экологический проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 113.19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа №13»
Проект
Выявление местных названий и методов использования растений в традиционной культуре Нижегородской области.
Автор проекта:
Матюшина Ирина
ученица 7 класса
Руководитель проекта:
Зекина Елена Сергеевна
2016г.
Содержание.
Введение............................................................................................................3
Глава I. Обзор художественной литературы
1.1 Использование растений в народном творчестве………………………6
1.2 Иван -Чай………………………………………………………………….8
1.3Городецкая Роспись………………………………………………………12
1.4 Вышивка…………………………………………………………………..13
1.5 Резьба……………………………………………………………………...15
Глава 2. Исследовательская работа
2.1 Народные названия растений……………………………………………..15
2.2 Результаты анкетирования ……………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………23
Введение.
Одной из универсальных характеристик языковой картины мира является мир растений. С древнейших времен растения играют первостепенную роль в жизни человека. Изучением мира растений занимается наука ботаника. Ботаника знакомит нас с полезными и вредными растениями, с их внешним и внутренним строением, закономерностями развития. Ботанические знания способствуют лучшему использованию растений человеком.
Человек благодаря зеленым растениям из наиболее распространенных в природе веществ (воды, углекислого газа и солей), пользуясь солнечной энергией, добывает ценные органические вещества: белки, углеводы, жиры, витамины и др. Названные растительные вещества при посредстве животных перерабатываются в еще более ценные продукты: мясо, сало, масло, молоко, яйца, шерсть, ножу, то есть во все то, что необходимо для жизни человека.
Растения дают человеку пищу, а также строительный материал, сырье для промышленности (смолу, масло, каучук, гуттаперчу, дубильные вещества, спирт и др.). Кроме того, из растений добывают разнообразные лекарства. Отсюда понятно, почему человек еще с древних времен интересовался растениями, собирал их, изучал и возделывал.
Необходимо подчеркнуть, что даже такие вещества, как каменный уголь и нефть, произошли из растений, населявших землю в древние времена. Энергия солнечных лучей, некогда уловленная этими растениями, в процессе горения освобождается и используется человеком. Также и торф, используемый на топливо и на удобрения, происходит от растений, произраставших на болотах.
Цели работы: анализ названий и образов цветов в традиционной культуре и декоративно-прикладном творчестве Нижегородской области, города Городца. Выявление научных названий растений Городецкого района.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач:
1. Определить названия и образы цветов в традиционной культуре и декоративно-прикладном творчестве Нижегородской области, города Городца.
2. Исследовать семантику растений Нижегородской области, города Городца.
3. Определить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в декоративно-прикладном искусстве города Городца.
4. Выявить научные названия комнатных растений нашей школы.
5. Провести анкетирование учащихся на выявления знаний о научных названиях школьных растений; использование растений в декоративно-прикладном творчестве городецкими мастерами; об употреблении разных сортов чая учащимися школы.
6. Создать буклет с научными названиями школьных растений для учащихся школы.
7. Создание экологического лото для развития знаний о растениях декоративно-прикладного творчества Городца воспитанникам детского сада.
Объектом исследования являются растения Городецкого района и комнатные цветы нашей школы.
Предмет исследования: традиционная культура и декоративно-прикладное творчество Городецкого района.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы на уроках биологии, экологиии окружающего мира при изучении растений. На уроках ИЗО, географии и истории при изучении декоративно-прикладного искусства и традиционной культуры Городца. На факультативных занятиях при изучении творчества городецких мастеров. В игровой деятельности воспитанниками детского сада при изучении ДПИ г.Городца.Сегодня часто говорят о магическом воздействии цветов как символа на жизнь человека. Но мы не живем лишь символами, в нашей повседневной жизни нам нужно и ощущение запаха, и вкуса, и прикосновения к чему – то прекрасному. И именно цветы несут нам ощущения, а ощущения дают переживания, без которых мир стал бы серым. Цветы сами по себе дают большую гамму переживаний и, хотим мы того или нет, создают наше эмоциональное состояние в повседневной жизни.Отсюда и актуальность исследования.
Новизна работы определяется попыткой рассмотреть образы цветов и научные названия втрадиционной культуре и ДПИ Городецкого района. В данной работе используется аналитический метод исследования, сравнения, наблюдения, опроса, анкетирования.
