Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу. Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна. В данной работе исследуется влияние веса школьного портфеля на осанку ребенка с первого по седьмые классы.
Изложены виды исследований и результаты в форме таблиц и диаграмм.
Вложение | Размер |
---|---|
7b_klass._skalioz_ot_shkolnogo_ryukzaka.pptx | 2.79 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», Мирнинский район, Республика Саха Якутия, п. Айхал Исследовательская работа на тему: «Сколиоз от школьного рюкзака» Выполнили: ученицы 7 Б класса МБОУ «СОШ №5» Иванова Сааскыйа и Никифорова Милена. Руководители: Петякшева Валентина Петровна и Паршина Ирина Сергеевна у чителя математики I категории МБОУ «СОШ №5» п . Айхал 2016 гСлайд 2
Актуальность Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу. За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся нашей школы, вырос процент заболеваний, связанных с нарушением осанки. Это может привести к различным тяжелым болезням и даже к инвалидности. Проблема повреждения позвоночника и осанки у подростков волнует всех медиков, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна.
Слайд 3
Гипотеза: тяжёлые сумки с неправильными лямками оказывают вредное воздействие на осанку учащихся, приводящие к искривлению позвоночного столба – сколиозу Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по укреплению состояния опорно-двигательного аппарата школьников.
Слайд 4
Цели работы: - познакомиться с заболеванием подросткового сколиоза; - изучить влияния тяжёлого портфеля, ранца, сумки на осанку школьника, - выяснить действительно ли тяжелые школьные портфели ведут к искривлению позвоночного столба - сколиозу.
Слайд 5
Задачи: Выявить наиболее распространенные виды сумок, которыми пользуются ученики нашей школы; Описать , как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит. Доказать , что тяжёлый портфель вредит здоровью. Дать практические рекомендации о том, какие виды школьных сумок использовать; Предложить лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики заболеваний позвоночника. Выявить массу школьных сумок в нашей школе . Объект исследования : современные школьные ранцы и ученики с 1 – 7 классы МБОУ «СОШ №5». Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья
Слайд 6
Методы исследования: Наблюдение , анализ, математические расчёты Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих состояние исследуемой проблемы; Сбор и обработка данных о состоянии осанки и здоровья; тестирование; Анализ полученных результатов, выведение закономерностей.
Слайд 7
План работы: 1 этап . Сбор информации о сколиозе и внешнего влияния школьного рюкзака на осанку человека 2 этап. Провести исследования. 3 этап . Провести анализ полученных результатов и изученной информации.
Слайд 8
1 этап. «Что мы узнали о сколиозе и внешнего влияния школьного рюкзака на осанку человека» Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.
Слайд 9
Вред здоровью вес школьного рюкзака
Слайд 12
На все есть свои нормы. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко определил максимальный вес школьного портфеля
Слайд 13
Формула массы школьного рюкзака
Слайд 14
Наблюдения. З а начальными классами Мы много раз видели, как ученики первых или вторых классов идут, согнувшись под тяжестью своего ранца. На себе мы тоже испытали тяжесть ученического портфеля. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник приводит к неприятностям на всю дальнейшую жизнь.
Слайд 15
Наблюдения в среднем звене Мы давно наблюдаем, что ученики нашей школы носят свои учебники в разных сумках. Чаще всего встречаются ранцы у младших школьников. В среднем и старшем звене предпочитают сумки большого объёма с ручками и лямками, чтобы можно было носить их в руках или на плече.
Слайд 16
2. Этап . Изучив различную литературу и закончив наблюдения, мы перешли к исследованиям . Мы сделали следующие измерения: узнали у медсестры нашей школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят школы №5 взвесили ранцы без школьных принадлежностей у учеников с 1 по 7 класс узнали массу учебников, которые приходиться носить в школу сравнили их с гигиеническими нормами подвели итоги по позициям: правильные ранцы с принадлежностями, тяжелые ранцы с принадлежностями, правильный пустой ранец.
Слайд 17
Результаты медицинских осмотров Е жегодные медицинские осмотры показывают возрастающий процент нарушения осанки у детей младшего школьного возраста и сколиоза у старшеклассников. По медицинским осмотрам выявлено из 800 учащихся 98 страдают от сколиоза, это составляет 12% от общего количества.
