизавете Сергеевне:
Цель работы: воссоздание повседневности прошлых лет и судьбы обыкновенных людей на примере жительницы рабочего поселка Виля Гусевой Елизаветы Сергеевны.
Задачи:
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы, результатов беседы, обобщение полученных результатов.
-эмпирические: беседа с жительницей р.п.Виля Гусевой Е.С.
- практические: запись воспоминаний о детстве и военных годах ветерана Великой Отечественной войны Гусевой Е.С.
Гипотеза если изучить биографию жизни творческого и интересного человека, то можно узнать историю не только родного края, но и всей страны.
Практическая значимость заключается в пополнении фонда музея школы воспоминаниями о детстве и военных годах ветерана Великой Отечественной войны Гусевой Е.С.
В нашем поселке живет очень интересная женщина Елизавета Сергеевна Гусева. Она бывший учитель, больше сорока лет проработала в Вильской школе. На протяжении многих лет была членом профсоюзной организации г.Выкса. Горячо болеет за воспитание молодежи, постоянно выступает с лекциями об истории школы, поселка, историческом прошлом как перед учащимися школы, так и перед жителями р.п.Виля. А место их встречи-это и школа, и клуб, и библиотека.
Я познакомилась с ней на одном из таких мероприятий. Не возможно было оторваться. Я решила, что если я познакомлюсь с ней поближе, узнаю её биографию, я смогу лучше узнать историю нашей Родины.
Цель работы: воссоздание повседневности прошлых лет и судьбы обыкновенных людей на примере жительницы рабочего поселка Виля Гусевой Елизаветы Сергеевны.
Задачи:
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы, результатов беседы, обобщение полученных результатов.
-эмпирические: беседа с жительницей р.п.Виля Гусевой Е.С.
- практические: запись воспоминаний о детстве и военных годах ветерана Великой Отечественной войны Гусевой Е.С.
Гипотеза если изучить биографию жизни творческого и интересного человека, то можно узнать историю не только родного края, но и всей страны.
Предмет исследования: история России
Объект исследования: биография жительницы р.п.Виля Е.С.Гусевой
Ожидаемые результаты:
Практическая значимость заключается в пополнении фонда музея школы воспоминаниями о детстве и военных годах ветерана Великой Отечественной войны Гусевой Е.С.
Гусева Елизавета Сергеевна родилась в многодетной семье. В семье было 4 детей. Отец и мать оставили неизгладимый отпечаток на жизнь тогда еще маленькой девочки. Они для нее были настоящим примером .
От матери она унаследовала добро, человечность. Её мама была умной женщиной, умела ласково говорить.
От отца маленькая Лиза унаследовала любовь к книгам. Он привил и любовь к природе. Интересно, что цветами был покрыт весь дом, росла клумба красивых астр под окном, дома всегда стоял букет живых цветов. И это все благодаря её папе. Отец работал в строительной бригаде бригадиром. Мама не работала. Была домохозяйкой, воспитывала детей.
Из воспоминаний Гусевой Е.С. самое тяжелое время для семьи маленькой Лизы – это детство в тридцатые годы. Мне стало интересно почему. Для этого я обратилась к истории России в этот период времени.
Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.
Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Развитие и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий..
Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гт.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были утверждены задания пятилетки, а разработка некоторых разделов (в частности, по промышленности) продолжалась. Он предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Обеспечение столь высоких темпов развития требовало максимального напряжения сил, что хорошо понимали многие руководители партии и государства.
Однако очень скоро начался пересмотр плановых заданий индустрии в сторону их повышения. Были «откорректированы» задания по производству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по выпуску сельскохозяйственных машин.
В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. В начале 30-х годов темпы ее роста значительно упали: в 1933 г. они составили 5% против 23,7% в 1928-1929 гг.
Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Задания плана — но сравнению с предыдущей пятилеткой — выглядели более реалистичными и умеренными. В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень высокие результаты. Вместе с тем развитию легкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания. Среди квалифицированных рабочих возникло стахановское движение. Его участники показывали пример небывалого подъема производительности труда.
Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации.
Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам, напоминающим политику периода «военного коммунизма». Запрещалась свободная рыночная торговля зерном. При отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть их имущества. Особые «оперуполномоченные» и «рабочие отряды» изымали не только излишки, но и необходимый крестьянской семье хлеб. Эти действия привели к обострению отношений между государством и сельским населением, которое в 1929 г. уменьшило посевные площади.
Проходивший в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней шла речь о развитии на селе всех форм кооперации, которые к этому времени объединяли почта треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи намечался постепенный переход к коллективной обработке земли.
Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании новых колхозов.
В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств.Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909-1913 гг., на 40-50% уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства присланных в них председателей. Административно- командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.
Экономические преобразования конца 20-х — начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения.7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях — в совхозах и МТС. Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность городского населения в 1929-1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в 1931-1933 гг. — на 2,04 млн. К 1939 г. в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г. Была ликвидирована безработица. Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники. В годы первой пятилетки выходцы из деревни составили 68%, а в период второй — 54% общего числа новых пополнений. В социальной психологии новых рабочих преобладали черты крестьянского менталитета и традиций.Приток вчерашних крестьян на стройки пятилеток пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что приводило к текучести кадров, падению дисциплины, производственному травматизму, выпуску бракованной продукции, многим негативным нравственно-социальным последствиям.
Конечно, в то время маленькая Лиза не понимала почему трудно живется её семьи. Только спустя многие годы она проанализирует свою жизнь в рамках истории и сделает вывод, что форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. Высокие цены на продукты сельского хозяйства делали их труднодоступными для значительной части городских жителей, получавших низкую заработную плату. Ухудшение материально-бытовых условий населения, перебои с продовольствием обостряли социальную напряженность в обществе. Не выполнялись планы капитального строительства. Падала производительность труда. Ухудшалось качество производимой продукции. Жизнь обычных людей была тяжела.
В то время. когда началась война Елизавете Сергеевне было 10 лет. Она дор сих пор отчетливо помнит тот момент: «2 июня 1941 года нас везли в пионерский лагерь в г. Навашино в село Ефремова. Когда переехали Оку, в первом же селе где остановилась грузовая машина, узнали о начале войны. В машине везли лучших учеников Карачаровской школы, ехали вместе с учителями и родителями. К воспитательнице подошел мужчина и сказал, что началась война, фашисты нарушили мирный договор, уже бомбят Киев, Брест взяли много городов. Все стали кричать: кто плакал, кто орал, но все боялись. Когда об этом сказали детям и нас начали успокаивать, что это всё далеко, может быть это всё прекратится и отвезли нас в пионерский лагерь. В лагере сразу ограничили питание, вожатый предупредил, что конфет не будет. В магазинах всё исчезло в первый же день, в них ничего не осталось».
Елизавета Сергеевна очень долго копила конфеты, как им сказала воспитатель. Прятала их во внутренний карман своего осеннего пальтишки, которое мама сказала ей взять с собой на всякий случай. Она смогла накопить целый карман голеньких подушечек. Они все слиплись, когда она привезла их домой. Вся семья долго пила чай с накопленными конфетами.
Мне стало интересно, а как началась война для всей страны.И я обратилась к историческим фактам.
21 июня 1941 года, 13:00. Германские войска получают кодовый сигнал «Дортмунд», подтверждающий, что вторжение начнется на следующий день.
22 июня 1941 года, 0:30. Перебежчик доставлен во Владимир-Волынский. На допросе солдат назвался Альфредом Лисковым, военнослужащим 221-го полка 15-й пехотной дивизии вермахта. Он сообщил, что на рассвете 22 июня немецкая армия перейдет в наступление на всем протяжении советско-германской границы. Информация передана вышестоящему командованию.
В это же время из Москвы начинается передача директивы №1 Наркомата обороны для частей западных военных округов. «В течение 22 — 23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев.
Довести директиву до воинских частей перед началом боевых действий не удается, вследствие чего указанные в ней мероприятия не осуществляются.
1:00. Коменданты участков 90-го погранотряда докладывают начальнику отряда майору Бычковскому: «ничего подозрительного на сопредельной стороне не замечено, все спокойно».
3:05. Группа из 14 немецких бомбардировщиков Ju-88 сбрасывает 28 магнитных мин у Кронштадтского рейда.
3:07. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает начальнику Генштаба генералу Жукову: «Система ВНОС [воздушного наблюдения, оповещения и связи] флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности».
3:10. УНКГБ по Львовской области телефонограммой передает в НКГБ УССР сведения, полученные при допросе перебежчика Альфреда Лискова.
3:30. Начальник штаба Западного округа генерал Климовских докладывает о налете вражеской авиации на города Белоруссии: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи и другие.
3:33. Начальник штаба Киевского округа генерал Пуркаев докладывает о налете авиации на города Украины, в том числе на Киев.
