Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
mozhno_li_nazvat_nizhnevartovsk_gorodom_druzhby_narodov_proekt.doc | 397.5 КБ |
Можно ли назвать Нижневартовск городом Дружбы Народов?
Исследовательская работа
Автор:
Ошнуров Егор,
обучающийся 3 «Б» класса
МБОУ «СОШ №5»
Руководитель:
Белоус Галина Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5»
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………….…2
Глава 1. Национальный состав населения города Нижневартовска…………………………3
Глава 2. Межнациональное взаимодействие в г. Нижневартовске…………........................7
2.1. Целевые программы администрации города Нижневартовска, способствующие межнациональному взаимодействию………………………………………………………….7
2.1.1.Совещательные органы…………………………………………………………………..7
2.1.2. Организация культурного досуга……………………………………………………….8
2.1.3. Деятельность подведомственных администрации учреждений……………………..9
2.2. Деятельность общественных объединений города Нижневартовска………………..10
Глава 3. Создание в классе клуба «Радуга Дружбы».………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………………13
Приложения……………………………………………………………………………………14
Введение.
Актуальной темой на протяжении всей истории России является развитие доброжелательных межнациональных отношений. В конце 2012 г. Президент РФ Путин В.В., подписал Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».[3]
Нижневартовск – многонациональный город, с этим высказыванием согласятся все. Ведь исторически сложилось так, что для освоения нефтегазового месторождения Самотлор со всех уголков страны съезжались энтузиасты: русские, татары, украинцы, армяне, белорусы, узбеки, молдаване и люди других национальностей.
И не смотря на это, в нашем городе нередко можно стать свидетелем ситуации, когда некрасивый поступок совершает человек другой национальности, и в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».
Став свидетелем такой ситуации, мы задались вопросом - можно ли назвать многонациональный город Нижневартовск городом Дружбы Народов? Была выдвинута гипотеза – если в городе Нижневартовске поддерживаются традиции добрососедства и взаимоуважения между людьми, низкий уровень межнациональных конфликтов, то его можно назвать городом дружбы народов.
Объект исследования: межнациональные отношения.
Предмет исследования: организация межнационального взаимодействия на территории города Нижневартовска.
Цель работы: исследование особенностей межнациональных отношений в городе Нижневартовске.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
В рамках исследования был применен метод анкетирования, который позволил провести опрос обучающихся и работников МБОУ «СОШ № 5»; метод интервьюирования, применялся в интервью со специалистом отдела по работе с общественными объединениями и организациями граждан Гузь О.В.; метод анализа и обобщения полученных данных использован при обработке социологического опроса, написании работы и подборе материала для ознакомления с исследованием одноклассников.
Глава 1. Национальный состав населения города Нижневартовска.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова так написано: «Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика».[2]
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения города Нижневартовска составила 228 990 человек.[1]
Национальный состав населения города Нижневартовска[1] составляет более 100 национальностей и представлен на диаграмме[2]:
Таким образом, рассматривая национальный состав населения города, можно выделить преобладание русской национальности (67,65%), татарской (10%),украинской (6,33%). Однако, разнообразие формируется в связи с многочисленностью различных народностей, показатель которых колеблется от 3% до 0,12%.
Количественное соотношение национальностей в МБОУ «СОШ №5» представлено в таблице[3] и на диаграмме[4].
Национальный состав школы разнороден. Учащиеся русской национальности составляют большинство - 69%. Среди других национальностей преобладают татары (9%), украинцы (5%), азербайджанцы (4%), дагестанцы (3%), чеченцы (2%), башкиры (2%). Следует обратить внимание на то, что подавляющая часть детей национальностей: украинцы, азербайджанцы, белорусы, молдаване, узбеки, таджики, казахи относятся к народам, не проживающим на территории России, то есть являются мигрантами из стран Ближнего Зарубежья за последние 5-8 лет. Детей коренной национальности - народов Севера составляет всего 0,7%. Доля других национальностей составляет 4%. Это немцы, киргизы, армяне, кумыки и т. д. – единичные представители своей национальности.
Таким образом, национальный состав МБОУ «СОШ № 5» многообразен, так как в нем представлено 39 национальностей проживающих в городе. Численность таких учащихся увеличивается, что доказывает проведённый сравнительный анализ национального состава школы за три года (2010 – 2012 годы).[5]
Сравнительный анализ национального состава населения города и школы.
