У каждой эпохи есть свои герои, а точнее, вожатые, которые в поисках утраченного идут гораздо дальше последовательнее всех остальных, увлекая их за собой. Таков Николай Авлександрович Львов. Он оставил немалый след в самых разнообразных видах искусства - в поэзии, в музыке, но, прежде всего, в архитектуре.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_hrama_solntsa_v_nikolskom-cherenchitsah.rar | 2.61 МБ |
Введение
Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе, с красивым названием Никольское. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнал, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть Церковь Вознесения.
Тема моей исследовательской работы – «История «Храма Солнца» в Никольском-Черенчицах».
Торжокская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы молодежь лучше знала историю своего народа. Уважение к памятникам старины позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
У каждой эпохи есть свои герои, а точнее, вожатые, которые в поисках утраченного рая идут гораздо дальше последовательнее всех остальных, увлекая их за собой. Таков Николай Александрович Львов. Он оставил немалый след в самых разнообразных видах искусства - в поэзии, в музыке, но, прежде всего - в архитектуре.
Усадьба Никольское-Черенчицы представляет собой родовое гнездо Н.А. Львова, влияние творчества которого существенно отразилось на архитектурном облике всего Новоторжского уезда. Николай Александрович в своем небольшом имении стремился создать гармоничный мир, где максимально бы удовлетворялись и материальные, и духовные потребности.
Раньше имение Черенчицы представляло собой неприметный участок. Сегодня усадьба в Черенчицах - тихое место среди не очень большой деревни.
Время как будто не тронуло ротонду-усыпальницу - гармоничную и светлую, удивительный памятник ее талантливому автору. Завершенная куполом, окруженная колоннадой, монументальная церковь-усыпальница имеет идеально круглую форму, следовательно, принадлежит к семейству ротонд. Перед нами прекраснейший храм счастья. Сооружение Львова строилось как православная церковь, но, по своей художественной идее, оно оказалось храмом тому божеству, которому в эпоху Просвещения поклонялись все обитатели русской Аркадии. Этому божеству друг Николая Львова поэт Гавриил Державин посвятил прекрасную оду.
Храм-усыпальница стала, пожалуй, самой известной усадебной церковью из его построек. Среди образцов, вдохновивших Н. А. Львова, назывались Браманте и круглые храмы античности в Риме и его окрестностях. Действительно, в облике церкви явно преобладают палладианские и античные римские черты. Для оформления фасадов Н. А. Львов выбирает римско-дорический ордер, напоминающий о храме Браманте, построенном на месте распятия Апостола Петра.
В интерьере львовской усыпальницы также сильны римские темы. Купол, вдохновленный Пантеоном, опирается на антаблемент, имеющий рельефный растительный фриз с включением виноградных гроздьев и птиц, клюющих виноград, что вызывает в памяти мозаичные украшения церкви-гробницы св. Констанции. Идея посвящения усадебного храма Воскресения Христову сложилась в процессе строительства: сначала архитектор хотел посвятить свою усадебную церковь трем главным христианским добродетелям - вере, надежде и любви.
Небольшие изящные сдвоенные колонны коринфского ордера в пролете входной арки верхней церкви, кажутся заимствованными из интерьера церкви св. Констанции в Риме. При этом надо вспомнить, что святитель Николай – небесный покровитель создателя храма в Никольском-Черенчицах был современником императора Константина и его дочери Констанции. Когда же было принято решение посвятить верхний храм Воскресению (Никольским должен был стать нижний престол), возникла символическая связь ротонды в Никольском с ротондой Гроба Господня, воздвигнутой императором Константином в Иерусалиме.
Паломники, посещавшие храм Гроба Господня в Иерусалиме, нередко обращали особое внимание на отверстие в зените купола ротонды. Епископ Порфирий, перед путешествием в Италию вспоминает иерусалимский храм: «Точно такой же купол с таким же окном ["оком"] накрывает ротонду гроба Господня во Святом граде Иерусалиме».
К сказанному о замысле усыпальницы Н. А. Львова надо добавить об истории исследования этого вопроса, в результате чего возник околонаучный миф о якобы «нехристианских» устремлениях архитектора. Речь идёт о словах самого Н. А. Львова, которые он оставил рядом с наброском на полях книги Гиршфельда о садово-парковом искусстве: «Я всегда думал выстроить храм солнцу, не потому только, чтоб он солнцу надписан был, но чтоб в лучшую часть лета солнце садилось или сходило в свой дом покоиться». Вероятно, еще в середине XX века эти слова были отнесены к ротонде-усыпальнице.
В современных условиях возникает необходимость отделить христианские основы архитектурного образа этой церкви от рассуждений о якобы нецерковном образе «храма солнца». Во-первых, Н. А. Львов не пояснял конкретно, в каком месте хотел бы построить парковый павильон, а именно такое назначение в реалиях той эпохи должен был иметь «храм солнца». То есть, архитектор не указывал на свою усадьбу, как место желаемого строительства этого здания.
Во-вторых, чтобы видеть солнце, опускающимся на закате в этот павильон, будь он построен в Никольском-Черенчицах, Н. А. Львов должен был разместить его на горизонте к западу от своего дома. Тогда как Воскресенский храм, наоборот, расположен на востоке. Если же подумать о формах загадочного павильона, то станет очевидно, что для созерцания «внутри» него дневного светила он должен быть «прозрачным» на просвет, т. е. представлять собой нечто вроде открытой колоннады. И действительно, архитектор пишет об этом: «Тако и храм должен быть сквозной, и середина его – портал с перемычкой, коего обе стороны заняты стеною, а к ним с обоих сторон лес…».
Обратившись к наследию столь почитаемого им А. Палладио, наш архитектор мог обнаружить рассуждения о формах храмов солнцу и луне в предисловии к Четвёртой книге об архитектуре. Так что у Н. А. Львова даже были основания, для уточнения первоначального формы этого паркового павильона. Из аналогов русского классицизма можно привести знаменитую Колоннаду Аполлона, возведённую Ч. Камероном в Павловске (1780-1783), а также – «Храм Цереры» построенный Н. А. Львовым на Александровой даче (1787). Заметим при этом, что «Храм Цереры» был расположен как раз в самой дальней точке усадьбы и на самом возвышенном месте (т. е. на горизонте), и, в сущности, являлся памятником Екатерине II, которая, будучи бабушкой юного хозяина усадьбы – великого князя Александра Павловича, – выступала здесь в образе античной богини-прародительницы. И вероятно, именно здесь Н. А. Львов получил возможность воплотить свою идею «храма солнца».
Если же рассуждать о Воскресенской ротонде-усыпальнице в Никольском-Черенчицах в связи с образом солнца, то надо думать о том, что ее положение в усадьбе было там, где восходило физическое солнце. И называть эту церковь «храмом солнца» естественно в смысле указания на Христа в символическом образе «Солнца правды», отражённом в поэтическом тексте тропаря Рождеству Христову, с которым наш архитектор был знаком с младенческих лет.
Заключение
У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для авторов – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать, что именно духовное наследие, православные ценности присущи человеку, любящему свою Родину.
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест.
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля».
Увы, целый венок местных усадебных ансамблей, построенных Николаем Львовым - «новоторжцем», как его называли, пребывает в запустении и разрушается. Туристические автобусы редко заворачивают в то же Никольское: дорога разбита. При этом именно «на Львова» едут в Торжок с разных концов страны; выражаясь современным языком, его имя и архитектура стали главным брендом этой территории.
А еще мне очень хочется, чтобы имя Николая Александровича Львова внесли в школьную программу. Мы изучаем в литературе Державина – друга Львова, в истории добываем знания о постройках, храмах, изобретениях, но нигде не затрагивается имя Львова, а ведь его называют «Гением вкуса». Он – Мастер. И очень обидно, что наш Мастер остается в стороне, и не все жители Российской Федерации знают человека, которым гордимся МЫ!!!
Кто грамотней?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Пятёрки
Стеклянный Человечек