Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_mamadalieva.docx | 712.63 КБ |
Как осуществлять проектную деятельность в хореографических ансамблях? Этот вопрос уже несколько лет стоял передо мной и заставлял вести поиск новых путей и форм взаимодействия с учащимися. Самый главный вывод – проектная деятельность в хореографическом ансамбле должна осуществляться как на индивидуальной, так и групповой основе.
Проектная деятельность – вид деятельности, который связан с выполнением заданий на воспроизведение по образцу и поисковых заданий, заданий по усовершенствованию уже известного и творческих заданий по созданию нового.
Участие в проектной деятельности развивает:
Цель проектной деятельности в хореографическом ансамбле «Старс» – подготовка учащихся к созданию танцевальных композиций, помощь в овладении необходимыми профессиональными навыками для постановки учебного этюда, народного танца, танцевальной композиции, хореографической сюиты, развернутой танцевальной картины или одноактного балета.
Изучая пути создания танцевальных произведений, учащиеся знакомятся с проблемами актерского мастерства и режиссуры применительно к хореографическому искусству.
Занятия ведутся под руководством педагога и строятся на основе следующих этапов проектной деятельности, на которых учащийся:
Самостоятельная работа учащегося (сочинение и анализ танцевальных композиций) проводится на практических занятиях под руководством педагога.
Таким образом, проектную деятельность можно назвать четко выстроенной организацией человеческой деятельности, при выполнении которой организуется творческая деятельность, реализуемая в области искусства, направленная на познание и преобразование окружающей действительности путем создания субъективно или объективно значимых ценностей.
2 картина
Краски света солнечные, теплые. В конце свет снимается.
3 картина
Свет темно-зеленый, черный. В монологе высвечиваем Мцыри лучом. Свет гаснет в конце.
Эпилог
Вначале свет приглушенный, затем высвечиваем лучом Мцыри и персонажи Генерала с мальчиком, грузинку, барса. Затем высвечиваем лучом юношу, далее приглушенный свет. В конце финальной сцены гаснет свет.
Костюмы
Мцыри – мальчик – одежда рваная «истерзанная» рубашка, штаны, ряса.
Мцыри – юноша – черная одежда послушника, ряса, рубашка, штаны.
Монахи – в темных, черных облачениях.
Генерал – военный мундир.
Грузинка – легкое воздушное платье голубого цвета, чадра темно-синяя.
Подружки – легкие, воздушные платья светлые и разные зеленоватые, розоватые и на тон темнее чадра.
Барс – обтягивающее трико в темных тонах.
Реквизит
Канделябры со свечами
Кувшины
Крест
3 картина
Сцена блуждания – плавные, отрывистые движения рук. Стелящиеся движения.
Сцена схватка – выражена в стремительных вращениях, резких выпадах, позировках.
Монолог «судьба» - стелящиеся движения пор де бра.
Эпилог
Танец отпевания построен на переходах, сильных раскачиваниях, перестроениях.
Предсмертный танец построен на деми-классике.
Финальная сцена построена у Мцыри на деми-классике, у монахов на шагах, позировках, перестроениях.
Весь балет построен на классической хореографии, с элементами народного грузинского танца и деми-классики.
Световое оформление
Динамика света – акцентирование основных моментов.
В прологе при помощи света нужно решить сцену воспоминание, Мцыри. В момент, когда гаснут свечи, нужно высветить лучом яркого света мальчика, далее освещение меняется на яркий, полный свет.
После грузинской пляски снимается свет, и высвечивается мальчик.
В конце монолога Мцыри свет становится приглушенным.
1 картина
Приглушенный свет. В конце танца неожиданно проникает яркий луч света. Гаснет свет – монахи исчезают. Лучом света высвечиваем Мцыри. В конце побега гаснет свет.
Проектная деятельность в хореографической подготовке учащихся позволяет:
В 2013-2014 учебном году я решила познакомить солистку Образцового ансамбля «Старс» Кондратюк Анастасию с проектной деятельностью, где бы она развила творческое мышление, кругозор, освоила этапы работы над созданием либретто-постановочного плана.
Был составлен план работы по индивидуальному маршруту.