Сравнив данные по национальному составу населения города и обучающихся МБОУ «СОШ № 5» можно отметить, что как в городе, так и в школе, основной национальный состав формируется из таких народностей как русские, татары, украинцы.[6] В национальном составе учащихся МБОУ «СОШ № 5» народности Кавказа более выражены, чем показатели по городу: азербайджанцы (29 человек), дагестанцы (19), чеченцы (16), а также больше представителей узбекской национальности (8 человек). Большая численность национальностей, показатель которых по городу выше, по данным МБОУ «СОШ № 5» имеет усредненный показатель: башкиры (15 человек), белорусы (3), молдаване (3), таджики (5), казахи (5), таджики (3), другие национальности (26 человек).
Таким образом, народности, преобладающие в городе, также преобладают в школе. Но в МБОУ «СОШ № 5» более выражены народности Кавказа, чем их процент в городе.
Администрации города ежегодно проводятся социологические исследования с целью мониторинга состояния межнациональных отношений на территории города Нижневартовска. Результаты исследования показывают, что среди горожан увеличивается количество жителей, которые не делят людей по национальному признаку (2009 г. – 59,7%, 2010 г. – 60,4%, 2011 г. – 60,9%), а также уменьшается количество людей, которых раздражают представители «братских республик». [8]
С целью выявить уровень межнациональных взаимоотношений в МБОУ «СОШ № 5» был проведен социологический опрос работников и школьников.[7]
Представители всех трёх исследуемых групп отвечали на вопросы анкеты[8]. Все полученные ответы занесены в таблицу[9], которая позволяет их сравнить.
На диаграммах видны наиболее ценные критерии межнационального общения.
Вывод: национальный состав опрошенных всех трёх групп разнообразный.
По результатам опроса большинство опрошенных относятся к людям другой национальности толерантно. Но обращает внимания тот факт, что есть небольшое количество людей (15 – 20%) во всех группах, которые обращают внимание на национальность представителя, и только один человек из группы А ненавидит представителей другой национальности.
Вывод. К межнациональным бракам большая часть представителей трёх групп относятся толерантно. Но с возрастом увеличивается количество людей, которые обращают внимание на национальность.
При ответе на вопрос о согласии впустить в своё общество представителя другой национальности большинство младших школьников ответили положительно. И только 7 человек отрицательно.
В группе В картина уже иная: только половина опрошенных согласны иметь друзей и приятелей другой национальности, 8 человек категорично не согласны и 5 респондентов обращают внимание на национальность.
В группе С 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации, 8 человек – не согласны, а 7 – «посмотрят на национальность».
Вывод. С возрастом отношение людей к выбору друзей и приятелей другой национальности изменяется. Если большинство младших школьников согласны впустить в своё окружение представителя другой национальности, то старшеклассники и взрослые начинают подразделять людей на представителей симпатичных и не симпатичных им национальностей.
Младшие школьники согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, приятеля.
Все опрошенные старшеклассники готовы впустить в свое окружение представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, родственника, молодого человека, мужа. На диаграмме видно процентное соотношение.
А вот как ответили взрослые на этот вопрос. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, собеседника, соседа. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи.
Вывод. Младшие школьники и старшеклассники, в отличие от взрослых, согласны впустить в своё окружение представителей другой национальности в качестве близкого друга, молодого человека, супруга.
Только трое младших школьников были свидетелями дискриминации по национальному признаку.[15] Противоположная картина у старшеклассников: 17 человек из 25 были свидетелями дискриминации. Среди опрошенных 7 человек из группы С были свидетелями дискриминации по национальному признаку
Вывод: в среде старшеклассников чаще случаются конфликты с представителями другой национальности.
Вывод. У 16 опрошенных старшеклассников были конфликты с представителями другой национальности. А большинство третьеклассника и взрослых таковых не имели.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Глава 2. Межнациональное взаимодействие в г. Нижневартовске.
В структуре исполнительной власти города Нижневартовска вопросом межнационального взаимодействия занимается Управление по молодежной и социальной политике, в котором функционирует Отдел по работе с общественными объединениями и организациями. В его функции входит взаимодействие с общественными объединениями.
