Человек должен быть психически готов к любой деятельности, а это всегда результат психологической подготовки.
Психологическая подготовка спортсмена - это система психолого-педагогических воздействий, конечной целью которых является формирование и совершенствование у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, на достижение высокого спортивного результата, а зачастую является решающим фактором в достижении успеха.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
«Влияние психологической подготовки спортсмена
на результаты спортивной деятельности».
Психологическая подготовка спортсмена - это развитие и совершенствование функции психики, способностей и качеств, необходимых для достижения высокого спортивно-технического результата или победы. Одна из главных задач психологической подготовки - развитие волевых качеств спортсмена: целеустремлённости, настойчивости, упорства, выдержки, самообладания, решительности, смелости, инициативности и самостоятельности.
Результатом психологической подготовки должна явиться психическая готовность. Психическая готовность в спорте представляет собой сложное целостное проявление личности, характеризующееся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно и увлечённо, с полной отдачей сил бороться до конца за достижением намеченной цели; оптимальным уровнем эмоционального возбуждения; высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятно действующим внешним и внутренним факторам; способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в бесконечно изменчивых условиях спортивной борьбы и в высшей степени напряжённой, возбуждающей атмосфере соревнований.
Актуальность поднятой проблемы определена значением психологической подготовки на результаты спортивной деятельности.
В подготовке спортсмена принято различать следующие основные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Все виды подготовок влияют на достижение высоких спортивных результатов в любом виде спорта и взаимосвязаны между собой.
Актуальность темы позволяет сформулировать цель исследования: изучить особенности психологической подготовки спортсмена.
Объект исследования - процесс психологической подготовки спортсмена.
Предмет исследования - приёмы психологической подготовки спортсмена.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: психологическая подготовка включает в себя мобилизацию спортсмена перед соревнованиями, регуляцию состояний спортсмена и развитие его волевых качеств.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
-определить сущность общей, специальной и волевой подготовки;
-проанализировать психологическую подготовку на разных этапах спортивной деятельности;
-изучить трудности в лыжных гонках и психологические приёмы их преодоления;
-выделить наиболее эффективные пути формирования волевых качеств.
Психологическая подготовка спортсмена - это система психолого-педагогических воздействий. Конечной её целью является формирование и совершенствование у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.
Различают два вида психологической подготовки спортсменов: общую психологическую подготовку.
Цель общей психологической подготовки - актуализация потенциальных возможностей данного спортсмена или данной спортивной группы в сфере психики, обеспечивающих эффектную спортивную деятельность.
Основными задачами общей психологической подготовки являются:
-воспитание личности спортсменов, морально-волевых качеств, спортивной направленности;
-развитие психических процессов - волевых усилий, познавательных, сенсомоторных и эмоционально-мотивационных процессов;
-формирование регуляторных способностей, главным образом навыков волевой саморегуляции, развитие образных представлений, навыков самовнушения и самоприказа, концентрации и переключения внимания.
1.2 Специальная психологическая подготовка.
Специальная психологическая подготовка спортсмена опирается на совершенное развитие необходимых для спортивной деятельности психических функций и психологических качеств личности
Основной задачей специальной психологической подготовки является создание состояния психической готовности спортсмена к конкретному соревнованию.
Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое, - целостное проявление личности. Оно представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы:
-трезвая уверенность в своих силах ;
-стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу ;
-оптимальный уровень эмоционального возбуждения;
-высокая помехоустойчивость;
-способность произвольно управлять своими действиями, чувствами и поведением.
Волевая подготовка - одна из важнейших сторон психологической подготовки спортсмена. Она направлена на формирование воли как высшего сознательного саморегулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с затратой волевых усилий при преодолении препятствий и для достижения поставленной цели.
Воля как психическое явление рассматривается как функция нормально работающего мозга, позволяющая человеку управлять собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности.
Данная характеристика воли позволяет говорить о структуре волевых проявлений, которые включают: интеллектуальные (гностические), эмоциональные (мотивационные) и операционные (умения) компоненты.
Конкретные проявления воли получили наименования волевых качеств. В состав волевых качеств входят целеустремлённость, настойчивость, упорство, смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, самообладание и выдержка.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО - ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.
2.1 Развитие целеустремлённости.
Целеустремлённость, как качество воли, выражается в способности спортсмена ставить перед собой ясные цели и стремиться к их достижению, не смотря ни на какие трудности, подчиняя решению этих задач все свои мысли, чувства и действия.
Целеустремлённость поддерживается достижением поэтапных целей:
Пробелы в развитии целеустремлённости не позволяют проявить в полной мере другие качества воли, особенно при встрече с серьёзными трудностями, требующими для своего преодоления значительных волевых усилий. В этом плане целеустремлённость является связующим звеном в волевой деятельности спортсмена, объединяя воедино все его волевые качества, повышая эффективность их проявления.
2.2 Развитие настойчивости.
