Исследовательская работа о причине шума в ракушке.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 243 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 261
Кировского района Санкт – Петербурга
__________________________________________________________________
IV Открытый конкурс исследовательских работ
учащихся начальной школы
«Знайка-2016»
Тема работы: «Ракушки и их тайна»
Выполнил: Григорьева Кира,
ученица 3 Д класса
Руководитель: Бочарова Лариса Петровна,
Учитель начальных классов
ГБОУ № 261
Санкт-Петербург
2016 г.
I. ВВЕДЕНИЕ ……………………………….………...…стр. 3.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Изучение ракушек………………………………………стр. 4-5
1.1 Откуда на земле появились ракушки? ………………стр. 4
1.2 «Кто?» или «Что?» такое ракушка. ………………….стр. 4
1.3 Как рождается раковина. ………..……………………стр. 4
1.4 Состав раковины и её окраска.. ……………………...стр. 4-5
1.5 Виды раковин. ………………………………………...стр. 5
2. Интересные факты из жизни моллюсков……………..стр. 5
2.1 Агрессивные обитатели раковин.……………………стр. 5
2.2 Ракушки – деньги. .……………………………………стр. 5
2.3 Хитрый усоногий. .……………………………………стр. 5
3. Исследование. .………………………………………….стр. 5-6
3.1 Шум в ракушке- шум моря. .……………………….…стр. 6
3.2 Шум в ракушке – шум крови в наших сосудах. .……стр. 6
3.3 Шум в ракушке – шум воздуха. .……………………..стр. 6
3.4 Шум в ракушке – шум окружающего нас мира. .…...стр. 6
4. Выводы. .……………………………………………..…стр. 6-7
IIV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…стр. 7
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………....стр. 7
Приложение 1……………………………………………..стр. 8
Приложение 2……………………………………………..стр. 9
Приложение 3……………………………………………..стр. 10
I. Введение.
Однажды, когда я еще не умела читать, мне в руки попала книга с очень интересными картинками. На них были изображены ракушки. Их было очень много, все красочные, разных форм. Это была одна из моих любимых книжек с картинками. Сейчас я подросла и с удовольствием прочла книгу Буруковского Р.Н «О чем поют ракушки». В ней автор описывает происхождение, строение ракушек, так же большой раздел книги посвящен увлекательным рассказам о разных раковинах. Коллекция писателя насчитывает около 2000 экземпляров ракушек. Автор заканчивает свою книгу удивительными словами «Если ты прижмешь раковину к уху…то услышишь гул. Происхождение его - это тайна. Так называется то, что человек не может понять. Представляете, сколько тайн скопилось в моей коллекции!»
После прочтения книги у меня возник вопрос: «Неужели и правда, шум внутри раковины тайна?» И тогда я решила изучить раковины и попытаться понять происхождение гула внутри них.
Вот так появилась моя исследовательская работа.
Тема исследовательской работы – «Ракушки и их тайна»
Цель моего исследования – изучить ракушки, открыть тайну происхождения звуков в ракушке.
Задачи исследования:
1. Изучить ракушки.
2. Выяснить, природу шума внутри ракушек.
3. Провести ряд экспериментов для выявления причины возникновения шума внутри ракушки.
4. Провести опрос.
Гипотезы исследования.
1. Шум в ракушке – шум моря.
2. Шум в ракушке – шум крови в наших сосудах.
3. Шум в ракушке – шум воздуха.
4. Шум в ракушке – шум окружающего нас мира.
Организация исследования.
1. Изучить информацию по моей теме. Источники информации: литература, интернет.
2. Эксперименты.
3. Опрос.
4. Анализ полученных результатов.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Изучение ракушек.
1.1 Откуда на земле появились ракушки?
Ученые до сих пор спорят о том, как возникли ракушки. Есть много теорий, но ни одна пока еще не доказана на 100%.
Из материалов сайта http://www.anapafuture.ru/o-chernom-more/evolyuciya-kak-poyavilis-rakushki я узнала, что существует теория, Шона Бренна. Он и его коллеги исследовали ископаемую соль и выяснили, что 515 миллионов лет назад концентрация кальция в морской воде была в 3 раза выше, чем сейчас. Высокое содержание кальция в данный период соответствует появлению первых существ, имеющих раковины.
А вот Стива Стенли противоположная теория. Ученый считает, что изменение состава воды могло быть одним из факторов, но далеко не единственным. По его теории, в первую очередь раковина возникла, как защита от хищников, в результате естественного отбора.
1.2 «Кто?» или «Что?» такое ракушка.
Исследуя материалы по теме на сайтах : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0% D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0,http://www.seapeace.ru/population/animals/ 845.html, http://rapan.at.ua/publ/molljuski chernogo morja_i_ikh_rakushki/1-1-0-10 я узнала, что ракушка является внешним скелетом животного моллюска. В функции ракушки входит не только поддерживать и делать более устойчивым мягкое тело животного, но и защищать его от врагов. Раковина – это часть животного, моллюск прикреплен к ней мускулами. Мягкий моллюск внутри никогда не покидает своей ракушки. Теперь ответ очевиден. Ракушка с моллюском отвечает на вопрос – «кто?»
