Данная работа представляет собой исследовательскую работу по краеведению. Включает в себя информацию об одном из направлений деятельности школьного музея - участие односельчан в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_znali_chtoby_pomnili.docx | 524.28 КБ |
Справка-аннотация к работе
Тема: «Чтобы знали…Чтобы помнили!!!»
Номинация: Музейная деятельность
Авторы: Кечко Сергей, учащийся 9 класса, Плотникова Ольга, ученица 9 класс, Белевцев Никита, ученик 10 класса.
Авторы данной работы коллектив обучающихся, связанных совместной работай в школьном краеведческом музее. Уже этим объясняется выбор номинации и темы. А само участие в совете школьного музея продиктовано глубоким интересом ребят к истории, военному прошлому страны и родного края.
Работа включает в себя информацию об одном из направлений деятельности школьного музея- участие односельчан в Великой Отечественной войне. Среди вопросов взятых для обзора выбраны: имена тех для кого 1941 год стал выпускным; герои земляки; воспоминания участников войны ;переписка с односельчанами, участвовавшими в войне. И особое место занимает интервью с ныне здравствующим ветераном войны.
Выбранная тема достаточна актуальна, особенно в рамках той огромной работы, которая была проделана к празднованию 70-летия Победы, а также для увековечивания памяти и сохранения последней возможности соприкоснуться с той войной через пока еще здравствующих ветеранов (к сожалению в нашем селе их осталось только двое).
В ходе выполнения работы обучающимися продемонстрирована самостоятельность, активность, владение поисковыми и исследовательскими методами.
Практическая значимость работы и имеющихся в ней материалов очевидна. Они уже использовались для проведения экскурсионной работы, для проведения воспитательных мероприятий патриотической направленности. Собранный материал использовался для подготовки и участия в акции «Бессмертный полк».
Руководитель: Попова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея.
Чтобы знали… Чтобы помнили…
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время немало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Но с течением времени, уносящего эти дни в далекое прошлое, продолжает постоянно возникать необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений. Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.
Есть такой музей и в нашей школе. Его основателем была заслуженный учитель Таджикской ССР замечательная женщина Ненахова Марфа Власьевна. Именно ей впервые пришла в голову мысль организовать в селе музей «Трудовой и революционной славы». Определенная эпоха рождает свои имена. С момента своего возникновения одним из направлений работы музея является - участие наших земляков в Великой Отечественной войне.
Из нашего села было призвано защищать родину 1039 человек. Они сражались на многих фронтах, на родной земле и за рубежом. Из них было убито 544 человека и ранено 217 человек. Наши земляки героически сражались во имя победы и были награждены орденами и медалями. Родина по заслугам оценила храбрость и героизм наших односельчан.
Школьный музей хранит и имена тех для кого 1941 год стал выпускным.
Мещерякова (Ступакова) Дина Михайловна.
В 1941 году закончила 9 классов и поступила в Борисоглебский Учительский институт. Во время войны работала на тракторе, в декабре 1941 года была отправлена в Таловский район на рытьё окопов. В 1944 году закончила Борисоглебский статтехникум, окончила курсы связистов, до конца войны работала в Белоруссии. Ветеран труда.
Загуменников Николай Иванович.
Николай Иванович воевал со 2-м Украинским фронтом в 131-ом гвардейском полку имени Кутузова. Участвовал в боях Яссо-Кишинёвской операции, взятии городов: Бухареста, Будапешта, Вены, Брно. Николай Иванович воевал в качестве лётчика-штурмовика. Имеет много боевых наград.
Юшков Николай Васильевич.
В 1941 году закончил 10 классов. Сразу после выпускного вечера был отправлен в артиллерийское училище. На фронт попал в начале 1942 года. Участвовал в боях под Сталинградом, был тяжело ранен, больше года провел в госпитале. После окончания войны вернулся в село.
Рекина (Ветчинкина) Таисия Васильевна.
Окончила школу в 1941 году. Первые годы войны находилась в родном селе, работала трактористом в колхозе. В середине войны была демобилизована в армию, попала в эвакуационный ветлазарет. В 1944 году вернулась в родное село, работала счетоводом, затем продавцом в магазине. Ветеран труда.
Ткачева Варвара Васильевна.
Выпускница 1941 года. Мечтала быть историком или библиотекарем, но с апреля 1942 года служба Варвары Васильевны проходила в войсках ПВО. Участвовала в боях за Воронеж, Сталинград, Киев. Имеет боевые награды.
