Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchitsya_pravilno_pisat_slovarnye_slova.doc | 246 КБ |
МБОУ «Уемская СШ»
Исследовательская работа
«Как научиться правильно писать словарные слова»
Назаров Максим
МБОУ «Уемская СШ» Приморского района
2 класс
Научный руководитель:
Лаврентьева Наталья Николаевна
п. Уемский
2016
Содержание
1. Введение…………………………………………………………...3
2. Основная часть……………………………………………… ……..4
2.1.Опрос учителей………………………….........................................4
2.2. Приемы запоминания словарных слов…………………………..5
2.3. Эксперимент…………………………………………………….....7
3. Заключение…………………………………………………………..9
4. Литература…………………………………………………………..10
5. Приложения…………………………………………………………11
1. Введение.
Один из моих любимых предметов в школе – русский язык. Это наш родной язык. На уроках русского языка мы пополняем свой словарный запас, учимся правильно говорить и писать. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить. Написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В русском языке их достаточно много. Поэтому запоминать написание таких слов очень трудно.
Несмотря на то, что ребята из нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки.
Мне стало интересно, почему же словарные слова такие труднозапоминаемые, и какие есть приемы, помогающие их запомнить.
Тема исследования: «Как научиться правильно писать словарные слова?»
Цель исследования: найти приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов.
Задачи:
1) узнать, какие существуют способы для запоминания словарных слов;
2) проверить результативность их применения на уроках русского языка в моем классе;
3) сделать выводы по работе.
Гипотеза исследования: предположим, что используя определенные приемы запоминания словарных слов, можно научиться правильно их писать.
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: процесс запоминания словарных слов.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
а) опрос учителей, преподающих в начальной школе;
б) чтение литературы, поиск информации в сети интернет;
в) эксперимент.
2. Основная часть
2.1. Опрос учителей начальных классов
Существует древняя истина: «Повторение – мать учения». Конечно, можно постоянно повторять словарные слова и таким образом запоминать их. Но ведь их так много, поэтому простое и нудное повторение для большинства учеников - долгий, скучный и утомительный процесс, которого по понятным причинам всячески пытаются избежать.
Перед началом работы над темой исследования я решил провести опрос учителей начальных классов с целью ознакомления с приемами работы над словарными словами. Я хотел узнать, какие интересные приемы работы над словарными словами существуют. И вот, что мне посоветовали учителя:
2.2. Приемы запоминания словарных слов
Изучив данные опроса учителей начальных классов, я узнал, что есть увлекательные приемы усвоения трудного материала, в нашем случае, правописания словарных слов, и решил более подробно узнать, проанализировав литературу и информацию из различных источников сети Интернет.
Первый приём: сочиняем небольшой рассказ с использованием словарных слов.
Цель такого сочинения – создать запоминающийся образ, который надолго останется в памяти и вместе с ним запомнятся и трудные слова.
Например, мы с мамой придумали такой рассказ:
«В деревне живёт дед. Он хороший человек. У него есть сосед. Его собака съедает сосиски, которые он готовит на обед».
Второй приём: рисуем или раскрашиваем картинки.
Цель – нарисовать яркий запоминающийся образ и отразить на картинке те буквы, правописание которых сложно запомнить.
Например, слово «КАРАНДАШ».
Третий приём: подбор однокоренных слов.
Цель – подбор слов с одинаковым корнем.
Например, подбираем однокоренные слова к слову «ДОРОГА»:
Дорожка – дорожный – подорожник – дороженька – бездорожный – дорожник - придорожный
Четвертый приём: «запоминание с пониманием».
Цель – запоминание словарных слов в процессе изучения их толкования, смысла, происхождения (этимологии).
Например, слово «ТЕЛЕФОН» произошло от древне-греческих слов «ТЕЛЕ» - расстояние и «ФОН» - звук. Имеет несколько значений:
Пятый приём: использование загадок, ребусов, пословиц и поговорок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием.
Цель – запоминание словарных слов в процессе отгадывания загадок, ребусов, чтения стихов.
Примеры:
1.Запоминаем слово «ВОРОБЕЙ», отгадывая загадку:
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй не робей! Кто это?
2. Запоминаем слово «ЗАЯЦ», разгадывая ребус
3. Запоминаем слово ИЮНЬ в поговорке:
В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую — домой несут.
ПРиёмов на самом деле гораздо больше, но именно эти показались мне наиболее интересными и лёгкими.
2.3. Эксперимент.
С целью проверки результативности этих способов запоминания словарных слов в нашем классе, я решил провести эксперимент.
Этапы эксперимента:
На данном этапе была проведена работа по подготовке материалов для применения определенных приемов запоминания словарных слов. Для этого потребовалось изучать словари (толковый, этимологический, орфографический), подбирать картинки, ребусы, загадки и стихи к словарным словам, задействованным в эксперименте.
Изучение словарных слов проводилось по такому алгоритму (см. Приложение 3):
1. Чтение загадки, её отгадывание (либо разгадывание ребуса).
2. Знакомство с толкованием отгаданного словарного слова, его происхождением.
3. Подборка однокоренных слов.
4. Запоминание пословиц и поговорок со словарным словом.
5. Чтение стихов.
6. Раскрашивание картинки, соответствующей словарному слову.
7. Запись слова в собственный орфографический словарик.
Ежедневно в течение трех месяцев на уроках русского языка мы с ребятами изучали словарные слова с использованием определенных приемов и по установленному алгоритму. Перед нами стояла цель: найти такие приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов. В начале, в течение работы и в завершении эксперимента мы писали словарные диктанты. Сравнили полученные результаты (см. Приложение 2 и 3). Оказалось, что во время итоговых диктантов ребята допускали гораздо меньше ошибок при написании словарных слов, чем в первый раз и во время текущего контроля. Количество «двоек» и «троек» за диктант в сумме уменьшилось в среднем в 4 раза, а количество «четверок» и «пятёрок» в сумме увеличилось в полтора раза.
Таким образом, гипотеза о том, что используя определенные приемы запоминания словарных слов, можно научиться правильно их писать, нашла своё подтверждение.
Думаю, что в дальнейшем нужно продолжить использовать изученные приёмы запоминания словарных слов, а также попробовать новые.
3. Заключение.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Работая над темой исследования, я ещё раз убедился, что русский язык – это мой любимый школьный предмет. Надеюсь, что мои одноклассники теперь тоже понимают, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.
Литература:
1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
3. Л.Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. ОАО «Издательство «Лицей». 2004.
4. http://www.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slova
Приложение 1.
Таблица оценок за словарный диктант.
ФИ ученика | 1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||||||
вводный | текущий | итоговый | вводный | текущий | итоговый | вводный | текущий | итоговый | |||
1 | Азарова Яна | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
2 | Богданова Анастасия | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | |
3 | Васильков Савелий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
4 | Виноградова Вера | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
5 | Воронина Карина | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
6 | Горбунова Анастасия | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | |
7 | Елфимов Богдан | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | |
8 | Еремин Александр | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | |
9 | Киркин Александр | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
10 | Короткова Полина | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
11 | Латухин Артем | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
12 | Литвиненко Полина | 2 | 3 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | |
13 | Мелюшин Дмитрий | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | |
14 | Москвичева Полина | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | |
15 | Назаров Максим | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
16 | Орлов Семен | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | |
17 | Павлова Полина | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
18 | Савелов Влад | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
19 | Стахеева Софья | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
20 | Сухова Оксана | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | |
Итого: | |||||||||||
«2» | 3 | - | - | 4 | 2 | - | 3 | 2 | - | ||
«3» | 4 | 5 | 1 | 7 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | ||
«4» | 6 | 8 | 4 | 7 | 12 | 9 | 9 | 7 | 2 | ||
«5» | 7 | 7 | 15 | 2 | 3 | 7 | 3 | 9 | 15 |
Приложение 2.
1. Анализ словарного диктанта первой группы слов.
Первоначальный диктант:
15 процентов ребят написали диктант на «2»;
20 процентов - на «3»;
30 процентов – на «4»;
35 процентов – на «5».
В завершении практического этапа мы снова писали итоговый словарный диктант. После проверки получили такие результаты:
5 процентов – на «3»;
20 процентов – на «4»;
75 процентов – на «5».
2. Анализ словарного диктанта второй группы слов.
Первоначальный диктант:
20 процентов ребят написали диктант на «2»;
35 процентов - на «3»;
35 процентов – на «4»;
10 процентов – на «5».
Итоговый словарный диктант:
0 процентов – на «2»;
20 процентов – на «3»;
45 процентов – на «4»;
35 процентов – на «5».
3. Анализ словарного диктанта третьей группы слов.
Первоначальный диктант:
15 процентов ребят написали диктант на «2»;
25 процентов - на «3»;
45 процентов – на «4»;
15 процентов – на «5».
Итоговый словарный диктант:
0 процентов – на «2»;
15 процентов – на «3»;
10 процентов – на «4»;
75 процентов – на «5».
Приложение 3
Анализ словарных диктантов 1 группы слов.
Анализ словарных диктантов 2 группы слов
Анализ словарных диктантов 3 группы слов
Приложение 4
ЗАГАДКА
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... .
СОРОКА – это птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание.
Сорокой также называют слишком болтливого человека.
Названия птиц не возникают случайно. Люди часто обращали внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от другой. Это внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования, сходство с чем-либо и другие внешние и внутренние качества.
До сих пор точно не установлено происхождение слова СОРОКА.
Есть предположение, что своё название она получила от общеславянского исходного СОРКА, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой.
СОРОКА - СОРКА = "стрекочет, трещит ".
По-арабски сорока значит «воровка».
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: СОРОЧИЙ – ПО-СОРОЧЬИ
СТИХОТВОРЕНИЕ
Борис Заходер
СОРОКА
Взлетела сорока высоко.
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки растут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассвета,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Стрекочет сорока, стрекочет -
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Не живет сорока без белого бока.
2. Сорока на хвосте вести приносит.
3. Сорока без причины не стрекочет.
4. Сорока стрекочет - гостей пророчит.
РЕБУС
Растрёпанный воробей
Три коробки с орехами
Валентин Берестов. Аист и соловей
Музыка космоса
Две снежинки