Для того чтобы ознакомиться с мероприятиями, проводимыми Администрацией города, было решено взять интервью у специалиста отдела по работе с общественными объединениями и организациями граждан Гузь Оксаны Васильевны[17].
Оксана Васильевна рассказала, что администрация города Нижневартовска в своей деятельности уделяет большое внимание межнациональному взаимодействию, имеет целый ряд многолетних традиций, проводит работу в различных направлениях, деятельность которых представлена на схеме.[18]
2.1.1.Совещательные органы.
При администрации города созданы и работают совещательные органы: Координационный совет по национальным вопросам и Межведомственная комиссия по профилактике экстремистской деятельности в городе Нижневартовске. В практике работы утвердились рабочие совещания, встречи представителей органов местного самоуправления с руководителями общественных объединений, в ходе которых вырабатываются совместные действия по решению самых разных проблем и вопросов. По результатам таких совещаний в 2010 году по инициативе национальных общественных объединений был создан Консультационного пункта для трудовых мигрантов при администрации города. В содержании деятельности включены консультации для граждан представителями федеральных структур, проведение встреч, круглых столов, семинаров с целью повышения уровня безопасности и соблюдения законности в Российской Федерации для трудовых мигрантов, а так же объединения усилий органов власти и гражданского общества в решении вопросов достижения мира и согласия между народами.
С этой целью мигрантам предлагаются ознакомительные лекции по законодательству и культуре нашей страны, социально-экономическому развитию города Нижневартовска; организация их участия в культурно-массовых мероприятиях, информирование о деятельности национальных общественных объединений города, национально-культурных автономиях региона.
2.1.2. Организация культурного досуга.
Особое внимание в городе уделяется развитию национальных культур и межкультурных связей. Поддержка национальных культур осуществляется в рамках городской программы «Организация культурного досуга в городе Нижневартовске в 2010-2014 годах», в которую включен раздел «Этнокультура».
Наиболее значимым мероприятием для города является праздник национальных культур «Дружбы народов»[19]. Это уникальный культурный фестиваль, который проходит в период летних белых ночей во время традиционного Фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». В празднике принимают участие более 20 национальных коллективов города: народный хореографический ансамбль «Кавказ», хор украинской песни «Веселка», народный татаро-башкирский ансамбль «Шатлык», хантыйский фольклорный театр «Тор-Най», фольклорный ансамбль «Руны» и др.
Национально-культурные объединения города организовывают выставки, которые знакомят горожан с самобытностью разных народов, проводят игры, показывают обряды. Одними из ярких городских мероприятий является многонациональный фестиваль семейного творчества «Истоки», праздничный концерт, посвященный Дню народного единства «В дружбе народов - единство России».
Взаимодействие с национальными и молодежными общественными объединениями основано также на формировании новых традиций – фестивалей, совместных акций. В качестве примера можно привести молодежный фестиваль «Многонациональный Нижневартовск», включающий в себя спортивные соревнования по мини-футболу, другим видам спорта среди команд национальных общественных организаций, встречи руководителей национальных объединений со студентами учебных заведений профессионального образования, концерты творческих коллективов национальных организаций.
2.1.3. Деятельность подведомственных администрации учреждений.
Площадкой для реализации проектов и программ является Центр национальных культур, созданный в 2002 году по инициативе администрации города и национально-культурных организаций. Главной целью всей деятельности Центра является обмен культурными ценностями, развитие национально-культурной самобытности, воспитание уважения представителей разных национальностей друг к другу.
Городские средства массовой информации широко освещают наиболее значимые мероприятия, проводимые национальными общественными объединениями. В газете «Варта» выходит рубрика «Дом Дружбы».
На территории города Нижневартовска работает Музей истории русского быта[20], который изучает особенности быта, традиционных приемов ремесла, фольклора, прикладных народных промыслов, всего уклада жизни русских переселенцев Среднего Приобья на рубеже XIX и XX вв.
Музей стал центром русской культуры, где не только собираются предметы русского быта, но исследуются, апробируются и вводятся в повседневную жизнь русские народные праздники и обряды.
В муниципальном учреждении «Библиотечно-информационная система», в Центральной городской библиотеке, в Центральной детской библиотеке проводятся мероприятия по сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов Севера, различные выставки[21], функционируют клубы. Например, в детской библиотеке № 5 проводятся заседания клуба русских традиций «Фольклорная академия», а детско-юношеская библиотека № 1 проводит мероприятия в рамках реализации программы «Ты нам нужен», которая способствует адаптации детей - мигрантов.