Бровкина(Жердева) Александра Прокофьевна.
Закончила Борисоглебский учительский институт. Более 35 лет проработала учителем русского языка и литературы. Первые пять лет проработала в ремесленном училище в местечке Бобрик-Гора, которое готовило шахтеров. Во время войны вместе с учениками оказывали посильную помощь при восстановлении города.
Герои – земляки.
В зале Боевой Славы есть стенд рассказывающий о нашем земляке Шатилове Василии Митрофановиче – Герое Советского Союза. В музее хранится переписка Василия Митрофановича с учащимися нашей школы, есть дарственная запись в книге Почета, сделанная Василием Митрофановичем. Шатилов неоднократно приезжал в родное село, встречался с односельчанами, с учащимися Октябрьской школы. В школьной библиотеке хранятся книги подаренные Василием Митрофановичем с личным автографом и пожеланиями. В 2013 году на здании школы была установлена мемориальная доска. В 2015 году была в музее школы установлена подаренная мемориальная доска Шатилову В. М. от благодарных потомков.
Василий Митрофанович родился 17 февраля 1902 года в селе Калмык (ныне — село Октябрьское Поворинского района Воронежской области) в крестьянской семье. Русский.
В Красной Армии с 1924 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1927 года. В 1928 году окончил Тифлисскую пехотную школу, в 1938 году — факультет моторизации и механизации Военной академии имени М. В. Фрунзе. Участник освободительного похода советских войск на Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. До мая 1941 года служил в Риге начальником штаба 27-й отдельной легкой танковой бригады.
Начало Великой Отечественной войны В. М. Шатилов встретил в должности начальника штаба 196-й стрелковой дивизии. В сентябре 1941 года после пленения командира дивизии генерал-майора Куликова принял командование и вывел дивизию из окружения.
С августа 1942 года по апрель 1944 года — командир 182-й Дновской стрелковой дивизии. В мае 1944 года назначен командиром 150-й стрелковой дивизии, которой командовал до конца войны.
16 апреля 1945 года 150-я стрелковая дивизия (79-й стрелковый корпус, 3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) под командованием генерал-майора Шатилова В. М. прорвала глубоко эшелонированную оборону противника на реке Одер в районе города Врицен и 21 апреля вошла в столицу гитлеровской Германии — Берлин. С 21 апреля по 1 мая В. М. Шатилов руководил действиями дивизии в уличных боях и при штурме рейхстага. К исходу дня 1 мая подразделения дивизии овладели рейхстагом и водрузили на нём дивизионный штурмовой флаг, который затем стал Знаменем Победы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое руководство дивизией, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками генерал-майору Шатилову Василию Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1949 году В. М. Шатилов окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Был 1-м заместителем командующего войсками Дальневосточного военного округа. С 1964 года генерал-полковник В. М. Шатилов — в запасе, затем в отставке. Жил в Москве.
В 1980-х годах входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг».
Василий Митрофанович Шатилов скончался 16 февраля 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Есть в музее информация и об Алексее Николаевиче Прохорове - дважды Герое Советского Союза. Односельчане всегда уверяли, что он вышел тоже из Калмыка (Октябрьское). В доказательство приводили примеры, что в селе проживали родные и близкие героя. Со слов самого Алексея Николаевича: «Да, проживали. В калмыке в 1920 году родился мой брат Виктор. В начале 1921 года семья переехала в село Рождественское. Там я и родился 19 января 1923 года. В селе Калмык долгое время была преподавателем в школе Нина Николаевна Прохорова, по мужу Колесникова. Не стало в живых близких мне людей – Митрофана Николаевича и Натальи Николаевны Прохоровых». (В. Ковалев. Пески- Октябрьское. Вырезка из газеты «Слава труду»)
Судьба свела с нашей малой родиной и еще одного героя.
Афанасьев Владимир Ильич родился 24 апреля 1921 года в деревне Никандровка (ныне не существует, территория Борисоглебского городского округа Воронежской области). Русский.
В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
Участник Великой Отечественной войны: в январе 1942 года — младший лётчик 630-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт), в феврале 1942-мае 1945 — командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 253-го (с октября 1943 года — 145-го гвардейского) истребительного авиационного полка (Калининский фронт, Западный фронт ПВО и 2-й Прибалтийский фронт). За время войны совершил более 300 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях лично сбил 11 и в группе 5 самолётов противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Афанасьеву Виктору Ильичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3330).
