Презентация "Интерпретация художественного мира Достоевского в искусстве"
Вложение | Размер |
---|---|
interpretatsiya_hudozhestvennogo_mira_dostoevskogo_v_iskusstve.pptx | 2.4 МБ |
Слайд 1
Отображение художественного мира Достоевского в драматическом и музыкальном театре Подготовили ученицы 11 класса МБОУ Ульяновской СОШ Матевосян Анна и МарияСлайд 2
У Достоевского нет ничего кроме человека, нет природы, нет мира вещей, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром, с миром вещей, с бытом, с объективным строем жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н.А. бердяев
Слайд 3
Цель проекта В ыяснить , какое отображение художественный мир романов Ф. М. Достоевского нашёл в драматическом театре и кино
Слайд 4
Задачи проекта Изучить и проанализировать необходимую научную и учебную литературу, ресурсы сети Интернет по данной теме П роследить хронологические этапы обращения к произведениям Ф.М. Достоевского в отечественном драматическом театре и определить своеобразие каждого из них П роанализировать наиболее известные спектакли по романам Ф.М. Достоевского отечественных театров Проанализировать оперные и балетные спектакли по романам Ф.М. Достоевского
Слайд 5
Гипотеза проекта Режиссёры, композиторы, интерпретируя художественный мир Ф.М. Достоевского, в своих постановках на сцене пытаются сохранить основные идеи его произведений.
Слайд 6
Ход исследования Выбор формы представления результатов Поиск, отбор и изучение необходимой информации по данной теме Анализ изученного материала Консультации с учителями литературы, МХК, библиотекарем Оформление результатов и подготовка материалов для защиты проекта
Слайд 7
Творчество Ф.М. Достоевского вызывает неизменный интерес у читателей, литературоведов, режиссёров, сценаристов, композиторов и балетмейстеров. Каждая эпоха осмысливает писателя по-своему, и это осмысление находит своё отражение в театральном искусстве Особой популярностью в отечественном искусстве пользуются романы Достоевского, и среди них прежде всего "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" , "Идиот". Герои Достоевского мучительно спорят с собой, ведут внутренние диалоги. У каждого героя своя правда, свой голос. Это качество романов Достоевского известный литературовед М. Бахтин назвал полифонией. Романы Достоевского можно определить и как идеологические романы-трагедии. Эти свойства прозы писателя свидетельствует о ярко выраженной сценичности его произведений, что было замечено ещё в ХIХ в. Неоднократно отмечалось, что роман "Преступление и наказание" (1866), первый из великих "идеологических романов" Ф.М.Достоевского, построен по принципу драматургического сквозного действия, которому подчинены все эпизоды и действующие лица.
Слайд 8
Интерпретация романов Достоевского в драматическом театре Несмотря на то, что сам Достоевский не написал ни одной пьесы для театра, ещё при жизни писателя его произведениями интересовалась сцена. Успешное решение проблемы инсценирования Достоевский видел не в попытках объять необъятное , а в сотворчестве, в создании на основе литературного источника самоценного произведения. "Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической».
Слайд 9
Хронологические этапы обращения к произведениям Ф.М.Достоевского в отечественном драматическом театре таковы. В 1891 г. К.С.Станиславский ставит спектакль "Фома" по повести "Село Степанчиково и его обитатели". Через некоторое время на русской сцене начинают появляться постановки по крупным романам Достоевского: в императорских театрах ставится "Идиот", в театре Литературно-художественного общества - "Преступление и наказание", затем - "Братья Карамазовы". К Достоевскому обращается Московский художественный театр. Это вылилось, в частности, в постановку ряда инсценировок по произведениям писателя ("Братья Карамазовы", "Бесы") в 1910-1913 гг.
Слайд 10
К.С.Станиславский назвал роман "Братья Карамазовы" одним из этапов в эволюции творческого стиля театра от реализма внешнего к реализму духовному. Спектакль состоял из 21 картины, которые были поставлены после двухмесячной напряжённой работы, ста девяноста репетиций. В течение двух вечеров на сцене театра разворачивалось грандиозное действо, которое критики называли "отрывками из романа", по масштабности и художественным достоинствам во многом соответствовавшее великому прототипу. Образы романа получили вторую жизнь.
