"Так ли велика роль математики в жизни человека?" Ответ на этот вопрос пытались найти ученики 7 класса. Исследованию подлежало мнение известных истории людей, жителей села Кемля, учащихся и преподавателей Кемлянской СОШ. Основная цель работы - развитие навыков исследовательской деятельности, осознание необходимости изучения математики.
Вложение | Размер |
---|---|
isslevovatelskaya_rabota_7_kl.docx | 41.81 КБ |
МОБУ «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа на тему
«С математикой по жизни»
Выполнили учащиеся 7 кл.
Буднякова Ю., Белянина Ксения.
Руководитель Сиркина Е.А.
Оглавление
Введение 3
1.1 Место математики в жизни человека 4
1.2 Известные люди о математике 5
II. Практическая часть
2.1 Анкетирование жителей с. Кемля 6
2.2 Анализ трудоустройства выпускников Кемлянской СОШ 7
Заключение 8
Источники 9
Приложения
Введение
Как часто приходится нам на уроках слышать вопрос «А зачем мы это изучаем?» Эта ситуация возникает по отношению к разным предметам, физике, химии, биологии. И нас самих это волнует. Особенно в этом году на уроках алгебры и геометрии.
Сколько раз нам приходилось слышать от учителя, что без математики никуда. Все конечно понимают, что элементарные знания этой науки встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится считать, (например, деньги), мы постоянно используем, (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего, конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Так ли, велика роль математики в жизни человека? Ответ на этот вопрос мы решили найти, проведя исследовательскую работу на тему «С математикой по жизни»
Проблема исследования: нужна ли математика в том объеме, в котором нам предлагает ее изучать школьная программа?
Цель исследования: определить роль математики в жизни человека.
Задачи исследования: 1) изучить отношение к математике известных исторических личностей; 2) выяснить степень необходимости данной науки для жизни жителей села Кемля; 3) определить значимость школьного курса математики для выпускников Кемлянской СОШ.
Методы исследования:
Сроки исследования: октябрь 2014г- январь 2015г
Актуальность. На наш взгляд, данная тема работы очень актуальна. Не секрет, что уровень математической подготовки в школе в последнее время стал снижаться. Причина в нежелании детей учиться. У многих учеников отсутствует мотивация.
Гипотеза. Качественное изучение математики в школе – залог будущего успеха.
1.1 Место математики в жизни человека
Не раз приходилось слышать фразу «Математика - страна без границ». (5) Несмотря на свою банальность, это выражение о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.
А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
В школе решать математических задач приходится очень много и сложность их с каждым годом растет. Они не просто учат ребенка математике, определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом. Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. Ученик, хорошо разбирающийся в математике, грамотно аргументирует свой выбор, может критически оценить себя и своих одноклассников. Да и успеваемость по остальным предметам, оказывалась на порядок выше. Именно математическое мышление помогает ему в этом.
Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.
1.2 Известные люди о математике
Вопрос значимости математики людей интересовал всегда. Изучая различную литературу, мы убедились, что многие известные исторические личности весьма положительно отзывались о ней.(4,7) Чего только стоит знаменитая фраза Гаусса: «Математика – царица всех наук» А Галилей восклицал: «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Проанализировав различную литературу, мы убедились, что с восторгом о математике говорили не только те, кто непосредственно занимался этой наукой. М.В.Ломоносов был, как говорят, универсальным ученым, во многих достиг больших результатов. Нам известны его труды по астрономии, географии, литературе. Вот что говорил он относительно нашего предмета: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Известный русский писатель Л.Н. Толстой питал особую любовь к математике . Он утверждал, что одним из самых главных правил для развития способности делать выводы является занятие математикой. Уже в преклонном возрасте он говорил: «Очень бы я желал повторить математику; не знаю только, способен ли я теперь на это». Л.Н.Толстой выпустил несколько выпусков «Азбуки», которые содержали и сведения по арифметике. А в 1874 году вышла «Арифметика». В книге содержались методические указания для учителя. Писатель критически относился к используемым методам преподавания арифметики в школе и настаивал на реформировании школы. Он был против размещения в учебниках усложненных задач и громоздких правил. Л. Толстой с удовольствием придумывал условия к задачам и нередко предлагал наиболее интересные своим гостям. (8)
Н.Е. Жуковский был уверен, что в математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. Итак, мы пришли к выводу, что многим известным людям математика очень пригодилась. А так ли важна ее роль сейчас, когда уже совершены многие открытия, с каждым днем появляются все новые технические средства, позволяющие человеку облегчить его жизнь. Может не стоит так усердно сидеть над учебником математики в школе?
Социологический Фонд «Общественное мнение» в 2013 году проводил среди жителей РФ опрос, целью которого было выяснить степень значимости математики в жизни Россиян. (9)
Мы провели опрос среди 100 жителей поселка Кемля в возрасте от 18 лет и старше. ( прил. 1, 2 ) Было опрошено 59 женщин и 41 мужчина. Среди опрошенных были люди с средним общим образованием и ниже, со средним специальным и высшим образованиями.(прил.3)
Первый вопрос звучал так: «Припомните, пожалуйста, когда вы учились в школе, вам в целом нравились или не нравились уроки математики?» 68% ответили что нравились. И вот что особенно полезно узнать нынешним практичным школьникам. Чаще других говорили, что уроки математики им в школе нравились те, которые нынче получают высокие зарплаты. И наоборот – чаще других не любили в школе математику люди со средним образованием и ниже, а также с низкими доходами. (прил.4) Задавался вопрос о том, какие разделы математики им пригодились. (прил.5) 69% опрошенных нравился их учитель математики. Затем уточнялось, почему преподаватель нравился. (прил.6 )
2.2 Анализ трудоустройства выпускников Кемлянской СОШ
Мы проследили трудоустройство учащихся 11 кл. Кемлянской школы за последние 5 лет. ( прил. ) Выяснилось, что каждый год свыше 90% выпускников поступают в высшие учебные заведения. А как известно, почти на всех факультетах в ВУЗе изучается математика в той или иной мере.
Проанализировав всю проделанную работу, мы пришли к выводу: школьный курс математики необходимо усвоить каждому ученику. Качественное изучение математики в школе – залог будущего успеха.
Заключение
Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.
Письмо-обращение к ученикам.
Дорогие школьники! К вам обращаются ученики 7 класса « Кемлянской СОШ». Математика- важнейшая наука в мире. Без неё трудно освоить другие предметы. Она нужна в любой профессии. Это единственный школьный предмет, на котором можно научиться думать. Думающего человека очень трудно обмануть, он предвидит свои действия. Развитая логика поможет человеку в дальнейшем. Да и жить думающему человеку интереснее. Поэтому стоит изучать математику!
Источники
Приложение 1
Вопрос 1 | Уроки математики | Пол | Возраст | Образование | Ежемесячный доход | ||||||||||||
Припомните, пожалуйста, когда вы учились в школе, вам в целом нравились или не нравились уроки математики? | нравились | не нравились | мужской | женский | 18-30 лет | 31-45 лет | 46-60 лет | старше 60 лет | среднее общее и ниже | среднее специальное | высшее | не выше 4000 р | 4001-9000 р | 9001-20000 р | свыше 20000 р | отказ от ответа | |
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||
100 |
Скажите, пожалуйста, что из того, что вы проходили на уроках математики, пригодилось вам в дальнейшем в жизни, по работе?(любое число ответов) | Знание базовых арифметических операций -сложение, вычитание, умножение, деление | Умение подсчитывать дроби, проценты | геометрия | функции и уравнения | знание специальных математических операций, формул, теорем | тригонометрия (синусы, косинусы, тангенсы, катангенсы) | логарифмы, интегралы, производные | другое | все перечисленное | ничего из перечисленного | затрудняюсь ответить | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
… | ||||||||||||
100 |
К каким наукам вы проявляли наибольшую склонность, когда вы учились в школе? | К точным (математика, алгебра, геометрия) | К естественным (биология, химия, физика) | К гуманитарным (русский язык, литература, история, иностранные языки) | Музыка, рисование, | Физическая культура, труд | Ни к чему из перечисленного | затрудняюсь ответить | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
… | ||||||||
100 |
Вопрос 4 | Нравился, потому что… | Не нравился, потому что | ||||||||||||
Припомните, пожалуйста, нравился или нет вам преподаватель математики ? | нравился | не нравился | Понятно объяснял | Был добрый | Справедливый | Урок проходил интересно | Просто нравился | Объяснял непонятно | Был слишком строгий | Отметки ставил несправедливо | Не любил меня | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
… | ||||||||||||||
100 |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Поступившие в ВУЗ | |||
Год | Количество выпускников | Количество поступивших в ВУЗ | % |
2009-2010г | 48 | 44 | 91% |
2010-2011г | 35 | 33 | 94% |
2011-2012г | 41 | 39 | 95% |
2012-2013г | 32 | 32 | 100% |
2013-2014г | 29 | 28 | 96% |
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Как нарисовать черёмуху
Два морехода
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Финист - Ясный сокол