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1946 года капитан В. И. Афанасьев — в запасе.
В 1947—1950 годах — лётчик транспортного отряда Министерства авиационной промышленности СССР. В 1950—1953 годах — лётчик-испытатель авиационного завода № 1 (город Куйбышев, ныне Самара); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, МиГ-17 и их модификации. В 1953—1955 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 126 (город Комсомольск-на-Амуре); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17, МиГ-17Ф и их модификации. В 1955—1965 годах — лётчик-испытатель НИИ-17 (г. Москва); участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования и систем на самолётах.
Жил в Москве. Умер 20 мая 1979 года. Могила Афанасьева на Кунцевском кладбище Москвы.
К сожалению Афанасьева никогда не называли своим земляком. Газета «Слава труду» за 6 февраля1975 года сообщала, что в селе Октябрьском побывал земляк, Владимир Ильич Афанасьев. Ничего, казалось, не было удивительного в том, что горожанин навестил родные края. Новость обыденная. Но одна строка в заметке вызвала если не шок то, во всяком случае, что-то подобное, - летчик истребитель, Герой Советского Союза. До того времени Афанасьев никогда не значился в списках среди Героев Советского Союза. В книге «Богатыри земли воронежской», посвященной Героям Советского Союза нашей области, Афанасьев не значился. Хотя уже в то время в Октябрьской школе, в музее был стенд о Герое Советского Союза Афанасьеве. Родился он в селе Никандровка Калмыкской волости. Но имел непосредственное отношение и к нашему селу. Вообще, говорят, что земля не родит одиночек. И это именно тот случай. До сегодняшних дней в селе проживает двоюродный брат героя – Василий Игнатович Данилин, участник и инвалид минувшей войны. Несмотря на свой возраст, Василий Данилович обладает прекрасной памятью, поддерживает связь со школой, членами школьного музея. С ним мы часто встречаемся, поддерживаем связь, чему он очень бывает рад. Он как мостик, нить в тот далекий военный мир. И как напоминание нам о тех ужасах, которые несет война человечеству. Именно Василий Данилович поведал нам о том, что Владимир Ильич Афанасьев после окончания начальной школы в Никандровке. учился в 5 и 6 классах в Калмыкской неполной средней школе, Потом переехал в село Михайловка ныне Новохоперского района.
Особое направление в работе музея это сбор фотографий, писем с фронта, воспоминаний участников войны. Чем дальше от нас военные годы, тем меньше такой информации можно найти, тем ценнее то, что уже имеется. Поэтому основная задача, стоящая перед членами школьного музея сохранить собранную информацию. Вот лишь некоторая из нее.
Юшков Николай Васильевич .
В 1941 году я окончил 10 классов. 20 июня был выпускной вечер, а 22 июня ранним утром советский народ услышал сообщение советского правительства о вероломном нападении фашистской германии на нашу родину. В этот же день я был мобилизован и отправлен в артиллерийское училище, в Тамбов. В начале 1942 года, я попал на фронт. Участвовал в боях под Сталинградом, в районе ж/д станции Котлубань. Она находилась от Сталинграда в 37 км. Враг в этом районе сосредоточил большие силы с целью захвата Котлубани и города Сталинграда. Станция Котлубань имела большое стратегическое значение. Через неё доставляли грузы, необходимые для фронта. Немецкие фашисты стремились отрезать Сталинград, ликвидировать все его снабжение. В декабре 1942 года враг, собрав огромные силы, двинулся в наступление. День и ночь не прекращались бои. Всюду были слышны раскаты орудий, свист пуль, разрывы бомб. Смешалось всё земля и небо. Трупы покрыли землю. И в этот ужасный миг я был тяжело ранен в руку. Всех раненых поместили на теплоход и отправили в Саратов по Волге. Теплоход подвергался бомбёжкам. Много раненых нашли себе «покой» в Волге, а я попал в госпиталь. В госпитале пролежал больше года. Окрепшим я вернулся домой.
(со слов участника Отечественной войны Ушкова Н.Ф, записала Легостаева)
Верховых Федор Антонович.
Верховых Федор Антонович мобилизован в Красную Армию в мае в 1942 года. Служил в Грибановке, в Балашове при авиационном складе. В 1944 г. В январе отправили на фронт во второй Украинский фронт. На правом берегу Дона был ранен в левую руку и отправлен в госпиталь в г.Новохоперск.
