Проект выполнен ученицей 1 класса. Работа содержит полезные материалы о витаминах. Можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочное время "Разговор о правильном питании".
Вложение | Размер |
---|---|
Витамины и полезное питание | 46.05 КБ |
Введение
Обоснование проекта
Моя мама часто говорит мне, что я плохо кушаю. Должна признаться, что я не люблю каши, и если мама готовит мне на завтрак кашу, я почти всегда отказываюсь ее кушать. Еще я не очень люблю отварное мясо, молоко и совсем не ем печень.
Мама говорит, что мне обязательно нужно приучать себя кушать эти «невкусные» продукты, так как в них содержатся полезные вещества, которые называются витаминами и которые нужны человеку, особенно детям, для того чтобы расти, поддерживать правильную работу мозга и иммунной системы, сохранять нормальное зрение и для многого другого.
После очередной такой беседы с мамой у меня возник вопрос: действительно ли человеку так необходимы витамины и можно ли без них обойтись? Этот вопрос показался мне очень важным, ведь собственное здоровье волнует меня больше всего. В своей работе я попыталась найти ответ на волнующий меня вопрос.
Цель: определить, зачем нужны витамины и как они влияют на здоровье младшего школьника.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по интересующему вопросу.
2. Выяснить, какую роль выполняют витамины.
3. Выяснить, какие последствия для детского организма влечет за собой нехватка витаминов.
4. Провести анкетирование учащихся.
5. Выяснить какие витамины продаются в аптеках города Сургута.
6. Предложить рекомендации по здоровому питанию для учащихся.
7. Составить витаминное меню на день в осенне-зимний период.
Предмет: витамины.
Объект: витамины для здоровья и роста младших школьников.
Гипотеза: количество витаминов, содержащихся в продуктах питания, влияет на состояние здоровья школьника.
Методы: 1.Теоретический 2. Социологический опрос 3. Аналитический
План работы. Сроки реализации проекта.
№п\п | Вид работы | Сроки реализации |
1. | Анкетирование учащихся | 1 день |
2. | Обработка анкет | 1 день |
3. | Подбор теоретического материала по теме проекта | 2-3 дня |
4. | Оформление результатов работы | 2 дня |
5. | Подготовка рекомендаций по здоровому питанию для учащихся | 1 день |
6. | Представление проекта одноклассникам | 5 минут |
7. | Представление проекта на школьной конференции | 5 минут |
2. Основная часть
2.1. Что такое витамины.
Слово «витамин» происходит от латинского слова vita, что в переводе означает "жизнь". На сегодняшний день известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Каждый витамин имеет своё название, обозначаемое буквой латинского алфавита.
Основным источником витаминов являются продукты питания, поэтому нужно серьёзно подойти к составлению меню ребёнка. Необходимо помнить, что питание должно быть не только полезным, но и разнообразным и сбалансированным. Необходимо также знать о сочетаемости продуктов. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям.
Детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, потому что он растет, развивается и обмен веществ происходит в нем весьма энергично. Если ребенок получает необходимое количество витаминов, он легче переносит различные неблагоприятные условия внешней среды, менее восприимчив к инфекциям, реже болеет, а если и заболеет, то легче переносит болезнь.
2.2. Группы витаминов
Я попыталась выяснить, какое влияние оказывают витамины на состояние здоровья детей. В своем исследовании я рассматривала ряд основных витаминов – A,C,D,E и витамины группы В.
В ходе проведенного исследования мне удалось выяснить следующее.
Витамин А предотвращает проблемы со зрением, способствует укреплению иммунной системы, имеет важное значение для роста клеток и улучшает состояние кожи. Самое известное последствие недостатка в организме витамина А - ухудшение зрения при слабой освещенности, так называемая «куриная слепота».
В помидорах, салате, моркови и тыкве, луке, абрикосах много особого вещества, называемого каротином. Попадая в организм человека, каротин превращается в витамин А. Чтобы каротин лучше усваивался и превращался в нашем организме в витамин А, следует добавлять к овощам и зелени какой-нибудь жир, например растительное масло.
Большое значение имеют витамины группы В. Они помогают организму легче справляться с усталостью, сохранять бодрость и работоспособность. При их недостатке нарушается нормальная деятельность нервной системы, дети быстрее устают, им труднее бывает сосредоточить внимание на уроках.
Нетрудно обеспечить организм необходимым количеством витаминов группы В. Они содержатся в разных сортах хлеба, мясе, рыбе, яйцах, молоке и сыре, а также в овсяной, гречневой и ячневой каше.
