Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по литературе | 53.04 КБ |
IV Всероссийский конкурс работ
«Поэзия В. С. Высоцкого и XXI век»
Исследовательская работа
Лирический субъект в поэзии В.С.Высоцкого
Винокуров Егор Сергеевич
РФ, г. Нижний Новгород, МАОУ «Лицей №82», 11 «А» класс
Руководитель Бандина Альбина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №82» г. Нижнего Новгорода
Оглавление
Введение 4???
Глава 1. Биография и творчество Высоцкого
Глава 2. Тематика произведений В.Высоцкого
2.1 Образ хулигана в «лагерных» стихах В.Высоцкого
2.2 Лирический герой в стихах о войне
2.3 Лирический герой в стихах «бытовой» тематики
2.4 Лирический герой в философской лирике В.Высоцкого
Заключение
Список использованной литературы и Интернет-источников
Введение
«Если есть вопросы, задавайте, постараюсь ответить правдой".
В.С. Высоцкий
Почему творчество одних художников слова остается в истории, а других забывается? Что может служить основанием для того, чтобы остаться в памяти людей? Эти вопросы задавали себе многие поэты – среди них и Державин, и Пушкин, и Лермонтов. В стихотворении Гавриила Романовича Державина "Памятник" говорится о том, что память о нем будет жить в народе:
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.
Пушкин же считает, что память о нем будет жить в его произведениях. Он призывает к высоким чувствам:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
("Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)
Над этим вопросом задумывался и Лермонтов, эта тема была актуальна и в творчестве Блока и Есенина, других поэтов и 19-го и 20-го века.
В известном стихотворении "Ночь. Улица. Аптека" Блок пишет о том, что даже спустя четверть века ничего не изменится:
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Вопрос творческого наследия актуален и в нынешнее время. С этой точки зрения было бы интересно обратиться к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого
А знает ли о В.С.Высоцком наше поколение, или же он знаком только тем, кто жил в 60-х? Актуально ли его творчество сейчас? На этот вопрос нет однозначного ответа. Но для меня Высоцкий – поэт вне времени, его стихи не могут оставить равнодушным, они заставляют задуматься о многом. Так в чем же секрет этой притягательности? Интерес к личности и творчеству поэта и стал причиной моего обращения к исследованию его поэзии, что и определило цель работы.
Объект исследования - стихотворения В.С.Высоцкого, предмет исследования - образ лирического героя в поэзии В.Высоцкого.
Цель работы: рассмотреть творчество В.Высоцкого и выявить особенности трактовки образа лирического героя.
Цель определила постановку следующих задач:
1) Познакомиться с биографией поэта;
2) Проанализировать произведения Высоцкого и обозначить их тематику;
3) Выявить средства создания образа лирического героя в стихах Высоцкого разной тематики.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения.
В работе использованы методы анализа и описания.
Глава 1. Биография и творчество Высоцкого
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января в Москве в 1938 году. Русский советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен, писал прозаические произведения. Награжден званием "Лауреат Государственной премии СССР" в 1987 году посмертно. Сыграл очень много ролей в кино и театре. Его отец - Семен Владимирович Высоцкий, полковник, участник Великой Отечественной Войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей. Мать, Нина Максимовна, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС. В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Вся его семья была связана с военной службой. [3] Возможно, это и повлияло на его творчество...
После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене ― Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатово, которую сам Высоцкий называл «мама Женя», и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. [3]
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. С 1956 по 1960 год Высоцкий ― студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко.
Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал будучи в 8 классе, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт скорбел по недавно умершему вождю:
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
«Клятва. 1953»
Песня "Татуировка", написанная в 1961 году в Ленинграде, является первой авторской песней, по мнению его современников и самого Высоцкого. Интересный факт: в 1960 году была написана песня "49 дней", но Высоцкий не счел её достойной. Сам он называл своё творчество «Пособием для начинающих и законченных халтурщиков». Он признавался, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты», пишет он.
Первой женой поэта была Иза Жукова. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа, она на старшем курсе, он на младшем. Через некоторое время стали жить вместе. А когда надумали официально оформить отношения, решили обойтись без шумной и пышной свадьбы: зачем, если они и так давно уже муж и жена? Правда, совсем избежать торжества не удалось. Восстали родители Владимира Семеновича, особенно отец, Семен Владимирович. Он искренне не понимал, как можно отказаться от торжества, когда женится единственный сын?! Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Поскольку его долго не было, Иза отправилась выручать будущего мужа. Когда она пришла за ним в кафе, он ей сказал: "Изуль, я всех пригласил!". ― "Кого всех?!" ― удивилась будущая жена. Ответ ее просто огорошил: "А я не помню. Всех, кто там был". В результате получился пир на весь мир. И не где-нибудь, а на Большом Каретном!
Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас, впоследствии ― за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви.
Следующей женщиной, не оценившей Владимира Высоцкого (но уже не как поэта, а как мужчину), стала киноактриса Лариса Лужина. А ведь именно ей он посвятил песню "Она была в Париже". Они познакомились на съемках картины Станислава Говорухина "Вертикаль" в 1966 году. О третьей жене Владимира Высоцкого актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном, лишь то, что именно эта женщина родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей ― в 1962 году Аркадия (он сценарист), а в 1964 году ― Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого). Людмила и Владимир познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку" в 1962 году, а спустя несколько лет поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись. Как вспоминает мама Владимира Семеновича Нина Максимовна, она очень переживала тогда за внуков, Никиту и Аркадия, жалела их. "Но сын успокаивал меня, ― рассказывала мать Высоцкого. ― Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...". Действительно, до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них.
Об отношениях Владимира Высоцкого и Марины Влади, кажется, известно абсолютно все. И неизвестно ничего. То, что мы знаем, ― красивая сказка, не более. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправда. И все-таки... Он действительно влюбился в нее, увидев в кино, а потом несколько лет ждал встречи. Затем у них случился совершенно сумасшедший роман, после которого они поженились. Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. И за 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности. Они летали друг к другу так же часто, как другие люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.
Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она лечила его, когда он попадал в очередную аварию. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей ― неслыханная роскошь для советского человека.[4]
Утверждается, что Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда. 25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 1). [3]
О фактах биографии мы говорим не просто так. Так или иначе судьба поэта отразилась в его стихах.
Не стало Владимира Высоцкого – поэта, создавшего многогранный мир, поражавший многозвучием, точностью и яркостью образов. «В мировой песенной практике, которая сейчас породила тысячи исполнителей и авторов, нет, говорят сведущие люди, ничего похожего на тот многоцветный и многолюдный мир, который возникает в песнях Владимира Высоцкого. Кажется, что Россия спрессовалась в ком любви и боли, веселья и отчаяния, горьких раздумий и пронзительных озарений. Народ не дарит свою любовь случайным людям», - писал Александр Митта в 1980г.
Глава 2. Тематика произведений В.Высоцкого
«Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга, лирическая поэма, вся совокупность лирики), как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определеннностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика» Таково определение термина «лирический герой» в Литературном Энциклопедическом словаре. Исходя из этого этого, можно дать следующее определение: лирический герой, отражая чувства, мироощущения автора, все-таки не может быть ему тождественным.
В этом контексте мне бы хотелось рассмотреть творчество Владимира Семеновича Высоцкого. Высоцкий близок мне как поэт и как личность. На протяжении всего своего творческого пути поэт рассказывал о неравнодушном человеке. Его персонаж мог быть не всегда правильным, примерным, идеальным, скорее, наоборот. Но в нем нет пустоты, прикрытой корректными словами. Мы читаем стихи и видим его героя - мятущегося, искреннего, яркого. Небезразличного. Его герой, вне зависимости от уровня образования, – это человек с объективной самооценкой, которого ни одна система не смогла заставить расписаться в собственном ничтожестве. Он не чувствует себя жалким маленьким слабым человечком, живет без иллюзий, не верит в «миражи», не подвержен общему ажиотажу по поводу патриотизма, но, перекурив в окопе, поднимется и пойдет под пули, в седьмой раз брать оставленную высоту. Герой Высоцкого готов на поступок. Рассматривая творческий путь поэта, я пытался выяснить, насколько отдален лирический герой его произведений от него самого. Во многих произведениях границу, отделяющую персонаж от его автора, определить почти невозможно.
На мой взгляд, основная черта творчества Высоцкого – необычайная общность автора со своими героями. Образ самого автора складывается из образов его героев.
Стихи, написанные короткими, яркими фразами, взятыми из жизни, не оставляли у слушателя сомнений в том, что произведения автобиографичны. Важным было и то, что это была авторская песня, «живой организм», в ней не было окончательного решения, но был постоянный разговор со слушателем.
Лирический герой Высоцкого вместе со своим поколением проходит сквозь тяжелое безвременье, осознает всю правду сталинских кровавых лет и застойных 70-х. Ярким праздником жизненной правды ворвался он в начало шестидесятых, в ту самую короткую оттепель.
Читая рецензии на произведения В.С. Высоцкого, можно иногда представить хрестоматийный образ творца, часто трагичного. Однако, судя по воспоминаниям друзей (Утевского, Кохановского), ничего общего с трагизмом у Высоцкого не было и близко. Характер у знаменитого барда был «неровный» и «довольно противоречивый». Конечно, сокровенное всегда скрывалось от посторонних глаз, но ведь на то оно и сокровенное. В жизни это был «Актер, ... Актер по своей природе и до мозга костей»[6]. «Врун, болтун и хохотун»[3] - это, по признанию Марины Влади, тоже он. Хриплым голосом спетые «блатные» песни и виртуозное подражание Луи Армстронгу - тоже на публику, ради веселого эпатажа. Балагур, весельчак, душа компании...
Действительное представление о том, каким был Высоцкий, - основа для более полного раскрытия образа его лирического героя. Всё в шутку, не всерьёз, «на хохме». Нескучный симбиоз «бесшабашной позы» со стихами Хлебникова и Черного. «Взгляды Хемингуэя – его взгляды»[6]. Бабелевский Беня из одесских рассказов, на чьем жаргоне вполне можно было поговорить. Именно одесские рассказы Бабеля и стали, по мнению многих друзей и современников Владимира Высоцкого, основой его раннего творчества.
2.1 Образ хулигана в «лагерных» стихах В.Высоцкого
Для того времени характерна была уличная, лагерная тематика. В «блатных» ранних песнях Высоцкого его герой, конечно же, уголовник, вступающий в конфликт с окружающей средой. Ну и чем же он так близок слушателю? От того только, что еще не забылось время лагерей? Наверное, и от этого тоже, но главное, на мой взгляд, в том, что это герой, имеющий свои принципы, жизненную позицию. Его характер, упорство, понимание ситуации помогают, если не победить сложные обстоятельства, то уж точно не опустить руки, не смириться. Это, скорее, образ харизматичного героя, который близок слушателям еще и от того, что повествование, насквозь ироничное, ведется от первого лица. Для слушателя он идентифицируется с самим автором:
И я могу сказать тебе:
Мою фамилью-имя-отчество
Прекрасно знали в КГБ.
В меня влюблялася вся улица
И весь Савеловский вокзал.
Я знал, что мной интересуются,
Но все равно пренебрегал...
("Я был душой дурного общества")
Эти слова из авторской песни "Я был душой дурного общества". Её лирический герой - хулиган, пострадавший за «свой веселый нрав». Какие же особенности позволяют создать такой образ в представлении читателя? Обратим внимание на лексику стихотворения. Прежде всего, это жаргоны:
"Свой человек я был у скокарей,
Свой человек - у щипачей".
Скокари, щипачи – это воры-карманники. Именно так их называют в уголовном мире.
Созданию образа хулигана способствует и речевая характеристика героя, в частности характерное произношение фраз, грамматические формы, свойственные разговорной речи:
"В меня влюблялася вся улица".
"Потом в скверу, хде детские хрибочки" (Милицейский протокол)
Стихи данной тематики можно отнести к стилизации, когда Высоцкий пишет свои стихи, похожие на «блатные» песни.
Он сам признается:
Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нём вовсе нет?
Таким «хулиганством» в то время грешили многие представители интеллигенции:
Интеллигенция поет блатные песни,
она поет не песни Красной Пресни,
Дает под водку и сухие вина
Про ту же Мурку и про Енту и раввина.
(«Интеллигенция поёт блатные песни» И.Евтушенко)
Лирический герой ранних произведений, конечно же, не сопоставим с самим автором, но впервые советский человек услышал его живые, точные фразы, влюбился в него безоглядно и уже не мог разделить персонаж и его создателя. Лирический герой Высоцкого - отражение времени, в котором жил поэт. Нельзя забывать, что детство Владимира Семеновича, пришлось на послевоенные годы: «Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя там я много писал о тюрьмах и заключенных. Мы, дети военных лет, выросли во дворах в основном. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла: просто для меня в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания - человек, лишенный свободы, своих близких, друзей. <...> Главное, что я хочу сделать в своих песнях, - я хотел бы, чтобы в них ощущалось наше время»[4]. Оно, конечно же, ощущалось со свойственной поэту иронией:
И это был воскресный день, я был усталым и побитым, -
"Но одно я знаю, одному я рад:
В семилетний план поимки хулиганов и бандитов
Я ведь тоже внес свой очень скромный вклад!"
(«Рецедивист») 1964
Персонаж, живущий вне закона, этим законом и не связан. Он принимает собственные решения без оглядки на «систему». Мне кажется, этот момент в раннем творчестве очень важен. Здесь органично поднимается тема «свободы» человека, которую можно считать этапом формирования мироощущения лирического героя Высоцкого. В раннем творчестве поэта берут начало многие темы, которые в дальнейшем были развиты полно и многогранно. «Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, в поисках удачного слова, строчки... до сих пор это дело расхлебываю»[4], – так говорил Высоцкий о своём «блатном» дебюте.
На особом месте в творчестве поэта находится стихотворение «Банька по белому». Хоть речь в нем идет о вернувшемся лагернике, но ее трудно однозначно причислить к лагерной тематике. «Антикультовая» «Банька» удивительно метафорична, образ героя полон символики – нет даже намека на социальную принадлежность или какого-то другого обозначения. Это было время, когда «срока огромные брели в этапы длинные». Сколько миллионов брело в этих этапах, сколько из них были не виновны?
Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: "Пособи" –
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.
Заметим, что Сибирь – это конечный пункт, куда направляются этапы, место наказания. О чем говорит поэт, перемещая своего, непонятно в чем виноватого героя «из Сибири в Сибирь»? Можно ли поставить знак равенства между местом заключения и родным домом? Скорее всего, да, иначе отчего же «ковш холодный» не истребил сомненья:
Застучали мне мысли под темечком:
Получилось - я зря им клеймен, -
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.
(«Банька по белому»)
«Пронзительно-трагический парадокс заключается в том, что "наследие мрачных времен" - это не только татуировка, но и сам ее обладатель, пытающийся освободиться от прошлого, от себя из прошлого.»[6].
Ну, и, конечно, огромное значение для смыслового и художественного содержания имеет последняя строка:
Протопи!.. Не топи!.. Протопи!..
Здесь и просьба «не топить», не бросать в беде, и желание отмыться дочиста от всех лагерных лет...
Конечно, «Банька по белому» переросла блатную тематику. В произведении поднимается тема свободы целого поколения.
2.2 Лирический герой в стихах о войне
Огромное место в творчестве В.Высоцкого занимает военная тематика. Именно с этих стихов началась моя любовь и к поэту, и к его творчеству. Уверен, что образ лирического героя военных лет близок каждому.
Поколение Высоцкого – дети военных лет. Для нас война – страшный рубеж, для них - повседневная обыденность:
Не боялась сирены соседка
И привыкла к ней мать понемногу.
И плевал я, здоровый трехлетка
На воздушную эту тревогу.
Да, не все то, что сверху от бога -
И народ зажигалки тушил.
И, как малая фронту подмога
Мой песок и дырявый кувшин.
Это отрывок из произведения Высоцкого «Баллада о детстве». На мой взгляд, одно из лучших, стихотворений о войне, среди всех созданных. Оно удивительно емкое, как и все его стихи о войне. Это не просто рассказ о военном детстве героя. Это рассказ о том, как война изломала жизнь целого поколения.
В этом стихотворении образ лирического героя поэта неотделим от него самого. Высоцкий говорит о сокровенном, лично пережитом. И здесь он верен себе – социально-нравственная атмосфера тех лет охвачена и вписана в историю страны. Лирический герой «пропускает» детали послевоенной действительности через себя,и от этого картинки жизни становятся объемными, колоритными. Из них складывается общее представление о реальных обстоятельствах жизни после войны.
У тети Зины кофточка с драконами, да змеями -
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями.
Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания.
(«Баллада о детстве»)
Понятно, что память героя сохранила детали, близкие самому автору. Тяжесть послевоенной жизни диктовала свои законы. Здесь все: и негреющая телогреечка, и ножи, сделанные из напильников «сопливыми острожниками», и дети «бывших старшин да майоров», поднявшиеся до «бедовых широт» (это звучит вполне символично). Но присутствует общечеловеческий закон, единый для всех времен, простая программа действий:
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.
В этом стихотворении прослеживается важная для военной лирики Высоцкого тема – перед общей бедой все равны:
И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно
На Евдоким Кириллыча и Кисю Моисеевну.
Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!
Эх, Киська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие.
Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие.-
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие.
(«Баллада о детстве»)
Коллективное «мы» исполняет в военных стихах высокую миссию – освобождение от страшного зла. Перед масштабом беды объединяются все:
Все срока уже закончены,
А у лагерных ворот,
Что крест-накрест заколочены, -
Надпись: "Все ушли на фронт".
(«Все ушли на фронт»)
Война далека от пафосных лозунгов, она для поэта как огромное несчастье, страшный жернов, перемоловший миллионы жизней. Нет ничего страшней войны. Поэтому солдаты-освободители в его стихах – это эпичесие богатыри, для них нет невозможного:
И от ветра с востока пригнулись стога,
Жмется к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день - это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.
(«Мы вращаем землю»)
Здесь в роли лирического героя выступает коллективный образ солдата - защитника, Героя в самом полном и высоком смысле этого слова.
Удивительно правдив солдат Высоцкого. Конечно, жизнь семьи поэта связана с войной. Но невозможно только этим объяснить, почему он, не участвовавший в боях, описывает их так, будто сам участвовал в реальных событиях:
И крики "ура" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту -
Семь раз мы ее оставляли.
(«Высота»)
Война у Высоцкого далека от праздничных рапортов. Это боль, кровь, огромные потери. Это и те павшие, чьи имена никогда не прозвучат в победных реляциях. Прочтите стихи о штрафных батальонах – почти безоружных, идущих на прорыв, на верную смерть. Это не наивные новобранцы, те из них, кто выжил, воевать умеет и вполне осознает, что значит атака штрафбата:
Считает враг ― морально мы слабы.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы ―
В прорыв идут штрафные батальоны!
(«Штрафные батальоны»)
Есть ли другой поэт, чей герой обладал бы таким моральным духом, так искренне любил свою Родину, не будучи при этом таким уж идеалистом...
Проанализировав стихотворения военного цикла, мы можем выделить основные особенности создания образа лирического героя:
Высоцкий особенное внимание уделяет деталям, конкретизирующим описание мира, быта героя, раскрывающих его мироощущение;
Кроме того, в создании лирического образа используется гиперболизация:
Просто Землю вращают, куда захотят
Наши сменные роты на марше.
(«Мы вращаем землю»)
Нельзя не заметить, насколько силен эмоциональный накал в песнях военной тематики, об этом говорит многократное использование риторических восклицаний:
Что делает он?! Вот сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке, -
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике!
Я - главный, а сзади... Ну, чтоб я сгорел! -
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул - и запел:
(«Мир вашему дому!»)
Владимир Семенович Высоцкий в своём творчестве всегда исходил от чувств, переживаний, внутреннего мира человека. Об этом говорит и сам поэт: «Самое главное, что людей, которых я беру для песен, если Вы обратили внимание, – это всегда люди, даже если обычные, но в крайней ситуации: на грани риска, либо на грани подвига, либо на грани смерти»[4].
2.3 Лирический герой в стихах «бытовой» тематики
Лирический герой Высоцкого многообразен, Это не только хулиган, солдат, это и обычный, рядовой гражданин, человек один из многих. Чувствуется, поэт хорошо знал «Вань» и «Зин», для которых не существовало (и поныне не существует) сложных размышлений и выводов. Можно бы принять стихи про них за легкую, пренебрежительную насмешку над простоватой глупостью:
Раздали маски кроликов,
Слонов и алкоголиков...
(«Бал-маскарад»)
Но, согласитесь, это стихи про нас. Можно вспомнить Салтыкова-Щедрина и Гоголя, тогда насмешка превратится в грустную иронию. Читая «Диалог у телевизора», мы точно знаем – мы не такие, но герои узнаваемы, каждый может примерять ситуацию на себя и понять их эмоции. Мы относимся к ним с пониманием, не смотрим свысока. Герой Высоцкого, даже не будучи положительным, поддержан авторским соучастием. Слушатель (а, если речь идет об авторской песне, то, скорее, зритель) чувствует его по причине того, что оба составляют общность, имеют одни корни, одну ментальность. Персонажи вызывают не презрение, не жалость и даже не снисходительное соучастие. Они нам не чужие, мы грустим над их комизмом. Непостижимым образом посредством нехитрых разговоров им удается добраться до подсознания слушателя. В этом, на мой взгляд, уникальность стихов Владимира Высоцкого. Иерархия исчезает, границ нет... Над кем смеёмся?
Строго говоря, образ лирического героя в стихотворении «Диалог у телевизора» условный, «от противного». Но в нем, на мой взгляд, проявляется способность Высоцкого принимать и показывать героя таким образом, что полемика с ним неизбежна:
- Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Все, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься...
Придешь домой - там ты сидишь!
(«Диалог у телевизора»)
Но кроме таких личностей вроде "Вань" и "Зин" бывают и другие лирические образы в его произведениях. В авторской песне "Случай в ресторане" показана другая сторона медали того времени. Например, в разговоре между капитаном и обычным человеком того времени мы видим, что мир состоит не только из обывателей, мещан, людей с мелкими интересами, но и из тех, у кого активная жизненная позиция:
Он ругался и пил, он спросил про отца,
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
- Я всю жизнь отдал за тебя, подлеца,
(«Случай в ресторане»)
Проанализировав стихотворения данной тематики, можно определить несколько особенностей создания образа лирического героя Высоцкого:
Речевая особенность, характерная для разговорной речи;
Особая эмоциональность героя (использование риторических восклицаний, эмоционально-оценочной лексики);
Комичность образа героя;
Простота, незамысловатость героя в стихах.
2.4 Лирический герой в философской лирике В.Высоцкого
Но нельзя сказать, что герой Высоцкого только прост. Есть и другая сторона, не видимая, может быть, с первого взгляда. Это герой думающий, чувствующий, испытывающий яркие эмоции, глубоко думающий, в душе которого постоянная борьба светлого и темного. Такие стихи можно отнести к философским, где автор рассуждает о жизни и смерти, о смысле своего бытия, о вечных вопросах, волнующих человечество.
Вспомним «черного человека» из баллады «Мой черный человек в костюме сером…»:
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья…
Испытываешь горечь за «темного» человека, читая беспощадное признание. За лирического героя здесь можно принять все поколение, чей голос сливается с голосом самого поэта, когда он признается:
Но мы умели чувствовать опасность
Задолго до начала холодов.
С бесстыдством шлюхи приходила ясность.
И души запирала на засов.
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз –
Мы тоже дети страшных лет России.
Безвременье вливало водку в нас.
(«Я никогда не верил в миражи»)
Все были детьми «безвременья», даже если и не понимали этого. Невозможно понять свою роль в жизни общества, осознавая себя маленьким бесправным винтиком.
Случайный попутчик, алкоголик, спортсмен, сумасшедший, блатной... Каждый прост. Но вот сказаны две-три фразы, и мы видим человека в другой плоскости. Каким образом удалось поэту воплотить в жизнь столько реальностей, при том, что срок ему был отмерян совсем небольшой?
Лирический герой Высоцкого романтичен, он – отражение целого мира под названием Союз Советских Социалистических Республик. Если говорить на эту тему, нельзя не коснуться идеалов того времени. Его, конечно, принято называть «застойным». Не будем спорить насчет искусственно созданных идеалов. И не будем забывать, что поэт – дитя того времени, и его лирический герой - очень подробное отражение мировоззрения тех лет. Вспомним «Балладу о борьбе»:
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.
(«Баллада о борьбе»)
Идеалы свободы, добра, справедливости – вот за что готовы были жизнь положить мальчишки послевоенных лет. Конечно, герой Высоцкого, впитав в себя книжные представления о доблести и чести, сделав их принципами жизни, каждый раз цепенеет, встречаясь с несправедливостью и цинизмом реальности. Вот в этом, на мой взгляд, источник постоянного конфликта лирического героя поэта и окружающего мира. Он воспитан на абсолютных идеалах в несовершенном обществе. Но противостояние «добра и зла» никогда и никого не оставляет равнодушным. А лирический герой поэта не просто воплощение наших представлений о добре и порядочности, он отстаивает их и за себя, и за нас:
Если, путь пpоpубая
Отцовским мечом,
Ты солёные слёзы
На ус намотал,
Если в жаpком бою
Испытал, что почём, -
Значит, нужные книги
Ты в детстве читал!
("Балада о Борьбе")
Его стихия – экстремальные ситуации. Высота в его поэзии звучит как обобщающее понятие. Это мир, в котором нет места мелочности, слабости, подлости. Вот где комфортно его герою, который «в обычные рамки не лезет». Лирический герой Высоцкого уверен – познать себя в ежедневных, будничных ситуациях нельзя. Рискнуть не ради самого риска, но ради возможности уважать себя, познать чувство «гибельного восторга»:
Нам кажется, мы слышим чей-то зов -
Таинственные четкие сигналы...
Не жажда славы, гонок и призов
Бросает нас на гребни и на скалы.
Изведать то, чего не ведал сроду,-
Глазами, ртом и кожей пить простор!..
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
(Из к/ф «Ветер надежды»)
Проанализировав стихи данной тематики, можно сделать вывод о следующих особенностях создания образа лирического героя:
Герой обладает уверенностью в завтрашнем дне, он оптимистичен по своей сути;
Для лирического героя естественнен конфликт между идеалами добра, справедливости и навязанными обстоятельствами;
Герой реалистичен, далек от идеализации;
Герой многогранен, разнообразен как личность.
Как символ преодоления трудностей в жизни, стремления к высокому встречаем в стихах В.Высоцкого образ гор, вершин. Именно в этих стихах чувствуется максимальное напряжение, преодоление, мы видим ситуации, требующие не только физической подготовки, но благородства, уверенности в том, что ты и есть тот человек, который не подведет. Эта жизненная установка лирического героя, созвучная и самому поэту:
Мы рубим ступени - ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди
(«Вершина»)
Для поэта слова гора, вершина символичны, они как мечта, куда невозможно уйти насовсем, но куда рвется душа героя, самого поэта. Это то, что каждый человек в своей жизни должен достичь. Возможно, вершина - это какое-то состояние души, во время которого ты чувствуешь, что тебе все под силу.