Ведется работа курсов по изучению родного языка (татарского, азербайджанского, чеченского) при участии национальных общественных объединений, организованных на базе средних школ. Также на базе средних школ организуются этнокультурные экспозиции и мероприятия.
И это далеко не полный перечень мероприятий, проводимых в рамках межкультурного взаимодействия.
Таким образом, целевые программы администрации города Нижневартовска способствуют межнациональному взаимодействию и носят динамичный характер.
Не маловажную роль в развитии межнационального взаимодействия играют национальные общественные объединения города Нижневартовска.
В настоящее время в городе насчитывается 23 национальных общественных объединения, которые в большинстве своём расположились под крышей МБУ «Центр национальных культур».
Основными задачами национальные общественные объединения города Нижневартовска ставят: развитие культуры своего народа, а также знакомство со своими традициями и обычаями жителей города других национальностей, сохранение самобытности народности и воспитание уважения представителей разных национальностей друг к другу[4].
В каждой общественной организации есть танцевальный, музыкальный, фольклорный и другие творческие коллективы.
Председатели городских национальных общин принимают активное участие в деятельности Координационного совета по национальностям при администрации г. Нижневартовска; проводят встречи со школьниками, концерты, различные мероприятия взаимодействуют со СМИ.
Кроме национальных общественных объединений свой вклад в развитие добрососедских отношений вносят и другие общественные объединения и предприятия города. Так, Нижневартовский Благотворительный фонд по поддержке программ Международного союза благотворительных организаций «Мир добра» помогает реализовать в Нижневартовске международную программу «Добрый Ангел Мира», которая стартовала 6 лет назад с целью пропаганды идей добра, мира, дружбы и братства между народами, населяющими нашу страну. За это время проект был реализован более чем в 60 городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Во всех городах - участниках проектов возводятся одноименные архитектурно-парковые комплексы, обязательным элементов которых является скульптура «Доброго ангела»[22], под которым заложены памятные плиты с именами выдающихся деятелей прошлого и современности. Все комплексы строятся за счет средств меценатов, в роли которых в Нижневартовске выступили такие предприятия: ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», ОАО «Городские электрические сети», ОАО «Нижневартовскавиа». Официальная передача комплекса «Добрый Ангел Мира» в дар городу запланирована на июнь 2013 года.
Таким образом, общественные объединения (национальные объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации) принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание межнационального взаимодействия, взаимоуважения и взаимопонимания.
Глава 3. Создание в классе клуба «Радуга Дружбы».
Данная исследовательская работа показала, что общественность города волнуют вопросы мира и согласия, развития дружбы между народами, сохранения культурных традиций. Кроме того, по результатам опроса, проведенного в школе, было выяснено необходимость обучать младших школьников и подростков дружбе и межнациональному общению, для того, чтобы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее. Поэтому было принято решение провести классный час «Нижневартовск - город Дружбы Народов» с целью ознакомления учащихся 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 5» с полученными информационными данными и выводами по проделанной работе, включению класса в активные действия. На классном часе было рассмотрено и принято предложение по созданию в классе клуба «Радуга Дружбы».[23]
Работа клуба «Радуга Дружбы»[24] направлена на способствование развитию дружеских связей между детьми разных национальностей и снижению распространения межнациональной вражды в современном мире.
По результатам проведенной работы клуба на протяжении 1 полугодия 2012 -2013 учебного года было решено предложить Школьной Думе создать общешкольный Клуб интернациональной дружбы.
Заключение.
В ходе исследовательской работы выяснен национальный состав населения города Нижневартовска и учащихся МБОУ «СОШ № 5», изучен уровень межнациональных отношений жителей города и обучающихся школы, а так же дана характеристика особенностям организации межнационального взаимодействия в г. Нижневартовске. Во время работы были освоены и закреплены различные способы работы с книгами, периодическими изданиями, сетью Интернет, создан клуб «Радуга дружбы» по инициативе автора.
