В работе рассмотрена очень актуальная для современного информационного века проблема компьютерной безопасности.
Работа включает:
ü Обзор основных вредных факторов при работе за компьютером
ü Пути решения проблемы компьютерной безопасности
ü Памятки и рекомендации для учащихся по работе с компьютером
ü Статистические данные, отражающие ситуацию компьютерной зависимости и уровня безопасности на школьном уровне
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 94.14 КБ |
Научно – исследовательская работа
«КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА».
Исполнитель:
Пожарский Денис Олегович,
ученик 9В класса,
МБОУ СОШ №5, п. Айхал.
Научный руководитель:
Портнова Татьяна Евгеньевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ № 5.
п. Айхал
2013 г.
Содержание
1. Введение. 3
2. Основные вредные факторы при работе за компьютером 4-6
3. Решение проблемы компьютерной безопасности 7-8
Введение
Единственный способ сохранить здоровье – это есть то чего не хочешь,
пить то, чего не любишь,
и делать то, чего не нравится.
М.Твен
Компьютеры прочно заняли своё место и в доме, и в офисе. Они сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. В настоящее время в литературе имеются противоречивые мнения о том, оказывает ли вредное влияние на организм работа на компьютере, или эти влияния сводятся к минимуму. С другой стороны, компьютеры с каждым годом получают всё большее распространение, становясь непременным атрибутом рабочей сферы и большинства семей. Поэтому изучение компьютерного воздействия на организм человека, на его физиологические показатели представляется нам актуальным.
Цель исследования: выяснить какое влияние оказывает компьютер на здоровье школьников.
Задачи:
1. Изучить заболевания, возникающие при нарушении норм работы на ПК(изучение литературы)
Методика исследований: анализ литературных источников, беседа с медицинским работ -
ником школы, разработка анкеты, социологический опрос, анализ результатов иссле-
дования, разработка памятки для пользователя ПК
Ожидаемый результат: приведенные ниже материалы помогут учащимся организовать
работу на компьютере так, чтобы он стал хорошим другом и помощником, а не ис-
точником заболеваний, связанных с неправильным его использованием
Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что здоровье это самое главное богатство. Сегодня компьютеризацию принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – здоровье.
2. Основные вредные факторы при работе за компьютером
2.1. Перегрузка суставов кистей
Чувствовали ли вы после нескольких часов работы на компьютере покалывание, онемение, а то и дрожь в пальцах рук или боль в запястьях, особенно правой руки, которой вы не отпуская держали мышку? Все это - симптомы так называемого туннельного синдрома запястья. Медицинское его название - "карпальный туннельный синдром" (КТС); часто также используют название "синдром запястного канала" (СЗК).
Каковы причины возникновения туннельного синдром запястья? Свой вклад вносят генетическая предрасположенность и заболевания суставов, нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Основная задача при лечении туннельного синдрома - добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство - рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.
Но лучше, конечно, до этого не доводить. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами.
Боли или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов могут быть признаками остеохондроза, который может привести к грыже диска, способной повредить как спинной мозг, так и исходящие от него нервные отростки. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными: от болей в спине, конечностях и внутренних органах, до паралича конечностей и смерти. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки» и радужные круги.
Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных.
В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки.
Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения более низких частот - излучения очень низкой частоты и сверхнизкой частоты, создаваемого компьютерами и другими бытовыми электроприборами, то здесь ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Исследования в этой области, проверенные в последние годы, только усилили беспокойство и поставили новые вопросы, остающиеся без ответа.
Следующий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стрессы, случались и инфаркты. Что такое стресс? В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями вашей жизни.
2.5 Как влияет монитор ПК на зрение
Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно: - самосветящееся, а не отраженное; - имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения; - не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей; - мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации; - не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.
Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Невозможность правильно и рационально организовать рабочее место оператора (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию. Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, "летающие мушки" и радужные круги.
3. Решение проблемы компьютерной безопасности
3.1 Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий!
Непрерывное занятие за компьютером должно продолжаться не более:
– 10 минут – для учащихся 1 класса;
– 15 минут – для учащихся 2-5 классов;
– 20 минут – для учащихся 6-7 классов;
– 25 минут – для учащихся 8-9 классов;
– 30 минут – для учащихся 10-11 классов.
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более:
– 45 минут – для детей 8-10 лет;
– 1 час 30 минут – для детей 11-13 лет
– 2 часа 15 минут – для детей 14-16 лет.
3.2 Необходимо правильно сидеть за компьютером!
Ровно держать спину. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см.
Работают только пальцы. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены.
Не задирать голову. Упираться взором перпендикулярно в центр экрана.
Бедра находятся под прямым углом к туловищу.