Глава I. Обзор художественной литературы
Если спросить любого человека, как растут корни у растения - вверх или вниз, он наверняка обидится. Ну, конечно, вниз, а стебли вверх. Это каждому дошкольнику известно. А если задать вопрос "почему?", то может возникнуть заминка. Почему листья дерева распускаются весной сразу в один день? Почему осенью из зеленых превращаются в красные, оранжевые или желтые? Почему одни растения зацветают ранней весной и осенью, а другие - в начале лета? Что происходит с деревьями зимой? И таких "почему" очень много. Все это - тайны мира растений, которые продолжают интересовать и волновать человека и которые он постепенно раскрывает, опираясь на все более совершенные знания и опыт.
Первым, кто сумел обобщить разрозненные сведения о растениях, был Аристотель. К сожалению, эти труды великого древнегреческого философа не дошли до наших дней. Но сочинения его талантливого ученика Теофраста - "Исследования о растениях" (из девяти книг) и "О причинах растений" (из шести книг) - хорошо известны современным ученым.
Теофраст объединил и систематизировал сведения о растениях в единую науку, названную ботаникой (от греческого слова, означающего "растение, трава"). Он впервые описал жизнь растений, их рост, движение листьев, стеблей и цветов. Древние греки, как, впрочем, и другие народы, наделяли растение человеческими чертами. И не случайно. Ведь оно дышит, питается, растет, размножается, чутко реагирует на меняющиеся условия окружающей среды. Точные сведения о жизнедеятельности зеленого мира, в частности сельскохозяйственных растений, помогают учиться управлять происходящими в нем процессами, подчинять их разумной воле человека. Изучением этих процессов занимается наука - физиология растений. Как известно, до Крещения Руси славянскиенароды поголовно были язычниками.
Древние славяне поклонялись силам природы – солнцу, земле, воде, ветру…
Большое значение в верованиях итворчестве людей имели и растения, ведь леса повсеместно окружали людей, кормили их, защищали, давали топливо в зимнюю стужу…, но и опасностей в лесу было предостаточно.
Даже весь мир представлялся нашим предкам в виде огромного Мирового Древа, объединяющего три составляющие мироздания.
Корни Древа уходили в Подземный мир, где обитал Змей, символизирующий Смерть, в середине ствол с ветвями символизируют мировое пространство, где проживают люди, животные и птицы, и, наконец, крона ассоциировалась с Верхним миром, где жили Высшие божества и души умерших людей, которые, спускаясь, вселялись во вновь рожденных.
В народном творчестве практически все виды деревьев, кустарников и даже трав наделялись сверхъестественными способностями – охранными, защитными, лечебными и даже пугающими.
1.1 Использование растений в народном творчестве.
Очень распространенным деревом в наших широтах является береза, возможно с этим связано огромное количество мифов, сложенных об этом дереве.Благодаря своей своеобразной красоте и женственности, береза считается женским оберегом, но у разных народов разнились обычаи, связанные с ней.У одних народов для благополучия семьи и при рождении девочки у дома сажали березу, у других этот обычай считался совершенно неприемлемым, потому что береза, растущая возле дома, по поверьям, могла вызывать женские болезни и даже забрать душу.О березе сложено немало примет, поговорок, сказок, песен (всеми известная “Во поле березка стояла…”) и загадок, например, “Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.”В лирических песнях береза часто была символом девушки – за стройность и белизну ствола.Считается, что и само название дерева – “береза” – произошло от слова “беречь”. Береза была символом древней богини Берегини – матери всех духов и защитницы людей.
Еще одним распространенным женским символом в народном творчестве было дерево Рябина.Рябина по преданиям прибавляла женщинам красоты и пробуждала в них любовь.В то же время рябина помогала развить дар предвидения и служила оберегом от бед.Однако, из-за горечи ее ягод, в лирическом и песенном творчестве рябина часто становилась символом тоскующей женщины, символизировала собой горькую женскую судьбу и безрадостную жизнь.
Нередко можно в народном творчестве проследить и такое растение как бузина.Однако, она считалась проклятым деревом, нечистым и даже опасным.По преданиям в корнях этого растения живет черт, поэтому строго запрещалось выкапывать его с корнем, чтобы не потерять рассудок или душу.Кстати, по последним научным исследованиям, бузина содержит массу целебных свойств. В лечебных целях можно использовать отвар из цветков и плодов черной бузины как жаропонижающее, мочегонное, потогонное, глистогонное и рвотное средство, а настой из цветов – при заболеваниях дыхательных путей. Кора бузины обладает сильным мочегонным действием, ее также применяют при неврастении, бронхите, пневмонии, зубной и головной боли. Ягоды известны как слабительное средство.А в древности считалось, что отвар из ягод бузины может подарить здоровье и долголетии.