План работы по проектной деятельности
учащейся хореографического ансамбля «Старс»
Кондратюк Анастасии
Либретто – постановочный план
хореографического решения балета
по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Содержание
1.Композиционно-смысловое решение.
2. Задание композитору.
3. Задание художнику.
4. Пластическое решение.
5. Световое оформление.
6. Костюмы.
7. Реквизит.
Почасовка работы по индивидуальному маршруту
Кондратюк Анастасии
№ | Содержание | Часы | Дата | |
1. | Как написать либретто к балету? | 2 | консультация | 22.09.13 |
2. | Выбор темы произведения | 2 | консультация | 14.10.13 |
3. | Совместное чтение произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Обсуждение характеров главных героев. | 4 | консультация | 13.11.13 16.11.13 |
4. | Подбор музыкального материала | 12 | консультация | В течение года |
5. | Импровизационное пластическое решение | 4 | консультация | 12.12.13 19.12.13 |
6. | Составление либретто-постановочного плана | 2 | консультация | 25.01.14 |
7. | Индивидуальная работа | 20 | Второе полуго-дие | |
8. | Совместное прочтение либретто. Анализ проделанной работы | 2 | консультация | 7.04.14 |
Всего | 48 |
3 картина
Декорации природы меняются. Ночь. Преобладают темные тона. На заднем плане лес. Высоко в небе серебристая луна. Звезды бело-голубые. Поляна, похожая на поле боя. Ощущение сжатости воздуха.
Эпилог
Декорации монастыря как в прологе, но в приглушенном свете. Ощущение близости смерти.
Пластическое решение
Пролог
Танец со свечами построен на тихом покачивании, спокойных шагах. В несложных геометрических перестроениях, раздвижение «стен» - на шагах, поворотах, смене рисунков.
Танец, олицетворяющий Кавказ – характер народного грузинского танца. Монолог вызов построен на маленьких соскоках, прыжках. Монахи «стены» замыкаются на шагах, поворотах, на смене рисунков.
1 картина
Танец службы – более живой, подвижный, построен на четких позировках, мягких приседаниях.
Сцена побега – стремительный бег, повторяет национальную грузинскую хореографию. Партерные прыжки.
2 картина
Танец радости – веселый, игривый, построен на легких прыжках, вращениях.
Танец с кувшинами построен на грузинской хореографии.
Дуэт – выражен в грузинском колорите.
Эпилог
Звучит тема заточения в первоначальном варианте, но с интонацией грусти. Слышна тема свободы, в музыке отражается палитра чувств: от отчаяния до полной решимости. Две темы: заточения и свободы вступают в противоборство. Тема заточения угасает в низком регистре. Поочередно возникают музыкальные эпизоды из сцен с генералом, грузинкой, барсом. Идет мелодическое движение отчаяния, метания. Звучит тема заточения, она резко прерывается темой свободы как вздох, полет. Громко звонят колокола, на их фоне звучит тема свободы. Музыка затихает и лишь слышен одинокий звук колокола. Именно в этой картине происходит динамическая кульминация всего балета.
Задание художнику
Пролог
Открывается занавес. Декорации монастыря во всем своем величие. Купола собора на заднем плане золотисто-желтого цвета. В центре – ворота монастыря, а над ними крест золотисто-желтого цвета. Ворота тяжелые, высокие, железные. Цвета: белый, золотистый, черный. На небольших постаментах по углам сцены стоят свечи. Закрывается занавес.
1 картина
Декорации монастыря те же. Во второй сцене смена декораций на глазах у зрителя. Декорации природы решены в насыщенных тонах. На темном небе высокие скалы, лес. Узкая прямая тропинка, ведущая к речному потоку. По бокам тропинки стройные ели, они образуют уходящий вдаль коридор.
2 картина
Декорации природы те же, но освещены более ярким светом. Утро. Краски радуги в небе. Ощущение радости.
Либретто
Сверхзадача Любовь для него, - свобода!
Вкушая, вкусих мало меда,
и се аз умирая
1 Книга Царств.
Жанр трагическая притча
Действующие лица Мцыри, мальчик в прологе
Генерал
Монахи
Грузинка, подружки
Барс
Пролог
Открывается занавес. Действие происходит в монастыре.
1.Танец со свечами.
Безликие монахи несут образ неподвижности, несокрушимости монастырских стен, изваяния. Безликость выражена в низко опущенной голове.
Генерал ведет мальчика. Монахи их окружают. Проявляют интерес. Генерал переговаривается с ними, уходит. Монахи предлагают Мцыри еду, он презирает знаки внимания, запнулся, упал. Монахи - «стены» раздвигаются. Свечи гаснут, монахи исчезают.
Свет на Мцыри. Начинает вспоминать стоя на коленях, скован. Меняется освещение.
2. Танец олицетворяющий Кавказ (воспоминание).
Смелая, дикая пляска выражает свободу, красоту, воинственность грузинского народа.
Снимается свет. Высвечиваем мальчика.
3. Монолог реальности, вызов.
Танец выражает протест, крик души, скованность. Хочет взлететь, но как связанная птица. Несогласие с заточением.
На заднем плане, на фоне танца мальчика возникают монахи, стараются остановить Мцыри, от попытки вырваться на свободу. Монахи - «стены» замыкают мальчика в круг и одевают на него рясу.
Занавес закрывается.
1 картина
Звонят колокола, звучит хоральная музыка, божественные голоса. Внезапно в нее вплетается тема свободы, выражающая беспокойство, но затихает. Вдруг появляется тема природы – раскаты грома ударные инструменты, тревожное звучание. Тема заточения звучит монотонно, аккорды звучат тихо. Тема свободы, музыка радостного прорыва, превалирует над темой природы. Природа и человек заодно. Темп стремительный, несущиеся пассажи вверх. Высокий регистр. Литавры завершают тему свободы, уходящую вдаль.
2 картина
Звучит светлая тема природы, пение птиц. Напевно звучит тема свободы. Она звучит радостно, сохраняя фактуру, звучание близко к теме природы, ощущение единства с природой. В связующем эпизоде трепет, волнение. Идет грузинский танец с кувшинами, в музыке звучит тема любви, вливается музыка с интонациями темы свободы. Тема свободы звучит открыто, ярко. Любовь зарождается – это слышно в музыке. Музыка дуэта – поток нахлынувших чувств. Тема любви раскрывается с полной мощью. Тема свободы звучит горько с интонацией темы заточения в ритме остинато.
3 картина
Звучит тема свободы с интонациями боли и тоски. Плачущая музыка постепенно нарастает и переходит от медленного темпа к быстрому. Вливается тема природы. Это ритмическая музыка, с характером борьбы, в быстром темпе, прорывающаяся секвенция вверх, доходит до кульминации, звучит горько, затем музыка угасает. Звучит тема свободы в медленном темпе. Но вновь звучание тревоги в нее вплетается перелив колокольного звона, доходящего до фортэ. Начинает звучать тема заточения, становится более ярким, ускоряется ритм, короткая пауза и обрыв.
Тема «заточения» церковная тема молитв, колоколов. Напевно звенят колокола, звучит хоральная музыка, божественные голоса. Медленно изменяют свою окраску голоса – они трансформируются в монотонное безликое звучание. Инструменты наслаиваются друг на друга, плотность тяжелая. Полифоническое звучание. Эта тема родственна теме любви. Восточная тема, радостное, лирическое, светлое звучание. Светлый мажор, не громкий. На остинатном ритме вьющаяся мелодия с грузинским народным колоритом.
Пролог
Звучит тема заточения. Музыка спокойная, протяжная, насыщенна в высоком регистре. Переход в колокольный звон органичен. Звон колоколов начинается с тихого до последнего громкого и снова звучит протяжная музыка с наложением удаляющегося колокольного звона до тихого. Далее неразрывно с темой заточения вливается тема свободы. Она очень светлая стремительная. Тема свободы и тема заточения переплетаются и ускоряются. Затем тема заточения исчезает, а тема свободы с наложением национальной народной грузинской мелодии звучит ярко, воинственно, дико под аккомпанемент резких, синкопированных ударов. Рисунок мелодической линии обрушивается, остается тема свободы. Постепенно вливается тема заточения и тяжелая монотонная музыка, содержащая остинато, окутывает, подавляет тему свободы, и в конце успокаивается.
