Как воздух, математика нужна,
Одной отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
"Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух математика нужна,
Сегодня Офицеру молодому!
М. Борзаковский
Прошло 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвящённых фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki_i_matematika_v_gody_vov_kolekonova_ya.docx | 345.54 КБ |
Региональная научно – практическая конференция учащихся
«Путь к возрождению»
Секция: математика, физика, химия, информатика в общем контексте культуры.
Автор работы: Колеконова Яна Андреевна,
9 класс, МОУ ООШ с. Арбузовка, с. Арбузовка ул.
Булычевская д. 38, 88457957454
Научный руководитель: Ивлиева Марина Васильевна
учитель математики, МОУ ООШ с. Арбузовка
413955 ул. Арбузовская д.15, с. Арбузовка,
Ивантеевский район, Саратовская область
Пугачёв 2015
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Они защищали Родину | 5 |
Глава 2. Математические задачи для фронта и тыла | 9 |
2.1 Авиация | 10 |
2.2 Артиллерия | 13 |
2.3 Военно – морское дело | 16 |
Глава 3. Статистика | 17 |
3.1 Статистика в военном производстве | 17 |
3.2 Статистические данные в период ВОВ. | 19 |
Заключение | 21 |
Литература | 22 |
Как воздух, математика нужна,
Одной отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
"Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух математика нужна,
Сегодня Офицеру молодому!
М. Борзаковский
Прошло 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвящённых фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Тематика научных исследований быстро перестраивалась на военный лад.
Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.
Объектом исследования стала Великая Отечественная война.
Предметом исследования - математики и математика в Великой Отечественной войне.
Цель данной работы: изучить и обобщить вклад математики как науки и математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне.
В рамках этой цели ставились следующие задачи:
Основным методом исследования стала работа с научно-популярной литературой, сравнительный анализ полученной информации, отбор информации для работы и изучение задач, которые могли бы решаться в годы войны.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что научные разработки учёных-математиков сыграли большую роль в победе над фашизмом.
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какой ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!
Р. И. Рождественский
С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских академии наук. А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Достаточно назвать такие имена как академики Ю. В. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П. Еругин, О.С. Парасюк.
Не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А. Погорелов.
Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.
Николай Владимирович Метельский будучи студентом физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды.
Ирина Владимировна Баранова – доцент кафедры методики преподавания математики, декан математического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Её труд в годы ВОВ отмечен медалью «За доблестный труд в ВОВ».
Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.
Самсон Агабекович Дагбашян – преподаватель математики, Герой Социалистического Труда, народный учитель СССР, заслуженный учитель Армянской ССР, был призван в ряды Советской Армии в 1941 году. На Брянском фронте получил тяжелое ранение, лишился ноги и в конце 1942 года был демобилизован. Домой вернулся с орденом Отечественной Войны 2-й степени и медалями.
Великую Отечественную войну Сергей Федорович Рубанов встретил в рядах Советской Армии. Защищал Ленинград, находился в осажденном городе во время блокады. Был ранен. За подвиги награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени с несколькими медалями. После демобилизации в 1946 году вернулся к преподаванию математики.
Владимир Яковлевич Саннинский – кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики, с января 1942г. по май 1946 г. находился в рядах Советской Армии. За участие в ВОВ награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.
В годы ВОВ, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Сергей Евгеньевич Ляпин – известный математик и методист, сразу же вступил в состав вооруженных сил, занял пост начальника штаба одного из подразделений местной противовоздушной обороны.
Среди них наши земляки, учителя математики - Николай Иванович Путятин и Иван Васильевич Севастьянов.
Николай Иванович Путятин
Судьба Н. И. Путятина – это история нашего района, где многие страницы написаны с его участием. Родился 18 ноября 1921 года. Окончив школу с отличием в 1940 году, сразу был призван в Красную армию, до войны прослужил год в Карпатах. Для него война началась сразу же в первый день. Пришлось пережить многое: окружение, два ранения, госпиталь, плен…. Домой вернулся только в 1946 году. Женился на Пане Ивановне Ермаковой, уже работавшей 4 года учителем математики в Ивантеевкой средней школе. В том же году был принят учителем математики в ту же школу. Супруги год поработали в Бартеневской семилетней школе, и уже навсегда вернулись в Ивантеевку. В последующие годы они заочно закончили сначала учительский институт, потом и СГРИ им. Федина. Николай Иванович и институт закончил с отличием. Пана Ивановна все годы преподавала математику, черчение. Николай Иванович в разные годы был учителем математики, директором школы, инспектором районо. Каждый проработал по 40 с лишним лет. Оба отличники народного образования. Детей у Николая Ивановича и Паны Ивановны не было, но было две родных племянницы, которые впоследствии стали учителями.
Для Николая Ивановича педагогическая деятельность – это труд, которому посвятил свою жизнь, он – очень позитивный человек: все его устраивает, ни на кого не жалуется, благодарен всем, кто помогает в быту, поддерживает звонками.
Находясь на пенсии, он занимался общественной деятельностью. Когда входил в Совет ветеранов, много времени посвятил организации хора, где потом его встречали по-родственному.
До сих пор мнением Николая Ивановича дорожат земляки, особенно педагоги. У него никогда слова не расходятся с делом. Нам, молодому поколению, стоит восхищаться его острым умом, чувством умора, добротой, позитивным отношением к жизни.
Севастьянов Иван Васильевич
– рядовой учитель математики, родился в с. Яблоневый Гай Ивантеевского района, Саратовской области 13 сентября 1923 года, с марта 1942 г. по октябрь 1945 г. находился в рядах Советской Армии. За участие в ВОВ награжден орденом Красной звезды, орденом «Отечественной войны» 1 степени, медалью «За взятие Берлина» (от 28 ноября 1945 года), медалью за отвагу. Ивану Васильевичу было выдано удостоверение – благодарность «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. от 9 мая 1945 года. В сентябре 1945 года Иван Васильевич был демобилизован из рядов Советской Армии, прибыл в своё родное село Яблоневый Гай, трижды раненый, с подорванным здоровьем. Учительскому труду посвятил 44 года. Мне хотелось бы процитировать прекрасные слова Ивана Васильевича, обращенные к нам, молодым: «Чтите и помните героев войны, ребята, ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков, ибо там, где не чтят мертвых, там не любят живых». Иван Васильевич умер 15 декабря 2002 года и похоронен в поселке Знаменский.
Вместе со многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными, сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь! Среди них были признанные ученые, и только начинающие математики, учителя и студенты.
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все достижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее проявлениях. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики. Без таких предварительных математических исследований не создается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат.
Для примера, крейсер представляет собой очень сложную техническую систему. Прежде чем его построить, надо выявить геометрические формы корпуса судна, чтобы при движении не создавалось дополнительное сопротивления и чтобы одновременно судно слушалось руля. Также необходимо обеспечить живучесть корабля, надежность его управления, рассчитать влияние расположения машин, орудий, торпедных аппаратов на устойчивость. Но и этого мало - требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управления кораблем и его оружием.
Роль математики в военном деле велика. Обратимся к фактам прошлого. Попробуем понять, какие задачи приходилось решать учёным-математикам в годы Великой Отечественной войны.
2.1 Авиация.
В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она также требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов. В России над этими вопросами еще с прошлого века работал ряд ученых и в первую очередь Н. Е. Жуковский (1847 — 1921), названный В.И. Лениным отцом русской авиации. Он закономерно считается основоположником новой
математической науки — аэродинамики, в которой ему удалось создать ряд сильных методов исследования и решить многочисленные актуальные задачи, основать большую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.
Жуковский Н.Е. заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Центральный аэрогидродинамический институт. Это научное учреждение долгие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и объединили многих выдающихся исследователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978).В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др. Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладавших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью. Превосходные истребители А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, неуязвимые штурмовики С.В. Ильюшина, бомбардировщики В.М. Петлякова.
Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приводившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавтики). Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследовании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях. Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. Интенсивная творческая деятельность ученых МГУ в области аэродинамики накануне и в годы войны значительно укрепляли научную основу, на которую опиралось совершенствование нашей авиации. Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности Московскому университету. Значительным вкладом Н.Е. Кочина в победу явились разработка в 1941 – 1944 годах и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолета во время полета. Н.Е.Кочин академик мехмата МГУ дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте. В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.
2.2. Артиллерия.
Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”. Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроградский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие поколения ученых. Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны выявилась полезная возможность использования тихоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбардировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания. Возникла срочная задача производства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема - увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших наших математиков академик А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования. Несомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмогоровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолетам. Теория вероятностей позволила решить весьма важную задачу оборонного характера. Эта работа оказала серьезную помощь в повышении эффективности огня советской артиллерии. Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема – обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете. Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем. Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным. В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».
Благодаря новаторским расчетам математиков в СССР была сделана лучшая в мире каска с очень сложной кривизной поверхности, обеспечившей ее наилучшую отражательную способность.
2.3. Военно- морское дело.
Видную роль сыграли в годы войны математики Московского университета.
Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие в Московском университете одного из разделов математики - номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм. Номограммы позволяют значительно экономить время вычислений, максимально упрощают расчеты ряда задач. Работу специального номографического бюро при Научно-исследовательском институте математики МГУ возглавлял известный советский геометр, Н. А. Глаголев. Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские города от налетов вражеской авиации. Выдающийся математик Алексей Николаевич Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многим людям, помогло сберечь огромные материальные ценности. Специальные бригады ученых-математиков занимались только расчетами. Сложнейшие задачи решались лишь с помощью логарифмических линеек и арифмометра. Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими. В осажденном Ленинграде великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов.
Глава 3 Статистика
Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту - это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь было огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях математиков. Одна из проблем – контроль качества продукции и управления качеством в процессе производства. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб и мин, причём все это было необходимо в огромных количествах.
Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже впервые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и общего опыта работы. Некачественный патрон мог испортить пушку и причинить вред стрелявшему.
Один из математиков вспоминает такой случай: ему пришлось быть на одном из приборостроительных заводов в Свердловске. Он изготовлял крайне необходимые приборы для авиации и артиллерии. У станков он увидел практически только подростков 13 — 15 лет. Увидел и также огромные кучи бракованных деталей. Сопровождавший его мастер пояснил, что эти детали выходят за пределы допуска и поэтому непригодны для сборки. А вот если бы удилось собрать из этих «запоротых» деталей пригодные приборы, они бы смогли сразу удовлетворить потребности на месяц вперед. Слова мастера не давали математику покоя. В результате общения с инженерами завода родилась мысль разбить детали на 6 групп по размерам, которые уже было бы возможно сопрягать между собой. В шестую группу входили детали совершенно непригодные для сборки. Исследования показали, что так собранные приборы оказались вполне пригодными для дела. Они обладали одним недостатком: если какая-либо деталь выходила из строя, то ее можно было заменять, лишь деталью той же группы, из деталей которой собран прибор. Но в ту пору и для тех целей, для которых были предназначены приборы, можно было обойтись заменой приборов, а не деталей. В итоге, им удалось успешно использовать завалы испорченных подростками деталей.
Задача контроля качества изготовленной продукции состоит в следующем. Пусть изготовлено N изделий, они должны удовлетворять некоторым требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диаметра, не выходящего за пределы отрезка [D1, D2], иначе они будут непригодны для стрельбы. Они должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели. И если с первой задачей справиться легко - нужно замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требованиям, то с другим требованием положение значительно сложнее. Действительно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останется после испытаний? Испытания нужно произвести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования. Была поставлена задача - как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических.
Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко (1912-1995).
После окончания войны выяснилось, что аналогичные исследования проводили математики США. Они подсчитали, что результаты их работы за годы войны принесли стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работе советских математиков и инженеров.
3.2Статистические данные в период Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны произошли огромные потери молодых людей, детей, стариков.
Все они и не думали, что вскоре погибнут за честь своей Родины.
Люди не ожидали внезапных нападений и атак.
Конечно, у всех присутствует инстинкт самосохранения: люди прятались, пытались выжить. Но нравственность и истинный патриотизм сподвигли многих добровольно пойти участвовать в военных действиях, жертвуя своей жизнью.
Итак, в 1998 году в России был проведет учет потерь в годы Великой Отечественной войны в течение четырех лет. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.
Статистика войны | |
Война ВОВ | 2-я мировая война |
Продолжительность войны | 2195 дня (6 лет) |
Кол-во стран – участниц войны | 61 |
Численность населения стран – участниц войны | 1700 млн. – 80% мирового населения |
Нейтральные страны | 6 |
Кол-во погибших | 32 млн. |
Кол-во раненых | 35 млн. |
Кол-во стран, в которых происходили военные действия | 40 |
Площадь территории, на которых происходили военные действия | 22 млн. кв. км |
Кол-во призванных в действующие армии | 110 млн. |
По данным таблицы видно, что большую часть участников военных действий составляли простые люди. Война обхватила многие территории, большое количество людей были вовлечены в военные события. Большое количество жертв говорит о жестокости фашистских захватчиков. Многие из раненых жили с воспоминаниями о тех беспощадных временах.
Кол-во произведённого оружия во время II мировой войны (в тысячах)
Самолеты | Танки | Пушки | Миномёты | |
США | 296.1 | 86.5 | 253 | 110 |
Англия | 102.6 | 25.1 | 113.8 | 48.3 |
Германия | 104 | 65.1 | 174.5 | 82 |
СССР | 120 | 90 | 360 | 300 |
Каждая страна имела свои преимущества и недостатки, но в целом силы были равны. В зависимости от технического прогресса страны количество одних и тех же орудий сопротивления в разных странах отличались.
В итоге можно сказать, что современный русский народ должен гордиться и
помнить обо всех тех людях, которые добровольно ушли защищать нашу
Родину!
Заключение.
Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Велик личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде. Огромное значение имели труды ученых математиков в военные годы. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками. Мы его прошли сами. Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества. Героический порыв в годы войны получил продолжение в стремительном послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, развитии науки, выходе в космическое пространство, создании ядерного щита и в конечном итоге — превращении Советского Союза в могучую сверхдержаву. Во всем этом — величие и историческое значение великих умов России! Со дня Великой победы прошло 70 лет. Математики Советского Союза дали старт возобновлению и прогрессу хозяйству. К несчастью, и сейчас позиция в мире такова, что странам, в том числе и ученым математикам, важно проявлять интерес к процессу создания обороны. Все человечество мечтает о времени, когда люди забудут о войнах и хаосе.
Литература
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка про Серого Зайку
Сказочные цветы за 15 минут
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Ласточка. Корейская народная сказка