Статья была написана на VIII педагогические чтения "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты российского образования XXI века" на базе ГБПОУ ВО "ВГПГК", которые прошли 20-21 декабря 2016 г.
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashova.doc | 64 КБ |
Женские образы в исторических трудах Н.М.Карамзина: гендерный подход.
Д.В. Чувашова
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Современное российское общество переживает непростой период трансформаций. Существенные изменения продолжают происходить в политической, социально-экономической и культурной сферах, влияя на судьбу как каждого конкретного человека, так и социальных групп.
В этой связи одной из самых острых проблем остаётся вопрос о положении женщины в обществе, её социальном статусе и месте в основных экономических и политических структурах. Сегодня мы говорим о гендерном равенстве и широких возможностях, открывшихся для женщин: праве самостоятельно выбирать свою судьбу, конституционном закреплении равных прав обоих полов во всех сферах, одинаковых возможностях для самореализации.
Однако на практике общественное сознание сохраняет патриархальные установки, выработанные в предыдущие периоды. В экономике и политике (в первую очередь) продолжают главенствовать мужчины, в то время как женщины остаются на вторых ролях. В демократических странах мира женщина имеет больше прав, однако и там проблема «женщина и общество» не решена. С другой стороны, сейчас всё чаще звучат обвинения в ущемлении прав мужской части населения, что добавляет проблеме дополнительную остроту. Без радикальной переоценки ценностей, сложившихся в современной европейской культуре, сложно рассчитывать на решение назревших противоречий. А без рассмотрения проблемы в разных аспектах, в том числе историческом, и вовсе невозможно говорить о настоящих изменениях.
Использование гендерного подхода в исторических исследованиях означает обращение к изучению представлений о женских и мужских ролях, сложившихся в том или ином социуме, об их месте в иерархической структуре, отношению к власти, требованиях, предъявляемых к поведению, внешнему облику и допустимым психологическим чертам представителей разных полов. Изучение подобных взглядов в предыдущие эпохи позволяет глубже вникнуть в суть складывающихся противоречий, не ограничиваясь простым обвинением в ущемлении прав. Также благодаря анализу трудов лучше понять собственную культуру и увидеть, какие черты российского общества полностью изменились, а какие остались по-прежнему актуальными.
Целью исследования является гендерный анализ трех женских образов в исторических трудах выдающегося мыслителя, писателя и просветителя начала XIX в. Н.М. Карамзина. Мною будет предпринята попытка определить взгляды автора на место, занимаемое женщиной в обществе, и роль, которую она может сыграть в истории.
В работе рассматриваются образы трёх самых значительных, по моему мнению, исторических фигур: княгини Ольги, Марфы Борецкой и императрицы Екатерины II. Таким образом, для исследования используются часть «Истории государства Российского», повесть «Марфа-посадница» и «Историческое похвальное слово Екатерине II».
Отдельно следует отметить, что в историографии нашего времени много работ посвящено историческим трудам русских просветителей. В них отчетливо прослеживается гендерная тематика. В исследованиях, посвящённых работам Н.М. Карамзина она представлена главным образом в литературоведении, тогда как исторических работ по проблеме очень немного. В частности, можно назвать статьи Ирины Рутковской «Женщины в политике в трактовке В. Робертсона и Н. М. Карамзина» и Наталии Козловой «Женщина в политике: образ Марфы Борецкой в исторической повести «Марфа-посадница» Н.М. Карамзина».
Княгиня Ольга.
Русская княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 по 964 гг. в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Первая из правителей приняла христианство, тем самым начав укрепление Руси на международной арене. Известна своей жестокой местью, совершённой древлянам за смерть мужа.
Обратимся к тому, каким образом раскрывается её характеристика в «Истории государства Российского». Первое, что бросается в глаза, - это отсутствие отдельной главы посвященной княжению Ольги. Этот период описывается, но он входит в главу о правлении её сына Святослава.
Рассказывая о сложной ситуации, сложившейся после преждевременной гибели Игоря, в которой Ольга выступила как спасительница зарождающейся династии, временно заняв место мужа, Н.М. Карамзин пишет: «Провидение сохранило и целость Державы, и власть Государя, одарив его мать свойствами души необыкновенной» [1, c. 73]. Он говорит о княгине, как о человеке с прекрасным характером и умом, восхваляет силу её духа и представляет Ольгу как женщину, которая способна править наравне с мужчинами: «Ольга - вероятно, с помощию сих двух знаменитых мужей - овладела кормилом Государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами» [1, c. 73]. Но тем не менее, по мнению Н.М. Карамзина, женщина не может самостоятельно научиться править государством. При этом историк отмечает случай Ольги, как исключение из правил, тогда как в отношении мужчин подразумевается, что они для этого предназначены.
Н.М. Карамзин завершает жизнь Ольги очень интересными словами: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою» [1, c. 80]. Одна женщина - и совершенно разносторонняя личность. Хитрость княгини заключалась в хоть и жестокой, но очень продуманной мести. Она карала древлянский народ с умом, при этом она смогла вовремя остановиться. Если посмотреть на её дальнейшую жизнь, то можно увидеть, что такой жестокости с её стороны больше не наблюдалось. Будучи умной женщиной, Ольга смогла увидеть, где оступился её муж Игорь, и исправить совершенные им ошибки. В этом заключается её мудрость, княгиня завоевала любовь собственного народа грамотным правлением.