3:42. Начальник Генштаба Жуков звонит Сталину и сообщает о начале Германией боевых действий. Сталин приказывает Тимошенко и Жукову прибыть в Кремль, где созывается экстренное заседание Политбюро.
4:00. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский докладывает Жукову: «Вражеский налет отбит. Попытка удара по нашим кораблям сорвана. Но в Севастополе есть разрушения».
4:05. Заставы 86-го Августовского пограничного отряда, включая 1-ю погранзаставу старшего лейтенанта Сивачева, подвергаются мощному артиллерийскому обстрелу, после чего начинается немецкое наступление. Пограничники, лишенные связи с командованием, вступают в бой с превосходящими силами противника.
4:10. Западный и Прибалтийский особые военные округа докладывают о начале боевых действий немецких войск на сухопутных участках.
4:15. Гитлеровцы открывают массированный артиллерийский огонь по Брестской крепости. В результате уничтожены склады, нарушена связь, имеется большое число убитых и раненых.
4:25. 45-я пехотная дивизия вермахта начинает наступление на Брестскую крепость.
4:30. В Кремле начинается совещание членов Политбюро. Сталин выражает сомнение в том, что происшедшее является началом войны и не исключает версии немецкой провокации. Нарком обороны Тимошенко и Жуков настаивают: это война.
4:55. В Брестской крепости гитлеровцам удается захватить почти половину территории. Дальнейшее продвижение остановлено внезапной контратакой красноармейцев.
5:00. Посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручает наркому иностранных дел СССР Молотову «Ноту Министерства иностранных дел Германии Советскому Правительству», в которой говорится: «Правительство Германии не может безучастно относится к серьезной угрозе на восточной границе, поэтому фюрер отдал приказ Германским вооруженным силам всеми средствами отвести эту угрозу». Через час после фактического начала боевых действий Германия де-юре объявляет войну Советскому Союзу.
7:15. Сталин утверждает директиву об отражении нападения гитлеровской Германии: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу». Передача «директивы №2» из-за нарушения диверсантами работы линий связи в западных округах. В Москве нет четкой картины того, что происходит в зоне боевых действий.
9:30. Принято решение о том, что в полдень с обращением к советскому народу в связи с началом войны выступит нарком иностранных дел Молотов.
10:00. Из воспоминаний диктора Юрия Левитана: «Звонят из Минска: «Вражеские самолеты над городом», звонят из Каунаса: «Город горит, почему ничего не передаете по радио?», «Над Киевом вражеские самолеты». Женский плач, волнение: «Неужели война?..» Тем не менее, никаких официальных сообщений до 12:00 по московскому времени 22 июня не передается.
12:00. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
13:00. Президиум Верховного Совета СССР издает указ «О мобилизации военнообязанных...»
14:00. Брестская крепость полностью окружена немецкими войсками. Советские части, блокированные в цитадели, продолжают оказывать ожесточенное сопротивление.
14:10. 1-я погранзастава Александра Сивачева ведет бой более 10 часов. Имевшие только стрелковое оружие и гранаты пограничники уничтожили до 60 гитлеровцев и сожгли три танка. Раненый начальник заставы продолжал командовать боем.
Гитлеровское командование отвело на то, чтобы сломить сопротивление пограничников, 20 минут. 257 советских погранзастав держали оборону от нескольких часов до одних суток. Свыше одних суток - 20, более двух суток - 16, свыше трех суток - 20, более четырех и пяти суток - 43, от семи до девяти суток - 4, свыше одиннадцати суток - 51, свыше двенадцати суток - 55, свыше 15 суток - 51 застава. До двух месяцев сражалось 45 застав.
Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые дни войны погибли более 16 000.
17:00. Гитлеровским подразделениям удается занять юго-западную часть Брестской крепости, северо-восток остался под контролем советских войск. Упорные бои за крепость будут продолжаться еще недели.
21:00. Сводка Главного Командования Красной Армии за 22 июня: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии.
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолётов противника».
22 июня подошло к концу. Впереди были еще 1417 дней самой страшной войны в истории человечества.
Не один учебник не расскажет о военном детстве так, как об этом поведает очевидец. Потому я всецело доверилась рассказу Елизаветы Сергеевны и подробно все записала. А особенно запомнилось, что она любит свои воспоминания излагать в стихотворной форме. Это необычно и приятно, тем более, что это стихи её собственного сочинения.
Из рассказа Гусевой Е.С.