1.3 Как рождается раковина.
Моллюск не находит себе раковину, он сам её себе строит. Его раковина растет вместе с ним, сохраняя первоначальную форму. Изучив информацию на сайтах : http://www.what-who.com/r/rakushki.html http://www.seapeace.ru/population/animals/845.html мне стало известно, что у моллюска есть определённые железы, которые имеют способность образовывать кристаллы известняка из солей морской воды. Известняк мельчайшими частичками откладывается на краях или вдоль внутренней части раковины. Из информации, представленной на сайтах http://pravda-chto.ru/mollyuski-chernogo-morya/ , http://rapan.at.ua/ publ/molljuski_chernogo_morja_i_ikh_rakushki/1-1-0-10 я узнала, что зимой моллюски растут медленнее, а летом быстрее от этого на раковине можно увидеть швы и выпуклые кольца роста (годовые кольца). Они идут параллельно внешнему краю раковины. По ним, как и по годовым кольцам дерева можно определить возраст моллюска.
1.4 Состав раковины и её окраска.
Изучив материалы изданий: «Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника», «Эрудит. Флора и фауна: загадки и открытия» Бернатосян С.Г,; материалы сайтов https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2 , http://www.what-who.com/r/rakushki.html мне стало известно, что раковина всех моллюсков построены по одной схеме. Они состоят из 3 основных слоёв. Первый слой – внешний, состоит из рогового вещества без содержания известняковых пород. Второй слой – промежуточный, состоит из карбоната кальция. Третий слой – внутренний перламутр, состоит из тонких пластинок карбоната кальция и рогового вещества.
Внутренний слой ракушки особенно красив и удивителен. При попадании света на тонкие пластинки известняка, он преломляется и рассыпается в них на разноцветные лучики, поэтому мы видим перламутр таким красивым.
Под раковиной есть кожаная складка – мантия. Когда между раковиной и мантией попадает песчинка, моллюск начинает бороться с чужеродным телом, обволакивая его слоями перламутра. Так происходит образование жемчужины.
Мантия следит за сохранностью раковины. В случае пролома она тотчас выделяет строительный материал на починку.
Мантия играет большую роль в окраске раковин. В ней есть железы, которые выделяют особый пигмент (для каждой ракушки свой). Отсюда и разнообразие цветов у ракушек.
1.5 Виды раковин.
Информация сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0 %BE% D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2 и печатного издания «Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете» помогла мне лучше узнать о том, что моллюски разных типов строят отличные друг от друга раковины. Брюхоногие моллюски строят цельные раковины, имеющие спиралевидную форму, или форму катушки с отверстием справа.
А некоторые представители их типа в дополнение ещё имеют покрышку-люк, которая закрывает ракушку. Брюхоногие предпочитают передвигаться по твердой поверхности.
Двухстворчатые моллюски строят ракушку из двух симметричных частей. Живут в основном на песчаном или илистом дне, зарываясь в него.
2. Интересные факты из жизни моллюсков.
2.1 Агрессивные обитатели раковин.
Материалы сайта http://rapan.at.ua/publ/molljuski_chernogo_morja_i_ikh_rakushki/1-1-0-10 помогли мне узнать, что рапан – хищный морской моллюск. Язык у него, как сверло. Им он сверлит двухстворчатые раковины и ест моллюсков.
А вот конус – наносит удар шипом, он впрыскивает жертве яд, который опасен как для рыб, так и для человека.
Ракушка людоед (моллюск убийца) – Тридактна. Самый крупный моллюск на Земле.
2.2 Ракушки - деньги
Из материалов сайта http://www.gumilev-center.ru/rakushechnye-dengi /мне стало известно, что ракушки брюхоногого моллюска Каури использовались в древнем Китае в качестве денег. Даже сейчас их рекомендуют класть в кошелек в качестве талисмана.
2.3 Хитрый усоногий.
Один из интересных фактов я почерпнула на сайте http://kimmeria.com/crimea /black sea_32.htm , морской жёлудь долго относили к классу моллюсков, за его «сидячий» образ жизни, а потом, проведя ряд исследований, выяснилось, что он относится к усоногим ракообразным.
3. Исследование.
Серия моих экспериментов состоит в том, чтобы установить природу происхождения звуков внутри морской раковины.
Эксперименты я будут проводиться в классе. До начала экспериментов я провела опрос (Приложение 1). Мнение ребят разделились практически поровну. Чуть большая часть посчитала, что в ракушке шумит море (Приложение 2).
Для экспериментов мне понадобились: морская раковина, кружка, самодельный веревочный телефон (как в Древней Греции).
3.1 Шум в ракушке - шум моря.
Для эксперимента мне понадобилась ракушка и пустая кружка, которая точно не была в море.
Сначала я приложила ракушку к уху, а затем – кружку. Шум в ракушке и в кружке был похож. Я предложила то же самое сделать одноклассникам.