Слайд 18
1. Исследование. Соответствие веса учебника с нормами СанПин Таблица веса каждого учебника 1 – 4 классы (в граммах) Норма веса учебника 300 г для 1 - 4 классов Классы Русский язык Рабочая тетрадь по русскому языку Математика Рабочая тетрадь по математике. Лит. чтение Тетрадь по лит. чтению Окружающий мир Рабочая тетрадь по окр . миру 1 210 80 250 30 250 100 200 80 2 250 84 250 30 350 110 300 80 3 200 84 300 30 250 110 300 80 4 250 84 300 30 350 110 250 80 Классы Технология Рабочая тетрадь по технологии Английский язык Рабочая тетрадь по английскому языку Сборник упражнений по английскому языку 1 250 100 - - - 2 250 100 250 250 150 3 250 100 250 250 150 4 200 100 250 250 150
Слайд 19
Норма веса учебника 400 г для 5 - 6 классов; 500 г для 7 - 9 классов; Классы Русский язык Математика Рабочая тетрадь Алгебра Геометрия Рабочая тетрадь по геометрии Литература История Рабочая тетрадь по истории 5 428 426 80 - - - 408 458 134 6 372 486 80 - - - 380 428 140 7 378 - - 375 464 250 386 452 162 Классы Физика Английский Рабочая тетрадь по английскому языку Книга для чтения по английскому языку Сборник задач по физике География Контурная карта по географии Атлас по географии Обществоведение 5 - 548 250 60 - - - - - 6 - 510 250 180 - 335 70 150 300 7 340 465 250 180 266 508 70 150 304
Слайд 20
Школьные принадлежности Классы Общая тетрадь (48л) Букварь Дневник Пенал Альбом для рисования 1 260 200 246 152 2 - 200 246 152 3 - 200 246 152 4 - 200 246 152 5 - 200 246 152 6 - 236 255 152 7 102 - 236 260 152 Классы Общий перевес 1 норма 2 4 50 3 норма 4 4 50 5 4 50 6 450 7 3 50 Вывод
Слайд 21
Перевес учебника и норма СанПин
Слайд 22
2.Исследование. Соответствие веса школьного рюкзака с нормами СанПин № Класс Вес пустого Рюкзака (кг) Вес рюкзака с школьными принадлежностями (кг) Норма САНПИН Норма 2кг 000 - 2кг 5 00г Причины 1 1 0,7 – 1,2 1кг 600г – 2,200г Превышает У большинства учащихся вес пустого портфеля и с принадлежностями превышает норму. И з-за лишнего груза в портфеле превышают нормы САНПИН ( 1- 4 классы лишние школьные принадлежности, материал для уроков технологии, ИЗО, спортивная форма. В среднем звене учебник музыки и технологии , сборники письменных работ, которые можно оставлять в школе). Норма 2кг 000 - 2кг 5 00г 2 2 0,75 – 1, 3 2кг 900г – 3кг 750г Превышает Норма 2кг 000 - 2кг 5 00г 3 3 0,75 – 1, 3 2кг 800г – 4кг 000г Превышает Норма 2кг 500г – 3кг 200г 4 4 0,8 – 1,5 3кг 500г – 4кг 00кг Превышает Норма 2кг 500г – 3кг 200г 5 5 0,8 – 1,5 3кг 700г – 4кг 200г Превышает Норма 3кг 500г – 4кг 200г 6 6 1 – 1,5 3кг 800г – 4кг 300г Превышает Норма 3кг 500г – 4кг 200г 7 7 1 – 1,5 3кг 800г – 4кг 500г Превышает
Слайд 23
Соответствие веса полного рюкзака с нормами СанПин
Слайд 24
3. Исследование . Исходя из расписания на каждый день, рассчитали вес школьных учебников и принадлежностей в портфеле № Дни недели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 1 Понедельник 2610 3765 3670 3820 3200 3300 3430 2 Вторник 2510 3750 3670 3730 3500 3650 3200 3 Среда 2510 3690 3950 3850 3650 3132 2600 4 Четверг 2820 3500 2950 4800 3835 3365 3350 5 Пятница 2610 3380 3330 4500 3130 3660 3050 6 Суббота - - - - - 2805 3000
Слайд 25
Сравнение веса полного портфеля на каждый день по расписанию с нормами СанПин
Слайд 26
4. Исследование. Социологический опрос В какой руке Вы предпочитаете носить портфель, школьную сумку? Из 120 опрошенных школьников ответили, что предпочтение отдают ношению школьной сумки В правой руке (на правом плече) – 50 уч. - 42% В левой руке (на левом плече) -18 уч. - 15% Ранец за плечами –52 уч. - 43% Считаем, что одной из причин нарушения опорно-двигательной системы является также неправильное ношение портфеля.
Слайд 27
Исследование 5. Правильна ли ваша осанка? Это простое упражнение мы предложили каждому испытуемому. Нужно было пройти по классу с книгой на голове. Результат нас не порадовал. Практически каждому второму не удалось удержать книгу на голове. Значит, осанка у большинства неправильна или нарушена.
Слайд 28
Исследование 5. Правильна ли ваша осанка? Из 50 испытуемых 18 не удалось удержать книгу на голове. Это значит, 36% из 50 участников с нарушением осанки.
Слайд 29
Заключение По результатам исследования следует, что у учеников с 1 – 7 классы вес полного портфеля не соответствует гигиеническим нормам, то есть превышает условного веса относительно массы тела. Портфели - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым искривлению позвоночного столба – сколиозу. Выводы В ходе нашего исследования все поставленные перед нами задачи были выполнены, поэтому мы считаем, что достигли цели. Нам удалось выявить причины, вызывающие нарушения осанки школьников. В нашей школе это: слишком большое количество учебников, которое дети вынуждены носить ежедневно и преобладание «сумок над ранцами» в среднем звене. Также мы считаем, что выдвинутая гипотеза о том, что нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза у подрастающего поколения, подтвердилась
Слайд 31
Профилактика развития сколиоза Профилактика развития нарушений осанки и сколиоза должна быть комплексной. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа прилагает немалые усилия со своей стороны, это: ежегодные медицинские осмотры; постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене; попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (проведение физкультминуток, правильный подбор мебели); - проведение бесед по пропаганде ЗОЖ.
Слайд 32
Перспектива В дальнейшем мы продолжим исследования в старшем звене и р ассмотрим, как влияют на формирование осанки: хронические заболевания; н едостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения; н еправильные положения тела во время занятий; н е соответствующий росту мебель; н е удобная обувь и одежда; н еправильное питание. Наши исследования будут продолжены
Слайд 33
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ Чтобы спина не была кривой, носи портфель свой за спиной. Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам и оканчиваться у костей таза Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники Не носите лишние предметы в ранце. Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди Необходимо соблюдать баланс между правой и левой сторонами
Слайд 34
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РАБОТНИКАМ ШКОЛ ☺ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО ТЕ УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ ГИГИЕНИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ☺ НАЙТИ ВОЗМОЖНОСТЬ (В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ) ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВА КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ (ОДИН В ШКОЛЕ И ОДИН – ДОМА) ☺ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ УЧИТЫВАТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕСУ ЕЖЕДНЕВНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКТОВ ☺ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ХРАНЕНИЕ СМЕННОЙ ОБУВИ, СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ УРОКОВ ТРУДА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТАВА И Т. П. В ПОМЕЩЕНИИ ШКОЛЫ ☺ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ В КЛАССЕ БИБЛИОТЕКУ НЕОБХОДИМЫХ КНИГ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Слайд 35
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ☺ ПРОСИМ ВАС: НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЯЖЁЛЫЕ РАНЦЫ! ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ СРЕДНИЙ ВЕС ПУСТОГО РАНЦА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ –500 Г. ☺ ВАШИ ДЕТИ БЫСТРЕЕ УСТАЮТ, ТАСКАЯ ЗА СВОЕЙ СПИНОЙ ТЯЖЕЛОВЕСЫ ☺ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ВАШИХ ДЕТЯХ И ОБ ИХ ЗДОРОВЬЕ! ☺ РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ О ЗЛОМ СКОЛИОЗЕ И НАПОМИНАЙТЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ ОСАНКОЙ
Слайд 36
Литература: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. испр . и доп. – М.: АРКТИ, 2007, 80 с. (Методическая библиотека). Сказки о здоровье. – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новосибирской области. Новосибирск, 2008. Проекты и исследования. // Начальная школа, 2008. - №5, с22 – 24. Медицинская энциклопедия; Редкол .:Е.Б. Еновская (отв. ред.), А.А. Горчицина , М.В. Гонгарта (пер. с англ.). – Тверь: «Мой мир», ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 414 http://kp.ru/daily/24147.5/364245/ http://www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.135/date.20051222/ http://festival.1september.ru/articles/580223/ http://www.nakanune.ru/articles/15322/ Фотографии из личного архива
Слайд 37
Дорогие ребята! Ваша осанка в ваших руках!
Попробуем на вкус солёность моря?
Астрономический календарь. Март, 2019
Воздух - музыкант
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью