Мы живём в большом отдалении от культурных и исторических центров. К сожалению, не можем посещать музеи, выставки. Очень редко бываем в театре, в цирке, на различных выставках.
Но зато дети больших городов не могут тесно общаться с природой, как это делаем мы – дети, живущие в глухих сибирских местах. Красота нашей природы может заменить нам недостающих благ больших городов и дать нам пищу для ума и пользу для нашего растущего организма.
Бывая в лесу, узнаем и различаем деревья, кустарники, ягоды, грибы. Вначале родители берут нас в лес за ягодами и грибами, поэтому лучше всего мы знаем именно ягоды и грибы. Но постепенно хочется узнать и всё другое, что нас окружает в лесу. В первую очередь – это деревья. Лиственные деревья растут и в селе, а хвойных деревьев в селе мало, поэтому именно хвойные знаем хуже всего.
Вложение | Размер |
---|---|
nauch._rabota_chem_el_otlichaetsya_ot_pihty.docx | 25.79 КБ |
МБОУ Ярцевская СОШ №12
«Чем отличается
ель от пихты?»
Научно -– исследовательская работа.
Работу выполнила:
Соколова
Елизавета Александровна.
Класс: 3 класс.
Руководитель:
Зебзеева
Марина Ивановна.
учитель МБОУ СОШ №12
2013 – 2014 год.
Исследовательская работа «Чем ель отличается от пихты?»».
Введение
Мы живём в большом отдалении от больших городов и не можем, как многие городские дети ходить в театры, в цирк, в различные музеи. Но нужно пользоваться тем, чего у нас очень много. А много вокруг нашего села прекрасной природы. Для человека природа - это не только среда жизни и источник существования, это «книга» познания всего существующего на земле.
Вокруг села Ярцево красивые реки, поля, леса: тайга, бор. Как городские дети отдыхают и развиваются в культурных учреждениях, так мы можем отдыхать и развиваться, общаясь с природой.
Наше старинное сибирское село окружает тайга, в котором много различных деревьев, в том числе и хвойных. Хвойные деревья похожи друг на друга, поэтому и хочется больше узнать о них, научиться их различать. Узнать, как человек использует то или иное хвойное дерево.
Цели работы является наблюдение и сравнение хвойных деревьев нашего леса. Применение полученных знаний в жизни человека для сохранения и укрепления здоровья.
Задачи исследования:
1.Изучение литературных источников о хвойных деревьях.
2.Изучение биологических особенностей хвойных деревьев.
3.Эксперментальное исследование лечебных свойств хвойных деревьев
4.Изучение особенностей хвойных деревьев у людей, работа которых связана с лесом.
Методы исследования: Частично – исследовательский, наблюдения в ближайшем лесу в окрестностях села Ярцево, опросно - диагностический
Место проведения: МБОУ Ярцевская СОШ №12 Енисейского района, Красноярского края.
Сроки проведения: ноябрь 2013 – январь 2014 года.
Предполагаемые результаты: развитие интереса к природе, к хвойным деревьям, применение полученных знаний для сохранения и укрепления здоровья.
Аннотация к исследовательской работе
«Чем ель отличается от пихты»
Мы живём в большом отдалении от культурных и исторических центров. К сожалению, не можем посещать музеи, выставки. Очень редко бываем в театре, в цирке, на различных выставках.
Но зато дети больших городов не могут тесно общаться с природой, как это делаем мы – дети, живущие в глухих сибирских местах. Красота нашей природы может заменить нам недостающих благ больших городов и дать нам пищу для ума и пользу для нашего растущего организма.
Бывая в лесу, узнаем и различаем деревья, кустарники, ягоды, грибы. Вначале родители берут нас в лес за ягодами и грибами, поэтому лучше всего мы знаем именно ягоды и грибы. Но постепенно хочется узнать и всё другое, что нас окружает в лесу. В первую очередь – это деревья. Лиственные деревья растут и в селе, а хвойных деревьев в селе мало, поэтому именно хвойные знаем хуже всего.
Я взяла эту тему, чтобы больше узнать не только о ели и пихте, но обо всех хвойных деревьях, которые растут в нашем лесу. Хочу узнать, чем похожи и чем отличаются все хвойные деревья.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос я решила:
Для выполнения этого исследования использовался теоретический метод: анализ литературы, опросно – диагностический метод, наблюдение.
Изучив литературный источник я узнала много интересного о хвойных деревьях: высоту, сколько лет деревья живут, что изготавливают из древесины. Но хорошо отличать деревья в лесу я так и не научилась, все хвойные деревья казались мне похожими.
