Конкурс научно-творческих работ
«Противодействие коррупции:
нравственно-правовой аспект воспитания учащихся»
Вложение | Размер |
---|---|
protivodeystvie_korruptsii.docx | 29.87 КБ |
Конкурс научно-творческих работ
«Противодействие коррупции:
нравственно-правовой аспект воспитания учащихся»
Тема:
Противодействие коррупции
Родин Алексей Сергеевич,
ученик 10 класса МБОУ «ВСОШ №1»
Высокогорского района РТ,
Научный руководитель:
Камалов А.Л.,
учитель истории и обществознания
МБОУ ВСОШ №1 Высокогорского
муниципального района
Высокая Гора
2016
Что такое коррупция? В Федеральном Законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, коррупция характеризуется, как «использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам", «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; …», а также «…от имени или в интересах юридического лица…».[1]
А противодействие коррупции – как «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» по профилактике, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, расследованию, минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений. [1]
Следовательно, в правовое поле подпадает любая законная антикоррупционная деятельность.
Почему на вопросы антикоррупции государство в последнее время обращает особое внимание? Коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене, а также рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
УК РФ, статья 290 (получение взятки) предполагает суровое наказание в виде штрафов, максимально, в размере до 5 миллионов рублей или до семидесятикратной суммы взятки, до 15 лет лишения свободы, до 5 лет принудительных работ, а также запрет занимать определенные должности, в зависимости от состава коррупционного преступления. [2]
Эта статья вызывает у нас некое сомнение, мы считаем, что такие виды наказаний, конечно, справедливы, но ведь если повышается мера наказания, следовательно, может повышается значение взяток в более крупных размерах, поэтому можно считать, что этот закон не однозначно способствует снижению уровня коррумпированности, хотя смысл, заложенный в закон, подразумевал его значительное снижение.
По индексу восприятия коррупции (данные международной организации The Corruption Perceptions Index) наша страна стоит гораздо ближе (29) к наиболее коррумпированным странам, таким как Северная Корея и Сомали (по 8), чем к наименее коррумпированным- Дания(91), Финляндия(90) [3]
Вроде бы нет ничего страшного в том что один «богатый» дает деньги другому, это их дело, обществу это должно быть неинтересно. Однако с древшейших времен с коррупцией боролись как с абсолютным злом. Ведь так или иначе, коорупция затрагивает и свободы, и экономику, и политику, и нравственность, разрушительно воздействует на практически все стороны общественной жизни
Впервые упоминаемый факт борьбы государства с коррупцией относится ко времени правления шумерского царя Урукагины, правившего в 24 веке до н.э. Значит, коррупция сопровождает всю историю цивилизации.
Известна описанная Геродотом история персидского царя Камбиса, который за мздоимство наказал смертью судью, кожа которого по приказу царя, была использована для обивки судейского кресла. Это жестокая мера наказания отца, чтобы сын, ставший судьей не повторял таких же действий, как его отец.
Царь Пётр стал первым правителем в истории России, который создал в 1711 году фискальную службу, должности фискалов, в том числе, для борьбы со взятками. Но фискалы сами часто оказывались коррумпированными, принимали подношения за то, что "не видели" нарушений. Поэтому при Анне Иоанновне в 1730 году фискалы были упразднены.
Чем же выгодна государству и обществу борьба с коррупцией?
После антикоррупционной операции "Чистые руки" в Италии было замечено снижение затрат на строительство дорог, почти на 20%. Снижение коррумпированности в некоторых странах приводит к возрастнию налогов на 20%, при такой же оценке в России, это, скорее всего, будет намного больше.
Осужденный, на 4 года за взятки, британский чиновник, брал взятки, нимимальный размер которых составлял 2.25 млн долларов. Эти взятки нанесли ущерб на 200 мнл. долларов, что почти стократно превышает сумму взятки.
Российская судебная практика показывает, что соотношение между взяткой и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и больше. В промышленных отраслях, где играют значительную роль природные ископаемые, в России тратят до 50% прибыли на взятки.
По данным работников Всемирного Банка стра'ны, развивающие антикоррупционное направление, могут сильно увелечить годовой доход своей страны, в некоторых случаях даже до 500%.
При высокой коррупции, борьба ведеться именно за коррупционный капитал, нежели за качество и инновации. Коррупционный капитал дает коррупционерам такие возможности, как:
1) использование контролирующих органов, с помощью которых осуществляется давление на конкурентов;
2) выполнение незаконных безнаказанных действий, приносящие доход;
3) получение преимуществ перед конкурентами в разных сферах и направлениях.
И хотя в 2008 году российский президент Дмитрий Медведев объявил о начале масштабной борьбы с коррупцией, (Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы), успех этой многолетней компании нам кажется довольно сомнительным. Средний размер взятки в России, по материалам СМИ, вырос в 33 раза и сегодня составляет 300 тыс. рублей.
Многие опрошенные ВЦИОМ сознавались, что были вынуждены дать взятку хоты бы один раз. Можно представить, какими суммами незаконно располагают взяточники, если взятки берутся многократно и, часто, большими суммами.
Коррупционные убытки в России на сегодняшний день, по оценке специалистов, составляют примерно $300 млрд, примерно эту сумму можно приравнять к годовому ВВП Греции. [4]
Почему высокие штрафы, уголовное преследование, суровые наказания не пугают взяточников-коррупционеров? Они готовы перешагнуть барьер совести и барьер наказния за и мелкие, и огромные суммы. Значит система уголовного преследования УК РФ с многомиллионными штрафами не отпугивает от преступных деяний?