Они услышали то же самое, что и я. Эксперимент показал, что кружка, которая не была в море, шумит как ракушка. Следовательно, наше утверждение неверно.
3.2 Шум в ракушке – шум крови в наших сосудах.
В начале эксперимента я послушала ракушку, затем проделала ряд физических упражнений, пульс увеличился, и я снова послушала ракушку. Ничего не изменилось. Звук не изменился, не стал громче или тише. Одноклассники проделали то же самое. Их результат был такой же, как у меня. Следовательно, и это утверждение неверно.
3.3 Шум в ракушке – шум воздуха.
Главное условие эксперимента – это полная тишина, наличие воздуха в комнате и ракушка.
После соблюдения всех условий ни я, ни мои одноклассники не услышали никаких изменений в шуме. Только показалось, что кто-то убавил громкость внутри ракушки.
3.4 Шум в ракушке – шум окружающего нас мира.
Перед началом эксперимента мне пришлось изучить немного теории.
Окружающий нас мир состоит из множества звуков. Из «Большой иллюстрированной Энциклопедии школьника» и «Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете» я узнала, что звук – это колебания воздуха. Звук распространяется в воздухе подобно камушку, брошенному в воду – кругами. Звуковые колебания передаются по воздуху через дерево, сталь, ткани и другие материалы. Скорость звук в твердых телах, в воде больше, чем в воздухе. В космосе звука нет, так как там нет основной составляющей – воздуха.
Чтобы полностью разобраться в теории звуковых колебаний, я вспомнила, что в музее «Истории телефона» на ул. Шпалерной, дом 60 рассказывалось об акустических и веревочных телефонах. Я с помощью родителей изготовила веревочный телефон, как в Древней Греции. Два стаканчика связали длинной веревкой. Главное условие – натянутая веревка между стаканчиками. Один стаканчик приемник, а другой передатчик. Оказалось, звук действительно перемещается по нитке. В классе ребята, с помощью веревочного телефона убедились, что звук передается по воздуху через материалы.
Теперь нужно разобраться с эхом. В этом мне помогло издание «Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете». Если представить мячик эхом и бросить его в гладкую стену, то он отскочит обратно к нам. Эхо – это отраженные от гладкой твердой поверхности звуковые волны. По такому же принципу они отскакивают и с задержкой возвращаются к нам.
От теории перейдем к практике. Для эксперимента я попросила ребят издать как можно больше звуков и приложила ракушку к уху. Звук внутри ракушки стал насыщенным, громким, изменяющимся. Я приложила к уху кружку – в ней звуки то же стали более интенсивными. Эксперимент подтвердил гипотезу. Я поняла, что неважно ракушку или кружку прикладывать к уху, важно, чтобы окружающий мир издавал звуки. Тайна раскрыта!
Опрос после окончания экспериментов. Большая часть ребят подтвердила, что шум в ракушке – шум окружающего нас мира (Приложение № 3).
4. Выводы.
В ходе моего исследования и проведенных опросов я сделала следующие выводы:
Таким образом, шум в раковине оказался эхом звуков, попадающих в раковину извне. Я раскрыла одну из тайн ракушек.
5. Заключение.
Летом, гуляя по пляжу, я собирала ракушки, совершенно не задумываясь, что это животные с большой историей, о которых я ничего не знаю. Они играют огромную роль в природе, в жизни человека. Чем больше я узнавала о ракушках, тем больше возникало вопросов.
Я думаю, что следующая моя работа будет посвящена ракушкам. Ведь столько вопросов осталось без ответа.
III. Используемая литература и интернет ресурсы.
1. Буруковский Р. Н. «О чем поют ракушки», Калининградское книжное издательство, 1977 г. 109 стр.
2. «Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника» Москва, издательство «Махаон» 2012 г, 491 стр.
3. Бернатосян С.Г «Эрудит. Флора и фауна: загадки и открытия», Минск, издательство «Асар» 1997 г.,263 стр.
4. «Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете» издательство Ридерз Дайджест и Пегас, Германия 2001 г», 400 стр.
5. http://www.anapafuture.ru/o-chernom-more/evolyuciya-kak-poyavilis-rakushki
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0
8. http://www.what-who.com/r/rakushki.html
9. http://www.seapeace.ru/population/animals/845.html
10. http://pravda-chto.ru/mollyuski-chernogo-morya/
11. http://rapan.at.ua/publ/molljuski_chernogo_morja_i_ikh_rakushki/1-1-0-10
12. http://www.gumilev-center.ru/rakushechnye-dengi/
13. http://kimmeria.com/crimea/black_sea_32.htm
Приложение 1
Опросный лист № 1 (до экспериментов), 2 (после экспериментов)
Как вы думаете, почему мы слышим в шум в ракушке?
(напротив нужного ответа поставьте галочку)
Шум в ракушке – шум моря. | Шум в ракушке – шум крови в наших сосудах. | Шум в ракушке – шум воздуха. | Шум в ракушке – шум окружающего нас мира. |
Приложение 2
Приложение 3
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Денис-изобретатель (отрывок)
За еду птицы готовы собирать мусор
Пчёлки на разведках