Тема: Мой прадед-еще одна страничка в истории моей страны.
Руководитель: Хисамова Ляля Ириковна
Цель научной работы: глубже изучить биографию прадеда,понять чувства человека-гражданина,верой и правдой служившего своей Родине.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81 КБ |
Аннотация
Хисамов Вильдан Ильясович - МБОУ «Аллабердинская СОШ», 4 класс
Тема работы: « Мой прадед – еще одна страничка в истории моей страны »
Руководитель: Хисамова Ляля Ириковна - учитель начальных классов
Цель научной работы: глубже изучить биографию прадеда, понять чувства человека – гражданина, верой и правдой служившего своей Родине.
Методы проведённых исследований:
Основные результаты исследования:
Установлены некоторые подробности биографии участника Великой отечественной войны Хисамова Шамсутдина Гаязовича.
Содержание.
1 | Введение | 3-5 |
2 | Основная часть | 5-9 |
3 | Выводы, заключение | 9 |
4 | Список литературных источников | 10 |
Введение
Актуальность выбранной темы
Тему для исследования «Мой прадед – еще одна страничка в истории моей страны» я выбрал не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как сегодня, к сожалению, теряются семейные ценности. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.
А пример моего прадедушки поможет мне и нашему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.
Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании будут мои родители, дедушка, бабушка.
Цель исследовательской деятельности.
Цель моей работы – глубже изучить биографию моего прадеда, понять чувства человека – гражданина, верой и правдой служившего своей Родине.
У меня есть предположение, что, не смотря на то, что я никогда не видел моего прадеда, не разговаривал с ним, я могу узнать о том, что происходило с ним много лет назад по фотографиям, книгам, архивам, рассказам.
Объект исследования: фотоальбомы, архивные материалы, воспоминания дедушек и бабушек, сторожил села.
Задачи исследовательской деятельности.
1.Поиск, изучение и анализ фотографий
2. Ознакомиться с документами домашнего архива.
3. Ознакомиться с материалами краеведческого музея
4. Собрать материал о прадедушке по рассказам родных.
5. Провести анализ полученных данных и обобщить материал.
6. Представить собранный материал моим одноклассникам.
Методы исследовательской деятельности.
План исследования
1этап – Обсуждение темы, составление плана работы.
2этап - Создание творческой группы.
3этап – Изучение материала по теме, работать с разными источниками информации. Интервью с дедушкой, родственниками.
4 этап - Анализ полученных данных и обобщение материала.
5 этап – Создание презентации о моем прадедушке.
Изучая дедов, узнаем внуков,
то есть изучая предков, узнаем самих себя.
Без знания истории мы должны
признать себя случайностями, не знающими,
как и зачем мы пришли в мир, как и для чего
в нем живем, как и к чему должны стремиться.
(В.О.Ключевский)
История страны складывается из истории семьи и отдельно взятого гражданина. Максим Горький говорил: «В жизни всегда есть место подвигу». В годы Великой Отечественной войны эти слова были особенно актуальны.
Часто дедушка рассказывает мне о наших родственниках, моём прадедушке , погибшем на войне, прабабушке, своих братьях. « Сегодня с высоты своих немалых лет,- начинает рассказ дедушка,- и полувекового опыта, я утверждаю, что трудности военных лет нас не сломили, а в какой - то мере закалили. Мы тогда маленькими ребятишками умели и умеем сейчас ценить всё то, что смогли нам дать наши родители и наша многострадальная Родина: умели видеть горе людей и не оставаться равнодушными, помогали друг другу, родителям, соседям. Мне кажется, -особо выделяет дедушка,- что наше отношение к людям, к жизни, родом из наших трудных военных лет детства…Нас формировали школа, жизнь страны, наши мамы и письма с фронта, письма отца». У меня болело сердце, когда я слушал рассказ дедушки о том, как ему было страшно, когда отец уходил на фронт. Плакала вся семья, и маленький(мой дедушка) плакал громче всех. Никто не знал, что с ними будет. А впереди - неизвестность.
Я хочу рассказать о своем прадеде Хисамове Шамсутдине Гаязовиче. Он своими поступками ковал нелегкий путь победы и оставил след в истории нашей страны.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Все, от мала до велика, встали на её защиту. Мой прадед, Хисамов Шамсутдин Гаязович 1911 года рождения, в 1941 году был призван на фронт (тогда ему было 30 лет). Сначала, конечно, его ждала учебка, а уже потом – фронт… Трудно ли ему было на войне? Не знаю… Ни одной строчки с жалобой, ни словечка о трудностях в письме не писал. Всегда жизнерадостный тон и уверенность, бесконечная уверенность в победе.
Но, по рассказам дедушки, я понял, что мой «молодой прадед», был добросердечным, не падающим духом человеком, старающимся ободрить и поддержать и своих военных товарищей, и родных в тылу. Его письма были «искорками жизни», дающими надежду на лучшее, уверенность в том, что мы выстоим и победим врага. Дедушка вспоминает, что отец в письме расспрашивал у мамы о них, о каждом отдельно, хвалил и поддерживал, советовал, наказы давал: «Учитесь лучше, трудитесь, не ленитесь, да маму берегите, слушайтесь. Вот скоро, уже скоро война кончится – мы домой вернемся и заживём с вами лучше прежнего». А это был только 1942 год.
Погиб прадедушка в марте 1942 года. К сожаленью, мы не много о нем знаем. По некоторым источникам известно, что его могила находится в Тамбовской области. Захоронен был вместе с другими воинами-освободителями в братской могиле. Смутные чувства. Печально, что прадедушка прожил так мало. Мало…и в то же время так много! И тут меня переполняет гордость! За Родину отдал жизнь! За свободу! За будущее! А значит, и за меня! Вот чему нужно учиться нам у тех, военных – бойцов: стойкости, пониманию цели, смысла своей жизни, умению идти до конца. И тут мой «молодой прадед» для меня будет служить примером всю жизнь. Мой прадед умер, но память о нем жива в наших сердцах. Мы гордимся им, потому что он храбро воевал за свободу своей Родины и честно трудился на благо страны.
Когда он уходил на фронт, у него дома оставались пятеро детей: Шарафетдин, Мурат-мой любимый дедушка, Зифа, Хайдар и Шаукат – самый младший. Ему было всего 6 месяцев. Дети не понимали, куда отправился их отец, и почему мать плачет. Они не осознавали, как тяжко будет отцу на войне. Да, им тоже, хоть они и оставались дома.
Моя прабабушка Мадина Гаязовна осталась одна с маленькими детьми на руках. Даже не смогла поехать проводить своего любимого мужа на фронт, некому было оставить грудного ребенка. Со слов дедушки: «Забрали наших отцов на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Отец погиб. Нас осталось у матери пятеро. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли, и дождались победы. И вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери растить младших детей, помогать ей на трудной колхозной работе. Не осталось отца, мужчины в доме. У многих с фронта никто не вернулся, как и не вернулся наш отец. Школьные трудности военных лет мы проживали без нытья. Ведь тетрадей тогда не было, писали на старых книгах между строками. Чернил тоже не было – их готовили сами: из химических карандашей, из печной сажи, и всей школой писали и радовались». Слушая, я с непонятным чувством тревоги оглядел свой письменный стол, всё то, что на нем есть – множество ручек, карандашей, фломастеров, компьютер – и как-то стало мне не по себе, ведь что-то я делаю не так….И я ещё с большим нетерпением продолжал расспрашивать .
«Мы были очень маленькие. Я даже не помню своего отца. Но мама всегда рассказывала о нем только хорошее. Он очень любил свою семью, детей. Был высоким, красивым, трудолюбивым. Во время войны нам нечего было есть, голодали. На зиму на всех была одна фуфайка. Приходилось выходить на улицу по очереди. Мама больше не вышла замуж. Она очень любила моего отца, поэтому всю жизнь хранила ему верность. Она говорила: «Кроме вашего папы мне никто не нужен…».
Мой дедушка – Хисамов Мурат Шамсутдинович. Когда началась война, ему было всего 8 лет. Его моя прабабушка воспитала отзывчивым, понимающим, уверенным в себе человеком. Он всю жизнь проработал в колхозе животноводом. Вот уже более пятидесяти лет живут, душа в душу с моей бабушкой Галией Гайзулловной. Вырастили семерых детей. У них большое хозяйство: лошадь, коровы, овцы, а птиц и не сосчитать. Они очень трудолюбивые. Помогают своим детям всем, чем могут. Я их очень люблю.
Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…
Дети - символ счастья и жизни. Но война переписывает все роли. И они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны. Да, и женщинам приходилось быть очень сильными. Хоть и тяжело было, моя прабабушка смогла поднять на ноги детей. Мой дедушка вспоминает: « Мне запомнилось 9 мая 1945 года. Прибежали женщины к нам и закричали: «Победа!». Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали, а мы, маленькие, слов многих не понимали, но догадывались, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки. Кого поднимают на руках взрослые... Кто сам лез... Залезали друг на дружку, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Всем хотелось поцеловать слово «Победа!» Помню, как мама открыла окно, плакала и говорила: «Сыночек, ты должен запомнить этот день на всю жизнь!». С фронта стали возвращаться те немногие солдаты, кто уцелели. Кто на костылях, кто с перевязанной рукой, кто без ноги. Но они пришли. Они живые! А нам бы на радость чужую наглядеться, но о своем болело сердце. И нам тоже очень хотелось встречи…и незаметно от друзей убегали мы домой, а там забивались в какой-нибудь укромный уголок. Рыдали с братьями, чтоб мама не могла увидеть. А мама плакала от нас тайком. Прошло более 70 лет, а картины того военного детства не отпускают. Для переживших войну слово «победа» имеет особый смысл, у каждого всплывают в памяти те далекие дни. Слово «победа» одних застало в поле, других - дома, третьих- на улице.
Заканчивая свою работу, я хочу обратиться к своим ровесникам: «Чтобы не повторилась эта страшная война, чтобы жизнь на земле не содрогнулась от разрывов бомб, снарядов, чтобы не плакали матери, помните – какой ценой досталась Победа! Берегите мир! Берегите память!»
Память о своём прадеде я сберегу на всю жизнь и постараюсь, чтобы мои дети и внуки не забыли о нём.
Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм! Этот подвиг будет жить в веках! Люди! Берегите друг друга, цените настоящее, помните прошлое, говорите нужные слова и совершайте правильные поступки.
Заключение
На пути реализации исследовательской работы, я определил для себя несколько этапов:
1этап - Я обсудил тему, цели исследовательской работы с классным руководителем Лялей Ириковной. Вместе мы составили план работы.
2этап - Рассказал о своей работе семье. Мы создали творческую группу. В неё вошли : я, дедушка, мама, папа.
3этап - Мы начали собирать материал по теме, работать с разными источниками информации. Рассмотрели фотоматериалы, изучили письменные источники-военные документы; я провел интервью с дедушкой. Собрали материал о военном периоде жизни моего прадеда.
4 этап - Анализ полученных данных и обобщение материала. Я написал рассказ о прадедушке, создал презентацию «Мой прадед – еще одна страничка в истории моей страны».
5 этап - Презентацию о моем прадедушке, которая будет храниться в моей семье, в библиотеке и в школьном краеведческом музее, показал учащимся начальных классов на внеклассном мероприятии «Герои войны». Ребята узнали историю одного из участников Великой Отечественной войны – Хисамова Шамсутдина Гаязовича, моего прадедушки.
6 этап – В школьном краеведческом музее у нас есть своя «Книга Памяти» школьники собирают по крупицам материала о ветеранах Великой Отечественной войны. В эту «Книгу Памяти» поместил материал о своем прадеде.
7 этап - Весь собранный материал решил собрать и оформить как исследовательскую работу по теме: « Мой прадед – еще одна страничка в истории моей страны» и принять участие в районной конференции «Юный исследователь»
Многое в моей работе мне непонятно и предстоит узнать: где конкретно служил мой прадед, где точно находится место захоронения. Я надеюсь, что после ознакомления с моей исследовательской работой мои сверстники проникнутся уважением к историческому прошлому на примере мужества, стойкости и героизма моего прадедушки.
Используемая литература
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Три загадки Солнца
Сочные помидорки
Что общего у травы и собаки?
Зимний лес в вашем доме