Актуальность темы:
«Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек». Основной фактор здоровья — образ жизни — включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности.
Цель работы: выяснить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы и их отношение к учебе.
Задачи работы:
1. По литературным источникам изучить влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся.
2.Составить анкету, провести анкетирование по изучению факторов, влияющих на здоровье школьников в параллели 7 классов.
3. Проанализировать заболеваемость учащихся МБОУ "СОШ№6" за 3 года.
4. Выявить причины вызывающие усталость школьников, изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы.
5. Изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорск
научно-исследовательская работа
Выполнили: Кулик Александр,
Кучиров Андрей,
ученики 7 В класса
Руководитель: Галеева А.Х.,
учитель математики
г. Югорск
2014
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………..……………….3
Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………………….7
Глава 2. Анализ заболеваемости учащихся МБОУ "СОШ №6" г. Югорск за 3 года.. 9
Глава 3. Экспериментальная часть работы…………………………………………… 10
1. Выявление причин вызывающих усталость школьников
2. Затраты времени на подготовку домашнего задания .………………………………12
3. Объем домашнего задания по предметам……………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………… …14
Литература…………………………………………………………………………………15
Приложение 1………………………………………………………………………………16
Анализ групп здоровья учащихся МБОУ "СОШ№6»
Приложение 2……………………………………………………………………………… 18
Анкета «Выявление причин, вызывающих усталость школьника»
Введение.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которое, как правило, содержат 4 критерия:
-отсутствие болезней;
-нормальное функционирование организма в системе "человек - окружающей среде";
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
-умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников.
"Здоровье – утверждал академик И.П.Павлов – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек".
Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Среди обучающихся в школе все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе, и ухудшается здоровье.
Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: нарушение осанки, миопия, простудные заболевания и др. Поэтому мы решили изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе.
Цель и задачи работы:
Цель работы: выяснить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы и их отношение к учебе.
Задачи работы:
1. По литературным источникам изучить влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся.
2.Составить анкету, провести анкетирование по изучению факторов, влияющих на здоровье школьников в параллели 7 классов.
3. Проанализировать заболеваемость учащихся МБОУ "СОШ№6" за 3 года.
4. Выявить причины вызывающие усталость школьников, изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы.
5. Изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.
Предмет: влияние учебной нагрузки на учащихся МБОУ "Средняя школа №6" г. Югорск
Объект: образовательный процесс в 7 классах МБОУ "Средняя школа №6" г. Югорск
Гипотеза исследования: правильно организованное обучение будет способствовать благоприятному развитию учащихся, укреплению их здоровья, если:
- проанализирована заболеваемость учащихся МБОУ "СОШ№6" г. Югорск;
- изучены литературные источники о влиянии учебной нагрузки на здоровье учащихся;
- выявлены причины, вызывающие усталость школьников;
-изучено отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
Исследования проводились по трем направлениям:
Глава 1. Литературный обзор.
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства.
В настоящее время всё чаще появляется в печати информация об ухудшении состояния здоровья детей в процессе обучения. Так, в целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза (Зелинская Д.И. , Муталов А.Г.). При этом отмечается, что здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя (Митина Л.М.) и педагогическими технологиями (Ямбург Е.А.). Большинство специалистов отмечают, что число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза и именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. Статистика показывает, что в нашей стране сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.
Особенно страдают органы пищеварения, опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, зрение, возросло число психических расстройств.
Причину слабого здоровья школьников санитарные врачи видят в том, что дети большую часть времени проводят в учебных аудиториях - сидят за неудобными партами, учатся в плохо освещенных помещениях, наскоро перекусывают в школьных буфетах. Но главная беда, как считает большинство педиатров, - это школьная нагрузка, превышающая, по данным госсанэпиднадзора, физиологические нормативы на 1-2 часа, а иногда и на 4 часа в неделю.
Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), в основной школе - 7,2 - 8,3 часов в день и в средней школе - 8,6-9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет - 10-12 - в основной и 13-15 - в средней школе.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, укрепление их здоровья.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения)[7, стр.38] несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4. Экология.
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.
Глава 2. Анализ заболеваемости учащихся МБОУ "СОШ №6"
г. Югорск
Прежде чем изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, мы решили сделать анализ заболеваемости учащихся школы (7-ые классы) за последние года, выбрав наиболее распространенные заболевания: нарушение осанки, миопия, простудные заболевания.
Группы здоровья учащихся 7 классов МБОУ "СОШ №6"г. Югорск
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
1 группа | - | - | - | - | - | - |
II группа | 46 | 85 | 54 | 92 | 48 | 87 |
III группа | 8 | 15 | 5 | 8 | 7 | 13 |
1V группа | - | - | - | - | - | - |
Вывод: исследование показывает, что большая часть учащихся школы составляет II группы здоровья (группа риска) и составляет в среднем 88 %.
Для нашей школы характерен рост количества школьников, которые имеют хронические заболевания, которые стоят на учете в центральной районной больнице. Это болезни пищеварительной системы, тонзиллит, бронхиальная астма и др. Количество детей I группы здоровья отсутствует, т.е. практически здоровых детей за последние 3 года нет .
Глава 3. Экспериментальная часть работы.
1. Выявление причин вызывающих усталость школьников.
Для начала мы составили и сформулировали в форме вопросника возможные основные причины, вызывающие усталость у учащихся, сколько времени учащиеся тратят на подготовку домашнего задания. Затем провели опрос по данному вопроснику. Используя методы математической статистики, обработали полученные данные, для построения диаграмм использовали компьютер.