Весной 1944 г. вышел из госпиталя и попал в отдел правительственной связи внутренних дел. Обслуживали линию, по которой непосредственно генералиссимус т.Сталин вел переговоры с командующими, давал им советы, указания.
Во время этого разговора все телефонные точки должны быть отключены и наш полк должен следить за этими переговорами, чтоб никто не мешал разговору Сталина.
Были вредители, которые мешали. В этой должности я дошел да Чехословакии, а затем поехал в июле 1945г. бить Японию. Остановились в Китае, город уже не помню. Разгромив Японию, был демобилизован домой. Имею много медалей, благодарностей.
Долгие годы велась переписка и поддерживалась связь с односельчанами участниками войны, которые не проживали в родной деревне. Сохраненная переписка это еще одна музейная кладовая.
Загуменников Николай Иванович
15 сентября 1967 года г.Чернигов
Здравствуйте дорогие односельчане, ученики и ученицы 5-го класса.
Дорогие дети получил от вас письмо, за которое вас благодарю. Из этого письма я узнал, что не все учащиеся вашего класса понимают значение учебы в наши дни. Некоторые учатся так, что лишь бы не было двоек. Учиться так , значит учиться плохо. Мы живем в такое время, когда нашей стране нужны грамотные и высококвалифицированные люди. Без твердых знаний человек при всем его желании не может служить своему народу с полной отдачей. Всему вашему классу я желаю учиться только на отлично. День пятидесятилетия Великой Октябрьской Социалистической революции, вы должны встретить только с отличными показателями. Всех вас призываю к этому почетному и нужному труду.
Дети я окончил Октябрьскую среднюю школу в 1941 году. Был призван в армию. В 1943 году окончил Пермскую летную школу и был направлен на второй Украинский флот в качестве летчика-штурмовика .
На Яско-Кишинёвском направлении были сделаны мои первые боевые вылеты. До конца войны выполнил 74 боевых вылета. Ранений не имею. Окончание войны встретил в Австрии. В 1957 году окончил Ленинградскую Военно-воздушную Инженерную Академию им. А.Ф.Можайского. В настоящее время работаю старшим преподавателем в Черниговском Высшем Военном Авиационном училище летчиков.
Желаю вам больших успехов в учебе и хорошего здоровья.
Загуменников
Маерович А.Н.
Дорогие ребята – ученики 5-го класса.
Ваше письмо для меня было неожиданным и весьма трогательным. Я вспоминаю свои детские годы проведенные в той школе где сейчас вы учитесь. Ваше письмо напоминает мне и мое детство.
Да – я участница Великой Отечественной войны. Мне приходилось участвовать на фронтах – Степного, Юго – Западного, 2-го Белорусского фронтов. Принимала участие в освобождении города Харькова. Затем городов Румынии – Бухаресте, Яссы, Плоешти, Сальнок. Накануне дня Победы наше боевое соединение громило фашистских захватчиков в Венгрии. Это города – Хатван, Осод, Будапешт и др. Вот тогда-то я и была ранена в голову маленьким осколком от снаряда. Осколок был удален, я выздоровела. Награждена значком «Отличник здравоохранения», медалями «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Сейчас я работаю в госпитале старшей медсестрой. В честь знаменательной даты 50-летия Советского государства, желаю вам ребята, прежде всего крепкого здоровья, прекрасной дружбы и главное хороших и отличных знаний в наступившем новом учебном году. Еще раз – будьте ребята здоровы и счастливы. Спасибо Вам, что Вы вспомнили обо мне. Искренне А.Н.Маерович. 4/X – 67г.
Любовь к себе, к людям окружающим тебя, к твоей семье, к Родине! Трудно оценить, что является началом этого большого чувства, имеющего такое «сухое» на слух определение – патриотизм. Может знание собственных корней, своей родословной, истории своего села, школы. Вероятнее ценен сам интерес, проявляемый к данным вопросам. И пусть не всегда полученные сведения соответствуют исторической действительности, может, далеки от истины, находят преломление в сознании живших поколений. Но поиск документов, переписка, беседы со старожилами, просмотр фотографий, сбор утвари…разве это не начало той большой любви, которую и называют любовь к Отечеству.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Горка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Снег своими руками
Снежный всадник