Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Его учение – это его жизнь. Он послан Богом всем нам в помощь. И, когда мне трудно и тяжело на душе, я вспоминаю о муках мальчика Варфоломея и не опускаю руки а смиренно прошу преподобного Сергия Радонежского ,которому посвятила своё стихотворение:
Горит свеча. Молюсь я у иконы.
Прошу не много и не для себя.
Святого лик сияет, чист и светел.
Он успокоит и поймёт тебя.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota._tsymbal_veronika.docx | 41.67 КБ |
Реферат на тему:
«Детство преподобного
Сергия Радонежского»
Номинация: «Исследование»
Работу выполнила :Цымбал Вероника Владимировна
ученица 10 «А» класса
ГБОУ школа № 454
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Контактные телефоны:
м/т 8-981-807-29-51
E-mail: vesna.tsymbal@yandex.ru
Руководитель: Ковалёва Лариса Владимировна,
учитель МХК высшей категории,
почётный работник общего образования
Санкт-Петербург.
2014
Содержание
1.Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу.
Значение этого святого в жизни России и каждого из нас……………..……4-5
2.Что мы знаем о Сергии Радонежском?.……………………………….……6
3.Отчий дом – всему начало……………………………………………..……7-8
4.Чудесное рождение………………………..….………………………………9
5.Поиск истины…………………………………………………………………10-11
6.Пророчество…………………………………………………………………..12
7.Великая перемена…………………………………………………………….13-14
8.Сергий Радонежский всегда с нами…………………………………………15
9.Литература…………………………………………………………………….16
10.Приложение.Авторские рисунки.
Задачей моего реферата является исследование такого малоизученного, интересного и загадочного периода в жизни преподобного Сергия Радонежского, как детство. Его избранность проявилась ещё до рождения. Упорство, глубокая вера в Бога помогли добиться успеха в учении, заслужить всеобщее признание.
Цель данного реферата - раскрыть значимость детских лет в становлении души и последующих деяний в жизни этого самоотверженного, редкого по силе духа человека.
Аннотация.
Всё начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Мне кажется, какова семья, таково и государство.
Сегодня кризисная ситуация. И выйти из него поможет возрождение духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.
Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу.
О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждоблагопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общникибыти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник—такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Наши святые заступники—так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых. Составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы говорим о великом подвижнике Русской земли, Сергии Радонежском —к его имени прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени монаха, который признан святым.
Сегодня мы вспоминаем великого святого, просиявшего, как солнце, на Русской земле, - Преподобного Сергия Радонежского.
«При имени Преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
В.О.Ключевский.
Вот уже семь веков отделяют нас от времени, когда ушел из земной жизни наш великий соотечественник Сергий Радонежский. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка. Сергий Радонежский, уйдя от мира и став отшельником в дремучих радонежских лесах, неустанно служил народу и отечеству, боролся с враждой и разобщенностью русских князей, с прочими пороками, разъедающими человеческие сердца.
Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей.
Нравственный авторитет скромного игумена Свято-Троицкой обители был так велик, что князь и митрополиты обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием.
Потому что еще при жизни Сергий почитался величайшим из пророков. Дар пророчества дается избранным – праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Сергий стал истинно народным святым. Еще при жизни шли к нему бояре и мужики, военачальники и простые бабы, богатые и бедные. Великий старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял.
Россия многим обязана Радонежскому чудотворцу. Сергий Радонежский предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Не потому, что положила конец владычеству татар - еще целое столетие они хозяйничали на Руси и собирали дань. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать.
Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются песнопения – стихиры, в которых прославляются духовные подвиги Преподобного.
Что же мы знаем о Сергии Радонежском?
О времени появления на свет Варфоломея, впоследствии принявшего монашество под именем Сергия Радонежского, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не только в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности вех жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников. Кроме его Жития, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется. Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний Премудрый начал собирать о нем сведения в 1393 – 1394 гг. В течение 20 лет он написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хронологическом порядке. Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г. В настоящее время Житие Епифания считается одним из самых достоверных источников . Зато о вкладе в русскую историю XIV века преподобного Сергия Радонежского сказано немало. Подбирая подходящую литературу к данному реферату, я нашла несметное количество статей и книг разных авторов, посвященных этому человеку. Среди них такой историк как Ключевский. Кроме собственно историков, биографией преподобного Сергия Радонежского занимались митрополит Филарет, отец Флоренский, и другие церковные деятели. Голубевский Е.Е.,профессор в Академии Русской церковной истории,провёл исследование и описал жизнь преподобного Сергия.
