Работа ставит целью сформировать у детей понимание того , что здоровье зависит от той пищи , которую мы употребляем . О необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 627 КБ |
Творческий проект:
«Витамины. Нужны ли они людям?»
Подготовил: Карпушевич Максим
учащийся 4 С(к)класса
Руководитель: Пряхина Татьяна Васильевна
г.Кыштым,2013 год
Содержание:
1. Введение
Проблема
В окружающей жизни мы часто слышим о пользе витаминов. А для чего они нам нужны? Сможем ли мы прожить без них?
Актуальность
Своим исследованием я хочу сформировать у детей понимание того , что здоровье зависит от той пищи , которую мы употребляем . О необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов.
Цель исследования
Формирование сознания ценности сбалансированного питания и употребления витаминов.
Задачи:
- научиться бережно относиться к своему здоровью;
- работать с научным текстом , выделять в нём главную мысль ,
анализировать;
- привлечь учащихся класса к исследованию и познакомить их с результатом
исследования.
Гипотеза
Я предполагаю ,что не все учащиеся класса знают о необходимости употребления витаминов.
Методы исследования
Анализ , опрос , наблюдение , сбор информации из книг , практическая работа.
2. История появления витаминов
Витамин – органическое вещество , первоисточником которого обычно служат растения , необходимое для нормальной жизнедеятельности организма , а также препарат , содержащий такие вещества .
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Бич моряков и путешественников
Этой непонятной , но всегда неизбежной , болезни в течение многих веков боялись мореплаватели и путешественники . В плавание к неизведанным землям уходили здоровые , сильные люди , но половину из них уносила страшная болезнь. Оставшиеся в живых были похожи скорее на развалины , чем на людей .Сначала заболевшие ощущали слабость , вялость , начинало сдавать сердце , лопались сосуды , и кровь изливалась под кожу и в суставы . Потом присоединялись кровоточащие десны , зубы выпадали , тело становилось отекшим , и человек погибал.
Причин болезни никто не знал . От неё жестоко страдали экипажи Васко да Гама и Магеллана , Джеймса Кука и других мореплавателей . Без преувеличения можно сказать , что в эпоху парусного флота болезнь унесла больше жертв среди моряков , чем все морские сражения.
Имя этой болезни – цинга . Много веков сражаясь с этой болезнью , человек делал кое-какие выводы . Люди начинали замечать связь между появлением цинги и отсутствием в пище зелени , свежего мяса . Ведь рацион моряков и путешественников состоял из сухарей ,сушёной рыбы . В экспедиции стали брать квашеную капусту , отвар из хвои , лимонный сок .
Сегодня мы знаем , что причиной цинги является недостаток витамина С , аскорбиновой кислоты.
Загадка пеллагры
В первой трети 20 века в США свирепствовала странная болезнь . Десятки тысяч американцев умерли от этой болезни . Это заболевание получило название пеллагры , что в переводе с итальянского значит «сухая кожа». Кроме поражения кожи , наблюдалось расстройство кишечника и тяжёлые нарушения нервной системы вплоть до полного умственного расстройства и смерти больного.
Сначала болезнь считали инфекционной. Однако , несмотря на все усилия, возбудителя болезни найти не удалось. Тогда обратили внимание на то , что она свирепствовала только в бедных районах , где основной пищей была кукуруза. Как только заболевшим стали давать мясо , яйца и молоко , болезнь отступала. Стало ясно , что пеллагра – это один из видов авитаминоза. Но только в 1937 году было выяснено ,какой витамин отсутствует при пеллагре.
В 1937 году учёным удалось вылечить пеллагру с помощью никотиновой кислоты . Поэтому никотиновую кислоту уже тогда называли витамин РР – это две начальные буквы английской фразы : предохраняющий от пеллагры.
Ножные оковы
В 90-х годах прошлого столетия голландское правительство попыталось выяснить причины возникновения эпидемии бери-бери на острове Ява.
«Бери» - по-сингальски «слабость» , иначе «ножные оковы». Сначала у больного появляются лёгкая усталость , потеря аппетита , судороги , паралич и больные погибают .
