Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу. Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна. В данной работе исследуется влияние веса школьного портфеля на осанку ребенка с первого по седьмые классы.
Изложены виды исследований и результаты в форме таблиц и диаграмм.
Вложение | Размер |
---|---|
7b._shag_v_budushchee._skolioz_ot_shkolnogo_ryukzaka.doc | 923.5 КБ |
«Сколиоз от школьного рюкзака»
Иванова Сааскыйа Петровна и Никифорова Милена Михайловна
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал,
МБОУ «СОШ №5, 7Б класс
«Аннотация»
Цели: - познакомиться с заболеванием подросткового сколиоза;
- изучить влияния тяжёлого портфеля, ранца, сумки на осанку школьника,
- выяснить действительно ли тяжелые школьные портфели ведут к искривлению позвоночного столба - сколиозу.
Методы и приемы исследования. Работа с различными источниками информации с целью узнать из самых распространенных заболеваний, которому подвержены дети – сколиоз. Исследования соответствия веса школьного портфеля и учебных пособий с нормами СанПин. Эксперимент «Правильна ли осанка?», с целью выяснения осанки у большинства правильна или нарушена. В эксперименте приняли 50 учащихся. Социальный опрос: «В какой руке Вы предпочитаете носить портфель, школьную сумку?». В социальном опросе приняли участие 120 учеников. Опрос показал, что в правой руке (на правом плече) – 50 уч. - 42%. В левой руке (на левом плече) -18 уч. - 15%. Ранец за плечами –52 уч. - 43% . Тест для выявления истинного сколиоза (проводился медиками). 98 учеников, т.е. 12% всех обучающихся школы имеют заболевание – сколиоз.
Вывод. На основании проведенных исследований можно убедиться, что тяжелые портфели и неправильно выбранные, вредно влияют на детский организм и ведут к искривлению позвоночного столба – сколиозу. Следует отметить, что гипотеза «Тяжёлые сумки с неправильными лямками оказывают вредное воздействие на осанку учащихся, приводят к искривлению позвоночного столба – сколиозу» подтвердилась. Совсем от школьных сумок отказываться нельзя, но должны учитывать вес пустого и полного портфеля школьника по возрастным категориям и его правильный выбор.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», Мирнинского района, п. Айхал, Республики Саха (Якутия)
XII региональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Сколиоз от школьного рюкзака
Авторы:
Ученицы 7 Б класса Иванова Сааскыйа Петровна и Никифорова Милена Михайловна МБОУ «СОШ №5»
Руководители:
Петякшева Валентина Петровна и Паршина Ирина Сергеевна, учителя математики
I категории МБОУ «СОШ №5», Республика Саха (Якутия), Мирнинский район,
п. Айхал.
п. Айхал
2016
«Сколиоз от школьного рюкзака»
Иванова Сааскыйа Петровна и Никифорова Милена Михайловна
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал,
МБОУ «СОШ №5, 7Б класс
Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу. За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся нашей школы, вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки. Это может привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности. Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна.
Цели: - познакомится с заболеванием подросткового сколиоза;
- изучить влияния тяжёлого портфеля, ранца, сумки на осанку школьника,
- выяснить действительно ли тяжелые школьные портфели ведут к искривлению позвоночного столба - сколиозу?
Задачи: проанализировать данные в медицинской литературе, результаты медицинского обследования учащихся школы, по теме исследования;
- описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
- доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
- предложить свои способы решения проблемы.
Гипотеза: тяжёлые сумки с неправильными лямками оказывают вредное воздействие на осанку учащихся, приводят к искривлению позвоночного столба – сколиозу
Объект исследования: современные школьные ранцы и ученики с 1 – 7 классы МБОУ «СОШ №5».
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Значение осанки
В медицинском словаре написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
В словаре по естественным наукам осанка – это непринужденное, без необходимости активного напряжения мышц, привычное положение тела при стоянии, ходьбе или сидении, определяющееся характером физиологических изгибов позвоночника.
В толковом словаре С.И. Ожегова написано, что под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: хорошая осанка определяется как «сочетание стройности, величавости, красоты»
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Осанка вырабатывается в детстве.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу, формируется осанка. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Из истории происхождения портфеля
Что означает слово портфель? Портфель - слово французского происхождения, оно состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
Не каждый знает, когда на Земле появился портфель.
Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Значит, людей издревле волновал вопрос удобства ношения портфеля. Данных о изменении осанки того времени мы не отыскали. Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Учёные утверждают, что лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена на ОДС (опорно-двигательную систему) равномерно, руки человека свободны. В этом случае ребёнок будет расти здоровым.
Наша школа ведёт целенаправленную деятельность по осуществлению программы «Здоровье», принятой в 2005-2006 учебном году. В школе ежегодно проводится медицинский осмотр, на основании данных этого осмотра можно наблюдать за физическим развитием и здоровьем наших учеников. Сведения о здоровья учащихся с 1 – 7 классы нашей школы показывают, что на первом месте находятся заболевания опорно-двигательной системы (сколиоз), а на втором - сердечно – сосудистые заболевания и плоскостопие. Видно резкое увеличение нарушений осанки у учащихся.
Одной из причин развития сколиоза и повсеместного распространения данного заболевания являются тяжёлые портфели.
Мы в своей работе по результатам исследования поддержим или опровергнем данное высказывание.
Исследования
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко определил максимальный вес школьного ранца. Согласно новым требованиям, вес ранца или портфеля для учащихся начальных классов должен быть не более 600 – 700 гр, а для учащихся средних и старших классов – 1 кг. Он определил максимальный вес школьных учебников. «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1-4 классов -300г, для 5-6 классов -400гр, 7-11кл. – 500г. Врачи – гигиенисты установили планку, которая устанавливает зависимость веса портфеля от веса ребёнка. Вес портфеля ученика не должен превышать 10% от веса ребёнка! В процессе выполнения работы мы провели ряд измерений (взвешиваний). Измерение веса школьников производилось медицинскими весами (в медпункте нашей школы). В исследованиях принимали участие ученики с 1 по 7 классы, которые дали своё согласие на участие. Вес портфелей измерялся электронными весами (в классах).
Соответствие веса школьного рюкзака с нормами СанПин | ||||
Класс | Вес пустого рюкзака (в кг) | Вес полного рюкзака (в кг) | Норма СанПин | Причины |
1 | 0,7 – 1,2 | 2 – 2,8 | 2 – 2,5 | Ни в одном классе школьные портфели не соответствуют нормам СанПин. Причины разные, много лишних школьных принадлежностей. |
2 | 0,75 – 1,3 | 2,9 -3,75 | 2-- 2,5 | |
3 | 0,75 – 1,3 | 2,8 - 4 | 2 – 2,5 | |
4 | 0,8 – 1,5 | 3, 5– 4 | 2 – 3,2 | |
5 | 0,8 – 1,5 | 3,7 – 4,2 | 2 – 3,2 | |
6 | 1 – 1,5 | 3,8 – 4,2 | 3,5 - 4,2 | |
7 | 1 – 1,5 | 3,8 – 4,5 | 3,5 – 4,2 |
Исследования 2: Перевес школьного учебника и нормы СанПин
Таблица веса каждого учебника 1 – 4 классы (в граммах)
Норма учебника 1 – 4 классы 300г
Классы | Русский язык | Рабочая тетрадь по русскому языку | Математика | Рабочая тетрадь по математике. | Лит. чтение | Тетрадь по лит. чтению | Окружающий мир | Рабочая тетрадь по окр. миру |
1 | 210 | 80 | 250 | 30 | 250 | 100 | 200 | 80 |
2 | 250 | 84 | 250 | 30 | 350 | 110 | 300 | 80 |
3 | 200 | 84 | 300 | 30 | 250 | 110 | 300 | 80 |
4 | 250 | 84 | 300 | 30 | 350 | 110 | 250 | 80 |
Классы | Технология | Рабочая тетрадь по технологии | Английский язык | Рабочая тетрадь по английскому языку | Сборник упражнений по английскому языку |
1 | 250 | 100 | - | - | - |
2 | 250 | 100 | 250 | 250 | 150 |
3 | 250 | 100 | 250 | 250 | 150 |
4 | 200 | 100 | 250 | 250 | 150 |
Норма веса учебника 400 г для 5 - 6 классов;
500 г для 7 - 9 классов;
Классы | Русский язык | Математика | Рабочая тетрадь | Алгебра | Геометрия | Рабочая тетрадь по геометрии | Литература | История | Рабочая тетрадь по истории |