Символом мужского начала, мощи, твердости и силы являлся дуб.Он был посвящен верховному богу-громовержцу – Перуну.В живописи это сильное дерево рисовалось как Мировое древо, объединяющее три начала мироздания.И в устном народном творчестве дуб играл столь же важную роль.Не редко сказки начинались словами: “На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зелёный…”Ау Александра Сергеевича помните: “У Лукоморья дуб зеленый…”? Присказка эта имеет очень древние корни…
Клен тоже часто становился участником действа в народных песнях или сказках.Клен представлялся как превращенный в дерево человек.По этой причине клен не использовали на дрова или для изготовления гробов.Клен, посаженный возле дома являлся сильным оберегом от сил зла и стихий.Считалось, что в кроне этого дерева обитают светлые божества. и само дерево называли добрым и светлым.Даже современная наука подтвердила плодотворное влияние деревьев на телесное и душевное здоровье человека.
Трудно представить себе жизнь на земле без этих тихих, но незаменимых существ.
Давайте любить и беречь их. В них кроется тайна жизни на Земле!
1.2 Иван – чай.(Кипрей усколистный).
Систематика Иван-чая.
Царство: Растения
Тип/отдел: сосудистые растения
Тип/отдел:покрытосемянные
Класс: двудольные
Отряд/порядок: Миртоцветные
Семейство: Кипрейные
Род: Иван-чай
Вид: Иван-чай или кипрей (см. Приложение 1)
Недалеко от Нижнего Новгорода есть чудесный небольшой городок под названием Городец. Это удивительное место. Там так много русской старины. Там так спокойно, так красиво. Город на левом берегу Волги. И вот в этом городке очень, очень давно изобрели такой напиток. Всем известный кипрей или Иван-чай, они особым образом приготовляли и пили для укрепления собственного здоровья. И не только. Его даже экспортировали в Европу. Даже Англия покупала этот чай, несмотря на то, что владела Цейлоном и Индией. Состав чая очень прост - листья травы кипрея узколистного. Но несмотря на эту простоту, никто еще до наших дней не разгадал тайну напитка. Ну так говорят те, кто его делает. Рецепт тщательно оберегается многими поколениями. Он содержит большое количество аскорбиновой кислоты и биофлавонидов. Тем самым он повышает иммунитет, укрепляет кровеносные сосуды, препятствует накоплению активных радикалов. Вот такие заболевания рекомендуется им лечить.
Напиток отличается тонким ароматом. Иван-чай подходит для употребления в любое время суток: утром тонизирует, в течение дня помогает снять нервное напряжение и восстановить силы, вечером успокаивает и улучшает сон. Не содержит кофеина. Рекомендуется для профилактики и оздоровления всего организма.Иван-чай собирают на границе с тайгой, в одном из самых экологичных районов Нижегородской области – Ветлужском районе. Это равнинный таежно – лесной участок, где места сбора располагаются на полянах,лесных опушках, просеках, вдоль песчаных берегов реки Ветлуга.
Легенда о том, как появился Иван-чай:
Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!».
Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!». Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам.
Привыкли к ним люди: красивые цветы, да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком, и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе……., что под Нижним Новгородом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток. Такова легенда о появлении на Руси Иван-чая.
Правила сбора.
Иван-чай собирают в день Солнцестояния. Собирают Иван-чай на поле русском по всем традициям. А затем его перетирают вручную. Это великий труд. Трут чай пока он сок не даст, а потом танцуют.
На другой день разворачивают и дотирают остатки (после танцев, т.к. Чай уже дал сок).
Перед сбором происходит женский старинный ритуал «завивание березы» и кумление кум- в завитом веночке из березы.Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых — кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях (ср. смоленское выражение кумиться на что-либо, т.е., на мониста, кольца, платки и др.). На совместной трапезе, приготовленной в складчину с обязательной яичницей; в преодолении кумящимися некой пространственной границы, которую символизируют «ворота» из сплетённых веток соседних деревьев, большой «венок» типа обруча, образованный сплетенными вершинками соседних деревьев, через который проходят кумящиеся, обычный венок, завитый на дереве, через который девушки целуются, стоя по обеим сторонам от него (самый типовой случай), а также круг, образуемый шнурками крестиков, повешенных на ветку дерева, через который девушки целовались и обменивались вещами. Кумление сопровождалось клятвой: девушки целовали крестик, который висел в завитом венке. В Нижегородской обл. девушки вешали в венок яйцо и целовали его с двух сторон.
