• Цель данного исследования - выявить необходимость ознакомления современных подростков с военно-историческими памятниками
В процессе работы над заявленной темой были поставлены следующие
задачи:
• Показать разнообразие военно-исторических памятников
• Обосновать необходимость ознакомления школьников с памятниками, мемориалами, посвященными событиям Великой Отечественной войны
Объектом исследования являются подростки 12-17 лет
Предмет исследования: отношение к военно-историческим памятникам как отражению событий Великой Отечественной войны
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на конференции "Потенциал - 2016" https://yadi.sk/d/79s-DTC738Guir | 18.21 КБ |
Доклад
В процессе работы над заявленной темой были поставлены следующие
задачи:
В начале данного исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Актуальность исследования
Все дальше в историю уходит от нас Великая Отечественная война. Живых свидетелей тех страшных лет остается все меньше и меньше, и для нас, рожденных в XXI веке, все меньше возможностей узнать «из первых уст» о событиях той войны. То малое, что мы можем сделать для тех, кто отдал жизни ради нашего будущего, это бережно хранить память о погибших за Родину, не забывать самим и рассказывать детям об этих печальных страницах в истории 20 века. Этой цели — увековечить память павших — служат музеи и памятники, которых немало в России и за ее пределами.
Нас интересует отношение современных подростков к военно-историческим памятникам и музеям как к памяти о Великой Отечественной войне.
Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории нашей Родины. Вот уже более 70 лет мы ежегодно чтим память погибших в праздник 9 мая. Все мы знаем, что на просторах России были построены памятники Великой Отечественной войне в огромных количествах. Есть они и за пределами нашей страны. В столице Германии в память о советских солдатах, павших в берлинской битве, установлены мемориалы в парках Тиргартен, Шенхольцер Хайд и Трептов. Скульптуры советских воинов-освободителей есть в Болгарии, Словении, на Украине. Гранитная стела участникам Второй мировой из стран бывшего СССР установлена в Лос-Анджелесе. Брестская крепость открыта для посещения с 1971 года и рассказывает о героической обороне форта — одном из первых сражений для СССР. Трагическую историю массового уничтожения мирного населения повествует музей в Освенциме. Среди миллионов жертв этого лагеря смерти были и 100 000 русских людей.
Вернемся к нашей гипотезе и зададимся вопросом: знают ли современные школьники об этих знаменательных местах и как к ним относятся?
Напомним, в качестве гипотезы было выдвинуто следующее утверждение:
большинство современных школьников считают события Великой Отечественной войны далеким прошлым, не интересуются этими событиями и не имеют личного опыта посещения военно-исторических музеев, мемориальных комплексов и памятников, безразлично относятся к их существованию.
Для подтверждения или опровержения гипотезы был проведен социологический опрос.
Количество респондентов: 50
Категория: подростки 12-17 лет
Вопросы: 1. Нужны ли в современном обществе памятники, музеи, мемориалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны?
2. Как вы относитесь к тому, что в последнее время в некоторых странах начали уничтожать такие памятники?
3.Назовите самые известные в нашей стране мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне.
4. Какие памятники, музеи, мемориалы вы посещали?
Результаты:
На первый вопрос ответили положительно 100% респондентов.
Только 2 человека ответили «безразлично» на вопрос об их отношении к сносу памятников, все остальные относятся к этому явлению резко отрицательно.
Отвечая на 3 вопрос, большинство (54% респондентов) называет мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата» в Александровском саду, 30% вспомнили о монументе «Родина-мать», расположенном в Волгограде, 9% опрашиваемых знают о памятнике героям-панфиловцам, 7% - о памятнике маршалу Жукову.
На вопрос «Какие памятники, музеи вы посещали?» 50% респондентов назвали мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата», 22% - музей Вооруженных сил, 2% (это один человек) – Танковый музей В Кубинке. 26% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.
Таким образом, результаты социологического опроса позволяют сделать вывод о частичном опровержении гипотезы (в той ее части, которая касается безразличного отношения современных школьников к памятникам войны) и о частичном подтверждении: у большинства подростков личный опыт ознакомления с военно-историческими памятниками отсутствует или ничтожно мал.
Так, например, мало кто знает, что скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде — это только вторая часть композиции, находящейся в разных городах. Уникальный проект из трех монументов был осуществлен скульпторами Львом Головницким и Евгением Вучетичем.
Вызывает недоумение тот факт, что при опросе никто из респондентов не назвал мемориальный комплекс «Парк Победы» на Поклонной горе.
Это отсутствие личного опыта посещения военно-исторических музеев, мемориальных комплексов и памятников можно объяснить:
занятостью родителей подростков;
материальными трудностями в семье;
отсутствием интереса родителей к данной теме.
В данном случае школа, по-видимому, должна взять на себя обязанность военно-патриотического воспитания молодежи, и в первую очередь через организацию экскурсий в музеи и мемориалы Москвы и Московской области.
Надо сказать, что в этом плане школа эту функцию выполняет, периодически организуя экскурсии в музеи Москвы и Московской области.
Для отдалённых мест боевой славы – Волгоград, Санкт-Петербург, Севастополь, Новороссийск и др. – мы предлагаем проводить заочные экскурсии (презентации, просмотры видеофильмов на уроках литературы, истории, обществознания, классных часах). Причем эти заочные экскурсии можно проводить не просто по музеям и мемориалам, посвященным Великой Отечественной войне, но и по историческим музеям разных эпох, по многим разным интересным местам. Экскурсоводами в этом случае могут быть сами учащиеся.
Весенние чудеса
Рисуем пшеничное поле гуашью
Три орешка для Золушки
«Течет река Волга»
Мастер-класс "Корзиночка"