5 | 428 | 426 | 80 | - | - | - | 408 | 458 | 134 |
6 | 372 | 486 | 80 | - | - | - | 380 | 428 | 140 |
7 | 378 | - | - | 375 | 464 | 250 | 386 | 452 | 162 |
Классы | Физика | Английский | Рабочая тетрадь по английскому языку | Книга для чтения по английскому языку | Сборник задач по физике | География | Контурная карта по географии | Атлас по географии | Обществоведение | |
5 | - | 548 | 250 | 60 | - | - | - | - | - | |
6 | - | 510 | 250 | 180 | - | 335 | 70 | 150 | 300 | |
7 | 340 | 465 | 250 | 180 | 266 | 508 | 70 | 150 | 304 |
Классы | Общая тетрадь (48л) | Букварь | Дневник | Пенал | Альбом для рисования |
1 | 260 | 200 | 246 | 152 | |
2 | - | 200 | 246 | 152 | |
3 | - | 200 | 246 | 152 | |
4 | - | 200 | 246 | 152 | |
5 | - | 200 | 246 | 152 | |
6 | - | 236 | 255 | 152 | |
7 | 102 | - | 236 | 260 | 152 |
Выводы
Классы | Общий перевес |
1 | норма |
2 | 350 |
3 | норма |
4 | 450 |
5 | 450 |
6 | 450 |
7 | 450 |
Мы увидели, что отклонения веса учебников от норм очень незначительны, но во вторых и четвертых классах разница довольно таки ощутима. Взвешивание портфелей и ранцев учащихся по классам показало, что учащиеся 1-4 классов в норму не уложился ни один ученик, практически у всех вес портфеля составил от 3.5 до 4.2 кг. У учащихся 4 – 5 классов портфели весили от 4,0 до 4.5 кг. В портфелях, кроме учебников, есть ещё пеналы, средний вес которых 165 г, плюс альбомы, пластилин, краски и проч. Многие ученики прихватывают с собой в школу игрушки. К тому же три раза в неделю учащимся приходится носить спортивную форму, а весит она от 600 до 750 г.
В ходе наших исследований было выявлено: чем младше ученик, тем тяжелее портфель. (Результаты смотрите в приложении 1)
3. Исследование. Исходя из расписания на каждый день, рассчитали вес школьных учебников и принадлежностей в портфеле
№ | Дни недели | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
1 | Понедельник | 1610 | 3765 | 3670 | 3820 | 3200 | 3300 | 3430 |
2 | Вторник | 1510 | 3750 | 3670 | 3730 | 3500 | 3650 | 3200 |
3 | Среда | 1510 | 3690 | 3950 | 3850 | 3650 | 3132 | 2600 |
4 | Четверг | 1820 | 3500 | 2950 | 4800 | 3835 | 3365 | 3350 |
5 | Пятница | 1610 | 3380 | 3330 | 4500 | 3130 | 3660 | 3050 |
6 | Суббота | - | - | - | - | - | 2805 | 3000 |
Допустимый вес на 1 учебный день
От 2,0 до 2,5 кг (1 – 4 классы)
От 2,5 до 3.2 кг (5 – 6 классы)
От 3, 5 до 4,2 (7 классы)
Если смотреть на диаграмму можно сделать следующий вывод. (1. Приложение)
У всех учащихся с (1 – 7 классы) не соответствуют нормам СанПин, они на много тяжелее.
Говорят, что если на осла навьючить тяжеленую поклажу, он откажется её нести. А школьник, «навьюченный» портфелем, только ответит: «Ничего страшного», — и безропотно пойдёт в школу. (Результаты смотрите в приложении 1)
Исследование 4. Социологический опрос
В какой руке Вы предпочитаете носить портфель, школьную сумку?
Из 120 опрошенных школьников ответили, что предпочтение отдают ношению школьной сумки
В правой руке (на правом плече) – 50 уч. - 42%
В левой руке (на левом плече) -18 уч. - 15%
Ранец за плечами –52 уч. - 43%
Считаем, что одной из причин нарушения опорно-двигательной системы является также неправильное ношение портфеля.
Исследование 5. Тест для выявления истинного сколиоза. (Проводился медиками)
Основным приемом для выявления сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловищ проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены, При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отдел и мышечный валик в поясничном отделе. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить искривление грудопоясничного и поясничного отделов.
Результаты медицинских осмотров
Ежегодные медицинские осмотры показывают возрастающий процент нарушения осанки у детей младшего школьного возраста и сколиоза у старшеклассников. Из 800 обучающихся в нашей школе 98 учеников имеют заболевание сколиоз. Это составляет 12%.
Эксперимент. Правильна ли ваша осанка?
Мы несколько раз в неделю проделываем одно простое упражнение. Ходим по комнате, положив на голову небольшую книгу. В тот момент, когда наша осанка окажется неправильной, книга упадет. Это простое упражнение мы предложили каждому испытуемому. Нужно было пройти по классу с книгой на голове. Результат нас не порадовал. Практически каждому второму не удалось удержать книгу на голове. Значит, осанка у большинства неправильна или нарушена.
Из 50 испытуемых 18 не удалось удержать книгу на голове. Это значит, 36% из 50 участников с нарушением осанки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования все поставленные перед нами задачи были выполнены, поэтому мы считаем, что достигли цели. Нам удалось выявить причины, вызывающие нарушения осанки школьников. В нашей школе это: слишком большое количество учебников, которое дети вынуждены носить ежедневно и преобладание «сумок над ранцами» в среднем звене.
Также мы считаем, что выдвинутая гипотеза о том, что нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза у подрастающего поколения, подтвердилась.
Итак, сделаем следующие выводы из проделанной исследовательской работы:
Выводы исследования
1.Главная причина сколиоза — нагрузочный фактор, который наиболее опасен в период интенсивного роста с 5 до 8 лет и с 10 до 12 лет
2. Состояния опорно-двигательного аппарата школьников зависит от веса учебников
3.Средний вес портфелей (по дням недели) в исследуемых классах на много превышает установленных санитарных правил и норм.
4.Масса необязательных компонентов портфелей младших классов превышает массу обязательных (учебников и рабочих тетрадей) более, чем на половину,
5.Проверка исследований по состоянию правильности осанки учащихся
1 – 7 классов у 36% учащихся нарушена осанка; только 64% учащихся имеет правильную осанку.
6.Социологический опрос выявил, что одной из причин нарушения осанки и развития сколиоза является неправильное распределение веса школьного портфеля на опорно-двигательную систему.
7. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Перспектива:
На родительских собраниях провести анкетирование «Как выбрать портфель для ребенка». (Приложение 2)
В дальнейшем мы продолжим исследования по выявлению причин нарушения осанки в старшем звене, методов лечения и предотвращения сколиоза .
Рассмотрим, как влияют на формирование осанки:
- хронические заболевания;
- недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения;
- не соответствующая росту мебель;
- не удобная обувь и одежда;
- неправильное питание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батуев А. С. и др. Биология. Человек. Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа).
2.Электронный учебник по биологии. Человек. Опорно-двигательная система»
3. Основы патологической физиологии - Михайлов В.В. - Практическое руководство 2001
4. Борисов Г.Б. "В мире подростка" Москва, издательство "Медицина" 1988г. стр120;132.
6. ru.wikipedia.org/.../Опорно-двигательная система
7. Горен М.И. "Путь к здоровью и долголетию" Москва, издательство "Медицина" 1992 г. стр. 192-193
8. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007, 80 с. (Методическая библиотека).
9. Сказки о здоровье. – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новосибирской области. Новосибирск, 2008.
10. Проекты и исследования. // Начальная школа, 2008. - №5, с22 – 24.
11. Медицинская энциклопедия; Редкол.:Е.Б. Еновская (отв. ред.), А.А. Горчицина, М.В. Гонгарта (пер. с англ.). – Тверь: «Мой мир», ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 414
Ресурсы сети интернет
1. Приложение. Результаты исследования 1. Вес школьного рюкзака с нормами СанПин
Результаты исследования 2. Перевес учебника и нормы СанПин
Результаты исследования 3. Исходя из расписания на каждый день, рассчитали вес школьных учебников и принадлежностей в портфеле
Результаты исследования 4. Социологический опрос
5. Тест для выявления истинного сколиоза. (Проводился медиками)
Результаты исследования выявления истинного сколиоза- 98 от общего числа обучающихся составляют 12%
Норма Сколиоз
Эксперимент. Правильна ли ваша осанка?
2. Приложение. 6 шагов, которые помогут легко и просто подобрать портфель
∙ ШАГ 1. Обращаем внимание на внешний вид.
Остановите свой выбор на ранцах и рюкзаках из водонепроницаемой, прочной нейлоновой ткани. Даже если мы школьники прольем на него сок или уроним в лужу, его можно будет протереть или постирать.
Поищите на этикетке изделия указатель «Ортопедический».
Портфель должен иметь такую конструкцию, чтобы при ношении он располагался на спине школьника. Поэтому он должен иметь жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки ранца и ее обивка должны предотвращать давление содержимого ранца на спину школьника. Современные производители указывают на своих портфелях, что он ортопедический.
Помните, что:
- к той части ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя располагать предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. С этой стороны должно быть отделение для твердых книг.
- внутри должны быть отделения для тетрадей и пенала, а снаружи карманы для мелких предметов.
На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани, что предотвращает запотевание спины ребенка.
∙ ШАГ 4. Проверяем лямки и ремешки.
Они должны иметь регулирующую пряжку, позволяющую менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка.
Лямки ранца должны быть обиты дополнительным слоем мягкого материала, чтобы они не врезались в плечи ребенка.
Лямки должны быть крепкими, прошитыми несколькими строчками и ни в коем случае не приклеенными. Ширина ремней должна быть не меньше 4 см.
Чтобы не произошло беды на дороге, обратите внимание на наличие у ранца светоотражающих элементов. Ремни ранца должны быть яркими, бросаться в глаза; по бокам и в центре ранец должен иметься светящиеся значки или светоотражатели.
Рекомендации для сохранения правильной осанки
1.Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе.
2. По возможности иметь два комплекта книг, чтобы снизить вес портфеля
3. После длительной работы за столом необходимо сделать гимнастику
4. Для тех, у кого уже имеется заболевание, лучшим видом спорта является плавание.
5. На уроках физкультуры ввести специальный комплекс упражнений для сохранения осанки
6. Для болеющих детей проводить лечебную физкультуру
7. Необходимо посещать врача-ортопеда 2 раза в год
8. Заменить столы на парты
9. Девочкам не носить высокие каблуки
Профилактика развития сколиоза
Профилактика развития нарушений осанки и сколиоза должна быть комплексной. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа прилагает немалые усилия со своей стороны, это:
ежегодные медицинские осмотры; постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене; попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (проведение физкультминуток, правильный подбор мебели);
- проведение бесед по пропаганде ЗОЖ.
АНКЕТА:
«Как выбрать портфель для ребенка».
1.При выборе рюкзака на что, в первую очередь, вы обращаете внимание?
2.Имеет ли для вас значение количество лямок у рюкзака?
3.Знаете ли вы, сколько должен весить пустой рюкзак?
4.Известен ли вам допустимый вес полного рюкзака для младшего школьника?
5.При выборе рюкзака вы большее внимание уделяете практичности или яркости?
6.Вы прислушиваетесь к мнению ребенка, выбирая ранец, или это целиком ваше решение?
7.Знаете ли вы как определить, что ранец не подходит вашему ребенку по мед.показателям?
8.Знаете ли вы, что неправильный выбор ранца влияет на осанку школьника?
9.Известны ли вам критерии выбора школьного ранца?
Упражнения для правильной осанки
Упражнение 1. Исходное положение (И. п.) — ноги скрестно, спина прямая, руки сзади (впереди). На каждый счет наклоны головы вправо и.влево. Выполнять медленно. 5–10 раз.
Упражнение 2. И. п.— то же. На 1 — повернуть голову вправо, удерживать позу 3—5 с, на 2 — и. п., на 3—4 — то же влево. 4—6 раз.
Упражнение 3. И. п.— то же. На каждый счет подавать плечи вперед и назад. 10—15 раз.
Упражнение 4. И. п.— стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3—5 с, затем вернуться в и. п. 4—6 раз.
Упражнение 5. И. п.— стоя, прижавшись к стене затылком, лопатками, поясницей, ягодицами и пятками. Удерживать позу 5—10 с. 4—6 раз.
Упражнение 6. И. п.— стоя ноги врозь. Положить на голову небольшой предмет (книга). Сделать 3—4 приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал. 4—6 раз.
Горячо - холодно
Одна беседа. Лев Кассиль
Как зима кончилась
Две снежинки
Л. Нечаев. Яма