Настойчивость, как качество воли, находит своё выражение в способности спортсмена, не считаясь с трудностями, добиваться поставленной цели, активно бороться за победу даже в самых неблагоприятных условиях.
Для настойчивого спортсмена свойственно постоянное стремление не уходить от трудностей, а преодолевать их даже ценой предельных усилий. «Спорт, - говорил олимпийский чемпион и чемпион мира С.Ербенг, - требует очень большого напряжения, длительных и утомительных тренировок. Кто не пересилил себя в этом смысле, тот никогда не сможет добиться успеха».
Трудолюбие - одна из существеннейших черт характера спортсмена, помогающая ему преодолевать любые трудности на пути к спортивной цели, переносить такие тренировочные нагрузки, которые обеспечивают не только сегодняшний успех, но и создают надёжный фундамент для новых достижений.
Важным условием, помогающим преодолеть трудности при недостатке настойчивости, является повышение требований к спортсмену со стороны тренера и коллектива, воспитание у него чувства ответственности за спортивный результат.
2.3. Развитие терпеливости и упорства.
Терпеливость - это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния. Проявляется терпеливость через приложение дополнительного волевого усилия.
Упорство - это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии.
2.4 Развитие выдержки и самообладания.
Выдержка и самообладание проявляются в способности спортсмена в любых условиях постоянно контролировать своё поведение, управлять своими действиями и поступками на пути к достижению намеченной цели.
Это качество необходимо спортсмену на всех этапах спортивного совершенствования, в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Выдержанного, сохраняющего самообладание спортсмена не смущают ни внезапные ускорения соперников, ни бурные реакции болельщиков, ни даже временные неудачи.
Воспитывать выдержку и самообладание - значит приучать спортсмена контролировать свои действия, как на тренировке, так и на соревнованиях, в условиях эмоционального напряжения и непривычной обстановки.
2.5 Развитие инициативности и самостоятельности.
Инициативность и самостоятельность, как качества воли, выражаются в способности спортсмена самостоятельно ставить цели, намечать пути их осуществления, по собственному почину организовывать свою деятельность для достижения намеченной цели.
Главным условием воспитания инициативности и самостоятельности является направленное, продуманное создание таких условий, в которых спортсмен вынужден действовать без подсказок, без посторонней помощи.
2.6 Развитие дисциплинированности
Дисциплинированность выражается в способности человека сознательно подчинять свои волевые проявления требованиям коллектива, ставить его интересы выше своих. Это качество проявляется во всех сторонах деятельности спортсмена.
Важной стороной воспитания у спортсмена сознательной дисциплины является самодисциплина - стремление сознательно преодолевать свои привычки, затрудняющие достижение намеченной цели.
2.7 Развитие решительности и смелости.
Решительность и смелость проявляются в способности спортсмена самостоятельно и своевременно принимать обдуманные решения в процессе спортивной деятельности и неуклонно их осуществлять в практических действиях на пути к намеченной цели. В этом смысле смелость и решительность неразрывно связаны с целеустремлённостью, настойчивостью и упорством, которые необходимы для реализации принимаемых решений, требующих порой проявления волевых усилий в течении длительное периода времени.
В учебно-тренировочном процессе решительность и смелость требуются для того, чтобы без колебаний принимать непривычные и, на первый взгляд, кажущиеся невыполнимыми нагрузки.
2.8. Психологическое воздействие.
Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к психической устойчивости и адаптации человека. В связи с этим все большее внимание уделяется проблемам психической регуляции и управления его деятельности и состояниями.
Когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести к ее дезорганизации, к поражению.
Спорт все чаще приобретает форму соревнования личностей, где часто решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции.
Саморегуляция деятельности оказывает определенное влияние на психические процессы, в том числе и переработку информации, темп работы, эффективность и надежность.
К любой деятельности человек должен быть психически готов, а это всегда результат психологической подготовки.
Для управления психическими и физическими процессами с целью увеличения надежности деятельности спортсменов разработаны и уже применяются такие методики, как "когнитивное изменение поведения", "управление вниманием", медитация, аутогенная тренировка, биологическая обратная связь и прогрессивная релаксация.
.Спортивная деятельность в ее различных видах требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов и состояний с учетом специфики каждого вида спорта. Тактическое мастерство биатлониста, например, состоит в том, чтобы уметь контролировать свое психическое состояние, оценивать и регулировать нервно- мышечную готовность к ведению огня, создавать нужную настройку и использовать периоды оптимального состояния. Техника стрельбы только часть всей пирамиды мастерства, но ведь не зря стрельбу называют психологическим видом спорта. На уровне высших спортивных достижений большое значение имеет психическая подготовленность стрелка. При прочих равных условиях выигрывает тот спортсмен, который умеет регулировать свое психофизиологическое состояние, уравновешивая процессы торможения и возбуждения до уровней, наиболее благоприятно влияющих на технику выполнения выстрела.