Слайд 11
В 1920-1950-х гг. спектакли по произведениям Достоевского в советском театре почти не появлялись по причинам идеологического характера. Одним из первых спектаклей по Достоевскому в период "оттепели" стал спектакль Г. Товстоногова "Идиот", поставленный на сцене БДТ в декабре 1957 г. В канун премьеры Товстоногов говорил, что ему важно показать в своём спектакле именно философию положительного во всех отношениях героя в отличие от большинства показанных постановок "Идиота", в центре которых была история взаимоотношений Настасьи Филипповны с Рогожиным и Мышкиным. Теперь же, наконец, на сцену вернулась подлинная идея автора романа. "Нас привлёк именно "Идиот", потому что в этом романе Достоевский выразил свой идеал "положительно прекрасного человека" или вполне прекрасного человека", - пишет Г.А.Товстоногов.
Слайд 12
Роман "Преступление и наказание" был одним из первых произведений Достоевского, вернувшихся на советскую сцену в середине 1950-х гг. В 1956г. П. Васильев поставил "Преступление и наказание" в московском театре им. М.Н. Ермоловой. Здесь Раскольников трактовался исключительно как индивидуалист, убеждённый в своём праве на кровавое деяние, чуждый сомнениям, внутренне неуязвимый. Спустя несколько лет в ленинградском театре им. В.Ф. Комиссаржевской в "Преступлении и наказании", поставленном И. Ольшвангером в 1962 г., Раскольников показан как глубоко страдающий человек, мыслитель и бунтарь.
Слайд 13
Интерпретация романов Достоевского в музыкальном театре Неосуществлённое намерение создать оперы на сюжет романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" принадлежит Герману Ларошу (1845-1904), который в своё время был более известен как музыкальный критик, нежели композитор. Оперу на сюжет романа "Идиот" намеревался также создать Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950), но и это намерение осталось только в неосуществлённых творческих планах. Поэтому к самой ранней оперной интерпретации произведений Достоевского можно отнести оперу «Ёлка» композитора В.И. Ребикова (1866-1920). Эта опера создана по мотивам произведений Х.К.Андерсена и рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Эта опера, изданная в 1903 г., была поставлена в Москве и в Харькове.
Слайд 14
В последней трети ХХ в. создана опера "Бедные люди" Г.С.Седельникова (1970). Одним из показательных сочинений того времени является опера Ю.М. Буцко "Белые ночи" (1970), созданная по одноимённому роману Ф.М.Достоевского. Взяв за основу текст романа Достоевского, композитор внёс коррективы, которые были обусловлены как спецификой жанра, так и собственной концепцией. Эти изменения носят, прежде всего, композиционный характер. В опере "Братья Карамазовы" из всего многообразия идей романа в качестве основной А.Н. Холминов выбирает идею о воскресении человека через страдание, через искупление греха своего и всеобщего .
Слайд 15
Проблематика идеологических романов Достоевского нашла своеобразное преломление в балетных постановках Бориса Эйфмана и Георгия Ковтуна. Были найдены необычные режиссёрские приёмы, позволяющие воссоздать языком балета сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем. Антиномии веры и безверия, свободы и несвободы, греха и искупления отчётливо прозвучали в каждой из трёх балетных интерпретаций романов Достоевского.
Слайд 16
Выводы Таким образом, гипотеза подтвердилась. Творчество Достоевского оказало мощное воздействие на искусство. Художники новой эпохи, отталкиваясь от сюжетов и образов Достоевского, творят новые «версии» его произведений, вступают в своеобразный диалог-соперничество с писателем, но при этом сохраняют его основные идеи. В их творениях так же, как и у Ф.М. Достоевского, на первом месте - человек и его внутренний мир
Слайд 17
Информационные ресурсы Белик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского . Эстетические Очерки. - М.: Наука, 1974 . Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе. Книга для учителя. - М.: просвещение, 1990. Селезнев Ю.И. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 2004. http:// www.bibliofond.ru http://lib.ua-ru.net / http://www.referun.com /
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Финист - Ясный сокол
Невидимое письмо
Одна беседа. Лев Кассиль
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца