Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Объект исследования - материалы сайтов.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. «Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Автор считает, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 618.5 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
Малая академия наук Крыма «Искатель»
Секция: Русский язык и литература |
Влияние общения в сети Интернет на культуру
речи и грамотность учащихся
Работу выполнила: Абу Аль-Вафа Амина Маджидовна, ученица 8-А класса МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» Кировского района Республики Крым Научный руководитель: Аметова Надие Энверовна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» Кировского района Республики Крым
|
п.Кировское-2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________ | 3 |
Глава 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ГРАМОТНОСТЬ В НАШИ ДНИ_____________ | 7 |
1.1. Влияние СМИ на культуру речи населения________________________ | 8 |
1.2. Специфика общения молодежи в сети Интернет_____________________ | 10 |
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСЕЛКА КИРОВСКОЕ______________________________________________________ | 14 |
2.1. Этапы исследования__________________________________________ | 14 |
2.2. Анализ результатов исследования_______________________________ | 15 |
2.3. Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении________________ | 18 |
2.4. Отношение Интернет - пользователей к проблеме грамотности________ | 19 |
2.5. Влияние сленга на лексику современного подростка_____________________ | 21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________ | 23 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________ | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________ | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из труднейших школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне. Моим друзьям, одноклассникам. Тем, кто придёт в школу после нас. Я думаю, что слова о величии русского языка, о его красоте и богатстве, написанные в каждом учебнике русского языка,- это не пустой звук, не набор красивых фраз. Я искренне верю, что русский язык – « великий и могучий».
К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину. В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет- сленг.
Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно (около 10 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Влияние общения в сети Интернет на практическую грамотность учащихся».
По мнению профессора, доктора филологических наук, директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, заведующего кафедрой русского языка РГГУ Максима Кронгауза: «Опасность тут существует не для нынешних юношей и девушек и уж точно не для тех, кто старше, у кого языковые навыки уже сформированы, а для ребёнка, который, возможно, впервые увидит написанное слово не в книжке, а на экране компьютера – того же «автора», написанного с двумя «ф» и с двумя «а» – «аффтар»...
– И при этом – полное отсутствие знаков препинания...
– Да-да-да. Естественно, его опыт подскажет впоследствии написание, принятое в Интернете, а не рекомендуемое словарями. К тому же понятно, что человек, привыкший к иной орфографии, будет неохотно читать книжки…[5.]»
Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.
Цель работы:
- Определить, действительно ли влияние сленга отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению культуры речи, языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».
Действительно ли это так? Сленговые слова, попадая в русский текст, подчиняются русским правописаниям, и получается некое искусственное смешение американо-русских слов, придающих, как нам кажется порою, общению легкое ироничное звучание, а информация, преподнесённая в таком тоне, воспринимается, соответственно, несерьезно. Таким образом, «модный сленг» позволяет людям среднего возраста «как бы стать современнее», а молодому поколению - отгородиться от старших, создать свой, пусть призрачный мир.
Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, я увидела, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинула следующую гипотезу:
- Отсутствие знаков препинания в предложениях и неправильное написание слов при общении в Интернете не только ведёт к снижению языковой грамотности учащихся, как устной, так и письменной, но и снижает культуру общения между подростками.
И поставила перед собой следующие задачи:
1.Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;
2.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
3.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок
4.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме.
Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Объект исследования - материалы сайтов.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. «Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.
Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение года. За этот период я посетила сайты и проанализировала записи из личных страниц пользователей, сделала выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провела социологический опрос на тему: «Волнует ли тебя проблема грамотности?», результаты обработала, представив их в форме диаграмм.
Методы исследования:
РАЗДЕЛ I
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ГРАМОТНОСТЬ В НАШИ ДНИ
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка» , писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа.
В мире глобализации, конкуренции и карьеризма, люди перестали уделять внимание языку, на котором они говорят. На рабочем месте появляются жаргонизмы, слова или словосочетания, понятные только сотрудникам той или иной компании, засорение языка иностранными словами, более упрощенными, чем русские. Люди перестали обращать внимание на уровень культуры речи, стали отклоняться от рамок классического русского языка, относясь к языку лишь как к инструменту. Но даже инструменту нужны уход и забота. Русский язык не может терпеть к себе такого отношения.
Я исследовала , какие факторы влияют на уровень грамотности и культуры речи и провела анкетирование учащихся МБОУ «Кировская школа-гимназия №2», чтобы определить, какие из них оказывают наибольшее влияние на современных подростков.
Анкетирование показало, что наибольшее влияние на уровень культуры речи оказывают средства массовой информации и коммуникации (телевидение, радио, реклама).
На первый план вышли: интернет, сотовые телефоны, телевидение. На второй план ушли школа и образование. А чтению книг, где содержатся эталоны культурной речи, отводится чуть ли не последнее место. Сейчас подростки читают намного меньше, чем раньше. Анкетирование показало, что в среднем в месяц ученик читает по одной книге, иногда не до конца. В то время как, за компьютером мои сверстники проводят гораздо больше времени - до 6 часов в день.
Я решила проследить, как вышеупомянутые факторы влияют на культуру речи и уровень грамотности населения.
1.1. Влияние СМИ на культуру речи населения
Рассмотрим влияние СМИ на уровень грамотности населения. Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса - уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться. Слово, однажды сказанное в телеэфире устами крупного чиновника или даже корреспондента, начинает использоваться простыми гражданами, входить в язык. Именно усилиями СМИ в первую очередь в наш язык вводятся неоправданные заимствования. Например, такие как, "мониторить", "экзит поллз", "креатив". Такие слова часто слышатся из уст чиновников на их выступлениях, и население также начинает их использовать, до конца не осознавая и не понимая смысл и происхождение этих слов.
В результате непосредственного влияния на подсознание через СМИ, у подрастающего поколения уже сформировалось так называемое "клиповое и кликовое сознание", то есть человек привыкает получать сжатую информацию, он перестает самостоятельно думать и анализировать.
Современные российские СМИ, особенно телевидение, не выполняют в полной мере свою образовательную функцию. На телевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, среди которых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речь аудитории. (Например, "Кривое зеркало" и подобные программы, герои которых всячески коверкают речь). В то же время на радио ("НС", "Русское радио") и на телевидении (НТВ) есть специальные программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи. Это - "Говорите правильно!"
Реклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя. Например баннер НТК в городе Находка: тариф "недеЦкий" (имеется ввиду недетский). Реклама услуг для сотовых телефонов, где в роликах красуется надпись "Превед медвед" (привет, медведь). Бренд магазина "Кашелка" (кошелка),который написан с ошибками и все время мозолит глаза населению и школьникам, которые запоминают слово так, как оно пишется.
Телевидение оказывает не менее негативное на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить "Дом-2" или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности. Не случайно еще на заре радиовещания в дикторской группе появилась картотека "трудных слов", туда заносили слова, вызывавшие затруднения в плане их значения, произношения, ударения, словоизменения, стилистической окраски; чтобы речь диктора, звучащая из телеэкранов, была элитарной, являла образец высокого культурного уровня, чтобы воспитывать у населения такой же уровень, чтобы это было нормой среди населения - не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Но сейчас, к сожалению, таких словарей для дикторов уже нет, а даже если и были, то вряд ли, кто бы ими пользовался.
В итоге мы видим что для населения СМИ не является эталоном ни в плане грамотности, ни в плане уровня культуры речи.
1.2. Специфика общения молодежи в сети Интернет
Поскольку межличностная коммуникация в Интернете явление сравнительно новое, исследования, посвященные этому виду общения, весьма фрагментарны и несогласованны. Прежде всего я попыталась определить, что представляет собой Интернет? Интерне́т — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных. В 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (2012) в соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН предложены два варианта написания — с прописной и строчной буквы.
К 30 июня 2012 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило более чем 2,5 млрд. человек, более трети населения Земли пользовалось услугами Интернета. К середине 2015 года число пользователей достигло 3,3 млрд. человек.
Так, например, существует множество попыток классифицировать формы общения в Интернете и жанры электронной коммуникации.
Можно выделить следующие общеизвестные формы:
7. Блоги
Кончено же, каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы.
Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделала следующие выводы.
Во-первых, специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.
Во-вторых, в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков - смайликов для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
В - третьих, манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
В - четвёртых, русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»). Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.
В - пятых, язык интернета это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.
Чтобы узнать отношение к Интернет-сленгу подростков, я провела собственный опрос пользователей.
РАЗДЕЛ II
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСЕЛКА КИРОВСКОЕ
2.1. Этапы исследования
В рамках исследования был произведен опрос учащихся МБОУ «Кировская
школа-гимназия №2» , возраст участников 13-14лет.
Ребятам предлагалось ответить на несколько вопросов об общении в сети.
(Приложение 1)
На вопрос «При общении в Контакте (VK) использование какой речи вам нравится больше?» практически все участники опроса назвали «сленг». По мнению опрашиваемых, общение с использованием сленговых фраз и выражений раскрепощает людей, делает его более доступным и свободным. Некоторые ответили, что им больше нравится сочетание сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. Самая малая часть(12% или 6 человек из 50) вообще не используют сленг при общении в Контакте, так как их раздражает такое общение.
Вывод: Почти все молодые пользователи общаются вKонтакте, используя сленг. Причем употребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.