Заключённый союз был недолгим и разрывался через неделю или полторы (на Троицу, в петровское заговенье и др.) так называемым раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т.е., возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей: «Раскумимся, кума, раскумимся...» ). Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз, оказывался более продолжительным (шесть недель, год, вся жизнь».
Чай очень вкусный и неспроста! Много труда в него вложено. После сбора он проходит процесс сушки, при температуре до 60 градусов, и далее пакуется в фольгу на 9 месяцев отлеживаться и силу набирать. Пьют его не раньше апреля.
1.3 Городецкая роспись.
Городецкая роспись-русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись символична. Цветы в ней – это символ здоровья и процветания в делах.
•купавки-самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
•розы- самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
•ромашки- цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
•розаны- отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
•бутоны- разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.(см Приложение 2.)
1.4 Золотная вышивка.
Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства .Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».Издавна в Городце и районе была известна ручная вышивка. Откуда пошёл этот промысел? В 1880 г. он был занесён в Катунки и Городец из соседнего Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Для промысла требовался несложный инвентарь: маленькая четырехугольная рамка, на которую натягивалось полотно, ножницы и иголки. Промысел разделался на два отдельных рода работы: дерганье и строчка (одни дергали, другие строчили). Виды строчки были очень разнообразны. Сначала появилась строчка в одну мушку, позднее – кубами, звёздами, в две мушки, гипюрная, ажурная, японская. Общих мастерских не было. Каждая мастерица работала у себя на дому.
В Городце широкое распространение получила ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. В Городце носили шитые золотом кафтанчики. Они состояли из сборчатой куртки без рукавов на проймах и сплошь зашивались золотыми узорами. Из дальних семёновских и ковернинских деревень приезжали в Городец, где жили мастерицы, вышивавшие такие платки. Часто встречались шитые золотом повязки – «головки», где шитый узор приходился на лбу и украшал концы платка на спине.
И отсюда, от мастериц-старообрядок, берёт свой исток городецкая ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья.
Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки. Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 гг.).Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Здесь есть прекрасная возможность примерить старинные костюмы городецких модниц и сфотографироваться на память. Музей находится по адресу: г. Городец,ул. Республиканская, д. 86а. (см. приложение 3).
Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда.
1.5 Резьба.
Живописная резьба по дереву – это исконно русский вид творческой работы. Ярким примером этому служит наш город Городец. В городе отлично сохранились деревянные дома с уникальной резьбой по дереву, за что и получил свое название характерный способ фигурный резьбы: «Городецкая».Декоративную городецкую резьбу довольно просто узнать среди ряда других, у нее есть специфические особенности. В ней сочетаются глухая объемная резьба с удивительно точными элементами живой природы. Растительный орнамент – один из наиболее распространенных, в фигурной резьбе, но отличительной особенностью городецких работ, является то, что они с удивительной точностью передают все линии и формы цветов и травы. Городецкая резьба отличается от других точной проработкой всех, даже самых крохотных элементов в рисунке, из-за этого она теряет немного воздушность и легкость, в отличие от Калязинского стиля и подобных ему.
Среди прорезных элементов городецкой резьбы кроме животных чаще всего встречаются различные колоски или косички, а также подсолнухи, маргаритки, ромашки и колокольчики. Точно выполненные работы создают впечатление, что эти элементы живые.(см. Приложение 4)
Глава 2. Исследовательская работа
2.1«Народные названия растений»
Кроме научных наименований растений и наряду с ними, существуют и «народные» названия. Они чаще всего образуются путем сравнения и метафорического переноса. Например, крассулу часто называют толстянкой (из-за мясистых листьев) или денежным деревом (от англ. “moneytree” — из-за внешнего сходства листьев с монетками). Пахифитум именуют лунным цветком или лунным камнем из-за специфического серо-голубого цвета. Пуансеттию, благодаря красивейшим алым цветкам, которые можно видеть в праздничные зимние дни, называют рождественской или вифлеемскойзвездой. Марьянник дубравный больше известен под названием Иван-да-Марья, которое возникло из ассоциации желтых цветов и фиолетовых прицветников с братом и сестрой. Афеландра — это не что иное, как летучая мышь. А дицентра по праву завоевала название «Разбитое сердце» или «Цыганские Серьги» так называют это растение в нашей местности.
Также в народе принято именовать растения по времени цветения. Первоцветы весенние — это широко распространенное название примулы. Шлюмбергераболее известна как «Рождественник», «Декабрист», «Рождественский кактус». А Верба, образующая почки к празднику Вербного воскресенья, имеет научное название Ива белая (Salixalba).Русское название чертополоха происходит от двух слов «черт» и «полох» — испуг. Растение это из-за своей колючести слыло в народе как средство, при помощи которого вполне «успешно» можно было напугать и даже прогнать черта или какого-нибудь зловредного беса.
На лугах и лесных полянах можно встретить еще одно любопытное по названию растение — аконит. В народе его зовут борец, так как цветок его схож по виду со шлемом воина. Иногда аконит называют «шлемником» или «шлемом Тора» — одного из древнейших германских богов, одержавшим победу над кровожадным волком. Научное родовое название ковыля Stipa происходит от греческого «stipe», что означает «пакля», «волос». Каждый, кто видел ковыль, вполне поймет уместность именно такого сравнения. Есть и другое мнение, согласно которому слово «ковыль» происходит от латинского «stipare» — «сгущать». Ковыли, как известно, растут густыми дерновинками, группами.( см. приложение 5)
«Народные» названия, привычные нам, вытеснили настоящие названия. Вернее, мы называем их так, как привыкли, но на самом деле у них другие названия. Вот, например, каштан – привычное всем дерево. А на самом деле его название горькокаштан конский. А каштан – каштан съедобный.Ещё пример – жасмин. То, что мы привыкли называть жасмином – это чубушник. На самом деле жасмин выглядит иначе. Самый, наверно, интересный и запутанный пример «неправильных» названий – акация. Дерево, которое мы привыкли называть акацией, которое цветёт весной и пахнет, её запах распространяется на большие расстояния, на самом деле имеет название робиния (робиния лжеакация). И цветы, которые часто дарят на 8 марта и которые мы называем мимозой, – это тоже акация.
«Народные» названия растений настолько прочно входят в употребление, что часто забывается их научные наименования.( Приложение6)
2.2. Практическая часть
Опыт №1Участникам исследования, мной было предложено 5 фотографийрастений, и был задан вопрос: Знаете ли Вы это растение и как оно называется?
Название растения | Дали научное название | Дали другое название | Затруднились ответить |
Шлюмбергера | 0 | Декабрист- 13 чел. Зигокактус- 5 чел | 12 чел |
Виола обыкновенная | 0 | Анютины глазки –30 чел. | 0 |
Арония черноплодная | 0 | Черноплодная рябина – 30 чел. | 0 |
Ива белая | 3 чел. | Верба- 27 чел | 0 |
Крассула обыкновенная | 0 | Денежное дерево- 17 чел. Бансай – 8 чел. | 5 чел |
Вывод: Второе и третье растения 100% опрошенных, не задумываясь, назвали, соответственно анютины глазки и черноплодную рябину. Четвертое растение вызвало некоторые затруднения, и мнения опрошенных разделись 90 % сказали – это верба, 10 % назвали растение ивой. Пятое растения так же 87% опрошенных назвали его денежным деревом, 8% бансай и 5% затруднились ответить. Первое вызвало большое затруднение 13% назвали его декабристом, 5% зигокактус, а 82% затруднились ответить.
Опыт № 2После этого, тем же, участникам исследования я предложила 5 научных названий этих же растений и попросила ответить на вопрос: Знаете ли вы это растение и как оно выглядит?
Вывод1:Практически все 100% опрошенных не смогли описать 1,3 и 5 растения, по названию сказав, что никогда их не видели. 80 % опрошенных с легкостью описали растение ива белая, 10% виолу.В результате проведенного исследования еще раз было доказано, что мы пользуемся названиями растений, которые для нас более просты и понятны, а так же которые достались нам от наших бабушек. Названиями которые несут для нас, короткое смысловое значение (семантика).
Вывод 2:Смысл исследования состоял в том, что в первом и во втором случае участникам исследования предлагались одни и те же растения
Результаты анкетирования на тему «Какие виды чаев вы употребляете?» - традиционная культура г.Городца ( Иван-чай)
Количество анкетируемых: 30 человек (5-9 классов)
Вывод: Большинство учащихся нашей школы (среднее звено), употребляют фруктовые чаи( каркаде, белый чай, черный и зеленый с фруктовыми наполнителями) и черный ( в пакетиках, листовой). Иван чай из 31 человека, пьют только 9 и то 50% не сами ученики а их родители или бабушки. Многие учащиеся нашей школы не знают о том, ,что Иван – чай можно употреблять вместо обычного чая, и что этот напиток гораздо вкусней и полезней для организма. Из этих данных я делаю вывод о том, что одна из тем моей работынаиболее актуальна ( знакомство учащихся с Иван чаем), и данную информацию я должна донести до учащихся школы.