Колени - под прямым углом к бедрам. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, нужно сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. (см. прил.7)
3.3 Ваши глаза - это мышцы, которые могут устать!
Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.
Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.
Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 60-70 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, задайте масштаб изображения 120 - 150%.
Шрифт на экране должен быть темным, а фон светлым. Зеленые и оранжевые цвета плывут и редко дают отчетливое изображение.
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика!
Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания.
Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, вы поднимаете глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следите за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
3.4 Включенный монитор образует электромагнитное поле.
Проверить его интенсивность несложно: проведите тыльной стороной ладони на расстоянии нескольких миллиметров от включенного монитора. Если вы отчетливо услышите характерные потрескивания, значит, электромагнитное поле действительно присутствует.
Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас. Согласно испытаниям, пользователи, сидевшие, по крайней мере, в 70 см от экрана, получили минимальную дозу электромагнитного излучения.
В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.
3.5 Профилактика нервных расстройств.
Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Главное, чего вы должны добиться, это того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
3.6 Берегите суставы ваших рук
Для профилактики и лечения запястья необходимо как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой набор упражнений для рук.
При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)
При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями).
Результаты исследования.
1. Из консультации с медработником школы я узнала, что у 35% учащихся нашей школы проблемы со зрением и у 70% болезни опорно-двигательного аппарата
Выводы: Эти болезни могут возникать, в том числе и из-за нарушения техники безопасности работы за ПК! Нарушая правила работы за ПК, школьники усугубляют состояние своего здоровья.
2. Со своими научными руководителями мы разработала анкету: (прил. 6)
Мною было опрошено 120 учащихся 9-11 классов нашей школы.
Выводы: а) По первому вопросу анкеты были получены такие данные: из 120 учащихся 9-11 кл. дома имеют компьютер 109 человек. (прил. 1)
б) Из второго вопроса анкеты выяснилось, что большая группа учащихся, которая проводит за ПК время, в несколько раз превышающее норму (от 4 до 8 часов в день, при норме 1,5 – 2 часа) (прил. 2)
в) Симптомы, которые появляются у учащихся после работы, следующие (ТАБЛИЦА 1):
ТАБЛИЦА 1
Симптомы | Всего |
Боль в спине, запястьях | 44 чел. |
Утомление | 60 чел. |
Повышенная раздражительность | 59 чел. |
Усталость глаз | 27 чел. |
Из приведенной таблицы видно, что после длительной работы на компьютере появляется боль в спине, усталость глаз, утомление, раздражительность. (прил.3)
Рабочее место с компьютерным столом и специальным креслом у 62 (57%) учащихся, у 15 (14%) учащихся – либо имеется стол, либо кресло, а у 32 (29%) учащихся рабочий стол не оборудован вовсе. (прил. 4)
Заключение
Мы проделали работу, по изучению воздействия компьютера на здоровье человека.
А именно, исследовали, как часто учащиеся проводят свой досуг, сидя за компьютером и какие жалобы на здоровье у них появляются.
В итоге, я пришла к выводу, что компьютер оказывает вредное воздействие на здоровье школьников. Но если мы будем соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам врачей, то компьютер будет нам только другом и будет помогать при работе.
На основании всего вышесказанного и приведенных нами результатов исследования в качестве рекомендации школьникам можно предложить четкое соблюдение гигиенических требований и норм при работе на ПК.
Что касается моих возможностей на школьном уровне, то я могу предпринять следующие действия:
Литература
1. Энциклопедия для детей. Т. 22. Информатика. М.: , изд. «Аванта+, 2004.
2. http://www.medicinform.net/comp/comp_zdor.htm
3. Журнал «Здоровье школьника», №6 2007 г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Памятка при работе на ПК Приложение 5
В целях защиты от вредных факторов при работе на ПК я предлагаю выполнять следующие рекомендации:
1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором;
2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен;
3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;
4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами;
5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;
6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;
7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;
8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;
9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;
10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;
11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;
12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его;
Приложение 6
Анкета по теме «Компьютер и здоровье»
Класс _____
№ | Вопросы | Ответы |
Есть ли дома компьютер? | ||
Сколько времени проводишь за ним? (в сутки) | ||
Устаёшь ли ты, сидя за компьютером? | ||
Делаешь ли ты перерыв? | ||
Болит ли у тебя спина, запястья? | ||
Слезятся ли у тебя глаза, когда смотришь на монитор? | ||
Нервничаешь ли ты, если что-нибудь не получается? | ||
Какое у Вас рабочее место (компьютерный стол, спец кресло) описать |
Приложение 7
Спасибо тебе, дедушка!
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Золотая хохлома
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Как нарисовать ветку ели?