«..В годы войны я училась в Муромской школе № 10 в 5-7 классах.
Я вспоминаю то горе людское,
Те страшные дни: повзрослели дети войны.
Часто ночью, сорвавшись с постели
Под звуки военной свирели; мы,
Схватив узелки, в овраги бежали,
Сидели подолгу, от страха дрожали.
Самолеты врага над нами ревели,
Через Муромский мост на Горький летели.
Помню, как били зенитки, которые для охраны стояли около моста, ведь он имел большое стратегическое значение: через него шли поезда на восток и запад.
Хлеб в войну выдавали по карточкам. Его нам не хватало. В школе выдавали маленький кусочек хлеба с сыром. Однажды на уроке учительница немецкого языка упала в обморок. Врач сказал, что это был голодный обморок -она жила в городской квартире в Муроме, участков у них не было, а мы питались всем, что выращивали в огороде - овощей хватало. Часто мы ходили в совхоз и рвали стрелы от лука, чистили их и ели. Они нам казались очень сладкими.
Сладкого не видели. Чай пили с сушеной свеклой.
Учились в классах холодных,
Посылки на фронт посылали:
Носки, рукавицы вязали-
Матери нам помогали-
Кисеты красивые шили,
Картошку сушили и очень
Спешили отправить письмо,
В котором желали одно:
Пройти бойцам военные беды,
Живыми дойти до Победы!»
Приходили ответы с фронта, бойцы благодарили нс за посылки, желали хорошо учиться и рассказывали о том, как они бьют врага и верят, что победят. Письма с фронта прикрепляли к доске и часто их перечитывали.
Суровая зима 41-ого, как сказка,
Влилась в военные дни.
Тихо в классе скользит указка
По карте родной страны.
Мы по ней изучали не только
Нитки жемчужных рек,
Но и путь бойцов отмечали,
Чтобы запомнить войну навек.
Отступления наших войск отмечали кружочками -красили сажей, а когда погнали врага назад приклеивали (картошкой) звездочку, которую красили свеклой.
Часто ребята пропускали учебные дни и не приходили в школу: это значит пришла «похоронка», а когда ученик приходил в класс, то его встречали стоя в полном молчании. Горе было общим.
Я помню слезы наших матерей
И почтальона у дверей-
ООн молча долго так стоял,
С сочувствием ту похоронку клал.
И уходя тогда-
Услышав, как соседи на крик шли
(Людское горе было общим).
Слова сочувствия в сердцах несли.
Доставалось нам девчонках в лугах: сено скошенное надо было ворошить, собирать потом в валы, копнить, и копны тащить к стогу. Это был тяжелый труд. Руководил нами Алексей Стройков, без ноги был. А силенок малок: кормили жженой кашей, и чай, заваренный смородиновым листом В неделю раз привозили молоко. Жили в шалашах. Стога метали женщины, подростки –мальчишки в войну на лугах не работали. Они работали в колхозе на лошадях.
Мне сейчас 85 лет. Все пальцы рук деформированы, часто руки сводит судорга. Это оттого, что мы в военные годы в реке Оке осенью промывали с лодок огуречное семя. Привозили его в бочках. Нам выдавали огромные решета. С лодок мы промывали слизь с семян. Перчаток, резиновых сапог не было. Это была трудная и опасная работа.
Сколько вынесли в годы войны
На колхозных полях страны!
Тяжкий труд на плечи брали
И косили, и пахали,
И мешки с зерном таскали.
Снопы вязали в поле.
А ночью от боли стонали.
Я хорошо помню День победы. Утром на коне прискакал мальчишка. Он стучал по окнам домов и кричал: «Победа! Все на митинг в клуб!»
И радость, и счастье кипели вокруг!
Звучали гармони, и пляска рванулася в круг,
Но слезы катились у тех,
Чьи дети, мужья не вернулись с войны,
Не видеть героям теплой весны.
И дети, и взрослые понимали:
Со счастьем рядом боль идет,
Победу празднует народ!
После окончания Дивеевского педучилища в 1948 году Гусева Елизавета Сергеевна приехала работать в Вильскую среднюю школу учителем начальных классов. Затем стала работать учитель русского языка и литературы. Была завучем школы. «Что меня отличало от других учителей-вспоминает Е.С.Гусева- это четкая планировка работы школы». В 1948г по направлению начала работать в Вильской средней школе учителем русского языка, литературы и завучем школы.
Стаж работы – 40 лет.
Отличник народного образования.