Отчий дом -всему начало.
Обычно имя святого Сергия связывается прежде всего с Радонежем, но детство отрок Варфоломей провел в другом месте – имении своего отца в селе Варницы, на берегу реки Ишни. Это родина Преподобного Сергия Радонежского.
Деревня Варница (Варницы) расположена возле соляных источников. На этом месте находился дом знатных ростовских бояр. Преподобный Сергий, в миру носивший имя Варфоломей, принадлежал по своему происхождению к сословию дворянскому и даже к тому высшему классу в сословии, которое называется « аристократия»: его отец, по имени Кирилл был служилый человек Ростовских удельных князей и между служилыми людьми, представляя собою одного из немногих заслуженнейших, входил в небольшой избор их, составлявший правительственные думы, или советы, князей и носивший название боярства. Имя матери преподобного Сергия было Мария. Кроме него у его родителей было еще двое детей: старший его сын – Стефан и младший – Петр.
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему он неправедных родителей, ибо такому детищу, которое по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию». И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте: тем бо неведященецыистранноприяша Ангелы (Евр. 13:2)». Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или усталого странника.
Как сообщает жизнеописатель, еще прежде рождения преподобного было чудесным образом отмечено Богом. Мать его, будучи беременна им, пришла, по обычаю, в одно воскресенье в церковь на литургию. И вот незадолго пред чтением Святого Евангелия вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец воскликнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшие близ нее женщины стали между собою переговариваться, что бы мог означать этот необыкновенный крик младенца. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: "Вонмем! Святая святым!" При этом возглашении младенец воскликнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать…. Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: "Где у тебя младенец? Отчего он кричит так громко?" Но Мария в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла сказать им: "Нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь". Женщины стали озираться кругом и, не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она вынуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее действительно нет младенца, но она беременна… "Как же может кричать младенец, когда он еще в утробе матери?" - возражали ей удивленные женщины. "Я и сама удивляюсь этому, - отвечала им Мария, - и нахожусь в немалом недоумении и страхе…"Тогда женщины оставили ее в покое, не переставая впрочем, удивляться этому необыкновенному случаю.
После описанного происшествия особенно мать сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. "Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, - говорит святитель Платон, - чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее".
Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность в молитве, поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. "Господи! – говорила она тогда, - Спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бое си – храняй младенцы Господь (Пс. 114:5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!" Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и само дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.
Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию. И вот они дали такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу. Это значило, что они, со своей стороны, обещали сделать все, что могли, чтобы на их будущем ребёнке исполнилась воля Божия, совершилось тайное о нем предопределение Божие, о котором им стало уже известно.
Чудесное рождение.
3 мая 1319 г. в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога . На сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним Святое Крещение и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во Святом Крещении имя Варфоломей, конечно, потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея, но это имя и по старому значению своему, "сын радости", было особенно утешительно для родителей,потому что радость наполняла их сердца. Кирилл и Мария рассказали случай, произошедший в церкви, священнику, и он сказал так:"Не смущайтесь, - говорил он им, - а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы". И, благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.
Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось есть мясную пищу , то младенец не брал грудь; то же повторялось, и уже без всякой причины по средам и пятницам, так что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. И это повторялось не раз, не два, а постоянно; мать, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было заметно никаких признаков болезни, напротив, малютка не только не плакал, но весело смотрел на них, улыбался и играл ручками. Наконец обратили внимание на время, когда младенец отказывался от кормления, и,как оказалось, малютка-сын как будто требовал от матери поста. И мать действительно стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался молоком матери.
Поиск истины.
В чём заключается духовный подвиг этого мальчика из боярской семьи, наречённого Варфоломеем.
Воспитывался он, как и все боярские дети. В возрасте семи лет юного Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте в церковную школу. Учеба юному Варфоломею не давалась. Учитель бранил его, родители огорчались. Мальчик неустанно молился со слезами, но учеба вперёд не продвигалась.
Меня взволновала настойчивость Варфоломея в обучении. Я учусь хорошо, но знания мне тоже не всегда даются легко. Читая о трудностях в Варфоломея, я удивлялась его напору и тяге к знаниям. Он столько сил и времени тратил на освоение наук!.. А результата не было. Я понимаю, как мальчику было больно и обидно: как-то не справедливо получалось. Другой бы ребёнок наверняка уже забросил учёбу. Но только не Варфоломей! Своим примером он показал, как можно и нужно бороться с трудностями. Только истинная вера в Бога помогла Варфоломею не сломиться, выдержать испытание и обрести за это дар Божий.
Раз отец послал его в поле искать жеребят.На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца,который приносил здесь свои молитвы Богу. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону, не желая прерывать его беседы с Богом, и стал вблизи, ожидая окончания молитвы. Старец окончил молитву; он с любовью взглянул на мальчика и ласково подозвал его к себе, благословил его, отечески поцеловал и спросил:
"Что тебе надобно, чадо?"
Хотя мальчик был послан искать коней, его тоскующая душа и теперь была всецело занята невеселыми мыслями о своей неспособности к учению; он забыл на этот раз о конях и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе:
"Отче,меня отдали грамоте учиться,
Душа моя грустит,и Слово Божье
Никак мне не даётся...Не напиться
Мне Истиной Святой! Печалюсь тоже.
Хотел бы я уметь читать как братья!
Ты помолись об этом,Бога ради!"
Умилился старец от таких речей малого отрока:
"Я рад тебе помочь и в добрый час
Помолимся мы вместе,Бог за нас!"
И старец с отроком молились вдохновенно,
Просили оба за мальца смиренно.
И Бог услышал просьбу их земную,
И старцу-ангелу тотчас дал весть благую.
Старец заключил свою вдохновенную молитву священным словом "аминь" и бережно вынул из-за пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда просфору, и. благословляя ей Варфоломея, промолвил:
"Возьми просфору,съешь и знай теперь,
Что чудо к книгам и тебе откроет дверь.
В частице этой разум дал Господь,
Умение читать и знаний кладь».
Пророчество.
Радуясь от всей души, что Бог привел ему встретиться с таким святым старцем, Варфоломей внимательно слушал его духовные наставлении .как семена на добрую землю, так и благодатные слова старца ложились на его доброе сердце.
Довольно научив его спасению души, старец хотел уже идти в путь свой, но мальчик не хотел расстаться со святым наставником; он со слезами умолял войти в дом его родителей. "Родители мои, - говорил Варфоломей, - очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!" Сколько детской простоты слышится в этих речах доброго мальчика! В них сказалась вся его любящая душа.
С улыбкой последовал старец за своим проводником, и с радостью его встретили родители Варфоломея. Для благочестивых людей такой старец, инок, всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать у себя в доме иноков. Принял благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость не сел за стол. "Прежде следует вкусить пищи духовной", - заметил он и направился в моленную, которая имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собой Варфоломея и, благословив его, велел читать псалмы…
Напрасно изумленный мальчик отговаривался неумением: старец сам дал ему в руки книгу и настаивал, чтобы тот читал слово Божие без сомнения. И что же? Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал читать Псалтирь!.. И сам он, и родители, и братья не могли надивиться, как хорошо читает он… Ведь до этого времени он так туго учился и мало понимал!..
После этого странник вкусил предложенной ему трапезы и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться, но всем жаль было так скоро отпустить его. Им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали узнать, что думает старец об этом случае.
- О, добрые супруги! – сказал им на это старец. – Вот, Господь дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Радуйтесь, что Бог благословил вас таким детищем. Он избрал вашего сына еще дорождения. Вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!
Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и сказал загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей».
Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали, не Ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну. И они глубоко сохранили в памяти таинственные слова.
Великая перемена.
Между тем как говорил старец, так и сбылось: с отроком произошла чудная перемена. Какую бы книгу ни раскрыл он, тотчас же начинал читать ее без всякого затруднения, понимая смысл того, что читал. Так дар Божий просветил ум его. После этого случая он скоро опередил в учении как братьев своих, так и прочих товарищей.
Всей душой Варфоломей полюбил богослужение церковное и не пропускал ни одной службы. Наши предки жития святых, сборники, летописные сказания о минувших судьбах родной земли – вот книги, которые были любимым чтением того времени. Конечно, в доме благочестивого боярина Кирилла не было недостатка в таких книгах, Варфоломей их читал и перечитывал и, кто знает, может быть, некоторые рукописи XII-XIV веков, оставшиеся в библиотеке Лавры от времени самого ее основателя, были принесены им в пустыню, как единственное дорогое наследство после его родителей.
Мальчик налагает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволяет себе есть ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водой. Заботливая мать старалась умерить строгость его поста: "Не изнуряй себя излишним воздержанием, сын мой, - говорила она, - чтобы тебе не заболеть от истощения сил: тогда и нам немалую скорбь причинишь. Ты еще дитя, твое тело еще растет; посмотри: никто в твоем возрасте не принимает на себя такого поста, ни братья твои, ни товарищи так не постятся, как ты; другие дети семь раз на дню поедят, а ты, дитя мое, ешь только раз в день, а то и через день; перестань так делать, это тебе не по силам: всякое добро хорошо в меру и в свое время. Вкушай пищу по крайней мере вместе с нами".
Но Варфоломей отвечал любящей матери:
- Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?
- Тебе нет еще и двенадцати лет от роду, - возражала ему мать, - а ты уже говоришь о грехах своих! Мы видели над тобою явные знамения благодати Божией; ты избрал благую участь, которая не отнимется у тебя, - что у тебя за грехи?
- Перестань, матушка, - со сдержанным огорчением отвечал ей сын, - что ты это говоришь? Послушай, что говорит Святое Писание: «Никтоже чист пред Богом, аще и един день жития его будет на земли (Иов, 14:5); никто не безгрешен, токмо един Бог».
Мать удивлялась разумным речам своего сына и, не желая ему препятствовать его доброй воле, обыкновенно говорила ему: "Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!"
Вот как описывает его Епифаний:"Поступь его была полна скромности и целомудрия; никто не видал его смеющимся, а если и появлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она была сдержанна, а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко заметны были слезы – свидетели его сердечного умиления; его уст никогда не оставляли богодухновенные псалмы Давидовы. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду".
И невольно каждый, видевший такое доброе сердце Варфоломея, любовался им, невольно говорил про себя с умилением: что-то выйдет из этого отрока, которого Бог отметил с раннего детства?
Сергий Радонежский всегда с нами.
Я считаю, что детство Варфоломея – это духовный подвиг, благодаря которому мальчик впоследствии по воле Бога стал святым. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Его учение – это его жизнь. Он послан Богом всем нам в помощь.И,когда мне трудно и тяжело на душе, я вспоминаю о муках мальчика Варфоломея и не опускаю руки а смиренно прошу преподобного Сергия Радонежского,которому посвятила своё стихотворение:
Горит свеча, молюсь я у иконы.
Прошу не много и не для себя.
Святого лик сияет,чист и светел.
Он успокоит и поймёт тебя.
Ладонь прохладную на лоб возложит-
Исчезнет грусть и боль,и суета сует.
И на вопрос,который так тревожит,
Найдёшь ты,наконец-таки,ответ.
Наш преподобный Сергий,наш защитник,
Он оградит людей от всяких бед.
Откроет их сердца к любви и вере
И душам чистоты подарит Свет.
Литература:
1.Н.С.Алеева «Как Русь стала православной».
Изд-во «Астрель»,2006.
2.Епифаний Премудрый,Пахомий Логофет, Симон Азарьин
«Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского».
Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»,2007г.
3.Е.Е.Голубинский «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра».(Русарх).
4.Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».
Изд-во «Панпресс»,2012г.
5.В.Пономарёв «Преподобный Сергий Радонежский»
ООО»Даниловскийблаговестник» 2013.
Волшебная фортепианная музыка
Заяц-хваста
Без сердца что поймём?
Медведь и солнце
Прекрасная химия