Выдвинутая в работе гипотеза подтвердилась: Нижневартовск можно назвать городом Дружбы Народов, так как в нем поддерживаются традиции добрососедства и взаимоуважения между людьми; проводится целенаправленная расширенная деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов как со стороны администрации города Нижневартовска, так и со стороны различных общественных объединений.
Список литературы.
Приложения.
Приложение 1.
Данные о национальном составе населения г. Нижневартовска по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года.
№ п/п | Количество, указавших национальность | Население человек | В процентах от числа указавших национальность |
1 | Абазины | 67 | 0,03 |
2 | Абхазы | 18 | 0,01 |
3 | Аварцы | 268 | 0,12 |
4 | Австралийцы | 1 | 0,00 |
5 | Агулы | 23 | 0,01 |
6 | Адыгейцы | 8 | 0,00 |
7 | Азербайджанцы | 4585 | 2,00 |
8 | Албанцы | 2 | 0,00 |
9 | Алтайцы | 11 | 0,00 |
10 | Американцы | 4 | 0,00 |
11 | Арабы | 3 | 0,00 |
12 | Армяне | 685 | 0,30 |
13 | Ассирийцы | 10 | 0,00 |
14 | Балкарцы | 5 | 0,00 |
15 | Башкиры | 7936 | 3,47 |
16 | Белорусы | 2511 | 1,10 |
17 | Бесермяне | 1 | 0,00 |
18 | Болгары | 180 | 0,08 |
19 | Британцы | 2 | 0,00 |
20 | Булгары | 3 | 0,00 |
21 | Буряты | 44 | 0,02 |
22 | Венгры | 8 | 0,00 |
23 | Вьетнамцы | 1 | 0,00 |
24 | Гагаузы | 100 | 0,04 |
25 | Голландцы | 1 | 0,00 |
26 | Греки | 179 | 0,08 |
27 | Грузины | 177 | 0,08 |
28 | Дагестанцы | 80 | 0,03 |
29 | Даргинцы | 365 | 0,16 |
30 | Долганы | 2 | 0,00 |
31 | Дунгане | 1 | 0,00 |
2 | Евреи | 106 | 0,05 |
33 | Езиды | 93 | 0,04 |
34 | Ингуши | 159 | 0,07 |
35 | Ительмены | 1 | 0,00 |
36 | Кабардинцы | 43 | 0,02 |
37 | Казахи | 547 | 0,24 |
38 | Калмыки | 50 | 0,02 |
39 | Канадцы | 2 | 0,00 |
40 | Караимы | 1 | 0,00 |
41 | Каракалпаки | 7 | 0,00 |
42 | Карачаевцы | 11 | 0,00 |
43 | Карелы | 16 | 0,01 |
44 | Киргизы | 435 | 0,19 |
45 | Кистины | 1 | 0,00 |
46 | Китайцы | 8 | 0,00 |
47 | Коми | 67 | 0,03 |
48 | Коми-пермяки | 257 | 0,11 |
49 | Корейцы | 151 | 0,07 |
50 | Коряки | 2 | 0,00 |
51 | Крымские татары | 9 | 0,00 |
52 | Кумандинцы | 6 | 0,00 |
53 | Кумыки | 1760 | 0,77 |
54 | Курды | 2 | 0,00 |
55 | Лакцы | 178 | 0,08 |
56 | Латыши | 27 | 0,01 |
57 | Лезгины | 1716 | 0,75 |
58 | Литовцы | 61 | 0,03 |
59 | Македонцы | 1 | 0,00 |
60 | Манси | 156 | 0,07 |
61 | Марийцы | 1503 | 0,66 |
62 | Метисы | 7 | 0,00 |
63 | Молдаване | 1261 | 0,55 |
64 | Монголы | 2 | 0,00 |
65 | Мордва | 1042 | 0,46 |
66 | Нагайбаки | 69 | 0,03 |
67 | Немцы | 1038 | 0,45 |
68 | Ненцы | 49 | 0,02 |
69 | Ногайцы | 300 | 0,13 |
70 | Осетины | 117 | 0,05 |
71 | Персы | 18 | 0,01 |
72 | Поляки | 227 | 0,10 |
73 | Россияне | 14 | 0,01 |
74 | Румыны | 18 | 0,01 |
75 | Русины | 1 | 0,00 |
76 | Русские | 154907 | 67,65 |
77 | Рутульцы | 16 | 0,01 |
78 | Селькупы | 1 | 0,00 |
79 | Сербы | 26 | 0,01 |
80 | Словаки | 2 | 0,00 |
81 | Словенцы | 3 | 0,00 |
82 | Табасараны | 119 | 0,05 |
83 | Таджики | 922 | 0,40 |
84 | Талыши | 21 | 0,01 |
85 | Татары | 22889 | 10,00 |
86 | Таты | 1 | 0,00 |
87 | Тувинцы | 2 | 0,00 |
88 | Турки | 22 | 0,01 |
89 | Туркмены | 32 | 0,01 |
90 | Удины | 4 | 0,00 |
91 | Удмурты | 462 | 0,20 |
92 | Узбеки | 1871 | 0,82 |
93 | Уйгуры | 38 | 0,02 |
94 | Украинцы | 14486 | 6,33 |
95 | Финны | 30 | 0,01 |
96 | Французы | 2 | 0,00 |
97 | Хакасы | 2 | 0,00 |
