Начали изучать историю нашей школы. Сохранение того ценного, что было наработано поколениями учителей и учащихся, тех традиций, которые являлись для всех нас главным ориентиром в процессе обучения. Сведения об учителях-ветеранах педагогического труда нашей школы Историю руководителей школы. Воспоминания о школе, учителях, традициях.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_mou_sosh_9.doc | 573.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9
Курского муниципального района Ставропольского края
Движение-Отечество
История образования
Тема: История моей школы.
Автор: Колоскова Елизавета, 16 лет,
учащаяся 10 класса МОУ СОШ №9
Курского муниципального района
Ставропольского края.
Адрес: 357875 Ставропольский край,
п.Рощино, ул.Спортивная , 1.
Руководитель: Читалова Татьяна Николаевна, учитель биологии
МОУ СОШ №9 Курского Муниципального района
Ставропольского края.
Тел: 89097667361
п. Рощино 2014г
Содержание
5.Заключение………………………………………………………….…… стр.13-14
6.Список используемой литературы…………………………....................стр.14
1.Введение.
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч несчастных,
И сколько бы не миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
«В суете современного мира мы живем молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, кто мы есть и кто был до нас». Для того чтобы была возможность «переродиться, стать мудрее, начать дорожить своей Родиной, надо, согласиться с академиком Лихачевым, открыть в себе любовь к семье, поселку, краю, а из этого воскреснет и любовь к стране, культуре, языку. « Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении». А это простая истина : любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры и каждого из нас, и всего общества. Нам придется выполнять прощальный завет Д.С.Лихачева. Он писал: « На мой взгляд, воспитание гражданственности не возможно без привития любви к малой Родине, и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста , чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли на которой они растут и, которую они будут защищать и преумножать». Кто-то скажет, что самый великий талант – пение, кто-то – сочинительство. Это неправда, самый великий талант на земле – умение делиться знаниями с другими. Дарить их людям. И это прекрасно! Тогда получается, что самым важным человеком на земле является учитель. Я считаю, что учитель – это не просто профессия, учитель – это призвание! Учителя всегда запоминаются человеку на всю жизнь, они остаются в памяти как след от беззаботного, навсегда ушедшего детства, счастливых школьных лет.
Глава администрации Рощинского сельского совета при встрече со школьниками сказал: «Школа играет самую главную роль на селе. Без школы не может быть жизни на селе. Школа воспитывает каждого из вас, делает из человека личность. Школа – движущая сила на селе. Не будет школы, умрет село. Учитель – это второй родитель, который не только вам дает знания, но и вкладывает в вас частицу своего сердца, своей души. Он своим личным примером может и должн выступать в роли граждан села, своей «малой Родины», делать все, для того, чтобы село стало краше, чище, зеленее, оказывать помощь престарелым людям, ветеранам войны и труда, благоустраивать свое село, не быть равнодушными к людям, которые вас окружают. Воспитывать в себе доброту, терпение, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, быть всегда полезными обществу, своей Родине».
Мы все ученики бывшие, настоящие и будущие. Поэтому должны знать историю своей школы, помнить учителей. Это и определяет актуальность данной тематики - сохранить преемственность между поколениями учителей и учащихся.
Цель исследовательской работы - содействовать формированию духовно-нравственной личности учащихся, осознающей свои корни, историю жителей родного поселка. историю нашей школы.
Для реализации поставленной цели ставились и решались следующие задачи: 1. Расширить объем сведений об учителях-ветеранах педагогического труда нашей школы :
2.Развивать интерес к познанию истории школы, поселка;
3. Воспитывать чувство гордости за свою школу, свой поселок.
4.Научиться пользоваться архивными материалами (газеты, фото),овладеть навыками сбора и анализа информации.
Методы исследования:
Методы использованы разнообразные: поиск информации из различных источников - беседы с членами семьи, работа с семейными архивами, документами и фотографиями, школьный архив, переписка с детьми. В нашей исследовательской работе отражены встречи с интересными людьми, интервью с ними. Конечно, в работе главное - это встречи с людьми, беседы, то есть сбор информации,
2.История МОУ СОШ №9
История начинается так. В 1930 году был создан совхоз №8. В нем проживало 845 жителей. Была начальная школа. В 1932г была открыта семилетняя школа-интернат. Директором был Степанченко Иван Григорьевич до 1941 года. В 1941 году Иван Григорьевич ушел на фронт. В поселок больше не вернулся.
После войны были организованы школы на фермах, так как было много детей разного возраста без образования. Были начальные школы:
Из воспоминаний Ярыга Е.А «1945г.Я пошла в первый класс. Писать в то время было нечем. Брали сажу из печной трубы, заливали кипятком , эта масса и была чернилами, а привязанное к палочке перо, служило ручкой. Не было и бумаги, учениками использовалось всё, что попадалось: газеты, листовки, старые книги. Учебник был один на весь класс. Знания могли получить только в школе, о телевидении тогда и не знали, где-то было радио, но на ферме не было ни радио, ни света».
Из воспоминаний Л.М.Нурмамбетовой «Я пошла в 1 класс в 1945году, мне было 8 лет. Жили и учились в интернате. Кормили только тех, кто платил деньги. У многих их не было, их не кормили. 3,4 классы отправляли полоть лесополосы, старших 5-7 классы сажать, поливать деревья в лесополосах. После 2 класса летом все дети собирали клопа-черепашку, а после уборки собирали колоски».
Из воспоминаний Козырь В.Е « В школе-интернате было 540 учащихся, много учителей и воспитателей, эти должности могли совмещаться. Многим в разные годы пришлось работать как учителем, так и воспитателем. На эти изменения влияло появление в семье детей, после рождения ребенка мама имела отпуск не более двух месяцев. Приходилось быть воспитателем в группе продленного дня ( подготовка уроков) и на отбое (это подвижные игры после подготовки уроков, ужин, подготовка ко сну. Когда дети засыпали воспитатели уходили домой (10 часов ночи), с детьми оставалась ночная няня. Утром снова приходил воспитатель в 7 часов и будил детей. Они умывались, делали зарядку, завтракали и шли к учителю на уроки. По пятницам детей водили в баню. Все кто жил в интернате получал одежду, обувь, школьные принадлежности от самых простых вещей до выпускных нарядов, которые чаще всего оставались им навсегда. Коллектив был молодой. Жили очень дружно и весело. Этому способствовала не только наша молодость и профессия. Ведь мы ещё были членами комсомольской организации. Была и партийная группа. И это не просто слова. Каждую пятницу совместно проводились политзанятия к которым надо было готовиться и потом выступать. А темы были не простые, надо было обязательно сходить в библиотеку, прочитать нужную литературу, сделать конспект и выступить перед всеми. Духовный рост требовался от каждого работающего с детьми». В сентябре 1956 года семилетняя школа совхоза № 8 была реорганизована в Рощинскую среднюю школу. В школе учились дети 20 национальностей.
Хочется вспомнить тех, чей скромный труд цены не знает. Мы решили восстановить сведения о директорах нашей школы с 1932 года.
1932- 1941 г Степанченко Иван Григорьевич
1945-1950г Казакеевич Александр Иванович
1950-1958г Колесников Петр Харламович
1958-1959г Могилевский Ваис Талхатович
1959-1960г Ковалев Николай Иванович
1960-1962г Юхненко Александра Васильевна
1963-1966г Заровный Валентин Федорович
1966-1971г Юхненко Александра Васильевна
1971-1976г Соломенцев Виктор Алексеевич
1976-1977г Франчук Вера Герасимовна
1977- 1979г Хожаев Николай Сергеевич
1979- 1984г Дворников Евгений Дмитриевич
1984- 1988г Москаленко Виктор Николаевич
1988- 1990г Подлужный Сергей Александрович
1991.-1992г Балакина Тамара Михайловна
1992- 1993г Галкин Константин Андреевич
1993- 1995г Козырь Валентина Егоровна
1995-1999г Кудря Сергей Николаевич
1999- 2014г Абдулкадырова Сапиет Телекбаевна
За 57 лет своего существования школа оставила яркий след в истории поселка, а также в умах и сердцах многих поколений учащихся, которым дала путёвку в жизнь.Наша школа на протяжении всех лет была инициатором многих смелых начинаний и творческих дел, являясь по праву одной из лучших в районе. Нам, учителям и учащимся, есть чем гордиться и о чём помнить, поэтому наш проект призван стать открытой страницей в истории школы. Поскольку время неумолимо движется вперёд, проходит год за годом, безвозвратно исчезают, к сожалению, многие ценные материалы, повествующие об истории школы. Забываются хорошие традиции, которыми славился и гордился наш коллектив. Забываем сказать слова благодарности нашим учителям. Этот проект посвящается учителям , для которых основным местом работы явилась наша Рощинская школа, и их воспитанникам, которые были, есть и будут смыслом их жизни. Большое человеческое спасибо, вам наши мудрые и чуткие, терпеливые и добрые, умные и заботливые, требовательные и отзывчивые учителя!
4.Ветераны педагогического труда:
Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что, если останемся жить на земле
Высшим достоинством человечества Станут когда-нибудь учителя.
Назаренко Валентина Сергеевна.
Школа - сладкая каторга наша,
Из нее никогда не уйдем!
Почему прекрасна земля ?
Потому что есть учителя!
Вся жизнь в школе…. Более 30 лет проработала в начальной школе Назаренко Валентина Сергеевна. 32 и года интересного и нелегкого педагогического труда. За плечами Валентины Сергеевны 7 выпусков, около 250 мальчишкам девчонкам она дала первые азы: научила писать, читать и любить жизнь. За многолетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран т руда», имеет знак «Победитель социалистического соревнования». К ней и сейчас заходят выпускники, коллеги и она охотно делится своим богатым жизненным опытом и согревает всех теплом своей души.
Ваш скромный труд цены не знает, Что светом знаний озаряет
Ни с чем он не сравним! Живую всю планету!
И все с любовью величают Мы в вас берем свое начало,
Вас именем простым - Вы - нашей жизни цвет,-
Учитель. Кто ж его не знает, И пусть года, как свечи, тают,- Простое имя это, Нам не забыть вас, нет!
Лоза Анастасия Степановна «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
…13 августа 1948 год….Мы с однокурсницей Валей Патровой из Ленинграда (пережили блокаду), после окончания Тульского училища по направлению приехали в совхоз №8 Каясулинского района. Школа находилась в здании нынешнего детсада. Полы были земляные, мазанные глиной. Топили соломой, кураем, но в школе всегда были чистота и порядок. Сами мы жили в комнате бывшей почты .В первый год мне дали 4 класс, где было много детей переростков. Это были дети военного времени, они очень хотели учиться. В классах было до 40человек…(из воспоминаний Лоза Анастасии Степановны) . 32 года Анастасия Степановна проработала в нашей школе. За многолетний труд она награждена тремя медалями, она отличник просвещения.
Вы повели нас по дороге знаний. Вы научили нас писать красиво,
Отдав нам много силы и ума. Решать задачи и себя вести,
А сколько приложили вы стараний, Всегда спокойно, чутко, терпеливо
Чтоб мы учились хорошо всегда! И к каждому подход сумели вы найти.
Кириченко (Лавренова) Татьяна Лаврентьевна.
Жизнь велит: вам– учить, намучиться
Опыт ваш- это и клад.
Все, что взяли от вас пригодится
И весомее станет стократ.
Учитель учителей.
С 1951 года Кириченко (Лавренова) Татьяна Лаврентьевна работала завучем Рощинской сначала восьмилетней, а с 1956 года средней школы- интерната. Она была направлена в поселок после окончания Тульского учительского института. Коллектив учителей и учащихся встретили молодую учительницу истории с уважением. Работалось легко и радостно. Ей нравились люди и сам поселок- ухоженный, чистый, зеленый и красивый. Коллегами- единомышленниками Татьяны Лаврентьевны, были Назаренко В.С, Колесниченко В.С, Колоскова Г.И, Лоза А.С, Алилова Ф.Н.Награждена медалью «Ветеран труда».
Мы были все учениками. И только им благодаря
С учителями мы росли. Живем на свете мы не зря
И каждый выбрать мог себе Учитель, годы пробегут,
Средь педагогов – по душе! Но память напрочь не сотрут.
И образ нес через года, Вы мой навечно идеал,
Не забывая никогда. По вам всю жизнь свой путь сверял.
С годами, старше становясь, Я в День учителя спешу
Я чувствовал все глубже связь. Одним из первых поутру
Понять не сразу нам дано: Вам принести букет цветов,
Что в нас посеяли – взошло, Который скажет больше слов.
Колесниченко (Крышкина) Валентина Степановна.
Мы говорим спасибо ей большое
За то, что нас по жизни повела.
За то, что нас любила всей душою,
За то, что знанья первые дала.
В 1932 году семья Колесниченко (Крышкина) Валентина Степановна переехала из Ростовской области на ферму №2 совхоза №8. С1 по7 класс она обучалась в школе-интернате поселка, директором которого был Степанченко Иван Григорьевич. С 1943года, после изгнания немцев с территории Курского района, стала работать учителем и заведующей начальной школой на ферме №1 до 1969года. Затем до 1984года работала воспитателем и учителем начальных классов в Рощинской средней школе-интернате. «Самым памятным днем в моей жизни стал майский День 1945 года. К нам на ферму приехал нарочный с известием об окончании войны. У многих на фронте погибли или пропали без вести отцы, братья и мы сидели и плакали вместе- мои ученики и я, молодая учительница 22 года».
Колоскова (Белякова) Галина Иннокентьевна (1939-1996г)
Учитель! Даже через много лет Оно ещё поможет нам в пути
Зажженный вами не погаснет свет! Оно ещё поможет, и не раз,
И сердце, знаю, будет молодым Учитель мой, в делах продолжить вас!
Пока огонь священный будет с ним. Учитель! Даже через много лет
Твоя душа от всяческих невзгод Зажженный вами не погаснет свет!
Врачующее пламя сбережёт.
В 1961 году приехала учителем начальных классов Колоскова (Белякова) Галина Иннокентьевна , после окончания Иноземцевского педагогического училища в школу –интернат совхоза №8.Вышла замуж, воспитала двоих сыновей. С 1963-1967 год работала на ферме №3, а с 1967 года работала в Рощинской средней школе. Строгая, требовательная, но справедливая учительница. Постоянно работала с «Б» классами- интернатские дети.«Придут в первый класс, почти никто не говорит по русски. А как их научишь, так уже и не остановишь. Мне было с ними интересно работать…» (из воспоминаний Колосковой Г.И.)
Козырь Валентина Егоровна
После окончания Светлоградского педагогического училища, в 1968 году по распределению попала в поселок Рощино, где в те годы находился интернат №8 государственного значения. Дети были здесь не только проживающие на территории поселка Рощино, ферм и кошар, но и со всего края, у которых были проблемы в семье (не было родителей или воспитывала бабушка и т.д.)
Начала работать в школе-интернате учителем четвертого класса. В классе было 32 ученика возраст которых был от девяти до семнадцати лет, а ей самой было девятнадцать. Трудностей было много: младшим по возрасту интереснее было получать знания, а для семнадцатилетних чаще всего обучение заканчивалось с окончанием начальной школы по решению их родителей (из воспоминаний Валентины Егоровны).
После получения высшего образования работала учителем начальных классов, совмещая с уроками географии, технологии, изобразительного искусства, черчения. Была классным руководителем многих классов. Один из выпускных классов мне запомнился особо, так как я их начала обучать в первом классе и расстались мы с ними после окончания одиннадцатого. Вручала им аттестаты я будучи в те годы директором школы(из воспоминаний Валентины Егоровны). Добросовестный, требовательный учитель. Любовь к своему предмету передаёт детям. Имеет много похвальных грамот, одна из них от МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -2005год. На сегодняшний день работающий пенсионер. Ветеран педагогического труда.
Юсупова Раиса Датавовна
Мне бы хотелось рассказать вам о моем классном руководителе. Она пришла к нам в пятом классе, и в жизни нашего класса сразу всё изменилось.Умная, строгая, требовательная, умеющая приструнить расшалившихся озорников, и в то же время очень добрая, отзывчивая . Это наш учитель – Юсупова Раиса Датавовна.В школе Раиса Датавовна - самый лучший друг. Она учит нас многому: быть ответственными, дружелюбными, внимательными по отношению друг к другу, прививает хорошие манеры поведения, развивает в нас тягу к знаниям.
Мы часто просим ее рассказать о своем детстве, о том, почему она выбрала именно эту профессию, трудна ли работа учителя и.т.д. И вот, что она нам рассказала. Родилась Раиса Датавовна в республике Дагестан в селении Аксай Хасавюртовского района. В семье было шестеро детей ( она старшая в семье). Отец (как принято в дагестанских семьях ) воспитывал девочек строго. Рядом с домом находилась школа. Это было одноэтажное старое здание. Проходя мимо школы ,она часто заглядывала в окна и с завистью смотрела на детей, сидящих за партами. Однажды, когда она взобралась на карниз , и как обычно наблюдала за учениками , чьи-то мягкие руки сняли ее с окна. Она узнала в нем учителя рисования, звали его Гарун Якубович. Учитель повел ее в класс и спросил: «Ты очень хочешь учиться?» «Очень»,- ответила она. (Было ей 5 лет) «Тогда нарисуй что-нибудь», - предложил учитель. И она нарисовала большой круг и множество маленьких кружочков внутри круга. «Что это?»- спросил учитель. «Это чурек (хлеб) из кукурузной муки», - ответила она. Весь класс начал громко смеяться. Гарун Якубович сказал: «Зря смеетесь, может перед вами стоит будущий художник». « Художником ,конечно, я не стала, почему-то этот отрезок из детства не стирается из памяти»,-говорила Раиса Датавовна. Шли годы. Раиса Датавовна закончила школу. Пришло время думать о будущей профессии. Она была верна своей мечте : стать учителем. Поступила в Дагестанский педагогический институт имени Гамзата Цадасы на филологический факультет. После окончания учебы работала в городе Хасавюрте учителем русского языка и литературы.
В 1991 году приехала в Рощино погостить у родных. Поселок очень понравился ей. После городской суеты, шума в Рощино душа отдыхала. Понравился поселок, его природа, люди его: добрые ,простые, всегда готовые прийти на помощь. И она с семьей приехала в Рощино жить. «Когда я только переехала в Рощино,- вспоминает Раиса Датавовна, -совершенно незнакомые люди приносили молочные продукты, фрукты(не килограммами, а целых два ведра). Слово «продаю» здесь не звучало никогда, поэтому ,наверное, в Рощино не было рынка. Нравится поселок, вот живу уже 22 года и никуда уезжать не собираюсь. На своей родине бываю каждое лето, но почему-то тянет сюда, может потому, что здесь мои друзья, моя работа ,мой дом.»
Раиса Датавовна всегда рядом с нами. Она пытается помочь, показать, что хорошо, а что плохо, знакомит нас с жизнью, хочет видеть нас добрыми, искренне пытается нас научить жить. Не просто так она выбрала такую сложную профессию.С помощью Раисы Датавовны мы становимся увереннее в своих силах, раскрываем свои творческие способности, умнеем и взрослеем… Я думаю, что не каждый может учить детей, а Раиса Датавовна учит детей вот уже 40 лет.
Я очень ценю нашего учителя, которая с честью, достоинством и гордостью выполняет свой долг и хотела бы сказать ей огромное спасибо за мудрость и терпение! Я через всю свою жизнь пронесу благодарность за самые лучшие уроки — уроки человечности и добра.
Читалова Татьяна Николаевна.
Душою красивы и очень добры, |
Родилась в г.Ставрополе, окончила СШ№2 поступила в СГПИ естественно-географический факультет. В 1976 году по распределению попала в Рощинскую среднюю школу и работает до сих пор учителем биологии. Мудрый талантливый учитель, влюблённый в свою профессию. Она всегда замечательно работала не только с детьми, но и с их родителями. И это сотрудничество давало эффективные результаты как в обучении, так и в воспитании. Её ученики легко адаптировались и реализовали себя во взрослой жизни, стали успешными и полезными для общества людьми.
В каждом ребенке старалась она видеть личность, человека, всегда относилась к ним с добротой и любовью, а они платили тем же. Татьяна Николаевна добрый, приветливый человек. Занимается исследовательской деятельностью с учениками по экологии.
4.Заключение.
«Хранить память о других - это оставлять добрую память о себе ». История школы- своеобразная летопись нашего поселка. Мы начали изучать историю школы, поселка. Это дает возможность побудить интерес к родословной своей семьи, к истории края и к общей истории России.
Связь между сменяющимися поколениями- вещь не простая, глубинная, еще во многом непонятная, но страшно важная , она помогает создать более верные представления о далеком прошлом, порождает чувство любви к стране, в которой мы живем. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России.
В данной работе над исследованием подчёркиваем актуальность темы «История образования». Показаны истоки формирования нравственной личности гражданина, которые прослеживаются на основе воспоминаний учителей и других жителей посёлка. Доказывается, влияние жизненных позиций учителей на судьбы и характеры последующих поколений. Не случайно используется форма исследовательской работы, так как именно она позволяет провести поисковое исследование, сопоставление и анализ. Таким образом, биография не только фактом, но и источником нравственного влияния на современных школьников.
Нами разработан перспективный план поисково-исследовательской работы: одной и целей которого является создание музея посёлка Рощино.
Список использованной литературы.
Рисуем зимние домики
Снегири и коты
Злая мать и добрая тётя
Два Мороза
Весенние чудеса