Любовь к эпатажу, мучительный поиск правды, жизнь на изломе, стремление пройти по краю – сложно, почти невозможно отделить образ лирического героя Высоцкого от самого поэта. Он сумел ощутить время, в которое жил и отразить его во всей полноте и многообразии. Это целый мир. Послушайте песни Высоцкого и увидите его время глазами очевидца. В этом времени, при всех его противоречиях, первичны вечные ценности – любовь, дружба, верность.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
(«Я не люблю»)
Таким образом, можно выделить следующие особенности создания образа героя:
Герой стремится к большему, он мечтатель и оптимист;
Герой чувствует противоречие между реальностью и желаниями, но не сдается, а двигается вперед.
Кажется, герой – это человек, давно определивший, что для него важно и по каким правилам он живет. Он настаивает на своем праве жить «по-человечески» в любое время (и во время «больших перемен» тоже). Здесь, кажется, вовсе нет зазора между образом лирического героя и личностью самого автора.
Заключение
Все лирические образы, созданные Высоцким, многогранны. Их нельзя собрать группу по какому-либо критерию. Он не строил их по шаблону. В каждом из них своя особенность: будь то "Вани" и "Зины" или "Штрафные батальоны". Все образы, построенные Высоцким, отображают настроения общества того времени. Их нельзя называть односторонними или подобными друг другу.
Я считаю, что творчество Высоцкого будет актуально всегда, покуда будут живы образы Высоцкого. Герои Высоцкого – стороны его личности, так как Высоцкий не писал об утопии, не писал об идеальных людях, не писал о том, чего нет. Наоборот, он создает реальные образы реальных людей. Они существуют и современном обществе. Пока есть конфликт между «добром и злом», Высоцкий актуален. А об этом конфликте задумывалось не одно поколение людей.
Своим творчеством Высоцкий ознаменовал окончание поэзии советской эпохи. Она заканчивалась, и поэт, чутко ощущая свое время, передавал его то в трагических, то в героических стихах. Мы благодарны ему за то, что он смог в полном объеме донести до нас, сегодняшних, семидесятые-восьмидесятые годы в самых тонких оттенках звучания. Благодарны за то, что впервые в литературе появился лаконичный, точный «уличный» язык. За внешней простотой его стихов скрывается глубокий смысл, они метафоричны, образны и вместе с тем лаконичны. Благодаря этому на ограниченном пространстве стиха разворачивается динамичный сюжет, наполненный яркими смысловыми оттенками.
Обладая нестандартным мышлением, поэт формирует авторское отношение к герою, исходя из степени его внутренней свободы. Лирический герой Высоцкого всегда в конфликте между предложенным (навязанным) образом жизни и потребностью проложить собственный путь. Перед лирическим героем Высоцкого всегда стоит выбор между привычным образом жизни и человеческим достоинством, даже если герой и не осознает этого.
Исходя из проведенного мною анализа песен Высоцкого можно составить совокупность особенностей:
Стилизация. Сюда входят и жаргоны, и характерное произношение
Особенное внимание уделяет деталям. Гиперболизация присутствует во множестве стихов. Кроме того, его стихи предполагают эмоциональный накал.
В различных тематиках наблюдается речевая особенность, характерная для разговорной речи. Использование риторических восклицаний, эмоционально-оценочной лексики для создания особой эмоциональности героя. Придание комичности образу героя; простоватость.
Тематика гор и вершин подразумевает следующие особенности
Герой обладает уверенностью в завтрашнем дне, он оптимистичен по своей сути;
Для лирического героя естественнен конфликт между идеалами добра, справедливости и навязанными обстоятельствами;
Герой реалистичен, далек от идеализации;
Герой многогранен, разнообразен как личность.
Список использованной литературы и нтернет-источников
[2]
http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/42235_zhenshhiny_vladimira_vysockogo
3.Владимир, или Прерванный полет.М.Влади-М.: Прогресс, 1989
4.Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы // Студенческий меридиан. 1988.
5.Владимир Высоцкий: Мир и Слово. А.В. Скобелев, С.М. Шаулов. 30 авг.2003
6.Серебряные струны.И.Кохановский статью предоставил С. Алексеев ????
Заповеди детства и юности
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Загадочная система из шести экзопланет
Чайковский П.И. "Детский альбом"