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В СПОРТЕ И ПРИЁМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (на примере спорта - лыжные гонки)
3.1 Лыжные гонки являются одним из самых трудных видов спорта, поэтому спортсмен должен твёрдо усвоить, что он встретится с большими трудностями. Для подростков и юношей характерно стремление проявить себя в трудных условиях, испытать свои физические возможности. Но при этом надо помнить, что при встрече с трудностями юный спортсмен окажется психологически неподготовленным к их преодолению. Именно психологическая неподготовленность к преодолению трудностей является одной из причин медленного роста спортивного мастерства или вообще ухода из лыжного спорта.
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижение поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходиться преодолевать различные трудности - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях и т.д.
Для того чтобы лыжники могли во время соревнований успешно преодолевать перечисленные трудности, тренер должен уже в ходе тренировочных занятий ставить спортсменов в условия, максимально приближенные к соревновательным, - тренировки проходят при любой погоде, трассы постепенно усложняются, интервалы отдыха между повторениями сокращаются, повышается интенсивность нагрузки в конце занятий и т.д. Совместное выполнение задания с сильным лыжником позволит выполнить больший объём движений.
В процессе подготовки к ответственным соревнованиям необходимо специально создавать как можно больше трудностей необычного характера, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все качества воли.
Вместе с тем необходимо беречь психику спортсмена, у которого появились рассматриваемые субъективные переживания, не подчёркивать излишне трудности соревнования с общим стартом, а направлять его сознание на изыскание путей и способов, обеспечивающих успех. Часто бывает так, что, добившись победы на малых и неответственных соревнованиях, гонщик с удовольствием и уверенностью выходит и на важные старты.
Сочетание свойств нервной системы в определенной комбинации определяет тип темперамента, присущий тому или иному спортсмену:
— сангвиник: сила, подвижность, уравновешенность;
— холерик: сила, подвижность, неуравновешенность;
— флегматик: сила, инертность, уравновешенность;
— меланхолик: слабость, инертность (подвижность), неуравновешенность.
Наиболее универсальным типом темперамента в спортивной деятельности является сангвиник, способный легко приспосабливаться к любым видам спорта и к любым экстремальным ситуациям. Холерик быстрее проявит себя в скоростных видах спорта и видах спорта с высокой степенью коммуникативности между спортсменами. Флегматик будет вне конкуренции в видах, требующих педантичности, настойчивости, устойчивости. Но необходимо помнить, что флегматик очень плохо переучивается в случае имеющихся технических и тактических ошибок.
4.2 Особенности личности представителей некоторых видов спорта.
Различия в психологических свойствах и качествах у претендентов
на олимпийские медали в горизонтальных прыжках. Горизонтальные прыжки предъявляют к атлетам ряд жестких требований к профессиональным навыкам. Во-первых, необходимо быть спринтером. Во-вторых, обладать мощной взрывной силой. В-третьих, обладать способностью соединить две двигательные установки — на скорость и на взрывную силу — в односложное действие с обязательным точным попаданием на планку отталкивания.
И в четвертых, обладать высоким уровнем психической саморегуляции.
Эти требования выполняет лишь часть соревнующихся атлетов.
Были обследованы восемь атлетов элитного уровня, занимающих в мировом рейтинге побед места со 2 по 8 (2 чел.) и 20–25 (5 чел.) в прыжках тройных и в длину,но имеющие личные результаты на уровне 2–10 мест. Для этого использовались различные тесты:
Сравнивались особенности психики надежных атлетов, реализовавших свой уровень подготовленности в победах на чемпионате Европы и олимпийских играх, и атлетов, не достигших личного результата.
Прежде всего надежные элитные спортсмены:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность в спорте следует характеризовать с позиции оптимального развития у спортсмена объективных и субъективных факторов, необходимых для достижения высоких результатов (побед) в соревнованиях. При этом объективные факторы характеризуются главным образом высоким уровнем специальной (физической) и технической подготовленности спортсмена, а субъективные - в основном уровнем его психической готовности.
Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципов единства обучения, воспитания и развития (физического и психологического). Психологическая подготовка спортсмена является неотъемлемой частью формирования готовности к соревнованиям и тренировочным занятиям. Она оказывает большое влияние на достижение высокого спортивного результата, а зачастую является решающим фактором в достижении успеха на соревнованиях.
Психологическая работа со спортсменом необходима не только в процессе его подготовки к соревнованиям. Будни спорта также насыщены психологическими проблемами. Определенные трения в межчеловеческих отношениях возникают везде, где совместно действуют живые люди. И чем ответственнее и напряженнее их работа, тем острее и глубже возможные конфликты. Спортивная жизнь может и должна стать более гармоничной, осмысленной. Организация специальной психотехнической работы со спортсменом — это качественно новый аспект тренировки
Таким образом, психическая надежность рассматривается как устойчивость функционирования основных психических механизмом в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей. Показателями соревновательной эмоциональной устойчивости являются: характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления.
Ералаш
Машенька - ветреные косы
Мороз Иванович
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Рисуем подснежники гуашью