Витамин С важен для здоровья десен, зубов и для роста костей. В результате приема этого витамина увеличивается устойчивость организма к различным инфекциям. При недостатке витамина С у детей ухудшается аппетит, они быстро устают, чаще других болеют инфекционными заболеваниями.
Витамин С в больших количествах содержится в свежей и кислой капусте, томатах, зеленом луке, редьке. Им особенно богаты клюква, черная смородина, киви, шиповник, клубника, лимоны, апельсины.
Витамин D служит росту и укреплению костей. Он помогает организму усваивать кальций, поступающий с пищей, и препятствует размягчению костей. Витамин D образуется в организме человека при достаточном количестве солнечных лучей. Отсутствие или недостаток в организме ребенка витамина D приводит к заболеванию рахитом. Витамин D содержится в печени животных, икре, яйцах.
Витамин Е нужен для защиты клеток организма от разрушений и повреждений. Этот витамин содержится в зелени и орехах, растительных маслах, а также в пророщенных зернах пшеницы и ячменя.
Вывод: витамины – это необходимая для человека составляющая пищи, которая обеспечивает нормальное течение всех важных для жизни процессов в организме.
2.3. Витамины для здоровья
С того времени, когда ребенок начинает ходить в школу, резко возрастают нагрузки на зрение, нервную систему, значительно увеличивается активность умственной деятельности. Безусловно, для того чтобы ребенок был крепким и полным сил, ему в первую очередь, необходимо правильно и хорошо питаться. Однако даже самый правильно построенный рацион не может полностью обеспечить потребность растущего организма, в витаминах.
В подтверждение вышесказанного приведем несколько примеров. Для того, чтобы обеспечить организм суточной нормой витамина А, равной 1 мкг, потребуется съедать ежедневно 550 г моркови или 400 г зеленого горошка. Чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1, равную 2 мкг, необходимо съедать 2,5 кг картофеля или 2 кг сладкого перца каждый день. Чтобы обеспечить организм необходимым количеством витамина С, суточная норма которого для младшего школьника составляет 60 мкг, потребуется съедать 700 г вишни или 500 г яблок ежедневно.
Приведенные выше цифры служат доказательством того, что обеспечить организм достаточным количеством витаминов, поступающих в организм с пищей, практически невозможно. Часто, для того чтобы поддерживать детский организм здоровым, приходится прибегать к приему синтетических витаминов. Длительность приема таких витаминных препаратов зависит от времени года, региона проживания, предрасположенности ребенка к определенным заболеваниям и может составлять, как правило, 2-6 недель.
2.4. В аптеках города
В аптеках можно найти множество самых разных витаминов для детей младшего школьного возраста, однако выбрать самые лучшие из этого изобилия не так просто. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо четко представлять, с чем обусловлена необходимость приема синтетических витаминов. Чтобы разобраться в этом вопросе, можно обратиться за консультацией к специалисту, например к врачу-педиатру.
Вместе с мамой я посетила несколько аптек города Сургута и выяснила, какие витамины для детей младшего школьного возраста в них продаются.
Результаты данного исследования представлены в таблице:
Виды витаминных препаратов | Название | С какой целью необходимо принимать |
Витаминно-минеральные комплексы для поддержки иммунитета | Алфавит Школьник, Мульти-табс Юниор, Витрум Кидс | для защиты и поддержания иммунной системы ребенка в период простудных и вирусных заболеваний |
Витаминно-минеральные комплексы для поддержки и восстановления зрительных функций | Пиковит Омега-3, Черника Форте для детей | для защиты глаз ребенка от воздействия чрезмерных нагрузок и повышения остроты зрения |
Общеукрепляющие витаминно-минеральные комплексы | Пиковит Форте, Алфавит Школьник, Мульти-табс Юниор | рекомендованы для здоровых детей или детей, находящихся в восстановительном периоде после перенесенного заболевания |
Витаминно-минеральные комплексы для укрепления зубов и костей | Алфавит Школьник | для укрепления зубов и костной системы ребенка |
Витаминно-минеральные комплексы для укрепления нервной системы и улучшения памяти | Витрум Кидс | для предотвращения нежелательных последствий стрессовых ситуаций, таких как ухудшение памяти, беспричинные головные боли и др. |
Вывод: безусловно, самым лучшим способом для восполнения витаминов в организме ребенка является их поступление с натуральными продуктами питания. Однако в силу климатических условий проживания на севере это возможно осуществлять только летом. В остальное время года дети, проживающие в северных регионах, часто испытывают недостаток витаминов, что может привести к нарушениям в организме и стать причиной развития некоторых заболеваний. Чтобы этого избежать, зимой и ранней весной в качестве дополнительного источника витаминов полезно давать детям синтетические витамины.
2.5.Анкетирование учащихся
Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о витаминах? Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование среди учащихся. В анкетировании приняли участие 24 учащихся 1В класса. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как вы считаете, нужны ли человеку витамины?
Да – 23 ученика, 1 ученик не ответил на вопрос.
2. Какие витамины вы знаете?
Ответили на вопрос 11 учеников, не ответили на вопрос 13 учеников.
3. Как вы думаете, в каких продуктах содержится больше всего витаминов?
17 учеников назвали различные фрукты и овощи, кроме этого 3 ученика из 17 назвали молоко; не ответили на вопрос 7 учеников.
4. Какие продукты вы считаете самыми вкусными?
20 учеников назвали разные фрукты и овощи (чаще других назывались: цитрусовые – 7 учеников, яблоки – 5 учеников, бананы – 3 ученика, морковь – 3 ученика), 1 ученик назвал самым вкусным продуктом колбасу, 3 ученика не ответили на вопрос.
5. Любите ли вы кушать фрукты и овощи?
Да – 24 ученика.
Вывод: результаты анкетирования показали, что не все учащиеся имеют конкретное представление о витаминах, вместе с тем, большинство из них знают о том, что витамины необходимы человеку. Также большинство учащихся осведомлено о пользе овощей и фруктов. Замечательно и то, что большинство опрошенных считают их самыми вкусными продуктами питания.
Следует отметить, что один из учеников указал в качестве самого вкусного продукта питания колбасу. Безусловно, данный пищевой продукт также с уверенностью можно отнести к вкусным продуктам, так же как и газировку, мороженое, картофельные чипсы и другие. Однако полезной такую еду назвать нельзя, так как содержание витаминов в ней равно нулю, а различные пищевые добавки, входящие в их состав, крайне вредны для здоровья младших школьников.
3. Заключение
В ходе проведенного исследования гипотеза: количество витаминов, содержащихся в продуктах питания, влияет на состояние здоровья школьника, полностью подтверждена проведенными и описанными выше исследованиями. Чтобы поддерживать организм ребенка здоровым и полным сил, необходимо, чтобы в его ежедневное меню входили продукты, особенно богатые витаминами.
В некоторых случаях, например во время болезни, человеку требуется намного большее количество витаминов ежедневно, чем обычно. В этом случае, по совету врача, в качестве дополнительного источника витаминов можно давать ребенку синтетические витамины, и тогда ребенок легче справится с болезнью.
Никогда не нужно забывать, что полноценная пища, в особенности для растущего, еще не окрепшего организма, должна быть богата не только питательными веществами, но также и витаминами.
Питайтесь разнообразно и правильно и будьте здоровы!
4. Литература |
1.Петровский К.С. Гигиена питания М., 1984
Источники информации интернет
1. http://mixik.ru/i-mamochka/posle_goda/342-zachem-nuzhny-vitaminy.html
2.http://distant-lessons.ru/zachem-nuzhny-vitaminy.html
3.http://vitaminux.ru/vitaminy-baza-znanij/o-vitaminax.html
4.http://budzdorov100let.ru/rol-vitamina-s-v-organizme-cheloveka/
5.http://kakievitaminy.ru/detyam/vybiraem-vitaminy-dlya-detej
6.http://mozhno-detjam.ru/vitaminy-dlya-detej-7-let-kakie-luche.html
7.http://www.woplan.net/menu/cookery/159/230/
8.http://kedem.ru/health/20120917-schoolfood/
Приложение 1
Памятка-рекомендация по здоровому питанию для младших школьников
1. Чаще кушайте свежие овощи и фрукты.
2. Обязательно пейте молоко и кушайте молочные продукты: сыр, творог и другие.
3. Старайтесь реже употреблять такие продукты как жареный картофель, копченая колбаса, сосиски, газированные напитки.
4. Кушайте не менее 4-х раз в день.
5. Для школьников, занимающихся в первую смену, рекомендуется такой режим питания:
1 завтрак – 7-00 – 7-30
2 завтрак – 10-30 – 11-00
обед – 14-00 – 15-00
ужин – 19-00 – 20-00
Приложение 2
Меню на день
Завтрак
Овсяная каша с яблоком и брусникой «Завтрак Чемпиона»
Кофейный напиток
Обед
Салат из квашеной капусты с клюквой
Рыбный суп «Удачный улов»
Гречка с мясом курицы и тушеной морковью
Компот из сухофруктов
Полдник
Салат из свежих фруктов «Витаминный коктейль»
Ужин
Картофель, запеченный с сыром
Хитрый коврик
Медведь и солнце
На горке
Лепесток и цветок
Злая мать и добрая тётя