Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 53.64 КБ |
Историческое краеведение
Тема: «Храм Космы и Дамиана»
Выполнила: Кошкина Екатерина Михайловна,
ученица 9 класса
ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
м.р.Клявлинский
Научный Руководитель: Кошкина Наталья Сергеевна,
учитель истории и обществознания
2016
Содержание
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Глава I. История села и храма………………………………………..6
3. Глава II. Разрушение и восстановление храма …………………….9
4.Глава III. Роль церкви в жизни жителей села……………………….12
5.Заключение……………………………………………………………..15
6.Список литературы……………………………………………………17
Благочестивые наши предки не могли
жить без храма - он был так же
необходим для души народа, как
дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.
Введение
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Но прошло время и в советский период изменилось отношение к церкви. Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Люди вновь обращаются к вере. И в настоящее время мы имеем два вида верующих. Традиционные верующие и верующие нового склада, принимающие лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т.е. рассматривающие религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей. Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада. Духовная музыка, поэзия. Храмовое зодчество-честь нашей культуры. И, наверное, поэтому не удалось искоренить религиозность в сознании людей. История России и история Русской Православной церкви - это нераздельное целое. Церковь помогла народу выстоять под гнетом монголо-татар, вдохновляла воинов на защиту от западных рыцарей-крестоносцев. Можно привести еще много примеров, доказывающих единство русского государства с русской церковью. Эта связь очевидна и не требует никаких доказательств.
Тема исследовательской работы – «Храм Космы и Дамиана».
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках истории и МХК учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Борискино - Игар и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При написании работы нами были использованы следующие материалы: летопись села Борискино -Игар, воспоминания старожилов села, «Очерки по истории русской церкви» В.А.Карташова, книга «Русская культура с древнейших времен до наших дней». М.: Белый город, 2004г.
Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.
В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю Церкви Космы и Дамиана села Борискино - Игар Клявлинского района. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, что-то узнали у служителя храма отца Михаила, очень помогла дополнительная литература. В работе приводятся выдержки непосредственно из архивных документов. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Церкви и рассказать о ее буднях.
Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет: церковь Космы и Дамиана села Борискино-Игар.
Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в селе Борискино – Игар
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Клявлинская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.
Глава I. История села и храма
Храм – «корабль» - кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм-корабль, на котором можно пуститься в плаванье, полного опасностей и соблазнов житейскому миру[1]. Именно такая форма церквей получила на Руси широкое распространение. Девятнадцатый век стал «золотым веком» храмового строительства. Основная причина: общий подъем русской культуры. Храм в селе Борискино-Игар построен во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Здание было деревянное, сооружен он в 1899 году с благословения Епископа Гурия. Храм находится в центре села. На месте возвышенном, видном. Прежде в приходе церквей не было. А существовавшая возникла следующим образом. Сначала построили школу, и священники изредка стали служить в ней всенощную. Служба на родном языке инородца очень понравилась, и они, по мысли, внушенной им священником, стали хлопотать о постройке церкви. Получив разрешение, прихожане пристроили к школьному зданию алтарь и колокольню в 2 яруса, обшили стены тесом, выкрасили и, таким образом создали в селе церковь. Постройка храма продолжалась 2 года, и на него потрачено 6000 тысяч рублей.
«Одноглавые церкви строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения. Иногда к ним пристраивались колокольни или пределы и два купола. Тогда они символизировали два естества Господа Иисуса Христа – Божественное и человеческое»[2]. Одноглавой считается и наша церковь.
Освящен храм 4 октября 1898 года местным благочинным протоиереем Иоанном Михайловичем отцом Боголюбовым при участии приходского священника отца Дмитриева. В 1898 году храм посвятил преосвященный Гурий, епископ Самарский и Ставропольский. Храм имеет форму продолговатого 4-х угольника с выпуклою переднею частью, наподобие корабля. На колокольне 5 колоколов, самый большой из них весит 38 пудов 28 фунтов, маленький 25 пудов 0,5 фунтов, все вместе 65 пудов 11 фунтов.