Комиссия , отправившаяся на Яву ,не добилась успеха. Медики пришли к ошибочному мнению , что бери-бери – заразная болезнь. Только военный врач Эйкман не согласился с этим. Он остался на острове один , без средств , без помощи правительства и продолжил исследования. Иногда ему не хватало средств на прокорм подопытных кур. Тогда он брал остатки вареного риса из тюремной больницы. Каково же было удивление Эйкмана , когда куры заболели бери-бери. Но стоило им добавить в пищу рисовые отруби , как куры выздоравливали. Эти наблюдения привели Эйкмана к выводу , что при очистке риса из него вместе с отрубями удаляется какое-то вещество , предохраняющее от бери-бери.
Теперь мы знаем , что это вещество – витамин В1 – тиамин. Этот витамин содержится в ячмене , овсе , фасоли , картофеле , печени.
Витамин А и аварии на дорогах
Витамин А , или ретинол ,нормализует обмен веществ. При недостаточном содержании витамина А могут возникнуть сухость кожи ,сыпь. Могут выпадать волосы , ухудшаться зрение. Наблюдается так называемая «куриная слепота» - неспособность видеть в сумерках.
Казалось бы , и так много может этот витамин , содержащийся в моркови , листьях салата ,капусте , печени ,яичном желтке , сливочном масле и других продуктах.
Но недавно витамин попал в почти детективную историю. В городе Карлсруэ (Германия) был проведен интересный опыт со 152 шофёрами , которые не смогли сдать экзамен по вождению и имели большое число аварий. Им стали ежедневно давать по 150 миллиграммов витамина А , и результаты показали «поразительное повышение профессионального уровня водителей».
Итак , чтобы у вас были хорошая реакция , самочувствие и здоровье на долгие годы , дружите с витамином А.
Скелет и рахит
Все кости вместе составляют скелет. Зачем он нужен? С одной стороны , скелет – это «доспехи» , внутри которых спрятаны наши органы. «Доспехи» защищают органы от ударов и других вредных воздействий внешнего мира. С другой стороны , скелет – это опора , в некотором роде «вешалка» , необходимая для того , чтобы тело не мялось , не выглядело бесформенной массой.
Для того , чтобы стать надёжной защитой и опорой , скелет должен вырасти и окрепнуть. Новорожденный младенец не может не только ходить , но даже сидеть и ползать. Пройдёт 7-8 месяцев , прежде чем ребёнок встанет на свои ножки. Но и потом , до 18-20 лет , кости будут развиваться и крепнуть. Для того чтобы кости формировались правильно необходим витамин Д.
Рахит заболевание раннего детского возраста , характеризующееся расстройством роста костей. Рахит может оставить свой след на всю жизнь. К последствиям рахита относится деформация костей. Происходят искривления позвоночника и ног. Прорезывание зубов происходит с запозданием , при этом эмаль зубов слабая , и зубы быстро портятся.
Возникает рахит из-за недостатка в детском питании витаминов , в первую очередь витамина Д.
Для прочности костей нужен ещё и кальций , а для того , чтобы этот кальций костная ткань могла усвоить , нужен витамин Д .
Вывод:
Витамины – важнейшая составляющая часть питания человека вместе с углеводами , белками и жирами. Если в пище витаминов не хватает , то наш организм начинает работать с перебоями.
3. Исследовательская работа
От латинского слова «жизнь» образовалось название привычных нам уже витаминов. А ведь ещё в конце прошлого века о их существовании не знали. В 1880 году русский учёный Н. И. Лунин на опытах с мышами доказал существование совершенно необходимых в пище небольших доз дополнительных факторов. Эти факторы получили название витаминов.
Производятся витамины в основном растениями . Животные , питаясь растительной пищей ,накапливают их в своих органах и тканях. Поэтому источником витаминов для человека служит как растительная , так и животная пища. Некоторые витамины вырабатываются бактериями , живущими в нашем кишечнике.
