Автор работы поставил перед собой цель: изучить страхи, его признаки и способы устранения. Для этого решались следующе задачи:
· изучение литературы по теме исследования;
· освоение методики выявления страхов;
· исследование страхов учащихся начальных классов;
· сравнение количества страхов учащихся с возрастными нормами.
Предметом исследования являлись страхи и фобии. Объектом исследования – учащиеся начальных классов (1 – 4 класс). Применялись следующие методы исследования: анализ литературы, тестирование, сравнение, анализ и обработка полученных результатов тестирования. Было предположено, что количество страхов и особенности проявления страхов у учащихся начальных классов соответствует норме.
При изучении литературы по теме исследования были выявлены причины появления страха, отличия между страхами и фобиями, различные виды фобий, признаки проявления страха и способы его устранения.
Было проведено психологическое исследование страхов младших школьников с помощью методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова, которое помогло выявить распространенные страхи и среднее количество страхов у учащихся, соотнести результаты с возрастными нормами.
Данная работа позволила увидеть существующие проблемы у учащихся начальных классов. Необходимость получения результатов данного исследования родителями и учителями для снижения внутреннего напряжения детей, испытывающих различные страхи.
Гипотеза исследования подтвердилась частично.
В будущем планируется продолжить работу над данной темой: изучить влияние страхов на обучение младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zaharov2.docx | 86.77 КБ |
proekt_11_prosmotr_1.pdf | 1.15 МБ |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ПСИХОЛОГИИ
«Страхи и фобии»
Разработчик: Руководитель: | Захаров Максим Учащийся 6 класса «В» Кудрявцева Евгения Александровна Педагог-психолог |
МОСКВА, 2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..3
ЧАСТЬ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СТРАХ И ФОБИЯ………………….4
ЧАСТЬ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………………………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………9
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….10
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………..……………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Мир страхов человека весьма разнообразен и удивителен. Чего только не боятся люди: тараканов, лягушек, опоздать на работу, сломать ногу, попасть в авиакатастрофу, конца света. Когда человек испытывает страх, меняется его поведение, он становится неуверенным в себе, его может даже «парализовать». Мы все чего-то боимся. Бытует даже мода на разговоры о страхах: о войне или эпидемии гриппа. Мы говорим об этом везде: дома, в транспорте, на учебе или работе. Страх - мотив большинства людей. Если узнать у любого человека утром в будний день, почему он так рано поднялся - почти каждый скажет «чтобы не опоздать на учебу или работу». И не для того, чтобы «что-то сделать», а попросту чтобы «что-то не случилось». Вдруг рассердишь учителя или босса, а тот неодобрительно посмотрит, накричит, вызовет родителей в школу или начальник, не дай бог уволит. Страшно.
Цель исследования: изучить страхи, его признаки и способы устранения.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- освоить методику выявления страхов;
- исследовать страхи учащихся начальных классов;
- сравнить количество страхов учащихся с возрастными нормами.
Гипотеза: количество страхов и особенности проявления страхов у учащихся начальных классов соответствует возрастным нормам.
Предмет исследования: страхи и фобии.
Объект исследования: учащиеся начальных классов (1-4 классы).
Методы исследования: изучение соответствующей литературы, проведение тестирования, сравнение, анализ и обработка полученных результатов тестирования.
Методика исследования:
- Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (авторы: А.И. Захаров, М. Панфилова).
ЧАСТЬ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СТРАХ И ФОБИЯ
Страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [1;6]. Страх выполняет разные функции в жизни человека. На протяжении всего этапа развития человеческого рода страх являлся организатором борьбы людей со стихией. Страх помогает избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Потому страх рассматривается как естественное сопровождение человеческого развития.
Эмоция страха, как и многие другие эмоции, может фиксироваться в памяти. Лучше и прочнее запоминаются события, связанные с переживанием страха. Страх в отношении предметов и поступков, доставивших боль и неприятности полезен, так как побуждает избегать их в будущем.
Страх - это средство познания окружающей действительности, которое приводит к более критичному, избирательному отношению к ней. Страх, на первый взгляд, обыденное чувство, испытываемое по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать всегда в подобных ситуациях.
Большая часть страхов обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Когда мы правильно относимся к детским страхам, понимаем причины их появления, они обычно исчезают бесследно.
В психологии принято разделять понятия страх и фобия (боязнь).
Фобия — это ярко выраженный навязчивый страх, обостряющийся в определённых ситуациях, он не поддается полному логическому объяснению. Следовательно, человек начинает бояться и избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
В отличие от страха, который всегда вызван неизвестной опасностью. Испытывая страх мы не можем однозначно сказать, чего именно мы боимся, так как появляется он без всякой видимой причины.
1.2. Виды фобий
В наше время насчитывается более 500 различных фобий. Причину фобий никто не знает. Одни специалисты полагают, что природа явления биологическая, другие - что психологическая. Но все больше доказательств, что это сочетание того и другого. Известно, что фобия может передаваться по наследству. У вас может быть склонность к ней, если у одного из ваших родителей была фобия, но не обязательно к той же самой.
Фобии бывают разными, с некоторыми из них можно ознакомиться в приложении 1.
У многих известных людей встречались фобии. Например, Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Здесь наблюдается целых две фобии: боязнь лошадей (гиппофобия) и боязнь белого цвета (лейкофобия). Многочисленные картины, где Бонапарт представлен верхом на белой лошади, является ни что иным, как фантазией художника. Он ненавидел и боялся этих животных, и их никогда и не было в его конюшнях.
Николай Гоголь с юности страдал татефобией (боязнь быть заживо погребённым). Этот страх был столь мучителен, что он много раз отдавал письменное поручение погребать его при появлении признаков явного разложения.
При посещении домика Петра Первого и его летнего дворца в Санкт-Петербурге потрясает скромность царя: маленькие комнаты, низкие потолки. Оказывается, царь не ощущал себя комфортно в больших просторных помещениях с высокими потолками. Это указывает на экофобию и спацеофобию (боязнь своего дома и пустых пространств). Эти фобии Пётра не ограничивались: он всю жизнь страдал акарофобией (боязнь насекомых).
1.3. Признаки страха
Чувство страха, хорошо знакомо любому человеку, даже самым отчаянным храбрецам, оно всегда вызывает ряд физиологических изменений в человеческом организме.
Страх моментально вызывает несколько реакций, которые позволяют человеку приспособиться к внезапно изменившейся и угрожающей ситуации. Явными видимыми внешними проявлениями являются широко открытые глаза и замирание. Широкое раскрытие глаз помогает максимально расширить поле зрения, а замирание является первичной и мгновенной маскировочной мерой.
В организме происходит сильнейший выброс адреналина и норадреналина, вызывающие учащение дыхания и сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях, появляется сухость во рту. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя.
Также страх выдает внутреннее напряжение, которое проявляется через повышенный мышечный тонус. Этот тонус распространяется и на мышцы лица. Длительное напряжение может привести к дрожанию всего организма, или тремору конечностей, губ.
Допустимая реакция на страх - волосы встают дыбом, это для того, чтобы агрессор испугался.
У людей, испытывающих страх, дело не ограничивается напряжением мышц. Человек старается защитить наиболее уязвимые места: шею, живот, область гениталий. Следовательно, к общему напряжению добавляется сутулость, желание пригнуться, сгруппироваться, и особенно реакция втянуть голову в плечи. Значит тот, кто не ощущает себя в безопасности, обладает поднятыми плечами, сгорбленной спиной и немного опущенной головой. Страх необходимо преодолевать и для этого есть много эффективных способов (приложение 2).
ЧАСТЬ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Младший школьный возраст, согласно А.И. Захарову, – это период перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам, которые в подростковом возрасте трансформируются в социальные страхи как угрозу собственному благополучию в контексте отношений с окружением. Возрастает количество страхов не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения семьи и школы.
В начальной школе ГАПОУ МОК им. В. Талалихина в исследовании приняли участие 80 учащийся: 37 девочек и 43 мальчика в возрасте от 7 до 10 лет.
Для изучения страхов у учащихся была использована методика А.И. Захарова в модификации М. А Панфиловой «Страхи в домиках» (Приложение 4). Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И. Захаровым.
Все перечисленные в методике страхи можно разделить на несколько групп:
- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
- страх смерти (своей);
-боязнь животных;
-страхи сказочных персонажей;
- страх темноты и кошмарных снов;
- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
В результате исследования были получены следующие результаты: среди учащихся наиболее распространены страх смерти (68 человек) и социально-опосредованные страхи (67 человек). Менее распространенные страхи: страх сказочных персонажей (21 человек), страх темноты и кошмаров (35 человек). В младшем школьном возрасте больше всего учащиеся боятся наказания, сделать что-нибудь не так, несчастья, а также испытывают страх опоздать в школу (приложение 3, график 1).
Существуют кризисные периоды, когда общее количество страхов растёт. Кризисными считаются следующие возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек растёт, 6-7 лет, 11-12 лет. Самый кризисный возраст – 7 лет. С 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребёнок к 16-18 годам не должен испытывать детских страхов, приведённых в исследованиях психологов.
Детский психолог А. И.Захаров предложил возрастные нормы страхов и их распределение (приложение 3, таблица 1).
Девочки и мальчики имеют в основном большое количество страхов: 32 девочки и 32 мальчика (приложение 3, диаграмма 1).
Среднее число страхов в школьном возрасте: у мальчиков – 6,9 у девочек – 9,2. Мы получили следующие данные: у девочек начальной школы среднее число страхов – 16,5, а у мальчиков – 12,3. Что значительно превышает норму (приложение 3, график 2).
Выводы: 80 % учащихся младших классов имеют большое количество страхов: девочки - 86%, мальчики - 74%. У 20 % учащихся начальных классов количество страхов соответствует возрастным нормам: девочки - 14 %, мальчики - 26 %. Гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Девочки младшего школьного возраста больше подвержены страхам, чем мальчики.
Больше всего учащиеся начальных классов боятся: наказания, сделать что-нибудь не так, несчастья, а также испытывают страх опоздать в школу, что соответствует возрастным особенностям проявления страхов в младшем школьном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире нет человека без страха. У каждого он есть. И бороться с ним надо тогда, когда он даёт о себе знать. Из каждого положения, есть выход. Стоит не подпускать близко к себе мысли посещающие человека о страхе. Мы должны бороться с ним, и защищать себя. Окажитесь в темноте, не бойтесь ее, а идите на неё. Всегда надо думать только о том, как победить, а не о возможности поражения. Человек может проиграть, может даже погибнуть, но в его сознании до самого последнего вздоха не должно быть, ни одной мысли об этом. Мы боимся потерять не существующее. А иллюзию труднее терять, чем реальность.
В работе над данной темой была изучена литература о возникновении страхов, их видах, признаках и возможностях их устранения. Была освоена методика по их выявлению. Проведён опрос, с помощью которого мы исследовали проявление у учащихся разных видов страхов. По его результатам выявленные страхи учащихся сравнили с возрастными нормами. К сожалению, наша гипотеза подтвердилась лишь частично.
Данная работа позволила увидеть существующие проблемы у учащихся начальных классов. Это устойчивые страхи, с которыми не могут они самостоятельно справиться. Эти страхи сохраняются длительное время, вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Преодолеть их учащиеся смогут только с помощью взрослых: родителей, психологов и учителей. Поэтому в будущем мы продолжим работу над данной темой о влиянии страхов на обучение учащихся.
Родители и учителя должны знать о страхах детей, поэтому необходимо их познакомить с результатами данного исследования, чтобы они создали условия в школе и дома для снижения внутреннего напряжения у учащихся, испытывающих различные страхи. Учащиеся могут научиться преодолевать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВИДЫ ФОБИЙ
Фобии бывают разными, приведем некоторые из них:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ
Каждому человеку, независимо от возраста, важно уметь преодолеть свой страх, фобии, которые сформировались в разные периоды жизни, в противном случае невозможно чего-то достичь в своей жизни. Человек будет бояться общественного мнения, начальства, своей несостоятельности – умственной или физической, возможностей, препятствий и так далее, и будет жить, каждый день мучаясь от того, что не в силах что-то изменить. На самом деле, изменить можно все, так как каждый из нас – хозяин своей жизни и сам решает, что ему выбирать и как действовать.
Способы, которые помогут справиться со своими страхами:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
График 1. Распространенность страхов младших школьников в МОК им. В. Талалихина
Таблица 1. Возрастные нормы (по А. И.Захарову)
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 дошкольники | 9 | 12 |
7 школьники | 6 | 9 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
Диаграмма 1. Дети, имеющие большое количество страхов
График 2. Среднее количество страхов младших школьников МОК им. В. Талалихина
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ»
Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Страхи
Ты боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься,
вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
- медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные
звуки, пожар, война, стихии;
- страх смерти (своей);
- боязнь животных ;
- страхи сказочных персонажей;
- страх темноты и кошмарных снов;
- социально-опосредованные, одиночества;
- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель предневротического состояния.
Возрастные особенности появления страхов:
Младший дошкольный возраст
Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков,
одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст
Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
Младший школьный возраст
Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья
(магические представления).
Подростковый возраст
Страх смерти родителей, страх войны.
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
Среднее число страхов
В дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; - у мальчиков — 8,2;
В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 дошкольники | 9 | 12 |
7 школьники | 6 | 9 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Сказка "Узнай-зеркала"
Рисуем осень: поле после сбора урожая
3 загадки Солнечной системы
Знакомимся с плотностью жидкостей