У детей с ограниченными возможностями по зрению проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения. Поэтому важную роль в организации занятий с детьми с нарушением зрения играет дидактический материал. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Актуальность данной работы заключается в том, что в России нет издательств, выпускающих адаптированные книги для слабовидящих и незрячих детей. За массовое производство таких книг пока никто не берется.
Вложение | Размер |
---|---|
takt_kniga_rech.docx | 22.31 КБ |
«Прикоснись и увидишь!»
на примере апробации социального проекта «Тактильная книга» в инклюзивном образовании»
на базе библиотеки Д/К «Строитель»
Ясеновская Екатерина, 7 класс
МАОУ «СОШ № 16»
Белгородская область, г.Губкин
У детей с ограниченными возможностями по зрению проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения. Поэтому важную роль в организации занятий с детьми с нарушением зрения играет дидактический материал. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Актуальность данной работы заключается в том, что в России нет издательств, выпускающих адаптированные книги для слабовидящих и незрячих детей. За массовое производство таких книг пока никто не берется. Таким образом, в возрасте, когда ребенок начинает познавать мир, дети с ограниченными возможностями остаются в информационном вакууме. В решении этой проблемы, как раз и может помочь тактильная книга.
Проблема обеспечения слепых малышей книжками отнюдь не нова и широко рассматривается в современном мире. Ее давно и довольно успешно решают в Финляндии и Швеции. Над проблемой работают и российские тифлологи – ученые, педагоги, библиотекари. Книжки для маленьких слепых детей делают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Ставрополе, Самаре.
Цель исследования: оказание поддержки детям со зрительной патологией посредством создания объемной тактильной книги
Задачи:
Методы исследования
Объект исследования: слабовидящие дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: тактильная книга для слабовидящих детей.
Гипотеза: существует ли острая необходимость создания объемной тактильной книги для детей младшего школьного возраста?
Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн. человек относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей. Из них инвалиды по зрению 200 тыс. К сожалению, в наше время продолжают рождаться слепые и слабовидящие дети, нуждающихся в защите, заботе и помощи в познании окружающего мира. А ведь ни для кого не секрет, что дети воспитываются на книжках. Книги помогают в развитии интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), а также влияют на эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Вот здесь как раз и может помочь тактильная книга. Чтобы узнать отношение подрастающего поколения к детям с ограниченными возможностями, нами был проведен опрос среди учащихся школы №16 г. Губкина. Результаты опроса показали, что большинству учащихся не безразлична судьба данных детей, и, что они готовы принимать участие в создании тактильных книг.
Тактильная книга - это разноцветная книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей. В книге содержится обычный плоскопечатный или брайлевский тексты, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами с помощью объемных или полуобъемных иллюстраций. Главная функция этой книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук. Ученые давно выяснили, что именно тактильное восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти. Иными словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека. Тактильные книжки совершенно необходимы библиотекам в школах для слепых для занятий в младших и средних классах. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать богаче и конкретнее. Тактильные книги делятся на два вида:
• дидактические: в помощь обучению, предметные, тематические, игровые;
• ассоциативные: книги-сказки и сюжетные.
Существуют основные требования создания тактильных книг
• избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот;
• прочность книги;
• не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу;
• книга не должна быть тяжелой;
• страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь;
• должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
• цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим;
• цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза;
• изображение максимально приближено к настоящим предметам;
• методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д.
В изготовлении тактильной книги выделяют несколько этапов. Первый этап заключается в представлении или придумывании тактильной книги. Работая, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Для того чтобы выбрать тему для книги, нужно определить аудиторию: будут ли это дети дошкольного возраста или подростки. Мой взгляд остановился на книгах, для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Потому что мне хотелось бы, чтобы дети, читая и чувствуя данные книги, познавали мир. А ведь именно в свои первые год жизни, ребенок узнает столько информации, сколько потом будет узнавать всю жизнь.
Из множества тем, наиболее преобладающей и близкой для детей школьного возраста оказались мотивы «Малая Родина». Данная работа представляет практическое использованию краеведческого материала, связанного с нашим городом Губкиным, что способствует привитию любви к родному краю, своей малой родине
При проектировании тактильной книги для детей особое внимание нужно уделить тканям и материалам. Они должны быть натуральными и экологически чистыми, по фактуре максимально приближенными к реальным, цветовая гамма должна быть естественной и в тоже время контрастной. Можно отметить, что создание необычных книг не требует специального дорогостоящего оборудования.
Изготовление или производство книг необходимо в сложившейся ситуации, потому что в школы продолжают поступать дети с плохим зрением. Известно это не только из статистики, но и из интервью с врача – педиатра школы Тараненко Ирина Евген., которой была представлена одна из книг. В создании тактильных книг могут принять самое активное участие школьники и их учителя. Книжки эти они могут делать на уроках труда или в рамках дополнительного образования. Сделать мир детей со зрительной патологией богаче, добрее и интереснее по силе любому неравнодушному человеку. Практику создания тактильных книг необходимо всемерно развивать и поддерживать. Проведенная работа позволяет увидеть этот мир детям. Думаю, можно провести аналогию: дети ->будущее и дети ->мир, значит, дети – это наш будущий мир. Скоро все будет в их руках, а пока, сделаем все, что возможно нам!
В ходе данного исследования был проведен анализ текстового и иллюстративного материала. Данный теоретический материал включает в себя подробные рекомендации и требования по изготовлению тактильных книг.
Проделанная работа позволила всесторонне раскрыть данную проблему, реализовать цель и решить поставленные задачи. Работа над темой дает возможность обеспечить слабовиидящих детей книгами, которые помогут им в познании мира и развитии интеллектуальных способностей.
Выявлено: проблема слабовидящих и слепых детей известна многим, но заняться ее решением вызывается не каждый.
Обработка и анализ результатов анкетирования позволили сделать вывод - проблема обеспечения слабовидящих детей книжками актуальна в современном мире.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что дает возможность слепым и слабовидящим детям познать окружающий их мир с помощью тактильных книг. Проведено апробирование тактильной книги. Библиотека. В нашем городе во Д/К «Строитель» существует клуб для людей с ограниченными возможностями «Арт - общение». Здесь общаются не только взрослые, но и дети. Именно для них создана тактильная книга «Малая Родина». Апробация издания прошла в декабре 2015 года.
В заключение хотелось бы сказать, что производство тактильных книг необходимо в нашем городе, регионе, а так же в нашей стране. Так давай те же дадим хоть маленькую, но все-таки надежду ребятам. На наш взгляд, более глобальное изготовление/производство книг будет востребовано в любом регионе нашей страны.
Экономическое обоснование изделия говорит о том, что в дальнейшем возможна творческая деятельность, которая будет приносить финансовый доход.
Данную и будущие книги мы хотели бы передать в библиотеки учреждений. Ведь что для нас книжка с полуобъемными игрушками? Фактически просто забава, а для этих детишек – это целый мир! Однако, хотелось бы отметить, что такая книга может быть использована и в обычных дошкольных учреждениях, т.к. маленькие дети познают мир через осязательную систему. Материалы данной работа способствуют расширению возможностей обеспечения незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста тактильными книгами и способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями по зрению.Продолжение проета – создание тактильной книги для малышей Воскресной школы.
Девчата
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Сказочные цветы за 15 минут
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)