Село Борискино-Игар основалось в 1703 году, как и Санкт-Петербург. Основатели села Борискино - Игар - чуваши. Выходцы из Симбирской губернии. По словам наших предков, они пришли сюда лет 300 тому назад и поселились в селе Борискино Бугульминского уезда. Вместе с чувашами переселились тогда же и много мордовского населения. Лет 100 спустя после переселения селение Борискино так разрослось. Что на старом месте стало тесно жить, и чуваши стали выбирать для себя подходящие поля под пашни и покосы в ближайшей округе. Когда нужное место было найдено. Они отделились от мордвы и выселились на данное место. Основываясь по обеим сторонам речки Игарки. Возникшая таким образом деревушка стала называться Борискино-Игар[3].
В одном из источников отмечается, что первоначальное здание церкви было деревянное. Утварью снабжено достаточно. По штату положено: священник, диакон, псаломщик всех по одному человеку. Жалования не положено. При церкви имеются земли: усадебный вместе с погостами церковными - 2 десятины квадратных сажень, пахотной - 23 десятины квадратных сажень, сенокосный - 10 десятин квадратных сажень. Качество церковной земли удобная. Средний доход ею приносимый: 200 рублей в год.
Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные. Построены тщанием прихожан в 1899 году и составляют собственность церкви.
Церкви принадлежат: дом для просвирни, сторожка – все постройки деревянные. Состояние домов хорошее. Расстояние сея церкви от губернского города находится в 180 верстах. От местного благочинного в селе Смольном в 30 верстах. От города Бугуруслана в 80 верстах от почтовой станции в 18 верстах. Почтовый адрес церкви: село Борисикно-Игар, Степно-Дурасовская волость, почтово-телеграфное отделение «Исаклы», Самарской губернии, в 18 верстах, ближайшие сея к церкви:
1. Николаевская - в селе Старый Байтермиш, в 5 верстах
2.Александра-Свирского - в селе Степное Дурасово в 8 верстах
3. Дмитриевская - в селе Клявлино в 17 верстах
4. Спасо-Нерукотворного образа - в селе Исаклы в 18 верстах.
Приписанных к ней других церквей и часовен нет. Домовых, кладбищенских и молитвенных домов нет.
Опись церковному имуществу заведена с 1902 года, хранится в целости, проверено в 1912 году. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной скреплены шнуром и печатью Духовной Консистории, установленные по доходам даны на 1911-1913 года, ведутся и хранятся в целости. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1879 года, исповедальные росписи находятся в целости с 1900 года. В церковной библиотеке находятся 24 тома книг, предназначенных для чтения. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты с печатью церковною. В кредитных учреждениях неподвижной суммы не имеется.
По данным в приходе было 3 населенных пункта. Всего в них проживало 771 мужчин и 738 женщин, по национальности православные чуваши и русские.
В приходе церкви были 2 школы:
1. Борискино-Игарская церковно-приходская школа открыта в 1895 году
2. Борисикно-Игарская земская школа открыта в 1909 году. Церковная школа помещается в собственном доме, на содержание отпускается от церковно-приходского попечительства 75 рублей. В 1909 году в ней обучается 17 мальчиков и 28 девочек[4].
С 1 сентября 1901 года заведующим и законоучителем Борискино-Игарской церковно-приходской школы состоял священник Андрей Григорьевич Сенчуков. Он окончил курс Симбирской чувашской учительской школы. Архивные данные не совпадают с рассказами живых свидетелей: в 1931 году комсомольцы подожгли старый храм, в чем обвинили священнослужителей протоиерея Андрея и Диакона Корнилия (они были репрессированы). Других данных о них не сохранилось.
Глава 2. Разрушение и восстановление Храма
В России все сначала не впервые начинать -
Истреблялась, исчезала. А потом. Глядишь, опять,
Из-под пепла. Из-под праха, где чернела пустота.
После крови, после страха вырастала красота.