Результаты анкетирования на тему «Растения в декоративно-прикладном искусстве г. Городца»
Вывод: по данным диаграммы видно, что в городецкой росписи по мнению учащихся школы, используются цветы: ромашка, роза, купавка, рябинка, виноград. И только 6 человек из 31 отметили смородину. В вышивке самые популярные цветы: роза, лен, маргаритка. А в резьбе дуб, клен, виноград. Возможно, учащиеся не учли тот фактор что нужно было отметить не материал в резьбе (т.к. несколько человек предложили свои варианты ответов такие как береза и липа), а цветы, которые вырезает резчик. По данным диаграммы можно сделать вывод о том, что учащиеся школы плохо знают содержание декоративно-прикладного искусства Городца, путают виды росписи, совсем не имеют представление о золотной вышивке и резьбе.
Результаты опроса учителей и учащихся о названиях школьных растений.
(Слева- как эти растения называют учителя и учащиеся. Справа- научное название).
Березка" - циссус, лагерстремия, плющ, дуранта.
"Щучий хвост" или "тещин язык" - сансевьерия
"Ванька мокрый", «Огонек» - бальзамин
"Китайская роза" - гибискус
"Комнатный хмель" - белопероне
"Терновый венец" - молочай Миля
"Пельмень"- адромискус
"Кладбищенское растение", "живучка" - семпервивум (молодило)
"Денежное дерево" “толстянка”- "крассула "
"Сережки", "цыганские серьги" - фуксия
"Рождественская звезда" - пуансеттия
"Коньячная пальма", “змеиное дерево” - аморфофаллюс
"Слоновьи уши" - колоказия, алоказия
"Виноград" - тетрастигма, циссус
"Венерин волос" – адиантум
Вывод: В результате проведенного исследования еще раз было доказано, что мы пользуемся названиями растений, которые для нас более просты и понятны, а так же которые достались нам от наших бабушек. Названиями, которые несут для нас, короткое смысловое значение (семантика). На основании данного опыта я делаю вывод о том, что необходимо создать в школе паспорт растений, указав в нем научные названия, биографию растений, правила ухода за ними. А также подписать все растения в школе, указав на них научное и бытовое названия. Для учащихся начальных классов и воспитанников детского сада изготовить игру – экологическое лото.(см. приложение 8)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни человека растения имеют очень большое значение. Самые различные по своему происхождению, распространению и систематическому положению растения употребляются человеком для той или иной определенной цели. Издавна в народной культуре сложилось особое отношение ко многим растениям.
В своей работе я рассмотрела два направления – это использование названия растений в традиционной культуре Городецкого района. И растения в народной речи.
По первому направлению-использование растений в традиционной культуре Городецкого района я изготовила экологическую игру-лото для детей дошкольного возраста.(см.прил.8)
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. Поэтому по данной теме я изготовила для детей детского сада экологическую игру-лото, где дети знакомятся с ДПИ Городецкого района и использованием растений в народном творчестве.
Практическая часть моего проекта (игра) может быть использована в игровой деятельности детей детского сада, а так же учащихся начальной школы.
По второму направлению моей работы – растения в народной речи мною были изготовлены:
Своей работой я доказала, что семантика растений, отражается через их названия, которые исторически сложились и сохранились в нашем современном языке. Тривиальные названия растений для нас более просты, понятны и в основном они основаны на образах.
Небольшое исследование доказало, что практически в 100% случаев мы даем растениям не систематическое название, а более близкое для нашего понимания народное название.
Теоретическая часть моего проекта может быть использована при работе с детьми дошкольного возраста, при изучении декоративно-прикладного искусства Городецкого района, а так же детьми основной школы на занятиях ИЗО, технологии, экологии, биологии. Практическая часть (буклет и паспорт комнатных растений) могут быть использованы на внеклассных занятиях по экологии, технологии и ботаники, а так же для участия в экологических конкурсах. А таблички с подписями школьных растений для расширения кругозора учащихся школы, учителей и родителей.
Считаю, что цель, поставленная мной перед началом работы над проектом, достигнута.
Список литературы.
Список используемой литературы:
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Северное сияние
Притча о гвоздях
Пейзаж