Витамины – очень нестойкие вещества. Они разрушаются при длительном хранении пищевых продуктов , при нагревании и доступе воздуха.
При длительном недостатке в организме какого-нибудь витамина возникает заболевание , называемое авитаминоз. Если организм витамин всё-таки получает ,но недостаточно ,возникающая болезнь называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания , связанного с переизбытком какого-либо витамина. Чаще всего возникают гиповитаминозы.
Витамины принято обозначать латинскими буквами. Известны витамины: А; В; С; Е; Р и другие.
Значение витаминов для организма человека трудно переоценить. Понятно , что витамины ,а точнее , их нужное количество и баланс просто необходимы для нормального роста и развития детей.
Вопрос лишь в том , как обеспечить этим необходимым количеством и балансом. Достаточно ли мы получаем витаминов с питанием ? Чем мы питаемся ? Рафинированными продуктами, содержание витаминов в которых невелико , зато вкусовых добавок и другой химии – хоть отбавляй! Сюда уже подмешиваются и геномодифицированные продукты , вред или пользу которых мы увидим только в следующем поколении. Что же мы любим : чипсы , чупа-чупс , киндер-сюрприз ,мороженое…
Мы должны заботиться о том , чтобы организм не испытывал недостатка ни в одном витамине. Для этого питание должно быть полноценным . Нужно есть с радостью не только мороженое и конфеты , но и лук , и рыбу ,и петрушку..
Чтобы удовлетворить потребность растущего организма в витаминах ,питание должно быть очень разнообразным. Но это ещё не всё. Витамины у нас ассоциируются с фруктами и овощами , и многие из нас полагают , что одного яблочка и пары листиков салата в день будет достаточно. Но дело в том, что, например , для того , чтобы обеспечить ребёнка суточной нормой витамина В 1 , нужно , чтобы он скушал полкилограмма чёрного хлеба.
А для восполнения необходимого количества витамина С надо выпивать не менее 2-х литров яблочного сока ежедневно! И так далее… Реально ли это ? Даже (пофантазируем) ,если всё это количество необходимых продуктов будет съедено и организм сможет их переработать , то куда девать калории ,которые придут с этой пищей , при нашем-то сидячем образе жизни. Получается , что одними продуктами нам нехватку витаминов не восполнить.
4. Немного о минералах
В пище обязательно должны содержаться минеральные вещества. Они участвуют во всех процессах , происходящих в органах и тканях. Сегодня на планете обнаружено около 100 минералов , инее менее 20 из них необходимы человеку. Есть гипотеза , что в человеческом организме присутствуют все минеральные вещества. Просто пока нет приборов для их обнаружения. Чтобы человек был здоров и жил долго , некоторых веществ требуется значительное количество – до нескольких граммов. Но есть крайне необходимые элементы , содержание которых в организме – всего тысячные доли процента. Поэтому их и называют микроэлементами. Это йод , цинк , медь , фтор и некоторые другие. Для чего они нужны? В основном микроэлементы – ускорители обменных процессов в организме. Без них могут возникнуть серьёзные нарушения в нервной системе.
Вывод :
Витамины очень важны для нормального роста и развития. Они участвуют в процессах кроветворения , являются регуляторами всех обменных процессов, способствуют повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Поскольку витамины практически не вырабатываются в организме (исключение: отдельные витамины группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике и витамин Д вырабатывается в коже под воздействием солнечных лучей ) ,то они должны поступать в организм с пищей и в виде синтетических препаратов . Количество витаминов и минералов должно соответствовать потребностям организма в них.
А что знают о витаминах одноклассники ?
Среди учащихся была проведена анкета:
1. Что ты знаешь о витаминах?
а) знаю все;
б) знаю кое-что; ( 13 чел.)
в) ничего не знаю.
2. Как ты считаешь ,у тебя полноценное питание?
а) да; ( 3 чел.)
б) нет; ( 3 чел.)
в) не совсем. ( 7 чел.)
3. Какое твое любимое блюдо?
5 чел. - торты
2 чел.- суп
3 чел.- жареная рыба
1 чел.- пельмени
2 чел. жареный картофель.