Н. А. Мельников.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы, от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. Однако первое время после принятия закона, приблизительно до 1920 года, антицерковные действия носили больше спонтанный характер. Новый закон Советской власти был воспринят основной массой населения страны отрицательно. После окончания гражданской войны страну постигло страшное бедствие: начался голод и вымирание людей. 10(23) февраля 1920 года ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.[5] В результате массированной атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия практически стали утрачивать свое значение. Им было безразлично, действует ли в селе церковь или ее уже используют под склад или клуб. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Борискино-Игарский храм постигла участь многих русских храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение.
В 1931 году церковь в селе Борискино-Игар закрыли, священнослужители репрессированы. Десять лет ее использовали как зернохранилище. Колокола были сняты и переплавлены. Иконы рубили и сжигали, но некоторые иконы старожилы села сохранили у себя. В 1942 году в церкви на отдыхе стояла воинская часть. С ее уходом здание закрыли, т.к. требовался большой ремонт, а денег не было. Детям пришлось учиться в старых зданиях. И только в 1947-48 учебном году нашли кое-какие средства для ремонта и с 1 сентября начались занятия в здании бывшей церкви.
Около 70 лет здание храма было немым свидетельством человеческого безумства. И лишь старенькие бабушки украдкой стояли у стен полуразрушенного храма и о чем-то молились,… Церковь не действовала 67 лет.
Одним из главных церковных праздников для нашего села - престольный праздник. Его отмечают 14 ноября, в день святых Космы и Дамиана. Престольный праздник - это память святого или того события, которому посвящен сам храм. То есть, если храм (его престол) освящен в честь святого, то в тот день, когда по церковному календарю припадает святой, служится торжественное богослужение. Так заведено, что в Борискино-Игар к этому празднику хозяйки очень тщательно готовятся. Наверное, поэтому все годы наше село хранила и оберегала Икона Космы и Дамиана.
Из бесед с отцом Михаилом мы узнали, что вновь приход зарегистрирован 21 декабря 1998 года. Восстановительные работы начались в 1999 году силами православных пенсионеров. Обломки разрушенных стен, сводов, огромное количество грязи и мусора убирали совсем немощные старушки, надеясь только на помощь Божию. Духовным наставником в приход был определен отец Михаил. Возобновление богослужений состоялось в январе 2002 года.
15 мая 2004 года был найден крест и табличка в закладном камне на горном месте, уничтоженного богоборцами алтаря. 19 мая 2005 года крест и новая табличка были заложены на свое место, после чего был возведен новый алтарь. 30 июня 2007 года был поднят и установлены новый купол и крест на храме.
Новые страницы истории Борискино-Игарского храма для нас открываются в сохранившихся фотографиях. Смотрим фотографии начала 90 годов уже ушедшего ХХ века. На душе немного грустно и горестно. Разрушенный храм…. На что же похож покинутый людьми Божий дом? Наверное, на потухший домашний очаг. Холодно, неуютно людям в селе. Где стоит порушенный их родителями храм, но к людям постепенно возвращается память. Что это? Стук нашего сердца или слезные молитвы Ангела, хранящего святое место? И храм начинает оживать, возрождаться из руин людской злобы постепенно, не сразу. Вначале предстояла длительная работа по расчистке храма от мусора и нечистот. Старожилы, которые очень хотели восстановить храм, взялись с Божьей помощью выполнить нелегкую задачу, им помогал Господь, Пресвятая богородица. Бабушки напевали полузабытые слова молитв, церковных песнопений. Оживал храм. Веселели лица у проходящих мимо по дороге людей, оттаивали их сердца. Нет, не устоит село без дома божьего, без радости службы и людских благодарных слов Богу.
Возобновились службы. На смену приезжавшим по очереди из города батюшкам появился свой священник. Службы стали постоянными. Робко, неуверенно вначале. Затем более радостно стали заглядывать в храм дети. Была выстроена Воскресная школа. Появились детские рисунки, поделки, зазвучали на службах детские голоса. В Крещение Господне бабушки и дети раздавали святую воду. Какая вкусная это вода!
А Пасха! Храм наполнен светом, все блестит. Уборка уже позади. И что-то особенно вкусное наполняет воздух храма! Да это же запах куличей! С радостью и великой любовью все говорят: «Христос Воскресе!» А после этого праздника - лето, время работы на свежем воздухе среди красивых цветов. Но сначала их надо посадить, чтобы они наполняли воздух своим ароматом. Люди идут по дороге к храму любуются и вдыхают аромат цветов. Это труд тех, для кого храм стал родным и желанным. Господи, Благослови!
Глава 3. Роль церкви в жизни жителей села
Ни хлебом единым мы сыты,
Но если в душе пустота.
То будем мы также забыты-
Не будет над нами креста!
Б. Ковтун
Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители прихода со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть - официально фиксировались ею). Священник знал изнанку любой семьи и был силой примиряющей. Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. К священникам отношение было в основном вполне доброжелательное. В любой крестьянской избе был святой угол с образами. Иконы были будничные и праздничные. Последние выставлялись только в большие праздники. Вера переходила из поколения к поколения от родителей к детям.
Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается подрастающего поколения. Важно знать духовный смысл праздника Космы и Дамиана, во имя которого освящена наша церковь, тогда будет проще оценить роль церкви в жизни не только жителей села, но и всего православного люда. «Косма Дамиане» –это православный праздник христиан.
В горе и в радости приходят люди в церковь. К сожалению, чаще всего в горе. Просят у Христа защиты и помощи. Для Бога каждый одинаков и всем просящим он поможет.
Вот что говорят прихожане Борискино-Игарской церкви Космы и Дамиана. Тимофеева Г.В.: «Для меня в церкви наступает благоденствие, я успокаиваюсь, и все проблемы становятся совсем не страшными и решаются потом очень легко». Николаева О.Ф. «Сам чистый воздух церкви лечит все мои немощи. Святой Дух, присутствующий там, помогает преодолеть все трудности». Алтарник церкви Филимонов С.: «Посещение церкви, вера человека не просто дань моде, а таинство, помогающее людям жить и испытывать радость даже от малого».
Храм выполняет просветительскую роль. Знакомит с православной культурой и ее традициями, направляет личность осуществлять в рамках нравственных ценностей. А это так необходимо в нашем современном мире.
Работа по данной теме помогла, прежде всего, мне самой посмотреть на мир другими глазами, заглянуть внутрь себя, многое понять и переосмыслить.
Выступая в аудитории, знакомя их с житием святых и рассказывая о храме села Борискино-Игар, я видела в глазах слушателей интерес и желание измениться, стать лучше.
Ведь самое главное - не впускать зло и раздражение в наши души. Пусть по жизни ведут нас христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь.
Нарушая заповеди Христовы, мы грешим. А грешить можно словом, делом, помыслом.
Существует семь смертных грехов: гордыня, жадность и лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство, уныние.
Гордыня побеждается смирением и кротостью; лихоимство и жадность - щедростью; зависть - бескорыстием и любовью; чревоугодье - воздержанием и трезвостью; гнев и злопамятство – миролюбием, терпением и прощанием; уныние - оптимизмом и трудолюбием.
Именно православие учит нас жить в мире с природой, следуя заповедям совести и разума, заботясь о ближнем, творя добро и борясь со злом, главным образом, подавляя зло в себе.
Возрождение храмов поможет в преодолении оторванности молодого поколения от исторических судеб России, от ее духовного наследия.
Хочется продолжить библейскую фразу «Красота спасет Мир, ибо Красота есть Бог».
Да, Красота, Вера и Любовь спасут Мир. Но для этого нужен постоянный духовный труд, не слова, а поступки. Тогда Россия не только возродится, но и станет процветающей.
Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая помогла устанавливать мне обратную связь со слушателями и служить материалом для доказательства выдвинутой гипотезы.
В анкетировании принимало 75 человек. В результате проведенного анкетирования наибольшее количество - 92% - опрашиваемых ответили, что веруют в бога. Из них 63%-крещенные, но в основном у всех Таинство крещения совершалось в младенческом возрасте. Из 75 учеников, принимавших участие в опросе, 70% - посещают храм. Как правило, посещение происходит по церковным праздникам, например, Рождество, Крещение, Пасха. Только 12% опрошенных приходили на исповедь и знакомы со Святым Таинством причащения, но более 50% желали бы исповедоваться и причаститься.
Большинство утверждают. Что в трудную минуту обращаются за помощью к Богу. Произнося: «Господи помоги!»
К сожалению лишь немногие считают, что пьющие, курящие, сквернословящие, употребляющие наркотики - это люди слабые, духовно неразвитые личности.
80% считают правильным восстановление храмов и возрождение православия в современном мире, так как общение с церковью духовно развивает человека, побуждает любить ближнего, как самого себя; не совершать плохих поступков и нести в мир только доброе и светлое.
После посещения церкви у всех появилось чувство легкости, чистоты, блаженства.
Из проведенного опроса стало ясно. Что большинство жителей села знают название церкви и очень отраден тот факт, что подавляющая часть населения считает храм источником Мудрости и Веры.
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод. Что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.
Практическая значимость исследования заключается в том. Что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных занятий по курсу «истоки», в музеях школ, на классных часах. А также при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то свое в развитие общества. Страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановит утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри…. Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за два долгих тысячелетий. Но все это приходило и уходило, а церковь христова стояла и стоит. Значит - и дальше будет стоять. А вместе с ней будет стоять и наша Россия. И мы будем иметь надежную точку опоры. Станем жизнеспособны в любых обстоятельствах, конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России, ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое. Мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторять таких ошибок в будущем.
В своей работе мне хотелось рассказать об архитектурном и духовном памятнике села Борискино - Игар храма Космы и Дамиана.
Работа написана под руководством учителя истории и обществознания. Руководитель работы дает рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное межличностное общение на этапе сбора информации. Особенность сельской местности заключается в том, что мы знаем людей, с которыми будем общаться. А среди них есть неординарные личности. Чья информация нам очень нужна и важна. Работая совместно, мы поняли, чтобы получить нужную информацию быстро нельзя. И поэтому, собираясь к кому-то на встречу, знаем, что это может занять 2-3 часа. Что если задали вопрос напрямую и не получили ответа, то это нестрашно: следует переформулировать вопрос, и тогда нужная информация будет получена.
Люди охотно нам помогали, шли на контакт, с кем-то общались самостоятельно, где-то требовалась помощь. В архиве мы работали вместе с учителем и отцом Михаилом, нашли то, что нам нужно. Так что этой работой «загорелись» все мы. Конечно, в ней еще много «белых пятен», и мы это понимаем. Архивные документы нам очень помогли, но полную картину деятельности церкви по ним представить сложно. Свою будущую профессию я хочу связать с историей. И у меня еще будет время довести эту работу до конца.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю создания села и храма, уважение к памятникам старины. Бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека, она позволяет молодому поколению ощущать себя наследником прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отчет - процесс культурного воспоминания.
Николай Мельников
***
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Список литературы
1. Абросимова М.Л. Святые и праведные православия. М.,2005.-125 с.
2. Аксенова Р.Т. Вера в духовной жизни человечества. – М.: «Церковь», 1995.-228 с.
3. Из архива города Самары (Ведомости о церкви)
4. Карташов В.А. Очерки по истории русской церкви. – М.,1992.-133, 565 с.
5. Рукопись города Чебоксары фонд профессора Казанского университета Н.В.Никольского «История и этнография». С.357-390.
6. Русская культура с древнейших времен до наших дней. М.,2004.-346 с.
Интернет-ресурсы
http://www/bibliotekar/ru/r.
[1] Русская культура с древнейших времен до нашей эры. с. 56
[2] Русская культура с древнейших времен до нашей эры.с.114
[3] Чувашский научно-исследовательский институт, отдел ед.хранения 207. С.п.353-391.
[4] Из архива города Самары (Ведомости о церкви)
[5] Карташов В.А. «Очерки по истории русской церкви», с.113
Весенние чудеса
Голубая лягушка
Волшебные звуки ноктюрна
Швейня
Как нарисовать небо акварелью