Провела собственное исследование, при котором я исследовала кору деревьев, измеряла ширину ствола, рассматривала ветки, хвоинки, шишки, смотрела и зарисовывала общий вид. После собственного исследования все деревья стали для меня чуточку ближе, они как – бы ожили.
Опрос людей различных профессий связанных с лесом удивил меня тем, что эти люди знают больше, чем сказано в книгах. Их знания очень зависят от их работы, которую они делают в лесу.
Проведение опыта, когда мы ставили в воду ветки сосны, чтобы уберечься от разных вирусов показал, что только эфирными маслами, исходящими от хвойных, в наше время не спасешься.
Обзор литературы.
Учёные насчитали на планете Земля около 500 тысяч видов растений. Мы привыкли, что растения окружают нас везде и повсюду. Страшно подумать, что растения могут исчезнуть из нашей жизни. Не будет деревьев на улицах городов и сёл. Не будет кустов, трав и цветов. Не будет многих продуктов: круп, хлеба, пряников, печенья, картошки, морковки. Не будет больше деревянных домов, деревянной мебели, бумаги, книг, одежды, которую делают изо льна и из хлопка. Без растений не будет различных лекарств, мыла и духов.
Но это не самое страшное. Без растений мы совсем не можем жить, так как растения вырабатывают кислород и воздух. Благодаря кислороду и воздуху вокруг нашей планеты Земля образовалась атмосфера, без которой невозможна жизнь.
Люди знают, что жизни на Земле без растений не будет, но растения не берегут. В течение последних столетий растительность на планете стала изменяться из – за бурной и неразумной деятельности людей. Люди пилят, рвут, уничтожат растения, не задумываясь, что будет потом.
Что же такое растения?
Растения это то, что растёт. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, постоянно делятся, они работают в течение всей жизни.
Все растения имеют сходные приспособления для питания. Они всасывают минеральные вещества из водных растворов. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.
Растения в отличие от животных малоподвижны. Они могут передвигаться, но другим способом. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Лианы обвивают опоры и «перелезают» с одного места на другое. Но главное отличие растений от всего живого на Земле – это способность к фотосинтезу. В процессе фотосинтеза образуется кислород и другие сложные вещества.
Но и после своей гибели растение приносит пользу. Разлагаясь, остатки растений выделяют углекислый газ. При разложении образуется вода. Углекислый газ и вода вновь используются новыми растениями.
Первые самые простые растения появились около 2 миллиардов лет назад. Хвойные деревья появились позже. Эта группа деревьев включает в себя таких представителей как: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта. Все эти деревья прячут свои семена в шишки.
Что за дерево такое?
ЕЛЬ
В переводе с латинского языка слово “ель” означает “смола”. Ель – это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее.
Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живёт ель до 300 лет.
Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5-7 лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом. Загрязнения воздуха и почвы, высокие летние температуры отрицательно влияют на еловые насаждения. Еловые леса необходимо беречь и охранять.
ПИХТА
Пихта – высокое, более 30 м, дерево с узко конической кроной. Пихта очень похожа на ель, но ствол у пихты гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет.
У пихты шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки. На ветвях пихты живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени.
Пихта выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Она очень чувствительна к загрязнениям атмосферы и почвы. Там, где растёт пихта, хорошая экологическая обстановка. Пихта – показатель здоровой среды обитания. Пихта широко используется в строительстве. Из хвои и веток пихты изготавливают лекарственные препараты.
СОСНА
В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой.
Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву.
Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.
СОСНА СИБИРСКАЯ, КЕДР
Кедр – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Кедр или сибирская сосна – это символ сибирских лесов, их краса и богатство. Кедр – величественное, мощное дерево. Высота кедра – 40-42 метра, толщина ствола – до 2 метров. Хвоя длинная, 7-15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета. Кедр живёт до 500 лет.
Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами (“кедровыми орешками”). Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают кедровые семена-“орешки” впрок, это очень вкусное лакомство.
Из хвои кедра делают целебный настой против цинги. Древесина кедра лёгкая, прочная, красивая, из неё делают мебель. Кроме того, древесина кедра легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьём для производства карандашей.
ЛИСТВЕННИЦА
Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год.
Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а весной вырастает новая хвоя. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок.