Отречение от язычества вновь показало её сильный характер, образ женщины, способной идти наперекор устоявшимся правилам. Ольга оставалась преданной христианству до конца своей жизни: «Она запретила отправлять по себе языческую тризну и была погребена Христианским Священником на месте, ею самою для того избранном. Сын, внуки и благодарный народ оплакали ее кончину» [1, c. 80].
Марфа Борецкая.
В 1471 г. отношения между Москвой и Новгородом были очень сложными, напряженными, враждебными. Московский князь Иван III старательно пытался подчинить Новгородские земли, которые стремились к союзу с Литовским князем Казимиром IV. Именно в это время Марфа Борецкая предпринимает попытку решить судьбу родного края.
Деятельность Марфы Борецкой сыграла огромную роль в судьбе Новгорода. Разумеется, такой образ не мог остаться незамеченным Н.М. Карамзиным, посвятившим женщине, вставшей на защиту собственного города, целую повесть.
Историк описывает её как гордую, честолюбивую женщину, способную на интриги и козни. Начиная свою так называемую политику не совсем честным путем, она уже заранее показывает себя как человек не достойный править не только в Новгороде, но и где бы то ни было. В доказательство этому в «Истории государства Российского» есть такие слова: «Ее сыновья, ласкатели, единомышленники, окруженные многочисленным сонмом людей подкупленных, явились на Вече и торжественно сказали, что настало время управиться с Иоанном» [2, c. 11]. Из этого следует не способность Марфы Борецкой к власти. Вместо того чтобы искать поддержки у людей заинтересованных в свободе Новгорода, она платит деньги тем, кому была безразлична судьба города.
Власть меняет людей, и в большинстве случаев они выбирают кривую дорожку. Марфа не стала исключением. Н.М.Карамзин по этому поводу пишет: «Марфа с друзьями своими делала что хотела в Новегороде. Устрашаемые их дерзостию, люди благоразумные тужили в домах и безмолвствовали на Вече» [2, c. 13]. Она довела город до истощения, жители в нем бедствовали. Борецкая пыталась бороться с Москвой за благополучие Новгорода. В итоге все получилось наоборот: вместо обещанной победы в борьбе с Москвой и благополучной жизни новгородцы потерпели поражение и потеряли независимость.
Сам Н.М. Карамзин не дает Марфе какой-либо особой характеристики, но мы и так понимаем, что её образ кардинально отличается от Ольги. Для самого историка Борецкая стала ярким подтверждением тому, что большинству женщин не стоит касаться политики. Сама Марфа хоть и не могла фактически править, но собиралась оказывать влияние на город через имя Казимира IV. Её коварству нет предела, эта женщина была готова на все, ради правления в Новгороде, даже вступить в брак с богатым литовским сановником, человеком другой религии: «сия гордая жена хотела освободить Новгород от власти Иоанновой и, по уверению Летописцев, выйти замуж за какого-то Вельможу Литовского, чтобы вместе с ним господствовать» [2, с. 14]. И этот факт лишний раз доказывает её неспособность править, человек который прикрывается спинами других, многого не добьётся.
Екатерина II Великая.
Императрица Всероссийская с 1762 по 1796 гг., по масштабам и значению деятельности сравниваемая с Петром I Великим.
Этот образ в представлении Н.М. Карамзина является примером, того как женщина может править страной мудро, справедливо. В «Историческом похвальном слове Екатерине II» Карамзин повествует: «Дерзаю говорить о Екатерине - и величие предмета изумляет меня. Едва произнес Ее имя, и мне кажется, что все бесчисленные народы царств Российских готовы внимать словам моим: ибо все обожали Великую» [7]. Историк восхваляет её мужество, отмечает любовь к славе, желание завершить начатое Петром. Автор уже с первых строк всячески восхищается её личностью. Сразу становиться понятно, что из выбранных для анализа образов под самым большим впечатлением он находился именно от Екатерины.
Историк видел в ней женщину сильную, смелую, непоколебимую, способную вести за собой народ и преодолевать различные преграды: «Сама Природа заграждает, кажется, дальний путь нашим флотам, окружая льдами гавани России на половину года; но Гений Монархини побеждает Природу, и волны моря Средиземного пенятся под рулями Российскими» [7]. Возможно, такое отношение Карамзина к Екатерине II вполне обоснованно, ведь он застал правление Императрицы воочию. Скорее всего, именно это и повлияло на написание похвального слова.
Заканчивает своё слово Карамзин так: «И я клянусь именем вашим, о сограждане! Именем всего нашего потомства, что память Екатерины Великой будет во веки веков благословляема в России» [7]. Эти слова наглядно показывают величие Екатерины, преданность, которую она заслужила своим трудом и упорством.
Таким образом, после рассмотрения всех трёх исторических фигур становится ясно, что для Н.М. Карамзина идеальная женщина в первую очередь должна была быть женой и матерью, хранительницей домашнего очага, наделённой чисто женскими стереотипными качествами (великодушием, добротой, мягкостью), и только при особых обстоятельствах – правительницей и государыней. Чрезвычайными случаями, при которых женщина могла получить власть, могли выступать смерть мужа – в случае с княгиней Ольгой и Екатериной II, и война и данная мужу клятва – в случае с Марфой Борецкой. Более того, Н.М. Карамзин усилил их женственные черты, представляя матерями уже не одного семейства, а целых народов, приближая к образу Богородицы – прекрасной жертвенной спасительницы человечества, тем не менее, являющейся уникальным случаем в истории.
Источники и литература.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/index.php (дата обращения: 27.11. 2016 г.)
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Астрономический календарь. Май, 2019
Зимняя сказка
Рукавичка
Никто меня не любит