4. Как часто ты им лакомишься?
Торты – по праздникам
Суп – каждый день
Рыба – редко
Пельмени – редко
Картофель - часто
5. Как ты считаешь , в каком виде витамины лучше усваиваются?
а) при употреблении сырых фруктов и овощей; 8 чел.
б) при употреблении кулинарно обработанных овощей и фруктов; 2 чел.
в) при употреблении витаминно-минеральных комплексов. 3 чел.
6. Какие витамины ты принимаешь ?
Компливит -9 чел.
Супрадин -2 чел.
7. Как часто их принимаешь?
а) 1 раз в год; 2 чел.
б) 2 раза в год; 7 чел.
в) постоянно; 3 чел.
г) не принимаю вообще. 1 чел.
Вывод :
Проведя анкетирование в классе , я пришёл к выводу , что ученики нашего класса мало знают о витаминах, не всегда правильно питаются, не регулярно употребляют витамины.
5. Практическая работа
Какие витамины можно употреблять детям?
Чтобы найти ответ на этот вопрос я отправился в аптеку . Придя туда я увидел множество коробочек , баночек с яркой этикеткой. Одни таблетки в виде драже , другие в виде жевательных таблеток ,некоторые надо просто проглотить и запить водой , а эти вообще сиропом и гелем . Что же делать ? Как выбрать? Обратимся за помощью к фармацевту . Вот что я узнал о витаминах .
«Знаете ли вы , что 70% россиян страдают от дефицита витамина С , а 80% испытывают нужду в витаминах группы В ? Между тем , для работы головного мозга необходимы как раз В1 , В6 , а ещё витамин Е , селен , йод , железо , цинк … Каждый третий ребёнок на Земле не достигает заложенного природой интеллектуального потенциала из-за нехватки витаминов и минералов в ежедневном рационе .
К сожалению , запастись витаминами впрок практически невозможно . Исследования , систематически проводимые специалистами Института питания РАМН , показывают : значительная часть детского населения России получает с пищей недостаточно витаминов и находится в состоянии гиповитаминоза . Летом и осенью ситуация к лучшему не меняется – ведь многие жизненно важные витамины и минералы содержатся не только в овощах и фруктах , но и в зерновых , мясе , рыбе, масле , а этих продуктов ребенок летом ест столько же , сколько и зимой , а может быть , даже меньше .
Дети , вернувшись после продолжительных летних каникул в город ,с головой погружаются в учёбу . А это означает , что дефицит витамина Д снова стал для них актуальным , как для всех горожан . В городе , да ещё осенью , ультрафиолетовых лучей маловато . Вряд ли ребёнок ест так много рыбы или масла , чтобы полностью восполнить дефицит этого важнейшего витамина . Получается , для того , чтобы насытить организм всеми необходимыми витаминами и минералами , ребёнку нужно есть очень много . Между тем , современные дети не тратят так много калорий, как их далёкие предки без машин , метро и лифтов . Вот и растёт не по дням , а по часам количество детей с избыточным весом . Как же поступить ? Видимо нужно выбрать поливитаминный комплекс для школьника .
Витамины дают детям всё необходимое для здоровья и успехов в школе , в спорте , в творчестве : иммунитет , концентрацию внимания , повышение умственных способностей , улучшение памяти , весёлые улыбки , крепкие кости , здоровые зубы , хорошее настроение .
Витамины нужно подбирать по возрасту . Для каждого возраста рекомендованы свои основные витамины и минеральные компоненты, необходимые для полноценного развития ребёнка именно в этом возрасте .
Например : детям от 1 года необходимы 9 основных витаминов , участвующих в регуляции важнейших биохимических процессов в организме .
Детям с 4 лет необходимы 10 витаминов , а также кальций и фосфор – основные минеральные компоненты костной ткани и зубов .
Детям с 7 лет необходимы 11 основных витаминов , а также железо , йод и селен – для поддержания иммунитета .
Вам можно порекомендовать «Компливит Актив» . Он содержит только необходимые витамины и минералы , в соответствии с особенностями Вашего возраста и рациона российских детей .
«Пиковит Форте» . Обеспечивает суточную потребность в витаминах школьников , испытывающих повышенные физические и эмоциональные нагрузки .
Супрадин Кидс - это витаминный комплекс , содержащий омега-3 и холин .
Омега-3 – улучшает познавательную активность , улучшает концентрацию внимания .
Холин – является важнейшим строительным материалом для мозга , улучшает кратковременную память , положительно влияет на умственную способность детей.
Вкусные жевательные таблетки «Мульти-табс» , которые принимаются 1 раз в сутки .
Для любителей натуральных продуктов существуют и пастилки с фруктовым соком . Например : «Натурино» . Это пастилки с натуральным соком и 10 витаминами. Эти витамины улучшают насыщение клеток кислородом , стимулируют обмен веществ , укрепляют сосуды , улучшают состояние кожи , стимулируют иммунитет ,стабилизируют нервную систему .
Есть витамины на любой вкус и выбор остаётся за вами .
Одно остаётся неизменным – витамины необходимо принимать всем, независимо от возраста .»
Вывод по работе.
Работая по данной теме «Витамины . Нужны ли они людям ?» , мы поняли ,как важны витамины для организма человека , особенно растущего организма ребёнка . Проведённая работа доказывает необходимость дополнительного употребления витаминно – минеральных комплексов . Проведённое анкетирование показало , что не все мои одноклассники понимают необходимость дополнительного питания организма .Чтобы одноклассники всегда были здоровы , мы разработали для них рекомендации:
- выполнять режим дня ;
- правильно питаться ;
- принимать витамины .
Куда ты идёшь
( Вполне серьёзный тест )
Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5 % - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что тебя ждёт в будущем : здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.
Тест рассчитан на
девочек и мальчиков от 7 до 12 лет
Очки
- около 20 раз в день 0
- только перед едой и после туалета 5
- когда сильно в чём – нибудь испачкаю 20
2. Сколько раз ты чистишь зубы:
- 2 раза ( утром и вечером ) 0
- 1 раз 5
- вообще не чищу 15
3. Как часто ты моешь ноги :
- каждый вечер перед сном 0
- когда заставит мама 10
- только когда купаюсь целиком 20
4. Как часто ты делаешь зарядку :
- ежедневно 0
- когда заставят родители 15
- никогда 25
5. Как часто ты простужаешься :
- 1 раз в 2 года 0
- 1 раз в год 5
- несколько раз в год 15
6. Как часто ты ешь сладости :
- по праздникам и воскресеньям 0
- почти каждый день 20
- когда и сколько захочу 30
7. Как часто ты плачешь :
- не могу вспомнить , когда это было 0
в последний раз
- пару раз на неделе 15
- почти каждый день 25
8. От чего ты плачешь :
- от боли 0
- от обиды 10
- от злости 20
9. Сколько ты гуляешь :
- ежедневно от 1,5 до 2 часов 0
- ежедневно , но меньше часа 0
- иногда по выходным 20
10. Когда ты ложишься спать :
- в 21 – 21.30 0
- после 22 часов 10
- после 24 часов 35
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:
- соответствует или чуть меньше 0
- немного больше 10
- значительно превышает норму 30
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора :
- не больше 1,5 часов ,часто с перерывом 0
- больше 3 часов 10
- смотрю всё, что нравится и сколько хочется 30
13. Сколько времени ты тратишь на уроки :
- около 1,5 часов 0
- почти 2 часа 15
- больше 3 часов 30
14. Можешь ли ты взбежать на 5 этаж :
- с лёгкостью 0
- под конец устаю 15
- с трудом и одышкой 25
- не могу 35
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок
- да 0
- нет 15
Теперь займёмся подсчетом
Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!
От 20 до 70 – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но сними пока нетрудно бороться.
От 70 до 110 – ты стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты ещё не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
Литература.
Дерево в снегу
Заколдованная буква
Сказка об осеннем ветре
Две снежинки
Солдатская шинель