К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Живёт лиственница 300-500 лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень любят зайцы.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Можжевельник – это некрупное дерево или кустарник высотой от 1 до 3 метров. “Можжевельник” означает “растущий между елями”. Ещё его называют северным кипарисом.
Хвоинки у можжевельника короткие, очень острые. Шишки похожи на ягоды черники. Они сладкие и пахнут смолой. Цифра “3” для можжевельника – магическая. У можжевельника по три хвоинки в пучке, в каждой ягоде по три семени, созревают ягоды на третий год.
Плоды можжевельника поедают птицы, особенно дрозды, и мелкие млекопитающие. Основная ценность можжевельника – фитонциды. За сутки это растение выделяет живительных летучих веществ в 15 раз больше, чем 1 гектар лиственного леса.
Собственное исследование.
Опрос людей, работа которых связана с лесом.
Зебзеев Г. Ф.- охотник.
Вечнозелёные. Но надо знать, что хвоинки обновляются. Мы это не замечаем. Обновление хвоинок происходит так же, как у людей обновляются волосы. Все плодоносят, но шишки у всех разные. Человек использует в пищу только семена шишки кедра – орешки. Зато семена шишек с удовольствием едят разные птички и зверушки.
На вопрос «Почему не каждый год кедр плодоносит?» Григорий Фомич ответил так: «Это зависит от погоды: весна должна быть не жаркая. Если весна жаркая, завязь затекает смолой. Летом должно быть в меру дождя и солнца, тогда осенью можно ждать урожай кедрового ореха»
Богданов С. К. – биолог, инспектор по лесоиспользованию.
В природе большое количество разных деревьев. Деревья отличаются друг от друга по стволу. По листьям Хвойные деревья называют вечнозелёными. Недаром про ель и сосну есть загадка «Зимой и летом одним цветом» Иголки у хвойных деревьев живут три – четыре года, а после опадают, но не все сразу, а постепенно.
В еловом лесу царит полумрак и тишина. Земля здесь покрыта бурой хвоёй. Кустов и травы в хвойном лесу мало.
Соколов А. И. старший инструктор авилесоохраны.
Хвойные деревья содержат большое количество смолы и поэтому во время пожара хвойный лес очень быстро разгорается, что приводит к возникновению верхового пожара. Верховые пожары очень трудно ликвидировать, это приводит к масштабным катастрофам.
Лес вырубают для получения древесины и для освобождения земель под пашню и постройки. В результате некоторые леса оказались потерянными навсегда. Но сегодня начались большие работы по выращиванию новых лесов, специально предназначенных для удовлетворения хозяйственных нужд человека.
Лес, в котором растут сосны, называют бор. В сосновом бору светло и сухо. Земля покрыта мягким мхом. Много брусники и черники.
Козловская Е. Г. – заведующая аптекой.
В хвойных много эфирных масел, их используют для уничтожения микробов. Большим содержанием эфирных масел обладают сосна, ель и пихта. Во время эпидемии гриппа или ОРВИ нужно дома ставить ветки лобового хвойного дерева, так как абсолютно все хвойные обладают оббезараживающим противомикробным действием, просто сосна, ель и пихта обладают большим антимикробным действием. Менять ветки надо через три недели, по истечении этого срока их действие заканчивается.
Ещё вытяжки из хвои добавляют в шампуни, в зубную пасту.
Исследование в лесу.
Было несколько поездок в ближайший лес.
Каждое хвойное дерево обследовалось по такому плану: а) Общий вид дерева в удалении б) рассматривался и измерялся ствол в) рассматривалась кора, её цвет г) рассматривалась и зарисовывалась хвоя д) рассматривалась шишка: её вид, растёт вверх или вниз на самом дереве.
Всё заносилось в таблицу.
Название дерева | Общий вид (на что похожа, зарисовать) | Ствол (измерить) | Кора (какого цвета, гладкая или шершавая) | Хвоя (как растёт, зарисовать, измерить длину) | Шишка (Фору зарисовать, цвет)( |
Сосна | На четырёхугольник | 38 см | Шершавая, коричневая | 8 см | вверх |
Ель | На треугольник | 45 см | Шершавая, серая | 2 см | вверх |
Кедр | На четырёхугольник | 28 см | шершавая Серо – коричневая, | 9 5 | вверх |
Лиственница | На четырёхугольник | 24 см | Шершавая, серая | 2, 5 см | вниз |
Пихта | На треугольник | 22 см | Гладкая, серая | 2, 5 см | вверх |
Заяц-хваста
Ель
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Домик зимней ночью
Зимняя сказка