Целью настоящей работы является выявление наиболее эффективных способов повышения орфографической грамотности, повышение своей грамотности и составление рекомендаций для своих одноклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
Костив Богдан.Исследование способов повышения орфографической грамотности. | 76.06 КБ |
XVII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Исследование способов повышения орфографической грамотности
Научно - исследовательская работа
Автор: Костив Богдан Константинович
ученик 5 Б класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Научный руководитель: Цитцер Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Г. Нягань
2016 год
Содержание:
Теоретическая часть. Глава 1. Сущность понятия «орфографическая грамотность»….7
Глава 2. Способы повышения орфографической грамотности………………………..7- 8
Практическая часть. Глава 1. Уровень орфографической грамотности учащихся……..8
Глава 2. Исследование способов повышения орфографической грамотности………9 – 11
Исследование способов повышения орфографической грамотности
Автор: Костив Богдан Константинович
Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра,
Тюменская область, г. Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5 «Б» класс
Аннотация
Умение писать грамотно, без орфографических ошибок положительно характеризует человека. Если ученик пишет с многочисленными орфографическими ошибками, ему трудно получать отличные отметки не только по русскому языку, но и по остальным предметам школьной программы. А если это взрослый человек, во многих случаях ему будет сложно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу.
Преподаватели русского языка применяют различные методы и приёмы для ликвидации орфографической безграмотности, но по-прежнему остаются ученики, прилежно изучающие правила, активно отвечающие на уроках, но допускающие большое количество орфографических ошибок в письменных работах. По какой причине остаётся нерешённой эта проблема? Возможно, существуют «чудодейственные» способы ликвидации безграмотности, а ученики их не применяют на практике.
Целью настоящей работы является выявление наиболее эффективных способов повышения орфографической грамотности, повышение своей грамотности и составление рекомендаций для своих одноклассников.
Для достижения намеченной цели я проанализировал собственную орфографическую грамотность и грамотность своих одноклассников, нашёл аналогии, изучив отчётную документацию по успеваемости учащихся нашей школы, провел анкетирование среди учащихся среднего и старшего звена школы, проанализировал литературу по проблеме исследования, побеседовал с учителями и психологами школы, применил полученные знания на практике и поделился опытом с одноклассниками.
В результате исследования выяснилось, что нет абсолютно неизвестных мне способов повышения орфографической грамотности. Но изучив более подробно уже имеющиеся, я выбрал те, которые являются эффективными с моей точки зрения, проверил их воздействие на улучшение моей грамотности на практике и, убедившись в положительной динамике, рекомендовал применение данных способов повышения орфографической грамотности своим одноклассникам: составил «Памятку» и провёл мастер класс.
Исследование способов повышения орфографической грамотности
Автор: Костив Богдан Константинович
Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра,
Тюменская область, г. Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5 «Б» класс
План исследований
Проблема безграмотного письма особенно обострилась в последние десятилетия: люди всё чаще стали печатать, а не писать, надеясь на автоматическую проверку орфографической грамотности при помощи программ, установленных в компьютерных устройствах. Ещё одна причина падения орфографической грамотности – это введение тестовой системы проверки знаний по всем предметам, в том числе и по русскому языку. Учащиеся, начиная с первого класса, большее количество времени на уроках занимаются решением тестов, которые часто решаются автоматически, путём логических умозаключений, меньшую часть времени на уроках уделяют отработке орфографических навыков. Научно-технический прогресс, вопреки ожиданиям, ухудшает орфографические навыки людей.
Тема исследования является актуальной для меня лично и для многих моих друзей. Я учусь хорошо, на четыре и пять, даже по русскому языку у меня оценка «четыре». Но я плохо пишу диктанты и имею оценку «удовлетворительно» за грамотность изложений и сочинений (Приложение: таблица 1»). Я хотел бы повысить свою грамотность и помочь своим друзьям научиться писать без орфографических ошибок.
Гипотеза: существуют неизвестные мне и моим одноклассникам эффективные способы повышения орфографической грамотности.
Цель: найти наиболее эффективные способы повышения орфографической грамотности, повысить свою грамотность и составить рекомендации для одноклассников.
Объект исследования: способы повышения орфографической грамотности.
Предмет исследования: эффективность различных способов повышения орфографической грамотности учащихся.
Цель работы: найти наиболее эффективные способы повышения орфографической грамотности, повысить свою грамотность и составить рекомендации для своих одноклассников.
Задачи:
План деятельности:
1. выявление существующей проблемы
2. изучение степени актуальности проблемы
3. опрос учащихся по теме «Известные способы повышения орфографической грамотности»
4. работа с компьютерными сайтами, научной литературой, сбор материалов о способах повышения орфографической грамотности
5. знакомство с опытом учителей, преподающих русский язык в начальной школе и в среднем и старшем звене школы
6. выявление наиболее эффективных способов повышения орфографической грамотности
7. применение эффективных способов повышения орфографической грамотности на практике
8.составление рекомендаций по совершенствованию орфографической грамотности для одноклассников
9. анализ полученных результатов
Степень актуальности изучалась мной на основании проведённого анкетирования учащихся 5-х, 11–ого классов (Приложение: диаграммы 1, 2) и данным справок «О результатах работы за 1 и 2 четверть (1 полугодие) 2015 – 2016 учебного года». Опрос по теме «Известные способы повышения орфографической грамотности» (Приложение: диаграмма 3) позволил определиться с объектом исследования.
Прежде чем выявить наиболее эффективные способы повышения орфографической грамотности я изучил научную литературу и методические рекомендации, размещённые на страницах Интернет-сайтов. Затем я обратился за советом к учителям русского языка, преподавателям начальной школы и школьным психологом. Педагоги познакомили меня со способами повышения орфографической грамотности, которыми они успешно пользуются на практике. Суммировав полученную информацию, я сначала изучил все способы теоретически, затем практически применил полученные знания на практике для повышения своей грамотности. Я выявлял степень сложности применяемых способов, доступности, приемлемости на данном этапе обучения, и отобрал несколько способов и приёмов, которые считаю наиболее эффективными. Затем я вновь проанализировал свою орфографическую грамотность (Приложение: таблица 2). Убедился, что выбранные мною методы дают положительный эффект, создал «Памятку» «Способы повышения орфографической грамотности» (Приложение: памятка) и провёл мастер-класс для своих одноклассников.
Список использованной литературы:
Исследование способов повышения орфографической грамотности
Автор: Костив Богдан Константинович
Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра,
Тюменская область, г. Нягань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 14», 5 «Б» класс
Научная статья
Теоретическая часть. Глава 1. Сущность понятия «орфографическая грамотность»
По определению энциклопедического словаря педагога: орфографическая грамотность (гр. – правописание) составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений. (5) В других энциклопедических словарях не т такого понятия, а существуют отдельные слова «орфография» и «грамотность». По толковому словарю Ефремовой Т.А. Грамотность – это 1) Умение читать и писать. 2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка. 3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность. Орфография - это 1.Общепринятая система правил написания слов какого-л. языка; правописание.2.Соблюдение таких правил правописания.(1) В словаре Ожегова С.И. приводится следующие определения орфографии: Орфография -и, ж. 1. Правила написания слов и их форм. 2. Само такое правильное написание. О. страдает у кого-н. (пишет с ошибками; ирон.). Слово «грамотность» в словаре Ожегова С.И. отсутствует, но есть понятие «грамотный» и трактуется как: человек умеющий читать и писать грамматически правильно. Грамотный человек тот, который обладает необходимыми знаниями, располагает сведениями в той или иной области.(4).
Таким образом, сущность понятия «орфографическая грамотность» заключается в правильном, соответствующем нормам русского литературного языка написании. Орфографическая грамотность является составной частью культуры речи.
Глава 2. Способы повышения орфографической грамотности
Существует множество учебников для учителей под названием «Методика преподавания русского языка», и в большинстве из них есть отдельные разделы по преподаванию орфографии. Но проанализировав статьи этих учебников, я понял, что написаны они не доступным для учащегося 5 класса языком, плюс к тому, очень подробно расписана методика работы: орфографические знания, орфографические умения и навыки, психологические предпосылки и т.д. (3,2) Такой же низкой степенью доступности обладают, по моему мнению, научные статьи и диссертации на эту тему. (6)
Доступно были написаны статьи на страницах интернет-сообществ учителей. Именно здесь я нашёл множество различных способов повышения орфографической грамотности. Специальные орфографические упражнениям, в ходе которых вырабатывается навык применять правила на практике, упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов. Немаловажным компонентом в повышении грамотности обучающихся являются, по мнению педагогов: алгоритмы, лингвистические сказки, схемы, составление памяток. Предлагают преподаватели русского языка использовать таблицы-плакаты, карточки, комментированное письмо, задания на поиски ошибок.(7,8.9)
Таким образом, существует множество способов повышения орфографической грамотности, которые подробно описаны в научной литературе и в работах педагогов, преподающих русский язык.
Практическая часть. Глава 1. Уровень орфографической грамотности учащихся.
Мною изучены записи в журнале нашего класса на страницах русского языка: из 29 учеников 5б класса только один учащийся стабильно за письменные работы имеет «хорошие» и «отличные» отметки. По результатам справок «О результатах работы за 1 и 2 четверть (1 полугодие) 2015 – 2016 учебного года» и в младшем, и в среднем, и в старшем звене обучения нашей школы есть учащиеся, имеющие одну «тройку» по русскому языку. Результаты опроса показали, что 100% учащихся 5 классов желали бы усовершенствовать свою орфографическую грамотность, 40% анкетированных учащихся знают, как это сделать, 40% процентов знают, как повысит грамотность, но не уверены в своих знаниях, 20% опрошенных учеников не знают, каким образом повысить свою грамотность. Чтобы расширить рамки актуальности вопроса я провёл анкетирование среди учащихся 11 класса, результат был почти аналогичным: 100% одиннадцатиклассников желают повысить свою грамотность, 50% - знают, как это сделать, 50% - знают, но не уверенны в своих знаниях.
Проанализировав данные опроса, свой уровень орфографической грамотности, уровень успеваемости моих одноклассников, сложившуюся во всей школе ситуацию с оценками по русскому языку, я пришёл к выводу, что мой уровень орфографической грамотности и уровень орфографической грамотности моих одноклассников нуждается в корректировке.
Глава 2. Исследование способов повышения орфографической грамотности.
Работу по исследованию способов повышения орфографической грамотности я начал с опроса учащихся по теме «Известные способы повышения орфографической грамотности». Учащиеся 5-х и 11-ого класса ответили следующим образом: 50% - учу правила; 20% - учу словарные слова; 20% - внимательно читаю написанное, исправляю ошибки и запоминаю правильный вариант.
Были и другие ответы: участвую в олимпиадах по русскому языку, пишу с мамой диктанты, выступаю с рефератами по русскому языку, дома стараюсь разговаривать не на родном языке, а на русском, хожу в библиотеку, читаю энциклопедии, дополнительно занимаюсь с учителем и т.д.
Но личный опыт показывает, что все эти способы повышения орфографической грамотности не дают большого положительного эффекта.
Работа с компьютерными сайтами и научной литературой показала, что
самыми распространёнными являются следующие способы повышения орфографической грамотности:
Эти данные являются общедоступными. Об этом нам говорят с первого класса, но хотелось найти какой- то «чудодейственный» способ, который был бы менее затратен по времени, но более эффективен по улучшению орфографической грамотности. Поэтому я обратился к опыту работающих в школе учителей начальных классов, учителей русского языка и психологов, т.к. именно эти специалисты помогают нам писать грамотно.
Я просмотрел профессиональные педагогические сайты в интернете и побеседовал с преподавателями нашей школы. Проанализировав полученные сведения, я нашёл полезные советы по улучшению орфографической грамотности, которые можно применить на практике:
В советах учителей и психологов нашей школы я нашёл много интересных приёмов.
Например, «Борьба со Змеем Горынычем». Данный способ повышения орфографической грамотности мне показался интересным тем, что повышает мотивацию при проверке написанного. Ученик должен представить, что он не просто ищет свои ошибки в написанном тексте, а уничтожает головы Змея Горыныча, и только «срубив все головы чудовища», т.е. обнаружив и исправив все ошибки, можно прийти к счастливому окончанию сказки. Понравился также такой способ повышения орфографической грамотности, как «Корректор». Частично мы его применяли на уроках русского языка, когда работали в парах и, сверяя с образцом, находили ошибки своего соседа по парте. Но изучив опыт учителей, я понял, что можно вообразить себя корректором очень важной газеты или правительственной службы и искать свои ошибки, или исправлять ошибки в тексте, который специально написан с ошибками на ту или иную орфограмму (такие тексты есть и в интернете, и у наших учителей). Ещё мне показался эффективным способ повышения грамотности, предложенный психологами, называется он «Корректурная проба». В научных разработках это огромная сложная методика установления особенностей личности, позволяющая диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. А наши школьные психологи научили меня лишь приёмам, которые помогают повысить орфографическую грамотность. Например, в написанном тексте за определённое время нужно вычеркнуть красным карандашом только буквы «а», а затем синим карандашом буквы «с» и т.д. Были очень интересные советы учителей по улучшению грамотности, при которых нужно подключать различные виды разбора: фонетический, морфемный. Но. По моему мнению, они не подходят для всех учащихся, т.к. «средний» ученик, а именно он нуждается в рекомендациях по повышению грамотности, не всегда владеет различными видами разбора слов.
Изучив все приёмы и методы, я пришёл к выводу, что абсолютно неизвестных приёмов повышения орфографической грамотности нет: обо всех способах я слышал от учителей, но не уделял им должного внимания, потому что не было особой заинтересованности. А занимаясь исследовательской работой, я внимательно изучил все советы, большинство из них применил на практике и выбрал, по моему мнению, самые эффективные для себя:
Применяя данные способы улучшения орфографической грамотности, я добился положительных результатов: в четвёртой четверти я написал два сочинения, получив за грамотность оценку «хорошо» и диктант на «отлично». Я понимаю, что пока это небольшое достижение. Но оно позволяет мне продолжить применение данных способов повышения грамотности. А главное я могу аргументированно давать советы одноклассникам. Исходя из данных умозаключений, я составил «Памятку» для своих одноклассников, которую нужно поставить на свой рабочий стол и читать ежедневно, а ещё провёл «Мастер-класс», на котором поделился своим опытом по улучшению орфографической грамотности. Мастер-класс проводился сразу после написания очередного диктанта, и я предложил ребятам в течение месяца применять мои рекомендации, а на следующем диктанте сопоставить результаты. Таким образом, эксперимент по повышению грамотности продолжается.
Подводя итог практической части своего исследования, я могу сделать следующие выводы: я не нашёл совершенно неизвестных мне и моим одноклассникам эффективные способов повышения орфографической грамотности, но выполняя исследование, стал активно применять уже известные способы на практике, делать стал это систематически, и поэтому самая главная цель: повышение своей грамотности - была достигнута. Результаты позволили мне поделиться своим положительным опытом с одноклассниками.
Заключение
В результате выполненной работы получены следующие результаты:
Проделанную работу считаю эффективной, т.к. улучшилась собственная орфографическая грамотность, удалось замотивировать на повышение грамотности своих одноклассников, поделиться с ними опытом.
В планах на следующий год дальнейшее повышение собственной грамотности, мониторинг результатов повышения грамотности своих одноклассников, расширение своих единомышленников. Планирую выступить со своей научной работой, поделиться опытом и с учениками других классов, а может быть, и взрослой аудиторией.
Список литературы
Приложение
Таблица1. Уровень грамотности до применения результатов исследования
Дата | Вид работы | Оценка |
18.09 | диктант | «3» |
21.09 | изложение | «4/3» |
7.10 | диктант с грамматическим заданием | «3/4» |
23.11 | изложение | «4/3» |
26.11 | диктант с грамматическим заданием | «3/4» |
20.01 | сочинение | «4/3» |
25.02 | диктант | «3» |
Таблица2. Уровень грамотности после применения результатов исследования
Дата | Вид работы | Оценка |
15.04 | диктант | «5» |
12.04 | сочинение | «4/4» |
14.04 | сочинение | «4/4» |
Рисуем крокусы акварелью
Сочинение
Голубая лягушка
Кто самый сильный?
Большое - маленькое