Данная работа состоит из
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Поэтическая коллекция драгоценных камней" | 447.88 КБ |
Исследовательская работа | 240.5 КБ |
Слайд 1
«Поэтическая коллекция драгоценных камней».Слайд 2
Н . В. Гербель (1827-1881) своей классической хрестоматии “Русские поэты в биографиях и образцах ” “Все эти жемчужины чистой воды, Все эти крупицы—топазы, Что также как жемчуг пленяют наш взгляд И блещут порой, как алмазы, Я бережно собрал—и ныне на суд Несу их в убогой кошнице:
Слайд 3
А.А.Фет подарил радость любования камнем в поэтическом слове Зимний пейзаж “Бриллианты в свете лунном, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах ”... Они же сияют и летней лунной ночью— “Трава при луне в бриллиантах...”
Слайд 4
В моей руке—какое чудо ! Твоя рука, И на траве—два изумруда— Два светляка.”
Слайд 5
«Рыбка» “Голубоватая спина, Сама как серебро, Глаза бурмитских два зерна, Багряное перо...” Примечание: “ бурмитское зерно ”-старинное название крупного жемчуга.
Слайд 6
“ В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзание и слезы— И заря, заря!”
Слайд 7
Богатства россыпей драгоценных минералов в поэзии Державина “ Утро» “Посыпались со скал Рубины, яхонты, кристалл, И бисеры перловы (жемчуг) Зажглися на ветвях; Багряны тени, бирюзовы , Слилися с златом в облаках; И всё—сияние покрыло!”...
Слайд 9
«Прогулка в Царском селе” содержит живописную картину вечера: “ Сребром сверкают воды, Рубином облака...” “Рубином , златом испещряясь ”...
Слайд 10
Сапфиросветлыми очами… “ Очи светлые сапфирны Помрачают всех красы...”
Слайд 11
«Алмазная лихорадка» И.А. Крылова “ Навозну кучу разрывая, Петух нашел жемчужное зерно”...
Слайд 12
Басня “Любопытный” “ Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни как изумруд, другие как коралл!”
Слайд 13
«Лисица и виноград» “ А кисти сочные, как яхонты горят...”
Слайд 14
Однако—довольно цитат… Впереди еще множество неучтенных нами прекрасных поэтов, ждущих своей очереди. “Дорога будет не скучна, в которой хотя и не везде сокровища встречать нас станут ” , - вспомним мы мудрые слова великого Ломоносова, напутствуя искателя драгоценных камней в недрах поэзии. Путеводитель Анна Ахматова Марина Цветаева Борис Пастернак Осип Мандельштам Николай Гумилев Игорь Северянин Александр Блок и …
Тема исследовательской работы
«Поэтическая коллекция драгоценных камней».
Введение
Я с травинок изумруды,
Собирать в ладошку буду,
Жемчугов возьму у ночки
И рубинов у рябин!
Для жены своей и дочки
Я вплету сапфиры в строчки,
На рифмованной цепочке
Подарю аквамарин.
Доброта засеребрится,
Полетит янтарной птицей
Цель:
создать сборник «Поэтическая коллекция драгоценных камней.
Задачи:
-изучить биографию Фета, Державина, Крылова,
- собрать цитатный материал, в котором есть уподобления и сравнения самоцветов с растениями, облаками, волнами и т.п.
- проиллюстрировать поэтические цитаты и дать краткое научное описание драгоценным камням
Основная часть
Глава 1. «Жемчужины чистой воды»
Уподобление стихов драгоценным камням-самоцветам—алмазам, жемчугам часто встречается в литературе. Приведем несколько примеров.
Известный переводчик, поэт и издатель Н. В. Гербель (1827-1881) в начале своей классической хрестоматии “Русские поэты в биографиях и образцах” (1830) поместил “Посвящение”, обращенное к читателю. Заканчивается оно следующими строками:
“Все эти жемчужины чистой воды,
Все эти крупицы—топазы,
Что также как жемчуг пленяют наш взгляд
И блещут порой, как алмазы,
Я бережно собрал—и ныне на суд
Несу их в убогой кошнице:
Перейдем к многочисленным стихам прославленных русских поэтов, в которых упоминаются камни-самоцветы. Иногда они воспеваются сами по себе, но гораздо чаще ими пользуются в качестве сравнений для того, чтобы оттенить красоту природных явлений—облаков, закатных красок, зеленых полей и т. д.
Глава 2. Дарующие эстетическое наслаждение и радость любования камнем в поэтическом слове.
2.1. Афанасий Афанасьевич Фет. Биография.
(1820-1892) - поэт, прозаик, публицист, переводчик.
Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в разночинца - "иностранца Афанасия Фета", которому удалось получить русское подданство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее.
С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.
В 1840 году выходит первый сборник его стихотворений "Лирический пантеон", а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет", - пишет в 1843 году Белинский.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.
В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Фет считал, что поэзия выражает жизнь души человеческой. В поэзии Фет следует романтической традиции.
В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: "Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию".
Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, "делает много добра соседним крестьянам".
Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой - Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет - Шеншин стало привычным.
Фет - романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар "ловить неуловимое", фиксировать "эфирные оттенки чувства".
В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии - природа и любовь.
Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких стихотворениях, как "Печальная береза...", "Псовая охота", "Задрожали листы, облетая..." и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л. Толстого в первую очередь).
Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.
2.2. Самоцветы в поэтических цитатах А.А.Фета
А. А. Фет в стихотворении “На юбилей А. Н. Майкова” говорит о нем:
“...Полстолетия Русь осыпал
Драгоценных стихов жемчугами”.
Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) по богатству драгоценных камней, обильно рассыпанных в его стихах, можно считать искусным ювелиром. Начнем со стихотворения, всецело посвященного алмазу.
“Не украшать чело царицы,
Не резать твердое стекло
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь как стекло.
Нет! За прозрачность отраженья,
За непреклонность до конца
Ты призван разрушать сомненья
И с высоты сиять венца”.
Бесчисленные алмазы в виде бриллиантов предстают поэту в зимнем пейзаже.
“Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах”...
Они же сияют и летней лунной ночью—
“Трава при луне в бриллиантах...”
В следующем пленительном отрывке появляется изумруд.
“Я повторял: Когда я буду
Богат,богат,
К твоим серьгам по изумруду,
Какой наряд!
...........................................
В моей руке—какое чудо!
Твоя рука,
И на траве—два изумруда -
Два светляка».
Незабываема прелестная “Рыбка” из стихотворения с тем же названием.—
“Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза бурмитских два зерна,
Багряное перо...”
Напомним, что “бурмитское зерно” - старинное название крупного жемчуга.
Нельзя не привести и чудные строки из бессмертного стихотворения “Шёпот, робкое дыханье...”--
“В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря
И лобзание и слезы—
И заря, заря!”
2.2. Г. Р. Державин (1743-1816).
2.2.1. Биография
Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 — 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.
В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды".
В 1782 написал "Оду к Фелице", обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II — назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 — 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.
Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог "ладить" с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 — 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 — 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.
В 1790-е Державиным созданы лирические произведения "К лире", "Похвала сельской жизни". Эстетические воззрения Державина выражены в трактате "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" (1811 — 15).
В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество "Беседа любителей русского слова", в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и "заметил" юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.
Умер 8 июля (20 н.с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.
2.2.2. Самоцветы в поэтических цитатах Державина
В царствование воспеваемой им “Фелицы”--Екатерины II—особенно модными были бриллианты. Граф Орлов получил в подарок костюм, украшенный алмазами, ценой в миллион рублей. Потемкин на празднике в Таврическом дворце имел шляпу, унизанную бриллиантами, которую из-за тяжести невозможно было носить на голове. Даже играя в карты, Екатерина II любила расплачиваться вместо денег бриллиантами. “Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!”--восклицала царица в письме к своему корреспонденту Гримму.
Нет ничего удивительного в том, что алмазы и другие драгоценные камни щедро украсили строфы многих стихов певца Фелицы. Напомним великолепное начало оды “Водопад” с яркой картиной Кивача в Карелии. –
“Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами;
Жемчугу бездна и сребра,
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит!...”
Богатства россыпей драгоценных минералов в поэзии Державина по изобилии и блеску не имеет аналогов.
Не менее красочно—буквально усыпанное самоцветами, описание солнечного восхода в стихотворении “Утро”.
“Посыпались со скал
Рубины, яхонты, кристалл,
И бисеры перловы
Зажглися на ветвях;
Багряны тени, бирюзовы
Слилися с златом в облаках;
И всё—сияние покрыло!”...
“Прогулка в Царском селе” содержит живописную картину вечера:
“Сребром сверкают воды,
Рубином облака...”
Облако изменяет свою окраску.
“Рубином, златом испещряясь”...(Облако).
Сапфиры привлекаются поэтом для описания глаз (очей) воспеваемых им героинь.
“Сапфиросветлыми очами,
Как в гневе, иль в жару блеснув,
Богиня на меня воззрела”...
(Видение Мурзы).
“Очи светлые сапфирны
Помрачают всех красы...”
Рисунок 15
2.3.Алмазная лихорадка” баснописца Крылова
2.3.1. Биография И. А. Крылова (1768-1844)
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости».
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. Петербург открывал перед Крыловым возможность заниматься литературным трудом.
В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи. В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
2.3.2. Самоцветы в поэтических строчках Крылова.
Крылов подарил нам две басни, в которых фигурирует алмаз.
“Потерянный Алмаз валялся на пути;
Случилось наконец купцу его найти.
Рисунок 17
Он от купца царю представлен,
Им куплен, в золоте оправлен
И украшением стал царского венца”.
Рисунок 18
Завидовавший алмазу Булыжник нашел себе достойное место на мостовой.
(«Булыжник и Алмаз»)
Другой такой же потерянный Алмаз выслушивает презрительные насмешки и высокомерную похвальбу разбушевавшегося Пожара.—
“Хоть против твоего мой блеск и беден”,
Алмаз ответствует: но я безвреден.
Не укорит меня никто ничьей бедой,
И луч досаден мой
Лишь зависти одной...”
Пожар был потушен.—
“Алмаз же вскоре отыскался
И лучшею красой стал царскому венцу”.
Не обошла стороной «алмазная лихорадка» и баснописца Крылова Ивана Андреевича. Лукавый дедушка не ограничивался алмазами. В его баснях встречаются и другие самоцветы.
К нашей теме относится и еще одна всем памятная с детства крыловская басня «Жемчужное зерно».
“Навозну кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно”...
Вспомним басню “Любопытный”.
“Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки.
Одни как изумруд, другие как коралл!”
Виноград уподоблялся яхонту.
“А кисти сочные, как яхонты горят...”
Заключение
Однако, довольно цитат. Впереди еще множество неучтенных нами прекрасных поэтов, ждущих своей очереди. Итак, за дело!
“ Дорога будет не скучна, в которой хотя и не везде сокровища встречать нас станут”, - вспомним мы мудрые слова великого Ломоносова, напутствуя искателя драгоценных камней в недрах поэзии. В качестве вспомогательного “путеводителя” приведем список имен поэтов, которые могут пополнить поэтическую коллекцию драгоценных камней.
В заключение зададимся вопросом: какую пользу принесет любителю минералов собранная здесь коллекция стихотворных цитат?--ответ напрашивается сам собой. Мы напомнили читателю о многих славных поэтах и взглянули их глазами на любимые наши камни. Найденные ими уподобления и сравнения самоцветов с растениями, облаками, волнами наталкивают на раздумья о причинах такого сходства и на поиски их разгадок. Кроме того, думается, что приведенные поэтические отрывки не могут не вызвать сами по себе эстетического наслаждения и радостного любования.
Ёжикина Радость
Сочные помидорки
Мост из бумаги для Киры и Вики
Кто самый сильный?
Пчёлки на разведках