На второй вопрос «Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?» 35 человек из 50 отвечают, что используют в своей устной речи сленговые выражения и лишь 15 человек написали, о том, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи, и «он их раздражает». Таким образом, результаты ответа на второй вопрос подтверждает мою гипотезу о том, что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь.
Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята ста ли общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» - «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».
Вывод: Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.
На третий вопрос «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?» почти все участники ответили, что они будут общаться вКонтакте. Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих не сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.
Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
2.2 . Анализ результатов исследования
(Приложение №2)
Я провела анкетирование учащихся 8-х, 9-х, 10-х классов по теме «Виртуальное общение» и получила следующие результаты.
На вопрос «Общаешься ли ты в Интернете?» количество ответивших «да» составляет 95%, ответивших «нет» – 5% Таким образом, практически все ученики используют интернет для общения в различных формах.
Проанализировав ответы на вопрос «Какие формы общения ты предпочитаешь?», я пришла к выводу, что подростки общаются в Сети, используя разные формы виртуального общения, но чаще всего они выбирают общение при помощи электронной почты и вКонтакте, то есть некоторые выбирают более индивидуальное, неоткрытое общение, а некоторые, наоборот, предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение.
Проанализировав ответы учеников на вопрос «Используешь ли ты при общении сленг?», я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно-таки часто. В 9 классе 40% опрашиваемых ответили, что используют в своей речи сленг иногда, а в 7 и 8 классе 40% ответили, что используют часто.
Из ответов на вопрос «Почему ты используешь сленг?» я поняла, что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения между людьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что «это модно». Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке.
Полученные ответы на вопрос «Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете?» неоднозначны. Радует то, что никто не выбрал вариант ответа «никогда». Но многие из опрашиваемых ответили «иногда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.
Вот примеры вариантов ответов на вопрос «Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?»
сёня, седня – сегодня плз - пожалуйста
щас – сейчас прива!=),хай, при, прив, привки – привет
чё ? – что делаешь,что говоришь ок – хорошо
норм – нормально здаров, даров, дарофф – здравствуй
ахах – смех чмоки-чмоки – целую
пасибки, спс, пасиб – спасибо супер – здорово
дз, домаха – домашнее задание плз - пожалуйста
комп – компьютер контр, конроха – контрольная работа
родаки, предки – родители уры – уроки
Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие: «так короче», «так прикольно», «быстрее печатать», «друзья готы и эмо», «для друзей vip».
На вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 23%, и 67% «нет», «иногда»-10%.
Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается)
Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так:
«Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»;«Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»;«Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет»;
Теперь разберём фрагмент переписки двух девушек в VK, выделим все ошибки, сравним с тем, как выглядел бы этот же диалог в «нормальной» русской речи (Приложение 3)
Вывод: Люди желают выделиться через допущенные ошибки, символы, цифры, смайлы. И, к сожалению, это становится нормой.
2.2.Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении
Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов (www.mail.ru, www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru, www.face book.ru), я выявила следующие ошибки:
1)Замена букв
Типичные замены | Примеры |
Буква «в» заменяется на буквы «фф» | здарофф |
Буква «к» меняется на букву «г» | гак ты? |
Написание английских слов русскими буквами | «Нi!»-«Хай!» |
2)Сокращения (привет-при)
3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха)
4)Написание слов по произношению (нормально - намана)
5) Отсутствие пунктуации (гак ты)
6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)
7)Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)
8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравитЬся Вася», «Нужно долго старатся»)
9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);
Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:
1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.
2. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.
Встречаются отдельные случаи, когда совершенно невозможно определить, использует ли пользователь «олбанский язык» или же просто абсолютно безграмотен. Например, «народ, а кагда белеты прадавать будут, я в касы ганял а там никаго нет, кто знает, если 3ванил туда?»
Выводы: Молодежь во время переписки в Интернете из-за бездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.
2.4.Отношение Интернет - пользователей к проблеме грамотности
С одной стороны, кажется, что речевая свобода является благом для языка, так как она на первый взгляд, способствует его развитию и вовлекает в активную сферу пользования различные языковые пласты, а именно: разговорную речь, просторечие, жаргон, современный компьютерный сленг. Но с другой стороны, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий [4.48.]», то есть получается некая искусственная смесь, которая не только не делает русский язык богаче, но и не воспринимается серьезно. Почему? Потому что человек, грамотно владеющий языком, понимает, что такая речь лишь «коверкает» родной, обладающий огромными способностями, «великий, могучий русский язык[6. 37].»
Меня очень радует то, что многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотности пользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос:
«Ваше мнение по этому поводу: снижают ли грамотность форумы, чаты, аськи и прочее?»
На него откликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет- общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, одна из них ответила:
«Однозначно да. При общение в форуме, аське и т.д. используются различные словечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются... К этому делу быстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизни используешь эти словечки…»
Даже читая это сообщение, видишь в нём ошибки.
Но некоторые пользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижение грамотности:
«Почему же снижение? Если у меня уже сформировалась грамотность, то неужели какой-то форум может её испортить?
Другое дело, что ради экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому в этом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написание слов иногда и страдает...»
На другом сайте был задан вопрос: «Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?»
30 % посетителей ответили, что им все равно, кто как пишет: «Пешу каг хачу!!!!», но 70 % говорят, что неграмотная речь и «олбанский язык» выводят их из себя: «Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык.»
Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родного языка.
2.5. Влияние сленга на лексику современного подростка
Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Положительные стороны интернет-общения.
1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.
2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.
3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.
Отрицательные стороны интернет-общения.
1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).
2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.
3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговоривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из - за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых,отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они.
И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь, взрослея, бережнее относится к своему языку, а значит, понимает, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность.
Считаю, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для учащихся школы, его следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговоривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из - за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они.
И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь, взрослея, бережнее относится к своему языку, а значит, понимает, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность.
Считаю, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для учащихся школы, его следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмет .
Общение в сети Интернет оказывает большое влияние на язык учащихся. Как видно из моего исследования, отрицательных сторон такого общения больше, чем положительных, в 2 раза. Молодые люди, общаясь между собой, уже просто не замечают употребления этих слов. Опросы показывают, что в молодежных компаниях такое общение уже давно вошло в норму. А начало всему положило общение в Интернете. Влияние такого общения на речь подростка растет.
Мои друзья иногда, забываясь, писали слово в сленговом варианте в тетради по русскому языку. Среди молодежи наблюдается тотальная безграмотность. Это во многом из-за того, что теперь подростки, вместо того чтобы читать книги, постоянно общаются в Интернете. Опрос показал, что только 2 человека из 50 предпочли бы чтение книги. Остальные, не раздумывая, выбрали ICQ. Конечно, ничего плохого в общении между молодежью нет, но люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разобраться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, образные выражения.
В компьютерном общении грамотность почти отсутствует, а запятые никто не ставит из экономии времени. Знаки употребляются только для передачи эмоций и написания смайлов. И вот в таком общении подростки проводят огромное количество времени. После этого грамматика усваивается труднее. Компьютерное общение содержит достаточно много нецензурных слов. Употреблять их в жизни - значит не уважать окружающих тебя людей. Своей безграмотностью, своим стилем общения молодые люди лишь подчеркивают неуважение к родному языку. Этим они показывают неуважение и к самим себе. Такое общение между молодежью очень не нравится старшему поколению. В активную лексику ученика входит множество англоязычных слов.
Все больше и больше людей употребляют такой сленг в реальной жизни. Иногда это происходит из экономии времени, иногда это дань молодежной моде и стилю. Но при этом русский язык теряет все свое богатство, красоту и образность. Любовь к Родине выражается отношением к родному языку. Давайте уважать свою Родину, свою культуру и свой язык!
ЛИТЕРАТУРА
2.Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005.
3.Максим Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. — Языки славянских культур, 2008. — 320 с.
4.Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005.
5.Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах т. т.3 с. 48 «Правда» 1969.
6. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высш. шк.,1974.-352с.
7.Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с. 37 «Правда» 1968
Список используемых сайтов
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
1)Общаешься ли ты Вконтакте?
2)Какие формы общения предпочитаешь?
3)Используешь ли ты при общении сленг?
4)Почему ты используешь сленг?
5)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете?
6)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?
7)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?
Приложение 2
Пример, иллюстрирующий использование аббревиатур и знаков.
Полилог в чате, посвященном флеш-мобу. Флеш-моб - это спланированное действие нескольких людей. Например, месяц назад флеш – мобовцами была проведена акция в московском метрополитене. Десять человек зашли в вагон метро на определенной станции, ехали, ничем себя не выдавая, затем в определенное время одновременно достали воздушные шарики, надули их за несколько секунд до следующей остановки, затем все вышли. Вечером в чате (www.vkontakte.ru) читаем:
Приложение 3
Пример переписки (www.VK.ru)
Переписка в VK Разговор в реальной жизни.
к$юНьК@ (21:44:47 13/09/2016)
дратуйте Привет
~2М@N~ (21:44:55 13/09/2016)
Хаюшки падруга привет подруга
конечно
Канешна
(21:45:03 13/09/2016)
Каг у тя дела@ Как у тебя дела ?
~2М@N~ (21:45:14 13/09/2016)
Мм...все крутяк )А у тя как дела? Я нормально. А у тебя как дела?
Весенняя гроза
Карты планет и спутников Солнечной системы
Ручей и камень
"Портрет". Н.В. Гоголь
Астрономический календарь. Февраль, 2019