98 | Ханты | 754 | 0,33 |
99 | Цахуры | 17 | 0,01 |
100 | Цыгане | 72 | 0,03 |
101 | Черкесы | 71 | 0,03 |
102 | Чехи | 6 | 0,00 |
103 | Чеченцы | 1022 | 0,45 |
104 | Чуваши | 2296 | 1,00 |
105 | Шорцы | 27 | 0,01 |
106 | Эвенки | 9 | 0,00 |
107 | Эстонцы | 23 | 0,01 |
108 | Югославы | 1 | 0,00 |
109 | Якуты | 1 | 0,00 |
110 | Лица других национальностей (не перечисленных выше) | 13 | 0,01 |
Приложение 2.
Национальный состав обучающихся МБОУ «СОШ №5»
в 2012 – 2013 учебном году.
Приложение 3
Анкета.
2. Национальная принадлежность______________________________________________
3. Как Вы относитесь к представителям другой национальности?
а) толерантно
б) ненавижу
в) в зависимости от национальности
4. Как Вы относитесь к межнациональным бракам?
а) толерантно
б) ненавижу
в) в зависимости от национальности
5. Согласны ли Вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?
(да/нет)____________________________________________________________________
6. В качестве кого согласны Вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?_________________________________________________________
7. Были ли Вы свидетелем дискриминации по национальному признаку? (да/нет)_______________________________________________________________________
8. Были ли у Вас конфликты с представителями другой национальности? (да/нет)
___________________________________________________________________________
Приложение 4.
Анализ анкет
Сводная таблица.
Вопрос | группа А | группа В | группа С |
2.Национальная принадлежность. | русские - 14, татары - 2, узбеки - 1, чеченцы - 1, лезгины - 1, башкиры - 1, немцы – 1, не знают своей национальности - 5. | русские - 13, татары - 4, азербайджанцы - 3, украинцы - 2, молдаване - 1, башкиры - 1, даргинцы - 1. | русские - 15, украинцы - 6, татары - 2, башкиры - 3, казахи - 1. |
3.Как Вы относитесь к представителям другой национальности? | Толерантно – 19 чел. В зависимости от национальности – 5 чел. Ненавижу - 1 | Толерантно – 21 чел. В зависимости от национальности – 4 чел. Ненавижу - 0 | Толерантно – 20 чел. В зависимости от национальности – 5 чел. Ненавижу - 0 |
4.Как Вы относитесь к межнациональным бракам? | Толерантно – 20 чел. В зависимости от национальности – 5 чел. Ненавижу - 0 | Толерантно – 19 чел. В зависимости от национальности – 6 чел. Ненавижу - 0 | Толерантно – 17 чел. В зависимости от национальности – 8 чел. Ненавижу - 0 |
5.Согласны ли Вы впустить в своё окружение представителя другой национальности? | Согласны – 18 чел. Не согласны – 7 человек. | Согласны – 14 чел. Не согласны – 8 человек. Смотря какая национальность – 5 чел. | Согласны – 10 чел. Не согласны – 8 человек. Смотря какая национальность – 7 чел. |
6.В качестве кого согласны Вы впустить в своё окружение представителя другой национальности? | Друг – 18 Приятель - 7 | Друг – 14 Приятель – 8 Близкий знакомый- 3 | Друг – 11 Приятель – 14 Близкий знакомый- 0 |
7. Были ли Вы свидетелем дискриминации по национальному признаку? | Были – 3 человека. Не были – 22 человека. | Были – 17 человек. Не были – 8 человек. | Были – 7 человек. Не были – 18 человек. |
8. Были ли у Вас конфликты с представителями другой национальности? | Были – 2 человека. Не были – 23 человека | Были – 16 человек. Не были – 9 человек. | Были – 3 человека. Не были – 22 человека. |
Приложение 5.
Клуб «Радуга дружбы»
Наш город всех сплотил навек.
Здесь каждый – настоящий человек.
Тут армянин, татарин и грузин,
Здесь дагестанец и казах, чеченец, осетин.
Не сосчитать всех наций в городе родном,
В котором вместе мы живем.
Клуб - это самостоятельная, добровольная организация, созданная учащимися 3 «Б» класса МБОУ «СОШ №5». Деятельность клуба основывается на принципах самоуправления и добровольности. Основное направление деятельности клуба - миротворческая деятельность, воспитание толерантного отношения друг к другу и к представителям других национальностей
Цели: укрепляя и создавая дружественные связи между детьми различных стран, прививать обучающимся дух миролюбия, толерантности, неприятия национализма, расизма и экстремизма.
Задачи:
1. Способствовать развитию дружеских связей между детьми разных национальностей и снижению распространения межнациональной вражды в современном мире.
2. Формирование у школьников интереса к национальной культуре других народов и опыта конструктивного межнационального взаимодействия.
Деятельность.
1. Клуб самостоятельно планирует, организовывает и проводит свою деятельность.
2. Основное направление – реализация различных проектов, раскрывающих национальные особенности народов, их культуру, обычаи и т.д.
3. Формы мероприятий, которые возможны для проведения в рамках клуба:
- разнообразные внеклассные мероприятия, посвященные различным темам (например: языки стран мира, традиции и обычаи стран и т.д.);
- организация встреч с лидерами диаспор, деятелями науки и культуры;
- культурно-развлекательные мероприятия во время национальных праздников (театры, и концерты и т.д.);
- различные экскурсии с целью изучения и ознакомления с культурой России.
Ожидаемые результаты:
Работа клуба позволит:
План работы клуба.
№ п/п | Тема заседания | Дата проведения |
1. | Организационное заседание. Разработка Положения клуба «Радуга дружбы» | сентябрь |
2. | Конкурс «Лучшая эмблема клуба» | октябрь |
3. | Подготовка к межрегиональным конкурсам «Открытие мира» и «Грани познания». Исследовательская работа Свайкиной Анастасии «Кто ты, настоящий друг?» Исследовательская работа Ошнурова Егора «Можно ли назвать Нижневартовск городом дружбы народов?» | ноябрь |
4. | Посещение Музея истории русского быта. | декабрь |
5. | «Новый год в разных странах мира». | январь |
6. | Подготовка к общешкольному фестивалю «Сказки народов мира» | февраль |
7. | Общешкольный конкурс «Сказки народов мира» | март |
8. | «Культура народов мира». Народности Дагестана. | апрель |
9. | Итоги работы клуба за 2012-2013 учебный год. Переписка с детьми разных национальностей. | май |
[1] Приложение.1
[2] Диаграмма 1, лист I
[3] Приложение 2
[4] Диаграмма 2, лист I
[5] Диаграмма 3, лист II
[6] Диаграмма 4, лист II
[7] Иллюстрации 1 – 6, лист III
[8] Приложение 3.
[9] Приложение 4.
[10] Диаграмма 5, лист IV
[11] Диаграмма 6, лист IV
[12] Диаграмма 7, лист IV
[13] Диаграмма 8, лист V
[14] Диаграмма 9, лист V
[15] Диаграмма 10, лист V
[16] Диаграмма 11, лист VI
[17] Иллюстрация 7, лист VI
[18] Схема 1, лист VI
[19] Иллюстрация 8 – 14, лист VII
[20] Иллюстрация 15-16, лист VIII
[21] Иллюстрации 17-18, лист VIII
[22] Иллюстрация 19, лист IX
[23] Приложение 5.
[24] Иллюстрации 20 – 22, лист X
Ласточка
Ветер и Солнце
Как нарисовать черёмуху
Любили тебя без особых причин...
Две лягушки