Поучительна совсем недавняя история связанная с руководством Кемеровской области РФ, широко освещаемая в СМИ.
Главное следственное управление Следственного Комитета России продолжает расследование уголовного дела в отношении руководителя следственного управления СК России по Кемеровской области Сергея Калинкина, а так же заместителя руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Кемеровской области, старшего следователя отдела, заместителей губернатора Кемеровской области, начальника департамента административных органов администрации Кемеровской области, учредителя ООО «ПТК «Уголь» и других лиц.
Их обвиняют в совершении преступления предусмотренного, пункт «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство). Как полагает следствие, обвиняемые по предварительному сговору вымогали у Антона Цыганкова принадлежащие ему 51% акций АО «Разрез "Инской"», рыночная стоимость которых составляет не менее 1 млрд рублей. Это вымогательство сродни со взяткой, т.к. предприниматель обвинялся в экономических нарушениях и за данную сумму можно было «закрыть глаза» на нарушения.
Такие суммы уже мало кого удивляют, ведь раньше взятки составляли от нескольких десятков до сотен тысяч, а сейчас они составляют миллионы, а теперь уже последняя цифра взятки, озвученная в СМИ составляет миллиард рублей(!), это показывает постоянный рост коррупции.
Во взятках обвиняют даже министра экономического развития Российской Федерации Улюкаева А. В.
Противодействие коррупции требует, на наш взгляд, системной основы. Сложность заключается в том, что коррупция, зачастую, скрыватся, маскируется, что не позволяет точно определить все критерии коррупционных проявлений.
Ведущим направлением в антикоррупционной деятельности на сегодняший день в нашей стране, на наш взгляд, являются правовые методы борьбы: законы, госсударственные учреждения по реализации этих законов.
За последние годы только в нашей республике был принят целый ряд, указов, постановлений (около 30) так или иначе касающихся борьбы с коррупцией. Это, Указы Президента Республики Татарстан, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о противодействии коррупции. Сейчас из антикоррупционных учреждений и программ только в Татарстане работают:
- Управление Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики;
-комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан;
-антикоррупционная программа Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу.
При создании законов и указов в России и регионах проводится обязательная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, а Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» говорит сам за себя.
На наш взгляд, однако, защита общества от коррупции только с помощью статей закона, как показывает мировая практика, никогда и нигде не была способна уничтожить коррупционные отношения. Необходимо участие самого населения. Широкий общественный резонанс—это мощная поддержка государственных структур. На примере нескольких стран мы можем увидеть действенность общественного мнения.
Например, Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины было предложено населению одного из беднейших уездов Цюсянь нарисовать на специально предназначенных для этого стенах домов карикатуры, изобличающие чиновников во взятках. В дальнейшем эти комиксы были размещены на официальном сайте Комиссии, что, с комплексом других мер, по сведениям статистики партии, привело к снижению сообщений о коррумпированности чиновников на 221%.
Необычный приём используется в Праге, столице Чехии. Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре" — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло».
В Гонконге госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества. [5]
Другими важными системными методами противодействия коррупции являются, на наш взгляд, следующие:
1. Для уменьшения коррупции госсударству нужно меньше учавствовать в экономике. Предприниматель не нуждающийся в даче взятки, не становится взяточником и не создаст чиновников-взяткополучателей.
2. Наличие реальной политической конкуренции, при которой партия, находящаяся у власти, так же как и оппозиционная партия, вынуждены думать о чистоте своих рядов, чтобы не потерять поддержку общества.
3. Значительную роль играет СМИ, с их помощью над коррупционерами нависает угроза разоблачения, потери «теплого» чиновничьего места.
4. Открытые действия со стороны власти и необходимость отчета перед обществом, получение гражданами информации о деятельности органов власти,
5. открытые, прозрачные движения финансовых средств государства, местных органов власти, публикация всех принятых решений властей в СМИ
6. Постоянное общественное участие в принятии и подготовке решений власти, также общественный контроль над чиновничьим аппаратом.
7. Воспитание в человеке, особенно с юного возраста, нетерпимого отношения к нечестным схемам жизни, а здесь особую роль приобретает школа с ее возможностями воздействия на подрастающее поколение.
Что мы можем сказать и что можем предложить в заключение наших рассуждений?
Давление законами на коррупционеров является действенным средством, но не панацеей, спасающей общество от этой беды, ужесточение наказания может даже повысить уровень коррупции. А сами законы можно считать пока недостаточно совершенными, т.к. они не позволяют пока решить проблему коррупции.
Общественное участие и личная активная позиция расширяет многократно круг антикоррупционеров.
Активная позиция независимых СМИ также является непременным условием успешной борьбы с коррупцией. Покрытому «славой» коррупционеру вряд ли будет уютно жить в обществе.
То, что коррупция—это зло, должно прививаться «с молоком матери», а само зло должно неотвратимо наказываться.
Мы можем сами продложить нашим депутатам продумать законопроект, по которому в специально выделенном интернет-пространстве, доступном каждому гражданину страны, под контролем государственных органов будет выставляться информация о движении финансовых средств любого уровня власти с подробным указанием расходов и доходов, фамилий участников этого движения, чтобы, например, не только журналисты с риском для жизни проводили свои антикоррупционные расследования, а в этом могли принять участие все граждане социума.
Очень хочется надеяться, что позже мы станем свидетелями того, что в нашей обширной, многонациональной стране понятие «коррупция» перестанет играть сколько-нибудь заметную роль в общественной жизни.
Использованые источники:
Твёрдое - мягкое
Дымковский петушок
Как нарисовать зайчика
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сочинение