Отличник просвещения СССР.
Ветеран труда и ветеран В.О войны.
Занесена в книгу «Летопись трудовой и боевой славы выксунцев».
Присвоено почётное звание « Заслуженный ветеран округа г.Выкса».
Десятки докладов на районных методов совещаниях и областных почтениях.
В средней школе Гусевой Елизавете Сергеевне в области награждена как завуч сельской школы значком «Отличник просвещения СССР».
Она вела ежедневно кружок поэзии, факультатив. Провела много литературных вечеров.« Ради жизни на земле»,« Словно о матери», которые вспоминают многие и в настоящее время. За работу награждена была бесплатной путёвкой в Брестскую крепость.
За все время прочитано 250 лекций и докладов. И то еще не предел, так как и в настоящее время Елизавету Сергеевну приглашают в школы, лагеря, библиотеки.
Но чем хороша Елизавета Сергеевна это тем, что она постоянно развивается. Вот что она говорит о самой себе:
И Виля с каждым днём дороже, здесь тишина, целебных трав настой.
И я душою становлюсь моложе, и родины не надо мне другой.
Сегодня мне 87 лет. До сих пор веду активный образ жизни: помогаю правнукам в учёбе, участвую в мероприятиях при посёлковой библиотеке, в клубе, в городе Выксе.
Как ни странно – пишу стихи, в которых правда о моей жизни, читаю их друзьям, на мероприятиях.
Люблю поэзию Пушкина, Лермонтова, Есенина, Р. Рождественского и душевные стихи А. Дементьева, наших выксунских поэтов: Т. Гордеевой,
М. Тараньва, Р. Тумбаевой, Т. Чередниченко.
Люблю жизнь; детей, внуков, правнуков.
Знаю много наизусть стихотворений и более 200 песен.
Надо жить!
Пусть кто – то скажет: «Зря.
Здоровья нет и силы на исходе».
Хочу смотреть, как царствует
Заря и вишен вальс танцует в огороде.
Жизнь этой женщины интересна и многогранна. Я только раскрыла одну часть жизни Гусевой Е.С. Но это важная страница в истории страны. Самое главное, что она её через раскрывает через свои стихи.
Её неординарность подчеркивают и люди-односельчане.
« Отличительные черты Елизаветы Сергеевны – деловая требовательность и высокая гуманность, вдумчива, тактична, добра.
Что очень характерно: строгость и требовательность её были разумными. Вот за это и ценили её дети».
( Казённова. Л. А., учитель школы).
«В Вильской библиотеке в клубе « Общение» задело присутствующих лирически повествование о нижегородском поэте Люкине. Тайну его народного признания раскрыла педагог Елизавета Гусева. Сколько пронзительной любви к матери, к родине было заключено в стихах мудрого поэта, стихи Елизавета Сергеевна читала наизусть.
( Лидия Мустыгина-заведующая Вильской школьной библиотекой).
Из статьи Е. И. Липатовой газета «Выксунский рабочий» 5- 01 – 2005 г)
« Из военного детства»,
« Счастье видеть глаза ребят»
Из высказывания Шамовой З. Н-заведующей Вильской поселковой библиотекой.
«Как истинный патриот Вили, Елизавета Сергеевна эмоционально провела беседу с учащимися 5 – 6 классов, о любви к своей родине, где дити родились, где живут близкие. За эту малую Родину шли в бой бойцы в войну. Любовь к Виле Елизавета Сергеевна прославила в своих стихах».
Проделанная работа оказалась очень продуктивной. Я познакомилась с очень удивительной женщиной, узнала очень много интересного и познавательного. Но самое главное слушая рассказы Гусевой Елизаветы Сергеевны я изучала историю страны. Таким образом, подвердилась моя гипотеза, что изучая биографию интересного и творческого человека, можно изучать историю страны.
Собранный материал я передала в школьный музей. Классные руководители нашей школы через знакомство с творчеством Гусевой Е.С. помогали изучать историю своим детям.
http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-34/
http://www.aif.ru/society/history/pervyy_den_voyny_hronologiya_sobytiy_22_iyunya_1941_goda
Воспоминания Гусевой Елизаветы Сергеевны
Стихи Гусевой Елизаветы Сергеевны
Материалы архива Гусевой Елизаветы Сергеевны
Фото из архива Гусевой Елизаветы Сергеевны
Можно от Солнца уйти...
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Ледяная внучка
Волшебные звуки ноктюрна
Филимоновская игрушка