1 картина
Открывается занавес. Действие происходит в монастыре.
1.Танец службы.
Мцыри, одетый в рясу, выражает беспокойство, пытается вырваться из общей массы, но затихает. В монастырь попадает свет, монахи склоняются перед светом в молитве, а Мцыри сорвав рясу, в полете на свет вырывается на свободу.
Гаснет свет. Монахи исчезают. Смена декораций. Ярким лучом высвечиваем Мцыри.
Действие происходит на поляне.
2.Сцена.
Неукротимость, единение с природой, обнимает скалу, ловит молнию, пытается поймать дождь, освобождение от заточения.
Уставший, прислонившийся к скале Мцыри засыпает. Гаснет свет.
2 картина.
Утро. Краски света солнечные.
1.Танец радости.
Юноша просыпается, ликует, любуется природой, выражение счастья от приобретенной свободы. Прислушивается, прячется.
2.Танец с кувшинами.
Появляются девушки с кувшинами над головой, воспоминание о родине, красота Грузии, единение с природой. Юноша любуется красотой, затем присоединяется к ним, но взор его устремлен на молодую грузинку. Девушки, набрав воды, уходят. Но одна задержалась.
3.Дуэт ожидания.
Тонкие не касающиеся движения. Мцыри боится ее коснуться. Из простого юноши пробуждается мужчина. Из-за робости никак не могут соединиться. Девушка с кувшином уходит. Мцыри в смятении, тревоге. Мцыри остается один.
Гаснет свет.
3 картина.
Ночь.
1.Сцена блуждания.
Юноша ищет ее, блуждает взад, вперед, отходит спиной. Тоска, боль, потерялся в жизни, безысходность. Хромает, падает и, наконец, неожиданно Мцыри встречается глазами с барсом.
2.Сцена схватка.
Два свободолюбивых существа идут на бой, как рок судьбы. Природа толкает на испытания. У двух сильных противников желание победить и до последней секунды не знаем, кто победит. Мцыри победил, но смертельно ранен. Слышит колокольный звон.
3.Монолог «Судьба».
Его мечты о свободе рухнули. Так долго ждал, но вкусил мало свободы. Обессиленный падает.
Гаснет свет. Занавес закрывается.
Эпилог
Открывается занавес. Действие происходит в монастыре. В центре сцены лежит Мцыри.
1.Танец отпевания.
Монахи со свечами, опустив голову, двигаются вокруг Мцыри. Юноша медленно поднимает голову, протестует. Монахи отступают в стороны.
2.Предсмертный танец.
У юноши как в бреду всплывают образы: танцующих вокруг - генерала, грузинки, барса. Он пытается к ним прикоснуться, тянется, встает на колени. Образы исчезают (уходят). Вся жизнь прошла перед его глазами. У Мцыри последний прыжок, вздох свободы, вскок на колени, полет и умирает свободным. Монахи встают в крест, гасят свечи.
Занавес закрывается.
Задание композитору
Сюжет балет состоит из пролога, 3 картин и эпилога. Балет начинается с увертюры, в которой задаются два музыкальных образа. Тема свободы и тема «заточения».
Музыкальная характеристика тем в балете
Увертюра напоминает по строению экспозицию сонатного аллегро. Первая тема, главная, олицетворяет свободу и пути преодоления к ней – пассажи, аккорды. Вторая побочная тема, олицетворяет «заточение» - басо остинато, в низком регистре – динамично нарастает, переходит в звон колоколов и неожиданно обрывается.
Тема свободы, имеет полноту и насыщенность характеризующее звучание ударных, струнных инструментов. Пронзительность и высота чувства. Рисунок мелодичной линии идет скачкообразно вверх, пробивается.
Родственная тема свободы – тема природы. Тема чистая, введены звуки природы театральные шумы (пение птиц, журчание ручья, гром). Постепенно присоединяются все большее количество инструментов. Звучание усиливается и становится все более, ликующим. Фактура мелодико – гармоническая с четким ритмом.
Злая мать и добрая тётя
Самый главный и трудный вопрос
Именинный пирог
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Одна беседа. Лев Кассиль