Результаты представлены в виде таблицы и диаграммы:
Основные причины, вызывающие усталость у учащихся МБОУ "СОШ №6"г. Югорск
Причины: | 7А класс % | 7Б класс % | 7В класс % | 7-ые классы |
объем информации | 6 | 22 | 10 | 13 |
состояние здоровья | 12 | 0 | 0 | 4 |
объем д/з | 35 | 34 | 40 | 35 |
время года | 0 | 0 | 5 | 2 |
количество уроков | 35 | 33 | 30 | 33 |
письменные работы | 12 | 11 | 15 | 13 |
По диаграмме видно, что для учащихся 7 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
Вывод:
Сравнивая данные учащихся 7 классов, можно увидеть следующие результаты: по характеристике показателей заметно, что усталость учеников зависит от большого объема домашнего задания, количества уроков в один день, большой объем информации на уроке. Чувство усталости в школе испытывают ученики 7 классов, так же, когда нецелесообразно проводятся контрольные проверочные работы в один день. Многие дети не удовлетворены объемом домашнего задания.
7А класс % | 7Б класс % | 7В класс % | 7-ые классы | |
менее 1 часа | 24 | 33 | 10 | 22 |
от 1-2 часов | 24 | 22 | 45 | 31 |
от 2-3 часов | 9 | 39 | 10 | 44 |
от 3-4 часов | 0 | 6 | 5 | 3 |
более 4 часов | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вывод:
Подводя итоги по этой диаграмме, было отмечено, что в среднем на выполнение домашнего задания уходит 2-3 часа. Основная часть детей садится за выполнение домашнего задания без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания практически все приступают вечером. В среднем дети ложатся спать в 22-24часа.
3. Объем домашнего задания по предметам.
Предметы: | 7А класс | 7Б класс | 7В класс | 7-ые классы |
русский язык | 12 | 17 | 15 | 16 |
математика | 29 | 28 | 30 | 28 |
литература | 6 | 0 | 0 | 2 |
биология | 12 | 0 | 15 | 8 |
ин.яз | 18 | 22 | 15 | 18 |
физика | 17 | 22 | 25 | 22 |
история | 6 | 0 | 0 | 2 |
другие предметы | 0 | 11 | 0 | 4 |
Из этой диаграммы видно, что:
Вывод:
Анализируя полученные данные, можно отметить, что завышение объема домашнего задания учащиеся отметили по математике, физике, иностранному языку, русскому языку. С тем, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но мало эффективные домашние задания согласилась 1/5 часть учеников 7 классов.
Заключение.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали увеличению количества уроков, большому объему информации на уроках, большому объему домашнего задания и совпадению письменных и контрольных работ в один день.
Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребенка. Эти факторы влияют на утомление учащихся.
Утомлением считается временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Однако следует добавить что, утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность, воздушно-тепловой режим, организация рабочего места школьника и т.д.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления и отношение к учебе, мотивация волевых условий, учебная нагрузка, объем домашнего задания, здоровье учащихся. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребенка. Эти факторы влияют на утомление учащихся.
Во время исследовательской работы над проблемой «Влияние учебной нагрузки на здоровье учеников» были сделаны следующие выводы:
на здоровье учеников 7 классов влияет ряд причин:
Мы считаем, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни.
"Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто". (Сократ)
Литература:
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под ред. Д.В. Колесова.
2. «Вопросы возрастной психологии». М, «Просвещение», 1974.
3. «Общие основы педагогики». Краевский В.В. М., «Академия», 2005.
4. «Справочник классного руководителя 5-11 классов». Дереклеева Н.И. М.,, «Вако», 2003.
5. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
6.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.702-98 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
Сведения о заболеваемости учащихся МБОУ «СОШ№6» за 3 года.
7. "Словарь – справочник по психодиагностике". Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Москва-Харьков-Минск, 1999.
Сайты в Интернете:
1. Источник: medportal.ru «Учиться в российской школе вредно для здоровья».
Приложение 1.
Анализ групп здоровья учащихся МБОУ "СОШ №6"г. Югорск за 3 года.
Вывод:
В соответствии с заболеваниями в школе формируется группы здоровья. Анализ исследования показывает, что количество детей I группы здоровья нет, II группы составляет 87%, что меньше на 5%, чем в прошлом учебном году; III группы – 13% детей, что на 5% больше, чем в прошлом учебном году, IV группы –нет.
Приложение 2.
Анкета «Выявление причин, вызывающих усталость школьника»
Дорогие ребята!
Обращаемся к вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Нам необходимо знать ваше мнение о причинах, вызывающих усталость ученика в школе, ваше отношение к затратам времени на подготовку домашнего задания и объем домашнего задания по предметам. Внимательно прочитайте вопросы. Если ни один ответ не соответствует вашему мнению, напишите свой вариант ответа. Анкета анонимная, поэтому свои данные указывать не обязательно. Благодарим за помощь!
Что у вас вызывает усталость в школе?
1. Количество уроков в один день.
2. Совпадение письменных работ в 1 день.
3.Большой объем информации
4. Большой объем д/з.
5. Состояние здоровья.
6. Время года.
С каким желанием вы садитесь за выполнение д/з?
а) с желанием
б) без желания
в) с чувством долга
В какое время суток вы выполняете д/з?
а) сразу после уроков
б) вечером
в) ночью
г) никогда
Во сколько вы ложитесь спать?
_____________________________
Сколько времени вы тратите на выполнение д/з?
______________________________________
На какой предмет уходит больше времени на выполнение д/з
___________________________________________________
Завышается ли объем д/з по предметам. Если да, то по каким.
________________________________________________________
Задают ли вам трудоемкие, но малоэффективные д/з?
______________________________________________
Устаете ли вы после выполнения д/з?
Валентин Берестов. Аист и соловей
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое